метили усталость в течение семестра, причем 72 % только в конце семестра, 13% в середине его и лишь И % в начале семестра.
Результаты исследований работоспособности и физиологических показателей студентов V курса не выявили достоверных различий ни в одном из периодов. Однако в изменении показателей, характеризующих работоспособность, отмечалась аналогичная тенденция.
Необходимо также указать, что не обнаружено существенных различий использованных показателей в зависимости от особенностей обучения по специальности.
Выводы
1. У студентов IV курса с продолжительностью семестра 14 нед в конце его определяли признаки умеренного утомления.
2. У студентов V курса с продолжительностью семестра 10 нед признаков утомления не было.
3. Особенности обучения по специальностям в техническом вузе не оказывают существенного влияния на изменения работоспособности и физиологических показателей студентов.
4. Наиболее информативным показателем снижения умственной работоспособности является снижение точности в тесте на внимание.
ЛИТЕРАТУРА. В о ж ж о в а1 А. И. Методика изучения функций анализа-торов при физиолого-гигиенических исследованиях. Л., 1973. — Г у б л е р Е. В., Г е н^-к и н A.A. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. — Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
Поступила 29/X 1974 р.
THE DYNAMICS OF THE WORKING CAPACITY AND PHYSIOLOGICAL INDICES OF SENIOR COURSE STUDENTS DURING A SEMESTER
В. V. Zadorozhny
An investigation of the physiological state of students revealed an insignificant fall of the working capacity and a strain of physiological functions at the end of a 14-week long-semester. No similar changes were noted in students if the semester was 10 weeks long.
УДК 681.3:378.663(478.9-26)
Канд. мед. наук Т. С. Криворучко, Р. Я. Ваковская
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Кишиневский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии, Кишиневский сельскохозяйственный институт
Правильная постановка обучения и повышение работоспособности студентов — одна из центральных проблем педагогики и гигиены вуза. Большой объем программного материала и все возрастающий поток информации в связи с бурным научно-техническим прогрессом в наши дни ставят перед преподавателями высшей школы вопрос о необходимости рационализации учебного процесса, изыскании более эффективных методов обучения и профилактики утомления студентов.
Проведенные нами исследования 1 бюджета времени и режима дня студентов II и III курсов показали значительные отклонения от гигиенических требований, что приводит к большой перегрузке студентов, особенно в конце учебных семестров и года, т. е. в предэкзаменационный период и на экзаменационных сессиях.
1 На примере преподавания вычислительной техники на экономическом факультет Кишиневского сельскохозяйственного института.
Изучая суточный бюджет времени 202 студентов методом анкетного опроса в конце 1972—1973 учебного года, мы установили, что они заняты учебой (лекции, практические занятия, самоподготовка) 12—14 ч в сутки и более, что составляет до 70—80 ч и более в неделю. Значительное число студентов в этот период систематически не досыпает: 89 % опрошенных спят менее 8 ч в сутки, причем у 43% из них сон длится не более 6 ч в сутки. Все 100% студентов питаются нерегулярно, без соблюдения какого-либо режима, причем 69,6% из них — только 2 раза в день. Из-за недостатка времени 87,5% студентов не занимаются утренней физзарядкой или занимаются ею нерегулярно. Физическое воспитание они получают только на учебных занятиях.
Усвоение материала по курсу вычислительной техники требует большого умственного напряжения, приводит к значительному утомлению и снижению работоспособности студентов к концу 2-часовой лекции или 4-часо-вого лабораторно-практического занятия
Работоспособность и утомление студентов на занятиях мы изучали с помощью корректурных проб по таблицам Иванова — Смоленского. Этим путем определяли интенсивность работы и внимание студентов в течение учебного занятия (по числу просмотренных букв и допущенных ошибок в начале и конце занятия). С той же целью устанавливали объем кратковременной памяти по методике, разработанной Т. С. Криворучко, при помощи диапроектора ЛЭТИ и специально изготовленных диапозитивов (24 кадра с изображением различных слов). Применяли также рефлексометрию, с помощью которой измеряли время слухомоторной и зрительномоторной реакции студентов. Все исследования проводили в условиях естественного гигиенического эксперимента, в начале и в конце учебных занятий, на протяжении первого семестра 1973—1974 учебного года в 2 экспериментальных группах III курса. Исследованию подвергали 56 студентов ежемесячно, в одни и те же дни недели и в одно и то же время; в связи с этим наши данные сопоставимы.
В результате исследований определены показатели работоспособности центральной нервной системы, несущей основную нагрузку в процессе обучения. Данные анализа корректурных проб показали значительное снижение работоспособности и внимания студентов к концу учебных занятий по сравнению с их началом (уменьшение числа просмотренных букв и увеличение числа ошибок, допущенных ими при выполнении задания по корректурным таблицам за 2 мин). Динамика снижения работоспособности студентов показана в табл. 1 и 2, а также на рисунке.
-Результаты определения объема кратковременной памяти также показали снижение работоспособности студентов к концу занятий по сравнению с их началом и увеличение числа ошибок при записи слов с диапозитивов, просмотренных через ЛЭТИ. Об этом свидетельствуют данные табл. 3.
Результаты рефлексометрии, с помощью которой мы определяли время слухомоторной и зрительномоторной реакции студентов до учебной на-
Таблица 1
Динамика работоспособности по корректурным пробам на лекциях (в среднем на 1 студента)
Месяц Число просмотренных букв (в % к началу занятий) Число ошибок и пропусков (в % к началу занятий)
Сентябрь 81,6 194.4
Октябрь 78.9 217,4
Ноябрь 80.7 186,4
Декабрь 82,8 137,3
Таблица 2
Динамика работоспособности по корректурным пробам на практических занятиях (в среднем на 1 студента)
Меся к Число просмотренных букв (в % к началу занятий) Число ошибок и пропусков (в % к началу занятий)
Сентябрь 80.2 150,8
Октябрь 80.1 189,5
Ноябрь 81.4 171,0
Декабрь 81,9 136,2
%
14О 130 120 110 100 30
Сентябре, Октябрь Ноябрь Декабре
-
- 123.3%
- 117,8"/°
\ Э7.2У.
Кривая работоспособности Тпо корректурным пробам на практических занятиях (в % к началу семестра) в среднем_на 1 студента.
грузки и после нее, также показали, что к концу занятий у большинства из них реакция замедляется, т. е. наблюдается торможение (II фаза утомления). У некоторых обследованных происходит ускорение реакции и возбуждение (I фаза утомления). Однако в общих показателях замедление времени реакции выражено четко (табл. 4).
Следовательно, сдвиги показателей, полученных разными
методами исследований, однонаправленны, что говорит, с одной стороны, об их достоверности, а с другой — об определенных закономерностях динамики работоспособности студентов. Работоспособность студентов снижается к концу учебного дня как на лекциях, так и на лабораторно-практических занятиях, причем наиболее выражено ее снижение к концу лекции. Работоспособность студентов повышается с начала учебного года в течение первых 3 мес, а затем падает к концу семестра. Наиболее высокая работоспособность отмечается у студентов в октябре и ноябре.
' Определив динамику работоспособности студентов, можно дозировать учебную нагрузку как на лекциях, так и на лабораторно-практических занятиях; наиболее сложный учебный материал следует проходить в период наивысшей работоспособности студентов. Для первого семестра это будет октябрь и ноябрь.
Для планирования учебного материала, правильного отбора его и дозировки в процессе преподавания мы изучали трудность усвоения студентами теоретического и лабораторно-практического курса вычислительной техники. С помощью карт обратной связи получены письменные ответы студентов, на основании которых определена степень трудности восприятия ими всего теоретического курса (30 ч) по каждой теме, разделу и каждому вопросу излагаемого материала. Полученные данные подкрепляются результатами проверки выполняемых студентами самостоятельных заданий и тематических контрольных работ на лабораторно-практических занятиях. Кроме того, на лабораторно-практических занятиях студенты заполняют специальные аудиторные операционные карты, по которым можно видеть, как справляется каждый из них с работой с учетом времени и качества выполнения каждого вида задания. По этим данным удается определить степень трудности усвоения студентами отдельных тем и практических заданий.
Получив экспериментальные и анкетные данные, мы подразделили весь учебный материал по степени трудности на 3 категории: легкоусваивае-
Таблица 3
Динамика объема кратковременной памяти на практических занятиях (в среднем на 1 студента)
Таблица 4
Динамика среднего времени двигательной реакции на звуковые и световые раздражители (в среднем
Количество на 1 студента)
Месяц правильно воспроизведенных слов (в '/с к началу занятий) Допущено ошибок (в % к началу занятий) Месяц Время реакции на звук (в % к началу занятий) Время реакции на свет (в % к началу занятий)
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 88.7 90.2 91.8 86.3 146,2 128.6 123.1 142,9 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 111.6 109.2 107,8 111,1 113,2 111,2 110.4 112.5
мый материал, который составляет по нашей дисциплине 20% лекционного и 12,5% практического курса; материал средней трудности, составляющий 46,7% лекционного и 60% практического курса; трудноусваиваемый материал, составляющий 33,3% лекционного и 27,5% лабораторно-практическо-го курса.
В результате проделанной нами работы мы планируем дальнейшее прохождение учебного материала с учетом степени трудности усвоения студентами каждой темы и каждого раздела его; динамики работоспособности студентов; взаимосвязи теоретического курса с материалом лабораторно-прак-тических занятий; согласования объема учебной информации с бюджетом времени студентов.
Значительное место отводится самостоятельной работе студентов. Часть теоретического курса, в первую очередь легкоусваиваемый материал, будет выделена для самостоятельного изучения студентами; при этом преподаватель будет консультировать их в случае, если они встретят те или иные затруднения.
Правильный учет динамики работоспособности и бюджета времени студентов, а также дидактических принципов в процессе обучения позволяет активизировать и интенсифицировать учебный процесс, обеспечить наилучший результат при наименьшей затрате сил и времени, т. е. добиться оптимального построения всего учебного процесса.
Поступила 15/Х 1974 р.
HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE RATIONALIZATION AND PLANNING OF
A TEACHING PROCESS
T. S. Krivoruchko, R. N. Vanovskaya
Arrangement, proper choice and dosage of the subjects in the course of studies requires an assessment of the difficulty of each subject, the dynamics of students; working capacity, the interrelation between theoretical course with practical laboratory classes and the time budjet of the students.
УДК 613.648:546.799.4.02.239:539.215.4
M. А. Ходырева, M. С. Егорова, Р. Я■ Ситько, Е. И. Вострухов, Б. Ф. Мусатков
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСПЕРСНОСТИ ЧАСТИЦ Pu23» ПРИ КОНТАКТНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ КОЖИ
При работах в горячих лабораториях одним из факторов неблагоприят ного воздействия" на персонал является загрязнение кожных покровов радиоактивными веществами, в том числе Pu239 (H. Ю. Тарасенко и соавт.; С. М. Городинский и В. Л. Щербаков). Наряду с количественной оценкой уровней поверхностного загрязнения кожи плутонием существенная роль принадлежит определению спектра частиц, содержащих изотоп. В доступной литературе мы не встретили данных по этому вопросу. Между тем изучение физико-химических характеристик загрязняющего агента (агрегатное состояние, дисперсность, растворимость) важно для объяснения механизма проникновения и характера распределения изотопов в кожных покровах, прочности связи загрязнителя с кожей и, наконец, для объяснения степени ее дезактивируемости. В связи с этим нашей целью было исследование дисперсности активных частиц, попадающих на кожу и резиновые перчатки, в условиях профессиональной деятельности.
При определении дисперсности частиц Pu239 использовали метод авторадиографии. Наблюдение вели за группой слесарей горячей лаборатории (10 человек), которые в течение смены работали в резиновых перчатках. В конце смены у лиц, на коже которых прибором РУП-1 выявлено радиоактивное загрязнение, проводили 10-минутный контакт ладонной поверхности с ядерными пластинками типа А-2 толщиной 50 мкм. Пластинки по-