Научная статья на тему 'Влияние экзаменационного стресса на гормональные, вегетативные, нейрофизиологические и психоэмоциональные параметры функционального состояния организма студентов'

Влияние экзаменационного стресса на гормональные, вегетативные, нейрофизиологические и психоэмоциональные параметры функционального состояния организма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
173
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Авиценны
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / EXAM STRESS / КОРТИЗОЛ / CORTISOL / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / HEART RATE VARIABILITY / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / SENSORIMOTOR REACTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гулин Александр Владимирович, Шутова С. В.

Представлены результаты комплексного изучения гормональных, вегетативных, нейрофизиологических и психоэмоциональных компонентов адаптационных реакций организма студентов (18-20 лет, п=319) на разных этапах учебного семестра. Показано, что в пределах физиологической нормы концентрация кортизола оставалась в межсессионный период у 50% студентов, а в период сессии лишь у 25%. В течение 14 дней после сессии концентрация кортизола существенно снижалась (норма у 66%). Изменение параметров вариабельности сердечного ритма во время сессии (увеличе-ние ЧСС, АМо, ПАПР, ИН, %LF, LF/HF и уменьшение Мо, BP, RMSSD, %HF, TP, ИЦ) отражают подавление автономных механизмов регуляции, усиление симпатических влияний, напряжение центральных механизмов регуляции сердечной деятельности с одновременным уменьшением их энергетического обеспечения. Негативные изменения некоторых параметров (ИН, LF/HF, TP) после 14 дней отмены основного стрессора усиливаются. Параметры психоэмоционального состояния соответствовали его ухудшению во время сессии, но в послесессионный период все изучаемые психоэмоциональные характеристики имели наиболее высокие значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гулин Александр Владимирович, Шутова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of exam stress on the hormonal, autonomic, neurophysiological and psycho-emotional parameters of functional state of students organism

The results of a comprehensive study of hormonal, autonomic, neurophysiological and psychoemotional components of adaptive reactions of students (18-20 years, n = 319) at different stages of the semester were presented. It is shown that cortisol concentrations remained within the physiological range atintersessional period in 50% of students, and during session only in 25%. Within 14 days after the session cor-tisol concentration was significantly decreased (normal in 66%). Changing the parameters of heart rate variability during the session (increase in heart rate, Amo, PAPR, IN,% LF, Lf / HF and reduction of Mo, BP, RMSSD,% HF, TP, TC) reflect inhibition of autonomous mechanisms of regulation, increased sympathetic effects, stress central regulatory mechanisms of cardiac activity which decreasing their energy supply. Adverse changes in certain parameters (ID, LF / HF, TP) after 14 days of he cancellation of the main stressor enhanced. Parameters of psycho-emotional condition correspond to its deterioration during the session, but in the post-session period all studied psycho-emotional characteristics had the highest values.

Текст научной работы на тему «Влияние экзаменационного стресса на гормональные, вегетативные, нейрофизиологические и психоэмоциональные параметры функционального состояния организма студентов»

имени Г.Р. Державина в возрасте 18-20 лет. Обследуемые принимали участие на добровольной основе, все процедуры соответствовали этическим принципам, указанным в Хельсинкской декларации 1975, 1983 гг. Исследование проводилось в несколько этапов: межсессионный (апрель), сессионный (период летней сессии, в день перед вторым или третьим экзаменом) и послесессионный период (через 12-14 дней после завершения сессии).

Определение концентрации кортизола в слюне осуществляли методом иммуноферментного анализа с использованием анализатора «BIO-RAD», модель 680 (Франция).

Показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) регистрировали в состоянии спокойного бодрствования с помощью полианализатора РГПА-6/12 «РЕАН-ПОЛИ» («Медиком МТД», Таганрог). СР был проанализирован во временной области (по показателям ЧСС (уд.-мин-1); Мо (с), АМо (%), вариационного размаха (ВР, с); показателя адекватности процессов регуляции (ПАПР, у.е.); индекса напряжения (ИН, у.е.), среднеквадратического отклонения последовательного ряда кардиоинтервалов (SDNN, мс); квадратного корня суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов (RMSSD, мс)). Также оценивали спектральные мощности высоких (HF - High Frequency, мс2; 0,15-0,40 Гц), низких (LF - Low Frequency, мс2; 0,04-0,15 Гц) и очень низких (VLF -Very Low Frequency, мс2; 0,003-0,04 Гц) частот. Анализировали нормализованные мощности, отражающие процентный вклад каждого из компонентов спектра (HF, LF и VLF) в пропорции к сумме мощностей всех перечисленных диапазонов, а также отношение LF/ HF (у.е.), VLF+LF/HF - индекс централизации (ИЦ, у.е.).

С помощью компьютерной программы «Effecton» пакета тестов «Ягуар» (Москва) определяли ряд показателей результативности сенсомоторных реакций в различных условиях их реализации: время сложных зрительно-моторных реакций в стрессорных условиях дефицита времени (ВР СЗМР деф, мс.); количество ошибок (КО) при выполнении сенсомо-торного задания в стрессорных условиях дефицита времени (КО СЗМР деф., у.е.); ВР СЗМР в стрессорных условиях аудиовизуальных помех (ВР СЗМР без пом., мс, ВР СЗМР с пом, мс); КО в стрессорных условиях аудиовизуальных помех (КО СЗМР пом., у.е.).

Определение уровня самочувствия, активности и настроения (САН) проводили по общепринятой методике (Доскин В. А., 1973).

Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с помощью программы «Statistica 10.0». Поскольку распределение значений переменных отличалось от нормального (оценка проводилась по критерию Шапиро-Уилка), использовали непараметрические методы статистики. Данные

представлены как медиана (Мс1), нижняя квартиль (025) и верхняя квартиль (075). Оценку статистической значимости различий между этапами проводили с использованием критерия Краскела-Уоллиса рангового дисперсионного анализа. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез (р) принимался равным 0,05.

Результаты и их обсуждение. Содержание кортизола в слюне студентов на разных этапах учебного семестра (рис. 1) имело статистически значимые различия. В период сессии уровень кортизола значительно увеличивался, причём, согласно 025, в пределах физиологической нормы концентрация кортизола оставалась лишь у 25% всех обследованных студентов. Впрочем, и в межсессионный период не превышали норму значения лишь у 50% студентов. В послесессионный период происходит существенное снижение концентрации кортизола в слюне: согласно 075, более чем 66% индивидуальных значений в этот период норму не превышают.

Как известно, основной механизм стрессорных реакций организма реализуется через гипоталамо-гипофизарно-надочечниковую систему, а главный конечный продукт функционирования этой системы - стероидный гормон кортизол. Уровень этого гормона дифференцированно отражает комплексную реакцию организма на воздействие однократных и периодически повторяющихся факторов, а также её индивидуальные различия [8,9]. Концентрация кортизола традиционно используется в качестве индикатора адаптационных реакций и характеризует силу, длительность и степень воздействия фактора на организм [8]. Следовательно, нами выявлено гормональное проявление стрессогенного характера сессионного периода, что проявлялось в существенном повышении концентрации кортизола в слюне студентов. Факт снижения уровня кортизола в послесессионный период, причём до уровня, ниже отмеченного на межсессионном этапе, получен впервые.

Получены данные, отражающие выраженные изменения ВСР в динамике учебного семестра (табл. 1): за исключением лишь трёх показателей (БОММ, ИАП и %МР), большинство характеристик ВСР изменяются с высокой степенью статистической значимости.

При этом, в период сессии происходит значительное увеличение ЧСС, АМо, ПАПР, ИН, %1_Р, 1_Р/НР и уменьшение остальных статистически значимо изменяющихся показа-телей (Мо, ВР, RMББD, %НР ТР, ИЦ).

При анализе полученных изменений ВСР исходили из классических представлений о том, что регуляция сердечного ритма осуществляется вегетативной нервной системой и гуморально-метаболическими влияниями [10], отражённых в кибернетической модели регуляции сердечного ритма (рис. 2), где

Терапия |

60

50

Б. 40

о И

30

20

10

Межсессионный Сессия

Этап обучения

После сессии

□ Медиана I 25%-75% I Мин-Макс

Примечание: Критерии Краскела-Уоллиса=26,73, р =0,000; верхняя граница физиологической нормы саливарного кортизола (5-21,6 нг/мл)

РИС. 1. СОДЕРЖАНИЕ КОРТИЗОЛА В СЛЮНЕ СТУДЕНТОВ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА

РИС. 2. ДВУХКОНТУРНАЯ МОДЕЛЬ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА (БАЕВСКИЙ Р.М., 2001)

система управления синусовым узлом представлена двумя взаимосвязанными контурами - центральным и автономным - взаимодействующим по каналами прямой и обратной связи.

Согласно представлениям Р.М.Баевского, рабочими органами управляемого (низшего, автономного) контура регуляции являются ядра блуждающего

нерва в продолговатом мозгу и синусовый узел, индикатором активности которых считают дыхательную синусовую аритмию, проявляющуюся, в основном, в виде высокочастотных волн сердечного ритма. Управляющий, или центральный контур управления сердечным ритмом — это все «этажи» нейрогумо-рального управления физиологическими функциями от уровня корковых и гипоталамо-гипофизарных

ТАБЛИЦА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВСР СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА

(Мс| «25-075), П=319)

Показатель, ед. измерения Этапы исследования Критерий Краскела-Уоллиса

Межсессионный (П=107) Сессионный (П=114) Послесессионный (П=98)

ЧСС, уд/мин 70,0 (66,0-77,0) 81,00 (74,0-89,0) 76,00 (71,0-86,0) 47,06 р =0,000

Мо, с 0,83 (0,78-0,90) 0,73 (0,65-0,80) 0,78 (0,70-0,85) 46,16 р =0,000

АМо, % 35,97 41,40 39,62 8,75

(29,80-44,26) (30,47-51,68) (32,05-50,55) р =0,013

ВР, с 0,32 (0,25-0,39) 0,26 (0,21-0,36) 0,28 (0,19-0,36) 9,88 р =0,007

ПАПР, у.е. 42,89 (33,45-52,68) 59,18 (39,03-74,64) 49,57 (40,63-76,15) 19,81 р =0,000

ИН, у.е. 65,08 (37,43-99,58) 79,04 (45,12-155,54) 88,00 (47,70-164,80) 6,08 р =0,048

БОИИ, у.е. 54,47 49,30 46,90 4,97

(42,69-68,60) (35,76-65,38) (34,98-62,42) р =0,083

РМББЭ, у.е. 47,35 (34,31-66,01) 37,05 (23,33-55,85) 37,25 (26,06-52,94) 11,30 р =0,004

%НР % 37,20 28,70 31,00 12,22

(25,30-55,0) (16,70-47,10) (20,90-40,90) р =0,002

%1_Р, % 31,80 36,10 35,80 9,13

(20,40-40,40) (27,90-42,60) (27,90-44,30) р =0,010

%У1_Р % 25,50 31,85 26,20 5,51

(17,40-35,40) (18,30-43,50) (19,40-38,70) р =0,064

1_Р/НР у.е. 0,83 (0,39-1,27) 1,10 (0,60-2,0) 1,20 (0,80-1,90) 13,68 р =0,001

ТР, мс2 3336,00 (1682,0-5234,0) 1937,00 (877,0-3411,0) 1590,50 (562,0-3540,0) 17,01 р =0,000

ИАП, у.е. 1,14 0,99 1,19 4,50

(0,78-1,83) (0,78-1,44) (0,85-1,77) р =0,106

ИЦ, у.е. 2,77 (1,61-3,77) 1,82 (1,23-3,35) 2,60 (1,54-3,83) 6,98 р =0,031

Примечание: жирным шрифтом выделены статистически значимо различающиеся значения (р<0,05)

влияний на вегетативные функции до подкорковых центров продолговатого мозга. Данный контур регуляции характеризуется различными медленно-волновыми составляющими сердечного ритма, его индикатором является недыхательная синусовая аритмия. Общая закономерность состоит в том, что более высокие уровни управления тормозят активность более низких уровней. При этом амплитуда дыхательных волн сердечного ритма снижается тем в большей мере, чем активнее включается в процесс управления центральный (управляющий) контур [10].

При оптимальном регулировании - управление происходит с минимальным участием высших

уровней управления, с минимальной централизацией управления. При неоптимальном управлении - необходима активация всё более высоких уровней управления. Это проявляется в виде ослабления дыхательной аритмии и усиления недыхательного компонента, появлением медленных волн всё более высоких порядков. Чем более высокие уровни управления активируются, тем длиннее период медленных волн ВСР [10].

Таким образом, полученные нами эмпирические данные различий параметров ВСР во время сессии, по сравнению с межсессионным периодом, отражают выраженное подавление автономных механизмов

НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК АВИЦЕННЫ» Тлтпил

-а таджикского государственного медицинского университета 1сра11ил

имени абуали ибни сино

ТАБЛИЦА 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ СМР СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА

^ «25^75), П=319)

Показатель, ед. измер. Этапы исследования Критерий Краскела-Уоллиса

Межсессионный (n=107) Сессионный (n=114) Послесесси-онный (n=98)

ВР ПЗМР, мс 301,50 306,00 304,00 0,86

(278,00-331,00) (281,00-338,50) (281,00-334,00) p=0,652

ВР СЗМР, мс 403,00 403,00 393,00 1,56

(372,00-448,00) (374,00-442,00) (366,00-436,00) p=0,460

КО СЗМР, % 0,50 (0,00-1,00) 1,00 (0,00-1,00) 1,00 (0,00-1,00) 0,64 p=0,726

ВР СЗМР деф, мс 760,00 (680,00-868,00) 804,00 (701,00-919,00) 748,00 (689,00-844,00) 6,26 p=0,044

КО СЗМР деф, % 33,00 (30,00-40,00) 37,00 (30,00-40,00) 37,00 (30,00-40,00) 5,92 p=0,052

ВР п СЗМР пом, мс 516,50 530,00 523,00 1,75

(474,00-563,00) (489,00-600,50) (480,00-598,00) p=0,416

ВР б СЗМР пом, мс 501,00 (470,00-556,00) 520,00 (479,00-556,00) 512,00 (468,50-570,50) 1,17 p=0,558

КО СЗМР пом, % 4,00 (2,00-6,00) 2,00 (2,00-7,00) 4,00 (2,00-6,00) 0,36 p=0,837

Примечание: жирным шрифтом выделены статистически значимо различающиеся значения (р<0,05)

регуляции СР, усиление симпатических влияний, напряжение центральных, в том числе и надсегментра-ных механизмов регуляции сердечной деятельности с одновременным уменьшением их энергетического обеспечения, что в целом демонстрирует стрессо-генное влияние сессии на организм студентов.

Дальнейший характер изменений - в послесесси-онный период - имел несколько тенденций. Часть показателей послесессионного периода отражала некоторое восстановление исходного состояния: как правило, частичное (для ЧСС, Мо, АМо, ВР, ПАПР, РМББЭ, ИР, 1_Р) или близкое к исходному (ИЦ). Остальные параметры ВСР (ИН, 1_Р/ИР, ТР) указывают, что после стрессорного напряжения, вызванного экзаменационной сессией, негативные изменения функционального состояния организма студентов прогрессивно усиливаются даже в условиях отмены основного стрессора.

Как известно, в организации и реализации стрессор-ных реакций ведущая роль принадлежит регулятор-ным механизмам, в первую очередь, центральной нервной системе (ЦНС). Поэтому, следующим этапом работы явилась комплексная оценка функционального состояния ЦНС по параметрам результативности сенсомоторных реакций, результаты которой представлены в таблице 2.

Характеристики сенсомоторного реагирования в обычных условиях их реализации практически не

изменялись как в случае элементарных реакций, так и в условиях необходимости их дифференцировки. Значимой была лишь динамика времени и точности СЗМР в условиях дефицита времени (ВР СЗМРдеф: в межсессионный период - 760,0 (680,0-868,0); в сессионный - 804,0 (701,0-919,0); в послесессионный - 748,0 (689,0-844,0), р=0,044; КО СЗМРдеф: в межсессионный период - 33,0 (30,0-40,0); в сессионный -37,0 (30,0-40,0); в послесессионный - 37,0 (30,0-40,0), р=0,052), которые отражали снижение их эффективности в сессионный период с полным восстановлением скоростных характеристик и сохранением низкой точности после сессии.

Анализ времени и точности сенсомоторных реакций является одним из информативных методов оценки ФС ЦНС [11,12]. Исходя из полученных нами данных, скоростные и точностные характеристики СМР в обычных условиях их выполнения оказались малоинформативными с точки зрения отражения динамики функционального состояния ЦНС в течение учебного семестра, что отмечалось нами и ранее [13]. В отличие от них, время и точность СМР в дополнительно стрессорных условиях дефицита времени изменялись статистически значимо, отражая снижение результативности рефлексометрических реакций в период сессии и некоторое восстановление их после ее завершения.

Изменения субъективной самооценки психоэмоционального состояния (табл. 3) соответствовали их

ТАБЛИЦА 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО СЕМЕСТРА

(Мс1 «25-075), п=319)

Показатель, ед. измер. Этапы исследования Критерий Краскела-Уоллиса

Межсессионный (n=107) Сессионный (n=114) Послесесси-онный (n=98)

Самочувствие, у.е. 5,00 (4,50-5,70) 4,80 (3,90-5,30) 5,30 (4,80-5,90) 18,60 p=0,000

Активность, у.е. 5,10 (4,40-5,60) 4,70 (4,00-5,40) 5,20 (4,70-5,80) 13,07 p=0,001

Настроение, у.е. 5,00 (4,85-6,00) 5,00 (4,20-5,80) 5,55 (5,00-6,20) 13,94 p=0,001

Примечание: жирным шрифтом выделены статистически значимо различающиеся значения (р<0,05)

ухудшению в сессионный период. Интересно, что все изучаемые показатели психоэмоционального состояния наиболее высокие значения имели в по-слесессионный период.

Таким образом, установлен комплексный характер ответной реакции организма студентов на стрес-согенное влияние экзаменационной сессии, проявляющийся в увеличении содержания кортизола в слюне, повышении напряжённости регуляции сердечного ритма, снижении результативности некоторых сенсомоторных реакций в дополнительно стрессорных условиях их выполнения, ухудшении субъективной самооценки психоэмоционального состояния. Стрессогенное воздействие экзаменов на вегетативные процессы организма студентов является пролонгированным, что отражается в прогрессирующей негативной динамике некоторых показателей и в послесессионный период. Для изучаемых в работе эндокринных и психофизиологических характеристик отмечено их восстановление в послесессионный период, причём в некоторых случаях именно в этот период они имели наиболее оптимальные значения.

Полученные данные подтверждают мнение большинства авторов о том, что экзаменационная сессия в вузе оказывает выраженное стрессогенное влияние на организм студентов [5,6,14-19]. В то же время, наши результаты существенно дополняют имеющиеся сведения, так как ответные реакции организма на экзаменационные испытания рассмотрены комплексно - одновременно на гормональном, вегетативном и нейрофизиологическом уровнях. Кроме того, в научной литературе имеются лишь фрагментарные сведения о продолжительности связанных с экзаменационной сессией негативных изменений в орга-низме [19,20]. Нами выявлены пролонгированные эффекты стрессогенных реакций и доказано, что экзаменационное напряжение сохраняется не менее 14 дней после завершения сессии, при этом гормональный и нейрофизиологический компоненты академического стресса за этот период нивелируются, а вегетативный, наоборот, усиливается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шутова С.В. Основы экологической физиологии человека / С.В.Шутова, И.М.Воронин. - 2003. - 261 с.

2. Мингазова Э.Н. Медико-социальные факторы в формировании контингента часто болеющих девушек и юношей - студентов медицинского университета / Э.Н.Мингазова, А.И.Зиатдинов // Вестник Авиценны (Паёми Сино). - 2013. - № 4 (57). - С. 63-67.

3. Агаджанян Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева. - М.: Изд-во РУДН. - 2006. - 284 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Роль смены места проживания студентов в процессе адаптации их сердечно-сосудистой системы к условиям обучения в вузе / А.В.Гулин, С.В.Шутова, Р.Н.Белов // Вестник Авиценны. - 2014. - № 1 (58). - С. 98-104.

5. Агаджанян Н.А. Функциональные резервы организма и здоровье студентов из различных климатогеографи-ческих регионов / Н.А.Агаджанян [и др.] // Технологии живых систем. - 2005. - Т. 2. - № 4-5. - С. 78-87.

6. Шагина И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов / И.Р.Шагина // Астраханский медицинский журнал. - 2010. - № 2. - С. 26-29.

7. Шутова С.В. Влияние социальных и метеорологических факторов на функциональное состояние мозга студентов в течение учебного года / С.В.Шутова, А.В.Гулин, Ю.М.Копченкина, А.А.Кашковский // Физиология адаптации: Мат. 2-й Всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград. - 2010. - С. 300-303.

8. Adam E.K. Human behavior, Learning, and the developing brain: Atypical development / E.K.Adam, B.Klimes-Dougan, M.Gunnar // Response to Stress in infants, children, and adoles-cents. - New York, NY: Guilford Press; - 2007. - P. 264-304.

9. Ломтев Н.Г. Гипофизарно-надпочечниковые функции после тотальной гастрэктомии / Н.ГЛомтев, Р.З. Юлдо-шев // Вестник Авиценны. - 2014. - № 2 (59). - С. 36-39.

10. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем: метод. рекомендации / Р.М.Баевский [и др.] // Вестник аритмологии. - №24. - 2001. - С.

65-87.

11. Зайцев A.B. Половозрастная динамика ЗМР. Компонентный анализ времени реакции: дис... канд. биол. наук / A.B.Зайцев. - Екатеринбург. - 2000. - 161 с.

12. Горст Н.А. Современные подходы к диагностике микропрофиля высшей нервной деятельности / Н.А.Горст [и

НАУЧНО-МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК АВИЦЕННЫ» Тлтпил

-а таджикского государственного медицинского университета 1ера11ил

имени абуали ибни сино

др.] // Естественные науки. - 2013. - № 2 (43). - С. 126131.

13. Shutova S. Sensory-Motor Reactions as an Indicator of the Functional Status of Student's Central Nervous System

/ S.Shutova, I.Muravyeva // Book of Abstracts of the III International Scentific-Practical Internet-Conference "Scentific Youth: Education and Science". - February, 18, 2013. - Luhansk: SI "LNU". - 2013. - Р. 226-229.

14. Украинцева Ю.В. Индивидуальные поведенческие и вегетативные проявления эмоционального стресса у человека / Ю.В.Украинцева, Д.Н.Берлов, М.Н. Русалова // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 2006. - № 2. - С.183-192.

15. Лукина А.И. Показатели вариабельности сердечного ритма во время экзамена у студентов с разными профилями моторного доминирования / А.И.Лукина // Вестник Сам-ГУ. Естественная серия. - 2012. - № 3/1 (94). - С. 203-209.

16. Дорохов Е.В. Системный анализ вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях информа-

ционного стресса и корригирующие возможности спелеоклиматотерапии / Е.В.Дорохов, Н.П.Горбатенко, В.Н.Яковлев, О.А. Япрынцева // Вестник новых медицинских технологий. - 2012. - Т. XIX. - № 2. - С. 129132.

17. Loft P. Examination stress results in altered cardiovascular responses to acute challenge and lower cortisol / RLoft, M.G.Thomas, K.J.Petrie, RJ.Booth, J.Miles, K.Vedhara // Psycho-neuroendocrinology. - 2007. - № 32(4). - Р. 367-375.

18. Zhang Z. Exam anxiety induces significant blood pressure and heart rate increase in college students / Z. Zhang, H. Su, Q. Peng, Q. Yang, X. Cheng // Clin. Exp. Hypertens. -2011. - № 33(5). - № 5. - Р.281-300.

19. Simic N. Stress and academic performance among medical students / N.Simic, N.Sohail // J. Coll. Physicians Surg. Pak. - 2013. - № 1. - Р. 67-71.

20. Deinzer R. Prolonged reduction of salivary immunoglobulin A (sIgA) after a major academic exam / R.Deinzer, C.Kleineidam, R.Stiller-Winkler, H.Idel, D.Bachg // Int. J. Psychophysiol. - 2000. - № 7(3). - Р. 219-232.

АДРЕС ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:

Гулин Александр Владимирович - заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет»; Россия, г.Липецк, ул.Ленина, 42. E-mail: [email protected]

Summary

influence of exam stress on the hormonal, autonomic, neurophysiological and psycho-emotional parameters of functional state of students organism

A.V. Gulin1, S.V. Shutova2

' FSBEIHPE «Lipetsk State Pedagogical University»;

2 Medical Institute of Tambov State University named after GR Derzhavin, Russia

The results of a comprehensive study of hormonal, autonomic, neurophysiological and psycho-emotional components of adaptive reactions of students (18-20 years, n = 319) at different stages of the semester were presented.

It is shown that cortisol concentrations remained within the physiological range atintersessional period in 50% of students, and during session only in 25%. Within 14 days after the session cor-tisol concentration was significantly decreased (normal in 66%).

Changing the parameters of heart rate variability during the session (increase in heart rate, Amo, PAPR, IN,% LF, LF / HF and reduction of Mo, BP, RMSSD,% HF, TP, TC) reflect inhibition of autonomous mechanisms of regulation, increased sympathetic effects, stress central regulatory mechanisms of cardiac activity which decreasing their energy supply. Adverse changes in certain parameters (ID, LF / HF, TP) after 14 days of he cancellation of the main stressor enhanced.

Parameters of psycho-emotional condition correspond to its deterioration during the session, but in the post-session period all studied psycho-emotional characteristics had the highest values.

Key words: exam stress, cortisol, heart rate variability, sensorimotor reaction

Этапы становления системы эпиднадзора за ВИЧ-инфекцией в Республике Таджикистан

Р.А. Турсунов

Кафедра эпидемиологии ТГМУ им.Абуали ибни Сино

В данном сообщении даётся оценка этапов становлении системы эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией в контексте развития эпидемии ВИЧ в Республике Таджикистан.

Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ/СПИДу в Республике Таджикистан с каждым годом ухудшается, и дальнейший прогноз остаётся крайне неблагоприятным, так как в настоящее время отмечается нарастающий уровень кумулятивной поражённости населения республики ВИЧ-инфекцией (2 случая - в 1991г., 189 - в 2005г. и до 6558 лиц, живущих с ВИЧ - в 2014г.), расширение географической зоны инфекции за счёт охвата новых административно-территориальных центров и активизации полового пути передачи.

В структуре путей передачи ВИЧ-инфекции в РТ, наряду с интенсивным ростом числа ВИЧ-инфицированных, в основном, за счёт потребителей инъекционных наркотиков, отмечается научно обоснованное увеличение удельного веса полового пути инфицирования ВИЧ, что в 2009 году составило 26,5%, в 2010г. - 27,2%, в 2011г. - 29,8%, в 2012г. - 30,96%, в 2013г. - 39,5% и в 2014г. - 42,8%, т.е. за указанный период, данный показатель вырос в 1,6 раза.

Для интегрированного эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией принципиальное значение имеет не только обнаружение случаев инфицирования ВИЧ, но и, безусловно, мониторинг поражённости и выявление факторов риска как среди наиболее уязвимых групп по отношению к ВИЧ/СПИДу, так и среди общего населения.

Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, ВИЧ/СПИД, эпидемиологический надзор за ВИЧ-инфекцией

Введение. Эпидемиологический надзор (ЭН) за здоровьем общества представляет собой непрекращающийся систематический сбор, анализ, интерпретацию и распространение данных, отражающих состояние здоровья населения [1].

ЭН, как часть системы санитарно-эпидемиологического обслуживания, населения признан одним из значимых и прогрессивных методов противоэпиде-миологической работы, базирующейся на научно доказательной основе [2].

В рамках системы здравоохранения эпидемиологический надзор за заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), ведётся в мире с начала 80-х годов XX века [3].

С тех пор прошло более 30 лет, но суть и значение эпиднадзора за ВИЧ-инфекцией остались неизменными.

За последние десять лет число жителей стран Восточной Европы и Центральной Азии, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), увеличилось почти втрое, составив 1,4 миллиона человек [4,5].

Республика Таджикистан - одна из 53 стран, входящих в Европейский регион ВОЗ (восточная географическая зона) в настоящее время относится к странам со сравнительно низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции (концентрированная эпидемия). Кроме того, следует отметить, что проблема эпидемии ВИЧ-инфекции в стране вызывает серьёзную обеспокоенность в связи с нарастанием интенсивности эпидемического процесса.

Цель исследования: изучение этапов становления системы эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией в контексте развития эпидемии ВИЧ в Республике Таджикистан.

Материал и методы. В Республике Таджикистан за весь период развития эпидемии ВИЧ-инфекции официально зарегистрировано 6558 ВИЧ-инфицированных лиц.

Для анализа проявления эпидемического процесса ВИЧ-инфекции были использованы материалы официальной регистрации Министерства здравоохранения Республики Таджикистан и Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом о выявленных ВИЧ-инфицированных лицах с расшиф-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.