Научная статья на тему 'К истории развития обрядовой стороны чина венчания'

К истории развития обрядовой стороны чина венчания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3821
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории развития обрядовой стороны чина венчания»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.В. Петровский

К истории развития обрядовой стороны чина венчания

Опубликовано:

Христианское чтение. 1908. № 12. С. 1599-1619.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

\

Къ исторіи развитія обрядовой стороны чина вѣнчанія.

ЙОДОБНО всему богослуженію, чипъ вѣнчанія не былъ въ древности тѣмъ устойчивымъ, неподвижнымъ въ своемъ составѣ послѣдованіемъ, какимъ является въ на-% стоящее время. Его обрядовая сторона слагалась посте-7 пенно, принимала въ зависимости отъ обстоятельствъ различныя формы, то болѣе простыя, то болѣе сложныя. Начальные моменты даннаго процесса остаются почти неизвѣстными: за первые восемь вѣковъ о вѣнчаніи имѣются лишь отрывочныя, разрозненныя извѣстія въ сочиненіяхъ нѣкоторыхъ отцевъ и учителей церкви *), а древнѣйшіе списки его состава отъ VIII—IX в. представляютъ послѣдній въ результатѣ восьмивѣковаго развитія. Не давая матеріала для уясненія первичныхъ, древнѣйшихъ формъ брака, эти двѣ группы свидѣтельствъ въ соединеніи съ указаніями позднѣйшаго времени позволяютъ намѣтить два главныхъ момента въ исторіи развитія вѣнчальнаго обряда: время его совмѣстнаго совершенія съ литургіею и время обособленія,—существованія въ качествѣ самостоятельнаго послѣдованія. Первый періодъ, закончившійся къ VIII—X в. 2), далъ возможность развиться

’) Они собраны и приведены въ статьѣ А. Л. Каганскаго: „Къ исторіи литургической стороны таинства брака“. Христіанское Чтеніе. 1880,

1 т. стр. 99—127.

2) Прямое указаніе на совмѣстное совершеніе брака и литургіи, во время которой новобрачные пріобщались Тѣла и Крови Христовой, находится въ чинѣ вѣнчанія но рукописи Синайской библ. 1153 г. Л'* 1 973. На почвѣ этой связи возникъ практиковавшійся въ древности обы чай

основному составу начальной части вѣнчанія до чтенія апостола и евангелія съ дальнѣйшею ектеніею «Рцемъ вси» включительно. возникновеніе же и постепенное сформированіе второй половины падаетъ на время послѣ обособленія брака отъ литургіи. Къ подобному заключенію приводитъ сравненіе нѣкоторыхъ списковъ чипа вѣнчанія, изъ которыхъ одни,—рукоп. Синайской библ. 1153 г. Х° 973 и рукоп. библ. лавры Аѳанасія Аѳонскаго ХУ в. № 105, представляютъ его въ связи съ литургіею, а въ другихъ,—напр., рукописи Синайской библ. X в. JV? 958, онъ является самостоятельнымъ послѣдованіемъ. Чинъ вѣнчанія перваго памятника имѣетъ изъ современнаго состава второй части только преподаніе брачущимся общей чаши съ чтеніемъ соотвѣтствующей молитвы и отпустъ. То и другое дѣйствіе совершается по окончаніи литургіи, которая начинается въ свою очередь послѣ вѣнчальнаго апостола, евангелія, ектеніи «Рцемъ вси» и молитвы «Благословенъ еси Господи Боже отецъ нашихъ» *). Въ рукописи лавры Аѳанасія Аѳонскаго нѣтъ даже и этихъ точекъ соприкосновенія съ современнымъ составомъ. Вѣнчаніе состоитъ въ ней изъ одной первой части и заканчивается предъ литургіею. Именно, послѣ слѣдующей за вѣнчальнымъ апостоломъ и евангеліемъ ектеніи «Рцемъ вси» и молитвы: «Призываемъ Тебя, Господи Боже Вседержитель», священникъ произноситъ отпустительный тропарь (аттоЬтшоѵ) и кондакъ дня, затѣмъ говоритъ: «и во вѣки вѣковъ»,—переходитъ къ совершенію литургіи. Отправляемая обычнымъ образомъ, она не имѣетъ въ своихъ заключительныхъ дѣйствіяхъ и молитвахъ ничего относящагося къ вѣнчанію. Послѣ причащенія, въ которомъ принимаютъ участіе новобрачные, читается заамвонная молитва, произносятся обычныя молитвы благодаренія, «Буди имя Господне» и «все по порядку» 2). При совмѣстномъ совершеніи съ литургіею вѣнчаніе, такимъ образомъ, или совсѣмъ не имѣло современной * 9

причащать брачущихся. Упоминаніе о немъ безъ указанія на литургію—несомнѣнный признакъ того, что связь съ нею вѣнчанія кончилась. Сообразно съ этимъ всѣ списки даннаго послѣдованія, говорящіе о причащеніи брачущихся и замалчивающіе литургію, воспроизводятъ чинъ вѣнчанія въ періодѣ обособленія отъ евхаристіи. Древнѣйшій изъ нихъ—Барбериновъ Евхологій VIII—IX в.

9 А. А. Дмитріевскій. Описаніе литургическихъ рукописей. II т., стр. 100—1.

-) Дмитріевскій. Ibid., стр. 635.

второй части (рукоп. лавры Аѳанасія Аѳонскаго) или имѣло ее въ зачаточныхъ формахъ (рукоп. Синайской библ. 1153 г.). И наоборотъ, она на лицо въ тѣхъ спискахъ вѣнчанія, по которымъ послѣднее совершается отдѣльно отъ литургіи. Такова, между прочимъ, рукоп. Синайской библ. X в. № 958, содержащая древнѣйшее изложеніе состава второй части. Послѣ чтенія вѣнчальныхъ апостола и евангелія она имѣетъ современную просительную ектенію «Заступи, спаси», возгласъ «И снодоби насъ, Владыко», молитву «Отче нашъ», современную молитву предъ ектеніею «Заступи, спаси», — «Господи Боже нашъ, во спасительномъ Твоемъ смотрѣніи», причащеніе новобрачныхъ, молитву общей чаши и преподаніе этой послѣдней 1). Наличность второй половины чина вѣнчанія при отдѣльномъ совершеніи его отъ литургіи отмѣчается и вышеупомянутою рукописью лавры Аѳанасія Аѳонскаго. Излагая составъ молитвословій брака, отправляемаго совмѣстно съ литургіею, опа предполагаетъ возможность совершенія его отдѣльно отъятой послѣдней. При данномъ условіи послѣ вѣнчальнаго апостола и евангелія, ектеніи «Рцемъ вси», молитвы: «Призываемъ Тебя, Господи Боже Вседержитель», слѣдуетъ ектенія «Исполнимъ молитву», «Заступи, спаси», молитва общей чаши «Боже, вся сотворившій крѣпостію Твоею», пре-иоданіе чаши брачущимся», троекратное обведеніе ихъ при пѣніи «Святіп мученицы», «Слава Тебѣ, Христе Боже» и т.

д. 1 2). Подобныя же добавленія получилъ въ рукописи Свято-гробской Константинопольской библ. 1584 г. № 134 отдѣленный отъ литургіи чинъ вѣнчанія рукоп. Синайской библ. 1153 г. № 973 3).

Сложившаяся послѣ отдѣленія брака отъ литургіи, вторая половина чина вѣнчанія позднѣе по времени своего появленія первой 4). По указанію извѣстныхъ уже рукописей Синайской библ. № 973 и лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 105, эта послѣдняя успѣла сформироваться въ періодъ совмѣстнаго совершенія брака и евхаристіи. Правда, древнѣйшее изложеніе ея

1) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 30—1.

2) Ibid., стр. 635.

3) Ibid., стр. 802—3.

4) А. Л. Катаескій, наоборотъ, утверждаетъ, что „вторая часть вѣнчанія есть несомнѣнно самая древняя его часть“. „Христ. Чт“ 1880, I, стр. 102. Подобный выводъ находится въ прямомъ противорѣчіи съ вышеприведенными свидѣтельствами. Автору они не могли быть извѣстны.

состава встрѣчается въ тѣхъ памятникахъ, въ которыхъ вѣнчаніе отдѣлено отъ литургіи. Таковы евхологіи Барбериновъ VIII—IX в., преосвященнаго Порфирія Успенскаго IX в. и рукоп. Синайской библ. IX—X в. № 957 1). Это же обстоятельство можетъ дать мѣсто предположенію, что и первая часть брака образовалась послѣ превращенія его въ самостоятельное послѣдованіе. Но такъ какъ вторая часть вѣнчанія представлена перечисленными памятниками въ томъ самомъ видѣ, который она имѣетъ въ рукоп. Синайской библ. 1153 года № 973, т. е. за время совмѣстнаго совершенія брака п литургіи, то само собою понятно, что и возникновеніе первой относится къ тому же самому періоду. Кромѣ того, основные ея элементы извѣстны изъ отеческой письменности до IX в.* 2), слѣдовательно, по времени появленія древнѣе отдѣленіе брака отъ литургіи.

Причины неодновременнаго развитія составныхъ частей вѣнчальнаго чина,—болѣе ранняго первой и болѣе поздняго второй, заключаются въ способѣ его соединенія съ литургіею. Какъ видно изъ рукописей Синайской библ. 1153 г. № 973 и лавры Аѳанасія Аѳонскаго XV в. № 105, первая часть брака совершалась предъ литургіею 3), благодаря чему являлась полная возможность внесенія въ ея составъ различныхъ молитвословій и дѣйствій, не исключая чтенія апостола и евангелія, безъ нарушенія порядка и теченія евхаристіи. Вторая часть вѣнчанія могла начаться только послѣ причащенія, такъ какъ въ немъ принимали участіе новобрачные. И въ этомъ—причина ея первоначальной неразвитости: представлялось дѣломъ въ полномъ смыслѣ немыслимымъ соединять вѣнчальныя молитвословія и дѣйствія съ заключительными послѣ причащенія молитвами литургіи. И насколько сильно сознавалась невозможность подобнаго совмѣщенія, объ этомъ достаточно ясно свидѣтельствуетъ чинъ вѣнчанія по рукоп. Синайской библ. 1153 г. № 973. Его несложныя заключительныя дѣйствія,— преподаніе брачущимся общей чаши и отпустъ, имѣютъ мѣсто

*) Goar. Ебхс>.<ф°ѵ* стр. 321. Н. Ѳ. Красносельцевъ. Свѣдѣнія о нѣкоторыхъ литургическихъ рукописяхъ Ватиканской библіотеки, стр. 110. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 4—5.

2) См. вышеупомянутую статью А. Л. Катанскаго въ „Христіанскомъ Чтеніи“.

3) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 96—100, 633—4.

по окончаніи литургіи * *), но не послѣ причащенія въ порядкѣ ея совершенія.

Древнѣйшее изложеніе состава болѣе ранней по времени возникновенія и развитія первой половины вѣнчанія встрѣчается въ Барбериновомъ евхологіи YIII—IX в. и въ рукоп. Синайской библ. IX—X в. № 957. Ея порядокъ въ томъ и другомъ памятникѣ вполнѣ одинаковъ: вѣнчаніе состоитъ изъ ектеніи, молитвы: «Боже святый, создавшій человѣка» (3-я современная), возложенія на брачущихся вѣнцевъ, соединенія рукъ, подаянія мира, и молитвы главопреклоненія: «Господи Боже нашъ, во спасительномъ Твоемъ смотрѣніи» (современная предъ ектеніею «Заступи, спаси») 2). Сохранившись въ нѣкоторыхъ памятникахъ позднѣйшаго времени, каковы рукописи Синайской библ. XI—XII в. № 962, XII — XIII в. JV» 1036 и рукоп. Ватопедской Аѳонской библ. XIY в. № 133 3), изложенная редакція распалась уже въ X—XI ст. на двѣ другихъ, изъ которыхъ одна воспроизведена первымъ Крипто-ферратскимъ спискомъ, а другая, рукописью Синайской библ. X в. Д» 958 и евхологіемъ преосвященнаго Порфирія Успенскаго. Въ первой изъ этихъ вторичныхъ редакцій древнѣйшій составъ вѣнчанія осложненъ только двумя новыми дѣйствіями: введеніемъ брачущихся въ храмъ при пѣніи псалма 127-го: «Блаженни вси, боящіеся Господа», и произнесеніемъ формулы вѣнчанія: «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчай его», «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчай ее» *), а во второй значительно расширенъ внесеніемъ молитвъ благословенія брака, молитвословій прп возложеніи вѣнцовъ, соединеніи рукъ и чтеніемъ апостола съ евангеліемъ. Именно, кромѣ молитвы: «Боже святый, создавшій человѣка», рукоп. Синайской библ. № 958 имѣетъ еще двѣ другихъ: «Боже не-бесе, Боже свѣтовъ, Господа нашего I. Христа», «Боже пречистый, всея твари содѣтелю» (1-я современная), указываетъ далѣе брать вѣнцы съ словами: «Положилъ еси на главу», возлагать ихъ на голову брачущихся съ молитвою: «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчавшій святыхъ Твоихъ, Самъ даруй рабамъ Твоимъ симъ вѣнецъ славы и чести», соединять руки съ молитвою: «Господи Боже нашъ, ниспосли

г) Ibid., стр. 100.

-) Goar. ЕйУ.оАоуюѵ. Стр. 320. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 4.

*) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 73—4, 151, 294.

4) Goar. Ibid.

руку Твою и благослови рабовъ Твоихъ», и, наконецъ, читать, апостолъ и евангеліе 1). Съ аналогичными добавленіями излагается древній составъ вѣнчанія въ евхологіи преосвященнаго Порфирія Успенскаго. Послѣ соединенія рукъ брачущихся съ словами: «Духъ Св. соединяетъ», и возглашенія прокимна въ немъ встрѣчаются двѣ молитвы,—брака: «Боже пречистый, всея твари содѣтелю», и надъ первобрачными: «Призываемъ Тебя, Господи Боже Вседержитель» * 2).

Только что изложенныя редакціи первой половины чина вѣнчанія X—XI в. являются наиболѣе употребительными и во все послѣдующее время 3). Онѣ воспроизводятся такимъ подавляющимъ большинствомъ списковъ, что исторія развитія послѣдованія брака по праву можетъ быть названа исторіею именно этихъ редакцій. Не привнеся въ составъ первой части вѣнчанія какихъ-либо новыхъ дѣйствій, если не считать врученія брачущимся свѣчъ 4), она свелась къ различнымъ измѣненіямъ ея древней формы, сгладившимъ въ результатѣ первичныя особенности редакцій. Особенности криптоферратской

ѵ) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 28—30.

2) Н. Красносельцевъ. Свѣдѣнія, стр. 109—110.

3) Другихъ редакцій извѣстны только двѣ; одна по рукоп. Синайской библ. 1153 г. № 973 и рукоп. Святогробской Константинопольской библ. 1584 г. № 134, другая по второму Барберинову списку и рукописямъ: Александрійской патріаршей библ. въ Кайрѣ XIY в. № 149—104, лавры Аѳанасія Аѳонскаго XV в. № 88 и Синайской библ. 1516 г. № 977. Къ особенностямъ первой принадлежатъ не встрѣчающіяся въ другихъ спискахъ вѣнчанія молитвы: соединенія рукъ: „Боже вѣчный, Отецъ небесный... призри на соединяющихся бракомъ симъ и на соединеніе рукъ ихъ“, за которой слѣдуетъ чтеніе псалма: „Отрыгну сердце мое“, и пре-поясаніе жениха мечемъ при произношеніи псаломскихъ словъ: „ире-пояши мечъ“; благословеніе: „Сый Владыка Господи Боже нашъ, создавшій человѣка по образу своему и по подобію, благослови бракъ сей, какъ благословилъ Іосифа и Асенефу“...; вѣнцевъ: „Господи Боже, царю всѣхъ насъ, благослови вѣнцы сіи и освяти ихъ“, и, наконецъ, двѣ молитвы послѣ ихъ возложенія: „Творецъ и создатель всяческихъ, создавшій человѣка по образу Своему и подобію, призри на бракъ сей и благослови ихъ, какъ благословилъ Авраама и Сарру“, „Боже благій и человѣколюбивый... возвесели ихъ въ видѣніи сыновъ и дщерей, даруй . имъ отъ росы небесной и тука земли“ (А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 97—9). Наиболѣе выдающеюся особенностью второй редакціи является чтеніе апостола и евангелія въ самомъ началѣ вѣнчанія (Goar. EuXoXö-

стр. 321—2. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 352, 441, 713).

4) Рукоп. Патмосской библ. XIII в. № 105, Синайской библ. XIII в № 966. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 169, 214.

редакціи перешли въ списки синайской'и наоборотъ, послѣдствіемъ чего явились редакціи своднаго характера. Измѣненіямъ подобнаго рода подверглась первоначально редакція криптоферратскаго списка. Господствовавшая въ теченіе XI— XIV в., бывшая за ото время въ постоянномъ употребленіи, она испытала ихъ ранѣе редакціи рукописи Синайской библ. № 958, получившей распространеніе только съ XV ст.

Въ одной части списковъ чина вѣнчанія, каковы рукописи: XIII в. Синайской библ. № 960, XIV в. той же библ. №981, Аооно-Куглумушскаго монастыря № 491, лавры Аѳанасія Аѳонскаго и Московской синодальной библ. № 279 *), крипто-ферратская редакція осталась на той ступени развитія, какого достигла въ X ст., а въ другой пошла нѣсколько далѣе,— продолжала развиваться въ томъ самомъ направленіи, которое обозначилось еще въ прежнее время, т. е. въ области выработки вѣнчальныхъ формулъ. Кромѣ этихъ послѣднихъ, то вытѣснявшихъ вѣнчальную формулу X в., то совмѣщавшихся съ нею, полученныя ею измѣненія состояли изъ неизвѣстныхъ ея древнему составу молитвъ при соединеніи рукъ и чтенія апостола и евангелія съ дальнѣйшею ектеніею и молитвою. Съ особенностями подобнаго рода криптоферратская редакція представлена въ цѣломъ рядѣ списковъ, начиная съ древнѣйшаго,—рукописи Аѳоно-Пантелеймоновской библ. XI—XII в. № 162. Возложеніе вѣнцевъ сопровождается въ ней произнесеніемъ словъ: «Христосъ вѣнчаетъ», и чтеніемъ заимствованной изъ рукоп. Синайской библ. X в. № 958 молитвы: «Боже, славою и честію вѣнчавшій святыхъ Твоихъ», а соединеніе рукъ—фразою: «Христосъ присутствуетъ» 2). Слѣдующій затѣмъ памятникъ—рукоп. ІІатмосской библ. XIII в. № 104 содержитъ древнюю формулу вѣнчанія: «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчай его... ее», восполненную псаломскими словами: «Славою и честію вѣнчалъ ихъ и поставилъ»; предписываетъ читать при соединеніи рукъ не только молитву: «Господи Боже нашъ, во спасительномъ Твоемъ смотрѣніи», но, и молитву благословенія брака рукоп. Синайской библ. № 958: «Боже пречистый, всея твари содѣтелю» 3). Бъ рукописи той же библ. № 105 возложеніе вѣнцевъ сопровождается

О А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 193, 341—2, 357, 364. Н. Ѳ. Красно-сельцевъ. Свѣдѣнія, стр. 112.

О А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 41.

3) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 155.

произнесеніемъ современной формулы («Вѣнчается рабъ Божій») съ прибавленіемъ словъ: «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчалъ его и положилъ на главу его вѣнецъ отъ камене честна, «а соединеніе рукъ—обращенной къ жениху фразой: «Возьми ее (жену) изъ храма Господня». Троекратно знаменуя затѣмъ брачущихся, священпикъ говоритъ: «Отецъ благословляетъ, Сынъ вѣнчаетъ, Духъ Святый освящаетъ 1). Рукопись Синайской библ. № 966 повторяетъ предшествующую,—содержитъ формулу «Отецъ благословляетъ», и слова: «Славою и честію вѣнчалъ еси: лшна твоя, яко лоза плодовитая», но то и другое пріурочиваетъ къ моменту возложенія вѣнцевъ * 2). Рукопись Аооно-Ватопедской библ. 1468 г. № 322 при возложеніи вѣнцевъ предписываетъ говорить: «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчай раба Твоего сего», при слѣдующемъ затѣмъ благословеніи: «и поставь ихъ надъ дѣлами рукъ Твоихъ», а въ формулѣ соединенія рукъ: «возьми жену сію, которую далъ тебѣ Богъ», повторяетъ рукоп. ГІат-мосской библ. № 105 3). Въ отличіе отъ предшествующихъ списковъ въ рукоп. Аѳоно-Костамонидской библ. ХУ в. № 19 при возложеніи вѣнцевъ говорится: «Положилъ на главахъ ихъ вѣнцы», а при соединеніи рукъ читается псаломъ «Господи, силою Твоею возвеселится царь» до словъ: «живота просилъ» 4). Наконецъ, въ рукописяхъ ХУІ в.: Святогробской Константинопольской библ. № 615, Синайской № 996 и Аѳо-но-Пантелеймоновскаго монастыря № 305, возложеніе вѣнцевъ соединяется съ произнесеніемъ формулы: «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчалъ его... ее», а слѣдующее затѣмъ благословеніе брачущихся сопровождается словами: «Господи

Боже нашъ, славою и честію вѣнчалъ ихъ. Положилъ на главахъ ихъ вѣнцы». Въ трехъ послѣднихъ памятникахъ въ составъ первой части входитъ еще чтеніе апостола, евангелія и возношеніе ектеніи «Рцемъ вси» 5). Въ рукописи Аооно-Ватопедской библ. 1468 г. № 322 и евхологіи Ватиканской библ. ХУІ в. № 1213 къ этимъ послѣднимъ элементамъ, заимствованнымъ изъ списка вѣнчанія синайской редакціи, прибавлена, кромѣ того, молитва: «Призываемъ Тебя, Господи Боже Все-

9 Ibid,, стр. 169.

2) Ibid., стр: 214.

3) Ibid., стр. 421.

4) Ibid., стр. 493.

5) Ibid., стр. 741, 796, 827.

держитель» *), а въ рукописи Аѳоно-Костамонидской библ. ХУ в. № 19 «Боже пречистый, всея твари содѣтелю» * 2). Обѣ онѣ извѣстны по евхологію преосвящ. Порфирія Успенскаго, занимаютъ въ немъ то же самое мѣсто,—послѣ чтенія евангелія.

Синайская редакція первой половины чина вѣнчанія, оставаясь неизвѣстною по памятникамъ XI—ХІУ ст., начинаетъ входить въ употребленіе съ ХУ в. Представленная рукописями ХУ ст.: Синайской библ. № 968 и 988, Святогробской Константинопольской № 8, Аѳоно-Пандократорской № 149, лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 105, и рукоп. ХУІ в. Синайской библ. JV» 978 и Аѳоно-Пантелеимоновскаго монастыря № 780, она имѣетъ иной, чѣмъ въ X в., видъ,—носитъ слѣды самостоятельнаго развитія и вліянія криптоферратской редакціи. Вылившись въ перечисленныхъ спискахъ въ различныя формы, то и другое дало однако и общіе имъ, повторяемые всѣми элементы. Плодомъ самостоятельнаго развитія являются три молитвы: благословенія брака—«Благословенъ еси Владыка Вседержитель», соединенія рукъ—«Владыко Господи Боже нашъ Отче всѣхъ», и послѣ ектеніи «Рцемъ вси»—«Призываемъ Тебя, Господи Боже Вседержитель» 3). Послѣдняя изъ нихъ заимствована изъ евхологія преосвящ. Порфирія Успенскаго, воспроизводящаго однородную съ синайскою редакцію, а двѣ первыхъ представляютъ переработку молитвы рукоп. Синайской библ. X в. № 958: «Боже небесе, Боже свѣтовъ, Господа нашего I. Христа». Молитва «Благословенъ еси Владыка Вседержитель» составляетъ расширеніе ея первой половины, а «Владыко Господи Боже нашъ, Отче всѣхъ»,—сокращеніе второй 4). Что касается вліянія криптоферратской ре-

х) Ibid., стр. 421. Н. Ѳ. Красносельцевъ. Свѣдѣнія, стр. 105.

2) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 494.

3) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 402—3, 587, 461—4, 488, 634—5, 861, 830—1.

4) Молитва благословенія брака читается такъ: „Благословенъ еси Владыка Вседержитель, виновникъ жизни и податель вѣчныхъ благъ, возсіявшій свѣтъ и давшій имя дню, великою Своею премудростью создавшій міръ и неизрѣченнымъ совѣтомъ Своимъ украсившій его, распростершій въ видѣ свода орошающее (землю) небо и одѣвшій одеждою свѣта испускающее сіяніе солнце, сообщившій блескъ звѣздамъ и просіявшій ярко свѣтящую лупу, освѣтившій ее въ движеніи, какъ невѣсту брачнаго чертога, распростершій источающія дождь облака, повелѣвшій плодородной землѣ произращать плодъ во время свое, заключившій въ

104*

дакціи, то въ однихъ спискахъ оно выступаетъ болѣе сильно,

границы великое и пространное море и скрывшій въ немъ безчисленныя живыя существа, тайнаго брака законоположитель, святой и непорочной невѣсты споручникъ, дѣвственности женихъ и законнаго брака совершитель и житейскихъ благихъ строитель. Самъ, человѣколюбче царю, создавшій человѣка, положилъ его на землѣ и сказалъ: не добро быть человѣку одному на землѣ, сотворимъ ему помощника по нему. И вотъ въ экстазѣ, утоливъ его сномъ, взялъ одно изъ ребръ Адама и превратилъ его въ жену, увидя которую, Адамъ сказалъ: это кость отъ костей моихъ и плоть отъ плоти моей, она назовется жена, потому что взята отъ мужа своего, въ виду этого оставитъ человѣкъ отца своего и матерь свою и прилѣпится къ женѣ своей, и будутъ два въ плоть едину, и тѣхъ, кого Богъ соединилъ, человѣкъ да не разлучаетъ: ибо самъ Ты сказалъ, Господи: плодитесь, умножайтесь и наполняйте землю. Самъ, Владыко, пошли архангела Твоего Михаила приготовить брачный чертогъ и Гавріила соединить брачущихся и вѣнцы“ (А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 461—2). Начало данной молитвы до фразы: „тайнаго брака законоположитель“, составляетъ подробное раскрытіе того, что въ молитвѣ рукоп. Синайской библ. X в. № 958: „Боже небесе, Боже свѣтовъ“, выражено въ слѣдующей краткой формѣ: „Боже небесе, Боже свѣтовъ, Господа нашего I. Христа, повѣсившій небо и утвердившій высоты, украсившій цвѣтами землю, родящую зелень, создавшій производящіе дождь источники и всемогущею рукою Своею сотворившій человѣка“... Послѣ изображенія творческой дѣятельности и въ данной молитвѣ, какъ и вышеприведенной, излагается библейскій разсказъ о твореніи человѣка, а за нимъ слѣдуетъ описаніе брака въ Канѣ Галилейской въ такихъ выраженіяхъ: „Когда Господь и Богъ нашъ присутствовалъ (на бракѣ) въ Канѣ Галилейской, тогда архангелъ Михаилъ приготовлялъ относящееся къ браку, а Гавріилъ сплеталъ брачущимся вѣнцы, ангелы радовались, сонмы ангеловъ стекались для привѣтствія, свѣтоносные солнце и луна присутствовали“... (А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 28—9). Начало даннаго описанія,—выраженіе: „Михаилъ приготовлялъ“; и является заключеніемъ молитвы: „Благословенъ еси Владыка Вседержитель“. Въ рукописи Синайской библ. № 968 она оканчивается такъ: „когда совершался бракъ, свѣтоносные солнце и луна присутствовали, вся тварь ликовала“ (Ibid., стр. 462, прим. 4), т. е. буквальнымъ повтореніемъ словъ молитвы „Боже небесе“. Молитва, сопровождающая соединеніе рукъ, имѣетъ слѣдующій видъ. „Владыка Господи Боже нашъ, Отецъ всѣхъ, давшій руку въ руку, I. Христосъ вѣнчалъ, Духъ Святый приводилъ невѣсту, солнце, луна и всѣ воинства ангеловъ присутствовали. Будь благословенна, невѣста, какъ благословенъ Авраамъ, прославлена, какъ Исаакъ, да дастся тебѣ благодать, какъ Аннѣ, и мудрость, какъ Маріамъ, и будь благословенна во имя Господа Бога Вседержителя“ (А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 462). Полную параллель ей представляетъ вторая половина молитвы: „Боже небесе“. „Когда (да бракѣ въ Канѣ Галилейской) Духъ Святый приводилъ невѣсту, и Отецъ всѣхъ благословлялъ, тогда сонмы ангеловъ собираются, тогда Творецъ благословлялъ человѣка. Будь благословенъ и ты, женише, какъ Авраамъ“... (Ibid., стр. 29).

въ другихъ болѣе слабо. Къ числу первыхъ относятся рукописи Синайской библ. 1426 г. № 968, XYI в. № 978 и лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 105. Въ первой несомнѣнно заимствованными являются введеніе брачущихся въ храмѣ при пѣніи 127-го пс.: «Блаженни вси боящіеся Господа», сопровождающая соединеніе рукъ фраза: «Пріими Марію, жену свою», молитва при изнесеніи вѣнцевъ изъ алтаря: «Господи Боже нашъ, благословившій вѣнцы святыхъ Твоихъ апостоловъ и мучениковъ», формула вѣнчанія: «Господи, Боже нашъ, славою н честію*вѣнчай раба Твоего сего и поставь его надъ дѣлами рукъ Твоихъ» и пріуроченный къ моменту возложенія вѣнцевъ псаломъ: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Подъ вліяніемъ той же криптоферратской редакціи къ данному дѣйствію отнесено еще чтеніе молитвы: «Господи Боже нашъ, во спасительномъ Твоемъ смотрѣніи» 1). Въ чинѣ вѣнчанія по рукоп. лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 105 изъ всего перечисленнаго нѣтъ только псалма: «Господи, силою Твоею возвеселится царь», но за то имѣется лишняя, заимствованная изъ списковъ криптоферратской редакціи, молитва благословенія брака—«Владыка, Владыка всяческихъ, взявшій персть отъ земли» * 2). Въ остальныхъ спискахъ чина вѣнчанія заимствованія ограничиваются введеніемъ брачущихся въ храмъ при пѣніи 127-го пс., формулами соединенія рукъ: «Пріими Марію, жену свою» 3), или: «Пріими жену свою, которую далъ тебѣ Богъ» 4), и вѣнчанія: «Славою и честію вѣнчай раба Твоего сего». «Положилъ на главахъ ихъ вѣнецъ отъ камене честна, живота просиша у Тебѣ... И далъ имъ долготу

г) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 402—3, 861. Внесеніе молитвы криптоферратской редакціи: „Господи Боже нашъ, благословившій вѣнцы святыхъ Твоихъ апостоловъ“ (рук. лавры Аѳанасія Аѳонскаго XIII в. № 189. Ibid., стр. 183), вытѣснило сходную съ нею молитву синайской: „Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчавшій святыхъ Твоихъ“ (Ibid., стр. 30).

2) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 634. Ср. рук. лавры Аѳанасія Аѳонскаго XIII в. № 189, въ которой молитва „Владыка, Владыка всяческихъ“ читается послѣ напоенія брачущихся изъ общей чаши. Ibid., стр. 183.

3) Рук. XV в.: Святогробской Констант. библ. № 8, Аѳоно-Пандокра-торской № 149, Синайской № 988 и рукоп. XVI ст. Аѳоно-Пантелеимон-скаго монастыря № 780. А.А Дмитріевскій. Ibid., стр. 462, 488, 587, 830.

4) Рукоп. Аѳоно-Пантелеимоновскаго монастыря XV в. № 364. Ibid., стр. 567.

дней во вѣкъ вѣка», или: «Отецъ вѣнчаетъ, Сынъ благословляетъ, Духъ Святый осѣняетъ». «Славою и честію вѣнчай ихъ и поставь ихъ надъ дѣлами рукъ Твоихъ. Положилъ на главу... и далъ ему долготу дней во вѣкъ вѣка» 1). Кромѣ этихъ повторяемыхъ всѣми списками, общихъ имъ элементовъ, каждый изъ нихъ имѣетъ еще свои особенности. Такъ, въ чинѣ вѣнчанія по рукописямъ XY в.: Святогробской Константинопольской JV? 8, Аѳоно-ІІандократорской № 149, Синайской № 988 и рукоп. XVI в. Аѳоно-Пантелеймоновскаго монастыря № 780, къ двумъ молитвамъ возложенія вѣнцевъ рукоп. Синайской библ. X в. № 958 прибавлена третья: «Господи Боже нашъ, бракъ въ Канѣ Галилейской благословившій» * 2); въ рукоп. Аѳоно-Пантелеймоновскаго монастыря № 364 молитва благословенія брака: «Боже пречистый», замѣнена иною: «Владыка, вся создавшій благостію, силою и мудростію Своею», прибавлена новая молитва при соединеніи рукъ: «Десница пречистаго Отца, Сына и Св. Духа, создавшая по образу и подобію Своему человѣка», повторена молитва предшествующихъ списковъ при возложеніи вѣнцевъ, и къ тому же дѣйствію отнесена молитва: «Призываемъ Тебя, Господи Вседержитель», читаемая по другимъ спискамъ послѣ ектеніи «Рцемъ вси» 3); молитву при соединеніи рукъ даннаго памятника повторяетъ, наконецъ, рукоп. лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 105 4).

Отличительною чертою развитія первой половины чина вѣнчанія въ XV в. является расширеніе ея состава, увеличеніе числа молитвъ при соединеніи рукъ и возложеніи вѣнцевъ. Но такъ какъ тѣ и другія оказались повторяющими основныя мысли первыхъ трехъ молитвъ благословенія брака 5), то уже

О Ibid., стр. 568.

2) Ibid., стр. 464, 488, 587, 831.

3) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 567—8.

4) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 634.

5) Такъ прошенія молитвъ „Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчавшій святыхъ Твоихъ“, „Господи Боже нашъ, ниспосли руку Твою“: „даруй рабамъ Твоимъ вѣнецъ славы и чести, вѣнецъ мира и радости“, „даруй отъ росы небесной и отъ тука земли“ (А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 463—4) встрѣчаются въ молитвѣ „Боже пречистый и всея твари со-дѣтелю“. Молитва: '„призываемъ Тебя, Господи Боже Вседержитель“, повторяетъ ее же въ прошеніяхъ: „возвесели ихъ въ видѣніи сыновъ и дщерей, даруй имъ отъ росы небесной и отъ тука земли, исполни домъ ихъ пшеницы вина и елея й всякія благостыни“... (Ibid., стр. 465), и мо-

въ томъ же ХУ и особенно въ слѣдующемъ ХУІ ст. наблюдается наклонность къ сокращенію данныхъ отдѣловъ. Такъ въ чинѣ вѣнчанія по рукописи Патмосской библ. ХУ в. № 690 опущено соединеніе рукъ со всѣми относящимися къ нему въ другихъ спискахъ молитвами, а при возложеніи вѣнцевъ читаются лишь двѣ молитвы: «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчавшій святыхъ Твоихъ», и «Господи Боже нашъ, во спасительномъ Твоемъ смотрѣніи» *). Въ двухъ другихъ рукописяхъ той же библ.: XV в. № 715 и ХУ—ХУІ ст. № 689, подверглись исключенію молитвы при возложеніи вѣнцевъ, а -при соединеніи рукъ удержано чтеніе формулы: «Пріими Маріамъ, жену свою», и молитвы: «Десница пречистаго Отца» * 2). Чинъ вѣнчанія по рукописи Святогробской Константинопольской библ. ХУІ в. № 68 совпадаетъ по пропускамъ съ первымъ памятникомъ: не имѣетъ соединенія рукъ, а изъ молитвъ при возложеніи вѣнцевъ содержитъ лишь «Господи Боже нашъ, во спасительномъ Твоемъ смотрѣніи» и пс. «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Опускаетъ данный памятникъ и обычную для чина вѣнчанія синайской редакціи молитву послѣ евангелія: «Призываемъ Тебя, Господи Боже Вседержитель» 3). Аналогичныя опущенія наблюдаются также въ рукописяхъ ХУІ в.: патріаршей Александрійской библ. № 224—1070, Аѳоно-Кутлумушской № 358, рукоп. Аѳоно-Каракальскаго монастыря № 199 и Аѳоно-Костамонид-ской библ. № 60. Въ первой нѣтъ акта соединенія рукъ, но при возложеніи вѣнцевъ читаются молитвы рукоп. Аѳоно-Пан-телеимоновскаго монастыря № 364 4), а въ трехъ послѣднихъ и данное дѣйствіе сопровождается лишь произнесеніемъ формулы вѣнчанія 5). Церковная практика допускала' такимъ образомъ возможность исключенія акта соединенія рукъ со всѣми относящимися къ нему молитвословіями и молитвъ при возложеніи вѣнцевъ. Эти порознь встрѣчающіяся въ перечислѳн-

литву „Благословенъ еси Госноди Боже нашъ“ въ прошеніяхъ благословить бракъ подобно браку Товита, Авраама и Сарры и браку въ Канѣ Галилейской. Въ виду этого въ чинѣ вѣнчанія по рукоп. XVI в. Аѳоно-Костамонидской библ. № 60 она включена въ число молитвъ благословенія брака. Ibid., стр. 855.

') А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 652.

2) Ibid., стр. 657, 663.

3) Ibid., стр. 813.

4) Ibid., стр. 904.

ь) Ibid., стр. 926, 928, 855.

ныхъ спискахъ особенности воспроизводятся чиномъ вѣнчанія по рукописи Аѳоно-Ватопедской библ. 1538 г. № 134. Не знающій ни соединенія рукъ, ни молитвъ при возложеніи вѣнцевъ, кромѣ формулы: «Вѣнчается рабъ Божій... раба Божія»; «Господи Боже нашъ, славою и честію вѣнчалъ еси ихъ», онъ имѣетъ въ первой своей части современный видъ *). Такъ, благодаря указаннымъ сокращеніямъ, синайская редакція первой половины чина вѣнчанія получила современную форму. Единственное отличіе ея состава за ХУІ в. отъ этой послѣдней заключается въ отсутствіи второй молитвы благословенія брака: «Благословенъ еси, Господи Боже нашъ, иже тайнаго и чистаго брака священнодѣйствителю». Но и данная молитва, извѣстная по изданному Goar’омъ списку вѣнчанія * 2), несомнѣнно принадлежитъ къ молитвамъ синайской редакціи,— представляетъ сокращеніе съ измѣненіями двухъ ея молитвъ: благословенія брака—«Благословенъ еси, Владыка Вседержитель» и соединенія рукъ—«Владыка Господи Боже нашъ, Отецъ всѣхъ» 3). Изъ первой взята начальная фраза: «Благословенъ еси Владыка Вседержитель», и измѣнена въ нѣсколько иную современную, опущено затѣмъ описаніе созданія міра, и удержано съ нѣкоторыми измѣненіями дальнѣйшее содержаніе, начиная со словъ: «тайнаго брака законоположитель», и кончая: «яже Богъ сопряже, человѣкъ да не разлучаетъ». Къ нимъ, съ пропускомъ конца первой молитвы и начала второй, прибавлены прошенія этой послѣдней: «Благослови ихъ, Господи Боже нашъ», «Сохрани ихъ»... Такимъ образомъ, и въ данной молитвѣ современная редакція первой половины чина вѣнчанія имѣетъ своимъ оригиналомъ синайскую 4).

4) Ibid., стр. 783—4.

2) Ейхо/.буіоѵ, стр. 311.

3) Онѣ приведены выше.

4) По мнѣнію покойнаго профессора Н. Ѳ. Красвосельцева, современная редакція чина вѣнчанія происходитъ отъ криптоферратской. Къ такому выводу приводитъ его замѣчаніе объ одномъ изъ списковъ этой послѣдней,—евхологіи Ватиканской библ. XVI в. № 1213: „онъ содержитъ въ себѣ одну изъ такихъ редакцій чинопослѣдованія брака, которая послужила ближайшимъ источникомъ особенностей современнаго чина“ (Свѣдѣнія, стр. 119). Равнымъ образомъ сходный съ криптофер-ратскимъ чинъ вѣнчанія Симеона Солунскаго онъ прямо называетъ „лежащимъ въ основѣ современнаго“ (Ibid., 115—116, 117). Но въ спискахъ вѣнчанія криптофератской редакціи нѣтъ молитвъ для образованія современной молитвы благословенія брака: „Благословенъ еси Го-

Но свидѣтельству рукописи Синайской библ. 1153 г. № 973, вторая половина вѣнчанія ограничивалась въ періодъ совмѣстнаго совершенія брака и литургіи преподаніемъ общей чаши и пріуроченной къ данному дѣйствію молитвой. Въ этомъ древнѣйшемъ составѣ она извѣстна и въ первое время послѣ обособленія данныхъ послѣдованій *)• При этомъ, какъ при соединеніи вѣнчанія съ литургіею молитва общей чаши была отдѣлена отъ остального его послѣдованія цѣлымъ рядомъ литургическихъ молитвъ, стояла особо, такъ точно и теперь продолжаете записываться отдѣльно * 2). Начало дальнѣйшему развитію второй части вѣнчанія было положено введеніемъ практиковавшагося при совмѣстномъ совершеніи брака и литургіи обычая причащать новобрачныхъ: вмѣстѣ съ пріобщеніемъ перешли въ чинъ вѣнчанія и тѣсно связанныя съ нимъ молитвы. Таковою оказалась прежде всего молитва «Отче нашъ», съ самаго ранняго времени толкуемая въ своемъ четвертомъ прошеніи примѣнительно къ причащенію 3). Съ нею перенесенъ неотдѣлимый отъ нея, спеціальный возгласъ, «И сподоби насъ, Владыко», а такъ какъ этотъ послѣдній являлся заключеніемъ ектеніи, «Заступи, спаси», то и она оказалась также въ чинѣ вѣнчанія. Въ этомъ близкомъ къ современному видѣ (ектенія «Заступи, спаси», «И сподоби насъ, Владыко», «Отче нашъ», «Преждеосвященная, святая святымъ», пріобщеніе, молитва общей чаши и напоеніе изъ ней), вторая половина чина вѣнчанія извѣстна по рукоп. X в. Синайской библ. № 958 4 * * * * 9) и

споди Боже нашъ“, и кромѣ того, чтеніе апостола съ евангеліемъ и произношеніе ектеніи „Рцѳмъ вси“ составляютъ особенность не ея, а синайской. На основаніи этого криптоферратскую редакцію и нельзя считать источникомъ современной.

9 Барбериновъ Евхологій VIII—IX в. Goar. ЕйХоХбуюѵ, стр. 321. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 41.—Рукоп. XI—XII в. Аѳоно-Пантелеймоновскаго монастыря № 162.

2) Барбериновъ Евхологій. Goar. Ibid. Рукоп. Синайской библ. IX—X в. № 957. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 5.

3) „Прошеніе: хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь“, мы должны, говоритъ Тертулліанъ, понимать болѣе въ духовномъ смыслѣ, потому

что Христосъ есть хлѣбъ нашъ, такъ какъ Онъ—жизнь, и жизнь—хлѣбъ.

Азъ есмь, сказалъ Онъ, хлѣбъ животный (Іоан. VI, 35), а нѣсколько

выше: хлѣбъ есть слово Бога живаго, почему и содержится вѣра, что въ

хлѣбѣ—Тѣло Его: сіе есть Тѣло Мое. Итакъ, молясь о хлѣбѣ насущномъ,

мы просимъ постояннаго пріобщенія, неотлучности отъ Тѣла Его“. De oratione.

9 А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 30—1. Кромѣ молитвы „Отче нашъ“, въ чинѣ вѣнчанія по данному памятнику, а равно рукописи Аѳоно-Ко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спискамъ позднѣйшаго времени ‘). И только въ нѣкоторыхъ памятникахъ, каковы первый Криптоферратскій списокъ, рукописи Синайской библ. IX — X в. А® 957, XIII А® 966 и я ХІУ—Ватопедской Аѳонской библ. А® 133, внесеніе въ чинъ вѣнчанія акта пріобщенія не сопровождается заимствованіями изъ литургіи; вторая половина послѣдованія брака состоитъ въ нихъ изъ пріобщенія и преподанія общей чаши съ соотвѣтствующею молитвою * 2).

Заимствованіями изъ литургіи и внесеніемъ обращеннаго къ брачущимся послѣ напоенія ихъ изъ общей чаши привѣтствія: «Будьте живы, новобрачные, Святая Троица да сохранитъ васъ въ единеніи», 3) не ограничилось развитіе второй половины вѣнчанія. Самымъ главнымъ изъ дальнѣйшихъ добавленій является троекратное обведеніе брачущихся вокругъ аналоя, или амвона съ пѣніемъ тропарей: «Святіи мученицы», «Слава Тебѣ, Христе Боже», «Исаіе, ликуй» и «О Тебѣ, радуется» въ различныхъ сочетаніяхъ 4). Составные эле-

стамонидской библ. XV в. № 19 встрѣчается еще литургійная молитва предъ причащеніемъ „Внемли, Господи“. Ibid., стр. 494.

9 Рукописи XV в.: Синайской библ. № 968, Аѳоно-Ватопедской № 322. Святогробской Константинопольской № 8, Аѳоно-Пандократорской JM» 149, Аѳоно-Костамонидской № 19, Синайской № 988; XVI в.: Аѳоно-Пантелей-моновской № 780, Аѳоно-Костамонидской № 60, Синайской № 978. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 404, 421—2, 465, 488, 497, 587, 830, 856, 861. Тотъ же самый составъ безъ упоминанія объ ектеніи „Заступи спаси“ воспроизводится рукоп. XI—XII в. Синайской библ. JV« 962, XIII в.—Патмосской №№ 104, 105, Синайской № 960; XIV в.—Синайской № 981, Аѳоно-Кутлу-мушскаго монастыря № 491, лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 161, Московской Синодальной № 279; XV в. лавры Аѳанасія Аѳонскаго Ѳ. № 88, Патмосской № 689; XVI в.—патріаршей Александрійской № 224—1070. Аѳоно-Кутлумушской № 358 и Аѳоно-Каракальскаго монастыря № 199. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 74, 155, 169, 194, 342, 357, 366 (ектенія „Заступи, спаси“ послѣ напоенія изъ чаши), 442, 663, 906, 925, 928.

2) Goar. EüXoAöytov, стр. 320. А. А. Дмитріевскій, Ibid., стр. 5, 214, 294.

3) Рукоп. XIII в. Патмосской библ. № 104 и 105, Синайской библ, 1426 г. № 958, Святогробскойг Константинопольской XV в. № 8, Патмосской № 690 и т. п. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 156, 170, 404, 465, 652.

4) Три круга спереди и сзади святыхъ иконъ при пѣніи только „Святіи мученицы“ положены въ чинѣ вѣнчанія по рукоп. лавры Аѳанасія Аѳонскаго XV в. Ѳ. JS6 88; ср. рукоп. той же лавры 1536 г. № 21; три круга съ пѣніемъ „Святіи мученицы“, „Слава Тебѣ, Христе Боже“, „О Тебѣ радуется“—въ рукоп. Святогробской библ. № 8, Аѳоно-Пандократорской № 149, Патмосской № 690, Аѳоно-Пантелеймоновской № 780 и патріаршей Александрійской № 224—1070; троекратное обхожденіе во-

менты этого акта встрѣчаются въ памятникахъ первоначально порознь. Такъ, въ чинѣ вѣнчанія по рукоп. Иатмосской библ. XIII в. № 104 находимъ послѣ причащенія и напоенія бра-чущихся изъ общей чаши пѣніе «О Тебѣ радуется» и «Свя-тіи мученицы» *), въ рукоп. Синайской библ. № 960 пѣніе только одного тропаря: «Слава Тебѣ, Христе Боже* 2), а рукопись лавры Аѳанасія Аѳонскаго того же столѣтія № 189 предписываетъ священнику совершать съ брачущимися безъ всякаго пѣнія три круга 3). Въ памятникахъ XIY и слѣдующихъ столѣтій данныя дѣйствія соединяются вмѣстѣ, образуютъ единый актъ. Указаніе на это находимъ прежде всего у Симеона Солунскаго. «Тотчасъ послѣ привѣтствія: братіе, всегда радуйтесь о Господѣ, священникъ, говоритъ онъ, взявъ новобрачныхъ за руки ведетъ ихъ, и, дѣлая кругъ въ веселіи о Христѣ, поетъ съ пѣвчими пѣснь: «Святіи мученицы», какъ при хиротоніи, и другую «Слава Тебѣ, Христе Боже» 4). Въ томъ же духѣ высказываются и выше перечисленные памятники. «И входятъ, читаемъ, напр., въ рукописи Синайской библ. 1426 г. № 968, новобрачные съ священникомъ, поя тропари: «Святіи мученицы», «Слава Тебѣ, Христе Боже», «Со страхомъ и трепетомъ», «О Тебѣ рщ^ется» 5).

Зерномъ, изъ котораго развился разсматриваемый обрядъ, можно считать обращенное къ брачущимся послѣ напоенія ихъ изъ общей чаши привѣтствіе: «радуйтесь о Господѣ». Имъ съ прибавленіемъ нѣкоторыхъ другихъ молитвъ закан- * 9

кругъ амвона съ пѣніемъ* „Святіи мученицы“, „Слава Тебѣ, Христе Боже“ „Исаіе, ликуй“—въ рукоп. Аѳоно-Ватопедской библ. 1468 г. № 322, Аѳоно-Пантелеймоновскаго монастыря XV в. Л® 364; три круга съ пѣніемъ „Святіи мученицы“, „Слава Тебѣ“—въ рукоп. XV в. Синайской библ. № 988, лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 105, Патмосской библ. XV— XVI в. N® 689 и Святогробской Константинопольской № 615. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 443, 763, 465, 488, 587, 652, 831, 906, 422, 569, 635, 664, 742. См. еще стр. 796, 814, 827. Въ рукоп. Синайской библ. 1426 г. Л® 968 къ тремъ тропарямъ: „Святіи мученицы“, „Слава Тебѣ“, „О. Тебѣ радуется“ присоединенъ еще четвертый: „Со страхомъ и трепетомъ“. Ibid., стр. 404, ср. и стр. 861.

9 А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 156.

9 Ibid., стр. 194.

3) Ibid., стр. 184.

4) Писаніе отцевъ и учителей церкви, относящіяся къ истолкованію православнаго богослуженія. II т., стр. 360.

5) А. А. Дмитріевскій, ibid., стр. 404.

чивался первоначально чинъ вѣнчанія *), а затѣмъ для нагляднаго выраженія радости впослѣдствіи былъ присоединенъ къ нему кругъ,—символъ веселія. «Священникъ, говоритъ Симеонъ Солунскій, дѣлаетъ съ брачущимися кругъ въ веселіи о Христѣ» * 2). Между привѣтствіемъ и круговымъ движеніемъ нѣтъ идейнаго различія, и потому въ чинѣ вѣнчанія они находятся въ неразрывной связи: за первымъ слѣдуетъ второе 4), или наоборотъ 3). Что касается тропарей, то, хотя появленіе ихъ въ чинѣ вѣнчанія современно введенію троекратнаго обхожденія, но имъ не вызывается: они встрѣчаются въ тѣхъ спискахъ даннаго послѣдованія, которые не знаютъ кругового движенія 4), и отсутствуютъ въ тѣхъ, которые имѣютъ это послѣднее 5 6). По словамъ Симеона Солунскаго, тропари: «Свя-тіи мученицы» и «Слава Тебѣ, Христе Боже», исполняются при вѣнчаніи потому, «что благочестиво и цѣломудренно жив-

*) Рукоп. XIII в. Патмосской библ. № 105, Синайской № 960; XIV* в. Синайской Л» 981, Аѳоно-Кутлумушскаго монастыря № 491, лавры Аѳ. Аѳонскаго № 7, Москов. Синод. библ. № 279 и ХУ в. Аѳоно-Костамо-нидской № 19. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 170, 194, 342, 357, 369, 494, Н. Ѳ. Красносельцевъ. Свѣдѣнія, стр. 113.

2) См. выше. Ср. объясненіе троекратнаго обхожденія купели въ чинѣ крещенія по Евхологію ХУІ в. Ватиканской библ. № 1213: „веселіе творятъ о спасеніи нашемъ“. Красносельцевъ. Ibid., стр. 102. О подобномъ значеніи кругового движенія достаточно ясно говоритъ также слѣдующая фраза чина вѣнчанія по рукоп. Святогробской библ. ХУ в. №8, „noioueiv Yupoos у. Xopeuovteg ха! фаХХоѵте? тро-dpta“ (Ibid., стр. 465), Т. е. „Дѣлаютъ три круга, ликуя и поя тропари“. „Хоребш“ въ значеніи „ликовать“ между прочимъ въ пасхальной пѣсни: „Ликуй (Xöpeue) нынѣ и веселися Сіоне“, и у отцевъ церкви (см. статью „Религіозный экстазъ“. Богословскій Вѣстникъ. 1893 г. апрѣль, стр. 713—5). Какъ выраженіе ликованія, радости, круговое движеніе и обозначается глаголомъ „Xopeüco“ въ чинѣ вѣнчанія по рук. Аѳоно-Ватопедской библ. 1468 г. № 322.—А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 422.

3) Рукоп. XIII в. лавры Аѳан. Аѳонскаго № 189; XV в.—Святогробской библ. № 8, Аѳоно-Пандокрагорской № 149, Синайской № 988, Пат-MoccKoß № 690; ХУІ в.—Святогробской № 615, Синайской № 996, Аѳоно-Пантелеймоновской N° 305. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 184, 465, 488, 587, 652, 742, 796, 827.

4) Рукоп. Синайской библ. ХУ в. № 968, ХУІ в. N° 978 и Ватиканской библ. № 1213. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 404, 861. Н. Ѳ. Красносельцевъ. Ibid., стр. 106.

5) Рукоп. XIII в. Патмосской библ. № 104, Синайской № 960. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 156, 194.

6) Рукоп. лавры Аѳанасія Аѳонскаго XIII в. № 189. Ibid., стр. 184.

шіе—общники Христа и святыхъ Его» 1). Но съ другой стороны, принимая во вниманіе фактъ соединенія разсматриваемыхъ пѣснопѣній съ круговымъ движеніемъ,—символомъ радости, и исполненіе одного изъ нихъ—«Слава Тебѣ, Христе Боже», послѣ привѣтствія: «радуйтесь о Господѣ» * 2), нельзя не признать, что причина ихъ внесенія въ чинъ вѣнчанія заключалась также въ соотвѣтствіи ихъ торжественнаго характера моменту радости.

Естественнымъ результатомъ обычая надѣвать на брачу-щихся вѣнцы являлась необходимость снятія ихъ. И дѣйствительно, какъ данное дѣйствіе, такъ и относящаяся къ нему молитва, въ большинствѣ случаевъ современная: «Боже, Боже нашъ, пришедый въ Кану Галилейскую», встрѣчаются въ спискахъ вѣнчанія, начиная съ X в., но въ отличіе отъ современной практики имѣютъ мѣсто не въ церкви, а на дому новобрачныхъ. Подобный обычай иногда прямо отмѣчается памятниками 3), иногда предполагается записываніемъ молитвы снятія вѣнцевъ отдѣльно отъ остального послѣдованія 4). Въ зависимости отъ этого чинъ вѣнчанія закапчивался въ церкви или напоеніемъ брачущихся изъ общей чаши или съ введеніемъ троекратнаго обхожденія этимъ послѣднимъ. Выполненіе заключительныхъ дѣйствій вѣнчанія на дому новобрачныхъ требовало присутствія здѣсь священника. Послѣднее же оказывалось невозмолшымъ, по крайней мѣрѣ трудно достижимымъ въ случаяхъ совершенія нѣсколькихъ браковъ подрядъ. Подъ вліяніемъ даннаго обстоятельства и возникаетъ современная практика снимать съ новобрачныхъ вѣнцы и читать соотвѣтствующую молитву не на дому, а въ церкви 5). Примкнувъ къ

‘) Писанія отцевъ и учителей церкви. II т., стр. 361.

2) Рукой. Синайской библ. № 960.

3) Рукописи Синайской библ. XI—XII в. № 962, 1153 г. № 973, Пат-мосской № 104, Святогробской Константинопольской ХУ в. № 8, Синайской № 988, Патмосской ХУ—ХУІ в. № 689. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 74, 100—1, 156, 465, 587, 664.

4) Рукоп. Синайской библ. X в. № 958, XIII в. № 960, 966, XIУ в. Л1* 981, ХУ в. № 968, Аѳоно-Ватопедской 1468 г, № 322. Ibid., стр. 31,194, 215, 342, 405, 422.

5) Рукоп. Х1У в. Ватопедской Аѳонской библ. № 133, ХУ в.—лавры Аѳанасія Аѳонскаго Ѳ. № 88, Аѳоно-ІІандократовской библ. № 149. ХУІ в. Святогробской № 615, Синайской № 986, Аѳоно-Пантелеймоновской №305 и 780, Аѳоно-Костамонидской № 60. Ibid., стр. 295, 442—3, 465, .прим. 6 742, 796, 827, 831, 856.

обведенію брачущихся вокругъ аналоя, она явилась вмѣстѣ съ современною молитвою отпуста, извѣстною уже по памятникамъ XIII—XYI в. х), заключеніемъ вѣнчальнаго чина. Позднѣе указанныхъ молитвъ появляется въ немъ современная молитва главопреклоненія предъ отпустомъ: «Отецъ, Сынъ и Св. Духъ», и формула при снятіи вѣнцевъ: «Возвеличися, женише», «И ты, невѣсто». Первая извѣстна по рукописи Святогробской Константинопольской библ. XVI в. № 68 * 2), а обѣ вмѣстѣ по списку вѣнчанія, изданному Goar’омъ 3).

Завершеніемъ исторіи развитія второй половины чина вѣнчанія является исключеніе изъ ея состава, кромѣ мелкихъ подробностей, —привѣтствій: «радуйтесь о Господѣ», «будьте живы, новобрачные», акта пріобщенія съ относящимися къ нему возгласами. Новая практика отмѣчается въ первый разъ памятниками XV в.: рукоп. Синайской библ. 1426 г. № 968, Аѳоно-Пантелеймоновскаго монастыря № 364 и Патмосской библ. № 690 4), но еще не имѣетъ характера всеобщности. И теперь и позднѣе продолжаетъ держаться прежній обычай пріобщать новобрачныхъ 5). Подъ вліяніемъ новыхъ порядковъ онъ измѣняется, впрочемъ, въ томъ отношеніи, что древняя рубрика объ обязательномъ причащеніи брачущихся ограничивается замѣчаніемъ: «если они постились» 6 7), «если достойны» ’), даже: «если желаютъ» 8).

9 Рукоп. Синайской библ. XIII в. N° 960 и XIV в. № 981. Ibid. стр. 194, 342. Ср. рукоп. лавры. Аѳанасія Аѳонскаго Ѳ. № 88, Аѳоно-Панте-леймоновской XVI в. № 364. Ibid., стр. 443, 569.

2) А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 814.

3) Е’і>7„оАбуюѵ, стр. 319—20.

4) А. А. Дмитріескій. Ibid., стр. 404, 569, 651. См. и рукой, лавры Аѳанасія Аѳонскаго 1536 г. № 21 и Святогробской Константинопольской библ. XVI в. № 68. Ibid., стр. 762, 813.

5) Рукоп. XV в. лавры Аѳанасія Аѳонскаго Ѳ. N° 88, Святогробской Константинопольской библ. № 8, Аѳоно-Пандократорской № 149, Синайской № 988, Патмосской XV—XVI в. А» 689, Аѳоно-ІІантелеймоновской № 780, Аѳоно-Костамонидской № 60 и т. п. А, А. Дмитріевскій Ibid., стр. 442, 465, 488, 587, 664, 831, 856.

6) Рукоп. Аѳоно-Ватопедской библ. 1468 г. № 322. А. А. Дмитріевскій. Ibid., стр. 422.

7) Рукоп. Святогробской Константинопольской библ. XVI в. № 615. Синайской 1566 г. N° 996, Аѳоно-Пантелеймоновскаго монастыря № 305. Ibid., стр. 741, 796, 827.

а) См. предшествующую ссылку и еще рукоп. Аѳоно-Кутлумушской библ. XVI в. А6 358. Ibid., стр. 925.

Съ указанными измѣненіями вторая половина чина вѣнчанія получила современный видъ и, кромѣ изданнаго Соаг’омъ списка, извѣстна еще по рукописи XVII в. Московской Синодальной библ. № 454. Къ данному столѣтію сформированіе разсматриваемаго послѣдованія закончилось въ обѣихъ частяхъ.

Священникъ А. Петровскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.