Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА '

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.С. Гартштейн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА »

Известно, что степень насыщения нейтрофилов гликогеном является показателем их функциональной полноценности: снижение его сопровождается уменьшением двигательной и фагоцитарной активности нейтрофилов. Пероксидаза необходима клеткам для нормального течения окислительно-восстановительных процессов. Ввиду того что у рабочих производства ксилола содержание в нейтрофилах пероксидазы и гликогена л было сниженным, можно предполагать нарушение у этих лиц функциональной способ- " ности лейкоцитов. Есть основания считать, что дальнейший контакт работающих с ксилолом в указанных концентрациях (изредка превышавших ПДК в 1'/2—4 раза) приведет к более выраженному снижению функциональных свойств лейкоцитов и связанному с этим нарушению иммуно-биологических процессов.

Материалы, свидетельствующие о неблагоприятном воздействии на организм ксилола в небольших концентрациях (изменения нервной системы, повышенное содержание фенолов в моче, снижение функциональных свойств лейкоцитов), позволили нам рекомендовать провести мероприятия по дальнейшему снижению загазованности помещений производства ксилола токсическими веществами, в первую очередь ксилолом (герметизация оборудования, автоматизация некоторых операций и, в частности, отбор проб и замер уровней, а также улучшение вентиляции).

ЛИТЕРАТУРА

Алмазов В. А., Рябов С. И. Методы функционального исследования системы крови. Л., 1963. — Геллер Л. И., Махарьева Л. М. В кн.: Актуальные вопросы гигиены труда и промышленной токсикологии и профпатологии в нефтяной и нефтехимической промышленности. Уфа, 1964, с. 25. — Геллер Л. И., Суханова В. А. Пробл. гематол., 1964, № 2, с. 25. — Макарьева Л. М. В кн.: Материалы Башкирск. Республиканской научной конференции по итогам гигиенических исследований за 1963—1965 годы. Уфа, 1966, с. 88. — Щеглова А. В. Пробл. гематол., 1963, № 10, с. 26. — О н а же. Гиг. труда, 1966, № 5) с. 48.

Поступила 9/1У 1968 г. /

УДК в)3.8в5/.867:378.951

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Р. С. Гартштейн

Ивановский педагогический институт

Целью наших исследований явилась разработка гигиенических рекомендаций по организации учебной работы и быта студентов математического факультета педагогического вуза. Изучение режима дня будущих математиков обнаружило ряд существенных гигиенических нарушений в основных элементах его. Лишь 12% студентов правильно организуют свой день, отводя нужное время не только учебе, но и разумному отдыху; они проводят утреннюю зарядку, бывают довольно продолжительное время на свежем воздухе, занимаются спортом, слушают музыку, читают художественную и научно-популярную литературу, имеют сон достаточной продолжительности. У основной массы студентов нет определенного режима дня. С утренней зарядки начинают свой день только те, кто занимаются в какой-либо спортивной секции, т. е. 28—30% студентов. Абсолютное большинство будущих математиков грубо нарушает режим питания. Студенты, живущие в общежитии, как правило, перед уходом на занятия не завтракают. Одни объясняют это отсутствием с утра аппетита, другие — желанием поспать лишних 10 мин., третьи — нежеланием идти в буфет. Это заметно снижает работоспособность в первые часы занятий. В качестве примера приводим данные исследований 2 студенток (табл. 1).

После показа этих данных группе испытуемых все обследованные нами студенты стали завтракать перед началом занятий. Этот факт подчеркивает важность разъяснительной работы среди студентов о вреде нарушения режима дня.

Очень неравномерно расходуется время, отведенное на домашние задания. Дни, когда нужно подготовиться к семинарским занятиям по педагогике или историческому материализму (особенно если они по расписанию проводятся в один день), бывают особенно загруженными, так как на подготовку к семинару затрачивается 4—6 часов. В эти дни математическим дисциплинам можно посвятить не более 1—2 часов. В остальные же дни на занятия математикой студенты отводят 5—6 часов. Поэтому так важно серьезно продумывать расписание занятий.

Нецелесообразно используют многие студенты и свое свободное время. Они крайне мало бывают на свежем возду-к хе. Поэтому мы предлагаем ^ включить в учебную сетку «час здоровья» с обязательным пребыванием их на свежем воздухе (особенно на старших курсах, где уже нет занятий физкультурой) .

Очень трудна последняя зачетная неделя, когда после 6 часов академических занятий назначается зачет (а иногда и 2 зачета в день) и общая учебная нагрузка достигает 11— 12 часов. Подобная перегрузка перед экзаменационным периодом совершенно недопустима. Мы предлагаем (и это предложение принято деканом факультета в новом учебном году) по возможности равномерно распределять зачеты в течение всего семестра, не относя их полностью к концу его. В последнюю зачетную неделю необходимо освободить студентов от учебных занятий. I Беспорядочное распределение времени часто приводит к дефициту сна, продол-

жительность которого у многих студентов часто составляет б'/г—7 часов, а в зачетный и экзаменационный период у некоторых из них не превышает 5—6 часов.

Гигиеническое обследование учебных помещений вуза показало, что в ряде аудиторий не созданы благоприятные условия микроклимата и освещения. Недостаточно проветриваются аудитории между лекциями и практическими занятиями. Следует также больше внимания уделять эстетике учебных помещений. Нам представляется, что чем комфортабельнее среда, окружающая студента, тем выше эффективность учебного процесса и тем меньше утомляются студенты.

Математический факультет, где мы проводили обследование, по заболеваемости стоит на 2-м месте (после факультета иностранных языков) среди 7 факультетов института. Если учесть, что факультет иностранных языков работал при неблагоприятной температуре (были нарушения в системе отопления), то получится, что при одинаковых с другими факультетами условиях работы у математиков самая высокая заболеваемость. Два студента математического факультета имели академический отпуск с диагнозом невроза, 5 студентов страдают гипертонией и находятся под наблюдением врача, 4 студента обращались к врачу здравпункта с жалобами на головную боль (за 1967/68 учебный год).

Одной из причин высокой заболеваемости студентов-математиков мы склонны считать большую перегруженность их трудным материалом, неумение правильно организовать умственную работу, что ослабляет организм молодого человека и понижает сопротивляемость его неблагоприятным факторам внешней среды.

Уровень работоспособности студентов в определенной степени зависит от расписания занятий. В дни, когда в расписание включались часы физкультуры, правильно чередовались лекционные и практические занятия, показатели были более высокими. А в те дни, когда подряд читались 2 лекции по математике, показатели работоспособности резко ухудшались: удлинялся латентный период зрительномоторной реакции, увеличивалось количество ошибочных реакций, уменьшалось количество просмотренных знаков и решенных примеров, увеличивалось количество ошибок.

Резкое падение работоспособности, после 2 лекций по математике, как показал хронометраж, объясняется чрезвычайно высокой плотностью рабочего времени студентов, достигающей 98%. Это связано, очевидно, с трудностью объясняемого материала и желанием студентов записать каждое слово лектора.

На лекциях по историческому материализму, педагогике, атеизму и даже физике уплотненность рабочего времени была значительно ниже (62—80%) и резкого ухудшения показателей работоспособности не отмечалось. При изучении работоспособности студентов математического факультета в зачетный и экзаменационный периоды выявились интересные обстоятельства. В день экзамена у них эмоциональная настройка, собранность и мобилизация всех сил организма настолько велики, что показатели их работоспособности резко возрастают — увеличивается количество решенных примеров и просмотренных букв. Пульс у большинства исследуемых учащается, артериальное давление повышается.

Что касается латентного периода зрительномоторной реакции в день экзамена, то у 62% наблюдаемых выявилось удлинение латентного периода, у 28% — укороче-

Таблица 1

Работоспособность студентов в первые часы занятий до и после приема пищи

Дозированные задания Корректурные пробы Анфи-мова

количество решенных примеров количество ошибок количество просмотренных букв количество ошибок

Студентка 111.(1 II курс)

Натощак....... 13 4 360 2

После завтрака .... 16 2 560 0

Студентка Д. (II курс)

Натощак....... 8 3 400 4

После завтрака .... 13 1 480 0

ние его и лишь у 10% реакция оставалась такой же. В зачетный период, наоборот, резко ухудшились все показатели, что, по нашему мнению, связано с предшествующим утомлением 6-часовыми занятиями.

С введением предложенного нами нового режима учебной работы: большая, 25-минутная перемена (вместо 10 мин.) в середине учебного дня, горячий завтрак и производственная гимнастика — работоспособность повысилась (табл. 2).

Все это позволяет сделать следующие рекомендации. 1. Проводить среди студентов разъяснительную работу о вреде нарушения режима дня и обеспечить им условия, позволяющие соблюдать правильный режим питания. 2. В расписании занятнй

Таблица 2

Работоспособность студентов в конце занятий при различных режимах работы (средние данные)

в ми- Дозированные задания Корректурные пробы ~ о О х-

Режим Сь « и_ Давление (в мм) о Ш X я ч ш О Я О V Ж О. 3- X 01 о а н о ^ 9 о о = « V н о.» у (- * й! О >ч о в и О р ц> Со" = 3 = Ч Я ?. 5 а

о 3 X о ч ё к о &3 ^ - X о Э * о £ х ™ я о. с; п о.

с» о о. * о. 13

Старый ..... Новый ...... 86 76 115/75 110/75 9 11 3 1 400 480 6 3 0,32 0,24

строго соблюдать принцип чередования лекционных и практических занятий, «трудных» и «легких» предметов; не ставить подряд 2 лекции по математическим дисциплинам. 3. Для старшекурсников, не имеющих занятий по физкультуре, а также для слушателей младших курсов включить в учебную сетку «час здоровья» с обязательным пребыванием студентов на свежем воздухе; зимой, в выходные дни, организовывать «дни здоровья» с выходом за город на лыжах, с катанием на коньках. 4. Во время зачетов полностью освобождать студентов от учебных занятий.

Поступила 1/1У 1968 г.

УДК 613.262:664.854.22.047

О СОДЕРЖАНИИ 3,4-БЕНЭПИРЕНА В ЧЕРНОСЛИВЕ, ВЫСУШЕННОМ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ

Б. С. Рунковский, Ю. П. Борисюк, Л. А. Тиктин, В. Г. Поповский, М. С. Мордкович, А. А. Силич

Киевский научно-исследовательский институт экспериментальной и клинической онкологии и лаборатория консервирования Молдавского научно-исследовательского

института пищевой промышленности.

По данным литературы, сухие фрукты, подвергавшиеся при сушке контакту с дымом, так же как и продукты дымового копчения, загрязнены 3,4-бензпиреном, образующимся при неполном сгорании топлива.

Для гигиенической оценки существующих методов сушки фруктов с учетом степени возможного их загрязнения канцерогенными полициклическими углеводородами мы подвергли исследованию сливы, высушенные различными способами — в так называемой лозничной сушилке, духовом аппарате и туннельной сушилке нового типа.

Известно, что при использовании «лозничных» сушилок фрукты подвергают воздействию горячего воздуха и дыма при сгорании дров в открытой топке. В результате длительного контакта с дымом сухофрукты в значительной степени загрязняются частицами неполного сгорания топлива и приобретают специфический запах дыма. В духовых аппаратах сушка фруктов производится горячим воздухом, поступающим из калорифера, подогреваемого дровами или другими видами топлива. Топливо сго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.