ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ART HISTORY
УДК 785.7
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-91-100
К ИСТОРИИ КОНКУРСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ОБЩЕСТВА
КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ
Степанова Елена Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]
Камерные ансамбли П. И. Чайковского являются неотъемлемой составляющей одного из ключевых этапов развития отечественной камерно-инструментальной музыки. Постоянный интерес композитора к камерным жанрам, творческое общение с музыкантами-ансамблистами, участие в некоторых музыкальных обществах являлись значимой сферой деятельности самого композитора и важным вкладом в развитие профессиональной камерно-инструментальной культуры России.
Санкт-Петербургское общество камерной музыки сыграло существенную роль в популяризации ансамблей Чайковского. Творческий диалог композитора с участниками Общества, в первую очередь с его председателем, Е. К. Альбрехтом, проявился в создании последнего камерно-инструментального сочинения - «Воспоминание о Флоренции», посвященного Обществу, в регулярном исполнении сочинений композитора, а также в привлечении Чайковского к одному из крупнейших конкурсов Камерного общества. Некоторые документы, хранящие свидетельства общения Альбрехта и Чайковского, не вошли в Полное собрание сочинений композитора. Ряд писем, отчетов, докладов, связанных с деятельностью Общества камерной музыки, остается неопубликованным. Представленные в статье материалы позволяют расширить сведения об истории развития Санкт-Петербургского общества камерной музыки, выделить основные направления интересов объединения, а также отметить главные этапы участия П. И. Чайковского в деятельности Общества.
Ключевые слова: камерно-инструментальная музыка, Санкт-Петербургское общество камерной музыки, П. И. Чайковский, конкурсы.
ON THE HISTORY OF COMPETITIONS OF THE ST. PETERSBURG
CHAMBER MUSIC SOCIETY
Stepanova Elena Viktorovna, PhD in Art History, Associate Professor of Department of the History of Russian Music, Saint-Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
P.I. Tchaikovsky's Chamber ensembles are an important part of the history of Russian chamber music. One of the leading roles in the development of Russian chamber instrumental art of the late 19 - early 20 centuries and the spread of chamber music Tchaikovsky played in the St. Petersburg Chamber Music Society. Beginning with the 1873-1874 season, The Society regularly included the composer's works in their programs. On September 21, 1886, Tchaikovsky was elected an honorary member of the St. Petersburg Chamber Music Society. This event served as an impetus for the creation of a new chamber composition. It was the String Sextet Memories of Florence, Tchaikovsky's last chamber-instrumental ensemble.
In 1891, the composer was invited to participate in the jury of a competition for composing the string quartet. This competition has become the largest in the history of the Society.
Some materials related to the activities of the Chamber Music Society stayed unpublished. Some of the documents related to the dialogue Tchaikovsky - Chamber Music Society were not included in the Complete Works of the Composer. The materials presented in the article make it possible to expand information about the history of the development of the St. Petersburg Chamber Music Society, to highlight the main areas of interest of the association, and also to note the main stages of P.I. Tchaikovsky in the activities of the Society.
Keywords: chamber-instrumental music, St. Petersburg Chamber Music Society, P.I. Tchaikovsky, competitions.
Интенсивное развитие отечественного камерно-инструментального искусства второй половины XIX - начала XX века проявлялось в различных направлениях: широкой практике салонно-домашнего музицирования, растущей популярности «квартетных собраний», организации ряда обществ, интересы которых были сконцентрированы в области инструментальных ансамблей, и внимании русских композиторов к камерным жанрам. «Ветер повеял неожиданно поветрием на камерную музыку» [5, с. 123], - пишет А. П. Бородин в письме к Л. И. Кармалиной в январе 1877 года, отмечая растущий интерес представителей Новой русской школы к инструментальным ансамблям. Одну из ведущих ролей в истории развития отечественной камерно-инструментальной культуры играют сочинения П. И. Чайковского, не только ставшие классическими образцами камерной музыки второй половины XIX века, но и во многом повлиявшие на ее дальнейшее развитие.
Все этапы творческого пути Чайковского были отмечены созданием инструментальных ансамблей. Начиная с 1860-х годов он находится в постоянном диалоге с исполнителями-кварте-тистами, участниками камерных ансамблей, изучает инструментальные ансамбли, рецензирует присылаемые ему новые сочинения. Непосредственные контакты композитора с известными инструменталистами (Л. С. Ауэром, К. Ю. Давыдовым, А. В. Вержбиловичем, В. Ф. Фитценгагеном, Ф. Лаубом, И. В. Гржимали, А. В. Кузнецовым), творческое общение с ними играли важную роль в создании новых опусов, появлении редакций собственных сочинений. Знакомство с зарубежными и отечественными произведениями, посещение концертов камерной музыки, участие
в деятельности некоторых обществ являлись значительной составляющей творческого пути Чайковского.
Одну из ведущих позиций в развитии отечественного камерно-инструментального искусства данного периода и распространении камерной музыки П. И. Чайковского занимает Санкт-Петербургское общество камерной музыки. Активная деятельность Общества находит свое отражение в эпистолярном наследии его основных участников - Э. Ф. Направника, А. К. Глазунова, М. П. Беляева, А. Ф. Гельбке. Переписка первого председателя Общества камерной музыки -Е. К. Альбрехта и П. И. Чайковского содержит важный материал, касающийся творчества композитора, а также истории конкурсов на сочинение лучшего камерного ансамбля, проводившихся Обществом с 1877 года. Обращение к отчетам, уставам и объявлениям Общества, а также к письмам участников Общества позволяет проследить этапы развития истории конкурсов, ставшей интересной страницей русского камерно-инструментального искусства.
Как известно, Санкт-Петербургское общество камерной музыки было основано в 1872 году братьями Евгением Карловичем и Людвигом Карловичем Альбрехтами и первоначально носило название Общество квартетной музыки. Цель Общества заключалась в: «а) исполнении сочинений квартетной музыки, принадлежащих композиторам всех времен, б) в стремлении к художественному самоусовершенствованию и развитию музыкального искусства вообще» [25, с. 2]. При этом в программы Общества включались не только квартеты, но и сочинения других камерных жанров. В 1878 году созданное объединение, утвердив разножанровое наполнение музыкальных
собраний, было преобразовано в Общество камерной музыки. Под этим названием оно действовало до 1915 года.
Общество управлялось советом старшин, который утверждал репертуар концертных собраний, уставы, состав участников, регулярно предоставлял отчеты. Следует отметить, что Устав общества квартетной музыки 1872 года и первые его отчеты публиковались на русском и немецком языках.
Должность председателя Общества на протяжении более двадцати лет исполнял Е. К. Альбрехт, многосторонняя деятельность которого охватывала различные сферы музыкальной жизни Петербурга. Он являлся инспектором музыки и заведующим центральной музыкальной библиотекой Императорских театров, был автором школы игры на скрипке и виолончели, ряда музыкально-педагогических статей, книг, посвященных подготовке профессиональных музыкантов, а также учебных сборников русских песен для школы. Но, по воспоминаниям современников, в большинстве своем не опубликованным, именно Общество камерной музыки «было <...> плодом деятельности и энергии Е. К. Альбрехта и занимало первое место в его сердце» [15, л. 1].
На протяжении долгих лет Е. К. Альбрехт был не только председателем Общества, но и главой его квартета, исполняя партию первой скрипки. Количество концертных собраний в сезоне Общества было довольно значительным, зачастую достигая 20-30 концертов, а исполняемый репертуар постоянно расширялся.
После смерти Альбрехта председателями Общества являлись скрипач императорских театров Ф. Н. Гильдебранд, меценат и нотоиздатель М. П. Беляев, музыкант-любитель, исполнитель партии первой скрипки беляевского квартета, хирург Александр Фердинадович Гельбке, в последние годы существования Общества - Владимир Александрович Брюллов1 и Василий Александрович Борнеман2. Но, по мнению современников, период руководства именно Е. К. Альбрехта являлся наиболее успешным в истории Общества.
1 Брюллов В. А. (1844-1919) - делопроизводитель и управляющий делами Русского музея. Сын А. П. Брюллова.
2 Борнеман В. А. (?-1919) - преподаватель, му-
зыкант.
При Альбрехте Общество объединило большую часть ведущих музыкантов России. В 1876 году Альбрехт обратился к М. П. Мусоргскому, А. П. Бородину и Н. А. Римскому-Корсакову [24, с. 164] с официальным приглашением принять участие в работе Общества. Не все композиторы приняли приглашение, но постепенно членами Общества становятся виднейшие музыканты столиц: братья Рубинштейн, М. П. Азанчевский, Л. С. Ауэр, К. Ю. Давыдов, А. В. Вержбило-вич, Э. Ф. Направник, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский.
Концертная деятельность Общества камерной музыки отличалась от устраиваемых в этот период известных «квартетных собраний» Русского музыкального общества, которые всегда были публичными, включали преимущественно камерно-инструментальные ансамбли, а их программы освещались в регулярных печатных изданиях Петербурга: «Музыкальном листке», «Музыкальном обозрении», «Русской музыкальной газете». Концерты Общества камерной музыки были строго дифференцированы и разделялись на разные виды: постоянные, экстренные и чрезвычайные. Постоянные, в свою очередь, делились на обыкновенные и публичные [21]. Именно обыкновенные собрания составляли значительную часть программ Общества и были закрытыми. Как отмечалось в одной из статей Русской музыкальной газеты 1898 года, «посетители их состояли преимущественно из членов-исполнителей; дамы не допускались вовсе» [4, с. 985]. В некоторых сезонах концертные собрания отсутствовали, в то время как обыкновенные проходили регулярно3.
Такая система работы Общества во многом была связана с первоначальными творческими идеями, которые неоднократно подчеркивал Е. К. Альбрехт в уставе, отчетах и своих выступлениях: «Развитие вкуса к музыке в массе публики не составляет прямой задачи нашего Общества. Из самой истории возникновения его явствует, что оно должно ограничивать свою деятельность пределом возможно большего музыкального самоусовершенствования и самообразования своих
3 Например, в сезоне 1875-1876 годов. Общество провело 15 обыкновенных, 2 экстренных собрания и 3 заседания старшин Общества.
членов-артистов <...> наше Общество не должно поэтому конкурировать с теми музыкальными учреждениями, которые имеют целью непосредственно влиять на развитие музыкального образования в массах или же преследуют какие бы то ни было благотворительные цели» [22, с. 17].
С течением времени концертных собраний в сезоне становилось больше. Высокий профессионализм постоянного квартета Общества и его участников, разнообразие программ, участие ведущих отечественных и европейских артистов неизменно привлекали внимание публики. Уже в 1877 году Альбрехт отмечает: «Общество убедилось, что оно имеет достаточно жизненных сил, которые, при верном направлении их, могут принести не мало пользы в виде преуспеяния музыкального развития в среде музыкантов нашей столицы» [22, с. 18].
В сезоне 1885-1886 годов в концертных собраниях выступали «пианисты гг. фон Бю-лов, Зилоти, Ниман и Танеев, а также скрипачи Вильгельми и Марсик» [18, с. 4], а «на все музыкальные собрания допускались дамы в качестве гостей» [18, с. 4]. Активными участниками Общества становятся знаменитый квартет Петербургского отделения Русского музыкального общества (Ауэра - Давыдова), Лейпцигский квартет Бродского, солисты оркестра Ламуре и преподаватели Франкфуртской консерватории, выступают Брас-сен, Сарасате.
Начиная с сезона 1873-1874 годов Общество регулярно включало в свои программы сочинения П. И. Чайковского. В первых сезонах большое внимание уделялось европейским композиторам, классическим произведениям камерного искусства. Поэтому появление фамилий русских авторов выделяется в программах. Камерные сочинения П. И. Чайковского непременно входили в концертные и обыкновенные собрания Общества, соседствуя с квартетами Бетховена, трио Шумана. 5 января 1882 года в 7-м собрании Общество представило «русскую программу», в которой прозвучали Квартет № 2 К. Ю. Давыдова, Трио Э. Ф. Направника и Квартет № 3 П. И. Чайковского [17, с. 8].
Инструментальные ансамбли композитора звучали здесь практически ежегодно. Кроме них
участниками Общества и приглашенными артистами, среди которых были Е. А. Лавровская, И. П. Прянишников, А. И. Зилоти, В. Г. Вальтер, исполнялись фортепианные пьесы, романсы и парафразы на темы из опер. Несколько раз в период с 1873 по 1893 годы проводились монографические концерты.
21 сентября 1886 года Чайковский избирается почетным членом Санкт-Петербургского общества камерной музыки, в честь этого события 5 ноября Обществом устраивается концерт из сочинений автора.
Впечатления от приезда в Петербург и состоявшегося музыкального вечера находят отражение в письме П. И. Чайковского Н. Ф. фон Мекк от 10 ноября 1886 года: «Отовсюду, на каждом шагу я встречал в Петербурге так много изъявлений сочувствия и любви, что нередко умилялся до слез. Высшим проявлением симпатий ко мне было устроенное в мою честь в Квартетном обществе торжество. Вечер состоял из двух больших сочинений (квартета и трио) и мелких вещей. Энтузиазм был искренний, и я вышел оттуда подавленный чувством умиления и благодарности. Даже дня 2 после того был совершенно болен от испытанных волнений» [26, с. 493].
13 ноября 1886 года газета «Музыкальное обозрение» сообщала: «Вся программа этого вечера была посвящена сочинениям виновника его; в состав ее вошли: второй квартет (ор. 22, F-dur), трио (a-moll, op. 50) при участии г. К. Древинг; четыре романса: "Усни, печальный друг" (Примирение), "Не отходи от меня", "Ни слова, о друг мой" и "То было раннею весной", спетых г-жой Лавровской. В конце вечера талантливая скрипачка г-жа Зенкра исполнила весьма грациозно и поэтично "Sérénade mélancolique", конечно, симпатичного композитора встретили восторженно и вызывали после каждого исполненного сочинения» [3, с. 60].
Это событие послужило импульсом к созданию нового камерного сочинения, которым, как известно, стал Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции»4, ставший последним камерно-инструментальным ансамблем Чайковского.
4 Благодарственное письмо Чайковского было опубликовано в газете «Музыкальное обозрение» [29, с. 46].
История сочинения Секстета подробно представлена в исследованиях Г. А. Моисеева [10; 12]. Выделим основные этапы создания ансамбля.
Работа над сочинением начинается в 1887 году и охватывает пятилетний период. Первое упоминание Секстета возникает параллельно с «Моцартианой», а наиболее активный период работы над ансамблем относится к 1890 году. Процесс инструментовки Секстета отмечен в письмах композитора 1890 года и сопровождался активным общением и обсуждением деталей нового произведения с будущими исполнителями, в первую очередь с Е. К. Альбрехтом.
Для участников Общества создание нового опуса Чайковским и посвящение ансамбля Обществу являлось значимым событием, особое отношение к которому неоднократно подчеркивает Е. К. Альбрехт. В письме к Чайковскому от 19 июля 1890 года мы видим следующие строки:
«Глубокоуважаемый Петр Ильич.
Ваше письмо с извещением о секстете я получил вчера чрез посредство Христофорова здесь в Шмецке (в трех верстах от Гунгербурга, столицы Направника). Оно меня от радости бросило в лихорадку, и я еще никак не могу успокоиться, что наконец наши давнишние мечтания исполнились. Я сегодня еще напишу об этом Вержбило-вичу в Финляндию и Гильдебранду в Копенгаген.
Клянусь Вам, что мы этот секстет выучим наизусть прежде, чем его сыграем публично, и что мы с первых дней сентября начнем его учить. Общество гордится этим посвящением, и мы, исполнители, приложим все наше старание, все наше знание и уменье, чтобы по возможности удовлетворить нашего всеми обожаемого и дорогого автора» (цит. по [10, с. 211-212]).
Первое исполнение Секстета состоялось 25 ноября 1890 года в гостинице «Россия» для близкого круга лиц. Как известно, Чайковский остался недоволен некоторыми частями произведения. Но, несмотря на это, через три дня Секстет был сыгран публично в Санкт-Петербургском обществе камерной музыки в присутствии автора.
Анонсы будущей премьеры Секстета публиковались сразу в нескольких петербургских изданиях. Газета «Новое время» от 27 ноября 1890 года пишет: «Четвертое собрание СПб. Общества камерной музыки - в среду, 28-го ноября, в 8 / час. вечера, в зале Благородного Собрания.
Программа составлена исключительно из сочинений П. И. Чайковского: трио для фортепиано, скрипки и виолончели (гг. Зилоти, Альбрехт и Вержбилович); 2) секстет для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей, посвященный Обществу камерной музыки (в первый раз), исполнят гг. Альбрехт, Хилле, Гильдебранд, Гейне, Верж-билович и Кузнецов; 3) соло для фортепиано5 (г. Зилоти)» [2, с. 4].
Вторая редакция Секстета была завершена в 1892 году и исполнена 24 ноября 1892 года в четвертом квартетном собрании Петербургского отделения Русского музыкального общества. 25 ноября Секстет прозвучал во втором собрании Санкт-Петербургского общества камерной музыки.
Важным сюжетом в истории развития Камерного общества является проведение конкурсов на сочинение камерных ансамблей. Первый конкурс проводился Обществом квартетной музыки в сезоне 1876-1877 годов. В нем принимали участие «сочинения по камерной музыки для инструментов, числом от двух до восьми, по выбору автора» [22, с. 4]. В число премированных ансамблей вошли сочинения европейских музыкантов: Струнный квинтет дирижера, педагога, ученика З. Дена Б. Шольца (вторая премия), Нонет для духовых инструментов Г. Ланге (почетный отзыв) и Струнный секстет Карстензена (почетный отзыв).
После переименования Общества в истории проведения конкурсов на сочинение камерно-инструментального произведения наступает перерыв до 1890-х годов. Исключением стал конкурс 1881 года на исследование по теме «историческое развитие камерной музыки и ее значение для музыканта» [16, с. 5], в котором участвовали работы на русском, немецком и французском языках. В комиссию, рассматривавшую присланные сочинения, входили почетный член Общества К. Ю. Давыдов, Л. А. Сакетти, А. С. Фа-минцын, М. М. Иванов. Первая премия была присуждена работе профессора Гейдельбергского университета Людвига Ноля «Историческое раз-
5 В Отчете Санкт-Петербургского общества ка-
мерной музыки за 1890-1891 годы указаны следующие пьесы: «Вечерние грезы», «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года», Фантазия «Евгений Онегин» П. А. Пабста [22, с. 5].
витие камерной музыки и ее значение для музыканта» [13]6, основной раздел которой был посвящен камерным сочинениям Гайдна, Моцарта и Бетховена. Перевод рукописи с немецкого языка был вскоре осуществлен одним из членов конкурсной комиссии М. М. Ивановым. Исследование было издано Обществом в 1882 году.
Новый этап развития конкурсной традиции начинается в 1891 году. Общество объявляет конкурс на создание струнного квартета, который стал одним из крупнейших в истории объединения. Приглашения к участию в жюри Альбрехт высылает ведущим музыкантам России, чьи интересы лежали в области камерной музыки, а творческая деятельность пересекалась с жизнью Общества. 26 августа 1891 года Альбрехт пишет П. И. Чайковскому:
«Глубокоуважаемый Петр Ильич.
Совет С[анк-]П[етербургского] Общества Камерной музыки, прилагая при сем объявление о конкурсе на сочинение струнного квартета, честь имеет почтительнейше просить Вас принять на себя труд члена комиссии для оценки присланных сочинений.
В ожидании Вашего благосклонного ответа прошу Вас принять уверение в совершенном почтении и преданности.
Евгений Альбрехт.
Председатель Совета С[анкт-]П[етербург-ского] Общества Камерной музыки» (цит. по [11, с. 105]).
Вероятно, участие Чайковского в жюри Конкурса обговаривалось заранее в личной беседе. Это следует из письма следующего дня (от 27 августа 1891 года), которое Альбрехт пишет композитору вслед за официальным приглашением: «Глубокоуважаемый Петр Ильич. Весною сего года Вержбилович обрадовал меня известием, что ты не откажешься быть членом комиссии нашего конкурса» (цит. по [11, с. 106]).
6 Исследование было отправлено на Конкурс под девизом "Das Herz adelt den Menschen" и заслужило особую оценку конкурсной комиссии, которая признавала важность данной работы для русской аудитории. Вместе с тем Совет камерного общества отмечал, что вопрос значения камерной музыки для музыканта остался нераскрытым, и предлагал автору продолжить свое расследование.
Положительный ответ Чайковского зафиксирован в двух письмах к Альбрехту от 2/14 сентября 1891 года [27, с. 197-198]. Здесь так же, как и в других случаях переписки Альбрехта - Чайковского, официальный ответ продублирован неофициальным.
Кроме Чайковского к участию в комиссии конкурса Альбрехт приглашает Э. Ф. Направника, Г. А. Лароша и Н. А. Римского-Корсакова [14, л. 14]. Приглашения, отправленные Римско-му-Корсакову и Ларошу, не обнаружены. Письмо Направнику хранится в Кабинете рукописей Российского института истории искусств. Как и многие другие документы, связанные с деятельностью Е. К. Альбрехта, оно не опубликовано.
В письме от 25 августа 1891 года содержится официальное приглашение, адресованное Направнику и написанное на бланке Общества [8, л. 1]7:
«Глубокоуважаемый Эдуард Францевич. Совет С[анкт-]П[етербургского] Общества Камерной музыки, прилагая при сем объявление о конкурсе на сочинение струнного квартета, честь имеет почтительнейше просить Вас принять на себя труд члена комиссии для оценки присланных сочинений.
В ожидании Вашего благосклонного ответа прошу Вас принять уверение в совершенном почтении и преданности.
Евгений Альбрехт.
Председатель Совета С[анкт-]П[етербург-ского] Общества Камерной музыки».
Ответ Направника становится известен сразу, так как под штампом «С[анкт]-Петербургское общество Камерной Музыки», л. 1, находится запись, сделанная рукой Альбрехта: «Ответил о своем согласии 28го Авг. 1891 г.» [8, л. 63].
Как и заявлено в письме, к документу прилагается печатное объявление о Конкурсе [1], которое содержит условия его проведения. В первом пункте указывается, что в Конкурсе на написание струнного квартета допускаются «композиторы всех наций» [1, с. 1]. Сочинения представлялись под девизами, а имя автора прилагалось в запе-
7 Вверху слева л. 1 пропечатано типографским способом «С.-Петербургское общество Камерной Музыки», вверху с середины и направо: «С.-Петербург,
............18....г.». В эту надпись черными чернилами
вписано: «С.-Петербург, Августа 25 д. 1891 г.».
чатанном конверте, снабженном тем же девизом. Для исполнения ансамблей квартетом Общества и их изучения членами конкурсной комиссии произведения присылались в партитуре и отдельно в партиях. В Конкурсе объявлялось две премии: первая премия составляла 350 рублей, вторая -150 рублей. Премированные сочинения издавались на средства Общества.
Судьба конкурсантов решалась членами жюри в доме Альбрехта8 6 марта 1892 года. Сведения о проведении финального этапа конкурса содержатся в переписке Альбрехта - Чайковского. Из письма Альбрехта от 3 марта 1892 года мы узнаем, что «квартетисты сыграли все и выбрали 6 квартетов» (цит. по [11, с. 106], для прослушивания которых и определения двух лучших сочинений приглашались члены конкурсной комиссии. Следует отметить, что квартетом Общества была проделана большая работа по отбору сочинений-финалистов, так как данный конкурс отличался рекордным составом присланных сочинений. 134 струнных квартета боролись за первую премию [23, с. 2]. Впоследствии ни один конкурс Общества не был отмечен таким активным участием композиторов.
По результатам заседания комиссии первую премию получил представитель Богемии, органист, скрипач и дирижер Йозеф Мирослав Вебер (1854-1906)9 за Квартет й-тоИ, присланный под девизом «Чем богат, тем и рад». Вторая премия была присуждена члену беляевского кружка Николаю Александровичу Соколову, участвовавшему под девизом «С нами Бог».
Премированный Квартет й-тоИ Вебера был впервые исполнен в концерте Общества камерной музыки 15 апреля 1892 года ансамблем, в состав которого входили Е. К. Альбрехт (первая скрипка), О. Ф. Гилле (вторая скрипка), Ф. Н. Гильде-бранд (альт), А. В. Вержбилович [7, л. 1]. Наряду с сочинением победителя конкурса в этом концерте прозвучали Фортепианное трио g-moll ор. 15 А. Г. Рубинштейна и Струнный квинтет С^ш
8 На письме проставлен штамп с адресом Е. К. Альбрехта: Большая Подьяческая, дом 31, кв. 45.
9 Впоследствии струнный квинтет Вебера был отмечен первым призом Пражского общества камерной музыки 1898 года. Кроме упомянутых камерных ансамблей Вебером были написаны несколько сюит для оркестра, концерт для скрипки с оркестром, оперы.
Ф. Шуберта. В следующем сезоне был исполнен премированный квартет Н. А. Соколова. 18 ноября 1892 года квартет Альбрехта в зале Городского кредитного общества исполнил программу из новых сочинений русских композиторов. В концерте звучали Квартет Копылова, 2-й квартет Соколова, Сюита для струнного квартета Глазунова.
Конкурс 1891 года явился важным этапом в истории Общества камерной музыки. Мнение авторитетного жюри, исполнение новых сочинений одним из ведущих ансамблей Петербурга привлекли к этому конкурсу широкий круг участников и утвердили идею о продолжении данной традиции. Вплоть до прекращения своего существования Общество регулярно проводило конкурсы на лучшие камерные ансамбли для разных составов, не прерываясь более ни на один сезон. В некоторые годы премии не присуждались. Как отмечалось в отчете сезона 1909-1910 годов в связи с конкурсом на написание струнного квартета, «комиссия не признала ни одного из этих квартетов достойным премии» [20, с. 18]. Данная ситуация повторялась неоднократно. В отчетах не указывались фамилии авторов непреми-рованных сочинений. Мы можем выделить лишь некоторые примечательные девизы, под которыми присылались конкурсные ансамбли: «Сказывай, слушаю», «Лживой надеждой Ратмир не пленяйся, счастье найдешь с Гориславой одной», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», «Септима - интервал, который...» и другие. Некоторые из сочинений были отмечены резкими характеристиками постоянного члена жюри конкурсов -Э. Ф. Направника10.
Среди множества фамилий конкурсантов, принимавших участие в разные годы в конкурсах Общества, особенно следует выделить двух композиторов, сыгравших ведущую роль в развитии отечественной камерно-инструментальной музыки рубежа столетий. В конкурсе 1906 года струнный квартет под загадочным девизом «Errare humanum est»11 получил первую премию.
10 В письме М. П. Беляева от 12 февраля 1902 года содержатся следующие характеристики сочинений: «Наивно, неграмотно и бездарно», «Каким нахальством надо обладать, чтобы при подобном невежестве и бездарности писать для Конкурса Квартет!» [9, л. 16].
11 Человеку свойственно заблуждаться.
По открытии конвертов выяснилось, что автором ансамбля является С. И. Танеев. Именно таким девизом был обозначен Шестой квартет B-dur ор. 19 композитора. Непосредственное впечатление от конкурсного произведения отражено в письме одного из членов комиссии, А. К. Глазунова, автору: «Лично мне в особенности понравились 1) 2-я тема и восхитительная разработка 1-й части, 2) целиком вся 3-я часть и 3) очень многое в финале» [6, с. 313].
Но если Шестой квартет Танеева был выделен конкурсной комиссией, то одно из значительных произведений самого Глазунова было недооценено. В 1894 году композитор принимал участие в конкурсе Общества с Четвертым квартетом, как известно, одним из любимых сочинений В. В. Стасова. Сочинение участвовало под девизом «Что тебе в моем имени» [9, л. 3] и было отмечено третьей премией.
Деятельность Санкт-Петербургского общества камерной музыки явилась важной частью истории русского камерно-инструментального
искусства. Проявляя внимание преимущественно к камерной музыке, Общество немало способствовало появлению отечественных ансамблей и развитию интереса и увлечения «самой утонченной, самой богатой великими произведениями искусства, наиболее разработанной гениальными композиторами музыкальной области» [28, с. 275]. Для конкурсов Общества было создано значительное количество камерных ансамблей, которые на сегодняшний день остаются практически неизвестными, изучение которых могло бы внести существенный вклад в представление о важном периоде развития отечественной камерно-инструментальной музыки.
Участие П. И. Чайковского в жизни Общества камерной музыки не только являлось следствием творческого и дружеского общения музыкантов -участников Общества, но и отражало постоянный интерес композитора к камерным жанрам, который проявился как в создании собственных сочинений, так и неизменном внимании к камерно-инструментальной жизни России.
Литература
1. Объявление о конкурсе. - СПб.: Типография Эдуарда Гоппе, 1891. - 2 с.
2. Театр и музыка // Новое время. - 1890. - 27 ноября. - С. 4.
3. Хроника // Музыкальное обозрение. - 1886. - 13 ноября. - C. 60
4. Хроника // Русская музыкальная газета. - 1898. - № 11. - С. 985.
5. Бородин А. П. Письма А. П. Бородина. В 4 вып. - М.: Музгиз, 1936. - Вып. 2 (1872-1877). - 315 с.
6. Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное. - М.: Музгиз, 1958. - 550 с.
7. КР РИИИ - Ф. 4. - Оп. 1. - Ед. хр. 180.
8. КР РИИИ. - Ф. 21. - Оп. 2. - Ед. хр. 172.
9. КР РИИИ. - Ф. 21. - Оп. 2. - Ед. хр. 205.
10. Моисеев Г. А. Камерные ансамбли П. И. Чайковского. - М.: Музыка, 2009. - 296 с.
11. Моисеев Г. А. П. И. Чайковский и Санкт-Петербургское общество камерной музыки (по переписке П. И. Чайковского и Е. К. Альбрехта) // Петербургский музыкальный архив. Вып. 11. Чайковский. Новые материалы к творческой биографии. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. - С. 69-112.
12. Моисеев Г. А. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» в контексте позднего периода творчества П. И. Чайковского // Музыковедение. - 2006. - № 4. - С. 41-47.
13. Ноль Л. Историческое развитие камерной музыки и ее значение для музыканта. - СПб.: Изд-во Суворина, 1882. - 162 с.
14. ОР РНБ. - Ф. 124. - Оп. 2. - Ед. хр. 4.
15. ОР РНБ. - Ф. 805. - Ед. хр. 14.
16. Отчет С.-Петербургского общества камерной музыки за 1880-1881 год. - СПб.: Типография Эдуарда Гоппе,
1881. - 28 с.
17. Отчет С.-Петербургского общества камерной музыки за 1881-1882 год. - СПб.: Типография Эдуарда Гоппе,
1882. - 28 с.
18. Отчет С.-Петербургского общества камерной музыки за 1885-1886 год. - СПб.: Типография Эдуарда Гоппе, 1886. - 21 с.
19. Отчет С.-Петербургского общества камерной музыки за 1890-1891 год. -СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1891. - 15 с.
20. Отчет С.-Петербургского общества камерной музыки за 1909-1910 год. - СПб.: Тип-литография И. Юделе-вича, 1911. - 29 с.
21. Отчет С.-Петербургского общества квартетной музыки за 1876-1877 год. - СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1877. - 19 с.
22. Отчет С.-Петербургского общества квартетной музыки за 1877-1878 год. - СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1878. - 23 с.
23. Отчет совета С.-Петербургского Общества камерной музыки за 1891-1892 год. - СПб.: Типография Эдуарда Гоппе, 1892. - 17 с.
24. Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. - М.: Музгиз, 1961. - 476 с.
25. Устав С.-Петербургского общества квартетной музыки. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1872. - 7 с.
26. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. - М.: Музыка, 1971. - Т. XIII. - 636 с.
27. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. - М.: Музгиз, 1974. - Т. XVI А. - 376 с.
28. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. - М.: Музгиз, 1953. - Т. II. - 437 с.
29. Чайковский П. И. Хроника // Музыкальное обозрение. - 1886. - 30 октября. - С. 46.
References
1. Ob'yavlenie o konkurse [Competition announcement]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1891. 2 p. (In Russ.).
2. Teatr i muzyka [Theater and music]. Novoe vremya [New time], 1890, 27 November, p. 4. (In Russ.).
3. Khronika [СЬгошск]. Muzykal'noe obozrenie [Music Review], 1886, 13 November, p. 60. (In Russ.).
4. Khronika [Oironicle]. Russkaya muzykal'naya gazeta [Russian musical newspaper], 1898, no. 11, p. 985. (In Russ.).
5. Borodin A.P. Pis'ma A.P. Borodina [Letters of A.P. Borodyn]. Moscow, Muzgiz Publ., 1936, iss. 4 (1872-1877). 315 p. (In Russ.).
6. Glazunov A.K. Pis'ma, stat'i, vospominaniya. Izbrannoe [GlazunovA.K. Letters, articles, memoirs. Select]. Moscow, Muzgiz Publ., 1958. 550 p. (In Russ.).
7. KR RIII. F. 4. Op. 1. Ed. khr. 180 [Russian Institute of Art History. Cabinet manuscripts. Stock 4. In-ventory 1. Record 180]. (In Russ.).
8. KR RIII. F. 21. Op. 2. Ed. khr. 172 [Russian Institute of Art History. Cabinet manuscripts. Stock 21. In-ventory 2. Record 172]. (In Russ.).
9. KR RIII. F. 21. Op. 2. Ed. khr. 205 [Russian Institute of Art History. Cabinet manuscripts. Stock 21. In-ventory 2. Record 205]. (In Russ.).
10. Moiseev G.A. Kamernye ansambli P.I. Chaykovskogo [Tchaikovsky Chamber Ensembles]. Moscow, The Muzyka Publ., 2009. 296 p. (In Russ.).
11. Moiseev G.A. P.I. Chaykovskiy i Sankt-Peterburgskoe obshchestvo kamernoy muzyki (po perepiske P.I. Chaykovskogo i E.K. Al'brekhta) [P.I. Tchaikovsky and St. Petersburg Chamber Music Society (according to P.I. Tchaikovsky and E.K. Albrecht)]. Peterburgskiy muzykal'nyy arkhiv. Vyp. 11. Chaykovskiy. Novye materialy k tvorcheskoy bio-grafii [Petersburg Musical Archive. Issue 11. Tchaikovsky. New materials for creative biography]. St. Petersburg, Polytechnic University Publ., 2013, pp. 69-112. (In Russ.).
12. Moiseev G.A. Strunnyy sekstet «Vospominanie o Florentsii» v kontekste pozdnego perioda tvorchestva P.I. Chaykovskogo [String sextet "Memories of Florence" in the context of the late period of P.I. Tchaikovsky]. Muzykovedenie [Musicology], 2006, no. 4, pp. 41-47. (In Russ.).
13. Nol L. Istoricheskoe razvitie kamernoy muzyki i ee znachenie dlya muzykanta [Historical development of chamber music and its significance for the musician]. St. Petersburg, Suvorin Publ., 1882. 162 p. (In Russ.).
14. OR RNB. F. 124. Op. 2. Ed. khr. 4 [Department of Manuscripts of the Russian National Library. Stock 124. In-vento-ry 2. Record 4]. (In Russ.).
15. OR RNB. F. 805. Ed. khr. 14 [Department of Manuscripts of the Russian National Library. Stock 805. Record 14]. (In Russ.).
16. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1880-1881 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1881. 28 p. (In Russ.).
17. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1881-1882 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1882. 28 p. (In Russ.).
18. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1885-1886 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1886. 21 p. (In Russ.).
19. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1909-1910 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Type-lithography of I. Yudelevich, 1911. 29 p. (In Russ.).
20. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kvartetnoy muzyki za 1876-1877 god [Report of the St. Petersburg Quartet Music Society]. St. Petersburg, E. Goppe Publ., 1877. 19 p.
21. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kvartetnoy muzyki za 1877-1878 god [Report of the St. Petersburg Quartet Music Society]. St. Petersburg, E. Goppe Publ., 1878. 23 p.
22. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1890-1891 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, E. Goppe Publ., 1891. 15 p. (In Russ.).
23. Otchet soveta S.-Peterburgskogo Obshchestva kamernoy muzyki za 1891-1892 god [Report of the Council of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1892. 17 p. (In Russ.).
24. Raaben L.N. Instrumental'nyy ansambl'v russkoy muzyke [The instrumental ensemble in Russian music]. Moscow, Muzgiz Publ., 1961. 476 p. (In Russ.).
25. Ustav S.-Peterburgskogo obshchestva kvartetnoy muzyki [Charter of the St. Petersburg Quartet Music Society]. St. Petersburg, The Imperial Academy of Sciences Publ., 1872. 7 p. (In Russ.).
26. Chaykovskiy P.I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. T. XIII [Complete collection of works. Literary works and correspondence. Vol. XIII]. Moscow, Muzyka Publ., 1971. 636 p. (In Russ.).
27. Chaykovskiy P.I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. T. XVIA [Complete collection of works. Literary works and correspondence. Vol. XVIA]. Moscow, Muzgiz. Publ., 1974. 376 p. (In Russ.).
28. Chaykovskiy P.I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. T. II [Complete collection of works. Literary works and correspondence. Vol. II]. Moscow, Muzgiz. Publ., 1953. 437 p. (In Russ.).
29. Chaykovskiy P.I. Khronika [Chronicle]. Muzykal'noe obozrenie [Music Review], 1886, 30 October, p. 46. (In Russ.).
УДК 372.878
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-100-105
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ № 8 ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Милейко Юлия Николаевна, аспирант второго года обучения, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена истории Детской школы искусств № 8 города Красноярска, которая создавалась в экономически сложный период, получивший в дальнейшем название «постперестроечный». Автор отмечает изменения, произошедшие в это время в законодательстве в отношении образовательной деятельности и повлиявшие на ее развитие, приводит факты об общей политической и экономической ситуации в городе Красноярске и в стране в целом, которые оказывали влияние на все сферы, в том числе и на музыкальное образование. В исследовании обозначаются основные этапы развития школы: от рождения идеи о создании учреждения в молодом микрорайоне Взлетка (1995) до открытия нового, специально построенного здания (2009). Особое внимание уделяется персоналиям, стоявшим у истоков