Научная статья на тему 'К истории педагогического класса при Таганрогской Мариинской женской гимназии (1869 - 1920 гг. )'

К истории педагогического класса при Таганрогской Мариинской женской гимназии (1869 - 1920 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В ТАГАНРОГЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ / ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ТАГАНРОГСКАЯ МАРИИНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донскова Л. А.

Статья посвящена истории педагогического образования в Таганроге. В статье рассказывается об особенностях учебного плана и фактической организации учебного процесса педагогического курса в Таганрогской Мариинской женской гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории педагогического класса при Таганрогской Мариинской женской гимназии (1869 - 1920 гг. )»

дов. В 1971 г. это направление работы ГНК позволило поднять производительность труда на 1,2 %, высвободив 17 человек и получив экономию 94260 р., снижение брака на 381 т. (12958 р.) Были приняты 97 рацпредложений и изобретений, совершенствующие производство [5]. Большая экономия бюджетных средств была получена за счет введения на производстве разработок А.Г. Лузанова, Б.А. Шевкута и многих др. Авторы всех принятых рацпредложений и изобретений премировались (объем премиальных выплат никогда не превышал 5 % от приносимого экономического эффекта).

В отдельных случаях по необходимости, группа народного контроля Трубопрокатного цеха № 1 обращалась к группам других цехов - поставщиков металла, листовой стали, запчастей по вопросам улучшения качества сырья, ускорения его доставки на склад и т. д.

По результатам 1969-1972 гг. деятельность группы народного контроля трубопрокатного цеха № 1 Таганрогского Металлургического завода была признана ВОИР Ростовской области наиболее эффективной в регионе, ее достижения были одобрены партийными органами. В 1972 г. был проведен семинар, где представители групп народного контроля промышленных предприятий Ростовской области были ознакомлены с методами работы ГНК трубопрокатного цеха № 1 Таганрогского металлургического завода [6].

Если проводить аналогию с капиталистическими предприятиями, то модель управленческой системы введенной в трубопрокатном цехе № 1 имеет много сходных черт и вполне сравнима с методами работы, применяемыми «кружками качества», функционировавшими в Японии. При этом данный пример очень схож с моделью управления на производстве, распространенной на предприятиях «Датсун» («Нисан») в 70-е - 80-е гг. прошлого века. Эта компания, а также «Тойота» добились наиболее высоких результатов в те годы по производительности труда и высокому качеству собственной продукции среди компаний тяжелой промышленности мира. Мы не можем утверждать, что существовало заимствование данного метода, наибольшая вероятность того, что и на отечественном предприятии и в японской корпорации параллельно пришли к аналогичному методу управления производством, совершенствуя его годами.

Воплощение в жизнь Закона «Об органах народного контроля в СССР» на промышленных предприятиях в 70-е годы прошлого века приводила к позитивным результатам. Отдельные предприятия за счет активной работы народных контролеров добивались роста производительности труда и повышения качества продукции, однако в целом по стране позиции ГНК были слабы. Органы народного контроля, которые были запланированы руководством страны как независимая организация, в действительности были интегрированы в аппарат КПСС и не смогли полностью реализовать поставленные перед ними задачи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон «Об органах народного контроля в СССР» от 9 декабря 1965 г. Свод законов СССР. Т. 1. С. 329, 1990.

2. Положение Советом Министров СССР «Об органах народного контроля в СССР» от 19 от декабря 1968 г. Ведомости ВС СССР, 1970. № 14. Ст. 180.

3. ГАРО ф. 913 оп. 1 д. 723 л. 25

4. ГАРО ф. 775 оп. 1 д. 693 л. 151

5. ГАРО ф. 165 оп. 4 д. 1352 л. 19

6. ГАРО ф. 775 оп. 1 д. 659 л. 146

Л.А. Донскова

К ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАССА ПРИ ТАГАНРОГСКОЙ МАРИИНСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ (1869 - 1920 гг.)

Изучение истоков и эволюции педагогического образования важно для сохранения и развития педагогических традиций, для постижения отечественного культурного и исторического наследия. Вопрос о предыстории педобразования в Таганроге был поставлен впервые автором на-

стоящей работы при подготовке книги к 50-летию Таганрогского пединститута, в которой ею написан раздел «История института» [1]. В настоящей статье введены в научный оборот дополнительные материалы, не использованные в названном юбилейном издании.

Быстро набиравшая темпы капиталистическая модернизация Донского края и Приазовья в пореформенный период требовала новых грамотных работников, сопровождалась обновлением всех сфер жизни. Утверждались новые ценности, формировалась новая экономическая элита. Развитие просвещения становилось важной стратегической задачей, условием не только культурного роста, но и экономического процветания края.

Рост числа учебных заведений, особенно начальных, в пореформенной России обнаружил острый недостаток учителей со специальным образованием. В быстро экономически развивающемся Таганроге эта проблема также стала вскоре весьма ощутимой. В связи с этим Попечительский совет Мариинской гимназии по инициативе директора Н.Н. Порунова принял решение об открытии 2 октября 1869 г. при таганрогской Мариинской женской гимназии педагогического курса. Дата 2 октября 1869 г. может считаться началом становления специального педагогического образования в Таганроге.

Учредители определяли «цель педагогического курса доставить обществу хорошо подготовленных воспитательниц и учительниц посредством теоретического и практического ознакомления их с делом воспитания и обучения» [2].

Продолжительность обучения на педагогическом курсе составляла не менее одного года. Серьезное внимание уделялось качеству набора в педагогический класс. Принимались, прежде всего, выпускницы VII класса Таганрогской женской гимназии, но могли поступать и «посторонние» при условии, если они окончили полный курс в какой-либо гимназии или институте. В 1870 г. был сделан первый выпуск педагогического курса.

Содержание учебного процесса, как известно, всегда определяется, в первую очередь, учебными планами.

Учебные планы Мариинской гимназии и педагогического класса в основном были стандартными и определялись Министерством просвещения. Номенклатура преподаваемых дисциплин и количество часов, выделяемых на их изучение, на педагогическом курсе были подчинены теоретической, методической и практической подготовке будущих учительниц. Исходя из этого, занятия в педагогическом классе делились на теоретические и практические.

Текст «Положения об устройстве педагогического курса при Мариинской гимназии» позволяет составить достаточно четкое представление об учебном плане и организации учебного процесса в педклассе.

На теоретических занятиях предполагалось изучение главных положений педагогики, дидактики и методики по 4 часа в неделю и изучение в методическом аспекте перечисленных в учебном плане дисциплин по 2-3 часа в неделю. Кроме того, учащимся педагогического курса преподавались и такие дисциплины, которых не было в учебном плане, но они имели важное значение для подготовки учительниц. Прежде всего, это были медико-психологические дисциплины, дававшие знания, безусловно, нужные будущим учительницам. Важным для подготовки к учительской деятельности являлись предусмотренные учебным планом специальные занятия по ознакомлению с детской литературой и рассмотрению учебников.

К сожалению, практические занятия не нашли должного отражения в учебном плане педагогического класса. Между тем практической, психолого-педагогической и методической подготовке будущих учительниц уделялось весьма серьезное внимание. Ведущую роль в этом играло усвоение живого практического опыта учителей гимназии.

В первой половине курса главный акцент делался на теоретической подготовке учениц педагогического класса. Практические занятия на этом этапе выражались, как бы мы сказали сегодня, в пассивной педагогической практике. Ученицы педагогического класса посещали уроки преподавателей начальных классов гимназии, изучали их педагогические и методические приемы, анализировали вместе с преподавателями посещенные уроки.

Важным направлением в подготовке будущих учительниц и воспитательниц было развитие искусства психологического анализа личности учащегося. Для этого слушательницы педагогического курса должны были вести «наблюдение над отдельными ученицами и над целым классом во время урока и вне его, [осуществлять - Л.Д.] разбор проступков и различных случаев из детской жизни» [3] и представлять анализ психологических ситуаций в письменном виде, т. е. слушательницы учились составлению психологического портрета класса и отдельного учащегося. Безусловно, подобная психо лого-педагогическая подготовка являлась важным залогом эффективности в будущей педагогической деятельности слушательниц курсов.

Во второй половине обучения в педагогическом классе после соответствующей теоретической подготовки главным становились подготовка и проведение пробных уроков. Пробные уроки давались каждой слушательницей в начальных классах по теме, предложенной преподавателем, в присутствии всех остальных слушательниц и преподавателя педагогики или преподавателя-предметника с последующим обсуждением урока. Уроки проводились по одному или двум предметам, избранным слушательницами в качестве своей специализации и в овладении которыми они проявили наибольшие успехи и способности. Как видим, на педагогическом курсе при Мариин-ской гимназии сложилась система подготовки учителей, которая в основных своих подходах сохранилась до настоящих дней в педагогическом образовании.

При успешном усвоении учебной программы слушательницы допускались к выпускным экзаменам, которые проводились в присутствии педагогического совета и представителя учебного округа. Теоретический экзамен сдавали по педагогике, дидактике и методике. Практическая часть экзамена осуществлялась в виде пробного урока по избранным предметам. Успешно сдавшие выпускные экзамены получали аттестат и свидетельство домашней учительницы или домашней наставницы.

Окончание педагогического курса при Таганрогской Мариинской гимназии давало право его выпускницам преподавать священную историю, чтение и один - два предмета, по которым они специализировались из следующего списка: русский язык, всеобщая и русская история, всеобщая и русская география, математика, новейшие языки (французский, немецкий).

Таким образом, можно полагать, что учебный план и фактическая организация учебного процесса педагогического курса позволяли его слушательницам овладеть основными теоретическими знаниями и практическими умениями для будущей учительской профессии.

Педагогический курс при Мариинской гимназии стал настоящей кузницей учительских кадров для начальных классов в Таганроге и округе с 70-х гг. XIX в. и до 1920 г. Только в первые 10 лет существования педагогического курса его окончило 129 слушательниц. Из них 87 получили аттестат домашней учительницы и 29 - звание домашней наставницы с правом преподавания од-ного-двух предметов [4]. В дальнейшем количество слушательниц в педклассе увеличивалось.

Несмотря на то, что выпускницы педкласса получали аттестат домашней наставницы или домашней учительницы, фактически, они работали в начальных школах, училищах или начальных классах гимназий. Многие из них работали в Таганрогской Мариинской гимназии, которую сами окончили. В списке личного состава преподавателей Мариинской гимназии за 1861-1881 гг., учителя первых трех классов и приготовительного, классные надзирательницы были, как правило, с аттестатами домашних учительниц или домашних наставниц с правом преподавания одного-двух предметов, окончившие педагогический классе [5]. Изучение списочного состава преподавателей, показывает, что ежегодно из каждого выпуска педагогического класса несколько выпускниц зачислялись в штат преподавателей Таганрогской Мариинской гимназии. Одни из них, проработав 1-3 года, увольнялись, но некоторые на десятки лет связывали свою судьбу с работой в Мариинской гимназии, как, к примеру, Н.К. Чекменева, выпускница 1880 г., которая проработала в гимназии более 35 лет [6]. Завидное педагогическое долголетие.

Хотя основная часть домашних учительниц и наставниц после окончания педагогического класса работала в начальных классах учебных заведений разного типа, но были и такие, которые хотели бы в соответствии со своей профессией работать домашними учительницами или домашними наставницами в частных домах.

Однако работа домашних наставниц или учительниц в частных домах в дореволюционной России не была сугубо частным делом. Государство стремилось регулировать и контролировать эту сферу образовательной деятельности насколько это вообще возможно при такой форме образования.

Мерой, направленной на осуществление контроля со стороны Министерства народного просвещения за деятельностью домашних учителей, было то, что согласно правил о домашних учителях и учительницах, утвержденных Министром народного просвещения, они обязаны были представлять директору народных училищ «с окончанием каждого года отчеты о своих трудах и занятиях и одобрительные о себе свидетельства от Уездных предводителей дворянства» и от лиц, в доме которых они служили [7]. Разумеется, самоотчет домашнего учителя, положительные отзывы родителей и предводителя дворянства были весьма субъективной оценкой обучения и воспитания, тем не менее, необходимость ежегодного представления названных трех документов директорам народных училищ являлась важным способом отслеживания качества работы домашних учителей.

Вместе с тем такое оформление у директора народных училищ работы в частном доме предоставляло домашним учителям ряд льгот и преимуществ, в т.ч. такое важное как право на получение пенсии при педагогическом стаже не менее 20 лет [Св. Закон. Т. III, Устав о пенс. (изд. 1896 г.) ст. 422-425]. Кроме того, по Положению Министерства народного просвещения от 10 июня 1861 г., одинокие домашние учительницы в старости при наличии 20-летнего педагогического стажа, при желании, могли определиться « в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание» [8].

Это позволяет считать, что в дореволюционной России существовала определенная социальная защищенность домашнего учителя, выражавшаяся в гарантированном государством материальном пособии ему в старости. Способом морального поощрения домашних учителей было то, что те из них, кто безупречно прослужил не менее 15 лет, могли награждаться орденом Станислава 3-ей степени. Примечателен девиз ордена: «Praemiando incitât» (Награждая, поощряет) [9].

Развивающийся капитализм и особенно промышленный подъем 90-х гг. XIX в. и 1910-1914 гг. несли осознание экономической целесообразности образования, приходившее к представителям всех сословий населения и носителям власти. Росла потребность в грамоте среди рабочего и сельского населения, что сопровождалось значительным увеличением количества школ.

Так, в 1911 г. в Таганроге насчитывалось 58 школ различных типов [10]. Эти данные заслуживают доверия, т. к. Альманах-справочник за 1911 г. по г. Таганрогу перечисляет все названные в нем учебные заведения с точным указанием их адресов, размеров платы за обучение, с фамилиями заведующих, членов педагогических, попечительских и родительских советов, преподавателей с указаниями их домашних адресов.

Значительный рост числа школ еще более обострил проблему подготовки учительских кадров. Это вызвало увеличение числа слушательниц педагогического класса. Было образовано два отделения педагогического класса с гуманитарной и естественно-математической специализацией [11]. На сохранившихся в фондах ТЛИАМЗ фотографиях 1912 г. учащихся I отделения педкласса (специальность математика) мы видим 32 ученицы, на II отделении (специальность русский язык, история и география) - 36 учащихся. В действительности их, вероятно, было больше, т. к. в день фотографирования, возможно, не все учащиеся были в гимназии [12].

Итак, если в первом выпуске педагогического класса при Мариинской гимназии было подготовлено всего 8 учительниц, то в 1912 г. их было почти 70 человек. Все это позволяет говорить о существенном вкладе педагогического класса при Таганрогской Мариинской гимназии в создание учительского корпуса не только в Таганроге, но и в Донской области.

Таганрогу до революции так и не удалось решить проблему открытия высшего педагогического учебного заведения. Подготовка учителей в городе велась в средних учебных заведениях: педагогических классах при Мариинской гимназии и недолго в учительской семинарии, эвакуированной в 1916 г. в Таганрог из Митавы. Учительский институт был открыт в Таганроге лишь в 1939 г. Он вместе с Новочеркасским пединститутом, переведенным в Таганрог в 1955 г., стал

основой нынешнего Таганрогского государственного пединститута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Донскова Л.А. История института // Таганрогский государственный педагогический институт: 50 лет. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, Ростов-н/Д.: Изд-во «Легион», 2005. С. 5-97.

2. Проект устройства педагогического курса при Таганрогской Мариинской женской гимназии // Историческая записка о Таганрогской Мариинской женской гимназии со времени открытия по 1881 г. / Сост. секретарь пед. совета С. Кравченко. Таганрог, 1883. С. 87-92.

3. Историческая записка о Таганрогской Мариинской женской гимназии со времен открытия по 1881 год / Сост. С. Кравченко. Таганрог: Типография А.М. Миронова, 1883. С. 88.

4. Там же. С. 81-87.

5. Движение личного состава преподавателей за 1861-1881 гг. Там же. С. 34-44.

6. ТЛИАМЗ. КП-10165/3. ФПИ. Ф 1-№226/3.

7. ТЛИАМЗ. Ф. 1-013. НВ 6338/2.

8. Там же.

9. Кузнецов А.А. Ордена и медали России. М.: Изд-во МГУ. 1995. С. 88, 89.

10. Подсчеты наши (Л.Д.) на основе данных: Альманах-справочник по городу Таганрогу и его округу / Сост. под ред. Н.В. Никитенко. Таганрог: Изд-во З.В. Кривицкого, 1911. С. 182-191.

11. ТЛИАМЗ. КП-11257. ФПИ. Ф 1. № 248-013-3.

12. Фотоальбом: Таганрогская Мариинская женская гимназия. 1912 учебный год. Изд. фирмы С. Слу-чанский и Сын в Париже 20 и 22. Rue Richer Paris. 1912. Фото 5, 6.

И.И. Лыман

СОЗДАНИЕ ГОТФИЙСКОЙ И КАФИЙСКОЙ ЕПАРХИИ В СЕВЕРНОМ ПРИАЗОВЬЕ

Уже стало в некоторой степени хрестоматийным утверждение о том, что период правления Екатерины II характеризуется четко выраженными унификационными, централизаторскими тенденциями. В том числе — и в религиозной сфере. Это придает еще большую актуальность изучению событий, которые, на первый взгляд, являются проявлением тенденций совершено противоположных. Речь идет о создании на юге Российской империи Готфийской и Кафийской епархии, беспрецедентной по своим малым размерам и численности прихожан. И хотя историография деятельности этой церковно-административной единицы является довольно представительной, вопросы, связанные с перипетиями определения статуса епархии и ее руководителя, с мотивацией действий как официального Петербурга, так и самих греков, все еще остаются открытыми.

Согласно с информацией из синодального архива, приведенной И. Покровским, вопрос об организации новой епархии был поставлен еще во время русско-турецкой войны, в 1771 г. Как пишет Покровский, предлогом для этого стало убийство в Кафе за три дня до прихода туда русских войск православного епископа. Назначение его последователя входило в компетенцию Константинопольского патриарха, но состояние войны на некоторое время значительно усложнило возможность общения крымских церквей с Константинополем.

В таких условиях Екатерина II и сделала первую, хоть и неудачную, попытку вывести приходы полуострова из-под власти патриарха. Ссылаясь на то, что нельзя оставлять церкви без духовенства, Екатерина обратилась с запросом к Синоду и Комиссии по церковному имуществу по поводу решения вопроса, откуда удобнее направлять в Крым священно- и церковнослужителей. Причем императрица сама предложила и ответ на этот вопрос: организация новой епархии в Азо-ве, к которой можно было приписать Таганрог, крепости Новой Днепровской линии и крымские православные церкви. Оставался и другой вариант - приписать упомянутые населенные пункты и религиозные сооружения к одной из уже существующих епархий.

Синод, совместно с Комиссией по церковному имуществу, изучил оба варианта и пришел к выводу, что для организации новой епархии в Азове существуют серьезные преграды. В том числе - и преграда финансовая. Кроме того, было указано, что у Синода отсутствовали сведения о церквях проектированной епархии, а собрать их не было возможности из-за продолжения бое-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.