Научная статья на тему 'Динамика умственной работоспособности как критерий адаптации к учебной нагрузке'

Динамика умственной работоспособности как критерий адаптации к учебной нагрузке Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
747
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬЮ / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / MENTAL CAPACITY / PROGRESS / HEART RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Огарышева Наталья Владимировна

В статье рассматривается динамика умственной работоспособности студентов в процессе учебной деятельности и ее связь с успеваемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Огарышева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MENTAL CAPACITY AS CRITERION OF ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL LOADING

In the article a dynamics is examined the mental capacity of students in the process of educational activity and its connection with progress.

Текст научной работы на тему «Динамика умственной работоспособности как критерий адаптации к учебной нагрузке»

Медико-экологические проблемы

УДК 612.8

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КАК КРИТЕРИЙ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНОЙ НАГРУЗКЕ

© 2014 Н.В. Огарышева

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Поступила 04.05.2014

В статье рассматривается динамика умственной работоспособности студентов в процессе учебной деятельности и ее связь с успеваемостью.

Ключевые слова: умственная работоспособность, успеваемостью, частота сердечных сокращений

Успех обучения студентов определяется состоянием их здоровья, функциональными и адаптивными возможностями организма, уровнем физической и умственной работоспособности.

Под работоспособностью понимается способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении заданного времени без снижения ее эффективности [3]. Уровень работоспособности зависит от возраста, состояния здоровья, тренированности, чувства долга, условий и режима труда и отдыха, характера выполняемой работы и т.д.

На показатели умственной работоспособности оказывают влияние: психофизиологические особенности личности, функциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма, развитие специальных знаний, умений и навыков [4].

В.Г. Асеевым [1] выделены критерий оценки успешности адаптации к учебной деятельности в высших учебных заведениях:

стабильность в процессе учебы функционального состояния организма студентов (отсутствие резких сдвигов в соотношении физиологических и психологических функций);

- успешность (текущая и экзаменационная успеваемость);

- отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

М.В. Антроповой, А.О. Навакатикяном и др. установлена динамика умственной работоспособности в течение суток, недели и учебного года у детей и подростков.

Исследованиями А.Н. Пивоварова с соавт. [5], Л.К. Токаевой с соавт. [6] зарегистрировано ухудшение физической и умственной работоспособности от младших курсов к старшим. Л.К. Бу-словской [2] установлено, что напряжение процессов адаптации ведет к снижению интеллектуальной продуктивности и успеваемости студентов.

Огарышева Наталья Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, [email protected]

Литературных данных о динамики умственной работоспособности и ее влияния на успеваемость студентов не достаточно.

Целью работы явилось изучение динамики умственной работоспособности студентов 1-5 курсов в течение учебного года.

Задачи исследования:

1. Изучить показатели умственной работоспособности студентов 1-5 курсов в начале и в конце учебного года.

2. Изучить взаимосвязь между показателями умственной работоспособности, частотой сердечных сокращении и успеваемостью.

В исследовании приняли участие 89 студентов естественнонаучного факультета. Обследование студентов проводилось в ноябре и июне в первой половине дня. Динамика умственной работоспособности изучалась методом дозирования объема работы во времени с помощью буквенных таблиц В.Я. Анфимова. Вычеркивание букв испытуемые осуществляли в течение двух минут. В результате анализа протоколов получены количественные и качественные показатели умственной работоспособности:

• количество просмотренных знаков (S);

• общее число допущенных ошибок (п): пропущенные и неправильно зачеркнутые знаки;

• количество знаков, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном буквенном ряде

(N);

• число зачеркнутых знаков, содержащихся в общем количестве просмотренных букв (М);

• коэффициент точности выполнения задания (А): А = М / N;

• скорость (производительность) внимания (С): С = S / Т , где Т- время выполнения работы в секундах;

• качество работы или ее эффективность (R) = (1- (n / S)) * 100.

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы измеряли частоту сердечных сокращений до и после умственной нагрузки.

Успеваемость является одним из критериев адаптации к обучению в университете, поэтому

636

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 5(1)

был проведен ее анализ в течение учебного года (зимняя и летняя сессии). Кроме этого, у студентов первого курса были проанализированы данные Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Тестовые баллы ЕГЭ были переведены в оценки по пятибалльной системе.

Результаты обрабатывали с использованием программы «Statistica» с оценкой достоверности различий по t-критерию Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Данные умственной работоспособности студентов в начале и конце учебного года представлены в таблице. Их анализ показал, что в начале учебного года количество просмотренных букв у первокурсников достоверно ниже на 68-112 знаков, чем у студентов 2-5 курсов. Количество

ошибок у студентов 1-го курса больше, чем у старшекурсников, за исключением 3-го курса. Коэффициент точности выполнения заданий в ноябре достоверно ниже у 1-го курса, чем второго, четвертого и пятого.

Производительности внимания в единицу времени ниже на 0,6-0,9 знаков/сек у первокурсников, чем старшекурсников. Качество работы ниже у студентов-первокурсников, чем у 2-го, 4-го и 5-го и, примерно, на одном уровне с третьим курсом.

Таким образом, количественные и качественные показатели умственной работоспособности в начале учебного года ниже у первокурсников, чем их коллег, обучающихся на 2-5 курсах.

Таблица. Показатели умственной работоспособности студентов

К У р с д а т а Показатели

S М п А С R

1 н 347,74+13,66 88,74+3,00 4,13+0,65 0,96+0,01 2,90+0,11 98,84+0,17

и 389,73+15,68 107,00+4,73 1,13+0,29 0,99+0,01 3,25+0,13 99,70+0,08

2 н 416,00+17,20”* 112,24+4,61*** 1,29+0,25*** 0,99+0,01*** 3,47+0,14*** 99,69+0,06***

и 368,54+14,66 99,62+4,92 1,31+0,36 0,99+0,01 3,07+0,12 99,66+0,10

3 н 459,92+44,92*" 103,92+5,55* 4,83+0,97 0,95+0,01 3,83+0,37*** 98,85+0,25

и 419,38+9,95 119,92+2,75 1,00+0,29 1,00+0,01 3,49+0,08 99,76+0,09

4 н 439,54+19,48*** 122,38+2,96*** 1,92+0,33** 0,98+0,01*** 3,66+0,16*** 99,53+0,11***

и 460,89+28,35* 120,33+7,71 1,33+0,41 0,99+0,01 3,84+0,24* 99,70+0,09

5 н 417,93+4,81*** 120,50+2,65*** 1,21+0,26** 1,00+0,01*** 3,48+0,12*** 99,71+0,06***

и 459,93+16,01*** 131,14+3,87*** 1,86+0,40 0,99+0,01 3,83+0,13*** 99,60+0,08

Примечание: 1. *р<0,05, **р<0,01, ***р<0,005 к величине показателя в группе студентов 1 курса; 2. Н - ноябрь, И -июнь, S - количество просмотренных знаков, М - число зачеркнутых знаков, п - общее число допущенных ошибок, А -коэффициент точности выполнения задания, С - производительность, R - качество работы

В конце учебного года количество просмотренных знаков у студентов первого курса выше, чем у 2-го - на 21 знак и ниже, чем у 3-5-го в среднем на 30-71 знак (таблица). Количество допущенных ошибок, коэффициент точности и качество работы в июне у испытуемых 1-5 курсов находится примерно на одном уровне. Производительность внимания в конце учебного года у первокурсников выше, чем у второкурсников на 0,2 знаков/сек, но ниже чем у 3-5 курсов на 0,20,6 знаков/сек.

Анализ данных, полученных в июне, показал, что умственная работоспособность у первокурсников примерно на одном уровне с испытуемыми 2-3 курсов; количество просмотренных знаков, ошибок, производительность ниже, чем у 4-5 курсов.

Успеваемость студентов - это одна из важнейших характеристик образовательной деятельности. Ее анализ показал, что у студентов-первокурсников она ниже, чем у их коллег, обучающихся на 2-5 курсах, как в зимнюю, так и летнюю сессии. У 1 курса в зимнюю сессию средний балл составил 3,5, что достоверно ниже,

чем у 3-го (4 балла, р=0,032) и 5-го (4,4 балла, р=0,000) курсов; в летнюю сессию различия достигают уровня достоверности только с 5 курсом, соответственно 3,6 и 4,2 балла, при р=0,006. Результаты сдачи экзаменационных сессий у первокурсников согласуется с итогами ЕЕЭ.

Для выявления зависимости между уровнем умственной работоспособности, частотой сердечных сокращений и успеваемостью студентов был проведен корреляционный анализ.

У студентов 1-го, 3-4 курсов имеются зависимости между показателями умственной работоспособности и частотой сердечных сокращений. У первокурсников: чем выше ЧСС, тем выше производительность внимания (г=0,58); у 3-го и 4го курсов - при высоких значениях ЧСС возрастает количество вычеркнутых знаков (г=0,68 и 0,52, соответственно).

Зарегистрирована зависимость между ЧСС и успеваемостью у студентов 2-го, 3-го, 5-го курсов: при этом если у третьего и пятого она прямая (г=0,85 и 0,65, соответственно), то у второго -обратная (г=-0,56).

637

Медико-экологические проблемы

Итоги успеваемости студентов 1 курса по окончании первого и второго семестров прямо зависят от результатов Единого государственного экзамена по биологии (соответственно, г=0,63 и 0,64).

У студентов 3-го и 5-го курсов зарегистрирована зависимость между показателями умственной работоспособности (S) и успеваемостью: чем выше работоспособность, тем выше успеваемость (3 курс г=0,77, 5 курс г=0,62).

Анализ полученных данных позволил сформулировать следующие выводы:

1. В начале учебного года показатели, отражающие умственную работоспособность у студентов первого курса ниже, чем у 2-5 курсов.

2. В конце учебного года умственная работоспособность у первокурсников примерно на одном уровне с испытуемыми 2-3 курсов и ниже, чем у студентов 4-5 курса.

3. Показатели умственной работоспособности, частота сердечных сокращений и уровень успеваемости взаимосвязаны между собой. Наиболее типичными являются прямые корреляционные связи между показателями умственной рабо-

тоспособности и частотой сердечных сокращений

(1-й, 3-4 курс); работоспособностью и успеваемостью (3-й, 5-й курс).

СПИСОК ЛИТРАТУРЫ

1. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации

// Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. С. 3.

2. Бусловская Л.К. Интеллектуальные возможности и умственная продуктивность студентов при адаптации к учебным нагрузкам // Валеология. 2010. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/

3. Гигиена труда: учеб, [под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 592 с.

4. Давыденко Д.Н. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unibassein.ni/

5. Пивоваров А.Н. Системный подход в оценке образа жизни и здоровья студента // Вопросы оптимизации учебного процесса. 1982. С. 26.

6. Токаева Л.К. Адаптивные реакции на учебный процесс

студентов-спортсменов с разным уровнем

тревожности // Фундаментальные исследования. 2011. №9. С. 309-313.

DYNAMICS OF MENTAL CAPACITY AS CRITERION OF ADAPTATION TO THE

EDUCATIONAL LOADING

© 2014 N.V. Ogarysheva

Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm

In the article a dynamics is examined the mental capacity of students in the process of educational activity and its connection with progress.

Key words', mental capacity, progress, heart rate

Ogarysheva Natalia Vladimirovna, candidate of biological sciences, associate professor. E-mail: [email protected]

638

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.