Литература
1. Хаитов Р.М., Игнатьева Г.А., Сидорович И.Г. Иммунология. Норма и патология: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
2. Федоренко О.Е. Клинический ошт терапии псориаза /О.Е.Федоренко// Укра-шський журнал дерматологи, венерологи, косметологи. -2012. № 1(44). - С. 59-62
3. Bеgone E., Michel L., Flageul B. et al Expression, subcellular localization and cy-tokinic modulation of Toll-like receptors (TLRs) in normal human keratinocytes: TLR2 up-regulation in psoriatic skin. Europ J Derm. 2007; 17; 6: 497—506.
4. Clark R., Kupper T. Old meets new: the interaction between innate and adaptive immunity. J Invest Dermatol 2005; 125: 4: 629—37.
5. Medzhitov R. Toll-like receptors and innate immunity. Macmillan Magazine Ltd. 2001; 135—145.
6. Pivarcsi A., Bodai L., Rethi B. et al. Expression and function of Tolllike receptors 2 and 4 in human keratinocytes. Int Immunol 2003;15: 721—730.
7. Wolkenstein P. Psoriasis in France and associated risk factors: results of a case control study based on a large community survey// P. Wolkenstein, J. Revuz, J.C. Roujeau, et al/ Dermatology. - 2009. Vol. 218. - P. 103-109
ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ КУРСА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Гаптарь М.И.,
ассистент кафедры нормальной физиологии
Калевич А.А., студентка Костеневич Ю.Д.,
студентка
Белорусский государственный медицинский университет,
Республика Беларусь, г. Минск
Аннотация. В статье изучена динамика умственной работоспособности студентов в течение учебного дня, учебной недели, в течение семестра, проводится анализ ее комплексной оценки по совокупности показателей: концентрации внимания, объема и скорости переработки зрительной информации, уровня умственной работоспособности и его изменения в динамике учебной деятельности, взаимосвязи между вниманием и работоспособностью.
Ключевые слова. День, неделя, семестр, студенты, умственная работоспособность.
Annotation. The paper studied the dynamics of the mental health of students during the school day, school week, throughout the semester, the analysis of its comprehensive evaluation of the aggregate indices: concentration, volume and speed of processing visual information, the level of mental capacity and its change s in the dynamics of training activities, the relationship between attention and capacity for work.
Keywords. Day, week, semester, students, mental capacity.
Введение. Развитие науки и техники, постоянно увеличивающийся поток информации ведут к интенсификации учебного процесса в вузе. Это вызывает увеличение объема изучаемого материала, ведет к повышению интенсивности и напряженности умственного труда студентов. Все чаще обнаруживается невысокая функциональная подготовленность студенческой молодежи к поддержанию необходимой умственной активности. В течение учебы студенты находятся в постоянном умственном напряжении, которое у них значительно выше, чем у молодых представителей других социаль-
35
ных групп [1]. Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного.
Изучение динамики умственной работоспособности студентов видится необходимым для оптимизации режима обучения и воспитания, для обеспечения соответствия условий этих процессов возрастным возможностям организма и разработки мер по активному целенаправленному влиянию на развитие обучающихся, повышения их работоспособности и функциональных возможностей основных физиологических систем.
Цель исследования: изучить динамику умственной работоспособности студентов 2-го курса Белорусского государственного медицинского университета.
Методика исследования. Исследование умственной работоспособности проводилось при помощи корректурных буквенных проб Анфимова. Для исследования объема и скорости переработки зрительной информации использовались таблицы с кольцами Ландольта. Уровень умственной работоспособности и его изменение в динамике учебной деятельности определялись по методу Э.Крепелина, взаимосвязь между вниманием и работоспособностью - с помощью методики В.Некрасова [2, 3].
Данные показатели исследовалась в процессе учебного дня, недели, семестра.
Результаты исследования. Первый этап проведенных исследований был посвящен изучению динамики умственной работоспособности студентов на протяжении учебного дня. Для оценки умственной работоспособности использовали параметры концентрации внимания, а также объема и скорости переработки зрительной информации.
Оценка концентрации внимания проводилась по двум основным показателям: коэффициенту точности выполнения задания, коэффициенту умственной продуктивности.
Для оценки объема и скорости переработки зрительной информации использовались следующие параметры: объем зрительной информации, скорость переработки зрительной информации.
В течение учебного дня наблюдалось снижение уровня умственной работоспособности (от первого к третьему занятию). Причем, от первого ко второму занятию происходило увеличение количественных показателей концентрации внимания, объема и скорости переработки зрительной информации. Концентрация внимания достигала своих максимальных значений во второй половине первого учебного занятия (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика работоспособности студентов в течение учебного дня
Номер занятия Общее кол-во просмотренных знаков Кол-во ошибок Коэф-т ошибок Коэф-т точности выполнения задания Коэф-т умственной про- дук-тивности Объем зрительной ин-формации Скорость переработки зрительной информации
11 (1) 612,05 1,22 0,002 0,998 610,82 369 1,2
12 (2) 783,16 0,78 0,001 0,999 782,37 384 1,34
2.1 (3) 719,38 8,47 0,009 0,991 712,9 392 1,33
2.2 (4) 603,25 15,08 0,025 0,975 588,16 373 1,25
3.1 (5) 521,17 20,32 0,039 0,961 500,84 361 1,19
3.2 (6) 478,13 24,38 0,051 0,949 453,75 347 1,15
Скорость переработки, объем зрительной информации максимально возрастали к началу второго занятия. 36
При этом количество ошибок, допускаемых студентами в выполняемых заданиях, достоверно растет от первого к последнему занятию.
В течение учебного дня у студентов отмечается перемежающаяся оптимизация психофизиологических функций. В исходном состоянии и после учебных занятий наблюдаются наибольшие отклонения от среднедневных значений. Для умственного труда студентов системообразующими факторами являются функции внимания и мышления, которые находятся в обратной корреляционной зависимости: ухудшение скорости мышления сопровождается улучшением концентрации и переключения внимания.
Анализ данных, полученных в течение недели, показывает, что суббота являются днем наиболее низкой работоспособности. В этот день студенты работают с наименьшей скоростью и делают много ошибок в корректурных пробах.
Во вторник и среду умственная продуктивность повышались, а затем начинала постепенно снижаться к субботе. Аналогичные изменения происходили с показателями скорости переработки и объема зрительной информации (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика изменения работоспособности студентов в течение недели
День недели Общее кол-во просмотренных знаков Кол-во ошибок Коэф-т ошибок Коэф-т точности выполнения задания Коэф-т умственной про- дук-тивности Объем зрительной ин-формации Скорость переработки зрительной информации
Пн 564,73 1,12 0,002 0,998 563,6 376 1,23
Вт 628,65 3,77 0,006 0,994 624,87 379 1,28
Ср 781,22 14,84 0,019 0,981 766,37 391 1,32
Чт 751,36 3,75 0,005 0,995 747,6 386 1,31
Пт 719,45 20,14 0,028 0,972 699,3 381 1,27
Сб 602,61 13,25 0,022 0,978 589,35 375 1,21
В течение недели происходили существенные колебания коэффициента точности выполнения задания количества допускаемых ошибок. В понедельник количество ошибок было достоверно ниже, чем в другие дни недели. Максимальных значений оно достигло в пятницу и среду, при этом, значительно снижалось в четверг.
Таким образом, наиболее высокие показатели работоспособности и наибольшая синхронизация между скоростью и точностью работы регистрировались в среду и четверг. В пятницу отмечалось снижение всех показателей, переходящее на субботу. Вместе с тем, показатель количества просмотренных знаков в субботу оставался выше, чем в понедельник.
В тоже время показатели точности работы, объема и скорости переработки информации принимали в субботу минимальные значения.
Нужно отметить, что работоспособность студентов на недельном отрезке времени, можно охарактеризовать как относительно устойчивую. Это объясняется совершенствованием высшей нервной деятельности и механизмов регуляции функционального состояния основных физиологических систем организма.
Комплексная оценка состояния умственной работоспособности студентов выявила в недельной динамике: уменьшение от четверга к субботе доли студентов, заканчивающих учебный день без признаков утомления и, наоборот, увеличение частоты проявления утомления. Среда и четверг характеризовались некоторым уменьшением
доли студентов с выраженными признаками утомления. А это, как и динамика средних величин показателей умственной работоспособности, указывает на известное напряжение механизмов регуляции функционального состояния основных физиологических систем организма, мобилизацию резервов для выравнивания интенсивности и точности работы, силы активного внутреннего торможения и сопротивляемости утомлению. В результате в среду и четверг умственная работоспособность возрастает.
Сопоставление данных точности работы позволяет отметить постепенное снижение показателя точности и увеличение количества допущенных в работах ошибок от середины к концу семестра, что, равно как и аналогичные изменения в конце учебного дня и недели, говорит о нарастании процессов утомления.
Анализ динамики коэффициентов показал постепенное увеличение работоспособности на протяжении двух первых месяцев семестра, достигнувшей своего максимума в начале ноября, после чего наблюдалось снижение количественных показателей концентрации внимания. Скорость переработки информации достигла своего максимума уже в начале октября, а объем зрительной информации оказался наибольшим во второй половине семестра и достиг своего пика в начале декабря.
Результаты исследования работоспособности студентов в течение семестра представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика изменения работоспособности студентов в течение учебного семестра_
Месяц Общее кол-во просмотренных знаков Кол-во ошибок Коэф-т ошибок Коэф-т точности выполнения задания Коэф-т умственной про- дук-тивности Объем зрительной ин-формации Скорость переработки зрительной информации
Сентябрь 548,35 6,93 0,012 0,988 541,76 381 1,24
Октябрь 567,28 3,97 0,007 0,993 563,3 381 1,27
Ноябрь 579,5 2,27 0,004 0,996 577,18 385 1,26
Декабрь 551,12 9,37 0,017 0,983 541,75 387 1,25
Январь 536,75 13,41 0,025 0,975 523,33 383 1,22
Выводы. Подъемы и спады показателей умственной работоспособности от часа к часу занятий объясняются перестройкой в функциональном состоянии физиологических систем, прежде всего центральной нервной системы, в процессе умственной деятельности студентов колебаниями напряжения этой ведущей системы. Изучение динамики умственной работоспособности студентов в течение дня, недели и семестра, и применение ее комплексной оценки по совокупности показателей позволяет считать десятичасовую учебную нагрузку предельной. В сочетании с временем необходимым на самоподготовку, суммарная учебная нагрузка, дневная и недельная, превышает рабочий день и рабочую неделю среднего работающего человека. Такая нагрузка приводит к возникновению нежелательной (резко выраженной) фазы утомления большинства прилежных и дисциплинированных студентов, к дефициту отдыха. У части студентов систематически большая учебная нагрузка в ВУЗе и продолжительная самоподготовка приводят к выраженному напряжению функциональных возможностей основных физиологических систем, прежде всего центральной нервной системы. В этих условиях отдельные учащиеся начинают учебный день с крайне низкой умственной работоспособности. Период врабатывания затягивается, и после небольшого подъема показатели работоспособности интенсивно снижаются. 38
Литература.
1. Коваленко, Т.Г. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов: учебн. пособие / Т.Г. Коваленко, Е.Л. Смеловская, Л.В. Агафонова. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. - 92 с.
2. Ворсина, Г.Л. Практикум по основам валеологии и школьной гигиены / Г.Л. Ворсина, В.Н. Калюнов. - Минск: Тесей, 2008. - 244 с.
3. Елисеев, О.П. Оценка умственной работоспособности по Э.Крепелину / О.П. Елисеев: практикум по психологии личности .- СПб., 2003. - С. 199-200.