Научная статья на тему 'К ХАРАКТЕРИСТИКЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ РЕГИСТРАТУРАХ (ОБЗОР)'

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ РЕГИСТРАТУРАХ (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н Ф. Борисенко, Н Д. Маленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ХАРАКТЕРИСТИКЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ РЕГИСТРАТУРАХ (ОБЗОР)»

Следует отметить, что внедрение АИС уже дало практические результаты. Так, с применением АИС установлена роль стажа работы по бурению в увеличении числа случаев и средней продолжительности 6 форм заболевания: острых респираторных; периферической, сердечно-сосудистой систем; хронических заболеваний органов дыхания; язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; травм и отравлений на производстве, что в определенной степени указывает на их связь с неблагоприятными условиями труда [2]. Согласно «Гигиенической классификации труда» (утверждена Минздравом СССР 12.08.86, № 4137—86), эти факторы в совокупности определяют условия труда рабочих ВУБР как опасные и вредные III степени, т. е. способствующие повышению профессиональной заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности. По результатам проведенных исследований разработан и внедрен комплекс мероприятий по совершенствованию медико-профилактического

обслуживания рабочих ВУБР, включающий профотбор, медицинский отбор, предвахтовый осмотр, организацию передвижных медицинских бригад, научно обоснованного рационального питания и т. д.

Литература

1. Амиров 3. Р., Ланге И. £., Искендерова Т. А. // Азер-байдж. мед. журн.— 1988.— № 8.— С. 71—73.

2. Дриго Е. ФЗимонт Л. Н., Кирсанова Л. А., Корнилов И. А. // Научные проблемы охраны труда на современном этапе.— М., 1984.— С. 103—106.

3. Мамедов А. М., Амиров 3. Р. // Съезд гигиенистов, санврачей, микробиологов, эпидемиологов и паразитологов МССР, 2-й: Материалы.—Ч. 1,—С. 80—82.

4. Методические рекомендации по выявлению и количественной оценке заболеваемости, связанной с условиями труда.— С., 1984.

5. Методические рекомендации по углубленному изучению заболеваемости с временной утратой трудоспособности.—

М., 1981.

6. Шехтман Б. А., Самедов И. Г., Мухаметова Г. М. Гигиена труда в нефтяной промышленности.— М., 1979.

I • • "

Поступила 01.11.89

© Н. Ф. БОРИСЕНКО, Н. Д. МАЛЕНКО, 1990 УДК 614.2:616-08-039.57

Я. Ф. Борисенко, Н. Д. Маленко

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРУДА

В МЕДИЦИНСКИХ РЕГИСТРАТУРАХ (ОБЗОР)

Киевский НИИ социальной гигиены и управления здравоохранением

Качество и эффективность работы поликлинических учреждений, профессионально-полезная занятость их персонала в значительной мере зависят от организации работы медицинской регистратуры. Это структурное подразделение несет ответственность за организацию приема больных в поликлинике, оказание им помощи на дому и ведение документации. Даже незначительные просчеты в работе регистратуры отрицательно сказываются на ритмичности функционирования всего учреждения. В этой связи особую значимость приобретает совершенствование работы этих подразделений на основе использования передовых форм и методов организации труда, широкого применения современных средств связи, оргтехники, элементов механизации и автоматизации производственных процессов. Актуальность проблемы усиливается тем вниманием, которое уделяется диспансеризации населения, перенесением диагностической и лечебной помощи в поликлинические условия.

В структуре регистратур городских поликлиник в соответствии с приказом министра здравоохранения СССР предусматривается наличие стола справок, отдела записи на прием к врачу, рабочих мест для приема и регистрации вызовов врача на дом, помещения для хранения амбулаторных карт (картотеки), медицинского архива и помещения для оформления медицинской доку-

ментации. Деятельность регистратуры строится по централизованной системе и участково-тер-риториальному принципу обслуживания населения.

Важным технологическим элементом в рабочем цикле регистратуры является запись посетителей на прием к врачу. В последние годы значительное распространение получили такие формы записи, как талонная и самозапись. Каждая из этих форм имеет положительные и отрицательные стороны. В частности, при талонной форме записи затраты времени посетителя в регистратуре составляют в среднем 11,5—14,5 мин, что приводит к скоплению людей у регистратора, нарушает ритмичность работы врачей и т. д. [12, 13, 27, 34]. При использовании самозаписи пациент имеет возможность самостоятельно оформить заявку на посещение поликлиники в удобный для него день недели. Такая форма регистрации с учетом получения посетителем необходимой справочной информации сокращает время его пребывания в регистратуре до 2,5 мин [27], а время, затрачиваемое медрегистратором на работу с больными, уменьшается в 3,5 раза [6]. Кроме того, с введением самозаписи количество посетителей, обращающихся в регистратуру, сокращается с 37,1 до 8,2% [48], но при этом оказывается ослабленным контроль за обследованием пациентов в флюорографическом, смотровом и глюкозуриче-

ском кабинетах [51]. Поэтому было предложено увязать работу регистратуры и кабинетов доврачебного приема, создав на их базе отделение профилактических осмотров и подготовки больных к приему у врача [3, 13, 24, 30]. Организация такого отделения, в состав которого входят регистрационный зал, картотека, диспетчерский пост, кабинет доврачебного приема, флюорографический кабинет, глюкозурический пункт, кабинет ЭКГ и кабинет учета профосмотров, позволяет сократить среднее время пребывания пациента в поликлинике на 33 мин; обеспечить прохождение обязательных профилактических осмотров 90—95 % больных, впервые посетивших поликлинику в текущем году; более рационально использовать труд врача в соответствии с его квалификацией и уменьшить нагрузку на врачебные кабинеты.

Около 20 % больных, назначенных на прием по предварительной записи, в поликлинику не являются, что, естественно, затрудняет возможность активного регулирования потока посетителей [6, 22, 45]. Для устранения этих недостатков предложен комбинированный метод, сочетающий в себе элементы самозаписи и талонной формы записи [13, 22, 29]. Преимуществом этого метода является и то, что повторные посещения врача в назначенный им день осуществляются без участия регистратуры.

С увеличением мощности поликлиник и их карто-хранилищ особую актуальность приобретает рациональная организация хранения и поиска амбулаторных карт. В современной литературе представлены характеристики существующих информационно-поисковых систем картотек. Так, М. П. Киселев [18] выделяет 12 видов этих систем. В частности, чаще других применяются картотеки с индексной поквартирной группировкой, где групповыми признаками выступают название улицы, номер дома и номер квартиры, а также картотеки с адресным принципом построения, когда амбулаторные карты располагаются в алфавитном порядке по территориальному признаку [31, 35]. В последние годы с успехом используются номерная и алфавитно-номерная системы, позволяющие ускорять поиск; они экономичны в эксплуатации, обеспечивают однозначность, неповторяемость цифровых кодов

[9, 14, 19, 28, 34, 39, 40, 43, 50]. На поиск одной

амбулаторной карты в такой системе затрачивается 20—25 с против 2,5—3,5 мин при применении других систем [20, 50].

Иногда применяются системы хранения и поиска амбулаторных карт, в основу которых положен признак, не изменяющийся в течение всей жизни,— год рождения пациента [37].

Система «гардероб» включает элементы номерной и адресной систем [50]. Пациенту выдается на руки документ, имитирующий гардеробный номерок, который содержит номерной идентификатор амбулаторной карты. Цифровой код идентифика-

тора включает номера участка, улицы, дома, квартиры. Такое построение картотеки, по мнению ее разработчиков, сводит до минимума время общения пациента с регистратором и время поиска карты.

С. А. Марковским и соавт. [26] описана единая алфавитно-цифровая нумерация всех медицинских документов каждого жителя района, области как ключевой элемент для последующей обработки на ЭВМ. При использовании данной системы хранения амбулаторных карт нет необходимости иметь дубликаты карт, регистраторы тратят значительно меньше времени на их поиск, улучшается контроль прохождения населением профилактических осмотров.

Для удобства ведения картотеки и пользования ею в медицинских регистратурах довольно часто применяют маркировку амбулаторных карт с помощью букв, цветных полос, знаков и т. п. [5, 7, 9, 11, 14, 15]. Такая система создает наглядность учета, сокращает время контакта медре-гистратора с больными, упрощает поиск амбулаторных карт. Внедрение маркировки позволяет создать единую картотеку регистратуры, так как нет нужды выделять отдельные полки, шкафы или ящики для хранения тех или иных карт, а надлежит раскладывать их только по участкам, что в последующем сокращает время поиска карты с 3 мин до 30 с [14].

Амбулаторные карты в большинстве регистратур хранятся на стеллажах, которые занимают много места, неудобны в работе, являются источниками пыли и т. д. [11, 25, 28]. Ведутся работы по совершенствованию способов хранения карт; в частности, предлагаются оригинальные конструкции стеллажей в виде вращающихся барабанов, элеваторных картотек и роторных установок [1, 11, 25, 41]. Эти устройства обеспечивают хороший обзор и контроль возврата документов, элеваторные и роторные установки позволяют механизировать подачу лотков в рабочую зону оператора. Механизация картотек крайне необходима при наличии больших массивов карт, поскольку она ускоряет поиск и существенно уменьшает затраты ручного труда медрегистраторов.

В автоматизации и механизации процессов хранения и поиска медицинской документации определенные достижения имеют зарубежные фирмы [33, 59]. В частности, американская фирма «Wabosh Filling Suplieus Jus» для быстрого'нахождения истории болезни разработала систему с указателями на папках, хранящихся на открытых металлических полках. При пользовании этой системой можно найти необходимый документ в течение нескольких секунд. Фирма «Diebold lus» предлагает картотечный шкаф с рядами полок, открывающихся автоматически. Все полки в течение 3 с поворачиваются в основное открытое положение.

Одним из технологических элементов деятельности регистратуры являются доставка амбула-

торных карт во врачебные кабинеты и возврат их в картохранилище. В настоящее время эту функцию, как правило, выполняют регистраторы-курьеры [8]. Применяемые мини-подъемники требуют постоянного присутствия дежурных регистраторов на каждом этаже поликлиники для дальнейшей доставки документов адресату, что в конечном счете ведет к увеличению численности персонала регистратуры [28]. Некоторые исследователи предлагают использовать в поликлиниках для механизированной доставки документов грейферные установки, пневмопочту, а также специально сконструированные для этого подъемники [16, 41].

Важное место в работе регистратуры отводится рационализации процесса движения недокументированной информации на основе использования внутриучрежденческой оперативной связи. Практика показывает, что затраты времени медреги-страторов, связанные с решением организационных и других вопросов, все еще велики и в ряде случаев достигают 21 % [21]. Средства связи, применяемые для оперативного обмена устной информацией, чаще всего представлены телефонной связью. Недостатками последней являются сравнительно низкая оперативность и большие затраты времени, связанные с работой номеронабирателя. Поэтому все большее распространение получает селекторная связь, которая позволяет сократить время вызова абонента в 50—80 раз, снижает вероятность ошибочных соединений, дает возможность одновременного участия в разговоре нескольких абонентов [28]. Переговорная связь в регистратуре устраняет контакт медрегистрато-ров с больными, что важно в противоэпидемическом отношении [17].

4

М. Н. Краснова [23] отмечает быструю утомляемость работников регистратур и для ее профилактики предлагает совершенствовать информационную службу, рационально организовать рабочие места, обеспечить поликлиники средствами оргтехники.

Снижению трудоемкости и улучшению условий труда медработников способствует внедрение электронно-вычислительной техники. Так, с применением ЭВМ стали возможными быстрая статистическая обработка больших объемов информации [2, 44], прогнозирование потока посетителей в поликлинике [38, 46], управление диспансеризацией населения [10], автоматизация системы управления учреждениями здравоохранения [36, 47, 49].

Е. Ф. Странадко и соавт. [42] разработана методика автоматизированного сбора анамнеза с использованием ЭВМ, что заменяет беседу врача с пациентом, ведение картотеки и заполнение медицинских карт (эта информация поступает в память машины), высвобождает время среднего медперсонала для более детального осмотра пациента.

Для решения вопросов оптимизации режима работы медрегистраторов и повышения производительности их труда предлагается автоматизировать хранение, поиск, раскладку, доставку в нужные кабинеты и обратно в картохранилище амбулаторных карт [32].

А. Ф. Гавриленко и соавт. [4] делают вывод о возможности замены истории болезни материалами, хранящимися в памяти ЭВМ и-вызываемыми на дисплей. Внедрение в практику ЭВМ позволит освободиться от громоздких картохранилищ, автоматизировать работу регистратуры, а также коренным образом изменить организацию труда медрегистраторов.

За рубежом выполнен ряд исследований, посвященных использованию компьютерной техники в медицинской регистратуре [53, 55, 57, 60], клинических лабораториях [52], архивных накопителях [56]. Ph. Drabs и G. Drabs [54] предлагают новую форму медицинского документа—электронную карту больного, которая содержит в закодированном виде данные о болезни, ее динамике и т. д. Эта карта, по мнению авторов, не только облегчит работу врача, но также будет иметь определенное значение для здравоохранения в масштабах страны, так как может обеспечить профессиональную интеграцию действий различных лечебных учреждений.

Следует отметить, что результаты проведенных в последнее время исследований не подтверждают широко распространенные опасения о тератогенном воздействии дисплейной технологии [58]. Величины рентгеновских и неионизирующих излучений, по данным оценки 150 различных моделей дисплеев, не превышают фоновых уровней. Отсутствие серьезной угрозы здоровью при работе с дисплеями тем не менее не исключает возможность психосоматических заболеваний вследствие профессионального стресса, нарушений опорно-двига-тельного аппарата, утомляемости глаз, сопровождающейся головными болями, подергиванием век, искажением цветового восприятия [58].

Таким образом, организационные формы работы медицинских регистратур имеют множество различных вариантов, каждый из которых обладает определенными преимуществами и недостатками. Несмотря на значительное число исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными, уровень технической оснащенности регистратур не соответствует современным требованиям. Сегодня технические средства начинают входить лишь в отдельные медицинские технологии, что, как правило, не приводит к существенному улучшению и облегчению труда. Поэтому медицинским регистраторам приходится выполнять большинство операций (которые уже сейчас могут быть механизированы или автоматизированы) вручную. Ухудшаются гигиенические и эргономические условия труда, приводящие к нарушению деятельности физиологических систем организма работающих и способствующие преждевременному

*

к

развитию утомления и возникновению различного рода заболеваний.

Необходимо уделять больше внимания совершенствованию режима труда и отдыха медреги-страторов. Нам представляется вместе с тем, что наиболее эффективное решение проблемы профилактики утомления и повышения работоспособности медицинского персонала связано с механизацией и автоматизацией основных производственных операций в регистратуре.

Следует также отметить, что в имеющейся литературе недостаточно освещена роль регистратуры в проведении профилактических мероприятий и диспансеризации населения. Медицинской регистратуре, по нашему глубокому убеждению, должно принадлежать ведущее место в организации и управлении этим важнейшим процессом. Она должна стать своего рода диспетчером-технологом всего процесса диспансеризации населения. Однако существующая организационная структура, техническое и кадровое обеспечение ее не позволяют решать эту задачу. Поэтому необходимо в срочном порядке разработать новое научно обоснованное положение о роли и функциях медицинской регистратуры на современном этапе развития здравоохранения.

Литература

>

1.

2.

Алферов В. СРуник И. С., Шорин В. Г. Оргтехника.

3.

4.

5.

6.

7.

М., 1973. Антонов Ю. информации

С. 227—233. Воронов М. зравоохр.—

Г., Карп Л. И. // Методы сбора и анализа в физиологии и медицине.— М., 1971.—

В., Густлан С. А., Яворский В. С. // Сов. 1978.

А. П., Павловский М. П., Сытник А. С., А. Ц Там же.— 1987.— № 10.—С. 9—12.

- 1980.—№ 9.— С. 36—37.

Гавриленко Шустер Л. Горбатов К С. II Мед. сестра.

в лечеб-1978,—

Гордон Ю. И., Долинская Т. Г. // Сов. здравоохр. 1975.— № 4.— С. 32—37.

Гринбергене Б. // Научная организация труда но-профилактических учреждениях.— Вильнюс, С. 26—27.

8. Гринбергене Б., Жилинскене Г., Каминскене Я. и др. // Комплексное внедрение научной организации труда в органах и учреждениях здравоохранения.— М., 1978.— С. 85—87. '

9. Гринбергене Б., Жилинскене Г., Аиюклис К. // Научная организация труда в амбулаторно-поликлинических учреждениях.—М., 1980.—С. *109—112.

10. Допытаев А. П. // Сов. здравоохр.— 1987.—№ 3.— С. 44—49.

Емельянов В. Г. // Там же.— 1975.—№ 2.—С. 12—15. Зотов Ю. И. Ц Мед. сестра.— 1984.—№ 8.— С. 47—49.

11.

12.

13.

Зотов Ю. И., Куценко Г. И. Организация труда медицинского персонала городской поликлиники.— М., 1988.

14. Иванова 3. И., Аверкиев Г. Т. // Мед. сестра.— 1983.— № 9.— С. 43—44.

15. Каминскене Я. // Научная организация труда в лечебно-профилактических учреждениях.— Вильнюс, 1978.— С. 26—27.

16. Канеп В. В., Липовецкая Л. Л., Берзупе А. К. Рациональные формы работы регистратур: Метод, рекомендации № 14.— Рига, 1974.

17. Капитонов Р. А., Меер Л. К. // Механизация труда в больницах.—М., 1965.—С. 135—137.

18. Киселев М. П. // Здравоохр. Белоруссии.— 1979.— № 5.— С. 33—34.

19. Кобец Г. П., Цванг Р. Л. // Сов. здравоохр.— 1977.— № 2.— С. 31—35.

20. Кобец Г. П. II Комплексное внедрение научной организации труда в органах и учреждениях здравоохранения.— М., 1978.— С. 82—85.

21. Комаров /О. Н., Кельманзон К. Н. Оргтехника в медицинских учреждениях.— М., 1973.

22. Красавин Л. А., Краснова М. И., Эристави В. Г. // Научная организация труда в амбулаторно-поликлинических учреждениях.— М., 1980.— С. 78—81.

23. Краснова М. Н. // Проблема комплексного внедрения НОТ в лечебно-профилактическйх учреждениях.— М., 1981.— С. 50—53.

24. Леоненко Н. А., Манойлина А. П., Барановская Л. М. Организация отделений профилактических медицинских осмотров взрослого населения в городских поликлиниках: Ведомственная инструкция.— Киев, 1980.

25. Логинова А. X. // Здравоохр. Белоруссии.— 1971.— № 3.— С. 68—69.

26. Марковский С. А., Ковальчук В. П., Мельник В. А. // Сов. здравоохр.— 1987.— № 1.— С. 35—37.

27. Минаков В. Ф., Горячева В. И., Вавилов С. В. // Там же.— 1979.— № 1.— С. 21—23.

28. Минаков В. Ф., Зотов 10. И., Камсюк Л. Г., Клинчен-ко Н. М. Механизация труда в лечебно-профилактических учреждениях.— М., 1980.

29. Методические рекомендации по внедрению комплекса НОТ в городской поликлинике / Минаков В. Ф., Токарева Ж. М., Зотов Ю. И. и др.—М., 1982.

30. Минаков В. Ф., Макарова Л. В., Калининская А. А. и др.— 1986.— № 2.— С. 6—10.

31. Миняев В. А., Поляков И. В., Шестакова Н. А. Формы и методы работы крупной городской поликлиники.—

М., 1980.

32. Миняев В. А., Гусев О. А., Завьялова Л. А. и др. // Сов. здравоохр.— 1986.— № 2.— С. 18—21.

33. Новые больницы за рубежом: Сборник рефератов.— М., 1977.—Вып. 10.

34. Писарева И. А. Эффективность внедрения системы мероприятий научной организации труда с целью совершенствования приема посетителей в городских поликлиниках: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— М., 1987.

35. Покровская Л. И. Организация поликлинической помощи населению.— М., 1980.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Польченко В. И. // Кибернетика и вычислительная техника.— Киев, 1978.— Вып. 41.— С. 9—14.

37. Пчелин В. И. // Здравоохр. Рос. Федерации.— 1981.— № 7.— С. 38—39.

38. Рамзанов Л. И., Фомина М. Г., Хижняк В. А., Ходорен-ко Ю. С. Ц Сов. здравоохр.— 1986.—№ П.—С. 26—29.

39. Рыскин Е. 3. II Научная организация труда в амбула-торно-поликлинических учреждениях.— М., 1980.— С. 88—91.

40. Рыскин Е. 3. II Здравоохр. Казахстана.— 1981.— № 2.— С. 7—10.

41. Соколов И. А. II Проблема комплексного внедрения НОТ в лечебно-профилактических учреждениях.— М., 1981.— С. 59—63.

42. Странадко Е. Ф., Осмоловский М. М., Александрова Л. А. Ц Сов. мед.— 1985.—№ 8.— С. 78—82.

43. Тамилявичус И. // Научная организация труда в лечебно-профилактических учреждениях.— Вильнюс, 1978.— С. 42—43.

44. Утямышев Р. И., Соломатин В. В., Калашников В. П. и др. // Сов. здравоохр.— 1982.—№ 3.— С. 32—39.

45. Фрейдлин С. Я. Городская, поликлиника: (организация работы).— Л., 1961.

46. Шанин И. А., Бондарь И. М., Трубников В. М. // Системный анализ и моделирование в здравоохранении.— Новокузнецк, 1980.—С. 174—177

47. Шахматов В. И., Савенко В. А., Володин В. Д. и др. // Сов. здравоохр.— 1980.—№ 12 —С. 30—32.

48. Шестакова И. А., Богданов Е. А., Богат 3. И. // Здравоохр. Рос. Федерации.— 1983.—№ 8.— С. 9—12.

49. Яковцов И. 3., Дубровский В. В., Файман Л. А. и др. // Сов. здравоохр.— 1980 —№ 10.—С. 9—12.

50. Якубов Э. А., Яровая Г. Л., Шалит Б. И. и др. // Сов. здравоохр.— 1981.— № 4.— С. 16—19.

51. Ярменчук А. Д. Управление городскими внебольничными учреждениями.— Киев, 1981.

52. Assicob М., Bonnay М., Bohuor С. // Techn. hosp.— 1977.—Vol. 32, N 320.—P. 11 — 118.

53. Baurufiend U. // Krankenhaus.— 1979.—Bd 71, N 10.— S. 378—380.

54. Drabs Ph., Drabs G. // Presse med.— 1983.—Vol. 12, N 30.— P. 1832—1844.

55. Farrel D. L., Worth R. M. // Hawaii med. J.— 1982.— Vol. 41, N 3.— P. 90—93.

56. Howard P. 5. // Hospitals.— 1977.—Vol. 51, N 6.— P. 140—144.

57. Kuhn I. M. // Ibid.— N 20.— P. 145—156.

58. Mealister N. H. // Cañad. J. publ. Hlth.— 1987.— Vol. 78, N 1.— P. 62—65.

59. Stem M. A., Winter I. W. // Meth., Inform. Med.— 1973.— Vol. 12, N 4.— P. 204—210.

60. Witte L. M., Goldman /. B. // Hospitals.— 1977.—Vol. 51, i N 16.—P. 119—124.

$

Поступила 12.10.89

Гигиена питания

КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990

УДК 613.298 + 614.37]:678.746.2221-07:616.153.915-039

9

А. Г. Шлейкин, О. В. Тарасова, А. Д. Мишина, Б. Ю. Калинин, В. И. Евсюков, Л. И. Петрова,

М. Н. Киселева, В. Г. Макаров

ВЛИЯНИЕ ПОЛИСТИРОЛА МАРКИ УПМ-0503 НА АНТИОКСИДАНТНУЮ СИСТЕМУ

КРОВИ БЕЛЫХ КРЫС

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Ударопрочный полистирол марки УПМ-0503, согласно разрешению Минздрава СССР, используется в изготовлении тары для упаковки молочных продуктов при комнатной температуре и плавленых сыров при 80 °С. Однако при санитарном контроле за применением полимерных материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, было установлено, что из полистирола УПМ-0503 при 80 °С в модельные среды, имитирующие пищевые продукты, мигрирует стирол в количествах, превышающих допустимый уровень миграции (0,01 мг/л). Ранее [12] было обнаружено, что при хроническом воздействии стирол вызывает токсические изменения в печени, коре надпочечников и центральной нервной системе [1, 6, 7], а также проявляет мутагенный и канцерогенный эффекты. Повреждающее действие стирола зависит от уровня внутриклеточного глутатиона, что обусловлено участием последнего в обезвреживании окиси и эпоксида, образующихся в ходе окислительного метаболизма стирола [1, 15, 16]. Важное значение природных тиоловых веществ в молекулярных механизмах неспецифической реакции организма на различные экстремальные воздействия [10—12] служит основанием для экспериментального изучения влияния продуктов миграции полистирола на показатели тиолдисульфидного обмена и антирадикальной защиты, отражающих состояние антиоксидантной системы в целом

[9, 10].

В настоящей работе изучали влияние на анти-оксидантную систему крови белых крыс масляных вытяжек из ударопрочного полистирола марки

УПМ-0503, а также помещенного в выполненную из него тару сыра «Янтарь».

Методика. На белых половозрелых крысах-самцах проведены 2 серии опытов: с масляной вытяжкой из\ полистирола и плавленым сыром «Янтарь» из полистирольной упаковки.

Масляные вытяжки готовили следующим образом. Горячее подсолнечное масло при 80 °С заливали в стакан из полистирола марки УПМ-0503 вместимостью 100 мл и выдерживали при комнатной температуре в течение 20 сут. Отношение площади образца (в см2) к объему масла (в см3) составляло 1:1. Масляную вытяжку вводили животным через зонд внутрижелудочно в объеме 1,5 мл на крысу ежедневно в течение 9 мес, кроме выходных дней.

Сыр «Янтарь» затаривали в изделия из полистирола в заводских условиях и выдерживали в течение 20 сут в холодильнике. Для скармливания животным использовали пристеночный слой сыра толщиной 0,5 см. Животные получали ежедневно по 1,5 г сыра на крысу в течение 9 мес, кроме выходных дней.

Контрольным животным давали подсолнечное масло и сыр «Янтарь» из стеклянной тары в тех же количествах, что и подопытным животным. Условия получения и хранения контрольных образцов масла и сыра были аналогичны таковым в опыте.

В ходе эксперимента проводили органолепти-ческое исследование масла и сыра и определяли в них содержание стерола спектрофотометриче-ским методом [5].

Кровь для исследования брали у животных из десны. В качестве антикоагулянта использовали гепарин. Эритроциты отделяли от плазмы центрифугированием и дважды промывали физиологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.