Научная статья на тему 'К истории процесса экономической интеграции в СНГ. (Основные решения и проблемы)'

К истории процесса экономической интеграции в СНГ. (Основные решения и проблемы) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории процесса экономической интеграции в СНГ. (Основные решения и проблемы)»

М.М. Шумилов,

профессор кафедры международных отношений Северо-Западной академии государственной службы, доктор исторических наук

К ИСТОРИИ ПРОЦЕССАЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В СНГ (Основные решения и проблемы)*

ри подписании соглашения об образовании СНГ Россия считала целесообразным сохранение и развитие общего социально-экономического,

транспортного и военно-стратегического пространства на основе рыночных отношений. 15 мая 1992 года в Ташкенте был заключен Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Его подписали и ратифицировали Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Россия продолжала оказывать новым независимым государствам значительную помощь, включая списание долгов, предоставление займов, снабжение нефтью, газом и электроэнергией по льготным ценам, но не препятствовала и развитию центробежных процессов в Содружестве, исходя из того, что развитие отношений стран СНГ с третьими государствами было объективным и в принципе положительным процессом. К тому же это облегчало ее бремя по субсидированию бывших советских республик и позволяло сконцентрировать и без того ограниченные ресурсы на решении собственных внутренних проблем.

Был принят «Стратегический курс» сотрудничества РФ с государствами - участниками СНГ, в котором подтверждался приоритетный характер отношений с этими странами. «Стратегический курс» исходил из того, что на территории Содружества сосредоточены жизненно важные интересы страны в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, что эффективное сотрудничество с государствами СНГ является фактором, противостоящим центробежным тенденциям в самой России. Главной целью политики в отношении СНГ провозглашалось создание экономического и политического объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе. Консолидации стран

* Публикуется с сокращениями.

СНГ также придавалось значение важного условия возвращения России статуса великой державы.

Уже в 1993 году девять государств-участников СНГ - Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан - подписали в Москве Договор о создании Экономического союза (к которому затем присоединились Туркменистан и Украина). Речь шла о проведении согласованной экономической политики, последовательном снижении тарифных и нетарифных ограничений в торговле, создании благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, развитии производственной кооперации, содействии в создании совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений, координации инвестиционной политики и т. д. Предусматривалось создание общего экономического пространства на рыночных принципах.

С целью реализации достигнутых договоренностей 15 апреля 1994 года все страны СНГ подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). На этой основе началась работа по формированию условий для функционирования такой зоны и образования в дальнейшем полнокровного Таможенного союза (ТС), освобождающего взаимную торговлю от различного рода преград в виде лицензий, квот, таможенных пошлин1.

В октябре того же года на заседании Совета глав государств СНГ в Москве были приняты Меморандум «Основные направления интеграционного развития СНГ» и Перспективный план интеграционного развития СНГ. Этими документами определялось главное направление интеграции - налаживание эффективного экономического сотрудничес-

тва стран СНГ как основной предпосылки преодоления кризисных явлений и подъема их экономики. Предусматривалось создание ЗСТ как первого этапа в формировании ТС, образование платежного союза и формирование общего рынка.

В развитие этих договоренностей появилось множество других документов. Так, на саммите СНГ в Алма-Ате 8 - 10 февраля 1995 г Совет глав государств СНГ принял Основы таможенного законодательства государств -участников Содружества Независимых Государств, а на саммите в Минске в мае 1995 г. был подписан Договор о сотрудничестве в охране внешних границ Содружества. В ноябре 1995 г. правительства государств - участников СНГ заключили Соглашение «О единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ», в апреле 1996 г. -Соглашение о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, а также Соглашение о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, а в октябре 1999 г. - Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения о создании ЗСТ и др.

Однако процесс формирования ЗСТ оказался более сложным, чем изначально предполагалось. Из 900 решений, документов и соглашений, принятых за 10-летний период существования СНГ, реально применялось на практике не более 130, что «отрицательно сказалось на эффективности функционирования самой ЗСТ и спровоцировало фрагментарное развитие некогда бывшего единого экономического и политического пространства»2. Находясь на разных уровнях экономического развития и разных стадиях

1 Россия не ратифицировала данное соглашение, но проводила политику освобождения от импортных пошлин товаров из стран СНГ на основе имеющихся двусторонних соглашений.

2 Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. И.П. Фаминского. М., 2004. С. 421

рыночных преобразований, асинхронно проводя эти рыночные преобразования, страны СНГ в основном ориентировались на двусторонние связи, зачастую отдавая предпочтение тем из них, которые уводили их за пределы постсоветского пространства.

Фактически в СНГ возобладала «разно-скоростная» и «разноуровневая» интеграция, результатом которой стало появление нескольких субрегиональных группировок.

21 февраля 1995 г. президенты России и Беларуси Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Важным шагом на пути сближения двух стран в социально-экономической и политической сферах стал Договор об образовании Сообщества Суверенных Республик, подписанный 2 апреля 1996 г. в Москве и открытый для присоединения других возможных участников.

В 1997 г. был подписан Договор и Устав Союза России и Беларуси, а 25 декабря 1998 г. принята Декларация об их объединении в Союзное государство с общими финансами, экономикой и государственными структурами.

Экономической основой для сближения двух стран явилось и подписанное 6 января 1995 г. в Минске Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Беларусью, к которому присоединился Казахстан, а в 1996 г. и Кыргызстан. Главным достижением ТС стала реализация режима свободной торговли без пошлин и ограничений, что способствовало развитию торговли между ними.

29 марта 1996 г. президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России подписали Договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях». Для достижения его целей были учреждены Межгосударственный совет - высший орган управления интеграцией, Интеграционный комитет - постоянно действующий исполнительный орган и Межпарламентский комитет.

В январе 1998 г. на очередном заседании Межгосударственного совета его председатель президент Казахстана Нурсултан

ЭКОНОМИКА

Назарбаев выдвинул предложение о создании Единого экономического пространства на территории ТС и осуществлении реальных шагов по сближению стран и народов в самых жизненных областях общения в виде «Десяти простых шагов навстречу простым людям».

В 1999 г. пятым участником Таможенного союза стал Таджикистан. 26 февраля 1999 г. был заключен Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, подписанный руководителями Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

О своем намерении участвовать в Таможенном союзе заявил Узбекистан. Заинтересованность в нем проявили и другие страны СНГ

10 октября 2000 г. в Астане состоялась встреча глав государств таможенной «пятерки». Было принято совместное заявление, в котором отмечались главные результаты взаимодействия пяти стран-участниц ТС в торгово-экономической области: отмена во взаимной торговле тарифных и количественных ограничений; введение по большинству номенклатуры товаров единых ставок таможенного обложения; осуществление согласованных мер нетарифного регулирования по отношению к третьим странам; формирование общих торговых режимов.

31 мая 2001 г. в Минске на встрече глав государств (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана) было создано Евразийское экономическое сообщество - ЕврАзЭС.

В марте 2002 г. в Петербурге на заседании Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС парламентарии Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана утвердили программу законотворческой деятельности МПА до 2005 г. При этом планировалось создать к 2005 г. единое таможенное и экономическое пространство стран-участниц и, превратив ЕврАзЭС в региональную структуру, сделать его и коллективным членом Всемирной торговой организации.

Одновременно ряд стран СНГ предприняли меры для реализации другого про-

екта - создания Единого экономического пространства (ЕЭП). В совместном заявлении, подписанном в конце февраля 2003 г. президентами России, Украины, Беларуси и Казахстана, было объявлено о новом этапе формирования ЕЭП путем создания зоны свободной торговли. Планировалось создать и единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам - наднациональный орган по внешнеторговому регулированию.

19 сентября 2003 г. в Ялте президенты России, Беларуси, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании ЕЭП, пригласив присоединиться к нему и другие страны, разделяющие его цели и принципы. Снова предусматривалось объединение таможенных территорий государств и создание единого хозяйственного механизма, способного обеспечить свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

«Демократическая революция» на Украине и победа прозападного президента Виктора Ющенко в январе 2005 г. фактически поставили крест на ЕЭП в формате «четверки». К середине 2005 г. в трехстороннем порядке (Россией, Беларусью и Казахстаном) были согласованы все 93 соглашения, касавшиеся создания нормативной базы ЕЭП, но с Украиной - лишь 40 соглашений. В конце 2005 г. премьер-министр Украины Ю. Ехануров заявил о готовности подписать всего 16 соглашений в рамках ЕЭП. Одновременно он подтвердил негативное отношение Украины к созданию в ЕЭП наднациональных органов и передаче им полномочий в сфере внешнеэкономической политики.

Отношения между Россией, Беларусью и Казахстаном в целом продолжали укрепляться.

Для России существенный интерес представляли поставки белорусскими предприятиями станков, автомобилей, тракторов, зерноуборочных комбайнов и многих других товаров. Достаточно сказать, что в начале

XXI в. 80 % тракторного парка России составляли машины, выпускаемые Минским тракторным заводом. Топливно-энергетические комплексы РФ и Беларуси были интегрированы на 95 %, машиностроение - на 85 В 2002 г. на белорусских рынках активно присутствовали 60 субъектов РФ, во взаимных поставках продукции участвовали предприятий 79 российских регионов. В 2004 г. товарооборот между РФ и Беларусью превысил 17 млрд долл. Более 8 тыс. российских и белорусских предприятий были связаны взаимными поставками.

Отношения России и Казахстана уверенно опирались на Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1992 года. Дальнейшее взаимодействие двух стран в политической, экономической, военно-технической, культурной, гуманитарной областях позволило президентам России и Казахстана в июле 1998 г. скрепить подписями новый исторический документ - Декларацию о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированную в XXI столетие. К началу XXI в. были значительно увеличены объемы транзита углеводородного сырья, налажена параллельная работа Национальной энергетической системы Казахстана и Единой энергетической системы России. Во время визита В.В. Путина в Астану в октябре 2001 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве в гуманитарной сфере, в котором особо подчеркивалась роль русского языка как языка межнационального общения.

В рамках всего Сообщества были отменены таможенные пошлины во взаимной торговле на товары, происходящие с территорий стран - членов ЕврАзЭС. Был введен режим свободной торговли без изъятий и ограничений на основе двусторонних соглашений, осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов по «стране назначения». Активно проводилась совместная работа по упорядочению миграционных процедур для граждан Сообщества.

1 Федосов В.А. Интеграция России и Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С. 72.

Важным шагом в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве явилось создание в начале 2006 г. российско-казахстанского Евразийского банка развития с уставным капиталом 1,5 млрд долл.

На неформальном саммите ЕврАзЭС летом 2006 г. в Сочи еще раз было подтверждено, что основной целью объединения является завершение формирования Таможенного союза и создание Единого экономического пространства.

Однако в июне 2006 г. Россия серьезно осложнила двусторонние отношения с Беларусью в связи с намерением Газпрома поднять цену на газ в 4 раза - с 50 до 200 долл. за 1 тыс. куб. м. Это подтолкнуло А.Г. Лукашенко в конце сентября 2006 г. к резкому заявлению о фактическом разрыве Россией двусторонних экономических отношений. «Увеличение до таких размеров цены на газ, - заявил президент Беларуси, - это однозначно разрыв всех отношений. В экономике - это точно. Ну о чем тогда можно говорить, если МТЗ будет потреблять газ по 250, к примеру, или 200 долларов, а в Волгограде тракторный завод - по 30 долларов». Белорусская сторона настаивала на том, чтобы цены на газ в Беларуси повышались в соответствии с рыночными условиями, но в такой же пропорции, как в самой России.

Возникли сложности и в отношениях Беларуси с субъектами РФ, с которыми в производственных союзных программах были заняты 8 тыс. предприятий, производивших 2,5 млн телевизоров, 35 тыс. тракторов, 85 тыс. МАЗов и БелАЗов. 95 % энергоносителей и 85 % комплектующих для машиностроения Беларусь, в свою очередь, получала из РФ. При этом, как отметил секретарь Союзного государства РФ и РБ П.П. Бородин, 85 % белорусской продукции опять же идет в Россию. И если мы поднимаем цены на газ и

ЭКОНОМИКА

нефть, то те же машины будут стоить для нас в 5 раз дороже.

Но в конечном счете возобладал здравый смысл и стороны пришли к компромиссному решению, подписав соглашение и о транзите, и об изменении цен на энергоносители (в перспективе - со стопроцентным выходом на рыночные). Характеризуя достигнутую договоренность, В.В. Путин подчеркнул, что прямая либо скрытая поддержка белорусской экономики Россией будет продолжаться на протяжении длительного времени. В 2007 г. она составит по газу 3,3 млрд долл., по нефти и нефтепродуктам - 2,5 млрд, затем будет сокращаться, обеспечивая мягкий и приемлемый для белорусских партнеров переход к рыночным отношениям. «Важно, -отметил президент РФ, - что мы зафиксировали в документах этапы перехода к рынку, но сделали это мягко - в течение четырех лет - абсолютно в дружеском контексте».

В марте 2007 г. В.В. Путин дал высокую оценку и ЕврАзЭС как основе формирования Единого экономического пространства. На встрече с Н. Назарбаевым он заявил, что «в рамках ЕврАзЭС сегодня может заметно расшириться взаимовыгодная хозяйственная интеграция стран Содружества. А впоследствии может быть сформировано Единое экономическое пространство».

Если раньше ЕврАзЭС рассматривалось как одна из субрегиональных структур в составе СНГ, а его экономические успехи приписывались Содружеству в целом, то теперь, похоже, ЕврАзЭС в глазах его участников становится самоценным организмом, способным в перспективе развиться до внешних пределов СНГ.

В свою очередь, президент Казахстана напомнил, что по-прежнему остается в силе его предложение о создании Евразийского экономического союза государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.