Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ Г. АСТРАХАНИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ Г. АСТРАХАНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ДОМАШНИЕ УЧИТЕЛЬНИЦЫ / ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ / ОБРАЗЦОВАЯ ШКОЛА / ЖЕНСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / АСТРАХАНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ / АСТРАХАНСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / DIOCESAN WOMEN'S SCHOOLS / PEDAGOGICAL EDUCATION / RELIGIOUS EDUCATION / EDUCATIONAL REFORM / HOME TEACHERS / CLERGY / MODEL SCHOOL / WOMEN'S ANNUNCIATION MONASTERY / ASTRAKHAN SPIRITUAL CONSISTORY / ASTRAKHAN DIOCESAN WOMEN'S SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Георгиевна, Дорофеева Анастасия Александровна

Рассмотрены проблемы организации образовательного и воспитательного процессов в Астраханском епархиальном женском училище в период с 1845 по 1917 г. Особое внимание уделяется социокультурным аспектам (развитию женского образования, реформам 1860-х гг., изменениям в системе педагогического образования, смене роли женщины духовного сословия в обществе и т. д.), оказавших особое влияние на формирование и развитие системы образования и воспитания в епархиальных женских училищах Российской империи. На основе анализа архивных материалов показана эволюция образовательных программ Астраханского епархиального женского училища, переориентированных с обучения девушек духовного сословия основам грамотности на подготовку педагогических кадров (домашних учительниц). Данные изменения меняли социальный статус и роль воспитанниц епархиального женского училища в обществе, предоставляя свободу выбора в устройстведальнейшей жизни. С одной стороны, организация образовательного и воспитательного процессов в Астраханском епархиальном женском училище напрямую зависела от сословной принадлежности воспитанниц, с другой, была подвержена влиянию социальных изменений, происходивших в российском обществе во второй половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPIRITUAL EDUCATION AND EDUCATION IN THE WOMEN'S DIOCESAN SCHOOL OF ASTRAKHAN

The article deals with the problems of the organization of educational and educational processes in the Astrakhan diocesan women's school in the period from 1845 to 1917. Special attention is paid to socio - cultural aspects (the development of women's education, reforms of the 1860s, changes in the system of pedagogical education, the change of the role of women of the spiritual class in society, etc.), which had a special impact on the formation and development of the system of education and upbringing in the diocesan women's schools of the Russian Empire. On the basis of the analysis of archival materials, the evolution of educational programs of the Astrakhan diocesan women's school, reoriented from teaching girls of the spiritual estate the basics of literacy to the training of teachers (home teachers), is described. This change changed the social status and role of the pupils of the diocesan women's school in society, the freedom of choice in the arrangement of their future life. Also, on the one hand, the organization of the educational process in the Astrakhan diocesan women's school directly depended on the class affiliation of pupils, and on the other, was influenced by social changes that occurred in Russian society in the second half of the XIX century.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ Г. АСТРАХАНИ»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ЖЕНСКОМ ЕПАРХИАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ г. АСТРАХАНИ

Тимофеева Елена Георгиевна, доктор исторических наук, профессор Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань ул. Татищева, 20а E-mail:timofeeva.asu@mail.ru

Дорофеева Анастасия Александровна, ассистент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань ул. Татищева, 20а E-mail:ms.abramtsova@mail.ru

Рассмотрены проблемы организации образовательного и воспитательного процессов в Астраханском епархиальном женском училище в период с 1845 по 1917 г. Особое внимание уделяется социокультурным аспектам (развитию женского образования, реформам 1860-х гг., изменениям в системе педагогического образования, смене роли женщины духовного сословия в обществе и т. д.), оказавших особое влияние на формирование и развитие системы образования и воспитания в епархиальных женских училищах Российской империи. На основе анализа архивных материалов показана эволюция образовательных программ Астраханского епархиального женского училища, переориентированных с обучения девушек духовного сословия основам грамотности на подготовку педагогических кадров (домашних учительниц). Данные изменения меняли социальный статус и роль воспитанниц епархиального женского училища в обществе, предоставляя свободу выбора в устройстведальнейшей жизни. С одной стороны, организация образовательного и воспитательного процессов в Астраханском епархиальном женском училище напрямую зависела от сословной принадлежности воспитанниц, с другой, была подвержена влиянию социальных изменений, происходивших в российском обществе во второй половине XIX в.

Ключевые слова: епархиальные женские училища, педагогическое образование, религиозное воспитание, образовательная реформа, домашние учительницы, духовное сословие, образцовая школа, женский Благовещенский монастырь, Астраханская духовная Консистория, Астраханское епархиальное женское училище

ORGANIZATION OF SPIRITUAL EDUCATION AND EDUCATION IN THE WOMEN'S DIOCESAN SCHOOL OF ASTRAKHAN

Timofeeva Elena G., D. Sc. (History), Professor Astrakhan State University

20a Tatisheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: timofeeva.asu@mail.ru

Dorofeeva Anastasia Alexandrovna, Assistant Astrakhan State University

20a Tatisheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: ms.abramtsova@mail.ru

The article deals with the problems of the organization of educational and educational processes in the Astrakhan diocesan women's school in the period from 1845 to 1917. Special attention is paid to socio-cultural aspects (the development of women's education, reforms of the 1860s, changes in the system of pedagogical education, the change of the role of women of the spiritual class in society, etc.), which had a special impact on the formation and development of the system of education and upbringing in the diocesan women's schools of the Russian Empire. On the basis of the analysis of archival materials, the evolution of educational programs of the Astrakhan diocesan women's school, reoriented from teaching girls of the spiritual estate the basics of literacy to the training of teachers (home teachers), is described. This change changed the social status and role of the pupils of the diocesan women's school in society, the freedom of choice in the arrangement of their future life. Also, on the one hand, the organization of the educational process in the Astrakhan diocesan women's

school directly depended on the class affiliation of pupils, and on the other, was influenced by social changes that occurred in Russian society in the second half of the XIX century.

Keywords: diocesan women's schools, pedagogical education, religious education, educational reform, home teachers, clergy, model school, women's Annunciation monastery, Astrakhan spiritual Consistory, Astrakhan diocesan women's school

XIX в. стал переломным периодом не только в политической и социальной жизни российского общества, но и в русской педагогике, народном образовании. Вторая половина столетия -это время развития педагогического образования, профессиональной подготовки учителей. В Российской империи стали открываться семинарии, учительские институты и другие педагогические учреждения, среди которых особое место заняли епархиальные женские училища.

Первое в истории России епархиальное женское училище было открыто в 1843 г. в Царском селе, главной миссией данного образовательного учреждения стало воспитание «новой женщины» духовного сословия - «образованной матушки». Это давало право на получение образования девушкам из непривилегированных сословий. Учебная программа первых заведений подобного типа ограничивалась сословным предназначением девушек, сводилась к обучению азам грамотности, необходимой для будущей супружеской жизни [4].

В Астраханской губернии, согласно материалам издания «Астраханские епархиальные ведомости», женская духовная школа при женском Благовещенском монастыре была открыта в 1846 г., когда местное руководство епархии, осознавая необходимость образования и воспитания детей духовенства, дало распоряжение об обучении дочерей духовенства. Согласно документу, занятия проходили в стенах женского Благовещенского монастыря в дневное время. Послушницы монастыря обучали девочек письму, чтению, закону Божью и счёту под руководством настоятельницы. Для контроля образовательных успехов учениц был создан журнал с именами и фамилиями воспитанниц. Фиксация успехов и составление отчетов о качестве образовательного процесса возлагались на благочинного монастыря, ректора Астраханской духовной семинарии архимандрита Вассиана (Чудновского) [11, с. 361].

Для обучения принимали дочерей штатных служителей монастыря и архиерейского дома. Однако школа при женском Благовещенском монастыре на протяжении 10 лет существовала формально, поскольку родители не отдавали своих дочерей на обучение, предпочитая занимать их время оказанием помощи взрослым при ведении домашнего хозяйства. Благочинный монастыря, ректор Астраханской духовной семинарии Вассиан, впоследствии его приемник Аполлос, регулярно посещавшие школу, докладывали епархиальному начальству об отсутствии в данном учебном заведении учениц. Епархиальное руководство, в свою очередь, вело работу по привлечению контингента обучающихся среди работавших в пригородных садах и угодьях, принадлежавших архиерейскому домоуправлению и монастырю. Родителей убеждали в необходимости и важности обучения дочерей, но ожидаемый результат не был достигнут. Причина заключалась как в организации самого образовательного процесса, так и в слабой материальной базе. Не был сформирован педагогический состав, отсутствовали классные комнаты (первые занятия проводились в монастырской столовой), необходимые учебные материалы, расписание учебных занятий. На нежелание родителей отдавать дочерей в школу влиял фактор отдаленности учебного учреждения от места жительства большинства потенциальных учениц. Кроме прочего, многие девушки к моменту обучения достигли брачного возраста, что побуждало родителей скорее решать проблемы с организацией их замужества, нежели обучения [11, c. 362].

13 июня 1857 г. из недр Астраханской духовной консистории вышел указ о создании «особого комитета». Комитету следовало разработать проект учебного женского заведения «для беднейших служилых и духовных девиц». В указе подчеркивалась важность образования женщин духовного сословия, поскольку образование и грамотность распространялись повсеместно среди простого народа и практически становились процессом всеобщим. В данных условиях неприемлемым считалось состояние «необразованности» для девушек духовного сословия [11, с. 361]. В «особый комитет» вошли три человека - председатель архимандрит Никон, соборный протоиерей И. Лебедев и член делопроизводитель священник П. Смирнов, которые в период с 1857 по 1864 г. решали важнейшие задачи по обеспечению учебного заведения финансами и учебными помещениями.

Во второй половине 1865 г. появился проект училищного устава, который астраханский архиепископ Афанасий (А. В. Дроздов) счёл «неудовлетворительным», изложенные там задачи «простыми», управление училищем «функционально необоснованным», требования к учителям и воспитательницам «слишком невзыскательными», а программу обучения и воспитания -«очень скудной». По своему содержанию программа не сильно отличалась от начальной школы грамотности, где доминировало обучение домашнему хозяйству и рукоделию [11, а 368].

Такой подход к формированию учебной программы объяснялся тем, что в представлении священнослужителей того времени, девушке духовного сословия достаточно было стать хорошей матерью и умелой хозяйкой. Полученные азы грамматики призваны были помочь в воспитании детей и управлении домом, «становились подспорьем в помощи мужу в его пастырском труде» [4].

Взгляды архиепископа Афанасия на процесс обучения создали своеобразную проблему в организации образовательного процесса. Особой комиссии было поручено составить проект устава училища заново и довести его положения до уровня «среднеучебных требований».

Проблемными аспектами работы над новым проектом устава стали статьи о цензах для учителей и воспитательниц, а также вопросы выбора предметов для образовательной программы и количества часов на их изучение. В поле спорныхучебных предметов вошли теория словесности и знакомство с русской литературой, всеобщая и русская история, полный курс арифметики, наглядная геометрия и физика без математических доказательств. Часы на изучение данных предметов были изысканы за счёт отмены занятий по обучению «...кройки и шитью белья (мужеского и женского), костюмов духовенства, облачений церковных всех видов, выпечкипирогов и просфор» [11, с. 368].

2 сентября 1865 г. архиепископ Афанасий направилв консисторию предложения о завершении составления училищного устава, прекращении работы «особого комитета». Устав училища, как и другие предложения, должны были быть реализованы в течение месяца. Разработанный изначально устав «особым комитетом», после его роспуска, был передан на доработку «второму комитету», но остался практически без изменений. Его принятиеепархиальным начальством датируется 2 августа 1866 г. Все организационные вопросы для открытия училища по материальной части были решены, ничто не мешало открытию нового учебного заведения [11, а 369].

16 октября 1866 г. состоялось открытие трехклассного с двухгодичным курсом и с двумя первыми классами Астраханского епархиального женского училища. 18 первых воспитанниц пополнили два первых (12 воспитанниц) и один второй (6 воспитанниц) классы. Список учениц был утвержден 4 ноября 1866 г. Управление училищем передавалась из ведения «второго комитета» в ведение училищного Совета, состоявшего из благочинного училища - священника Константина Смиренномудрова, воспитательницы и одного из учителей[11, ^369].

Обучение в Астраханском епархиальном женском училище длилось на протяжении девяти месяцев, с сентября по май. Учебный год оканчивался сдачей экзаменов по всем предметам. В конце августа воспитанницы поступали в расположение училища, велась подготовительная работа по выдаче учебников из библиотеки, проводились вводные учебные занятия. Расписание уроков составлялось в начале каждого учебного года, их количество варьировалось в зависимости от наполняемости класса и увеличивалось по мере взросления учениц [6, а 35].

Фактическое существование женских образовательных учреждений подобного типа в стране требовало единого подхода к осуществлению образовательного процесса, поэтому первоочередной для Святейшего Синода стала задача создания единого устава для российских епархиальных женских училищ.

Систематизация и стандартизация образовательного процесса в епархиальных женских училищах Российской империи произошла только 20 сентября 1868 г., когда император Александр II утвердил «Устав епархиальных женских училищ». Данный устав полностью регламентировал образовательную, воспитательную и организационную деятельность в стенах епархиальных женских училищ [10].

В главе 13 устава «Об обучении в епархиальном женском училище» содержался перечень предметов для обучения воспитанниц, которые классифицировались как обязательные и необязательные. В число обязательных предметов вошли Закон Божий (с изучениемистории ветхого и нового завета, пространного катехизиса, объяснений богослужений, церковной всеобщей и русской истории), русский язык и русская словесность и практическое ознакомление

со славянским языком, арифметика и общие основания геометрии, география всеобщая и русская, гражданская история всеобщая и русская, общие необходимые сведения из физики, педагогика, чистописание и церковное пение. К необязательным предметам были отнесены музыка, новейшие языки и рисование, за обучение которым предполагалась дополнительная оплата в размере 20 руб. в год. Во внеклассное время воспитанниц обучали кройке, шитью, вязанию и иному домашнему рукоделию. Устав, расширивший содержание образовательной программы, доводил обучение в епархиальных женских училищах до уровня лучших светских женских учебных заведений России [10].

С 1870 г. в Астраханском Епархиальном женском училище в 1-м классе изучались Закон Божий, русский язык, славянский язык, арифметика и география; во втором классе - катехизис, русский язык, арифметика, география и гражданская история; в третьем классе - церковная история, арифметика, физика и геометрия, география, гражданская история и педагогика [6, с. 69].

В число обязательных предметов была включена педагогика. Введение этой дисциплины в образовательную программу объяснялось сменой представлений о миссии епархиальных женских училищ: вектор стал смещаться от подготовки «образованной матушки» к обучению воспитанниц определенной профессии, точнее, к праву получения звания домашней учительницы [4].

Изучение педагогики начиналось в третьем классе и длилось на протяжении учебного года. Из отчетов преподавателя педагогики Григория Постового за август - сентябрь 1871 г., направляемых благочинному Астраханского епархиального женского училища священнику Константину Смиренномудрову, заметна роль педагогики в качестве содержательной основы обучения девушек. На занятиях по педагогике«...сообщались сведения о самой науке, о воспитании и его необходимости, возможности, о главных условиях воспитания и основах науки педагогика.» [6, с. 35]. В процессе изучения таких тем затрагивались значимые понятия: воспитанник, воспитатель, воспитательные средства, нравственность и религиозность, познавательные способности. Признавалось,что успешная сдача экзамена по педагогике являлась обязательным условием для получения звания домашней учительницы.

Важность получения звания домашней учительницы отражена в отчете обер-прокурора Святейшего Синода (1870 г.). В документе отмечалось, что «...присвоение этого преимущества воспитывающимся в женских училищах духовного ведомства дочерям духовенства, при бедности большинства в этом сословии, имеет весьма важное значение, - облегчая им возможность приобретать себе средства к жизни занятиями обучением детей, домашним и школьным» [3, с. 11].

Несмотря на то, что воспитанницы имели возможность получить профессию, общественное представление об их назначении оставалось традиционным, оно по-прежнему связывалось с последующим замужеством воспитанниц [4].

Архивные материалы, отражающие историю Астраханского епархиальногоженского училища за 1880-е гг., содержат информацию о воспитательной работе, системе ее оценивания. Вводилась оценка за поведение, которая, суммируясь с годовыми оценками и экзаменационными оценками по всем учебным предметам, составляла общий балл, полученный воспитанницами. Это позволяло педагогическому составу эффективнее проводить воспитательною работу, отслеживать успехи учениц, а для выпускных классов определять предметную область для будущей специализации учительниц.Три предмета,сданные на экзамене лучше остальных, входили в список предметов, которым домашняя учительница имела право обучать детей [8, а 2].

С начала 1890-х гг. в образовательную программу Астраханского епархиального женского училища включены новые предметы, среди которых значились чистописание, рукоделие, церковное пение, письменные упражнения. Вместо педагогики была введена дидактика [7, а 5].

При Астраханском епархиальном женском училище с 6 сентября 1895 г. существовала образцовая школа, в которой воспитанницы, изучавшие педагогику, в последующем дидактику, проходили практику [5, с. 210]. Ученицы старших классов сначала посещали уроки(несколько уроков по разным предметам), наблюдали за ходом процесса обучения, совместно с преподавателем дидактики обсуждали и анализировали учебные занятия. Затем, под чутким контролем преподавателя-предметника, тщательно готовили самостоятельные уроки. Само проведение занятий проходило в специально назначенное время. Ежедневно предполагалось проводить по одному уроку под руководством учителя дидактики и наблюдением благочинного училища [5, с. 205].

Важнейшей задачей педагогического состава Астраханского епархиального женского училища было религиозно-нравственное воспитание девушек. В связи с этим особое внимание уделялось отведению времени для молитв, во все воскресные и праздничные дни было обязательным посещение церкви, находившейся в самом здании училища. Воспитанницам прививали уважение к старшим, приучали к опрятности и скромности, взаимной помощи и бережливости [1, с. 85].

Руководство училища смогло организовать хорошую развивающую среду для воспитанниц. В училище действовала библиотека, где были представлены не только учебники, но и справочная, художественная литература. Воспитанницы могли посещатьи городские библиотеки, но только с дозволения воспитательницы и благочинного училища. В учебном заведении тщательно следили за всем, что могло повлиять на формирование сознания воспитанниц, поэтому книги, журналы, востребованные ученицами, проходили оценку у воспитателей и учителей [1, а 86].

Учитывая специфические условия повседневной жизни воспитанниц, находившихся в условиях строгой дисциплины, руководство учебного заведения пыталось разнообразить досуговую жизнь учениц, устраивая по большим праздникам различные мероприятия.

Так, в Астраханском епархиальном женском училище достаточно часто проводились литературно-музыкальные вечера, на которых, как правило, присутствовали приглашенные представители духовенства, преподаватели, родители и родственники учениц. В 1910 г. состоялось представление, объединившее усилия учащихся женского училища, семинарии и гимназии. Праздничный вечер состоял из двух отделений. В первом отделении давали оперетту Брянского «Музыканты», для которой сами «артисты» подготовили необходимые костюмы и оформление (главным организатором стал учитель пения священник В. Виноградов). Во втором отделении зрителям показали выступление хора, исполнилимузыкальные произведения, читали стихи. Завершением праздничного вечера стали танцы [8, а 637].

Кроме того, ежедневно воспитанницы старших классов училища назначались дежурными по столовой и кухне, где они записывали в особую книгу количество принимаемой из кладовой и используемой провизии. Специальные дежурные следили за чистотой классных помещений. От каждой воспитанницы требовались порядок и опрятность, зачем зорко наблюдали начальница училища и его воспитательницы [8, а 637].

К концу XIX в. количество желающих обучаться в Астраханском епархиальном женском училище возросло. Училище, своего рода единственное в Астрахани, стало популярным женским учебным заведением, составляя конкуренцию Мариинской женской гимназии. В число воспитанниц стали входить не только сироты и дочери «белого духовенства», но и девушки из других сословий [2, а 10].

История епархиальных женских училищ позволяет нам понять, как организация образовательного процесса, с одной стороны, зависела от сословной принадлежности и предназначения, с другой, изменялась вместе с социокультурными реалиями жизни в России. Училище, предназначавшееся для обучения девушек из малообеспеченных, бедных семей, предоставляя образование и профессию, меняло их статус, давало возможность к дальнейшему социальному самоопределению. К 1917 г. постепенно росло количество воспитанниц, трудоустроенных в церковно-приходские, воскресные школы, оставшихся в качестве воспитательниц в стенах родного училища. Постепенно сокращалось число воспитанниц, выданныхзамуж во время обучения или сразу после окончания училища. Это объяснялось тем, что образование женщин духовного сословия дополнялось элементами светского образования и быта, со временем оно стало высоко цениться в обществе, его получение служило гарантией лучшей жизни для девушек.

Постановление ВЦИК и Совнаркома «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению» от 11 декабря 1917 г. поставило точку в истории существования церковноприходских школ, учительских семинарий, духовных семинарий и академий, епархиальных женских училищ. Училище в Астрахани было закрыто в 1918 г.

Астраханское епархиальное женское училище оставило заметный след в истории регионального образования, подготовив ни одно поколение учительниц, расширив пространство социальной адаптации женщин к социокультурным переменам в обществе. Анализ причин открытия в Астрахани епархиального женского училища, содержания образования, системы

организации учебного и воспитательного процессов, особенностей организации досуга и быта воспитанниц позволило расширить систему знаний о функционировании системы духовного образования и воспитания женщин в Российской империи, выявить его особенности на примере конкретного региона.

Список литературы

1. Андреева, Е. А. Епархиальные женские училища в России / Е. А. Андреева // Педагогика. -1999. - № 3. - С. 85-91.

2. Астраханские епархиальные ведомости. - 1899. - № 10. - С. 489.

3. Белякова, Н. К. К истории женского духовного образования / К. Н. Белякова // Церковный вестник. - 2005. - № 4. - С. 11.

4. Белякова, Е. В. Женщина в православии. Церковное право и практика / Е. В. Белякова, Н. А. Белякова, Е. Б. Емченко. - Москва : Кучково поле, 2011. - 708 с.

5. Благонравов, М. Церковные школы в Астраханской Епархии в XIX веке и состояние учебного дела вообще в XVII и XVIII веках / М. Благонравов. - Астрахань : паровая тип. В. Л. Егорова, прот. Окружного Суда, 1906. - С. 205-211.

6. ГААО. - Ф. 639. - Оп. 1. - Д. 122. - Л. 35, 69.

7. ГААО. - Ф. 639. - Оп. 1. - Д. 123. - Л. 5.

8. ГААО. - Ф. 639. - Оп. 1. - Д. 185. - Л. 2.

9. Кучерук, И. В. «Школьная повседневность» учащихся образовательных учреждений г. Астрахань в конце XIX - начале XX вв. / И. В. Кучерук // Социально-экономические и экологические аспекты развития Прикаспийского региона. - Элиста, 2019. - С. 636-638.

10. Устав женских епархиальных училищ / Российская президентская библиотека. - Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/459906, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

11. Покровский, Г. История Астраханского Епархиального женского училища / Г. Покровский // Астраханские епархиальные ведомости. - 1891. - № 18. - С. 361-373.

References

1. Andreeva, Ye. A. Yeparkhialnye zhenskie uchilishcha v Rossii [Diocesan women's schools in Russia]. Pedagogika [Pedagogy], 1999, no. 3, pp. 85-91.

2. Astrakhanskie eparkhialnye vedomosti [Astrakhan diocesan sheets], 1899, no. 10, p. 489.

3. Belyakova, N. K. K istorii zhenskogo dukhovnogo obrazovaniya [On the history of women's spiritual education]. Tserkovnyy vestnik [Church Bulletin], 2005, no. 4, p. 11.

4. Belyakova, Ye. V., Belyakova, N. A., Yemchenko, Ye. B. Zhenshchina v pravoslavii. Tserkovnoe pravo i praktika [Woman in Orthodoxy. Church law and practice]. Moskow, Kuchkovo pole Publ., 2011, 708 p.

5. Blagonravov, M. Tserkovnye shkoly v Astrakhanskoy Yeparkhii v XIX veke i sostoyanie uchebnogo dela voobshche v XVII i XVIII vekakh [Church schools in the Astrakhan Diocese in the 19th century and the state of academic affairs in general in the 17th and 18th centuries]. Astrakhan, steam typ. V. L. Egorova, prot. District Court, 1906, pp. 205-211.

6. The State Archive of the Astrakhan region, found 639, inventory 1, case 122, sheets 35, 69.

7. The State Archive of the Astrakhan region, found 639, inventory 1, case 123, sheet 5.

8. The State Archive of the Astrakhan region, found 639, inventory 1, case 185, sheet 2.

9. Kucheruk, I. V. "Shkolnaya povsednevnost" uchashchikhsya obrazovatelnykh uchrezhdeniy g. Astrakhan v kontse XIX - nachale XX vv. ["School everyday life" of students of educational institutions of the city of Astrakhan in the late XIX - early XX centuries]. Sotsialno-ekonomicheskie i ekologicheskie aspekty razvitiya Prikaspiyskogo regiona [Socio-economic and environmental aspects of the development of the Caspian region], Elista, 2019, pp. 636-638.

10. Ustav zhenskikh eparkhialnykh uchilishch [The Charter of Women's Diocesan Schools]. URL: https://www.prlib.ru/item/459906.

11. Pokrovskiy, G. Istoriya Astrakhanskogo Yeparkhialnogo zhenskogo uchilishcha [History of the Astrakhan Diocesan Women's School]. Astrakhanskie eparkhialnye vedomosti [Astrakhan diocesan sheets], 1891, no. 18, pp. 361-373.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.