Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОМСКОМ ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОМСКОМ ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ОМСКОЕ ЖЕНСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ORTHODOX EDUCATION / WOMEN'S THEOLOGICAL EDUCATION / OMSK DIOCESE / OMSK DIOCESAN SCHOOL FOR WOMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна

Конфессиональное женское образование имеет ряд специфических особенностей: сословная замкнутость; строгое подчинение епархиальному архиерею, неразделимость учебного и воспитательного процессов. В отечественной историографии изучалась специфика женского образования в пореформенный период, связанная со сломом традиционной патриархальной модели понимания женского образования. В рамках исторической феминологии и гендерных исследований был поставлен вопрос о профессиональной самореализации воспитанниц епархиальных училищ. Цель исследования: во-первых, ввести в научный оборот сведения о деятельности Омского женского епархиального училища в 1906-1917 гг. Во-вторых, выявить специфику женского духовного образования в сибирской провинции. Источниками исследования послужили: делопроизводственные и иные материалы регионального характера, значительный объем которых представлен в фонде Омской духовной консистории, епархиальное периодическое издание «Омские епархиальные ведомости», где публиковались отчеты епархиального наблюдателя и ведомости епархиального училищного Совета. На основании отчетов епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении реконструируется учебно-методический процесс, преподавательский состав и состояние учебно-воспитательной работы. Омское женское епархиальное училище содержалось за счет взносов из епархиальной казны, доходов епархиального свечного завода и частных пожертвований. Учебно-воспитательный процесс был нацелен на получение образования, достаточного для преподавания в начальной школе. В отличие от тенденций к строгому регламентированию церковно-практической реализации в женском образовании, отмечаемому исследователями на примере европейской части, воспитанницы Омского женского епархиального училища несли совсем «не женские» послушания в храме, как, например, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к Евангелию, что обычно является прерогативой алтарников-пономарей. Изменения в преподавательском составе свидетельствуют о постепенном превалировании преподавателей-мужчин и повышении образовательного уровня (остепененности). Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный материал и выводы можно использовать при дальнейшем исследовании истории Омской епархии в XX в., а также при изучении истории духовного образования в периферийных епархиях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в учебной работе: при подготовке специализированных курсов по истории Русской православной церкви, а также подготовке статей, докладов, сообщений на научных мероприятиях разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE OMSK WOMEN'S DIOCESAN SCHOOL AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Confessional female education has several specific features: class isolation, strict subordination of the diocesan to the bishop, inseparability of the educational and edifying processes. Russian historiography studied the specificity of female education in the post-reform period, associated with the breakdown of the traditional patriarchal model of female education understanding. Within the framework of historical feminology and gender studies, the question was raised about the professional self-realization of diocesan schools students. Purpose of the study: firstly, to introduce the information about the activities of the Omsk Women's Diocesan School in 1906-1917 into scientific circulation. Secondly, to identify the specifics of female theological education in the Siberian province. The sources of the research were: clerical works and other materials of a regional nature, a significant amount of which is presented in the fund of the Omsk Spiritual Consistory, the diocesan periodical "Omsk Diocesan Gazette", where the reports of the diocesan observer and the statements of the Diocesan School Council were published. Based on the reports of the diocesan observer on the condition of parish schools and literacy in teaching and education, the teaching and methodological process, teaching staff and the condition of teaching and educational work are reconstructed. The Omsk diocesan school for women was supported by contributions from the diocesan purse, the income of the diocesan candle factory and private donations. The educational process was aimed at obtaining an education sufficient for teaching in primary school. In contrast to the tendencies of strict regulation of church practical implementation in women's education, noted by researchers using the example of the European Russia, the students of the Omsk Women's Diocesan School performed completely “non-female” mission in the church, such as lighting lamps, giving a lectern, carrying out candles at the entrances and to the Gospel reading, which is usually the prerogative of the sacred sexton. Changes in the teaching staff indicate a gradual prevalence of male teachers and an increase in the educational graduation level. The theoretical significance of the work lies in the fact that the presented material and conclusions can be used in further research of the history of the Omsk diocese in the 20th century, as well as in the study of the history of spiritual education in peripheral dioceses. The practical significance of the work lies in the possibility of using its materials in educational work: in the preparation of specialized courses on the history of the Russian Orthodox Church, as well as for preparation of articles, reports at scientific events of various levels.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОМСКОМ ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201084 2020, № 12 (декабрь) УДК 37.014.521

Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище

в начале XX века

Воробьева Наталия Владимировна1

Омский автобронетанковый инженерный институт, Омск, Россия nat.vorobiova@gmail.com

Аннотация. Конфессиональное женское образование имеет ряд специфических особенностей: сословная замкнутость; строгое подчинение епархиальному архиерею, неразделимость учебного и воспитательного процессов. В отечественной историографии изучалась специфика женского образования в пореформенный период, связанная со сломом традиционной патриархальной модели понимания женского образования. В рамках исторической фе-минологии и гендерных исследований был поставлен вопрос о профессиональной самореализации воспитанниц епархиальных училищ. Цель исследования: во-первых, ввести в научный оборот сведения о деятельности Омского женского епархиального училища в 1906-1917 гг. Во-вторых, выявить специфику женского духовного образования в сибирской провинции. Источниками исследования послужили: делопроизводственные и иные материалы регионального характера, значительный объем которых представлен в фонде Омской духовной консистории, епархиальное периодическое издание «Омские епархиальные ведомости», где публиковались отчеты епархиального наблюдателя и ведомости епархиального училищного Совета. На основании отчетов епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении реконструируется учебно-методический процесс, преподавательский состав и состояние учебно-воспитательной работы. Омское женское епархиальное училище содержалось за счет взносов из епархиальной казны, доходов епархиального свечного завода и частных пожертвований. Учебно-воспитательный процесс был нацелен на получение образования, достаточного для преподавания в начальной школе. В отличие от тенденций к строгому регламентированию церковно-практической реализации в женском образовании, отмечаемому исследователями на примере европейской части, воспитанницы Омского женского епархиального училища несли совсем «не женские» послушания в храме, как, например, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к Евангелию, что обычно является прерогативой алтарников-пономарей. Изменения в преподавательском составе свидетельствуют о постепенном превалировании преподавателей-мужчин и повышении образовательного уровня (остепененности). Теоретическая значимость работы заключается в том, что представленный материал и выводы можно использовать при дальнейшем исследовании истории Омской епархии в XX в., а также при изучении истории духовного образования в периферийных епархиях. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее материалов в учебной работе: при подготовке специализированных курсов по истории Русской православной церкви, а также подготовке статей, докладов, сообщений на научных мероприятиях разного уровня.

Ключевые слова: Русская православная церковь, православное образование, женское духовное образование, Омская епархия, Омское женское епархиальное училище.

Поступила в редакцию Received 27.10.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.11.20

Принята к публикации Accepted for publication 20.11.20 Опубликована Published 29.12.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Воробьева Наталия Владимировна, доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского автобронетанкового инженерного института - филиала ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева» Министерства обороны РФ, г. Омск, Россия.

Введение

Первая половина XIX в. в истории Русской православной церкви способствовала появлению нового вида образовательных учреждений - епархиальных женских училищ. Необходимость в учебных заведениях подобного рода была очень острой, прежде всего, для семей духовенства.

Практика открытия епархиальных женских училищ была продолжена, но стоит признать, что развивались данные учебные заведения крайне медленно. Постоянный недостаток средств на содержание подобных учебных заведений приводил к тому, что некоторые из них впоследствии закрывались.

Училища, согласно «Уставу училищ для девиц духовного звания» от 1843 г., образовывались при женских монастырях. Они находились на полном местном финансовом обеспечении. Стоит подчеркнуть, что сами монастыри не торопились с открытием училищ. И причина здесь была не только финансовая. В среде духовенства существовали предубеждения относительно того, стоит ли давать образование девушкам, тем более что за него приходилось платить. Предприимчивые отцы предпочитали откладывать деньги, которые могли бы быть потрачены на обучение, на приданое при выходе замуж.

Все учебные заведения для лиц женского пола были поделены на три разряда, из которых девицы из семей духовенства могли попасть лишь в женские гимназии, относившиеся к третьему разряду - для девиц прочих свободных сословий, либо получить образование в епархиальных женских училищах, которые продолжали свою деятельность и после Указа 1855 г., в рамках которого был принят Устав женских учебных заведений. Согласно этому документу, был закреплен сословный принцип получения образования для лиц женского пола.

В начале ХХ в. в Омской епархии девочки могли получить образование в женских третьеразрядных гимназиях, куда очень трудно было попасть по причине их переполненности. В этой ситуации единственным способом получения образования оставались как раз-таки епархиальные женские училища. По причине отсутствия последних духовенство Омской епархии было вынуждено отправлять своих дочерей для получения образования в Тобольское или Томское епархиальные женские училища, но, так как за обучение детей в училищах других епархий нужно было платить, многие семьи лишались возможности дать дочерям образование [1]. Выход из этой ситуации виделся в создании в Омской епархии собственного женского училища, необходимость в котором более чем назрела.

Предпосылки создания Омского женского епархиального училища связаны с деятельностью преосвященного Григория (Полетаева) на Омской кафедре (18951901 гг.). Преосвященный Григорий заботился о духовно-нравственном уровне обучаемых в школах и училищах детей. В рассматриваемый исторический момент времени в Омске существовало в основном два типа учебных заведений: Министерства народного просвещения и учебные заведения, относящиеся к Русской православной церкви, - церковно-приходские школы и училища. С целью повышения духовно-нравственного уровня обучаемых детей преосвященный Григорий создал Омский епархиальный училищный совет, в обязанности которого входил контроль за работой школ, а также Ишимское духовное училище [2].

Съезд духовенства Омской епархии, состоявшийся в 1905 г., принял решение о необходимости открытия хотя бы первых двух классов епархиального женского училища. К этому времени в епархии накопился капитал, хотя и недостаточный для открытия вполне благоустроенного епархиального училища, но могущий быть истраченным на открытие первых двух классов.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В отечественной историографии проблема женского среднего церковного образования в Русской православной церкви начала XX столетия изучена незначительно. В дореволюционной историографии вопросы женского духовного образования затрагивались в многочисленных статьях журналов «Русская школа», «Народное образование», «Женское образование», «Христианское чтение», «Православное обозрение». Краткие очерки жизни и деятельности женских епархиальных училищ помещались в епархиальных ведомостях и издавались брошюрами и в основном носили описательный характер.

В советский период историки изучали образовательную политику самодержавия, деятельность высших женских курсов, но учебно-воспитательная деятельность епархиальных училищ оставалась вне поля исследовательских интересов.

В постсоветский период историки педагогики изучаемое явление рассматривали в нескольких плоскостях. Во-первых, ими изучались аспекты изменений женского образования в контексте реформ Александра II. В начале 1990-х в диссертации Е. В. Перфильевой было введено понятие педагогической целесообразности применительно к женскому образованию в дореволюционный период. Автор полагает, что эмоционально-нравственное воспитание и общекультурная подготовка превалировали над интеллектуально-профессиональным развитием и, следовательно, происходило объединение образовательного и воспитательного процессов в женском образовании [3].

В статье В. Л. Колесниковой «Женщина духовного сословия в системе народного образования России XIX - начала XX вв. (на примере Тамбовской губернии)» указывалось на основную роль женского образования в утилитарном контексте воспитания достойной «матушки» (жены священника). Разрабатывалась следующая модель: мать семейства, помощница священника и служительница церкви, учительница начальной школы. При этом девушка должна была получить не только «вероучительные», но и «медицинские, сельскохозяйственные, швейные и кулинарные знания» [4].

В диссертации Е. А. Андреевой «Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России: середина XIX - начало XX века» выделены этапы развития женского духовного образования, обосновываются особенности такого рода образования, как то: непосредственное влияние епархиального архиерея на учебно-воспитательный процесс, организационно-финансовые, хозяйственные и кадровые вопросы [5]. В работах С. П. Васильевой «Епархиальные училища в России конца XIX - начала XX в. Особенности образовательного процесса» и «Женское образование в Тамбовской губернии во второй половине XIX - начала XX века» подчеркивается замкнутость и косность системы религиозного образования, что и способствовало его полному исчезновению (в отличие от других форм образования) после революционных событий 1917 г. [6] По мнению автора, уровень знаний выпускниц епархиальных училищ значительно уступал уровню светских учебных заведений, а профессиональная мобильность была крайне низкой [7].

Начиная с 2000-х превалирующим подходом в изучении женского образования становится гендерная теория. К примеру, в диссертационном исследовании В. Д. Паршиной «Становление системы женского образования в России во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Пензенской губернии)» исследуются региональные особенности женских образовательных учреждений. Изменение подходов к женскому образованию наметилось в пореформенный период, по мнению автора, в связи с постановкой «женского вопроса» в обществе. XX в. привнес «слом традиционной патриархальной модели восприятия женского образования на модель свободной самореализации личности» [8].

В диссертационном исследовании О. В. Поповой «Женское духовное образование и его роль в изменении общественного положения женщины в России», выполненном в парадигме тендерных исследований, истории повседневности и исторической фемино-логии, исследованы изменения социального статуса женщин духовного сословия [9]. Автор приходит к нетривиальному выводу о том, что духовное образование существенно сужало возможность профессиональной реализации и способствовало сохранению в общественном сознании патриархальных представлений о роли женщины: «получение образования для дочери священнослужителя становится таким же желанным, как замужество, а представление о его необходимости - повсеместным» [10].

Последний тезис становится «общим местом» для ряда исследований: Н. И. Никитиной «Женское епархиальное училище: от религиозного воспитания к педагогическому образованию», статья В.В. Якименко «Из истории возникновения первых московских епархиальных женских училищ», М. А. Гончарова, М. Г. Плоховой «Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII-XIX вв.» [11-13].

В зарубежной историографии проблема православного женского образования в XIX-XX вв. не относится к числу актуально-обсуждаемых. В большей степени исследовательские интересы направлены на изучение мужского семинарского образования. Наиболее значимым исследованием последних лет является монография Лори Манчестер "Holy Fathers, Secular Sons: Clergy, Intelligentsia and the Modern Self in Revolutionary Russia?" [14]. По мнению Л. Манчестер, создание женских епархиальных училищ должно было «уберечь от вредоносного влияния сверстниц-дворянок, получавших в своих привилегированных школах вестернизированное, подчеркнуто светское образование» [15]. Таким образом, воспитание будущей «матушки» в епархиальном училище было аналогичным подготовке будущего клирика в духовной семинарии. В статье "Russian Orthodoxy and Women's Spirituality in Imperial Russia" [16] К. Воробец указывает на травматичный социальный опыт женщин в патриархальном обществе, в котором реализация религиозности возможна строго регламентированными путями аскетизма и социального служения. И. Паерт и Т. Швак в работе "Orthodox Education in the Baltic provinces of Imperial Russia and independent Estonia from 1840s till 1941" подчеркивают изолированность духовного образования от светского, при том что сфера дальнейшей профессиональной реализации была «мирской» («начальная педагогика») [17].

Количественный социально-демографический анализ женского православного монашества, в том числе и указание на число девушек, обучавшихся в духовных учебных заведениях РПЦ, представлен в статьях В. Вагнера "The Transformation of Female Orthodox Monasticism in Nizhnii Novgorod Diocese, 1764-1929, in Comparative Perspective" и "A quantitative study of the transformation of female Orthodox monasticism in imperial Russia" [18, 19].

Проблематика гендерных исследований и исторической феминологии представлена в статье В. Росслин и А. Тоси "Women in Nineteenth-Century Russia", Е. Кас-селури-Хацивассилиади "Orthodox Women and Theological Education", Е. Черняк "What Is a Woman Created For? The Image of Women in Russia through the Lens of the Russian Orthodox Church" [20-22].

Утилитарность женского духовного образования подчеркивается и в работах украинских авторов, например, в статье «Трудове виховання дiвчатк у жшочих епар-хiальних та духовних училищах Росшською держави на початку XX столгття» О. О. Марчук указывает: «Теоретичш проводилися у формi читань за програмами, як

були затверджеш Департаментом земельного Державного майна i Управлшням училища. На практичних дiвчатка працювали в садах та на город^ iнколи вони ходили на екскурсп до ближшх загороднiх фермерських володiнь» [23]. К схожим выводам приходят А. В. Святенко и С. В. Нижникова [24, 25].

Оба автора говорят о несопоставимости и отставании женских епархиальных училищ от светских женских учительских семинарий: «£пархiалки не могли конку-рувати з пмназистками на ринку пращ, оскшьки навчалися менший строк, перелж та обсяг навчальних дисциплш був вщповщно бтьш стислим, та мали менш грунтовну педагогiчну пщготовку» [26].

Таким образом, исследователи выделяют следующие особенности православного женского образования:

1. Система строгого единоначалия - подчинения учебного процесса и воспитательных мероприятий контролю со стороны епархиального архиерея.

2. Слабая разделимость учебного, воспитательного и религиозного аспектов образовательного процесса.

3. Сословно-конфессиональная замкнутость образования (главное предназначение заключалось в том, чтобы «дочь священнослужителя» стала образованной «женой священнослужителя»).

4. Неконкурентоспособность выпускниц в сравнении с получившими светское педагогическое образование студентами и, как следствие, прекращение существования женских епархиальных училищ в послереволюционный период.

Методологическая база исследования

Использование метода системного анализа позволило исследовать отчетные документы училищного совета, выявить основные направления работы и специфику среднего женского духовного образования.

Статистический метод позволил обобщить и проанализировать различные данные статистики, касающиеся изучаемой проблемы.

Гендерный подход дает возможность:

- рассмотреть богословское образование в духовных школах сквозь призму мировоззренческого плюрализма;

- поставить гипотезу о том, что невостребованность конфессиональных женских учебных заведений была связана с их неориентированностью на практику в связи с решением потребностей церковной иерархии и эпистемологическими основаниями православного богословия;

- проанализировать методы обучения, которые были продиктованы стереотипным, стандартизированным подходом;

- выявить гендерные стереотипы, которые выражаются не только в утверждении каноничности мужского доминирования и женского подчинения, но и в том, что библейско-богословские экзегетические дисциплины, основное богословие и патрологию в конфессиональных учебных заведениях традиционно преподают мужчины.

Результаты исследования

Первый набор в Омское женское епархиальное училище был сделан в 1906 г. Председателем училищного Совета стал священник Алексей Соловьёв, окончивший Ярославскую духовную семинарию.

Педагогический коллектив выглядел следующим образом (см. табл).

Преподавательская корпорация в 1906 г.

Начальница училища и преподаватель географии Анна Понамарева, окончившая курс Омской гимназии

Инспектор классов, преподаватель Закона Божия в 1-м, 2-м классах и русского языка в 1-м классе Сергей Прозоровский, кандидат богословия - Санкт-Петербургская духовная академия

Члены училищного совета Священник Градо-Омской Ильинской церкви Сергей Соколов

Священник Градо-Омской Крестоводвиженской церкви Пётр Троицкий

Эконом училища, он же и делопроизводитель Совета Василий Шалабанов

Преподаватель арифметики в 1-м и 2-м классах и гражданской истории во 2-м классе Диакон П. Парамонов, окончивший курс Нижегородской духовной семинарии

Преподаватель пения Диакон Афанасий Малыгин, от придворной капеллы имеющий свидетельство регента

Учительница рукоделия Неонила Квятковская, с домашним образованием

Воспитательницы Таисия Козьмина окончившая курс Тобольского епархиального училища, она же заведующая библиотекой, также проводившая уроки иконописания во 2-м классе

Юлия Успенская, окончившая курс Омской женской гимназии

Мария Низовцева, окончившая курс Велико-Устюжского епархиального училища

Помощницы воспитательниц Анна Дурыгина, окончившая курс Омской женской гимназии и отвечавшая за уроки чистописания

Таисия Чемесова, надзирательница за больными, окончила курс Тобольской акушерской школы

Кастелянша Антонина Фирсова, с домашним образованием

Считалось, что для первого и второго классов училища такой уровень как преподавания, так и воспитания был вполне приемлем. В отчёте за 1907 и 1908 гг. мы видим, что председателем Совета стал благочинный омских городских церквей священник Михаил Орлов, третьим членом Совета с 15 августа 1907 г. стал священник Градо-Омской Николаевской церкви Леонид Покровский - кандидат богословия Казанской духовной академии. А русский язык и гражданскую историю в 3-м классе преподавал Василий Петров, кандидат богословия Московской духовной академии. В 1907 г. появится не только 3-й класс, но и врач училища И. И. Бочковский, доктор медицины, преподаватель Омской учительской семинарии [27].

Училище находилось в арендуемом помещении на ул. Куперштейна. 21 декабря 1908 г. владыка Гавриил выслушал отчет инспектора классов о состоянии училища в воспитательном отношении за 1907-1908 гг. В конце отчета был зачитан список воспитанниц, удостоенных Советом получения наград 1-й степени (книга и похвальный лист), 2-й степени (похвальный лист), за хорошие успехи и примерное поведение. Епископ Гавриил, вручая награды, говорил воспитанницам, чтобы они дорожили тем вниманием, которое оказывает им училище, и стремились к достижению более высоких вершин знания нравственности. Владыке был показан самодеятельный концерт, который состоял из сочинений учениц первого полугодия. Репертуар был различным: басни, стихи сопровождались хоровым пением. Сочинения на тему Закона Божия прочитала Лебедева Анна и по всем другим предметам: по истории, географии, русскому языку. Ответы и пение заслужили похвалы преосвященного: «Спасибо Вам за то, что утешили нас своими ответами» [28], сказал он, обратившись к воспитанницам, и затем говорил им о значении в последующей их жизни воспоминаний о таких днях. После благословения владыки воспитанницы были отпущены на рождественские каникулы [29, 30].

Согласно Отчету епархиального училища за 1907/1908 учебный год, поступление средств на развитие училища осуществлялось следующим образом [составлено с опорой на материалы отчетов - 31] (см. табл.).

Поступление средств

Источник Сумма

Из сумм свечного завода 4223 руб. 12 коп.

Из Омской духовной консистории 20 205 руб. 51 коп.

Взносы за содержание и нравоучения 6886 руб.

От благочинных священников Петра Игнатьева, Симеона Соколова, Михаила Орлова 3968 руб. 41 коп.

Проценты с капитала 16 руб. 7 коп.

Итого: 35 299 руб. 77 коп.

Расходы же при этом составили 30 253 руб. 81 коп. (из них на ученическую библиотеку 45 руб.). К 16 августа 1908 г. билетами: 5026 руб. 81 коп.; наличными: 516 руб. 64,5 коп.

Согласно Отчету епархиального училища за 1908/1909 учебный год, поступление средств на развитие училища увеличилось на 5608 руб. 6 коп. и осуществлялось следующим образом:

Поступление средств

Источник Сумма

Из доходов церквей и монастырей 18 299 руб.

Из доходов Епархиального свечного завода 10 551 руб. 51 коп.

За содержание своекошных воспитанников 9689 руб. 70 коп.

За нравоучение воспитанниц Светского звания 1494 руб.

Разные другие доходы 933 руб.

Итого: 40 907 руб. 83 коп.

Расходы при этом составили 40 355 руб. 52 коп., переходящих 12 руб. 8 коп. Всего с остатками и переходящими 42 134 руб. 53 коп. В остатке к 1910 г. - 1778 руб. 91 коп.

С 1 октября 1908 г. Совет с разрешения Его Преосвященства ввел преподавание французского языка в училище. Письменные упражнения воспитанниц были в форме классных диктантов. Во второй половине учебного года воспитанницы 3-го класса писали изложения. Учебный год продолжался с 16 августа 1908 г. по 6 июня 1909 г. С 16 мая по 6 июня письменными работами проводились экзамены во всех трех классах. Устные экзамены принимала комиссия из преподавателя предмета, ассистента и представителя Совета. На экзамене по Закону Божию присутствовал владыка Гавриил (Голосов). По результатам из первого класса переведенных 33 оставлено три человека. Из второго класса переведено 40 человек, оставлено четыре, из третьего класса переведено 34 человека. Средняя успеваемость воспитанниц первого класса -3,46, второго класса - 3,53, третьего класса - 3,70. За 1908 г. куплено 225 книг для ученической библиотеки и 179 книг по распоряжению Его Преосвященства переданы из Омских епархиальных ведомостей. Таким образом, к концу года в ученической библиотеке числилось 843 книги.

В 1909 г. произошли изменения как в Совете, так и в преподавательском, и воспитательском составе:

Преподавательская корпорация в 1909 г.

Инспектор классов Священник Илья Фокин, кандидат богословия Казанской духовной академии

Члены училищного Совета Священник Градо-Омской Ильинской церкви Владимир Никольский, студент Уфимской духовной семинарии

Священник Градо-Омской Кресто-Воздвиженской церкви Алексей Головин, он же казначей Совета, студент Рязанской духовной семинарии

Закон Божий Священник Илья Фокин

География А. И. Пономарев

История, алгебра, геометрия и арифметика Евгений Спиридонов, кандидат богословия Казанской духовной академии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Природоведение и физика Доктор медицины профессор П. И. Бочковский

Словесность и история русской литературы Священник Илья Фокин

Русский язык В первом классе преподавала воспитательница Т. Козьмина

Во втором классе воспитательница А. Покровская

В третьем классе воспитательница М. Низовцева

В четвертом классе воспитательница О. Ф. Голосова (окончила Ярославское женское епархиальное училище), которая также вела курс чистописания

Все воспитательницы с 1-го по 5-й класс имели среднее образование, как и помощницы воспитательниц. В 1908/1909 учебном году училище уже имело пять классов и учащихся в них было 226 человек. На полном епархиальном содержании состояло 80 человек, на половинном - восемь человек.

Учебно-воспитательное дело контролировал инспектор классов, который посещал не только дневные уроки, но и вечерние занятия. Совместно с начальницей и Советом училища разбирались вопросы о неуспевающих ученицах и принимались решения. Использовались различные методы: беседы, поручения к воспитательницам о наибольшей заботе о неуспевающих и даже сообщение их родителям, если это касалось лени и нерадения воспитанниц [32]. Воспитательницам вменялось в обязанность следить за занятиями отстающих учениц, насколько возможно, способствовать им, на вечерних занятиях, при усвоении предметов училищного курса. Для развития умственного уровня предлагалось внеклассное чтение и конспектирование прочитанного. Конспекты просматривались инспектором классов [33].

С 1910 г. училище перешло в собственное новое построенное здание [34-36]. При здании находилась домовая церковь и больница. Училище торжественно отпраздновало память святителя Дмитрия Ростовского [37]. Участвовали преподаватели, воспитанницы и хор певчих училища. В течение года воспитанницами всех классов совместно с преподавателями было устроено несколько литературно-музыкально-вокальных вечеров.

Преподавательский состав на 1910/1911 учебно-воспитательный год значительно усилился [38], мы видим в составе преподавателей кандидатов богословия и учителей с университетским образованием. В среде воспитательниц по-прежнему все со средним образованием.

Первый выпуск будет в 1911 г. весной, а предстояние Гавриила (Голосова) закончилось [39]. Он так и не увидел первый выпуск учениц епархиального училища, в который вложил так много сил. По составу учащихся в 1910/1911 учебном году воспитанниц было 271: православных 210, инославных 61. На полном содержании 97, на половинном 5. Живущих в училище 221 и приходящих 50 [40].

Переведено 228, оставлено 36, уволено по прошению семь. В училище уже шесть классов [41]. В 1911 г., весной, в училище состоялся первый выпуск воспитанниц, но владыка, уволенный на покой, находился уже в другой епархии.

Мы видим, что возросшие требования вызвали небольшой рост числа оставленных учениц, особенно в четвертом классе, так как в четвертом классе значительно возрастает сложность: больше сочинений и домашних работ, больше предметов. 36 воспитанниц получили аттестаты на звание домашних учительниц, а большинство из них выразило желание продолжить обучение в седьмом классе. Наград удостоены: первой степени - 18 учениц, второй - 23 и по окончании шестого класса три ученицы [42].

В 1911/1912 учебном году в училище училось 309 воспитанниц. Закончили курс 6-го класса 36 воспитанниц, и они получили аттестаты на звание домашних учительниц. Удостоены наград ученицы 6-го класса: 1-й степени - три ученицы, второй - пять учениц. А вот в 7-м классе первой степени выданы золотые медали шести ученицам, а серебряные -

двум ученицам. Это впервые в истории Омского епархиального женского училища. В 1911/1912 учебном году число переведенных после экзаменов учениц было 237, причем окончили курс шестого класса и получили аттестаты на звания домашних учительниц 35 воспитанниц, из них 26 учениц выразили желание продолжить образование в седьмом классе, окончила курс 7-го класса и получила свидетельство 21 ученица [43].

В течение 1911/1912 учебного года в училище произошли перемены в составе управления и обучения: резолюцией Его Преосвященства, от 11 августа 1911 г. за № 4175 на место протоиерея Михаила Орлова, уволенного по его прошению от должности председателя Совета училища, назначен настоятель Свято-Троицкой церкви при станции Омск протоиерей Алексий Соловьев.

Согласно журнальным постановлениям Совета училища от 12.12.1911 г. за № 162, утвержденным резолюцией его Преосвященства от 9.01.1912 г. за № 608, член Совета священник С. Соколов был уволен из числа членов совета от епархиального духовенства, а на его место, тем же журнальным определением, назначен управляющий Омским епархиальным свечным заводом священник Ксенофонт Попов. Это назначение связано с тем, что училище строилось на средства свечного завода, который кредитовал на строительство большие деньги [44].

Таким образом, основной характеристикой периода 1910-1913 гг. является переезд училища в новое здание, первый выпуск воспитанниц, изменение системы финансирования и организационной структуры, а также организация хора. Анализируя журнальные постановления, мы видим дальнейшее укрепление руководства и некоторую перестройку учебного процесса. Так, чистописание окончательно переходит к воспитательницам с появлением седьмого класса, появляются и новые предметы.

Программы во всех классах были выполнены своевременно, причем были пройдены еще с повторением. Все преподаватели стремились к такой постановке вопроса, чтобы ученицы по каждому предмету могли ясно и четко излагать преподаваемое им учение, а не заученно и механически. Для достижения этой цели в училище находились разные пособия: карты, рисунки, картины, приборы. Инспектор классов и начальница училища принимали все возможные меры к повышению успеваемости своих воспитанниц.

В дополнение к устным урокам по предметам училищного курса давались и письменные работы. Недельное расписание уроков в епархиальном училище выглядело следующим образом (см. табл., в скобках указаны часы, которые должны отводиться на этот предмет по уставу женских училищ духовного ведомства).

Предмет Первый класс Второй класс Третий класс Четвертый класс

Закон Божий 3 урока (5) 3 урока (5) 3 урока 3 урока

Русский язык 5 уроков (3) 4 урока (3) 4 урока 2 урока

Церковно-славянский язык 1 урок (3) 1 урок (3) 1 урок 1 урок

Словесность 3 урока

Арифметика 3 урока 3 урока 3 урока 3 урока

Французский язык 4 урока 4 урока 4 урока

Рукоделие 2 урока 2 урока 2 урока 2 урока

Рисование и черчение 2 урока 1 урок 1 урок 1 урок

Чистописание 2 урока (3) 2 урока 2 урока

Церковное пение 2 урока (3) 2 урока (3) 2 урока 2 урока

Природоведение 3 урока

Гражданская история 2 урока 2 урока 3 урока

География 2 урока 2 урока 2 урока

Учебно-воспитательное дело в 1910/1911 учебном году несколько усложнилось и усовершенствовалось. Распорядок дня был следующим: подъем в 7 часов, утренняя молитва

перед чаем в 8 часов и обязательно дневное зачало из Евангелия. С 8.45 до 13.00 - уроки, с 13.00 - обед, до 17.00 - отдых. С 17.00 до 20.00 - учеба. 20.00 - ужин, а в 21.00 - сон [45].

В дни праздничные и воскресные, в дни Великого поста совершалось всенощное бдение в классной комнате священником Василием Шалобановым, а на литургию ходили в Кладбищенскую Всехсвятскую церковь. В течение года два раза исповедовались и приобщались св. Таин. Кроме обязательных предметов, стали преподаваться французский, немецкий языки и музыка, правда, за отдельную плату. Для лучшего усвоения знаний в училище стали использоваться разного рода наглядные пособия [46].

Религиозно-нравственное воспитание составляло главную заботу всех педагогов: молитвы начинались с утра, утреннее правило, и заканчивались вечерним правилом перед сном. В воскресенье и праздничные дни инспектор классов служил в училищной церкви. Важно отметить, что в совершении богослужения принимали участие все воспитанницы: все чтения, все пения и богослужебные действия выполнялись ученицами.

Для пения в церкви был организован хор из воспитанниц всех классов под руководством одной из них. Диакон А. Малыгин совершал только предварительную подготовку хора к пению в храме. Все остальные работы по храму, продаже свечей просфор, сбор денег, возжжение лампад, подача аналоя, вынос свечей на входах и к Евангелию - все эти обязанности и работы лежали на ученицах [47]. Воспитанницы, назначенные присутствовать в храме, с усердием и охотно выполняли эти обязанности. Два раза в год воспитанницы говели, исповедовались и принимали причастие Св. Даров - обязательно для всех, а по желанию - на страстной седмице.

Библиотека к началу 1911/1912 учебного года: фундаментальная из 261 названия (424 тома), ученическая из 149 названий (704 тома) и учебная из 212 названий в количестве 3150 экземпляров. В настоящее время в библиотеке Омской духовной семинарии находится некоторая часть фонда Фундаментальной библиотеки Омского женского епархиального училища: журналы «Богословский вестник» (1906-1913), «Вера и разум. Богослов-ско-философский журнал» (1909-1911), «Душеполезное чтение. Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания» (1898), «Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии» (1906-1914), «Отдых христианина. Ежемесячный журнал художественной беллетристики» (1904-1915), «Странник, духовный журнал» (1870-1911), «Христианское чтение» (1907-1911), «Правда Православия. Единоверческое издание» (1908) [48].

В марте 1913 г. преосвященнейший Владимир (Путята) был переведен на Витебскую кафедру, его преемником стал Андроник (Никольский), архиепископ Омский и Павлодарский. 16 апреля 1913 г., на второй день Св. Пасхи, преосвященный Андроник совершил вечерню и утреню в церкви епархиального училища [49].

В 1913/1914 учебном году училище посетил синодальный ревизор, действительный советник П. Ф. Полонский. Он присутствовал на уроках всех преподавателей, посетил училищный храм (во время молитвы), столовую, больницу, библиотеку и вообще внимательно отнесся ко всем сторонам училищной жизни. Беседовал с корпорацией и членами Совета, делился с ними в сердечной беседе своим глубоким педагогическим опытом, дав некоторые существенные указания по части учебной, воспитательной и хозяйственно-экономической жизни училища [50].

Епископ Андроник руководил всеми учебно-воспитательными и хозяйственными вопросами. Неоднократно совершал богослужения в училищном храме, сопровождая их проникновенной проповедью. Присутствовал владыка на уроках преподавателей, а также на экзаменах воспитанниц и на занятиях, где они зачитывали рефераты, руководя прениями, делился с ними своими знаниями.

Преемником Андроника был назначен преосвященный Арсений (Тимофеев Аполлон Петрович).

В связи с началом Первой мировой войны Омское епархиальное женское училище попало в непреодолимо сложное экономическое положение: три четверти бюджета училища составляли епархиальные взносы (46 тыс. руб.), из которых большая часть уходила на оплату труда, еще четверть составляли частные пожертвования, которые также сократились. Решить эти вопросы мог исключительно епархиальный съезд духовенства. На VIII съезде были поставлены вопросы о приобретении оборудования (швейные машины) и мебели, о ремонте вентиляционной системы, наружном и внутреннем ремонте и даже расширении училища, комплектовании библиотечного фонда, увеличении заработной платы преподавателям (доведении ее до уровня мужских духовных учебных заведений [51]. Но намеченным планам не суждено было сбыться. Епископ Омский и Павлодарский Арсений (Тимофеев) вследствие болезни, согласно его прошению, был уволен на покой. Этим же указом от 4 июля 1915 г. епископом Омским и Павлодарским назначен преосвященный Сильвестр (Ольшевский) [52].

Заключение

Очередной съезд духовенства и мирян, на котором в том числе должны были быть решены финансовые проблемы женского епархиального училища, состоялся 28 мая 1917 г. В условиях падения монархии и установления двоевластия съездом духовенства Омской епархии было принято решение преобразовать женское училище в женскую гимназию (таким образом учебное заведение переходило бы на баланс Министерства народного просвещения). В преобразованном училище все функции по управлению училищем и направлению учебного дела должны выполняться педагогическим советом, в состав которого должны входить все преподаватели и воспитательницы. Это был, по сути, конец данного учебного заведения.

Большевики в соответствии с «Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (23 января 1918 г.) закрыли все оставшиеся в Омской епархии учебные заведения, относившиеся к церковному ведомству.

В годы Гражданской войны в здании бывшего епархиального женского училища находился военный госпиталь, в 1920-е гг. - различные советские учреждения. С 1928 г. в здании находится Омский ветеринарный институт (ныне - Институт ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета).

Ссылки на источники

1. Акмолинские областные вести. - 1895. - № 22. Неофициальная часть. - С. 7.

2. Еперина Г. С. Из истории Омского Епархиального женского училища // Известия Омского Государственного историко-краеведческого музея. - Омск, 1997. - № 5. - С. 35.

3. Перфильева Е. В. Становление и развитие женского среднего образования в России XIX в. (40-60-е гг.): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 1992. - С. 15, 18.

4. Колесникова В. Л. Женщина духовного сословия в системе народного образования России XIX - начала XX вв. (на примере Тамбовской губернии) // Научные ведомости. - 2007. - № 1 (32). - С. 69, 71.

5. Андреева Е. А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России: Середина XIX - начало XX века: автореф. дис. ... канд. педагогических наук. - М., 2000. - С. 1-16.

6. Васильева С. П. Епархиальные училища в России конца XIX - начала XX в. Особенности образовательного процесса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2008. - Вып. 9 (65). - С. 90.

7. Васильева С. П. Женское образование в тамбовской губернии во второй половине XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Тамбов, 2011. - С. 231.

8. Паршина В. Н. Становление системы женского образования в России во второй половине XIX - начало XX века (на материалах Пензенской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Пенза, 2017. - С. 15, 24.

9. Попова О. Д. Женское духовное образование и его роль в изменении общественного положения женщины в России: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 2009. - С. 3-46.

10. Там же. - С. 9, 26.

11. Никитина Н. И. Женское епархиальное училище: от религиозного воспитания к педагогическому образованию // Вестник Новгородского государственного университета. - 2011. - № 64. - С. 48-51.

12. Якименко В. В. Из истории возникновения первых московских епархиальных женских училищ // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Сер. Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2012. - С. 116-126.

13. Гончаров М. А., Плохова М. Г. Духовно-учебные заведения и их место в формировании образовательного пространства России XVIII-XIX вв. // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2012. - Вып. 3(26). - C. 120-130.

14. Manchester L. Holy Fathers, Secular Sons: Clergy, Intelligentsia, and the Modern Self in Revolutionary Russia. -DeKalb: The Northern Illinois University Press, 2008. - 288 р.

15. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России / пер. с англ. А. Ю. Полунов. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - С. 139.

16. Worobec Christine D. Russian Orthodoxy and Women's Spirituality in Imperial Russia // Tapestry of Russian Christianity: Studies in History and Culture / eds. N. Lupinin, D. Ostrowski, J. B. Spock. - Columbus, Ohio: Department of Slavic and East European Languages and Cultures and the Resource Center for Medieval Slavic Studies, The Ohio State University, 2016. - P. 355-388.

17. Paert I., Schvak T. Orthodox Education in the Baltic provinces of Imperial Russia and independent Estonia from 1840s till 1941 // Quaestio Rossica. - 2014. - № 3. - Р. 146.

18. Wagner W. The Transformation of Female Orthodox Monasticism in Nizhnii Novgorod Diocese, 1764-1929, in Comparative Perspective // Journal of Modern History. - 2006. - Vol. 78. - № 12. - P. 793-845.

19. Wagner W. G., Barnitt K. A quantitative study of the transformation of female Orthodox monasticism in imperial Russia // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. - 2017. - № 4. - С. 751-776.

20. Rosslyn W., Tosi A. Women in Nineteenth-Century Russia: Lives and Culture // Nouvelle édition [en ligne]. - Cambridge: Open Book Publishers, 2012. - Р. 167.

21. Kasselouri-Hatzivassiliadi E. Orthodox Women and Theological Education // The Ecumenical Review. - 2013. - Vol. 65. - Is. 4, December. - P. 471-476.

22. Chernyak E. What Is a Woman Created For? The Image of Women in Russia through the Lens of the Russian Orthodox Church // Feminist Theology. - 2016. - № 24 (3). - P. 299-313.

23. Марчук О. О. Трудове виховання дiвчатк у жшочих eпархiальних та духовних училищах Росшською держави на початку XX столбя // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 42-2. - С. 207.

24. Святненко А. В. Становлення та розвиток православних парафiяльних училищ на Подшля: перша половина XIX ст. // Herald National Academy of Managerial Staff of Culture and Arts Herald. - 2015. - № 3. - С. 64-70.

25. Нижшкова С. В. eпархiальнi жiночi училища в УкраУш (друга половина Х1Х - початок ХХ ст.): монографiя / науковий редактор Л. Ю. Посохова. - Харьков: Майдан, 2018. - С. 160-244.

26. Там же. - С. 160.

27. Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1909. - № 1. - С. 5-26, 33-42, приложение 2 с. - 17 л. (Журнал Омского епархиального училищного совета от 10 декабря 1908 г.). - С. 5-26, 33-42.

28. Отчет епархиального наблюдателя за 1909-1910 гг. // Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1911. - № 19. - С. 1-8, 31-42, 30-39; № 4. - С. 15-16.

29. Исторический архив Омской области (ИАОО). - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 142. Журнал Омской Духовной Консистории за 1909 г. - Л. 131.

30. ИАОО. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 141. Указы Омской Духовной Консистории за 1909 г. - Л. 503.

31. Отчет епархиального наблюдателя за 1909-1910 гг. // Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1911. - № 19. - С. 1-8, 31-42, 30-39; № 4. - С. 7-18; № 5. - С. 4-21; № 7-8. - С. 19-42.

32. Отчет епархиального наблюдателя за 1909-1910 гг. // Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой. - 1911. - № 19. - С. 41-42.

33. Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1910. - № 9. - С. 1-34, 45-52.

34. Лебедева Н. И. Здание бывшего женского епархиального училища // Памятники истории и культуры города Омска. - Омск, 1992. - С. 62-66.

35. Здание бывшего женского епархиального училища // Бюллетень информационных материалов для строителей. - Омск, 2003. - № 3 (31). - Ч. 1, 3 кв. - С. 189.

36. Панасенков В. Епархиальное училище на Баронской // Строй-газета [Омск]. - 2007. - 19 марта (№ 9). - С. 36-37.

37. ИАОО. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 143. Указы Омской Духовной Консистории за 1910 г. - Л. 68.

38. Отчет Омского епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении за 1910-1911 учебный год // Омские епархиальные ведомости. - 1912. - № 3. - С. 4-10.

39. ИАОО. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 146. Указы Омской Духовной Консистории за 1911 г. - Л. 13.

40. Отчет Омского епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении за 1910-1911 учебный год // Омские епархиальные ведомости. - 1912. - № 4. - С. 7-29.

41. Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1911. - № 18. - С. 17-26, 29-32, 1429. - 15 л. (Отчет епархиального наблюдателя за 1909 - 1910 гг.).

42. Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1911. - № 17. - С. 1-39. - 26 л. (Отчет епархиального наблюдателя за 1909-1910 гг.).

43. Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1913. - № 10. - С. 1-2. - 17 л. (Отчет Омского епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты Омской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1911-1912 уч. год).

44. Там же. - С. 9-12.

45. Там же. - С. 19-26.

46. Отчет епархиального наблюдателя за 1909-1910 гг. // Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1911. - № 19. - С. 30-39.

47. Отчет Омского епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в учебно-воспитательном отношении за 1910-1911 учебный год // Омские епархиальные ведомости. - 1912. - № 6. - С. 19.

48. Каталог фонда редких книг Омской духовной семинарии / авт.-сост. Н. В. Воробьева. - Омск: Золотой тираж, 2018. - С. 6, 24, 30, 35, 37, 49-51, 55-56, 84.

49. Омские епархиальные ведомости. - Омск: Типография К. И. Демидовой, 1913. - № 10. - С. 1-2, 9-12, 19-26, 33-36, 81-96. - 17 л. (Отчет Омского епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты Омской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1911-1912 уч. год).

50. ИАОО. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 160: Омские епархиальные ведомости № 1, 2, 40, 47. Отчет о состоянии Омского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении в 1913-1914 учебном году. - Л. 8-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51. Там же. - Л. 36-41.

52. Омские епархиальные ведомости. -1915. - № 13. - Л. 2.

Natalia V. Vorobieva,

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Omsk

Automotive Armored Engineering Institute, Omsk

nat.vorobiova@gmail.com

The specifics of the educational process in the Omsk Women's Diocesan School at the beginning of the XX century Abstract. Confessional female education has several specific features: class isolation, strict subordination of the diocesan to the bishop, inseparability of the educational and edifying processes. Russian historiography studied the specificity of female education in the post-reform period, associated with the breakdown of the traditional patriarchal model of female education understanding. Within the framework of historical feminology and gender studies, the question was raised about the professional self-realization of diocesan schools students. Purpose of the study: firstly, to introduce the information about the activities of the Omsk Women's Diocesan School in 1906-1917 into scientific circulation. Secondly, to identify the specifics of female theological education in the Siberian province. The sources of the research were: clerical works and other materials of a regional nature, a significant amount of which is presented in the fund of the Omsk Spiritual Consistory, the diocesan periodical "Omsk Diocesan Gazette", where the reports of the diocesan observer and the statements of the Diocesan School Council were published. Based on the reports of the diocesan observer on the condition of parish schools and literacy in teaching and education, the teaching and methodological process, teaching staff and the condition of teaching and educational work are reconstructed. The Omsk diocesan school for women was supported by contributions from the diocesan purse, the income of the diocesan candle factory and private donations. The educational process was aimed at obtaining an education sufficient for teaching in primary school. In contrast to the tendencies of strict regulation of church practical implementation in women's education, noted by researchers using the example of the European Russia, the students of the Omsk Women's Diocesan School performed completely "non-female" mission in the church, such as lighting lamps, giving a lectern, carrying out candles at the entrances and to the Gospel reading, which is usually the prerogative of the sacred sexton. Changes in the teaching staff indicate a gradual prevalence of male teachers and an increase in the educational graduation level. The theoretical significance of the work lies in the fact that the presented material and conclusions can be used in further research of the history of the Omsk diocese in the 20th century, as well as in the study of the history of spiritual education in peripheral dioceses. The practical significance of the work lies in the possibility of using its materials in educational work: in the preparation of specialized courses on the history of the Russian Orthodox Church, as well as for preparation of articles, reports at scientific events of various levels.

Key words: Russian Orthodox Church, Orthodox education, women's theological education, Omsk diocese, Omsk diocesan school for women. References

1. (1895). Akmolinskie oblastnye vesti, № 22. Neoficial'naya chast', p. 7 (in Russian).

2. Eperina, G. S. (1997). "Iz istorii Omskogo Eparhial'nogo zhenskogo uchilishcha", Izvestiya Omskogo Gosudarstven-nogo istoriko-kraevedcheskogo muzeya, Omsk, № 5, p. 35 (in Russian).

3. Perfil'eva, E. V. (1992). Stanovlenie irazvitie zhenskogosrednego obrazovaniya vRossiiXIX v. (40-60-e gg.): avtoref. dis.... kand. ped. nauk, N. Novgorod, pp. 15, 18 (in Russian).

4. Kolesnikova, V. L. (2007). "Zhenshchina duhovnogo sosloviya v sisteme narodnogo obrazovaniya Rossii XIX -nachala XX vv. (na primere Tambovskoj gubernii)", Nauchnye vedomosti, № 1 (32), pp. 69, 71 (in Russian).

5. Andreeva, E. A. (2000). Vozniknovenie i razvitie eparhial'nyh zhenskih uchilishch v Rossii: Seredina XIX- nachalo XX veka: avtoref. dis. ... kand. pedagogicheskih nauk, Moscow, pp. 1-16 (in Russian).

6. Vasil'eva, S. P. (2008). "Eparhial'nye uchilishcha v Rossii konca XIX - nachala XX v. Osobennosti obrazovatel'nogo processa", Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, Tambov, vyp. 9 (65), p. 90 (in Russian).

7. Vasil'eva, S. P. (2011). Zhenskoe obrazovanie v tambovskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachala XX veka: avtoref. dis.... kand. ist. nauk, Tambov, p. 231 (in Russian).

8. Parshina, V. N. (2017). Stanovlenie sistemy zhenskogo obrazovaniya v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachalo XX veka (na materialah Penzenskoj gubernii): avtoref. dis.... kand. ist. nauk, Penza, pp. 15, 24 (in Russian).

9. Popova, O. D. (2009). Zhenskoe duhovnoe obrazovanie i ego rol' v izmenenii obshchestvennogo polozheniya zhenshchiny v Rossii: avtoref. dis.... d-ra ist. nauk, Moscow, pp. 3-46 (in Russian).

10. Ibid., pp. 9, 26.

11. Nikitina, N. I. (2011). "Zhenskoe eparhial'noe uchilishche: ot religioznogo vospitaniya k pedagogicheskomu obra-zovaniyu", Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, № 64, pp. 48-51 (in Russian).

12. Yakimenko, V. V. (2012). "Iz istorii vozniknoveniya pervyh moskovskih eparhial'nyh zhenskih uchilishch", Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Ser. Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kul'turologiya, pp. 116-126 (in Russian).

13. Goncharov, M. A. & Plohova, M. G. (2012). "Duhovno-uchebnye zavedeniya i ih mesto v formirovanii obrazovatel'nogo prostranstva Rossii XVIII-XIX vv.", Vestnik PSTGU. Pedagogika. Psihologiya, vyp. 3(26), pp. 120-130.

14. Manchester, L. (2008). Holy Fathers, Secular Sons: Clergy, Intelligentsia, and the Modern Self in Revolutionary Russia, The Northern Illinois University Press, DeKalb, 288 p. (in English).

15. Manchester, L. (2015). Popovichi vmiru: duhovenstvo, intelligenciya i stanovlenie sovremennogo samosoznaniya v Rossii, Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow, p. 139 (in Russian).

16. Worobec, Christine D. (2016). "Russian Orthodoxy and Women's Spirituality in Imperial Russia", in Lupinin, N., Ostrowski, D. & Spock, J. B. (eds.). Tapestry of Russian Christianity: Studies in History and Culture, Department of Slavic and East European Languages and Cultures and the Resource Center for Medieval Slavic Studies, The Ohio State University, Columbus, Ohio, pp. 355-388 (in English).

17. Paert, I. & Schvak, T. (2014). "Orthodox Education in the Baltic provinces of Imperial Russia and independent Estonia from 1840s till 1941", Quaestio Rossica, № 3, p. 146 (in English).

18. Wagner, W. (2006). "The Transformation of Female Orthodox Monasticism in Nizhnii Novgorod Diocese, 17641929, in Comparative Perspective", Journal of Modern History, vol. 78, № 12, pp. 793-845 (in English).

19. Wagner, W. G. & Barnitt, K. (2017). "A quantitative study of the transformation of female Orthodox monasticism in imperial Russia", VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriya, № 4, pp. 751-776 (in English).

20. Rosslyn, W. & Tosi, A. (2012). "Women in Nineteenth-Century Russia: Lives and Culture", Nouvelle édition [en ligne], Open Book Publishers, Cambridge, p. 167 (in English).

21. Kasselouri-Hatzivassiliadi, E. (2013). "Orthodox Women and Theological Education", The Ecumenical Review, vol. 65, is. 4, December, pp. 471-476 (in English).

22. Chernyak, E. (2016). "What Is a Woman Created For? The Image of Women in Russia through the Lens of the Russian Orthodox Church", Feminist Theology, № 24 (3), pp. 299-313 (in English).

23. Marchuk, O. O. (2014). "Trudove vihovannya divchatk u zhinochih eparhial'nih ta duhovnih uchilishchah Rosijs'koyu derzhavi na pochatku XX stolittya", Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 42-2, p. 207 (in Ukrainian).

24. Svyatnenko, A. V. (2015). "Stanovlennya ta rozvitok pravoslavnih parafiyal'nih uchilishch na Podillya: persha polov-ina XIX st.", Herald National Academy of Managerial Staff of Culture and Arts Herald, № 3, pp. 64-70 (in Ukrainian).

25. Nizhnikova, S. V. (2018). £parhial'ni zhinochi uchilishcha v Ukraïni (druga polovina HIH -pochatok HKH st.): mono-grafiya, Majdan, Har'kov, pp. 160-244 (in Ukrainian).

26. Ibid., p. 160.

27. (1909). Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 1, pp. 5-26, 33-42, prilozhenie 2 s., 17 l. (Zhurnal Omskogo eparhial'nogo uchilishchnogo soveta ot 10 dekabrya 1908 g.), pp. 5-26, 33-42 (in Russian).

28. (1911). "Otchet eparhial'nogo nablyudatelya za 1909-1910 gg.", Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 19, pp. 1-8, 31-42, 30-39; № 4, pp. 15-16 (in Russian).

29. Istoricheskij arhivOmskoj oblasti (IAOO). F. 16. Op. 1. D. 142. Zhurnal Omskoj Duhovnoj Konsistorii za 1909 g. L. 131 (in Russian).

30. IAOO. F. 16. Op. 1. D. 141. Ukazy Omskoj Duhovnoj Konsistorii za 1909 g. L. 503 (in Russian).

31. (1911). "Otchet eparhial'nogo nablyudatelya za 1909-1910 gg.", Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 19, pp. 1-8, 31-42, 30-39; № 4, pp. 7-18; № 5, pp. 4-21; № 7-8, pp. 19-42 (in Russian).

32. (1911). "Otchet eparhial'nogo nablyudatelya za 1909-1910 gg.", Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk , № 19, pp. 41-42 (in Russian).

33. (1910). Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 9, pp. 1-34, 45-52 (in Russian).

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

Lebedeva, N. I. (1992). "Zdanie byvshego zhenskogo eparhial'nogo uchilishcha", Pamyatniki istorii i kul'tury goroda Omska, Omsk, pp. 62-66 (in Russian).

(2003). "Zdanie byvshego zhenskogo eparhial'nogo uchilishcha", Byulleten' informacionnyh materialov dlya stroite-lej, Omsk, № 3 (31), ch. 1, 3 kv, p. 189 (in Russian).

Panasenkov, V. (2007). "Eparhial'noe uchilishche na Baronskoj", Stroj-gazeta [Omsk], 19 marta (№ 9), pp. 36-37 (in Russian).

IAOO. F. 16. Op. 1. D. 143. Ukazy Omskoj Duhovnoj Konsistorii za 1910 g. L. 68 (in Russian). (1912). "Otchet Omskogo eparhial'nogo nablyudatelya o sostoyanii shkol cerkovno-prihodskih i gramoty v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii za 1910-1911 uchebnyj god", Omskie eparhial'nye vedomosti, № 3, pp. 4-10 (in Russian).

IAOO. F. 16. Op. 1. D. 146. Ukazy Omskoj Duhovnoj Konsistorii za 1911 g. L. 13 (in Russian).

(1912). "Otchet Omskogo eparhial'nogo nablyudatelya o sostoyanii shkol cerkovno-prihodskih i gramoty v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii za 1910-1911 uchebnyj god", Omskie eparhial'nye vedomosti, № 4, pp. 7-29 (in Russian).

(1911). Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 18, pp. 17-26, 29-32, 14-29, 15 l. (Otchet eparhial'nogo nablyudatelya za 1909 - 1910 gg.) (in Russian).

(1911). Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 17, pp. 1-39, 26 l. (Otchet eparhial'nogo nablyudatelya za 1909-1910 gg.) (in Russian).

(1913). Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 10, pp. 1-2, 17 l. (Otchet Omskogo eparhial'nogo nablyudatelya o sostoyanii shkol cerkovno-prihodskih i gramoty Omskoj eparhii v uchebno-vospi-tatel'nom otnoshenii za 1911-1912 uch. god) (in Russian).

Ibid., pp. 9-12. Ibid., pp. 19-26.

(1911). "Otchet eparhial'nogo nablyudatelya za 1909-1910 gg.", Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 19, pp. 30-39 (in Russian).

(1912). "Otchet Omskogo eparhial'nogo nablyudatelya o sostoyanii shkol cerkovno-prihodskih i gramoty v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii za 1910-1911 uchebnyj god", Omskie eparhial'nye vedomosti, № 6, p. 19 (in Russian). Vorob'eva, N. V. (2018). Katalog fonda redkih knig Omskoj duhovnoj seminarii, Zolotoj tirazh, Omsk, pp. 6, 24, 30, 35, 37, 49-51, 55-56, 84 (in Russian).

(1913). Omskie eparhial'nye vedomosti, Tipografiya K. I. Demidovoj, Omsk, № 10, pp. 1-2, 9-12, 19-26, 33-36, 8196, 17 l. (Otchet Omskogo eparhial'nogo nablyudatelya o sostoyanii shkol cerkovno-prihodskih i gramoty Omskoj eparhii v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii za 1911-1912 uch. god) (in Russian).

IAOO. F. 16. Op. 1. D. 160: Omskie eparhial'nye vedomosti № 1, 2, 40, 47. Otchet o sostoyanii Omskogo eparhial'nogo zhenskogo uchilishcha v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii v 1913-1914 uchebnom godu. L. 8-10 (in Russian). Ibid., L. 36-41.

(1915). Omskie eparhial'nye vedomosti, № 13. L. 2 (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Воробьева Н. В. Специфика учебно-воспитательного процесса в Омском женском епархиальном училище в начале XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 12 (декабрь). - С. 1-15. - URL: http://e-koncept. ru/2020/201084. htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11084

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Воробьева Н. В., 2020

9772304120203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.