Научная статья на тему 'К истории последования таинства елеосвящения'

К истории последования таинства елеосвящения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории последования таинства елеосвящения»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.В. Петровский

К истории последования таинства елеосвящения

Опубликовано:

Христианское чтение. 1903. № 7. С. 44-59.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

XZXZXZXIX^XZXTXDOOQCXIXZXZXIXZXZXIX^C^XIXZX:

9W WWW im WWW WWW" >M ff» 99W WWW fM tfl 9WW 94

Къ исторіи послѣдованія таинства елеосвященія.

гСТОРИЧЕСКОЮ основою таинства елеосвященія послужила извѣстная заповѣдь ап. Іакова: „болитъ ли кто въ васъ; да призоветъ пресвитеры церковныя, и да молитву сотворятъ надъ нимъ, помазавше его елеемъ во имя Господне: и молитва вѣры спасетъ болящаго, и воздвигнетъ его Господь: и аще грѣхи сотворилъ есть, отпустятся ему(Іак. V, 14—5). Оправдывая церковный взглядъ на сакраментальный характеръ елеосвященія, приведенное мѣсто даетъ въ то же время основаніе и для его обрядовой стороны: молитвы и помазанія больного елеемъ нѣсколькими священниками. Апостольское установленіе и происхожденіе данныхъ элементовъ не подлежитъ никакому сомнѣнію. Но этимъ и ограничиваются всѣ свѣдѣнія о первоначальномъ составѣ елеосвященія. По смыслу апостольской заповѣди, таинство должно состоять изъ молитвы и помазанія больного елеемъ. Но было ли такъ на самомъ дѣлѣ, за отсутствіемъ данныхъ сказать невозможно. Еще скуднѣе свѣдѣнія о составѣ елеосвященія въ восточной церкви позднѣйшаго времени. За цѣлыя семь столѣтій ея памятники не содержатъ даже и тѣхъ, сравнительно недостаточныхъ указаній, какія имѣются въ сочиненіяхъ нѣкоторыхъ западныхъ писателей '). Въ такомъ? положеніи находится дѣло до VIII—IX в. И только съ. этого времени начинаютъ появляться памятники, излагающіе составъ послѣдованія и освѣщающіе исторію развитія его обрядовой стороны. Болѣе или менѣе обстоятельный обзоръ нѣкоторыхъ изъ нихъ даютъ, проф. Катанскій въ статьѣ: „Очеркъ исторіи обрядовой стороны таинства елеосвященія“ 2); проф. Дмитргев-

, ') См. статью А. Катанскаго. Очеркъ исторіи обрядовой стороны таи-

ства елеосвященія. Хр. Чтеніе. 1880 г. 11 ч.. стр. 115 и д.

-) Его выводы и взгляды повторяетъ прот. Архангельскій въ изслѣдованіи „О тайнѣ св. елея1’. С.-Петербургъ, 1895.

скій въ сочиненіи: „Богослуженіе въ русской церкви въ XYI в.“, и г. Одинцовъ въ изслѣдованіи: „Порядокъ общественнаго и частнаго богослуженія въ древней Россіи до XYI в.“. Но первый не имѣлъ подъ руками всѣхъ списковъ таинства елеосвященія, не имѣлъ потому, что тогда они еще не были изданы; два же вторыхъ останавливаются на составѣ послѣдованія за XIY—XVI вв. Въ силу этого ни одинъ изъ ученыхъ не исчерпалъ вопроса во всей его полнотѣ: не далъ полнаго очерка исторіи обрядовой стороны чина елеосвященія съ ея заключительнымъ моментомъ, — образованіемъ современнаго состава. Но что было невозможно въ прежнее время, то становится выполнимымъ теперь. Недавно изданный проф. Дмитріевскимъ второй томъ „Описанія литургическихъ рукописей, хранящихся въ библіотекахъ православнаго Востока“, содержитъ цѣлый рядъ списковъ послѣдованія елеосвященія за время отъ XII до XYII ст. Представляя богатый матеріалъ для изслѣдованія, они даютъ возможность прослѣдить исторію образованія обрядовой стороны даннаго таинства если не во всѣхъ деталяхъ, подробностяхъ, то по крайней мѣрѣ въ существенныхъ и главныхъ моментахъ. Выполненію этой задачи и посвящается предлагаемый очеркъ.

На основаніи существующихъ списковъ въ исторіи образованія обрядовой стороны таинства елеосвященія можно различить два главныхъ періода: время отъ IX до XIY ст. и отъ XIY до настоящаго. Первый періодъ характеризуется соединеніемъ елеосвященія съ тремя суточными службами: вечернею, утренею и литургіею. Въ такомъ видѣ излагается данное послѣдованіе въ Барбериновомъ евхологіи VIII—IX в. '), въ рукописи XII в. Синайской библ. № 973, въ рукописи XIII в. лавры преподобнаго Аѳанасія Аѳонскаго № 189 и въ рукоп. того же вѣка Синайской библ. № 960. „Въ тотъ день, когда полагается елеосвященіе, читаемъ во второмъ памятникѣ, собираются семь пресвитеровъ и совершаютъ вечерню съ паннихидою * 2) и поютъ канонъ; равнымъ образомъ и на утрени поютъ соотвѣтствующіе каноны. По окончаніи утрени семь пресвитеровъ литургисаютъ въ различныхъ церквахъ имени архистратига Михаила, а затѣмъ собираются въ одну и здѣсь совершаютъ послѣдованіе св. елея“. Изложивъ послѣ этого порядокъ освященія елея, памятникъ продолжаетъ: „непосредственно за этимъ пресвитеры совершаютъ божественную литургію... и совершается она до „Благословлю Господа“, отпуста не дѣлаютъ, а сразу начи-

’) Goar. EüyoXö-fiov. Стр. 346—8.

2) Павнихида не въ смыслѣ похоронной, или заупокойной по умершимъ службы, а въ смыслѣ особой службы, справлявшейся въ древности послѣ вечерни, отдѣльно отъ повечерія и полунощницы. См. статью И. Мансветова: О пѣсненномъ послѣдованіи. Пѣсненная паннихида. Творенія св. Отцевъ. 1880. IV кн. Стр. 1020 и д.

маютъ 50 пс.; предстоятель произноситъ: „Господу помолимся“, и читаетъ молитву: „Господи Боже нашъ“ и т. д. '). „Намѣревающійся получить елеосвященіе, говоритъ рукой, лавры преподобнаго Аѳанасія Аѳонскаго, долженъ пригласить съ вечера семь священниковъ. Одинъ изъ нихъ произноситъ начало, и начинаетъ псаломъ, по исполненіи котораго предстоятель возглашаетъ ектенію... На утрени послѣ „Богъ Господь“ поется тропарь... канонъ „Моря чермную пучину...“ произносится ектенія, и отпустъ, а послѣ отпуста такъ“,— слѣдуетъ изложеніе порядка елеосвященія * 2). Равнымъ образомъ и по указанію рукоп. Синайской библ. № 960, наканунѣ елеосвященія совершается утреня съ канономъ, причемъ послѣ третьей, шестой и девятой пѣсни произносится ектенія и молитва, а на другой день отправляется литургія, и на ней послѣ пѣнія трисвятаго начинается елеосвященіе 3). Слѣды первоначальной практики, т. е. соединенія елеосвященія съ указанными послѣдованіями замѣтны и въ нѣкоторыхъ памятникахъ позднѣйшаго времени: ХУ в. — рукоп. Святогробской библ. въ Константинополѣ № 8, Аооно-Ивер-ской библ. № 780 рукоп. Румянцевскаго музея Да 472 и даже XVI ст.—рукоп. Синайской библ. № 985 4). Благодаря указанной связи, древнѣйшая редакція чина елеосвященія представляла не мало особенностей. Кромѣ молитвъ и пѣснопѣній вечерни и утрени, въ его составъ входитъ вся первая часть литургіи до малаго входа включительно, а иногда и весь ея чинъ съ заключительнымъ актомъ пріобщенія, предъ которымъ совершалось помазаніе больного елеемъ.

Являясь господствующею въ періодъ отъ VIII—IX до XIV ст., древняя редакція чина елеосвященія начинаетъ вытѣсняться въ XIV и слѣдующихъ вѣкахъ новою. Теперь прекращается первоначальный обычай предварять послѣдованіе св. елея отправленіемъ вечерни и утрени и совершать самое таинство на литургіи. Но въ то время какъ вечерня совсѣмъ исключается изъ состава послѣдованія, связь съ утренею сохраняется. Ея пѣснопѣнія и молитвословія сливаются съ чиномъ елеосвященія, образуютъ его первую часть. Справедливость подобнаго положенія подтверждается слѣдующими данными. Въ спискахъ второй редакціи 5) первая часть елеосвященія,

J) Дмитріевскій. Описаніе литургическихъ рукописей. II т. Стр. 101—2; 106-7.

2) Дмитріевскій. Ibid. Стр. 184—5.

•’) Дмитріевскій. Ibid. Стр. 197—8.

4) Дмитріевскій. Ibid. Стр. 481; 370; 881. Богослуженіе въ русской церкви въ XVI в. Приложеніе X. Стр. 119; прим. 4.

5) Рукой. Ватопедской Аѳонской библ. Л» 133; Синайской библ. Л» 965; Аѳоно-Кутлумушскаго монастыря № 491; Аѳоно-Иверской библ. № 780; Аѳоно-Діонисіатской № 450; Святогробской библ. № 8, 015, 68; Аѳонской Костамонидской библ. № 19; Аѳоио-Пандократорской Л° 149; библ. архим.

до приготовленія къ освященію елея, получила такой приблизительно видъ: начальное благословеніе священника, Трисвятое, Господи помилуй 12 разъ, Пріидите поклонимся,

пс. 142—„Господи, услыши молитву мою“, Богъ Господь (вмѣсто него вчі четыредесятницу, а по нѣкоторымъ спискамъ и всегда—„аллилуія“), тропари—„Помилуй насъ, Господи, помилуй насъ“, „Господи помилуй“, пс. 50, канонъ Арсенія „Моря чермную пучину“, екзапостиларій, стихиры, Трисвятое, тропарь отпустительный—„Скорый въ заступленіи единъ сый Христе“, ектенія и отпустъ. Одна часть перечисленныхъ молитвословій: „Богъ Господь“, канонъ—„Моря чермную пучину“, стихиры, ектенія и отпустъ, входитъ въ составъ утренняго богослуженія, совершаемаго, по указанію рукоп. XIII е. лавры преподобнаго Аоанасія Аѳонскаго, предъ елеосвященіемъ *); другая: исал. 50 и екзапостиларій, встрѣчается въ изложеніи утрени по рукоп. 1153 г. Синайской библ. № 973 2), а пс. 142 является послѣднимъ въ шестопсалміи. Подобное же совпаденіе состава первой части елеосвященія съ составомъ утрени представляетъ безспорное доказательство справедливости того высказаннаго положенія, что первая часть чина елеосвященія XIY и слѣдующихъ столѣтій есть ничто иное, какъ утреннее богослуженіе, совершеніемъ котораго предварялось данное послѣдованіе вч> болѣе раннее время. Слѣды подобнаго происхожденія первой части сохранились между прочимъ въ томъ, что она, какъ образовавшаяся изъ самостоятельной службы, совершается, по указанію нѣкоторыхъ памятниковъ, отдѣльно отъ остального послѣдованія св. елея, отправляется наканунѣ таинства. „Если вечеръ, замѣчаетъ рукоп. X.IY в. Синайской библ. № 965, а равно и рукоп. того же столѣтія Аѳоно-Кутлумуш-скаго монастыря № 491, то послѣ первой части елеосвященія бываетъ отпустъ, если же утро, то ставится столъ“ 3). Превратившись въ первую часть, древняя утреня заняла въ чинѣ елеосвященія то самое мѣсто (предъ освященіемъ елея), которое прежде принадлежало литургіи, и этимъ самымч» подготовила почву для исключенія послѣдней изъ состава послѣдованія. Не менѣе настойчиво требовалъ того же самаго возникшій въ XIY ст. обычай совершать таинство не въ церкви, а въ частныхъ домахъ. Онъ не оставлялъ воз-

Антонина; библ. лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 103; Аѳоно-Діонисіатской библ. N» 452; Александрійской патріаршей библ. въ Каирѣ Л» 455—116; Аѳоно-Ватопедской № 134; Аѳоно-Лантелеймоновской Л» 305; Аѳоно-Есфиг-менской Л» 208, 214; Синайской библ. № 965, 968, 980, 995, 972, 988, 977, 975, 978, 979, 985; Іерусалимской библ. Л» 375, 367; Московской сипод. библ. Л- 280, 281.

') Дмитріевскій. Ibid. Стр. 185. 2) Ibid. Стр. 88—9.

3) Дмитріевскій. Ibid. Стр. 320, 353.

можности удерживать въ елеосвященіи такія, напр., дѣйствія, какъ малый входъ. За исключеніемъ же однихъ частей послѣдовало исключеніе и другихъ: пѣснопѣнія и дѣйствія литургіи оказались совершенно удаленными изъ состава послѣдованія. Дольше другихъ сохраняются антифоны *), но, наконецъ, и они исчезаютъ. Въ результатѣ указанныхъ перемѣнъ, въ XIY ст. и выработался тотъ самый составъ елеосвященія, который существуетъ и до настоящаго времени: древняя утреня, образующая его первую часть; освященіе елея и помазаніе имъ больного, сопровождаемое семикратнымъ чтеніемъ апостола и евангелія и произношеніемъ семи молитвъ.

Давая полное право на заключеніе, что окончательная редакція состава елеосвященія, — современное дѣленіе на три части восходитъ къ XIV ст., исторія не можетъ сказать того же. самаго о содержаніи каждой части. Въ однѣхъ оно сложилось въ окончательныя формы еще въ XIV—XV в., въ другихъ нѣсколько позднѣе. Наиболѣе близокъ къ современному, почти тожественъ съ нимъ, составъ и порядокъ первой части— прежней утрени. Въ цѣломъ рядѣ списковъ XIV—XVI ст. встрѣчаются тѣ же, что и теперь, начальныя молитвословія: благословеніе священника, трисвятое, Господи помилуй, пріидите поклонимся; современные—пс. 142, Богъ Господь или аллилуія, пс. 50, канонъ „Моря чермную пучину“, современныя стихиры — „Далъ еси знаменіе“, „Далъ оси благодать твою“, „Призри непостижиме съ небесе“, „Тебе чистѣйшую цареву палату“, обычные тропари—„Помилуй насъ, Господи, помилуй насъ“ „Господи помилуй насъ“, трисвятое, ектенія и отпустъ 2). Все отличіе- отъ современнаго порядка заключается въ отсутствій въ большинствѣ списковъ екзапости-ларія, отпусгительнаго тропаря: „Скорый въ заступленіи единъ сый Христе“, и въ неодинаковомъ положеніи тропарей: „Господи, помилуй насъ“ и т. д. Послѣдніе поются не предъ 50 пс., какъ теперь, а послѣ стихиръ. Еще больше уклоняется отъ современнаго составъ первой части въ рукописи Аѳоно-Діонисіатской библ. XV в. № 450, въ рукоп. Синайской библ. того же столѣтія «N° 988, въ рукоп. Аѳонской Костамонидской библ. XV ц. № 19 и въ рукоп. Синайской библ. XVI в. № 989. Вмѣсто обычныхъ, вышеперечисленныхъ стихиръ онѣ имѣютъ совершенно другія въ честь Божіей Матери: „Небесъ пространнѣйшая, херувимовъ и троновъ честнѣйшая“, „Гимновъ устъ моихъ не презри“, „Безчувственные сердцемъ“, „Везна- * 320

0 Они встрѣчаются даже въ памятникахъ XVI в. См. рукоп. Іерусалимской патріаршей библ. № 367. Дмитріевскій. Ibid. Стр. 933.

") См. вышеперечисленныя рукописи. Дмитріевскій. Ibid. Стр. 276,

320, 353. 370, 481, 720, 810, 490, 502, 625, 645, 667, 769, 827, 843, 845, 405, 432, 445, 576, 710, 857, 861, 867, 881, 929, 932,

дожныхъ надежда твердая“, „Нескверная Дѣво чистая“, Без-невѣстная Дѣво“ ‘). Но особенность указанныхъ памятниковъ не усвоена другими, оказывается простымъ исключеніемъ. Такимъ же временнымъ явленіемъ можно считать и первыя изъ отмѣченныхъ уклоненія. По крайней мѣрѣ, слѣды сближенія съ современнымъ порядкомъ замѣтны уже въ памятникахъ XV в. Такъ, тропари: „Помилуй нась, .Господи, помилуй насъ“, „Господи, помилуй насъ“ и „Милосердія двери“, исполняются предъ пятидесятымъ псалмомъ по указанію рукописей Синайской библ. Хе 968, 972 и 988, Аоопо-Діонисіатской библ. № 450 и 4Ö2, Святогробской константинопольской библ. № 8; Аѳоно-Коотамоплдской библ. № 19 и рукой. Севасть-яновскаго собранія Д!і 47о •). Равнымъ образомъ и отнустн-тельный тропарь „Скорый въ заступленіи единя, сый Хриете“ полагается вя, рукоппсяхт, Аооно - Иверской библ. X» 780, Аѳоно-Діонпсіатской Діі 450, Московской Синодальной библ. № 280 и 281 и Аѳоію-Костамонпдской JMä 19 *). Послѣдняя предписываетъ пѣть и екзаностнларій. Съ перестановкой трехя, первыхъ тропарей и внесеніемъ двухъ послѣднихъ пѣснопѣній составъ первой части чина елеосвященія становится точною копіею современнаго. Въ такомъ видѣ излагаетъ его рукопись патріаршей іерусалимской библ. XV— XVI ст. Да 367 V.

Что касается второй части послѣдованія—освященія елея, то въ древности она представляла вполнѣ самостоятельное, обособленное отгь другихъ частей цѣлое. Въ частности, въ исторіи образованія ея состава довольно ясно различаются три періода. Первоначально, какъ видно изъ памятнила XIIст.— рукописи Синайской библ. № 973, все послѣдованіе раздѣлялось на семь отдѣльныхъ частей, при чемч> каждая начиналась исполненіемъ трнсвятаго, Отче нашъ и пс. 50, затѣмъ пѣлось аллилуія, антифоны (вя, первой части антифонъ перваго гласа, ко второй—второго и т. д.), тропари „на слава и нынѣ“, произносилась ектенія, каждыми, священникомъ читалась особая молитва, и въ заключеніе трижды знаменовался крестнымъ .знаменіемъ елей 5). Второй періодъ характеризуется уничтоженіемъ обособленности частей, дробленія послѣдованія на семь отдѣловъ. Вмѣсто семи различныхъ молитвч, каждымъ священникомъ читается теперь одна и та же: „Господи, милостію и щедротами Твоими исцѣляяй сокрушенія душъ и тѣлеся, нашихъ“. И если прежнее дѣленіе послѣдованія на семь частей поддерживалось существованіемъ семи особыхъ

’) Дмитріевскій. Ibid. Стр. 388, 388, 499, 898.

") Дмитріевскій- Ibid. Стр. -105, 576, 588, 383, 643, 481, 499. Богослуженіи въ русской церкви въ ХѴ[ н. Приложеніе X, стр. 119, пр. 4.

:') Дмитріевскій. Ibid. Стр. 370; 383; 499. Богослуженіе. ІІрил. X. Стр. 180. А) Дмитріевскій. Ibid. Стр. 938.

Ibid. Стр. 102—105.

4

молитвъ,. то теперь, при существованіи одноіі, исчезаетъ, основаніе сохранять подобный порядокъ. При единствѣ же молитвы образуется дли всего послѣдованія и одно общее начало: прежнія молитвословія, произносимыя іп. началѣ каждой части, съ присоединеніемъ псалма 90: ..Жиныіі въ помощи Вышняго“, и Символа вѣры. То же самое произошло и еч, тропарями на „слава и нынѣ“: семь отдѣльныхъ группъ соединены теперь въ одну. Вт. результатѣ указанных'ь измѣненій вторая часть елеосвященія получила въ XIII—XIV в. слѣдующій видъ: обычное начало — благословенъ Богь нашч>, Трисвятое, Пріидите поклонимся, псалмы Г>0-й „Помилуй мя, Боже“ и 90-й „Живыіі въ помощи вышняго“, Симво.гыіѣры, ектенія, молитва надъ елеемъ—„Господи, въ милостяхъ п щедротахъ"* и тропари, въ большинствѣ случаевъ, вч> честь Божіей Матери“ ‘). Другая особенность вч» составѣ разсматриваемой части за данный періодъ вызвана явленіемъ больного послѣ пѣнія тропарей, а не во время литургіи, какъ, вч, ХІТ в. Этимъ обсто-ятеяьствомъ обусловливается его обращеніе къ, совершителямъ таинства съ просьбою: „благословите и простите меня грѣшнаго, если и согрѣшилъ словомъ», дѣломъ», вѣдѣніемъ и невѣдѣніемъ, н помолитесь о мнѣ“, л отвѣть послѣднихъ: „Богъ» проститъ тебя въ сей вѣкъ и вч» будущій“. Воспроизводя: указанный составъ», нѣкоторые памятники XIII—XIV ст.— рукоп. Синайской библ. X 965 п рукой. Аооно-Кутлумуш-скаго монастыря Л» 491 представляютъ лишь ту особенность, что предписываютъ пѣть послѣ Символа вѣры „хатаѵч/тг/.а и Ѣгото7ля‘‘ и читать въ заключеніе кч> освященію елея молитву надъ, кандшюмъ: ..Безначально, вѣчно, свято святыхъ»“. Только что изложенный порядокъ освященія елея встрѣчается вч» нѣкоторыхъ, памятникахъ., XV2) и даже ХМ ст.: рукописи Синайской библ. № 985, рукоп. Іерусалимской патріаршей библ. X" 375, рукоп. Аеоно-Есфигменской библ. Л» 208, 214, и рукоп. Святогробской библ. вч, Константинополѣ Л» (58 ®). Но для послѣдняго столѣтія указанный составь является въ полномъ» смыслѣ анахронизмомъ», гакъ» какъ, еще вч, XV и даже XIV в. вторая частъ елеосвященія претерпѣваете новое

') Рукопись лавры нренод. Анонасіи Аѳонскаго № 189; рукоп. Вато-иедской Аѳонской библ. .V» 133: Синайской библ. Л» 965: рукоп. Ачоно-Куі.чумушскаго монастыря № 491. Дмитріевскій. Ibid. Стр. 185: 276; 320—1: 353.

-) Рукописи Аѳоно-ІІверской библ. Л’» 780: Аѳоно-Діонисіатской Л» 450; Синайской Л» 980; Аѳоио-Костамонидской Л» 19: рукоп. архимандрита Аитонина и рукоп. Московской синод. библ. Л» 280, 1. Ibid. Стр. 370, 384; 434; 499; 502. Богослуженіе въ русе. церкви. Іірил. X. Стр. 120. Особый составъ имѣетъ, вторав часть съ рукой. Святогробской библ. Лі 8 и Аѳоно-Пандократорской Л» 149. Стр. 482, ер. стр. 8S1; 490.

;;) Дмитріевскій, ibid. Стр. 881; 929: S43; 345; 810.

измѣненіе. Какъ было сказано выше, въ данный періодъ прекращается древній обычай соединить елеосвященіе съ вечернею и литургіею, а утреня утрачиваетъ свою обособленность,—-ея молитвы образуютъ первую часть послѣдованія. Это общее стремленіе кт. компактности, уничтоженію дробленія и обособленности частей отразилось и на составѣ освященія елея. Какъ самостоятельный отдѣлъ, оно начиналось до сихъ порч. соотвѣтствующими начальными молитвословіями и предварялось замѣчаніемъ, что предъ нимъ бываетъ отпустъ, а затѣмъ собираются и облачаются въ священныя одежды священнослужители. Теперь же, — въ XIV и особенно XV в. подъ вліяніемъ указаннаго стремленія опускаются начальныя молитвословія, исчезаетъ замѣчаніе объ отпустѣ, и вторая часть послѣдованія — освященіе елея утрачиваетъ прежнюю обособленность, сливается съ первою. Въ подобномъ видѣ излагаетъ ея составъ рукоп. XIV в. Синайской библ. № 994 и памятники XV ст.: рукописи Синайской библ. № 968, 995, 972 и 988, рукоп. Аѳоно-Діонисіатской библ. 452 и рукоп. лавры преподобнаго Аѳанасія Аѳонскаго Ѳ. Ха 88, 106. Такъ, въ рукоп. Ха 994 послѣ первой части послѣдованія произносится ектенія и читается молитва: „Господи, милостями и щедротами твоими" •); въ рукоп. Ха 968 освященіе елея начинается чтеніемъ 50 нс., за которымъ слѣдуетъ та же самая молитва2); въ рѵкоп. Ха 88 въ качествѣ начала полагается возгласъ „благословенно царство“, за нимъ ектенія и таже молитва 8), и, наконецъ, въ рукоп. Ха 972 и 988, 452 и 103, начало вт орой части образуетъ ектенія 4). Единственнымъ напоминаніемъ о прежнемъ порядкѣ можно считать возгласъ священника „благословенно царство“ и 50 нс. Но и этотъ остатокъ древней практики исчезаетъ въ XVI в. Въ памятникахъ даннаго времени: рукой. Синайской библ. Ха 996, 978 и рукоп. Іерусалимской патріаршей библ. Ха 367, освященіе елея начинается прямо ектеніею 5), т. е. получаетъ современный видъ. Тоже самое нужно сказать и объ остальномъ составѣ. За ектеніею слѣдуетъ, какъ и теперь, чтеніе молитвы „Господи, милостями и щедротами Твоими“, причемъ предъ нею, какъ и въ* современномъ чинѣ, встрѣчается замѣчаніе: „должно знать, что въ великой церкви вмѣсто воды вливаютъ въ кандило молитвомаслія вино“ ®). И, наконецъ, послѣ молитвы слѣдуетъ пѣніе тропарей. Что касается этихъ послѣднихъ. то они не совпадаютъ еще съ современными; въ нихъ вторая часть елеосвященія ХМ и предшествующихъ столѣтій

М Ibid. Стр. 323. -) Ibid. Стр. 405—о.

>) Стр. 443—4. ') Ibid. Стр. 576, 588; 625, 045.

•') Ibid. Стр. 794, 861: 932.

'3 См. рукоп. Іерусалимской патріаршей библ. XVI в. Х 367. Ibid. Стр. .432.

4 і;

довольно рѣзко отличаете» отъ современной. Вмѣсто тропарей въ честь Спасителя, ап. Іакова, Николая Чудотворца. Димитрія Мѵроточнваго, Цѣлителя Пантелеймона, Св. Безсребреіши-ковъ, Іоанна Богослова и Божіей Матери—рукописи ХМ и болѣе раннихъ вѣковъ содержатъ тропари почти одной Божіей Матери. Современныхъ насчитывается не болѣе четырехъ: ..('витіи безеребренники“, „Предстательство теплое и стѣно необоримая1, *), „Душу мою во грѣсѣхъ всяческихъ“ и „Въ Мѵрѣхъ евяте священнодѣйствователь показался еси“. Исключеніе ии’ь общаго правила представляетъ лишь рукоп. Московской Синодальной библ. XIV в. Ла 279, предписывающая пѣть, кромѣ отпустительныхъ недѣли, тропари въ честь славнѣй-ших'ь, святыхъ іерарховъ, и мучениковъ 2). Ея замѣчаніе даетъ полное право предполагать, что современный составъ тропарей не былъ неизвѣстен'ь древности.

Послѣдняя часть елеосвященія—показаніе больного освященнымъ елемъ состоитъ въ настоящее время изъ семи апо-стольскпх'ь чтеній, столькихъ же евангельскихъ, семи молитвъ и семикратнаго помазанія. Въ указанномъ составѣ данная часть становится извѣстною сч> XIII ст. по рукоп. лавры преподобнаго Аѳанасія Аѳонскаго .Ms 189 и рукоп. Синайской библ. № 960, хотя в л, это время помазаніе больного елеемъ совершается не въ промежуткахъ между чтеніями, какъ теперь, а въ концѣ послѣдованія, — послѣ седьмой молитвы ®). Въ зависимости отъ подобной практики на тоже самое время падаетъ и семикратное чтеніе молитвы при помазаніи: „Отче святый, врачу душъ и тѣлесъ“. Что касается памятниковъ, болѣе ранняго времени—Барберинова евхологія VIII—IX в. и рукописи XII в. Синайской библ. № 973, то, упоминая о чтеніи семи молитвъ, они ничего не говорятъ о семи чтеніяхъ, изъ, апостола и евангелія 4 * * * * 9). Чѣмъ вызвано появленіе этихъ послѣднихъ въ чинѣ XIII в., сказать довольно трудно. По всей вѣроятности, нововведеніе обязано своимъ происхожденіемъ обычаю совершать елеопомазаніе не въ концѣ литургіи, какъ это дѣлалось вч» XII и IX в., а послѣ малаго входа,— начинать его чтеніемъ литургійнаго апостола и евангелія. Въ пользу подобнаго предположенія говорятч> слѣдующія данныя. Изъ сравненія послѣдованія елеопомазанія но Варбе-ринову евхологію, рукоп. XII в. Синайской библ, № 973 и рукоп. XIII в. той же библ. № 960 видно, что если помазаніе больного елеомъ совершается вч, концѣ литургіи, то семи-

Ч Рукоп. Синайской библ. XIV в. 965, XVI в. № 981; рукоп. Аѳоно-

Инерской библ. JSS 780 и т. и. Ibid. Стр. 321. 334, 370.

-J Дмитріевскій. Богослуженіе въ русской церкви въ XVI в. Прило-

женіе IX, Стр. 107.

3) Дмитріевскій. Описаніе. Стр. 185—7: 199 — 201.

9 Goar. ІѵУ/.оХоуісіѵ. Стр. 346. Дмитріевскій. Ibid. Стр. 106—9.

кратнаго чтенія ивъ апостола и евангелія нѣть, и наоборотъ, если--послѣ малаго входа,—литургійныхъ чтеній, то н на немъ полагаются чтенія. Въ послѣднемъ случаѣ они введены по слѣдующему соображенію. Входящая въ состав ь елеосвященія литургія заканчивается чтеніемъ со стороны предстоятеля апостола и евангелія, образующимъ начало самаго таинства. И такъ какъ. по уставу послѣдованія его дѣйствія повторяются другими священнослужителями, то и въ настоящемъ случаѣ, подобно ему, они читаютъ апостолъ и евангеліе, дѣлают'ь тоже, что онъ. При подобномъ объясненіи вполнѣ понятенъ тотъ фактъ, что апостолъ и евангеліе предстоятеля, будучи литургійными, являются въ тоже самое время и первыми изъ семи. Вг; противномъ случаѣ, т. е. при независимости чтеній елеосвященія отъ литургійныхъ мы имѣли бы ихъ во всемъ послѣдованіи не семь, а восемь: одно на литургіи и семь на елеоиомазаніи. Подобное явленіе и наблюдается, дѣйствительно, въ чинѣ елеосвященія XIV ст. по рукописямъ. Софійвской библ. № 1053 и 1054 *). Апостольскія и евангельскія чтенія, предназначенныя для таинства, не совпадаютъ въ, немгь по времени съ чтеніями литургійными: первыя полагаются послѣ великой ектеніи, вторыя на своемъ, мѣстѣ,—послѣ малаго входа. Въ виду этого и чтеній на елео-помазаніи, какъ вполнѣ самостоятельныхъ, насчитывается семь, восьмымъ является литургійное.

Восходя по основному составу къ XIII в., третья часть елеосвященія не отличается устойчивостью своихъ подробностей, т. е. однообразіемъ апостольскихъ и евангельскихч. чтеній, а равно и молитвъ. Почти каждое столѣтіе, если не сказать болѣе,—каждый сп исокч. представляетъ въ данномъ, случаѣ свои, одному ему свойственныя, особенности. И прежде всего это нужно сказать о молитвахъ.. Такъ., сложившаяся въ XIII в. группа молитвъ: 1-я „Боже великій и дивный“: 2-я „Да будетъ елей сей“; 3-я „Боже, великій и вышній“; 4-я „Владыко Господи Боже нашъ.“; 5-я „Господи Боже, сѣдяй на херувимѣхъ“: 6-я „Боже сильный и милостивый“; 7-я „Владыко Господи Боже нашъ, пославый семь архангеловъ.“ і). не повторяется уже въ памятникахъ. XIV ст. Въ нихъ наблюдается совершенно иной составъ, молитвъ,: 1-ая „Благоутробне Господи, едине милостивый и человѣколюбивый“; 2-я „Владыко Господи Боже Вседержителю, святый дарю славы“; 3-я „Благій и человѣколюбивый, милосердный п многомилостивый Господи“: 4-я „Господи Боже нашъ., на-

‘) Одинцовъ. Порядокъ общественнаго и частнаго богослуженія въ древней Россіи до XVI в. Стр. 167—9.

'-) Рукой, лавры препод. Аѳанасія Аѳонскаго № 189. Дмитріевскій, Описаніе. Стр. 185—6. Съ перестановкой двухъ послѣднихъ молитвъ одной на мѣсто другой данная группа молитвъ встрѣчается въ рукой. XIII в. Синайской библ. .N» 960. Ibid. Стр. 199—201.

казѵяіт и снова исцѣляли“; 5-н „Благодаримо Тебя, Господи Боже наш'ь“: 6-я „Владыко Господи Боже нашъ, праву душъ іг тѣлесъ наших'ь“; 7-я „Боже, Спасителю нашъ, даровавып Давиду чрезт, пророка твоего Нафана“ *). Изъ этой второй по счету группы молитвъ образовались въ результатѣ нѣкоторыхъ измѣненій двѣ других'ь новыхъ. Одну образуютъ первыя шесть перечисленныхъ молитвъ съ иною седьмою: „Богатый милостями и великій щедротами“. Въ другой опускается послѣдняя молитва: „Боже Спасителю нашъ, дарова-вый Давиду“: первою является новая: „Безначально, вѣчно, свято святыхъ“: второю — первая рукописи Ай 965: „Благо-ѵтробне Господи, едино милостивый и человѣколюбивый“: третьею— -вторая и т. д., шестою — пятая; седьмою — шестая. Первую изъ новообразовавшихся группъ молитвъ воспроизводятъ рукописи Синайской библ. № 988, 978, рукоп. Свято-гробекой библ. въ Константинополѣ Ай 615, рукоп. Аѳоно-Пангелеймоновскаго монастыря № 305, рукоп. Іерусалимской патріаршей библ. Ай 375 и отчасти рукоп. Синайской библ. Ай 981 (иная третья молитва) 2). Вторая группа молитвъ встрѣчается въ первый разъ въ рукоп. XIV ст. Синайской библ. Ай 994 *). Семь молитвъ этой послѣдней: 1-я „Безначально, вѣчне, святе святыхъ: 2-я „Блаюутробне Господи, едине милостивый и человѣколюбивый“; 3-я „Владыко Господи, Боже Вседержителю, св. царю славы“; 4-я „Благій и человѣколюбивый, благоутробный и многомилостивый Господи“: 5-я

„Господи Боже, наказуяй и снова исцѣляли“; 6-я „Благодаримь Тебя, Господи Боже нашъ, врачу душъ и тѣлесъ йа-шихъ“; 7-я „Владыко Господи Боже нашъ, врачу душъ и тѣлесъ, временныя страсти уврачевавый“, повторяются безъ всякихъ измѣненій въ рукоп. XIV ст. Ватопедской Аѳонской библ. Ай 133 (744), въ рукописяхъ XV в. — Аѳоно-Иверской библ. № 780, Аѳоно-Діонисіатской библ. Ай 450, Синайской библ. Ай 980, 972, Лавры препод. Аѳанасія Аѳонскаго № 88, Аѳоно-Костамонидской № 19, библ. архимандрита Антонина (Имнер. публ. библ.), библ. лавры преподобнаго Аѳанасія Аѳонскаго I, Ай 103, Московской Синодальной библ. № 280, 281, Севастьяновскаго собранія Ай 472, 473, и, наконецъ, въ рукописяхъ XVI в.—Аѳоно-Есфигменской библ. Ай 208, 214, Аеоно-Ватопедской Ай 134, Синайской библ. Ай 975 и Александрійской патріаршей библ. въ Каирѣ Ай 455 4). Совершенно особую группу образуютъ далѣе молитвы рукоп. XV в.,—-Аооно-Пандократорской библ. Ай 149, Святогробской библ. 9

9 Рукоп. Синайской библ. № 965. Ibid. Стр. 321—2.

•) Дмитріевскій. Описаніе. Стр. 589—90; 861; 721—2; 827; 929—30.

9 Ibid. Стр. 323.

4) Дмитріевскій. Описаніе. Стр. 276; 370—1; 384; 433; 576; 443; 499: 502; 625. Богослуженіе русской церкви. Стр. 123—33 и прим. Приложеніе X-Описаніе. Стр. 843; 845; 769; 857; 667.

въ Константиноно;іѣ «Na S и рѵкоп. XVI в. Синайской библ. № 978, 985 и 989 ')• За исключеніемъ двухъ первыхъ молитвъ

и пятой: съ ними совпадаютъ молитвы рукой. XV в., Синайской биб.і. № 968 и рукоп. ХѴ’І в. той же библіотеки № 977 и 979 4). Совсѣмъ одиноко стоятъ, наконедт., молитвы рукой. XIV ст.: Московской Синодальной библ. Да 279 и XV в. № 498 :і). Какъ видно изъ только что сдѣланнаго обзора, наибольшею устойчивостью и распространенностью отличается вторая группа молитвъ, встрѣчающаяся въ первый разя, въ рукоп. XIV в. Синайской бибм. Да 965 и рукоп. Аѳоно-Кутлумужскаго монастыря Да 491. Съ тѣми незначительными измѣненіями, которыя наблюдаются въ рукоп XIV в. Синайской библ. Да 994, она воспроизводится цѣлымъ рядомъ памятниковч, и чрезъ ихъ посредство переходить въ современный чинъ. Отъ молитвъ итого послѣдняго она отличается лишь одною второй: вмѣсто теперешней: „Боже великій н вышній, отъ всея твари поклоняемый“ имѣетъ иную: „Благо-утробне Господи, едине милостивый и человѣколюбивый“. Но и эта особенность исчезаетъ къ XVI ст.: въ рукописи Синайской библ. Да 996 имѣемъ всѣ семь современныхъ молитвъ 4).

Что касается апостольскихь и евангельскихъ чтеній, то въ ихъ выборѣ наблюдается еще больше разнообразія, чѣмъ въ выборѣ молитв’ь. Сходныхъ въ данномъ отношеніи спи-сковъ насчитывается очень немного, притомъ же назначенныя в'і. нихъ чтенія не совпадаютъ сь современными. Въ качествѣ исключенія можно указать на рукоп. Аооно-Ивер-ской библ. XIV в. Да 780, Аѳоно-Діонисіатской Да 450 и Аооно-Коетамонидской Да 19. Лишь онѣ однѣ предписываютъ тѣ же апостольскія и евангельскія чтенія, что и къ настоящее время 8).

Составляя третью часть послѣдованія, семикратное чтеніе апостола и евангелія и произносимыя вч> промежуткахъ молитвы не заканчивают'ь чина елеосвященія. Послѣ седьмой молитвы во всѣхъ спискахъ полагаются особыя заключительныя молитвословія, а в'ь нѣкоторыхъ и дѣйствія. Перво-

!) 1-я „Боже великій и чудный, хранящій завѣтъ Свой“; 2-я „Да будетъ елей еей“; 3-я „Боже великій и вышній, отъ всея твари ііоклоняр-мый“; 4-я „Владыка Господи Боже нашъ, великій и сильный, богатый милостію“; 5-я „Господи Боже нашъ, еѣдяй на херувимѣхъ"; б-я „Боже, «ильный и милостивый, вся устрояяй на спасеніе"; 7-я „Владыко Господи Боже, удостоивыіі войти въ домъ Захаріи“. Дмитріевскій. Онисаніе. Стр. 482—4; 490; 861; 881; 589—90 нрим.

2) Ibid. Стр. 406 -9; 710; 866.

3) Дмитріевскій. Богослуженіе въ русской церкви. Приложеніе М IX; X примѣч.

4) Дмитріевскій. Описаніе. Стр. 794.

6) Ibid. Стр. 870- 1; 384; 499.

начально, какъ индію изъ рукоп. XIII ст. библ. лавры преподобнаго Аѳанасія Аѳонскаго № 189, онн состояли ил ь чтенія молитвы: „Господи Боже нашъ, просимч, и молимъ, пріими моленіе раба твоего“, возношенія ектеніи и обращеннаго къ елеопомазанному наставленія '). Еще сокращеннѣе редакція заключительной части въ рукоп. того же столѣтія Синайской библ. № 960: въ ней она состоитъ изъ одного наставленія "). Что касается XIV* ст., то, если не считать рукоп. Московской синодальной библ. Ла 279, полагающей въ концѣ елеосвященія одну ектенію :1), состава, заключительныхъ дѣйствій становится въ это время нѣсколько сложнѣе. Новымъ элементомъ является возложеніе евангелія на голову елеопомазаннаго, при чемъ читается молитва: „Милосердно, многомилостиве Господи, не хотяй смерти грѣшника“, и пѣніе стихиръ Безсребреішикам'ь и Божіей Матери: „Источникъ исцѣленій“, и „Призри на моленія рабовъ твоихъ“. Кромѣ этихъ общихъ всѣмъ спискамъ XIV в. добавленій, нѣкоторые имѣютъ и свои особенные. Такъ, по рукописи Ватонедской Аѳонской библ. № 183 послѣ седьмой молитвы трижды произносятся священниками слова: „Услыши мя,

Господи“, къ двумя, обычными стихирамъ присоединяется третья въ честь Божіей Матери, а въ концѣ всего чина елеоиомазанный проситъ у священнослужителей прощенія '*); по рукоп. Синайской библ. № 994 чтеніе молитвы:' „Ми.іо-сердне, многомилостиве Господи“, сопровождается помазаніемъ больного елеемъ прп чтеніи обычной молитвы: „Отче святый, врачу душъ ц тѣлесъ“, и пѣніи пс. 50-го „Помилуй мя, Боже“ 5), и, наконецъ, но рѵкон. Аѳоно-Кутлумушскаго монастыря Л! 491 за ектеніею произносится молитва: „Владыко многомилостиве, Господи I. Хрнсте Боже нашч>“ 6). Другою,свойственною спискамъXIVв.,особенностью является неодинаковое расположеніе общихъ имя» элементовъ. Вч> однихъ: рукоп. Синайской библ. «N» 994 и рукоп. Аѳоно-Кутлумушскаго монастыря № 491, первое мѣсто послѣ 7-й молитвы занимаетъ возложеніе евангелія н чтеніе положенной вгъ зтом'ь случаѣ молитвы, а затѣмч, уже слѣдуетъ пѣніе стихиръ: въ другихъ же: рукоп. Ватопедской Аѳонской библ. № 133, возложеніе евангелія отодвигается на второе мѣсто, первое предоставляется пѣнію стихиръ. Сложившійся вч> XIV в. составъ заключительныхъ молитвословій и

‘) Ibid. Стр. 187. 9 Ibid. Стр. 202.

3) Дмитріевскій. Богослуженіе въ русской церкви. Приложеніе IX. Стр. 118.

4) Дмитріевскій: Описаніе. Стр. 276.

5) Ibid. Стр. 324. Этотъ обычай представляетъ, можно думать, остатокъ той древней практики, по которой помазаніе елеемъ совершалось послѣ седьмой молитвы.

*) Tbid. Стр. 354.

дѣйствій повторяется въ спискахъ елеосвященіи XV и XVI ст. При этомъ одна часть ихъ: рукописи библіотекъ Синайской № 968, 980, 972, 977, 979 и 985, Святогробской № 8, Аѳоно-Пандократорской Да 149, лавры преподобнаго Аѳанасія Аѳонскаго Да 103, Аооно-Діонисіатской Да 452, Александрійской патріаршей въ Каирѣ, Святогробской Да 615, Аѳоно-Пантелеймоновской Да 305 и Іерусалимской патріаршей Да 367 *), слѣдуетт. порядку рукоп. Синайской библ. Да 994, т. е. на первомъ мѣстѣ ставить возложеніе евангелія на голову елсопомазаннаго и чтеніе соотвѣтствующей молитвы, а другая: рукоп. библ. Аѳоно-Иверской Да 780, Аѳоно-Діонисіатскоп Да 450, Аооно-Костамонидской Да 19, Аѳоно-Ватопедской Д» 134, Аѳоно-Есфигменской Да 208, Іерусалимской патріаршей Да 375, Синайской Да 995, 975 и 981 и рукоп. Московской Синодальной библ. Да 280, 281 *), воспроизводитъ распредѣленіе рукоп. Ватопедекой Аѳонской библ. Д® 133. Слѣдуя въ этомъ отношеніи рукоп. XIV ст., рукописи XV—XVI в. повторяютъ и другія ихъ особенности. Такъ, предписаніе рукоп. Синайской библ. Да 994 о помазаніи больного елеемъ при чтеніи молитвы „Отче святый“ встрѣчается въ рукоп. Святогробской библ. Да 8, Синайской Да 972, 985, лавры Аѳанасія Аѳонскаго Да 103, Аѳоно-Діони-сіатской Да 452 и Аооно-Пандократорской Да 149. Въ дру-гих'ь же рукописяхъ: Синайской Да 968, 980, 977, 979, молитва удержана, но помазанія нѣтъ. Равными, образомъ особенности рукоп. Аоонской Ватопедекой библ. Да 133 повторяютъ рукоп. Аѳоно-Иверской библ. Да 780, Аѳоно-Діони-сіатской Д® 450, Аѳоно-Есфигменской Да 208, Синайской Да 975, рукоп. библ. архимандрита Антонина и рукоп. Московской Синодальной Да 280; а особенность рукоп. Кѵтлу-мушскаго монастыря встрѣчается въ рукоп. Іерусалимской патріаршей библ. Да 376 и рукоп. Синайской библ. Д® 988 ®). Разнообразіе состава заключительной части усиливается въ XV—XVI в. внесеніемъ въ него новыхъ элементовъ. Большею устойчивостью отличается помазаніе елеемъ присутствующихъ на елеосвященіи и самихъ священнослужителей 4), причемъ вгь этомъ послѣднемъ случаѣ поются стихиры:

9 Дмитріевскій. Описаніе. Стр. 409; 434; 576; 710; 867: 881; 485: 490; 625; 64Ѳ; 667; 722; 827; 934.

-) Ibid. Стр. 370; 384; ^499; 769; 843; 930; 447; 857. Богослуженіе въ русской церкви. Приложеніе X. Стр. 133—5.

3) Ом. предшествующія цитаты.

4) Рукоп. Святогробской библ. Л° 8; рукоп. ѳоно-Пандократорской библ. № 149; Синайской библ. № 972; рукоп. лавры Аѳанасія Аѳонскаго № 103; рукой. Святогробской библ. № 615; рукоп. Аѳоно-ІІантелеимонов-скаго монастыря № 303. Дмитріевскій. Описаніе. Стр. 485; 490: 57G: 625; 782; 827.

„Твоихъ даровъ“, „Источникъ исцѣленій“ '), или же произносятся слова: „Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю“ 2). Другія изъ неизвѣстныхъ XIV в. особенностей заключаются въ умноженіи числа молитвъ при возложеніи евангелія на голову больного и стихиръ *). Но если, съ одной стороны, всѣ эти особенности отличаютъ составъ заключительной части ХѴ--ХѴІ в. отъ состава XIV ст. и современнаго, то, съ* другой, въ игомъ же вѣкѣ замѣчается и приближеніе къ теперешнему порядку. Такъ, въ XV—XVI в. появляется современная молитва при возложеніи евангелія: „Царю святый“ *), и опускается какъ помазаніе больного при чтеніи молитвы: „Отче святый“, такъ и помазаніе присутствующихъ и священнослужителей. Первое представляетъ, какъ было сказано выше, остатокъ той древней практики, по которой семикратное помазаніе совершалось въ концѣ чина. Но на данномъ мѣстѣ оно оказалось излишнимъ и потому нуждающимся въ исключеніи, какъ скоро больной сталъ елоопомазываться ранѣе,—в-ь промежуткахъ межд}г апостольскими и евангельскими чтеніями. Первый шагъ кч. его удаленію сдѣлали рукой. Синайской библ. № 968, 980, 977, 979, почему-то оставившія однако чтеніе молитвы ..Отче святый“. Какъ молитва, спеціально пріуроченная къ еяеономазанію, она утрачиваетъ всякій смыслъ при его устраненіи изъ заключительной части, а потому вполнѣ послѣдовательно и опускается въ нѣкоторыхъ рукописяхъ XVI в. Что же касается помазанія присутствующихъ и священнослужителей, то оно—случайное, не вяжущееся со смысломъ таинства явленіе; его исключеніе—дѣло естественной необходимости. Не безъ основанія удерживается въ окончательной редакціи и то распредѣленіе заключительныхъ молитвословій и дѣйствій, по которому сначала возлагается на голову больного евангеліе, а затѣмъ уже поются стихиры. Въ виду связи съ предшествующею частью гораздо естественнѣе послѣ седьмого чтенія евангелія возложить послѣднее на голову елеономазаннаго, чѣмъ сначала пропѣть стихиры и только потомъ совершить данное дѣйствіе. Такъ сложилась окончательная, современная редакція заключительнаго отдѣла, воспроизводимая рукой. ХѴЧ в. Святогробской Константинопольской библ. № 68 и Синайской библ. № 996 5).

Подводя итогъ всему сказанному о развитіи обрядовой

') Рукоп. Синайской библ. Л? 972. Стр. 57(1

9 Рукоп. Святогробской библ. Л» 615. Стр. 722.

;|) Рукоп. Святогробской библ. Л« 8; рукоп. Синайской библ. Л» 988. Ibid. Стр. 485: 591.

*) Рукой. Лѳоно-Иверской библ. Л" 780: Синайской библ. Xs 980 и т. и. Ibid. Стр. 370, 434.

•’’) Лмитріевекііі. Описаніе. Стр. 811; 794.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стороны таинства елеосвященія, мы можемъ установить слѣдующія положенія. Въ качествѣ особаго самостоятельнаго послѣдованія елеосвященіе становится извѣстнымъ съ XIY ст. До итого времени оно соединялось съ тремя службами суточнаго круга: вечернею, утренею и литургіею. Отдѣлившись отъ нихъ въ XIY в., елеосвященіе распалось на три» существующія и теперь, части, значительная доля содержанія которыхъ обязана своимъ происхожденіемъ первоначальному обычаю соединять таинство съ указанными службами. Древняя утреня образовала первую часть современнаго чина, а литургія дала ему семикратное чтеніе апостола и евангелія. Кромѣ итого основного измѣненія, на тотъ же XIY в. падаетъ измѣненіе и другихъ болѣе или менѣе крупныхъ особенностей первоначальнаго состава елеосвященія. Вч. »то именно время исчезаетъ обособленность второй части чина, вч. третьей слагается та самая группа молитвъ, которая существуешь доселѣ; прекращается древній обычай совершать семикратное елеопомазаніе больного вч. концѣ послѣдованія, — онъ замѣняется современною практикою; и, за немногими исключеніями, намѣчается теперешній составъ заключительныя!* дѣйствій. Образованіе другихъ, болѣе мел-кихчі, подробностей принадлежишь XYI ст.

А. Петровскій.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.