Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В СССР'

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В СССР»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

К ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ В СССР

Кандидат медицинских наук Л. С. Марголин

Из Харьковского городского отдела здравоохранения

Как известно, в нашей медицинской печати принято считать 1927 г. годом возникновения первых санитарно-эпидемиологических станций1.

В действительности идея организации санитарно-эпидемиологической станции как комплексного профилактического учреждения, объединяющего и проводящего всю санитарную и противоэпидемическую работу в определенном районе, была осуществлена значительно раньше.

Еще в 1922 г., в день 5-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, в Гомеле (БССР) была открыта санитарно-эпидемиологическая станция имени 5-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.

По мысли инициаторов организации санитарно-эпидемиологической станции во главе с бывшим заведующим санитарно-эпидемиологическим отделом губздравотдела К. Ю. Кононовичем — старым, опытным земским врачом, энтузиастом советской медицины, санитарно-эпидемиологическая станция должна была объединить всю работу са-нитарно-противоэпидемической организации, являться ее оперативной, производственной и научной базой 2.

Санитарно-эпидемиологическая станция была размещена в капитально отремон-титрованном и специально приспособленном для нее здании бывшей городской больницы.

Первоначально в состав ее входили отделение санитарного надзора (санитарные врачи и их помощники), хорошо оборудованные и оснащенные по тому времени бактериологическая и санитарно-гигиеническая лаборатории, прививочное отделение, отделение санитарно-просветительной работы, дезинфекционный отряд, санитарный транспорт.

В течение ближайших лет по мере необходимости были открыты дополнительно противомалярийное отделение, пастеровское отделение с рядом пастеровских пунктов как в Гомельской, так и в соседних губерниях, оспенный телятник, отделение профессиональной гигиены.

В течение 1922—1925 гг. путем прохождения учебы на курсах усовершенствования в Москве и специальной учебы в отделениях санитарно-эпидемиологических станций была осуществлена специализация санитарных врачей; с этого времени были введены должности эпидемиологов, пищевых и промышленных врачей.

Работа санитарных врачей стала интереснее, содержательнее и эффективнее.

Много инициативы внесли сотрудники санитарно-эпидемиологической станции в свою работу. Систематически проводилась среди населения санитарно-просветительная работа: издавалась специальная литература, с организацией колхозов были оборудованы передвижные выставки-фургоны, которые систематически выезжали в сельские районы. Станцией издавалась печатная газета «За оздоровление труда и быта?, в которой на русском и белорусском языках печатались материалы по актуальным вопросам охраны здоровья населения.

В 1928 г. заведующим санитарно-эпидемиологической станцией была сконструирована дезинфекционная камера и было организовано производство этих камер при станции.

Дезинфекционными камерами Гомельской санитарно-эпидемиологической станции были снабжены все районы БССР и ряд других.

Молодые врачи санитарно-эпидемиологической станции, не имевшие тогда еще большого опыта, смело и инициативно внедряли в практику новые методы лабораторной диагностики, широко применяли и изучали эффективность предохранительных прививок против инфекционных заболеваний, изучали санитарные условия нового строительства, труда на фабриках и заводах и т. д. и на основе этого настойчиво осуществляли

1 А. Н. Марзеев. Содружество русской и украинской санитарных организаций. Гигиена и санитария, 1954, № 6.

2 Л. С. Марголин. Гомельская санитарно-эпидемиологическая станция. Гигиена и эпидемиология, 1925, № 6; Отчет о деятельности Гомельской санитарно-эпидемио-логической станции за 5 лет. Белорусская медицинская мысль, 1927, № 9—12 и др.

мероприятия по улучшению благоустройства населенных пунктов, гигиенических условий труда на предприятиях.

Сотрудники санитарно-эпидемиологических станций в эти годы помещали ряд статей в медицинские журналы («Гигиена и эпидемиология», «На фронте здравоохранения», «Белорусская медицинская мысль» и др.)- Врачи принимали активное участие в общественной жизни, часто выступали с докладами на пленумах и секциях городского Совета, научных заседаниях медицинского общества, а также на республиканских и всесоюзных съездах эпидемиологов, бактериологов и санитарных врачей.

Во время оккупации Гомеля фашистскими варварами санитарно-эпидемиологическая станция была сожжена.

После победы над гитлеровской Германией в Гомеле, как и во всех советских городах, санитарно-эпидемиологическая станция возобновила работу.

Поступила 16/1Х 1937 г.

-Й- -ЙГ -Й-

О РОЛИ Г. В. ХЛОПИНА В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО САНИТАРНОГИГИЕНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ЛЕНИНГРАДЕ

Проф. А. Я. Гуткин (Ленинград)

Имя Г. В. Хлопина хорошо известно. Г. В. Хлопин — гигиенист-энциклопедист и трудно сказать, в какой области гигиены он был менее эрудирован, какой из них он оказал большее внимание, в какой области его экспериментальные исследования представляют наибольший интерес.

На совместном заседании Ленинградского отделения Всесоюзного гигиенического общества и Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова, где 22 сентября 1954 г. было заслушано 9 докладов его учеников и последователей, одинаково значительно были представлены все обширные области гигиенической науки, которые знал ученый.

В Петрограде до Великой Октябрьской социалистической революции не было ни одного научно-исследовательского гигиенического института. Научные гигиенические исследования проводились на кафедрах < гигиены, в то время включавших также эпидемиологию, бактериологию, паразитологию и дезинфекционное дело. Кафедры гигиены имелись в Военно-медицинской академии (ныне имени С. М. Кирова), в Клиническом институте имени великой княгини Елены Павловны (ныне ордена Ленина Институт усовершенствования врачей) и в Женском медицинском институте (ныне Ленинградский медицинский институт имени акад. И. П. Павлова). Во главе всех названных кафедр стоял Г. В. Хлопин, фактически руководивший, таким образом, направлением гигиенической науки в Петербурге, подготовкой и в известной степени расстановкой гигиенических кадров. Относительно небольшую роль в развитии гигиенической науки играла санитарная лаборатория, возглавлявшаяся В. И. Яковлевым, а затем П. И. Левиным.

Развитие санитарного дела в СССР, рост ленинградской санитарной организации, городского благоустройства, жилищного, школьного строительства, развитие всех отраслей народного хозяйства выдвинули необходимость организации научно-методите-ского и научно-исследовательсксго, объединяющего и руководящего гигиенического центра. Городские конференции санитарных врачей и ленинградское общество гигиенистов неоднократно ставили перед облздравотделом вопрос о строительстве в Ленинграде гигиенического института. Наконец, в 1929 г. при Ленинградском облздравотделе была создана комиссия по организации института в составе: проф. Г. В. Хлопина, проф. П. И. Левина (зав. Ленинградской городской санитарной лабораторией), П. В. Лебединского (зав. санитарно-эпидемиологическим отделом Ленинградского горздравотд»-ла), Я- Ю. Либермана (директора Ленинградского института эпидемиологии), А. Я- Губкина (санитарного врача Петроградского района). Председателем комиссии был избран Г. В. Хлопин. В дальнейшем в работе комиссии участвовали проф. 3. Г. Френкель, роль которого в рассмотрении вопросов была особенно велика, П. П. Маслаковец и в отдельных заседаниях архитектор М. Е. Рославлев, Н. 3. Дмитриев и А. И. Штрейс. Комио-сия работала с 8 февраля до 1 апреля 1929 г., изучила и частично осмотрела несколько предложенных для строительства участков, разработала и обсудила содержание работы института, размеры его, перспекивы строительства и экономическую сторону вопроса.

Г. В. Хлопин весной 1929 г. чувствовал себя неудовлетворительно. Частые головные боли, сердечная недостаточность заставляли его соблюдать режим и ограничивать свою нагрузку, рано ложиться, иногда пропускать занятия. Однако и работе комиссии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.