Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ (1965-1983)'

К ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ (1965-1983) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОЯРСК / КРАСНОЯРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ / ФОНДЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Болонкина Елена Владимировна

Статья посвящена истории Красноярской художественной галереи, на примере которой раскрыты основные тенденции развития музейного дела в СССР во второй половине 1960 - начале 1980-х гг. Показана роль государства в определении основополагающих направлений в деятельности музейно-художественных центров. Впервые в научный оборот введены новые архивные материалы, характеризующие динамику и особенности развития научно-фондовой, научно-исследовательской, просветительной и экспозиционно-выставочной работы галереи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Болонкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF THE KRASNOYARSK ART GALLERY (1965-1983)

The article is devoted to the history of the Krasnoyarsk Art Gallery, which illustrates the main trends in the development of museum work in the USSR in the second half of the 1960s and early 1980s. The role of the state in determining of museum activities’fundamental directions is shown. For the first time the new archival materials, which characterize the dynamics and features of scientific and fund, research, educational, exposition and exhibition gallery work’s development, have been introduced into scientific circulation.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ (1965-1983)»

EDN: DUUTIC УДК 069(571.51)

TO THE HISTORY OF THE KRASNOYARSK ART GALLERY (1965-1983)

Elena V. Bolonkina

Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract: The article is devoted to the history of the Krasnoyarsk Art Gallery, which illustrates the main trends in the development of museum work in the USSR in the second half of the 1960s and early 1980s. The role of the state in determining of museum activities'fundamental directions is shown. For the first time the new archival materials, which characterize the dynamics and features of scientific and fund, research, educational, exposition and exhibition gallery work's development, have been introduced into scientific circulation.

Keywords: Krasnoyarsk; Krasnoyarsk Art Gallery; funds; research work; exposition and exhibition activities; cultural and educational work.

Citation: Bolonkina, E.V. (2023). TO THE HISTORY OF THE KRASNOYARSK ART GALLERY (1965-1983). IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 1 (14), pp. 82-89.

Е.В. Болонкина

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова Красноярск, Российская Федерация

К ИСТОРИИ КРАСНОЯРСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ (1965-1983)

Статья посвящена истории Красноярской художественной галереи, на примере которой раскрыты основные тенденции развития музейного дела в СССР во второй половине 1960 - начале 1980-х гг. Показана роль государства в определении основополагающих направлений в деятельности музейно-художественных центров. Впервые в научный оборот введены новые архивные материалы, характеризующие динамику и особенности развития научно-фондовой, научно-исследовательской, просветительной и экспозиционно-выставочной работы галереи.

Ключевые слова: Красноярск; Красноярская художественная галерея; фонды; научно-исследовательская работа; экспозиционно-выставочная деятельность; куль-турно-просветителъская работа.

Развитие музейно-художественных центров СССР на протяжении второй половины 1960 - начала 1980-х гг. происходило под влиянием существенных изменений в культурной политике государства. В 1965 г. начинается новый этап в развитии музейного дела в стране, который характеризовался как «музейный бум». В это время наблюдается стремительный рост интереса различных категорий населения к музею как форме культурно-просветительного учреждения. Со стороны государства усиливается внимание к проблемам сохранения культурного наследия. Был издан ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих работу музеев страны.

В процессе дальнейшего развития музейной сети страны особую значимость имел проект «Принципы развития музейного дела в СССР» (1964), разработанный комиссией Министерства культуры СССР и Президиума Академии наук СССР. Здесь были определены научно обоснованные направления в деятельности всех музеев страны [5, с. 109]. Для организации научно-фондовой работы художественных музейных центров основополагающими стали постановления Совета Министров СССР «О музейном фонде СССР» (1965), Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему улучшению работы музеев РСФСР» (1983), по которым предусматривались создание фондовых комиссий, наличие информации обменного фонда, создание перспективного плана подготовки и издания научных каталогов музейных собраний. Это привело к устойчивой тенденции количественного роста

числа экспонатов, заметно улучшилась учет-но-хранительская деятельность музеев [6, с. 18].

Особое внимание было уделено научно-исследовательской и просветительной деятельности музеев. В 1964 г. вышло постановление «О мерах по упорядочению сети научных учреждений Министерства культуры РСФСР», согласно которому за центральными музеями закрепили функции научно-исследовательских и методических центров, координирующих отдельные вопросы музееведения. В этом же году вышло постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся», согласно которому музеи вписывались в систему идеологических учреждений. В результате интегрирования в систему идеологических учреждений музеи активизировали работу с посетителями, внедряли новые формы работы, ориентированные на идейно-политическое воздействие на население.

В сентябре 1972 г. вышел приказ Министерства культуры СССР № 526, где был представлен перечень головных художественных музеев, ответственных за разработку проблемных вопросов по изобразительному искусству и музейной работе.

Для Красноярской художественной галереи таким центром стал Иркутский областной художественный музей. Дополнительно в 1974 г. был издан приказ Министерства культуры РСФСР № 178 «Об улучшении организации научно-исследовательской работы по изобразительному искусству художественных музеев РСФСР». Русский музей был утвержден республиканским

Красноярская художественная галерея. Выставка русского изобразительного искусства XVIII -начала XX в. в здании на пр. Мира, 12. 1982 г. Архив Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

Krasnoyarsk Art Gallery. Exhibition of the Russian fine art of the 18th - early 20th centuries in the building on 12 Prospect Mira. 1982

Archive of the Krasnoyarsk Art Gallery

named after V.I. Surikov

центром координации научно-исследовательской и научно-методической деятельности по проблемам изобразительного искусства и деятельности художественных музеев. В результате произошло окончательное закрепление научных основ управления музейной деятельностью. Научная работа стала обязательным компонентом в деятельности музейного сотрудника [1, с. 45; 7, с. 73].

В 1979 г. было издано постановление «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», где предусматривались отражение побед коммунистического строительства в СССР и расширение массово-просветительной работы среди населения. Музеи, как и прежде, были вписаны в систему идеологических учреждений, поэтому партийные органы уделяли особое внимание их деятельности. В 1982 г. дополнительно вышло постановление ЦК КПСС «Об улучшении идейно-воспитательной роли работы музеев», которое сохраняло за музеями их роль важных идеологических учреждений государства [6, с. 33].

Процесс развития Красноярской художественной галереи с 1965 по 1983 гг. отвечал основным тенденциям развития музейного дела в стране. Ее деятельность была подчинена целям и задачам государственной культурной политики. Галерея становится важным научно-исследовательским и культурно-просветительным центром, который был интегрирован в систему идеологических, а также научных учреждений. Научно-фондовая деятельность учреждения была направлена на комплектование, изучение и популяризацию русского дореволюционного, советского, зарубежного изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Основную работу по комплектованию, научной обработке, реставрации и консервации фондов в галерее контролировал главный хранитель. Долгое время организацией фондовой работы в галерее занимался Е.М. Гонтаровский, а в начале 1980-х гг. его сменила A.B. Макарова.

Комплектование фондов в этот период времени происходило за счет поступлений из государственных учреждений культуры (Дирекция художественных фондов при Министерстве культуры РСФСР, с 1977 г. - Росизопропаганда, РОСИЗО; Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Е.В. Вучетича), а также дореволюционных фондов крупнейших музеев (ГМИИ им. A.C. Пушкина, ГРМ, ГИМ). Через

управление культуры Красноярского краевого исполкома закупались произведения искусства у частных коллекционеров. Произведения искусства также поступали в дар из Художественного фонда РСФСР и от красноярских художников [3, л. 16,18].

В 1960-е гг. из собраний центральных музеев поступило около 50 гравюр и 10 живописных работ русских художников XIX - начала XX в. В конце 1970-х гг. фонд галереи пополнился произведениями церковного искусства. Иконы поступали в музей централизованно через Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР, а также в результате передачи в дар или закупок у частных коллекционеров. В 1977 г. галереей была организована научная экспедиция в Енисейский район Красноярского края. Со-

Творческая встреча с художником Р.К. Руйгой в Красноярской художественной галерее 1960-е гг.

Архив Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

A creative meeting with the artist R.K. Ruyga in Krasnoyarsk Art Gallery 1960s

Archive of the Krasnoyarsk Art Gallery

named after V.I. Surikov

Открытие нового здания Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова (ул. Парижской Коммуны, 20). Справа второй П.С. Федирко. Сентябрь 1983 г.

Архив Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

The opening of anew building of the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov (20 Paris Commune st.). Second to the left P.S. Fedirko. September 1983.

Archive of the Krasnoyarsk Art Gallery

named after V.I. Surikov

трудниками было выявлено и привезено 18 икон XVIII-XIX вв. [2, с. 30].

В это же время коллекция галереи пополнялась произведениями советского искусства и работами красноярских мастеров: это Я.С. Еселе-вич, Т.В. Ряннель, Б.Я. Ряузов, А.Г. Поздеев, Р.К. Руйга, А.П. Лекаренко и др. В начале 1970-х гг. из коллекции B.C. Пшеничникова поступило 40 живописных и графических работ художников советского периода. Из Красноярского отделения Союза художников поступили работы Д.И. Каратанова и П.Е. Попова. С 1978 по 1982 гг. в собрание галереи было приобретено 19 работ красноярского художника В.И. Мешкова. В 1982 г. из коллекции красноярского краеведа Н.В. Лисовского поступило 136 подлинных произведений и 70 репродукций Д.И. Каратанова, П.Н. Староно-сова, Н.М. Никонова, П.В. Малькова.

Пополнялась и коллекция декоративно-прикладного искусства. Так, в начале 1970-х гг. от заслуженного художника Армянской ССР С.Е. Геворкяна, народного художника СССР В.Е. Цигаля поступило несколько произведений из керамики. С 1978 по 1983 гг. фонды галереи пополнились скульптурами камнерезов Тувы (Е.К. Тулуш, K.M. Саая, P.A. Аракчаа), косторезов Якутии (С.Н. Пестерев, И.И. Попов), лаковой миниатюрой Палеха и Мстеры, работами мастеров дымковской и филимоновской игрушек.

Всего с 1964 по 1983 гг. общее число произведений искусства увеличилось почти в 3 раза (с 1637 до 4749 ед. хр.). Наибольшее пополнение коллекции произошло с 1972 по 1983 гг., когда собрание увеличилось на 1099 предметов. Основу собрания составляли произведения искусства советского периода - более 90 % от общего фонда. К 1983 г. из 4749 ед. хр. живопись составляла 27,8 %, графика - 45,5 %, всего 4 % - скульптура, а декоративно-прикладное искусство - 22,4 %. В среднем ежегодно коллекция галереи пополнялась на 100-200 ед. хр. [4, л. 50, 52, 60, 70, 80, 93; 8, с. 125-126].

В это же время сотрудники галереи продолжали вести работу по учету и хранению предметов. Постоянно на новые произведения искусства заполнялись инвентарные карточки, велись книги поступлений. В 1966-1967 гг. специально для хранения живописи было оборудовано третье помещение (20 кв. м.). В дальнейшем под хранение фондов приспособили 5 и 6 залы. Создали хранение для передвижного фонда. Дополнительно приобрели шкафы для хранения ДПИ.

Все хранилища были оборудованы согласно требованиям техники безопасности и противопожарной безопасности.

Проводилась работа по реставрации произведений искусства. Так, в 1966 и 1968 гг. была проведена реставрация работ С.Ю. Жуковского «В парке», Н.Е. Сверчкова «Отдых охотников», а также произведений B.K. Бялыницкого-Биру-ля, А.Д. Кившенко, Л.В. Туржанского. Ежегодно руководство галереи обращалось с просьбой во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э Грабаря для реставрации произведений русского искусства. Например, в 1980-1981 гг. было написано письмо о проведении реставрации произведений миниатюрной живописи (портреты XVIII - первой половины XIX в.). Кроме этого, для сохранности произведений искусства сотрудники занимались их остеклением и подготовкой новых рам.

Важным оставался вопрос по учету температуры и влажности в фондохранении и залах галереи. Для этого в залах велось наблюдение с помощью психрометров, сотрудниками вычерчивались графики. Иногда влажность увеличивали искусственным путем (ванночки, керамические увлажнители). В начале 1980-х гг. дополнительно приобрели увлажнители «Комфорт» [4, л. 60,70, 76,81].

В этот период происходит дальнейшее развитие экспозиционно-выставочной работы как в галерее, так и вне ее стен. Все выставки были тесно связаны с отражением и пропагандой истории советского общества, демонстрацией достижений русского реалистического искусства. Количество выставок в галерее было постоянным и составляло в среднем 8-10 в год [4, л. 50, 51,59,68,79].

В стенах галереи проводились выставки молодых красноярских художников Ю.П. Якубовского, В.А. Сергина, В.И. Левашова, A.C. Москви-тина. Из фондов ГМИИ им. A.C. Пушкина, ГРМ посетителям были представлены произведения западноевропейских художников XVI-XIX вв., работы лауреата Ленинской премии В.А. Фаворского и т.д. Особое внимание уделялось выставкам произведений советского искусства («По родной стране», «Советская Россия»), которые были организованы по всей стране Дирекцией Художественного фонда РСФСР [4, л. 51, 59, 69].

В 1969 г. сотрудники галереи приняли самое активное участие в создании экспозиционного пространства Зональной выставки «Сибирь

социалистическая», связанной со 100-летием со дня рождения В.И. Ленина [4, л. 87]. В 1967 и 1977 гг. совместно с Союзом художников РСФСР галерея приняла участие в создании выставки произведений красноярских художников, посвященной юбилейным датам Великого Октября. Ежегодно проводились выставки, связанные с демонстрацией выпускных работ учащихся Красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова. В 1970-е гг. в стенах учреждения проходили выставки детского творчества «Подснежник» [3, л. 44, 69].

Важную роль в развитии экспозиционно-вы-ставочной деятельности галереи в начале 1980-х гг. имело существенное увеличение ее площади. Так, в 1982 г. было предоставлено помещение на первом этаже жилого дома со специальным хранилищем по пр. Мира, 12. В следующем году в центре города было отдано здание особняка купеческой семьи Гадаловых (ул. Парижской Коммуны, 20), где ранее располагалась детская инфекционная больница. Общая площадь учреждения увеличилась в 3 раза (с 640 до 2000 кв. м.), выставочные площади - в 2 раза (с 410 до 870 кв. м.). При этом общий показатель экспонирования предметов от общего количества единиц хранения к 1980 г. снизился почти в два раза (с 23 до 13 %). Это было непосредственно связано с тем, что на фоне увеличения фондов не увеличивались площади для их демонстрации [3, л. 15, 18; 4, л. 50].

Значительно в этот период выросло число выставок вне стен галереи как для горожан, так и для жителей сельской местности. В среднем проводилось до 42 выставок в год. Тематика экспозиций, предлагаемая посетителям, полностью соответствовала идейно-воспитательной направленности того времени. Усиленно велась пропаганда русского реалистического искусства и произведений советских художников. Важным направлением оставалось творчество красноярских художников (В.М. Мешков, А.Е Поздеев, Т.В. Ряннель, Е.С. Кобытев, Ю.И. Худоногов). Площадками для выездных показов служили актовые залы молодежных общежитий, кинотеатры, клубы, курорты, дома отдыха, средние школы, дворцы культуры, библиотеки, больницы, воинские части, крупные промышленные предприятия. Выставочной деятельностью также были охвачены совхозы и колхозы различных районов края. Здесь выставки проводились в сельских клубах, которые располагались на

Е.М. Гонтаровский (1912-1993). 1980-е гг.

Архив Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

Е.М. Gontarovsky (1912-1993). 1980s

Archive of the Krasnoyarsk Art Gallery

named after V.I. Surikov

территории зерносовхозов, овцесовхозов, плем-совхозов и птицефабрик. Сотрудниками галереи выставочная деятельность была развернута и на молодежных стройках Красноярского края. Особое внимание уделялось наиболее удаленным северным территориям края (Диксон, Игарка, Дудинка). Для организации выставочной работы в этом направлении широко использовали агиттеплоходы и агитсамолеты, автомузей. Показатель количества охваченных передвижными выставками посетителей оставался постоянным и составлял в среднем 85-100 тыс. чел. в год [3, л. 3, 39, 51-52; 4, л. 54, 62, 73, 82].

Важно отметить, что в 1970-е гг. с разрешения Министерства культуры РСФСР музеи стали организовывать выездные выставки в страны Европы. В 1975 г. произведения Красноярской галереи и работы сибирских художников отправились в ФРГ Самыми представительными по числу имен и полотен были проводимые регулярно выставки красноярских художников и московские отчетные художественные выставки [9, с. 249]. Благодаря активной выставочной работе галерея в это время становится одним из важных культурных центров Красноярского края и Сибирского региона в целом.

Особое значение в деятельности галереи имело дальнейшее развитие научно-исследова-

тельской и культурно-просветительной работы. Сотрудники продолжали заниматься сбором и обобщением материала о красноярских художниках (живопись, графика, скульптура), о малоизвестных произведениях в собрании галереи, осуществляли работу с научными картотеками, систематизировали архивный материал, выявляли библиографический материал о художниках, занимались изданием научных каталогов.

В эти годы продолжает свою работу Ученый совет галереи, деятельность которого была направлена на решение вопросов о реставрации и приобретении работ художников, определение основных направлений научно-исследовательской и массово-пропагандистской работы, обсуждение научной работы сотрудников.

Успешной работе галереи в это время способствовало увеличение штата сотрудников. Так, с 1964 по 1983 гг. численность научных сотрудников возросла с 5 до 10 человек, а общая численность - с 17 до 38 человек. Профессиональный уровень кадрового состава отвечал специфике учреждения. Научные сотрудники имели высшее педагогическое образование. Все они дополнительно проходили курсы повышения квалификации в Государственном Русском музее и Государственном Эрмитаже. В конце 1970 - начале 1980-х гг. приходят молодые специалисты: A.B. Макарова, З.А. Дьякова, A.B. Быков, В.В. Гриди-на, H.M. Попова, Н.В. Симкина, Т.А. Резвых и др. Двое сотрудников галереи имели специальное искусствоведческое образование (A.A. Абисова, T.M. Ломанова) [1,с. 45].

В конце 1970-х гг. осуществлялась работа над изданием каталогов по русскому изобразительному искусству, творчеству В.И. Сурикова, произведениям красноярских художников из фондов галереи. Научные статьи публиковались в газетах «Красноярский комсомолец», «Огни Енисея», а также «Красноярский рабочий» в рубрике «Экскурсии по фондам галереи» [3, л. 22].

Особая роль отводилась массово-пропагандистской деятельности (дни открытых дверей, экскурсии, лекции, творческие встречи, тематические вечера и т.п.). Еженедельно работал «Клуб юных искусствоведов», где постоянно занималось до 15 человек [3, л. 18,19].

На протяжении второй половины 1960 - начале 1980-х гг. в галерее наблюдался постоянный рост числа посетителей. Для этого велась обширная работа по привлечению посетителей среди ряда организаций и учреждений Красноярска.

Постоянно поддерживались связи с гороно, Ленинским раоно, со школами и детским туристическим бюро Красноярского края, связывались с комитетами комсомола. В рекламных целях использовались объявления по радио, извещения в газетах, афиши, рекламные щиты. Регулярно проводились многочисленные передачи по телевидению (от 16 до 22 в год) и радио. Объявления о выставках и мероприятиях размещались в местной печати. В результате: если в 1965 г. галерею посетило 26000 чел., то в 1973 г. этот показатель составил 51500 чел., а в 1983 г. - 85000 чел. Таким образом, почти за 20 лет посещаемость галереи выросла более чем в 3 раза [3, л. 28; 4, л. 54].

Одной из основных форм культурно-просветительной деятельности оставались экскурсии. Экскурсии делились на обзорные и тематические. С 1965 по 1983 гг. количество экскурсий увеличилось с 356 экскурсий до 865. Показатель количества охваченных экскурсиями посетителей оставался практически неизменным. Так, в 1965 г. их доля составляла 34 %, в 1968 г. этот показатель составлял 23 %, в 1973 г. - 22 %, в 1976 г. - 32 %. При этом доля учащихся, в 1970-е гг. охваченных экскурсиями, составляла в среднем более 70 %, рабочих и служащих - примерно 11 %, жителей села - 15-17 %. В 1983 г. этот показатель изменился: доля учащихся снизилась до 26 %, рабочие и служащие составляли теперь 55 %, а жители села - 19 % [3, л. 28, 29; 4, л. 54, 82].

Не менее важной формой просветительной работы в галерее были лекции. В течение года их проводили для учащихся школ и училищ, студентов вузов и рабочих, на новостройках, профилакториях, общежитиях крупных предприятий Красноярска. Лекции проводились и во время организации передвижных выставок. При этом широко использовался иллюстративный материал (репродукции и диапозитивы). Тематика лекций была очень разнообразной. В них освещались творчество русских художников второй половины XIX - начала XX в., основные направления советского и зарубежного искусства, раскрывались виды и жанры изобразительного искусства и т.д. В середине 1960-х гг. сотрудниками галереи читалось более 150 лекций в год. В 1976 г. сотрудниками было проведено 196 лекций. В 1983 г. этот показатель немного снизился и составил 130 лекций в год [3, л. 8, 28, 29, 31, 49; 4, л. 47, 74].

Тематические вечера и творческие встречи с художниками Красноярска сотрудники органи-

зовывали как в залах художественной галереи, так и на выезде. Так, в 1960-1970-е гг. для рабочих предприятий города, ветеранов, школьников были организованы встречи с художниками Р.К. Руйгой, Б.Я. Ряузовым, А.Ф. Калининым, В.А. Сергиным, М.Ф. Гладуновым, Ю.П. Якубовским и др. К 130-летию со дня рождения В.И. Сурикова в Доме культуры им. 30-летия ВЛКСМ был организован тематический вечер, где с докладом о его творчестве выступила сотрудник галереи A.B. Макарова. В эти же годы в галерее проводили «Дни открытых дверей», которые были посвящены творчеству художников или памятным датам в истории СССР. Обычно здесь активное участие принимали артисты молодежного театра [4, л. 54, 63].

В 1970 - начале 1980-х гг. активизировалась просветительная деятельность музейно-худо-жественных центров с сельскими тружениками. Данная работа была закреплена постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 981 от 10.11.1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения». Появились долгосрочные программы по организации мероприятий и экскурсионному обслуживанию, скоординированные с планами идеологической работы местных партийных и советских органов. В течение года трудовые коллективы посещали художественную галерею. Для них организовывали тематические вечера и творческие встречи. По сельским районам края сотрудники передвигались на автомузее «Кубань» (марка ГАЗ-52). В начале 1980-х гг. в селах Красноярского края проводилось более 30 лекций и 15 передвижных выставок в год. Средний показатель охваченных экскурсионной деятельностью жителей села в стенах галереи составлял около 30 % от общего показателя по всем категориям посетителей [1, с. 47].

17 июня 1983 г. вышло постановление Совета Министров РСФСР, согласно которому Художественная галерея была преобразована в Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. На волне культурной политики «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» музей обрел второе дыхание. С этого момента начинается новый этап в истории музея, который станет отправной точкой для его дальнейшего развития по всем направлениям музейной деятельности.

Таким образом, на протяжении второй половины 1960 - в начале 1980-х гг. происходит ин-

тенсивное развитие всех направлений работы Красноярской художественной галереи. Благодаря активной собирательской работе постоянно пополнялись фонды. Сотрудниками планомерно велась работа по оформлению учетно-хра-нительской документации, созданию условий для сохранения произведений искусства. Научно-исследовательская деятельность в галерее была направлена на изучение русского изобразительного искусства, творчества красноярских художников. В просветительной работе на первом плане было идейно-политическое воздействие на население, где основным было отражение достижений советского строя. Сотрудниками галереи широко применялись все формы массово-пропагандистской работы, что позволяло охватить широкий круг слушателей. Всё это нашло отражение и в экспозиционно-выставочной деятельности, которая активно велась и вне стен галереи.

В целом деятельность галереи была полностью подчинена государственной политике в области развития сети музейно-художествен-ных центров СССР. Именно в этот период она становится одним из важных музейных центров не только Красноярского края, но и Сибири в целом.

Научные сотрудники Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова: Т. М. Ломанова (слева), А. В. Макарова (справа). 1983 г.

Архив Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

Researchers of the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov: T.M. Lomanova (on the left), A. V^ Makarova (on the right). 1983

Archive of the Krasnoyarsk Art Gallery

named after V.I. Surikov

Литература

1. Болонкина, Е.В. Деятельность музейно-худо-жественных центров Красноярска в 1970-е гг. (на материалах Красноярской художественной галереи) // Художник - музей - зритель : сборник материалов Международной научно-практической конференции «Сукачевские чтения - 2020». - Иркутск, 2020. - С. 44-48.

2. Болонкина, Е.В., Гудкова, К.Е. Особенности формирования коллекции русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея

Здание Красноярской художественной галереи имени В.И. Сурикова (ул. Парижской Коммуны, 20)

Архив Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова

The building of the Krasnoyarsk Art Gallery named after V.I. Surikov (20 Paris Commune st.)

Archive of the Krasnoyarsk Art Gallery

named after V.I. Surikov

имени В.И. Сурикова // Музей - художник - город : сборник материалов Международной научно-практической конференции «Сукачевские чтения - 2021», 15-18 сентября 2021. - Иркутск : Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, 2021.

- С. 28-33.

3. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). - Ф. Р-2084. - Он. 1. - Д. 463.

4. ГАКК. - Ф. Р-2270. - Он. 1. - Д. 4.

5. Сизова, И.А. Государственная политика в сфере музейного дела во второй половине 1950 - начале 1990-х гг. и ее местная реализация (на примере Томской области) // Вестник Государственного Томского университета. - 2016. - № 402. - С. 109-116.

6. Труевцева, О.Н. Историко-краеведческие музеи Сибири во второй половине XX века : автореф.... д-ра ист. наук. - Томск, 2000. - 50 с.

7. Федотова, А.А. Материалы комплексных проверок художественных музеев России как источник по истории музейного дела, 1978-1990 гг. // Вестник СПб УКИ. - 2016. - № 4 (29), декабрь. - С. 73-76.

8. Яшина, Л.В. Развитие музейного дела в Восточной Сибири в 1945-1985 гг. (на материалах Красноярского края и Иркутской области) : дис. ... канд. ист. наук. - Иркутск, 2006. - 330 с.

9. Яшина, Л.В. Развитие музейно-художественных центров в Красноярском крае и Иркутской области в 1945-1985 гг. // История образования и науки в Сибири : материалы Всероссийской научной конференции.

- Вып. 3. - Красноярск, 2009. - С. 244-250.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bolonkina, E.V. Deyatel'nost' muzejno-hudozhestvennyh centrov Krasnoyarska v 1970-e gg. (na materialah Krasnoyarskoj hudozhestvennoj galerei) [The activity of Krasnoyarsk museum and art centers in the 1970s (on the materials of the Krasnoyarsk Art Gallery)]. Hudozhnik- muzej -zritel': sbornikmaterialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sukachevskie chteniya - 2020". Irkutsk, 2020, pp. 44-48.

2. Bolonkina, E.V., Gudkova, K.E. Osobennosti formirovaniya kollekcii russkogo iskusstva XVIII - nachala XX v. Krasnoyarskogo hudozhestvennogo muzeya imeni V.I. Surikova [The formation features of the collection of Russian art of the 18th - early 20th centuries from the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov]. "Muzej - hudozhnik - gorod": sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Sukachevskie chteniya - 2021", 15-18 September 2021. Irkutsk, Irkutsk Regional Art Museum named after V.P. Sukachev, 2021, pp. 28-33.

3. Gosudarstvennyj arhiv Krasnoyarskogo kraya [State Archive of the Krasnoyarsk region]. Coll. R-2084, aids 1, fol. 463.

4. GAKK [State Archive of the Krasnoyarsk region]. Coll. R-2270, aids l,fol. 4.

5. Sizova, I.A. Gosudarstvennaya politika v sfere muzejnogo dela vo vtoroj polovine 1950 - nachale 1990-h gg. i ее mestnaya realizaciya (na primere Tomskoj oblasti) [The state policy in the sphere of museum work in the second half of the 1950s - beginning of the 1990s and its local implementation (on the example of the Tomsk region)]. Vestnik Gosudarstvennogo Tomskogo universiteta, 2016, no. 402, pp. 109-116.

6. Truevtseva, O.N. Istoriko-kraevedcheskie muzei Sibiri vo vtoroj polovine XX veka [Historical and local lore Siberian museums in the second half of the 20th century]. Extended abstract of Doctoral (History) Dissertation,

Tomsk, 2000, 50 p.

7. Fedotova, A.A. Materialy kompleksnyh proverok hudozhestvennyh muzeev Rossii kak istochnik po istorii muzejnogo dela, 1978-1990 gg. [Russian art museums comprehensive check materials as a source for museum work history study], Vestnik SPb UKI, 2016, no. 4 (29), December, pp. 73-76.

8. Yashina, L.V. Razvitie muzejnogo dela v Vostochnoj Sibiri v 1945-1985 gg. (na materialah Krasnoyarskogo kraya i Irkutskoj oblasti) [Museum work development in the Eastern Siberia in 1945-1985 (on the materials of Krasnoyarsk and Irkutsk regions)]. Candidate (History) Dissertation, Irkutsk, 2006, 330 p.

9. Yashina, L.V. Razvitie muzejno-hudozhestvennyh centrov v Krasnoyarskom krae i Irkutskoj oblasti v 19451985 gg. [Museum and art centers development in the Krasnoyarsk and Irkutsk regions in 1945-1985]. Istoriya obrazovaniya i nauki v Sibiri: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii, issue 3. Krasnoyarsk, 2009, pp. 244-250.

Об авторе

Болонкина Елена Владимировна - кандидат исторических наук, зав. отделом русского искусства XVIII - начала XX в. Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова

E-mail: larisab77.77@mail.ru

Bolonkina Elena Vladimirovna

Head of the Department of Russian Art of the 18th - early 20th centuries at the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.