Научная статья на тему 'К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА'

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE WORKING CAPACITY OF THE STUDENTS OF A MEDICAL INSTITUTE

As a results of increase of studies during the period before the examination session the students are obliged to shorten some important elements of their daily regimen (sleep, outings, sports). The subsequent shifts noted testify to a considerable fall of the students’ working capacity during certain periods of their studies. If the students were allowed to plan themselves their time schedule, especially at the end of the term, their working capacity could probably be maintained at a required level.

Текст научной работы на тему «К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА»

Бенлат применялся в основном для обработки овощей и фруктов, потребление которых человеком, по данным Института питания АМН СССР, составляет примерно 600—700 г в сутки (без картофеля). Чтобы максимально допустимая суточная доза бенлата для человека не была превышена, содержание пестицида в обрабатываемых им овощах и фруктах должно составлять 8,92 мг/кг и не более. Однако, поскольку результаты, полученные при изучении остаточного содержания препарата в обработанных им плодах, показали, что максимальное содержание его не превышает 1 мг на 1 кг продукта, можно рекомендовать ДОК бенлата в овощах и фруктах на уровне 1 мг/кг. Это более чем в 8 раз ниже допустимой суточной дозы пестицида для человека, рассчитанной на основании данных токсикологических исследований.

ЛИТЕРАТУРА. Дыбан А. П. — «Вестн. АМН СССР», 1967, № I, с. 18— 30. — Е л и з а р о в а О. Н. Определение пороговых доз промышленных ядов при перо-ральном введении. М„ 1971. — Захарьин Ю. Л. — «Лабор. дело», 1967, № 6, с. 327— 330. — Коровкин Б. Ф. Ферменты в диагностике инфаркта миокарда. Л., 1965.— Орлова Н. В., Ж а л б э У. П. — «Вопр. питания», 1968, № 6, с. 49—54. — Покровский А. А. (ред.). Биохимические методы исследования в клинике. М., 1969. — Са-ноцкий И. В. — В кн.: Фармакология. Химиотерапевтические средства. Токсикология. М., 1971, с. 107—132. — Шергин Н. П. Биохимия сперматозоидов сельскохозяйственных животных. М„ 1967. — Ш те ибер г А. И., Кйрлич А. Е., Орлова Н. В.— «Вопр. питания», 1969, № 6, с. 66—71. — Ш т е н б е р г А. И., Торчинский А. М. — «Вестн. АМН СССР», 1972, № 2, с. 39—46. — Ш те н б е р г А. И., Орлова Н. В., Торчинский А. М. — «Гиг. и сан.», 1973, № 8, с. 16—20. — Штенберг А. И., Торчинский А. М. — Там же, 1974, № 7, с. 37—42.— Best Е. М„ Миггоу В. L. — "J. оссир. Med.", 1962, v. 4, p. 507—517. — Р а 1 m е г Н. R. — In: Bertelli A. (Ed.). Teratology Symposium. Amsterdam, 1969, p. 52—69.

Поступила 11/11 1975 r.

DATA FOR TOXICO-HYGIENIC CHARACTERISTICS OF THE PISTICIDE BENLATE

OF CARAMBATE GROUP

A. M. Torchinsky, N. V. Orlova, E. V. Smirnova, L. F. Makarova

The LD50 value of benlate for rats exceeds 3.6 g/kg when administered per os. The cumulative properties of the compound are weak. An investigation of the chronic action showed the sex glands (testicles) to be most affected. A dose of 62.5 mg/kg proved to be of threshold value and that of 12.5 mg/kg was below the threshold of the toxic action of benlate in case of its chronic (for 12 months) administration to the Wistar line of male rats. Determination of the residual amounts of the pesticide in vegetables and fruits treated with it showed them to be within the level of 1 mg/kg. On the basis of the investigation results obtained the authors suggest to set the dose of residual amount of benlate in vegetables and fruits treated with it at a level of I mg/kg weight of the product.

УДК 613.865-052.63:378.661

Канд. мед. наук С. Л. Долошицкий, Н. С. Лобойко

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Львовский медицинский институт

Исследования проводились на кафедре общей гигиены на протяжении учебного года. Под наблюдением находились 318 студентов III—IV курсов, имевших примерно одинаковую учебную нагрузку и среднюю успеваемость. Учебное расписание предусматривает ежедневно 4 ч практических занятий и 1 лекционную пару при 6-дневной учебной неделе. При этом общая недельная нагрузка составляет не менее 36 академических часов. В действительности же время пребывания студентов в институте более продолжительно, особенно в конце семестра. Так, если в начале семестра студенты заняты в среднем 6 ч ежедневно, то в конце его — 6 ч 45 мин, что связано в большинстве случаев

Таблица 1 Динамика жалоб, предъявляемых студентами в течение учебного дня и семестра

Динамика фазовых состояний у студентов в учебного дня и года

Таблица 2 течение

Этап наблюдений Количество студентов, предъявляющих жалобы (в % к числу опрошенных)

начало семестра конец семестра

1-я пара 13,1 20,8

2-я » 16,3 26,0

3-я » 31,5 46,1

В среднем за

учебный день 20,4 31,0

4-я пара 1 35,9 46,0

Этап наблюдений Количество лиц с определенной фазой (в % к общему числу обследованных)

Фазовые состояния начало учебного года конец осеннего семестра начало весеннего семестра конец учебного года

1-я пара Нормальная фаза 90,4 61,9 62,5 52,7

Уравнительная » 7,4 21,5 13,5 19,4

Парадоксальная » 2.2 16,6 24,0 27,9

2-я » Нормальная » 80,0 56,6 58,9 45,6

Уравнительная » 15,5 25,5 13,6 16,7

Парадоксальная » 4.5 17,9 27,5 47,6

3-я » Нормальная » — — 26,7 20,9

Уравнительная » — — 23,3 11,3

Парадоксальная » 50,0 67,8

1 На 4-й паре, как правило, проводится отработка студентами академической задолженности.

с необходимостью ликвидации академической задолженности и ознакомления в порядке подготовки к сессии с дополнительной литературой. Кроме того, студенты вынуждены некоторое время уделять подготовке к занятиям и на дому. По нашим наблюдениям, на это у них уходит ежедневно в среднем 2 ч 45 мин в начале семестра и 3 ч 55 мин в конце его. Таким образом, умственная работа студентов занимает ежедневно 8 ч 45 мин в начале семестра и 10 ч 40 мин в конце его.

При анализе данных, полученных анкетным методом, выяснилось, что увеличение времени, посвященного учебной работе, происходит за счет сокращения некоторых компонентов режима дня; основными из них являются сон, пребывание на свежем воздухе и «пассивный» отдых. Так, если продолжительность сна студентов в начале семестра составляет в среднем 7 ч 40 мин, то к концу семестра она сокращается примерно на 1 ч. Длительность прогулок студентов на свежем воздухе в начале и конце семестра составляет соответственно 4 ч и 2 ч 50 мин ежедневно, а «пассивный» отдых продолжается 3 ч 20 мин и 2 ч 40 мин. Кроме того, 23,6% студентов, регулярно занимавшихся утренней гимнастикой, к концу семестра прекращают эти занятия.

О том, в какой степени изменение режима отражается на самочувствии и работоспособности студентов, говорит проведенный нами анализ жалоб испытуемых (см. табл. 1). Как видно из табл. 1, в течение учебного дня (в начале и конце семестра) число студентов, предъявляющих жалобы, прогрессирует. Еще более неутешительные результаты получены при сборе жалоб у студентов, отрабатывающих академическую задолженность во внеучебное время (на 4-й паре). Кроме того, в ходе учебного дня меняется качественный состав жалоб. Так, если на 1-й паре студенты указывают в основном на сонливость, то на 3-й паре преобладают жалобы на пониженный интерес к работе. То же самое, но в еще большей степени, отмечается и на 4-й паре. Интерес к выполняемой работе у студентов падает и к концу семестра по сравнению с его началом. Например, количество лиц, отмечавших это на протяжении учебного дня, составляет соответственно 32,2 и 21,7% к общему числу предъявлявших жалобы, а во внеучебное время (на 4-й паре) —51,3 и 45,7%.

Для оценки работоспособности испытуемых нами были избраны корректурный метод и рефлексометрия. При анализе данных, получен-

ных с помощью корректурных таблиц, оказалось, что к концу семестра по сравнению с его началом скорость работы студентов снижается и количество допускаемых ими ошибок увеличивается. Так, если в начале семестра на 2-й паре студенты вычеркивают за 3 мин в среднем 17,3±0,15 строк, допуская при этом 2,85±0,08 ошибок, то в конце семестра эти показатели соответственно составляют 15,6±0,17 строк и 3,80±0,11 ошибок (разница в обоих случаях статистически достоверна).

Обследуя студентов с помощью рефлексометра ТХР-56М, мы анализировали как величину латентного периода двигательной реакции на световой и звуковой раздражители, так и ее колебания при действии раздражителей различной силы. В последнем случае в зависимости от результата обследования определяли нормальную, уравнительную и парадоксальную фазу. Результаты исследований представлены в табл. 2.

Данные табл. 2 показывают, что фазовые состояния высшей нервной деятельности на этапах наблюдений имеют определенную закономерность— наблюдается увеличение к концу занятий частоты уравнительной и парадоксальной фаз и уменьшение нормальной. В течение учебного года наблюдается наибольшая разница в частоте нормальной и патологических фаз между началом и концом обоих семестров, особенно осеннего. Легко заметить также, что соотношение фаз в начале весеннего семестра гораздо менее благоприятно, чем в начале учебного года, и в количественном отношении близко к таковому в конце осеннего семестра.

Величины латентного периода двигательной реакции на световой и звуковой раздражители на различных этапах наблюдений представлены в табл. 3.

Из табл. 3 видно, что с повышением учебной нагрузки латентный период двигательной реакции увеличивается. Если в начале учебного года у студентов к концу рабочего дня не наблюдается значимого снижения работоспособности, то в последующие этапы наблюдений эта закономерность хорошо выражена. Работоспособность студентов снижается и к концу семестров по сравнению с их началом, причем к началу весеннего семестра обнаруживаются остаточные явления утомления, вызванного напряженной работой студентов в конце осеннего семестра и во время экзаменационной сессии. Характерно, что продолжительность латентного периода у испытуемых на 3-й паре и на 3 этапах наблюдений остается примерно на одном уровне. То же относится и к данным, полученным у студентов, отрабатывающих практические занятия на 4-й паре. По-видимому, утомление, достигая высоких уровней к концу учебного дня и по его окончании, остается таким на различных этапах наблюдений, в том числе и на «неблагоприятных» (в конце семестров).

Таким образом, показатели работоспособности студентов находятся на должном уровне лишь в осенние месяцы. В остальные периоды

Таблица 3

Величины латентного периода двигательной реакции на различных этапах наблюдения

Величина латентного периода (в ысек)

Этап наблюдений Раздражитель начало учеб- конец осен- начало весен- конец учеб-

ного года него семестра него семестра ного года

1-я пара Свет 153± 1,22 177± 1,54 160± 1,81 175± 1,52

Звук 149± 1,34 179± 1,53 157± 1,80 174± 1,87

2-я » Свет 153± 2,09 175± 1,48 165± 2,01 178± 1,76

Звук 154± 1,56 176± 1,96 164+2,15 175± 1,85

3-я » Свет 153± 1,76 181 ± 1,22 187± 3,52 186±2,77

Звук 153± 1,76 186±2,09 171± 3,82 179±3,07

4-я э Свет — — 210±2,38 212±2,16

Звук — — 216± 1,98 218± 1,83

обучения (в конце осеннего и практически на протяжении всего весеннего семестра) они ухудшаются вследствие развивающегося утомления. Причина этого кроется, по-видимому, в неравномерном распределении учебной нагрузки, значительно возрастающей к концу семестров, так как в этот период студенты без отрыва от занятий вынуждены начинать готовиться к сессии (здесь сказывается отсутствие интервала между концом семестров и началом экзаменов). В связи с дефицитом времени студенты в большинстве случаев нарушают рационально построенный режим дня, сокращая действия, не связанные с умственным трудом. А это не способствует сохранению их работоспособности, а скорее усугубляет явления утомления. Продолжительность зимних студенческих каникул при таком распределении учебной нагрузки недостаточна для полного восстановления работоспособности, вследствие чего к началу весеннего семестра студенты чувствуют себя еще утомленными. Возможно, что предоставление им возможности самостоятельно планировать личный бюджет времени, особенно в период сессий, привело бы к увеличению их работоспособности и более полноценному освоению учебного материала.

Поступила 6/1 1975 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF THE WORKING CAPACITY OF THE STUDENTS

OF A MEDICAL INSTITUTE

S. L. Doloshitsky, N. S. Loboiko

As a results of increase of studies during the period before the examination session the students are obliged to shorten some important elements of their daily regimen (sleep, outings, sports). The subsequent shifts noted testify to a considerable fall of the students' working capacity during certain periods of their studies. If the students were allowed to plan themselves their time schedule, especially at the end of the term, their working capacity could probably be maintained at a required level.

УДК 613.865-052.63:377.5.018

Канд. мед. наук Я. С. Фокина, Т. П. Черкасская

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В СВЯЗИ С РАЗЛИЧИЯМИ В РЕЖИМЕ ОБУЧЕНИЯ

Центральный институт усовершенствования врачей, Москва

Настоящая работа является фрагментом общесоюзного исследования по единой методике, в котором участвуют гигиенические институты ряда городов. В работе представлены материалы изучения функционального состояния нервной системы 2 групп учащихся (50 человек) слесарей-инструментальщиков среднего профессионально-технического училища № 148 Москвы.

Училище расположено в типовом здании, в основном отвечающем гигиеническим требованиям, хорошо оборудовано. Занятия организованы в 1 смену. В недельном режиме 4 дня теоретических занятий чередуются с 2 днями практики в производственных мастерских. Занятия продолжаются от 5 до 7 ч с обязательным часовым обеденным перерывом. Учащиеся получают двухразовое полноценное питание. Исследования проводились на протяжении 2 полугодий 1-го года обучения и первого полугодия 2-го года обучения. 1-я группа на протяжении 3 полугодий имела постоянное расписание занятий с равномерным чередованием дней теории и практики. Дни практики приходились на вторник и пятницу, следовательно, учащиеся не занимались теорией более 2 дней подряд. У 2-й группы расписание занятий менялось. В первом полугодии она занималась по тому же расписанию, что в 1-й группе. Во вто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.