Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА'

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.В. Задорожный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE WORKING CAPACITY AND PHYSIOLOGICAL INDICES OF SENIOR COURSE STUDENTS DURING A SEMESTER

An investigation ol the physiological state of students revealed an insignificant fall of the working capacity and a strain of physiological functions at the end of a 14-week longsemester. No similar changes were noted in students if the semester was 10 weeks long.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА»

THE ACTION OF PERMANENT INDUSTRIAL NOISE ON THE POPULATION V. F. Rudenko, K. P. Antonova, S. R. Tischenko, A. A. Kononenko, G. G. Latysheva

The results of physiological investigations and answers of a questionnaire showed that industrial noise, spreading over a residential district, produces the most pronounced effect on persons with weakened adaptation capacities (pensioners) and those, that are subjected to the action of noise in the industry (workers).

УДК 612.766.1 + 613.8651-052.63

Канд. мед. наук Б. В. Задорожный

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА

Металлургический институт, г. Жданов

В течение осеннего семестра проведено исследование работоспособности и динамики физиологических показателей студентов IV—V курсов Ждановского металлургического института. В исследовании участвовало 238 студентов 4 специальностей IV курса сварочного и механико-машино-строительного факультетов, а также 106 студентов 5 специальностей V курса металлургического и технологического факультетов дневной формы обучения. Продолжительность семестра у студентов IV курса составляла 14 нед и у студентов V курса — 10 нед. Учебная нагрузка за счет обязательных занятий превышала 40 ч в неделю. Условия труда в институте по параметрам микроклимата, освещенности и шума в большинстве случаев находились в пределах, требуемых санитарными нормативами.

Для оценки умственной работоспособности студентов использован комплекс методик, характеризующих внимание, кратковременную память, скорость и точность мышления (решение задач). Внимание изучали по методике К. К- Платонова на сложение чисел с переключением. При этом учитывали количество выполненных операций (/Соп), коэффициенты точности (Кт) и работоспособности (Кр):

Кт = ! Кр = Коп-К*>

где К„р — количество правильно выполненных операций.

Объем и точность запоминания (кратковременную память) исследовали методом воспроизведения удержанных членов ряда из 49 цифр, предъявляемых на слух. При этом рассчитывали коэффициент запоминания (/С,), Кг и коэффициент ошибок (Ко) (А. Р. Лурия). Скорость и точность мышления характеризовали по методике умножения трехзначных чисел с записью действий (А. И. Вожжова). Учитывали Коа, выполненных за за 2 мин, и количество допущенных ошибок (R). Кроме того, исследовали время простых и дифференцировочных зрительномоторных реакций (ЗМР) и слухомоторных (СМР), автоматичность движений (пунктирование за 5 с). Состояние вегетативных функций оценивали по частоте пульса, уровню артериального давления и времени задержки дыхания на выдохе. Исследования проводили на практических занятиях (в их начале), в различные дни недели и часы. Результаты, полученные на 1-й неделе (I период), принимали за исходные, с которыми сравнивали данные, полученные в середине (II период) и конце семестра (III период). Результаты исследований обработаны непараметрическими методами математической статистики с достоверностью Р^0,05 (Е. В. Гублер и А. А. Генкин).

Динамика показателей, характеризующих работоспособность студентов IV курса, приведена в табл. 1. Полученные данные указывают на ухудшение работоспособности в конце семестра за счет снижения точности в тестах на внимание и мышление при сохранении и даже некотором увеличении

Таблица 1

Динамика показателей работоспособности студентов IV курса (средние арифметические

и размах колебаний)

Период исследования Число наблюдений Показатели работоспособности

внимание мышление

*оп *т *Р *оп К

236 60,6 0,991 59,5 6.0 0.6

I 27—112 0,937—1,0 27—112 4—10

238 61,6 0,986 60,5 7.1 1.2 1

II 32—114 0,905—1,0 32—108 4—12

236 65,4 0.9671 61,0 6.7 1.11

III 25—123 0,872—1,0 25—119 4—12

1 Достоверность различия по критерию знаков.

уровня продуктивности (/Соп). Снижение точности произошло как за счет увеличения Я, так и за счет увеличения числа студентов, допустивших их. Эта тенденция проявилась уже в середине семестра, однако достоверные различия выявлены лишь в показателях точности решения задач. В течение всего периода не выявлено достоверных различий показателей, характеризующих кратковременную память и автоматичность движений, что свидетельствует о их недостаточной информативности. Наряду с этим необходимо отметить высокую информативность теста на внимание.

Исследование времени сенсомоторных реакций (табл. 2) показало достоверное увеличение его в конце семестра на звуковые сигналы со значительным увеличением количества расторможенных дифференцировок при отсутствии таких различий в реакциях на световые сигналы. Подобные результаты представляются закономерными, если учесть, что слуховой анализатор является у студентов преимущественным входным каналом информации.

Представляет интерес динамика показателей, характеризующих состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Полученные данные свидетельствуют о достоверном уменьшении в конце семестра времени задержки дыхания на выдохе при учащении пульса и уровня систолического давления. Эти изменения подтверждают существенное напряжение физиологических функций.

Снижение работоспособности (ухудшение точности выполнения заданий) и динамику времени сенсомоторных реакций мы рассматриваем как показатели наступившего в конце семестра, но не резко выраженного утомления студентов. Это подтверждено и данными социологического исследования, в котором участвовали 369 студентов IV курса: 96 % опрошенных от-

Таблица 2

Динамика времени сенсомоторных реакций студентов IV курса (средние арифметические

и размах колебаний)

Период ■сследований Число наблюдений Время реакции (в уел ед.)

ЗМР СМР

простые дифференцированные просты« дифференцированные

146 37,3 59,3/0,37 35,0 55.5 /0.68

I 17,5—72,5 28,0—94,0 18,5—87,5 22.5—100.0

III 129 35,0 50,8/0.28 37,5 67,31/1,201

16—58 25—92,5 16—78 35—100

1 Достоверные различия по критериям знаков.

метили усталость в течение семестра, причем 72 % только в конце семестра, 13% в середине его и лишь И % в начале семестра.

Результаты исследований работоспособности и физиологических показателей студентов V курса не выявили достоверных различий ни в одном из периодов. Однако в изменении показателей, характеризующих работоспособность, отмечалась аналогичная тенденция.

Необходимо также указать, что не обнаружено существенных различий использованных показателей в зависимости от особенностей обучения по специальности.

Выводы

1. У студентов IV курса с продолжительностью семестра 14 нед в конце его определяли признаки умеренного утомления.

2. У студентов V курса с продолжительностью семестра 10 нед признаков утомления не было.

3. Особенности обучения по специальностям в техническом вузе не оказывают существенного влияния на изменения работоспособности и физиологических показателей студентов.

4. Наиболее информативным показателем снижения умственной работоспособности является снижение точности в тесте на внимание.

ЛИТЕРАТУРА. В о ж ж о в а1 А. И. Методика изучения функций анализа-торов при физиолого-гигиенических исследованиях. Л., 1973. — Г у б л е р Е. В., Г е н^-к и н A.A. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. — Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1970.

Поступила 29/X 1974 р.

THE DYNAMICS OF THE WORKING CAPACITY AND PHYSIOLOGICAL INDICES OF SENIOR COURSE STUDENTS DURING A SEMESTER

В. V. Zadorozhny

An investigation of the physiological state of students revealed an insignificant fall of the working capacity and a strain of physiological functions at the end of a 14-week long-semester. No similar changes were noted in students if the semester was 10 weeks long.

УДК 681.3:378.663(478.9-26)

Канд. мед. наук Т. С. Криворучко, Р. Я. Ваковская

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Кишиневский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии, Кишиневский сельскохозяйственный институт

Правильная постановка обучения и повышение работоспособности студентов — одна из центральных проблем педагогики и гигиены вуза. Большой объем программного материала и все возрастающий поток информации в связи с бурным научно-техническим прогрессом в наши дни ставят перед преподавателями высшей школы вопрос о необходимости рационализации учебного процесса, изыскании более эффективных методов обучения и профилактики утомления студентов.

Проведенные нами исследования 1 бюджета времени и режима дня студентов II и III курсов показали значительные отклонения от гигиенических требований, что приводит к большой перегрузке студентов, особенно в конце учебных семестров и года, т. е. в предэкзаменационный период и на экзаменационных сессиях.

1 На примере преподавания вычислительной техники на экономическом факультет Кишиневского сельскохозяйственного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.