Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩ В РОССИИ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР)'

К ИСТОРИИ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩ В РОССИИ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / АНТИЦЕРКОВНАЯ ПРОПАГАНДА / ФЕМИНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / WOMEN'S EDUCATION / WOMEN'S SPIRITUAL EDUCATION / DIOCESAN WOMEN'S SCHOOLS / HISTORIOGRAPHICAL ASPECT / HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / SYNODAL PERIOD / ANTI-CHURCH PROPAGANDA / FEMINIST MOVEMENT / GENDER APPROACH / REGIONAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорофеева Анастасия Александровна

Рассматривается историографический аспект истории женского духовного образования, реализовывавшегося в стенах епархиальных женских училищ России с 60-х гг. XIX в. по 1917 г. Этот период истории Церкви, как и истории России в целом, считается временем активного развития образования, в том числе женского духовного образования. Представленная статья содержит историографический обзор трудов российских исследователей дореволюционного, советского и современного периодов. Автором статьи изучены работы на общероссийском и региональном уровнях, касающиеся различных сторон развития епархиальных женских училищ России, рассмотренные российскими исследователями в системах женского светского образования и духовного образования, а также как самостоятельная научная проблема. В статье нашли отражение общие тенденции и индивидуальные подходы к интерпретации фактов из истории женского духовного образования, указанные в трудах авторов рассматриваемых периодов: от описательного характера в дореволюционных исследованиях сквозь призму марксисткой идеологии и антицерковной пропаганды в советской историографии до структурно - функционального анализа проблемы, комплексного, гендерного подходов и актуализацию региональных исследований в современной историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DIOCESAN WOMEN'S SCHOOLS IN RUSSIA (HISTORIOGRAPHY)

The article considers the historiographical aspect of the history of women's spiritual education, which was implemented in the walls of diocesan women's schools in Russia from the 60s of the XIX century to 1917. This period of the history of the Church, as well as the history of Russia in General, is considered a time of active development of spiritual education, and women's spiritual education in particular. This article contains a historiographical overview of the works of Russian researchers of the pre - revolutionary, Soviet and modern periods. The author of the article studies works at the national and regional levels concerning various aspects of the development of diocesan women's schools in Russia, considered by Russian researchers in the systems of women's secular education and spiritual education, as well as as an independent scientific problem. The article reflects General trends and individual approaches to the interpretation of facts from the history of women's spiritual education, reflected in the works of the authors of the considered periods: from the descriptive nature in pre - revolutionary studies, through the prism of Marxist ideology and anti - Church propaganda in Soviet historiography to the structural and functional analysis of the problem, complex, gender approaches and the actualization of regional studies in modern historiography.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩ В РОССИИ (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР)»

К ИСТОРИИ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ЖЕНСКИХ УЧИЛИЩ В РОССИИ

(ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР)

Дорофеева Анастасия Александровна, аспирант

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: ms.abramtsova@mail.ru

Рассматривается историографический аспект истории женского духовного образования, реализо-вывавшегося в стенах епархиальных женских училищ России с 60-х гг. XIX в. по 1917 г. Этот период истории Церкви, как и истории России в целом, считается временем активного развития образования, в том числе женского духовного образования. Представленная статья содержит историографический обзор трудов российских исследователей дореволюционного, советского и современного периодов. Автором статьи изучены работы на общероссийском и региональном уровнях, касающиеся различных сторон развития епархиальных женских училищ России, рассмотренные российскими исследователями в системах женского светского образования и духовного образования, а также как самостоятельная научная проблема. В статье нашли отражение общие тенденции и индивидуальные подходы к интерпретации фактов из истории женского духовного образования, указанные в трудах авторов рассматриваемых периодов: от описательного характера в дореволюционных исследованиях сквозь призму марксисткой идеологии и антицерковной пропаганды в советской историографии до структурно-функционального анализа проблемы, комплексного, гендерного подходов и актуализацию региональных исследований в современной историографии.

Ключевые слова: женское образование, женское духовное образование, епархиальные женские училища, историографический аспект, история Русской православной церкви, синодальный период, антицерковная пропаганда, феминистическое движение, гендерный подход, региональная история.

HISTORY OF DIOCESAN WOMEN'S SCHOOLS IN RUSSIA

(HISTORIOGRAPHY)

Dorofeeva Anastasia A., postgraduate

Astrakhan State University

20a Tatishcheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: ms.abramtsova@mail.ru

The article considers the historiographical aspect of the history of women's spiritual education, which was implemented in the walls of diocesan women's schools in Russia from the 60s of the XIX century to 1917. This period of the history of the Church, as well as the history of Russia in General, is considered a time of active development of spiritual education, and women's spiritual education in particular. This article contains a historiographical overview of the works of Russian researchers of the pre-revolutionary, Soviet and modern periods. The author of the article studies works at the national and regional levels concerning various aspects of the development of diocesan women's schools in Russia, considered by Russian researchers in the systems of women's secular education and spiritual education, as well as as an independent scientific problem. The article reflects General trends and individual approaches to the interpretation of facts from the history of women's spiritual education, reflected in the works of the authors of the considered periods: from the descriptive nature in pre-revolutionary studies, through the prism of Marxist ideology and anti-Church propaganda in Soviet historiography to the structural and functional analysis of the problem, complex, gender approaches and the actualization of regional studies in modern historiography.

Keywords: women's education, women's spiritual education, diocesan women's schools, historiographical aspect, history of the Russian Orthodox Church, Synodal period, anti-Church propaganda, feminist movement, gender approach, regional history

История церкви, её взаимоотношения с институтами государства, государственная церковная политика на различных этапах отечественной истории, функционирование церкви в разных сферах общественной жизни, а также проблема изученности данных вопросов на сегодняшний день представляют особый интерес для исследователей, что обусловлено

восстановлением института Русской православной церкви после периода советской антицерковной политики и открывшимся в 1990-е гг. широким доступом к материалам архивов.

Внимание исследователей привлекают проблемы, связанные с историей женского духовного образования в России второй половины XIX - начала XX в., осуществлявшегося в рамках специально созданных образовательных учреждениях для дочерей духовенства -епархиальных женских училищах, подведомственных Русской православной церкви (далее -РПЦ). Историография данного вопроса является важным аспектом при осмыслении истории епархиальных женских училищ (особенно историография дореволюционного периода), поскольку позволяет проанализировать смену общественного положения женщины духовного сословия, разносторонне оценить роль учреждений этого типа в становлении русской педагогики и развитии образования в России, изучить государственно-церковную политику в отношении женского духовного образования.

Женское духовное образование, осуществлявшееся в епархиальных женских училищах Российской империи, рассматривается в российской историографии как часть системы женского образования, как часть системы духовного образования, а также как самостоятельная научная проблема. Поэтому для многостороннего осмысления вопросов истории епархиальных женских училищ в России необходимо осуществить обзор фундаментальных трудов российских авторов и исследователей по этим трём направлениям.

В историографии дореволюционной России Н. Г. Чернышевский [51] и С. С. Шашков [52] считаются первыми авторами, заинтересовавшимися системой женского образования, его состоянием и возможными перспективами, однако рассматривали её под призмой традиционности, считая, что женщина не имеет равных с мужчиной прав на образование. В работах Л. Н. Толстого, Н. А. Бердяева [8], В. С. Соловьёва [47], В. В. Розанова [44], выдающихся представителей русской интеллигенции, пропагандировалась позиция против масштабирования и всеобщности женского образования, отстаивалось традиционное представление о глав-ныхролях женщины в обществе - матери и жены. Против изменений в социальном статусе женщин выступали и русские консерваторы У. Бемерт [7] и В. Овцин [34]. Противоположной точки зрения придерживались исследовательницы-феминистки Е. Н. Щепкина [53; 54] и Е. М. Лихачёва [27], изучавшие предысторию женского образования, а также М. Н. Катков [20], считавший, что образованная женщина может сменить мужчину во многих сферах деятельности, в том числе и в интеллектуальной сфере. Эти противоположные взгляды очень важны для дальнейшей полнойоценки смены социального положения женщины духовного сословия в России, поскольку в их отношении традиционные ожидания и требования со стороны общества, по сравнению со светской женщиной, изначально были гипертрофированы. В сравнении образовательный процесс светских женских учебных заведений и женских духовных учебных заведений освещаются в исследованиях В. Игнатовича [19], Н. П. Малиновского [29], М. Л. Михайлова [31], А. Осинина [35], В. П. Острогорского [36].

Становление системы женского духовного образования в России неразрывно связано с развитием мужского духовного образования и системы духовных учебных заведений, так как организация и реализация женского духовного образования, осуществляемая в епархиальных женских училищах, была построена по типу мужского (духовных семинарий и училищ). В связи с этим логично начать изучение историографического аспекта данного вопроса с историографического обзора исследований по истории духовных училищ для лиц мужского пола.

К числу фундаментальных исследований по вышеобозначенной теме относится сочинение церковного историка П. В. Знаменского [17], изучавшего духовное образование и образовательный процесс в духовных учебных заведениях до реформы 1808-1818 гг. Как отмечает автор, духовные училища стали новым типом образовательных учреждений, но их подробной характеристики в его исследовании не наблюдается, поскольку они появились в ходе этой реформы. Процесс возникновения и функционирования, преимущества и недостатки духовных училищ, а также итоги реформы 1808-1818 гг. изучил Б. В. Титлинов [48], впервые рассмотревший историю духовных училищ как самостоятельную научную проблему. Историю духовных училищ в контексте реформ 1869-1899 и 1906 гг. многосторонне оценил Ф. Н. Белявский [6], констатируя их положительные и негативные итоги: как считал исследователь, главным их минусом было игнорирование сословного характера духовного образования, отсутствие

приоритета воспитания православного христианина и его воцерковления над образовательными задачами.

Что касается вопросов образования дочерей духовенства, то они впервые, как самостоятельная тема, стали освещаться в статьях авторов на страницах журналов «Русская школа» [29; 46], «Народное образование» [43], «Чтение в обществе любителей духовного просвещения» [45], «Православное обозрение» [18], «Женское образование» [35], «Церковные ведомости» [24]. Особенно интересны работы таких авторов, как В. Маслов [30], А. Преображенский [43], Д. И. Ромашков [45], А. М. Иванцов-Платонов [18], затрагивающие различные аспекты образовательной жизни епархиальных женских училищ.

В последние десятилетия XIX в. были опубликованы работы, рассматривающие историю всей системы женского образования, отнесенные к ведению Святейшего Синода. В частности, исследователь М. Краснов [23] в статье «Епархиальные женские училища» рассмотрел историю училищ для дочерей духовенства, а Д. Семёнов [46] в работе «Епархиальные женские училища за 50 лет» проанализировал правовые нормы, отражённые в уставе 1868 г., раскрыл их общественное значение на основе многочисленных источников и материалов епархиальных женских училищ отдельных губерний. В 1909 г. на страницах «Церковных ведомостей» был опубликован труд А. Кузнецова «Епархиальные женские училища» [24], где была затронута нормативно-правовая сторона вопроса, исследователь сделал обзор законодательных актов Св. Синода, касающихся епархиальных женских училищ. Его исследование ценно тем, что даёт возможность современным исследователям оценить государственно-церковную политику в сфере женского духовного образования.

Наиболее информативными по истории женского духовного образования являются краткие исторические очерки, отчёты, приказы, объявления, статистические данные и иная информация, опубликованная на страницах «Епархиальных ведомостей», издававшихся в отдельных епархиях, что позволяет историкам изучить женское духовное образование, воспитание в епархиальных женских училищах многоаспектно. Так, в «Астраханских епархиальных ведомостях» вопросу истории Астраханского епархиального женского училища (далее -АЕЖУ) посвящена статья Г. Покровского, основанная на несохранившихся ныне архивных данных Астраханской епархии в период до 1868 г. Кроме того, практически каждый номер ведомостей содержит официальные данные и отчёты АЕЖУ о вакантных для приёма воспитанниц местах, количестве успешно окончивших обучение, различные объявления и информацию о повседневной жизни училища [3-5].

Среди исследований краеведческого характера, изданных до революции, интересна работа М. Благонравова «Церковные школы в Астраханской Епархии в XIX веке и состояние учебного дела вообще в XVII и XVIII веках» [9], который рассматривает особенности и специфику Астраханского епархиального женского училища, освещая подробности организации практической части образовательного процесса, реализуемой на базе образцовой школы при училище. При изучении проблематики женских духовных училищ на региональном уровне необходимо изучение источниковедческой базы. Относительно Астраханского епархиального женского училища в государственном архиве Астраханской области сохранились материалы, содержащие информацию о финансировании образовательного учреждения, учётные и статистические данные о количестве воспитанниц, поступивших на обучение и окончивших училище (о тех из них, кто был выдан замуж). Особо интересны данные об организации образовательного и воспитательного процессов (классные журналы, аттестаты, расписания, образовательная программа и т. д.), материалы училищного совета (заявления, ходатайства, дела воспитанниц) [12-14].

Таким образом, научные исследования женского духовного образования в дореволюционный период в российской историографии преимущественно рассматривались как часть системы женского образования. Данные исследования дают основание оценить состояние духовных женских учебных заведений, но весьма абстрактно, поскольку, как правило, носили описательный характер. Дореволюционные авторы не уделяли должного внимания проблеме государственно-церковной политики в сфере женского духовного образования, что оставляет данный вопрос актуальным для современных исследований.

Постепенно возраставший интерес дореволюционных исследователей к истории женского духовного образования перестал быть актуальным после Октябрьской революции 1917 г., что объясняется изменением идеолого-политических реалий, а также проводимой большевиками государственной антицерковной политики. Преобладающий в советской историографии классовый подход стал традиционным и к проблеме дореволюционной системы образования. Особенно это ярко выражено в исследованиях 1920-х гг. Вопрос о женском духовном образовании как самостоятельной научной единицы не рассматривался. Отсюда наблюдается нарушение преемственности между дореволюционными исследованиями и изучением темы советскими учёными.

Стоит отметить немногочисленные исследования женского образования, начавшие появляться с 1950-х гг. Исследователи изучали женскую среднюю школу в дореволюционный период, деятельность женских гимназий, а также впервые затронули дискриминационную политику государства в области женского образования, что можно отчётливо проследить в работах Н. А. Константинова [22]. Внимание историков советского периода в основном было обращено на реформы и образовательную политику самодержавия, деятельность высших женских курсов, что было сопутствующим вопросом истории культуры. Женскому образованию пореформенного периода были посвящены лишь немногие работы. В качестве примера можно привести диссертацию К. И. Львова [28], в которой он, анализируя женское образование в СССР в связи с раздельным обучением мальчиков и девочек, коснулся вопросов женского образования в России до революции 1917 г. Дискуссионными являются работы Г. А. Тишкина [49], исследовавшего женское образование в дореволюционной России с позиций активного участия женщин в борьбе за равноправие и освободительном движении.

В советский период вопрос истории женских духовных училищ отдельно не рассматривался, поскольку главной чертой историографии данного периода является воинствующий атеизм, пропаганда «народного» образования и отрицание всякой роли Русской православной церкви в образовании и просвещении в целом.

Начиная с 90-х гг. XX в. ситуация в историографии проблемы изменялась в лучшую сторону, что характеризовалось свободой суждений, широким доступом к документальным материалам. Стала актуализироваться и проблема духовного образования дочерей духовенства.

Основоположница исторической феминологии и гендерной истории Н. Л. Пушкарёва одной из первых ввела в отечественную науку тему «История женщин» и определила в историографии вопроса ключевые разделы: женское образование и грамотность, высшее образование в раннеиндустриальной и индустриальной России, домашнее и гимнастическое образование, а также духовное образование [11].

Образовательный процесс, воспитание, а также деятельность образовательных учреждений при женских монастырях рассматривала в своих исследованиях В. Л. Колесникова [21]. Некоторые её суждения являются спорными, в частности, по мнению автора, обучение в епархиальных женских училищах было полностью бесплатным, однако это опровергается источниками, а также исследованиями Н. В. Малышевой [2, с. 162]. Автор отмечает, что с дочерей духовенства и иносословных воспитанниц взималась плата за пансион, в некоторых училищах - за учебники и письменные принадлежности. Исходя из анализа архивных материалов Астраханского епархиального женского училища, можно констатировать, что полностью бесплатным было обучение лишь для воспитанниц, относившихся к категории малоимущих семей или являющихся сиротами, средства на их содержание изыскивались с бюджета училища, благотворительных фондов и пожертвований [12-14].

Новый этап в отечественной историографии, начавшийся с 90-х гг. XX в., простимулировал переосмысление многих проблем в исторической науке, а также ознаменован отказом от стереотипных подходов к изучению вопросов духовной сферы, в том числе и женского духовного образования. На основе широкой источниковой базы началось планомерное изучение истории женского духовного образования в России, стали появляться диссертационные исследования, основанные на современных методологических подходах. Так, Е. А. Андреева [2] в своём диссертационном исследовании «Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX - начало XX века)» охарактеризовала процесс развития и деятельность епархиальных женских училищ как одного из типов средних учебных заведений в дореволюционной России. Работа выполнена на основе анализа многочисленных

источников: уставов, постановлений правительства и Св. Синода, циркуляров по духовному ведомству; годовых отчётов епархиальных женских училищ, докладов обер-прокурора Св. Синода, отчётов о ревизиях епархиальных женских училищ; учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе епархиальных женских училищ; научно-педагогической литературы; общей и педагогической периодики с середины XIX - начала XX в., а также юбилейных сборников, мемуарной и художественной литературы. На основе изученных источников автором были выявлены причины возникновения учебных заведений подобного типа, раскрыты цели и задачи образования и воспитания, определены этапы развития епархиальных женских училищ, охарактеризована система управления училищами и проанализированы содержание, методы и формы учебно-воспитательной работы. Данное диссертационное исследование является фундаментальным, поскольку даёт общее представление о епархиальных женских училищах России в целом.

Полноценный и многоаспектный анализ истории епархиальных женских училищ России, в частности, Рязанского епархиального женского училища, представлены в исследованиях доктора исторических наук О. Д. Поповой. Автор комплексно проанализировала эволюцию женского духовного образования как часть процесса интеграции женщин в общественную жизнь под влиянием социокультурных, политических и социальных факторов развития России в период второй половины XIX - начала XX в. О. Д. Попова [41-42] является первым исследователем, затронувшим, в полной мере, историографию проблемы истории епархиальных женских училищ, а также исторические аспекты взаимодействия государства и общества в области женского духовного образования. В научных статьях данного автора рассматриваются источники по истории епархиальных женских училищ, дискуссии священнослужителей о социальной роли женщины духовного сословия, влияние епархиальных женских училищ на развитие провинции, повседневная жизнь училищ.

В. Н. Паршина [37-38] изучила вопрос духовных женских учебных заведений в Пензенской губернии. Е. И. Перфильева [39], Р. Ф. Усачева рассмотрели этот аспект в рамках становления и развития системы женского среднего образования.

В современный период появляются исследования регионального уровня, посвящённые вопросам становления и развития женского духовного образования, специфике организации образовательного, воспитательного процессов отдельных епархиальных училищ, историографические аспекты. Авторами, рассматривающими данные вопросы, с исторической и педагогической точки зрения, являются С. А. Алешина [1], В. Л. Колесникова [21], С. П. Васильева [11], У. П. Ефремова и М. В. Попов [16], О. А. Монякова [32], Н. И. Никитина [33], В. В. Якименко [55]. Проблемы женского духовного образования рассмотрены в работе В. Лисюнина [26].

На основе проведённого историографического обзора исследований истории епархиальных женских училищ в дореволюционный, советский и современный периоды можно сделать следующие выводы:

• В дореволюционной историографии история епархиальных женских училищ преимущественно рассматривалась либо как часть системы женского образования, либо как часть системы духовного образования в Российской империи. В системе женского образования ключевым направлениями были вопросы социального статуса и роли женщины в обществе, с преобладающим традиционным подходом понимания её предназначения. В системе духовного образования можно заметить апологетический подход, фактически все духовные учебные заведения, в том числе и епархиальные женские училища, рассматривались с положительной стороны, а проблемные стороны практически не затрагивались. Наиболее объективными по данной тематике можно считать труды Д. Семёнова и А. Кузнецова, которые подробно исследовали нормативно-правовую сторону функционирования учебных заведений подобного типа, что даёт возможность изучить проблему государственно-церковной политики в сфере женского духовного образования.

• Советская историография относительно истории епархиальных женских училищ пополнилась исследованиями лишь в 1990-е гг., в период отказа от господствующего атеизма и культа марксизма. Фундаментальными являются труды Н. Л. Пушкарёвой, внесшей особый вклад в изучение «истории женщин», В. Л. Колесниковой и Н. А. Малышевой, охватившими многие аспекты организационной сферы существования епархиальных женских училищ;

• в современной историографии возрастает количество работ по истории духовных училищ на примере конкретных учебных заведений, появляются статьи, защищаются диссертации,

затрагивающие историю, образовательный и воспитательный процессы, повседневность воспитанниц епархиальных женских училищ. Если рассматривать в сравнении дореволюционную и современную историографию, то можно отметить преемственность, в частности, изучение истории епархиальных женских училищ рассматривается в контакте духовного или женского образования, а также, как и в работах синодального периода, в современных исследованиях преобладает позитивная тенденция освещения деятельности учебных заведений данного типа. Однако, в отличие от предыдущих периодов, история женского духовного образования, история епархиальных женских училищ и сопутствующие данным темам аспекты истории становятся самостоятельной научной проблемой современных исследователей. Среди современных авторов О. Д. Попова является исследователем, изучившим данную тему многоаспектно, её работы, основанные на материалах архивов, в общероссийском масштабе являются беспрецедентными и фундаментальными. Также позитивными тенденциями современных исследований являются плюрализм мнений, позволяющий рассматривать проблематику истории епархиальных женских училищ без ограничений идеологическими рамками и актуализация исследований на региональном уровне, дающая возможность проанализировать, сравнить деятельность епархиальных женских училищ в разных регионах страны, выявить общие и специфические черты их развития.

Список литературы

1. Алешина, С. А. Женские епархиальные училища в деле подготовки педагогических кадров для народных школ / С. А. Алешина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1 (38). - С. 140-144.

2. Андреева Е. А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России (середина XIX - начало XX века) / Е. А. Андреева. - Москва, 2000. - 202 с.

3. Астраханские Епархиальные ведомости. - 1886. - № 16. - С. 535-538, 562.

4. Астраханские Епархиальные ведомости. - 1887. - № 18. - С. 709-712.

5. Астраханские Епархиальные ведомости. - 1899 - № 10. - С. 489.

6. Белявский Ф. Н. О реформе Духовных школ : в 2 ч. - СПб, 1907. - Ч. 1: Краткий очерк прошлого средней духовной школы.

7. Бемерт, У. Университетское образование женщин / У. Бемерт. - Санкт-Петербург, 1873.

8. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - Москва, 1989.

9. Благонравов, М. Церковные школы в Астраханской Епархии в XIX веке и состояние учебного дела вообще в XVII и XVIII веках / М. Благонравов. - Астрахань : паровая тип. В. Л. Егорова, прот. Окружного суда, 1906 г. - С. 205-211.

10. Буйницкий, А. Значение женщины и необходимость для нее образования / А. Буйницкий // Волынские епархиальные ведомости. - 1881. - № 25. - С. 56.

11. Васильева, С. П. Епархиальные училища в России конца XIX - начала ХХ в. особенности образовательного процесса / С. П. Васильева // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2008. - Вып. 9 (65). - С. 87-90.

12. Государственный архив Астраханской области (ГААО). - Ф. 639. - Оп. 1, д. 122. - Л. 35, 69.

13. ГААО. - Ф. 639. - Оп. 1, д. 123. - Л. 5.

14. ГААО. - Ф. 639. - ОП. 1, д. 185. - Л. 2.

15. Гончаров, С. А. Отражение истории православных духовных училищ российской империи в дореволюционных и современных исследованиях / С. А. Гончаров // Научные ведомости. - 2013. - № 22 (165), вып. 28. - Ст. 162.

16. Ефремова, У. П. Епархиальное женское училище и подготовка учительских кадров в Екатеринбурге (1880-1920-е гг.) / У. П. Ефремова, М. В. Попов // Педагогическое образование в России. - 2012. -№ 6. - С. 13-19.

17. Знаменский, П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года / П. В. Знаменский. -Санкт-Петербург, 2001. - С. 733-739, 769-775.

18. Иванцов-Платонов, А. М. Об образовании девиц духовного происхождения вообще и применительно к потребностям духовенства Московской епархии в частности / А. М. Иванцов-Платонов // Православное обозрение. - 1871. - № 2. - С. 7-8.

19. Игнатович, В. Женское образование и женские школы в теории и на практике / В. Игнатович. -Санкт-Петербург, [б. г.].

20. Катков, М. Н. Собрание передовых статей «Московских ведомостей». 1873 / М. Н. Катков. -Москва, 1987.

21. Колесникова, В. Л. Женщина духовного сословия в системе народного образования России XIX - начала XX вв. (на примере Тамбовской губернии) / В. Л. Колесникова // Научные ведомости. -2007. - № 1 (32). - С. 67-71.

22. Константинов, Н. А. Очерки истории средней школы (гимназии, реальные училища) в конце XIX до Февральской революции 1917 г. / Н. А. Константинов. - М., 1947.

23. Краснов, М. Епархиальные женские училища / М. Краснов // Епархиальные женские училища. Образование. - 1883. - № 12.

24. Кузнецов, А. Епархиальные женские училища / А. Кузнецов // Церковные ведомости. Прибавления. - 1909. - № 3-8. - С. 10-11.

25. Лебедев, В. Тамбовское епархиальное женское училище (1863-1903) / В. Лебедев // Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 г. - Тамбов, 1903.

26. Лисюнин, В. Женское образование в Тамбовской епархии (XIX - начала ХХ в.) / В. Лисюнин // Монастырская культура. - Тамбов, 2003. - С. 150-155.

27. Лихачева, Е. М. Материалы для истории женского образования в России: 1856-1880 / Е. М. Лихачева. - Санкт-Петербург, 1901.

28. Львов, К. И. Женское образование в СССР в прошлом и настоящем (в связи с проблемой совместного и раздельного обучения девочек народов СССР) : дис. ... д-ра пед. наук / К. И. Львов. - Москва, 1946. - 202 с.

29. Малиновский, Н. П. Очерки по истории женского среднего образования в России / Н. П. Малиновский // Русская школа. - 1914. - № 9-10. - С. 23-28.

30. Маслов, В. По вопросу об училищах для девиц духовного звания / В. Маслов // Дух христианина. - 1864. - № 11. - С. 46.

31. Михайлов, М. Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе / М. Л. Михайлов // Современник. - 1860. - № 4. - С. 8-11.

32. Монякова, О. А. Светское и духовное среднее образование в провинции в 1861-1917 гг. / О. А. Монякова // Ученные записки Орловского государственного университета. Сер. «Гуманитарные и социальные науки». - Тамбов, 2011. - С. 63-70.

33. Никитина, Н. И. Женское епархиальное училище: от религиозного воспитания к педагогическому образованию / Н. И. Никитина // Вестник Новгородского государственного университета. - 2011. -№ 64. - С. 48-51.

34. Овцин, В. Развитие женского образования / В. Овцин. - Санкт-Петербург, 1873.

35. Осинин, А. Исторические заметки о положении и образовании женщины / А. Осинин // Женское образование. - 1883. - Кн. 6-8.

36. Острогорский В. П. Двадцатилетие женских гимназий в России // Вестник Европы. 1889. №4. С. 45-51.

37. Паршина, В. Н. Гендерный аспект образования России второй Половины XIX века: историография вопроса / В. Н. Паршина // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Гуманитарные науки. - 2012. - № 27. - С. 879-884.

38. Паршина, В. Н. Становление системы женского образования в России во второй половине XIX - начало XX века (на материалах Пензенской губернии) : дис. ... канд. ист. наук / В. Н. Паршина. -Пенза, 2017.

39. Перфильева, Е. В. Становление и развитие женского среднего образования в России XIX в. (40-60-е гг.) : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Перфильева. - Нижний Новгород, 1992.

40. Покровский, Г. История Астраханского Епархиального женского училища / Г. Покровский // Астраханские Епархиальные ведомости. - 1891. - № 18. - С. 361-373.

41. Попова, О. Д. Женское духовное образование и его роль в изменении положения женщины в России (вторая половина XIX - начало XX века) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / О. Д. Попова. -Москва, 2009. - 46 с.

42. Попова, О. Д. Источники по истории женских учебных заведений духовного ведомства (вт. пол. XIX - нач. XX вв.) : дис. ... канд. ист. наук / О. Д. Попова. - Рязань, 1998.

43. Преображенский, А. Положение епархиальных женских училищ / А. Преображенский // Народное образование. - 1899. - № 5. - С. 2.

44. Розанов, В. В. Женское образовательное движение. Религия и культура / В. В. Розанов. -Москва, 1990. - Т. 1.

45. Ромашков, Д. И. О духовном образовании / Д. И. Ромашков // Чтение в Обществе любителей духовного просвещения. - 1893. - Кн. 10. - С. 89-91.

46. Семенов, Д. Епархиальные женские училища за 50 лет их существования / Д. Семенов // Русская школа. - 1893. - № 10-12. - С. 35-45.

47. Соловьев, В. С. Смысл любви. Избранное / В. С. Соловьев. - Москва, 1990.

48. Титлинов, Б. В. Духовная школа в России в XIX столетии / Б. В. Титлинов. - Вильна, 1908. -Вып. 1. Время Комиссии Духовных училищ. К столетию духовно-учебной реформы 1808-го года.

49. Тишкин, Г. А. Женский вопрос в России в 50-60 гг. XIX в. / Г. А. Тишкин. - Ленинград, 1984. - 230 с.

50. Усачева, Р. Ф. Формирование системы женского среднего образования в России (60-е гг. XVIII -нач. XX вв.) : дис. ... канд. пед. наук / Р. Ф. Усачева. - Ростовн-на-Дону, 1997.

51. Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические высказывания / Н. Г. Чернышевский. -М., 1936.

52. Шашков, С. С. Очерк истории русской женщины / С. С. Шашков. - Санкт-Петербург, 1872.

53. Щепкина, Е. Н. Женщины в русских университетах / Е. Н. Щепкина // Вестник Европы. - 1912. - № 9.

54. Щепкина, Е. Н. Первые годы высших женских курсов / Е. Н. Щепкина // Русское прошлое. Петроград - Москва, 1923.

55. Якименко, В. В. Из истории возникновения первых московских епархиальных женских училищ / В. В. Якименко // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2012. - С. 116-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Aleshina, S. A. Zhenskie eparkhialnye uchilishcha v dele podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya narodnykh shkol [Women's diocesan schools in the training of teachers for public schools]. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan], 2012, no. 1 (38), pp. 140-144;

2. Andreeva, Ye. A. Vozniknovenie i razvitie eparkhialnykh zhenskikh uchilishch v Rossii (seredina XIX -nachalo XX veka) [The emergence and development of diocesan women's schools in Russia (mid-19th - early 20th centuries)]. Moscow, 2000, 202 p.

3. Astrakhanskie Yeparkhialnye vedomosti [Astrakhan Diocesan sheets], 1886, no. 16, pp. 535-538,

562.

4. Astrakhanskie Yeparkhialnye vedomosti [Astrakhan Diocesan sheets], 1887, no. 18, pp. 709-712.

5. Astrakhanskie Yeparkhialnye vedomosti [Astrakhan Diocesan sheets], 1899, no. 10, p. 489.

6. Belyavskiy, F. N. O reforme Dukhovnykh shkol: v dvukh chastyakh. Chast 1 "Kratkiy ocherk proshlogo sredney dukhovnoy shkoly" [On the reform of the Theological schools: in the 2nd part. Part 1 "A brief outline of the past secondary theological school"]. St. Petersburg, 1907.

7. Bemert, U. Universitetskoe obrazovanie zhenshchin [University education of women]. St. Petersburg,

1873.

8. Berdyaev, N. A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [Philosophy of freedom. The meaning of creativity]. Moscow, 1989.

9. Blagonravov, M. Tserkovnye shkoly v Astrakhanskoy Yeparkhii v XIX veke i sostoyanie uchebnogo dela voobshche v XVIIi XVIII vekakh [Church schools in the Astrakhan Diocese in the 19th century and the state of academic affairs in general in the 17th and 18th centuries]. Astrakhan, Parovaya tipografiya V. L. Yegorova Publ., prot. Okruzhnogo Suda, 1906, pp. 205-211.

10. Buynitskiy, A. Znachenie zhenshchiny i neobkhodimost dlya nee obrazovaniya []. Volynskie eparkhialnye vedomosti [The importance of women and the need for her education], 1881, no. 25, p. 56.

11. Vasileva, S. P. Yeparkhialnye uchilishcha v Rossii kontsa XIX - nachala XX v. osobennosti obrazovatelnogo protsessa [Diocesan schools in Russia at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries features of the educational process]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki" [Bulletin of the Tambov University. Series "Humanities"], 2008, iss. 9 (65), pp. 87-90.

12. The State Archive of the Astrakhan Region, found 639, inventory 1, case 122, sheets 35, 69.

13. The State Archive of the Astrakhan Region, found 639, inventory 1, case 123, sheet 5.

14. The State Archive of the Astrakhan Region, found 639, inventory 1, case 185, sheet 2.

15. Goncharov, S. A. Otrazhenie istorii pravoslavnykh dukhovnykh uchilishch rossiyskoy imperii v dorevolyutsionnykh i sovremennykh issledovaniyakh [Reflection of the history of Orthodox theological schools of the Russian Empire in pre-revolutionary and modern studies]. Nauchnye vedomosti [Scientific Bulletin], 2013, no. 22 (165), iss. 28, p. 162.

16. Yefremova, U. P., Popov, M. V. Yeparkhialnoe zhenskoe uchilishche i podgotovka uchitelskikh kadrov v Yekaterinburge (1880-1920-e gg.) [Diocesan Women's School and teacher training in Yekaterinburg (1880-1920s)]. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2012, no. 6, pp. 13-19.

17. Znamenskiy, P. V. Dukhovnye shkoly v Rossii do reformy 1808 goda [Theological schools in Russia before the 1808 reform]. St. Petersburg, 2001, pp. 733-739, 769-775.

18. Ivantsov-Platonov, A. M. Ob obrazovanii devits dukhovnogo proiskhozhdeniya voobshche i primenitelno k potrebnostyam dukhovenstva Moskovskoy eparkhii v chastnosti [About the education of girls of spiritual origin in general and in relation to the needs of the clergy of the Moscow diocese in particular]. Pravoslavnoe obozrenie [Orthodox Review], 1871, no. 2, pp. 7-8.

19. Ignatovich, V. Zhenskoe obrazovanie i zhenskie shkoly v teorii i na praktike [Female education and female schools in theory and practice]. St. Petersburg, no year.

20. Katkov M. N. Sobranie peredovykh statey "Moskovskikh vedomostey". 1873 [A collection of advanced articles of the Moscow Gazette. 1873]. Moscow, 1987.

21. Kolesnikova V. L. Zhenshchina dukhovnogo sosloviya v sisteme narodnogo obrazovaniya Rossii XIX - nachala XX vv. (na primere Tambovskoy gubernii) [A woman of the clergy class in the public education system of Russia in the 19th and early 20th centuries (on the example of the Tambov province)]. Nauchnye vedomosti [Scientific statements], 2007, no. 1 (32), pp. 67-71.

22. Konstantinov, N. A. Ocherki istorii sredney shkoly (gimnazii, realnye uchilishcha) v kontse XIX do Fevralskoy revolyutsii 1917 g. [Essays on the history of secondary schools (gymnasiums, real schools) at the end of the 19th century until the February Revolution of 1917]. Moscow, 1947.

23. Krasnov M. Yeparkhialnye zhenskie uchilishcha [Diocesan women's schools]. Yeparkhialnye zhenskie uchilishcha. Obrazovanie [Diocesan women's schools. Education], 1883, no. 12.

24. Kuznetsov, A. Yeparkhialnye zhenskie uchilishcha [Diocesan women's schools]. Tserkovnye vedomosti. Pribavleniya [Church News. Additions], 1909, no. 3-8, pp. 10-11.

25. Lebedev, V. Tambovskoe eparkhialnoe zhenskoe uchilishche (1863-1903). Sbornik-kalendar Tambovskoy guberniina 1903 g. [Tambov diocesan women's school (1863-1903)]. Tambov, 1903.

26. Lisyunin, V. Zhenskoe obrazovanie v Tambovskoy eparkhii (XIX - nachala XX vv.) [Female education in the Tambov diocese (XIX - beginning of XX centuries)]. Monastyrskaya kultura [Monastic culture]. Tambov, 2003, pp. 150-155.

27. Likhacheva, Ye. M. Materialy dlya istorii zhenskogo obrazovaniya v Rossii: 1856-1880 [Materials for the history of female education in Russia: 1856-1880]. St. Petersburg, 1901.

28. Lvov, K. I. Zhenskoe obrazovanie v SSSR v proshlom i nastoyashchem (v svyazi s problemoy sovmestnogo i razdelnogo obucheniya devochek narodov SSSR) [Female education in the USSR in the past and present (in connection with the problem of joint and separate education of girls of the peoples of the USSR)]. Moscow, 1946, 202 p.

29. Malinovskiy, N. P. Ocherki po istorii zhenskogo srednego obrazovaniya v Rossii [Essays on the history of female secondary education in Russia]. Russkaya shkola [Russian School], 1914, no. 9-10, pp. 23-28.

30. Maslov, V. Po voprosu ob uchilishchakh dlya devits dukhovnogo zvaniya [On the issue of schools for girls of spiritual rank]. Dukh khristianina [Christian Spirit], 1864, no. 11, p. 46.

31. Mikhaylov, M. L. Zhenshchiny, ikh vospitanie i znachenie v seme i obshchestve [Women, their education and importance in the family and society]. Sovremennik [Contemporary], 1860, no. 4, pp. 8-11.

32. Monyakova, O. A. Svetskoe i dukhovnoe srednee obrazovanie v provintsii v 1861-1917 gg. [Secular and spiritual secondary education in the province in 1861-1917]. Uchennye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye i sotsialnye nauki" [Scientific notes of Oryol State University. Series "Humanities and Social Sciences"]. Tambov, 2011, pp. 63-70.

33. Nikitina, N. I. Zhenskoe eparkhialnoe uchilishche: ot religioznogo vospitaniya k pedagogiche-skomu obrazovaniyu [Women's diocesan school: from religious education to teacher education]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Novgorod State University], 2011, no. 64, pp. 48-51

34. Ovtsin, V. Razvitie zhenskogo obrazovaniya [Development of female education]. St. Petersburg, 1873.

35. Osinin, A. Istoricheskie zametki o polozhenii i obrazovanii zhenshchiny [Historical notes on the situation and education of women]. Zhenskoe obrazovanie [Women's education], 1883, book 6-8.

36. Ostrogorskiy, V. P. Dvadtsatiletie zhenskikh gimnaziy v Rossii [The twentieth anniversary of female gymnasiums in Russia]. Vestnik Yevropy [Bulletin of Europe], 1889, no. 4, pp. 45-51.

37. Parshina, V. N. Gendernyy aspekt obrazovaniya Rossii vtoroy Poloviny XIX veka: istoriografiya voprosa [The gender aspect of Russia's education in the second Half of the 19th century: historiography of the issue]. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. G. Belinskogo. Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky], 2012, no. 27, pp. 879-884.

38. Parshina, V. N. Stanovlenie sistemy zhenskogo obrazovaniya v Rossii vo vtoroy polovine XIX -nachalo XX veka (na materialakh Penzenskoy gubernii) [Formation of the system of female education in Russia in the second half of the 19th and beginning of the 20th centuries (based on the materials of the Penza province)]. Penza, 2017.

39. Perfileva, Ye. V. Stanovlenie i razvitie zhenskogo srednego obrazovaniya v Rossii XIX v. (40-60-e gg.) [Formation and development of female secondary education in Russia of the XIX century (40-60s)]. Nizhny Novgorod, 1992.

40. Pokrovskiy, G. Istoriya Astrakhanskogo Yeparkhialnogo zhenskogo uchilishcha [History of the Astrakhan Diocesan School for Women]. Astrakhanskie Yeparkhialnye vedomosti [Astrakhan Diocesan Sheets], 1891, no. 18, pp. 361-373.

41. Popova, O. D. Zhenskoe dukhovnoe obrazovanie i ego rol v izmenenii polozheniya zhenshchiny v Rossii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX veka) [Women's spiritual education and its role in changing the position of women in Russia (second half of the 19th - beginning of the 20th centuries)]. Moscow, 2009, 46 p.

42. Popova, O. D. Istochniki po istorii zhenskikh uchebnykh zavedeniy dukhovnogo vedomstva (vt. pol. XIX - nach. Xx vv.) [Sources on the history of women's educational institutions of the ecclesiastical department (t. pol. XIX - beginning of XX centuries)]. Ryazan, 1998.

43. Preobrazhenskiy, A. Polozhenie eparkhialnykh zhenskikh uchilishch [The position of diocesan women's schools]. Narodnoe obrazovanie [Public Education], 1899, no. 5, p. 2.

44. Rozanov, V. V. Zhenskoe obrazovatelnoe dvizhenie. Religiya i kultura [Women's educational movement. Religion and culture]. Moscow, 1990, vol. 1.

45. Romashkov, D. I. O dukhovnom obrazovanii [About spiritual education]. Chtenie v Obshchestve lyubiteley dukhovnogo prosveshcheniya [Reading in the Society of lovers of spiritual enlightenment], 1893, book 10, pp. 89-91.

46. Semenov, D. Yeparkhialnye zhenskie uchilishcha za 50 let ikh sushchestvovaniya [Diocesan women's schools for 50 years of their existence]. Russkaya shkola [Russian School], 1893, no. 10-12, pp. 35-45.

47. Solovev, V. S. Smysllyubvi. Izbrannoe [The meaning of love. Favorites]. Moscow, 1990.

48. Titlinov, B. V. Dukhovnaya shkola v Rossii v XIX stoletii [Theological school in Russia in the XIX century]. Vilna, 1908, Iss. 1. Time of the Commission of Theological Schools. By the centenary of the spiritual and educational reform of 1808.

49. Tishkin, G. A. Zhenskiy vopros v Rossii v 50-60 gg. XIX v. [Women's issue in Russia in 50-60 years. XIX century]. Leningrad, 1984, 230 p.

50. Usacheva, R. F. Formirovanie sistemy zhenskogo srednego obrazovaniya v Rossii (60-e gg. XVIII -nach. XX vv.) [Formation of the system of female secondary education in Russia (60s of the XVIII - early XX centuries)]. Rostov-on-Don, 1997.

51. Chernyshevskiy, N. G. Izbrannye pedagogicheskie vyskazyvaniya [Selected pedagogical statements]. Moscow, 1936.

52. Shashkov, S. S. Ocherk istorii russkoy zhenshchiny [Essay on the history of Russian women]. St. Petersburg, 1872.

53. Shchepkina, Ye. N. Zhenshchiny v russkikh universitetakh [Women in Russian universities]. Vestnik Yevropy [Bulletin of Europe], 1912, no. 9.

54. Shchepkina, Ye. N. Pervye gody vysshikh zhenskikh kursov. Russkoe proshloe [The first years of higher female courses. Russian past]. Petrograd, Moscow, 1923.

55. Yakimenko, V. V. Iz istorii vozniknoveniya pervykh moskovskikh eparkhialnykh zhenskikh uchilishch [From the history of the first Moscow diocesan women's schools]. Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya "Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kulturologiya" [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Literary Studies. Linguistics. Cultural studies"], 2012, pp. 116-126.

DOI 10.21672/1818-510X-2020-63-2-023-030

«ХАНДРА ХУЖЕ ХОЛЕРЫ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ ЭПИДЕМИЙ И ПАНДЕМИЙ1

Романова Анна Петровна, доктор философских наук, профессор, директор Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: aromanova_mail@mail.ru

Алиев Растям Туктарович, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: rastaliev@gmail.com

Топчиев Михаил Сергеевич, кандидат политических наук, старший научный сотрудник Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: ceo.gfn@gmail.com

Дрягалов Вячеслав Сергеевич, научный сотрудник Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: helios82@yandex.ru

Представлен историографический обзор научной литературы по проблемам исследования пандемий и эпидемий в истории и культуре человечества. Авторы применяют индуктивный метод в классификации и представлении научно-исследовательских работ. В частности, авторы разделили обозреваемую литературу на несколько групп: общие работы, специализированные работы по истории пандемий в Древности, Средневековье, истории России, по антропологии и зарубежные исследования пандемии «испанки». Целью этого исследования является обзор научных работ, касающихся исследований истории эпидемий и пандемий в различных их проявлениях. Даётся характеристика исследовательских работ, выделяются основные проблемы, поднимаемые в них, описывается вклад в общую научную картину

1Цит. по: Пушкин А. С. Письма. Плетневу П. А., 22 июля 1831 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.