Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА: НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ'

СИСТЕМА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА: НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СЕТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ТИПЫ ШКОЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Седельникова Н.А.

Рассматриваются вопросы развития женского образования в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. Система женского образования в Сибири во второй половине XIX -начале XX века. Цель настоящей статьи состоит в изучении основных проблем процесса становления и развития системы женского образования в Сибири на примере Тобольской губернии, в выявлении тенденций в развитии сети женских учебных заведений в последней четверти XIX -начале XX вв. В целом, в трудах дореволюционных, советских и современных исследователей затрагивались лишь отдельные сюжеты истории женского образования в Сибири. Современная историографическая ситуация делает изучение истории женского образования в Сибири второй половины XIX-начала XX в. актуальной и научно значимой. Представлены результаты сопоставительного анализа процесса становления женского образования в регионе, Тобольской губернии, в результате которого до конца XIX в. сложились система начального и среднего женского образования и другие направления: профессиональное, епархиальное образование (в меньшей степени). Особое внимание уделяется комплексному изучению женских учебных заведений Тобольской губернии -важной составляющей городского культурного пространства. Показано, что в силу роста социально-экономического и геополитического значения, существенно возросла роль образования в подготовке квалифицированных кадров из местного населения для решения поставленных перед регионом задач экономического и культурного роста. Изучение истории женских учебных заведений на региональном уровне позволит дополнить картину общей истории формирования системы женского образования в России. Уделяется внимание роли учебных заведений в формировании «женского» социокультурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF WOMEN’S EDUCATION IN SIBERIA IN THE SECOND HALF OF XIX-EARLY XX CENTURY: ON THE EXAMPLE OF TOBOLSK PROVINCE

Examines the development of female education in the Russian Empire in the second half of XIX-early XX centuries, the System of female education in Siberia in the second half of XIX early XX century. The purpose of this article is to study the main problems of the formation and development of the system of women’s education in Siberia on the example of the Tobolsk province, to identify trends in the development of a network of women’s schools in the last quarter of the XIX -early XX centuries. In General, in the works of pre-revolutionary, Soviet and modern researchers only some subjects of the history of women’s education in Siberia were touched upon. The modern historiographical situation makes the study of the history of women’s education in Siberia in the second half of XIX-early XX century relevant and scientifically significant. The article presents the results of a comparative analysis of the process of formation of women’s education in the region, Tobolsk province, as a result of which until the end of the nineteenth Century. there is a system of primary and secondary female education, and other areas of professional, diocesan education to a lesser extent. Special attention is paid to the comprehensive study of women’s educational institutions of the Tobolsk province-an important component of the urban cultural space. It is shown that due to the growth of socio-economic and geopolitical importance, significantly increased the role of education in the training of qualified personnel from the local population to address the region’s economic and cultural growth. The study of the history of women’s educational institutions at the regional level will complement the picture of the General history of the formation of the system of women’s education in Russia. Attention is paid to the role of educational institutions in the formation of «female» socio-cultural space.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА: НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ»

РАЗДЕЛ 5. ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

SECTION 5. FROM THE HISTORY OF RUSSIAN EDUCATION AND UPBRINGING

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.016 УДК 94(571)"18/19":371 ББК 74.03(253.1)5-422

Н.А. СЕДЕЛЬНИКОВА СИСТЕМА ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА: НА ПРИМЕРЕ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ

N.A. SEDEL'NIKOVA THE SYSTEM OF WOMEN'S EDUCATION

IN SIBERIA IN THE SECOND HALF OF XIX-EARLY XX CENTURY: ON THE EXAMPLE OF TOBOLSK PROVINCE

Рассматриваются вопросы развития женского образования в Российской империи во второй половине XIX — начале XX вв. Система женского образования в Сибири во второй половине XIX—начале XX века. Цель настоящей статьи состоит в изучении основных проблем процесса становления и развития системы женского образования в Сибири на примере Тобольской губернии, в выявлении тенденций в развитии сети женских учебных заведений в последней четверти XIX—начале XX вв. В целом, в трудах дореволюционных, советских и современных исследователей затрагивались лишь отдельные сюжеты истории женского образования в Сибири. Современная историографическая ситуация делает изучение истории женского образования в Сибири второй половины XIX-начала XX в. актуальной и научно значимой. Представлены результаты сопоставительного анализа процесса становления женского образования в регионе, Тобольской губернии, в результате которого до конца XIX в. сложились система начального и среднего женского образования и другие направления: профессиональное, епархиальное образование (в меньшей степени). Особое внимание уделяется комплексному изучению женских учебных заведений Тобольской губернии — важной составляющей городского культурного пространства. Показано, что в силу роста социально-экономического и геополитического значения, существенно возросла роль образования в подготовке квалифицированных кадров из местного населения для решения поставленных перед регионом задач экономического и культурного роста. Изучение истории женских учебных заведений на региональном уровне позволит дополнить картину общей истории формирования системы женского образования в России. Уделяется внимание роли учебных заведений в формировании «женского» социокультурного пространства.

Examines the development of female education in the Russian Empire in the second half of XIX-early XX centuries, the System of female education in Siberia in the second half of XIX-

early XX century. The purpose of this article is to study the main problems of the formation and development of the system of women's education in Siberia on the example of the Tobolsk province, to identify trends in the development of a network of women's schools in the last quarter of the XIX—early XX centuries. In General, in the works of pre-revolutionary, Soviet and modern researchers only some subjects of the history of women's education in Siberia were touched upon. The modern historiographical situation makes the study of the history of women's education in Siberia in the second half of XIX-early XX century relevant and scientifically significant. The article presents the results of a comparative analysis of the process of formation of women's education in the region, Tobolsk province, as a result of which until the end of the nineteenth Century. there is a system of primary and secondary female education, and other areas of professional, diocesan education to a lesser extent. Special attention is paid to the comprehensive study of women's educational institutions of the Tobolsk province-an important component of the urban cultural space. It is shown that due to the growth of socio-economic and geopolitical importance, significantly increased the role of education in the training of qualified personnel from the local population to address the region's economic and cultural growth. The study of the history of women's educational institutions at the regional level will complement the picture of the General history of the formation of the system of women's education in Russia. Attention is paid to the role of educational institutions in the formation of «female» socio-cultural space.

Ключевые слова: женское образование, социокультурное пространство, государственная политика, сеть учебных заведений, педагогические кадры, типы школ.

Keywords: women's education, public policy, network of educational institutions, teaching staff, types of schools.

ВВЕДЕНИЕ. История и развитие женского образования — одна из актуальнейших проблем в исторической науке. Внимание этой проблеме уделяют не только историки, но и социологи, учителя, психологи. Все они, по сути, изучают процесс становления и развития женского образования в стране в дореволюционный период, что поможет лучше понять предпосылки и результаты перемены статуса женщин и предоставить наиболее объективную оценку их значимости в сегодняшнем мире.

МЕТОДЫ, МАТЕРИАЛЫ. Проблема изучения событий женского образования постоянно привлекала отечественных исследователей. Главные аспекты изучения данной проблемы часто рассматривались через русло государственной политики. Новизна исследования видится в том, что оно представляет несколько направлений: социальная история, региональная и история повседневности.

ЦЕЛЬ настоящей статьи состоит в изучении основных проблем процесса становления и развития системы женского образования в Сибири на примере начального и среднего женского образования Тобольска, в выявлении тенденций в развитии сети женских учебных заведений в последней четверти XIX — начале XX вв.

Для достижения поставленной цели используется базисный принцип исторической науки — принцип историзма, который позволил проследить исторические процессы в их взаимосвязи и взаимозависимости. Применение сравнительно-исторического метода позволило проанализировать динамику формирования женского образования в Сибири в контексте российского движения за женское образование. Сравнительно-функциональный метод предоставил возможность анализировать объект как отдельную составляющую процесса.

Под женским социокультурным пространством нами понимается процесс, среда образовательного пространства женщин, накопления знаний, умений, развитие социокультурных отношений, норм и форм общения, между субъектами социокультурной деятельности (в нашем случае это Министерство просвещения и Государственный совет, слушательницы

и преподавательский состав, семья и воспитанницы, генерал-губернатор и учебные заведения). Целью их взаимодействия является развитие женского образования различного уровня.

Данная проблематика нашла достаточное отражение в исследовательских работах, как общероссийских, так и региональных. Так, В. Овцын одним из первых попытался сравнить процессы становления женского образования в Российской империи и за рубежом.

Исследователь В. Р. Лейкиной-Свирской занимался вопросами организации учительских кадров в начале XX в., изучал образовательный уровень и правовой статус учительниц. Исследование вопроса продолжилось в трудах Н.П.Ефремовой, она связывала высшее женское образование с политическим целеполаганием, что свойственно было духу времени. Высшее женское образование стало объектом изучения в работах Л. И. Иванова, с его позиции получение образования женщинами можно было назвать своего рода победой в борьбе за свои права. На региональном уровне в советский период выходили научные работы, посвященные образовательному процессу в дореволюционный этап развития России. Здесь следует выделить определенную тенденцию, в частности, когда региональная наука опережала столичную.

Особняком стоит научный труд Н.С. Юрцовского, он написан без идеологической окраски, в нем сделана попытка воссоздать картину образования в Сибири. Автор раскрывает отдельные фрагменты образования в регионе, показывает процесс развития первых всесословных женских школ — гимназий и прогимназий. Одним из главных заключений, к которому приходит Н.С.Юрцовский, является следующий: динамика развития женского образования Восточной Сибири и на Дальнем Востоке шла гораздо быстрее, чем в Западной Сибири. Одним из отрицательных моментов работы является ограниченный предмет исследования.

Для современных исследований характерны следующие тенденции: это расширение вопросов и серьезная проработка отдельных аспектов в рамках темы. О.Д. Попова рассматривает систему женского образования в контексте духовного воспитания, но рассматривает этот процесс как путь эволюции политики в этой сфере образования. В последнее время стали появляться работы, которые более тщательно изучают проблемы становления женского образования в российской провинции, в том числе и в Сибири.

Ю.М.Гончаров проанализировал материальное положение учителей и положение их среди других слоев населения. Работа В.С.Сулимова посвящена развитию женского образования в Тобольской губернии. Автором рассматривается, прежде всего, внутренний учебный процесс в учебных заведениях. В исследованиях по-разному освещается развитие женского образования в стране: одни критиковали существовавшую систему, другие считали, что требуются ускоренные темпы ее реформирования.

В целом в трудах раскрывались лишь отдельные темы истории женского образования в Сибири. Таким образом, современная историографическая ситуация делает изучение истории женского образования в Сибири на примере начального и среднего женского образования Тобольска второй половины Х1Х-начала XX в. актуальной и научно значимой.

Основную источниковую базу исследования составляют материалы архивного фонда государственного архива в г. Тобольске: Ф 165 (Совет Главного управления Западной Сибири, Устав Тобольской Мариинской школы, историческая записка Тобольской Мариинской женской школы с 1854 по 1877 гг.).

Первая группа — законодательные источники: Совет Главного управления Западной Сибири, Устав Тобольской Мариинской школы. Сюда относятся документы, касающиеся положения и статуса по среднему женскому и начальному образованию, в которых устанавливались общие правила по управлению, составу, учебной и хозяйственной частям учебных заведений.

Статические материалы представлены Фондом № 165, историческая записка Тобольской Мариинской женской школы с 1854 по 1877 гг. Материал позволяет более полно проследить процесс организации учебной деятельности, характер преподавательского состава и состава слушательниц, проекты открытия новых классов.

Личные источники представлены дневником Тобольской Мариинской женской школы со 2 сентября по 31 мая 1914 гг. Анализ дневника позволяет говорить о структуре управления учебной и воспитательной деятельностью, об открытости школы и участии общественности города в её деятельности. Дневник содержит описание событий, данных в хронологической последовательности.

Данные документы помогли более подробно представить картину развития женского образования в Западной Сибири, а также работу учебных заведений Тобольской губернии. Также нами были использованы отчеты, учебные планы, документы Совета главного управления Западной Сибири, прошения на имя инспектора Тобольской Мариинской школы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В целом во времена правления Александра II сложилась четкая система женского образования в стране. Однако государство усилило свою активность в этом направлении. Данная тенденция связана с противоречивой обстановкой в самом государстве. Либеральная политика государства во всех областях внутренней деятельности закончилась и сменилась на консервативную, в истории получившую название «контрреформы».

К началу правления Александра III в России сформировалась система женского образования, которая включала в себя следующие основные составляющие: всесословность образования; структуризация; предоставление широких прав выпускницам и их ориентация на педагогическую деятельность, чтобы в последующем восполнить педагогические кадры, прежде всего в женском образовании. Динамичное развитие гимназий в женском образовании под непосредственным управлением министерства привело к тому, что именно это звено учебных заведений стала доминирующим.

В Министерстве народного просвещения достаточно ясно дали понять, что такое количество учебных заведений в сфере женского образования не требуется. Чиновники считали, что их количество носит искусственный характер, завышенный спрос, не отвечает предложению. Поэтому для девушек, которые не попадали в учебные заведения в виду их сокращения, государство решило открывать низшие училища и профессиональные школы.

Таким образом, с одной стороны, у общества возникла объективная потребность в развитии именно профессионального, среднего женского образования в стране. Однако со стороны правительства эти причины не учитывались, они полностью игнорировались вплоть до середины 1890 -х годов.

В целом государство хотело продолжать развивать женское образование данных двух структур, впрочем, предлагалось реформировать одну за счет другой, с очевидным понижением общего уровня женского образования в стране. Казалось бы, уже сформированная и устоявшая программа по развитию женского образования должна была постепенно вступить в силу, но в стране наступил новый кризис власти и переход к откровенному этапу контрреформ. Министр народного просвещения того времени И. Д. Делянов в докладе подчеркивал ошибки, совершенные раннее при реформировании женского образования: всесословность женских гимназий; открытие при них специальных педагогических классов [2, с. 46]

В этой связи в декабре 1884 г. была образована специальная «Комиссия об изыскании главнейших оснований для лучшей постановки женского образования» под председательством товарища министра народного просвещения кн. М.С.Волконского. Этот прецедент — один из ярких примеров конфликта между политикой автократии и реальными потребностями развития образования в стране [14, с. 21].

Данная комиссия должна была возглавить весь процесс реформ в 1880-е годы, именно под ее руководством насаждались впоследствии основные мероприятия по реформированию образования. Волна контрреформ полностью шла в духе коренного изменения предыдущей политики и решала три задачи:

— возврат к старой системе образования;

— влияния и вмешательства государства в образование, в том числе женского;

— политическое влияние на образование с целью избавления от нежелательных идей и элементов;

— ликвидация права выпускниц получать учительские звания.

В целом вся политика государства в этот период сводилась к реставрации старой. Эту тенденцию подтверждал один из идеологов самодержавия А.Д.Пазухин, отмечая: «Если в реформах прошлого царствования мы усматриваем великое зло в том, что они разрушили сословную организацию, то задача нынешнего должна состоять в восстановлении разрушенного» [17, с. 67].

Таким образом, по мнению Министерства народного просвещения, обучение детей из низших сословий представляло опасность для государства. Отсюда следовали выводы о том, что женские гимназии также необходимо упразднить и сделать их преимущественно для высших сословий. Если упразднялась система, то соответственно, менялся учебный курс в гимназиях, в частности, комиссия при Министерстве народного просвещения считала, что необходимо вести больше филологических дисциплин, а гуманитарные дисциплины становились вторичными. В результате государство пыталось широкую гуманитарную специализацию, которая ранее существовала в учебном курсе женских гимназий, заменить на узкую направленность — филологическую.

Однако все эти мероприятия, которые предлагала комиссия М.С. Волконского ввести, оказались малоперспективными. С.Ю. Витте, министр финансов, достаточно убедительно доказал, что Министерство народного просвещения тратило всего 10% от 100% средств, остальные 90% платили земства на содержания женских гимназий. Государственный совет прислушался к мнению Витте С.Ю. и отказал Министерству народного просвещения во многих их предложениях. Таким образом, вся десятилетняя работа комиссии пошла прахом и все идеи были отвергнуты.

Комиссии не удалось ничего, кроме закрытия высших женских курсов в стране, за исключением Бестужевских в г. Санкт-Петербурге, которые отстояла общественность. Несмотря на проблемы в отношении женского образования, оно достаточно динамично развивалось. При этом численность неполных средних женских школ-прогимназий опережала количество полных женских средних школ, что означало ориентацию средних слоев населения на прогимназический тип женской школы.

С 1884 по 1894 год произошел небольшой спад в росте министерских прогимназий и убыль гимназий. Последующая убыль прогимназий была связана с изменением интереса со стороны населения в получении более полного образования, в частности, гимназического. Например, уже в 1864 году численность учащихся в мужских средних учебных заведениях превысила в 1,6 раза количество в женской средней школе. Впрочем, представленная тенденция была сломлена в 1874 году, мужская средняя уступила былое преимущественно: контингент женской средней школы составил 52% от общего числа учащихся средней школы. Данная тенденция преимущества женской школы над мужской сохранится до конца истории Российской империи [2, с. 35].

За период с 1864-1914 гг. количество женских гимназий и прогимназий выросло почти в 6 раз, численность учащихся этих школ увеличилась в 28,5 раз.

Данные ярко иллюстрируют, как вырос спрос на женское образование в этот период, во многом благодаря общественному фактору, который помог встать этой сфере на ноги.

Общественный фактор в развитие женского образования ярко себя проявил и доказал свою состоятельность в борьбе с реакционной политикой государства.

В целом, характеризуя этот период государственной политики в сфере женского образования, можно отметить несколько тенденций, которые не только не прекратились, вопреки многим факторам — экономическим, политическим или иным,— а наоборот, усилились, что выразилось в резком увеличении как женских учебных заведений, так и учащихся в них. Государственная политика в сфере женского образования с начала 80-х годов XIX века носила консервативный характер. Однако благодаря общественности и внутриполитическими факторам политика контрреформ потерпела поражение, что выражалось в бурном росте женского образования в стране, в сохранении структуры его управления и разнообразии форм женских учебных заведений.

В западных округах России первые женские учебные заведения появились с 60 годов XVIII века и дали, таким образом, толчок всему процессу по всей стране. В Сибири же данный процесс начинается только с 30-40 годов XIX века и носит характер внесистемный.

Особо стоит отметить школу, основанную декабристом И.Д.Якушкиным, которая открылась в Ялуторовске. Эта школа достаточно плодотворно работала на протяжении всего своего времени существования.

В Сибири идея учреждения частных пансионатов для девушек проникла в сибирскую провинцию к середине XIX века. Так, в 1849 году в Томске учитель мужской гимназии открыл пансион французского языка, который был рассчитан на 30 воспитанниц. Однако он долго не просуществовал и в 1857 году закрылся. Такая же судьба постигла еще один частный пансионат, основателем которого стал купец И.Д.Асташев [17, с. 3].

Интерес к открытию подобных заведений был достаточно устойчивым. Мужское образование появилась гораздо раньше, чем женское, однако оно послужило определенным толчком для развития последнего. Основными центрами образования стали такие города, как Тобольск, Томск, Иркутск, поэтому открытие женской школы являлось определенной закономерностью. В 1854 открылось среднее учебное заведение — Тобольское женское училище. Данное заведение находилось в ведомстве императрицы Марии, и основное предназначение его — обучение девушек из высших сословий.

В Тобольском женском училище, открытом в 1854 году, было составлено штатное назначение: надзирательниц — 200; помощницы 120; нянь-48; учителей — 1080 [21, л. 1]. В учреждениях преподавали такие науки, как Закон Божий, русский язык и словесность, французский язык, арифметика, география всеобщая и России, чистописание, рисование, танцевание, хозяйственное рукоделие [21, л.10].

Однако наличие вышеуказанных предметов было недостаточным, по мнению Министерства, их позже дополнили рядом новых учебных дисциплин. Обучение было на платной основе, ученицы обязаны были платить за уроки. Все правила поведения и весь учебный процесс фиксировался в уставе заведения, где прописывалась цель, состав и управление.

Главная цель подобных учебных заведений состояла в том, чтобы дать образование девушкам, не отрывая их от семьи. Получив его, девушки обеспечивали себе соответствующие будущее. По уставу насчитывалась 14 учебных дисциплин, три из которых считались необязательными: танцевание, французский и немецкий языки [13, с. 23].

Оплата за обучение зависела от местных условий, вносилось за полгода вперед. Ученицы, за которых не вносили оплату, лишались право получать образование [21, л. 24].

В уставе прописывались правила училища, что могло учреждение себе позволить как в плане управления, так и в плане поощрения лучших учениц. Например, лучших учениц могли наградить книгами, а при выпуске — медалями и опять же ценными книгами. Наилучшие, которые добивались самых больших успехов, получали звания домашних наставниц, без особого испытания [21, л. 25].

Позже было принято решение о преобразовании Тобольской Мариинской женской школы в семиклассную женскую гимназию с подготовительным классом и пенсионом.

Данное заведение было первым во всей Западной Сибири, к его двадцатипятилетию решили реорганизовать в гимназию. Учреждение достойно выполняло свою миссию, в частности, многие воспитанницы работали за пределами учреждения, став профессионалами в сфере педагогического образования.

В результате школа была преобразована в гимназию на двести мест. В 4-х младших классах плата за обучение составила 10 рублей, а в старших 3-х — по 15 рублей. При этом семьи с низким уровнем дохода платили за обучение не более 10% [5, с. 34].

Таким образом, совет школы в целом добился того, чтобы данное учреждение отвечало местным потребностям региона.

Одновременно с Тобольским учебным заведением было открыто Иркутское женское духовное училище, позже переименованное в епархиальное, здесь в основном учились дочери духовенства. Однако данная сеть заведений развивалась достаточно медленно: всего с 1843 по 1854 г. открыли 3 подобных учебных заведений.

Во второй половине XIX века в связи с ростом общественного самосознания возник определенный интерес к процессу повышения общего грамотности населения страны. Как ранее мы отмечали, долгое время образование считалось привилегией только мужчин. Поэтому в этот период происходит постепенный разворот к реформированию в сфере женского образования.

В Сибири процесс учреждения, в частности, всесословных всесословных открытых школ не получил широкого распространения. При этом некоторые из них носили название «Мариинских», но были подчинены Министерству народного просвещению.

Новое Положение о женских училищах от 30 мая 1860 г. несколько изменило законодательство, регламентировавшее деятельность большинства сибирских женских школ. Процесса реформ в Сибири коснулся его западной части в 1859 г., когда все учебные заведения перешли под контроль генерал-губернатора. Это произошло с Восточной Сибирью в 1867 г. [6, с. 48]. Инспектор училищ — новая должность. Согласно новым положениям в сфере образования, он следил за добросовестным соблюдением обязанностей чинами учебного ведомства, занимался надзором за учебными заведениями того округа, за которым он был приписан. В подчинении этого инспектора находился директор губернских училищ и тот штат сотрудников, который ему был поручен.

Однако не всегда ему удавалась четко и правильно нести службу и жестко контролировать процессы в том или ином учебном заведении, поскольку территория была огромной.

В 1869 г. введен очередной новый орган надзора в сфере образования народных училищ — инспектор, который проверял, контролировал, наказывал и следил, в том числе — за политической благонадежностью преподавательского состава и подбором квалифицированных кадров.

Судьба школ складывалось по-разному, но во многом все упиралось в финансирование, а иногда — в общественное мнение. Так, например, в Забайкальском округе приняли решение организовать женскую школу, но Баргузинское городское общество заявило, что ввиду малонаселения жителей города Баргузин в данном заведении нет надобности.

В Нерчинске местные купцы признавали важность и необходимость женского образования, однако не нашли необходимых финансовых средств. Финансовые трудности часто были тормозом на пути создания женского учебного заведения также и в г. Селенгинске. [19, с. 75]

Иная ситуация сложилась в Верхнеудинске и Чите, где все финансовые проблемы смогли решить, переложив их на плечи города, поскольку экономическое состояние городов было неплохим.

В процессе создания «приходских классов» для девочек при мужских училищах закономерно началось становление всесословного женского образования в городах Сибири. Согласно предложению статского советника М.Л. Попова, при мужских гимназиях появились женские школы в виде приходских классов для девиц.

Первая женская школа появилась в Семипалатинске, открыта была в 1859 г. Здесь училось 10 девушек. Затем женские школы открылись во многих городах Западной Сибири, в Томске и Восточной Сибири.

В 1861 г. основаны в г. Бийске, Нарымске, в 1872 г.— в Колывани, таким образом, можно говорить о появлении женского образования в Сибири сети учебных заведений, однако со стороны государства отсутствовал системный подход к этому процессу.

История женского образования в Омске началась во второй половине 1850-х.гг. Появление подобного учреждения связано с именем генерал-губернатора Г.Х. Гасфорда. Процесс открытия затянулся на несколько лет, однако в 1858 г. все-таки школа распахнула свои двери. Данный пример был тенденцией того времени, подобная история произошла и в г. Чите, здесь большую роль сыграла благотворительность, которая помогла создать женское учебное учреждение.

Во многом женские учебные заведения обязаны были своим появлением купцам 1 гильдии, например, в Восточной Сибири — братьям М.Д. и Н.Д. Бутиным, которые пожертвовали огромные деньги. Во многих сибирских городах этот процесс растянулся до 1880-х гг. Следует отметить, что параллельно с открытием всесословных женских учебных заведений открывались бесплатные воскресные школы. Причина данного процесса довольно проста и банальна: местная интеллигенция видела в этих школах средство распространения грамотности и образования в регионе. В целом число воскресных школ за этот период в Сибири составляло 15, в 12 городах.

Характеризуя период 1860-х гг., можно отметить, что это было благоприятное время для развития просвещения в Сибири, особенно в сфере женского образования. До этого момента женское образование практически не развивалось, эта тенденция была замечена Н.М.Ядринцевым: «О женском образовании до шестидесятых годов в Сибири почти не было и речи» [22, с. 94]. Однако, несмотря на активизацию действий со стороны государства в сфере образования, процент грамотности населения в Сибири не мог вызывать оптимизма. По сведениям 1870 г., процент грамотных среди городского населения Забайкалья составлял лишь 5%, а в сельской местности — 2,1% .

В 1870-е гг. основными учебными заведениями для девушек остаются министерские женские училища, получившие новый статус согласно Положению о женских гимназиях и прогимназиях МНП от 24 мая/ 5 июня 1870 г. [22, с. 21]. Значительная часть девушек в Сибири не получала образовательные услуги. Несмотря на все попытки государства расширить сеть учебных женских заведений в Сибири, большинство девушек по-прежнему нигде не училось.

ВЫВОДЫ. Таким образом, общее количество женских школ в Сибири уступало европейской части России. Основные проблемы в распространении женского образования в регионе были следующими: во-первых, это отсутствие финансовой помощи в городах, где не всегда было стабильное экономическое положение; во-вторых, государство медленно реагировало на запросы в сфере образования в Сибири, да и в целом по стране; в-третьих, отсутствие квалифицированных преподавателей; в-четвертых, отсутствие должного отношения со стороны общества к данному процессу; в-пятых, местные условия: низкая плотность населения, огромные пространства, отдаленность от центра.

Поскольку жизненный путь девушки из городского сословия долгое время практически не был связан со службой или общественной деятельностью и проходил исключительно в семейной сфере, развитие начального и среднего образования означало постепенный

переход от типичного для сибиряка прагматичного видения мира к новым европейским традициям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Е.А. Возникновение и развитие епархиальных женских училищ в России, середина XIX — начало ХХ века: Автореф. дис. канд. пед. наук.— Москва, 2000. 180 с.

2. Бондаревская Е.В.Образование в поисках человеческих смыслов / Е.В. Бондаревская.— Ростов-на-Д: РГПУ,1995.— 145 с.

3. Гончаров, Ю.М., Журавлева, Н.Н. Развитие женского образования в городах Алтая во второй половине XIX -начале XX в. // Женщина в Сибири в XIX-XX вв.: место в региональном социуме и гендерные роли: Сб. науч. ст. / под ред. Гончарова Ю. М. Барнаул. 2008.с.32-36.

4. Днепров Э.Д. Среднее женское образование в России / Э.Д.Днепров, Р.Ф.Усачева.— Москва: Дрофа, 2009. 231 с.

5. Евстратова А. И. Развитие высшего женского образования в России в XIX веке / А. И. Евстратова, И.И. Никонов // Женщины в отечественной науке и образовании.— Иваново: Ивановский государственный университет, 1997. С. 47-52.

6. Ефремова Н.П. Первые шаги русских женщин к высшему образованию/ Н.П. Ефремова // Вопросы истории.1983.№ 3.— с. 21.

7. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX— начале XX века. М., 1991. 98 с.

8. Исаева, Т.А. Становление и развитие высшего педагогического образования в Западной Сибири / Т.А. Исаева // Известия АГУ. 1999. № 4. С. 61-64.

9. Книга-дневник Тобольской Мариинской женской школы со 2 сентября по 31 мая 1914 гг. // Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (ГУТО ГА). Ф.165. Оп. 1. Д. 8. 25 л.

10. Лейкина-Свирская В.Р.Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М., 2013. 76 с.

11. Некрылов С.А.Профессорско-преподавательский корпус Императорского Томского университета (1888 -февр. 1917 гг.). Дисс. канд. ист. наук. Томск, 1999. 300 с.

12. Овцын В. Развитие женского образования (исторический очерк). СПб., 1887. 46 с.

13. Павлюченко, Э. А. Женщины в русском освободительном движении: от Марии Волконской до Веры Фигнер / Э.А. Павлюченко.— Москва: Мысль, 1988. 269 с.

14. Пиллер О.В. Итоги женского образования в России и его задачи. СПб., 1888. 239 с.

15. Попова О.Д. Психологический климат в женских епархиальных училищах середины XIX — начала XX вв. // Педагогика. 2005. № 2. С. 43-47.

16. Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века / А. В. Предтеченский. Москва; Акад. наук СССР, 1957. 456 с.

17. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870-1903 годы / сост. Д.Кузьменко. Смоленск, 1904. 102 с.

18. Слепенкова Е.А. Из истории женского среднего образования в России / Е.А. Слепенкова // Педагогика. 2000. № 9. С. 74-77.

19. Сулимов В.С. Благотворительные спектакли в школах Тобольской губернии в годы Первой мировой войны // Теория и практика общественного развития. 2010. № 3. С. 67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Устав женских учебных заведений ведомства императрицы Марии, высочайше утвержденный 30.08.1855 г. СПб., 1884. С. 246-260.

21. Устав Тобольской Мариинской школы // Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (ГУТО ГА). Ф.165. Оп. 1. Д. 8. 25 л.

22. Широкова М. П. Из истории женского педагогического образования в Томской губернии во второй половине XIX — начале XX веков / М.П. Широкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки (Филология). 1999. Вып. 6 (15). С. 94-97.

REFERENCES

1. Andreeva E.A.Vozniknovenie i razvitie eparhial'nyh zhenskih uchilishh v Rossii, seredina XIX—nachalo XX veka [The emergence and development of diocesan women's schools in Russia, mid XlX-early XX century]: Avtoref... kand. ped. nauk. Moscow, 2000. 180 s. (In Russian).

2. Bondarevskaja E.V. Obrazovanie vpoiskah chelovecheskih smyslov. [Education in search of human meanings]. Rostov-na-D., 1995.145 s. (In Russian).

3. Goncharov Ju. M., Zhuravleva N.N.Razvitiezhenskogo obrazovanija vgorodah Altaja vo vtorojpolovine XIX-nachale XX v. [The development of women's education in the Altai cities in the second half of XlX-early XX century]. Zhenshhina v Sibiri v XIX-XX vv.: mesto v regional'nom sociume i gendernye roli: [Sb.st.]/ Pod.red. Goncharov Ju.M.Barnaul, 2008. S.32-36. (In Russian).

4. Dneprov Je.D. Srednee zhenskoe obrazovanie v Rossii. [Women's secondary education in Russia]. Moscow, 2009. 231 s. (In Russian).

5. Evstratova A. I. Razvitie vysshego zhenskogo obrazovanija v Rossii v HIH veke [Development of higher education for women in Russia in the XIX century] //Zhenshhiny v otechestvennoj nauke i obrazovanii — Ivanovo, 1997. S.34-35. (In Russian).

6. Efremova N. P. Pervye shagi russkih zhenshhin k vysshemu obrazovaniju. [Formation and development of higher pedagogical education in Western Siberia]/ Voprosy istorii, 1983. № 3.S.21-25. (In Russian).

7. Ivanov A. E. Vysshaja shkola Rossii v konce XIX— nachale XX veka. [Higher school of Russia in the late XIX — early XX century]. Moscow, 1991. 98 s. (In Russian).

8. Isaeva T.A.Stanovlenie i razvitie vysshego pedagogicheskogo obrazovanija v Zapadnoj Sibiri [The formation and development of higher pedagogical education in Western Siberia]// Izvestiya AGU. 1999.№ 4. S.61-64. (In Russian).

9. Kniga-dnevnik Tobol'skoj Mariinskoj zhenskoj shkoly so 2 sentjabrja po 31 maja 1914 gg. // Gosudarstvennoe uchrezhdenie Tjumenskoj oblasti «Gosudarstvennyj arhiv v g. Tobol'ske» (GUTO GA). F.165. Op. 1. D. 8. L. 25. (In Russian).

10. Lejkina-Svirskaja V.R.Russkaja intelligencija v 1900-1917 godah [The Russian intelligentsia in the years 1900-1917]. Moscow. 2013. 76 s. (In Russian)

11. Nekrylov S.A. Professorsko-prepodavatel'skij korpus Imperatorskogo Tomskogo universiteta (1888 -fevr. 1917gg.) [The faculty of the Imperial University of Tomsk (1888 -Feb. 1917)] Dis. ... kand. ist. nauk, Tomsk. 1999. 300 s. (In Russian).

12. Ovcyn V. Razvitie zhenskogo obrazovanija (istoricheskij ocherk) [Development of women's education (historical essay)]. SPb., 1887.46 s. (In Russian).

13. Pavljuchenko Je.A.Zhenshhiny v russkom osvoboditel'nom dvizhenii: ot Marii Volkonskoj do Very Figner. [Women in the Russian liberation movement: from Maria Volkonskaya to Vera Figner]. Moscow. 1988. 269 s. (In Russian).

14. Piller O. V. Itogi zhenskogo obrazovanija v Rossii i ego zadachi. [Results of women's education in Russia and its objectives]. SPg., 1888. 239 s. (In Russian).

15. Popova O. D.Psihologicheskij klimat vzhenskih eparhial'nyh uchilishhah seredinyXIX — nachala XX vv. [Psychological climate in women's diocesan schools in the mid XIX-early XX centuries]// Pedagogika, 2005. № 2.S. 43-47. (In Russian)

16. Predtechenskij A.V. Ocherki obshhestvenno-politicheskoj istorii Rossii v pervoj chetverti HIH veka. [Essays on the socio-political history of Russia in the first quarter of the nineteenth century]. Moscow: Akad. nauk.1957.456 s. (In Russian).

17. Kuz'menko D. Sbornik postanovlenij i rasporjazhenij po zhenskim gimnazijam i progimnazijam Ministerstva narodnogoprosveshhenija za 1870-1903 gody. [A collection of ordinances and regulations for women's gymnasiums and schools of the Ministry of national education over the years 1870-1903]. Smolensk, 1904.102 s. (In Russian).

18. Slepenkova E.A. Iz istorii zhenskogo srednego obrazovanija v Rossii [From the history of women's secondary education in Russia]// Pedagogika, 2000. № . 9. S.74-77. (In Russian).

19. Sulimov V.S. Blagotvoritel'nye spektakli v shkolah Tobol'skoj gubernii v gody Pervoj mirovoj vojny [Charity performances in schools of Tobolsk province during the First world war] //Theory and practice of social development. 2010. № 3. S. 61-67. (In Russian).

20. Ustav zhenskih uchebnyh zavedenij vedomstva imperatricy Marii, vysochajshe utverzhdennyj 30.08.1855 g. [Charter of women's educational institutions of the Department of the Empress Maria, highly approved 30.08.1855] SPg., 1884. 346 s. (In Russian).

21. Ustav Tobol'skoj Mariinskoj shkoly [Charter of the Tobolsk Mariinsky school] // Gosudarstvennoe uchrezhdenie Tjumenskoj oblasti «Gosudarstvennyj arhiv v g. Tobol'ske» (GUTO GA). F.165. Op. 1. D. 8. L.25. (In Russian).

22. Shirokova M. P. Iz istorii zhenskogo pedagogicheskogo obrazovanija v Tomskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX— nachale XX vekov [From the history of women's pedagogical education in Tomsk province in the second half of XIX-early XX centuries] //Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya gumanitarnye nauki (Filologiya), 1999. № 6 (15). S.94-97. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.