Научная статья на тему 'Изменение процессов сенсомоторной интеграции у студентов в течение учебного года'

Изменение процессов сенсомоторной интеграции у студентов в течение учебного года Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕРЕХОДНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ (ПОЛ) / СУПЕРОКСИДДИСМУТАЗА (СОД) / LIPID PEROXIDATION (LPO) / SUPEROXIDE DISMUTASE (SOD) / SENSORIMOTOR INTEGRATION / TRANSITION STATES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Редько А. В., Бачериков Е. Л., Шаров Б. Б., Камскова Ю. Г.

Показано, что под действием психоэмоционального стресса реакция системы сенсомоторной интеграции опережает биохимические показатели, свидетельствующие о наличии стрессового состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Редько А. В., Бачериков Е. Л., Шаров Б. Б., Камскова Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing the processes of sensorimotor integration of the students in the course of the academic year

The research showed that under the influence of emotional stress reaction of the sensorimotor system integration is ahead of biochemical parameters indicating the presence of stress.

Текст научной работы на тему «Изменение процессов сенсомоторной интеграции у студентов в течение учебного года»

УДК 612

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССОВ СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

A.B. Редько, Е.Л. Бачериков*, Б.Б. Шаров*, Ю.Г. Камскова ЧГПУ, *УралГУФК, г. Челябинск

Показано, что под действием психоэмоционального стресса реакция системы сенсомоторной интеграции опережает биохимические показатели, свидетельствующие о наличии стрессового состояния.

Ключевые слова: сенсомоторная интеграция, переходные состояния, перекис-ное окисление липидов (ПОЛ), супероксиддисмутаза (СОД).

Введение. Деятельность студентов в процессе занятий сопряжена с усиленной нагрузкой на организм, нередко приводящей к неэкономичной трате функциональных резервов организма. Результатом этого являются изменения обменных процессов, нарушения во взаимодействии функциональных систем организма, снижение работоспособности, развитие утомления. Возникшее стрессовое напряжение в ряде случаев приводит к развитию пограничных состояний, соматических и психических расстройств.

Таким образом, в условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма студентов вуза возникает настоятельная необходимость в системной оценке особенностей формирования функциональных систем, и в частности системы сенсомоторной интеграции [4, 5].

Цель исследования состояла в комплексной оценке физиологических, нейродинамических, биохимических особенностей системы сенсомо-торной интеграции организма студентов в динамике процесса адаптации в условиях обучения в вузе, а также исследовалось влияние экзаменационного стресса на показатели сенсомоторной интеграции у студентов.

Организация и методы исследования. Были проведены физиологические исследования на студентах на базе лаборатории молекулярной физиологии и иммунологии ЧГПУ и лаборатории нейрофизиологии УралГУФК.

У обследуемых отбирались пробы слюны для биохимического анализа в межсессионный, сессионный и послесессионный периоды. Обследуемые выполняли: тест для определения уровня ситуативной тревожности, тест на умственную работоспособность, тест на объём и переключение внимания, комплекс тестов полного равновесия и пробу письма в межсессионный, сессионный и послесессионный периоды.

У обследуемых проводилось измерение времени латентного периода простой зрительномоторной реакции (ПЗМР) в состоянии мышечного покоя и в момент движения на неустойчивой опоре, времени латентного периода сложной зри-

тельно-моторной реакции (СЗМР) в состоянии мышечного покоя и в момент движения на неустойчивой опоре в межсессионный, сессионный и послесессионный периоды, регистрировалась частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии мышечного покоя, при выполнении тестов ПЗРМ и СЗМР, в момент движения на неустойчивой опоре и при сенсорном конфликте в межсессионный, сессионный и послесессионный периоды.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ изменений биохимических показателей может говорить о накоплении продуктов перекис-ного окисления липидов и антиоксидантных ферментов в слюне студентов, что будет являться предпосылкой к обоснованию характера адаптивных изменений в организме под влиянием экзаменационного стресса. В клетках организма идет постоянный процесс свободнорадикального окисления липидов [4]. Продукты ПОЛ (перекисного окисления липидов) участвуют в регуляции функционирования биологических мембран клеток и в скорости их обновления. Чем выше уровень стресса, вызванного учебными нагрузками, тем больше активизация симпатоадреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, тем выше уровень ПОЛ в организме.

В настоящее время к локальным системам защиты относится антиоксидантная система. К анти-оксидантным ферментам относят каталазу, супер-оксиддисмутазу. Эта периферическая стресс-лимитирующая система ограничивает чрезмерную активацию свободнорадикальных реакций на уровне ткани, и увеличение её мощности может повысить резистентность последней к окислительному стрессу. Наиболее распространенными ферментами антиоксидантной защиты являются суперок-сиддисмутаза (СОД) и каталаза, падение их активности может привести к повреждению органов и организма в целом [1ИВ].

Ферменты каталаза и супероксиддисмутаза относятся к метаболитам стресс-лимитирующих систем организма, которые активизируются при появлении любой стресс-реакции. Поэтому достоверное увеличение показателей стресс-лимити-

Редько A.B., Бачериков Е.Л.,

Шаров Б.Б., Камскова Ю.Г.

рующих метаболитов может служить реальным фактом улучшения функционирования системы антиоксидантной защиты. Следовательно, можно будет говорить о положительной динамике адаптивных изменений в организме под влиянием экзаменационного стресса. Первичные гептанрас-творимые, а также первичные и вторичные изо-пропанолрастворимые продукты ПОЛ достоверно не изменились, что свидетельствует о более экономичной реакции организма на стрессовую нагрузку и о хорошей утилизации продуктов ПОЛ как источников энергии.

В семестре содержание гептан Е 278/220 составляло 0,187 нмоль/мгйин, в начале сессии содержание гептан Е 278/220 уменьшилось до

0,181 нмоль/мгйин, т. е. на 3 %, в середине сессии содержание гептан Е 278/220 составило 0,183 нмоль/мгйин, т. е. уменьшилось на 2 %, после сессии содержание гептан Е 278/220 составило

0,191 нмоль/мгйин, т. е. увеличилось на 2 %. Это свидетельствует об экономичности реакции организма в ответ на учебную нагрузку и о хорошей утилизации продуктов ПОЛ и косвенно характеризует функционирование антиоксидантных систем неспецифической защиты организма от стресса.

Активность каталазы в семестре (контроль) составляла 198,93 нмоль/мг[йин, в начале сессии активность каталазы изменилась и составила 208,88 нмоль/мгйин, т. е. увеличилась на 5 %, в середине сессии активность каталазы составила 194,95 нмоль/мгЛин, т. е. снизилась на 2 %, после сессии активность каталазы составила 195,01 нмоль/мгЛин, т. е. снизилась на 2 %. Это свидетельствует о незначительной активации антиокси-дантных систем неспецифической защиты организма студентов в период сессии от стрессорных повреждений.

Активность фермента супероксиддисмутазы достоверно не изменилась, лишь незначительно увеличилась, что также может свидетельствовать о включении антиоксидантных систем неспецифической защиты в ответ на экзаменационное эмоциональное напряжение. Это говорит о нормальном протекании физиологических процессов в организме студентов и о том, что в течение сессии у обследованных нами студентов не происходит срыва адаптационных возможностей организма.

Психическая напряжённость в семестре (контроль) составляла 39,63 %, в начале сессии психическая напряжённость изменилась и составила 79,82 %, т. е. увеличилась на 101 %, в середине сессии психическая напряжённость составила 64,76 %, т. е. увеличилась на 63 %, после сессии психическая напряжённость составила 43,26 %, т. е. увеличилась на 9 %.

Умственная работоспособность в семестре (контроль) составляла 56,58 %, в начале сессии умственная работоспособность изменилась и составила 58,76 %, т.е. увеличилась на 3,9 %, в сере-

Изменение процессов сенсомоторной интеграции у студентов в течение учебного года

дине сессии умственная работоспособность составила 64,76 %, т.е. уменьшилась на 14,7 %, после сессии умственная работоспособность составила 54,78 %, т.е. уменьшилась на 3,2 %.

Показатель объёма и переключения внимания в семестре (контроль) был равен 258,82 с, в начале сессии показатель объёма и переключения внимания изменился и составил 246,64 с, т. е. уменьшился на 4,7 %, в середине сессии показатель объёма и переключения внимания составил 324,81 с, т. е. уменьшился на 25,5 %, после сессии показатель объёма и переключения внимания составил 245,44 с, т. е. увеличился на 5,2 %.

Проба письма в семестре (контроль) выполнялась на 77,31 балла, в начале сессии выполнение пробы письма изменилось, и составило 72,26 балла, т. е. ухудшилось на 6,5 %, в середине сессии выполнение пробы письма составило 57,83 балла, т. е. ухудшилось на 25,2 %, после сессии выполнение пробы письма составило 71,61 балла, т. е. ухудшилось на 7,4 %.

Стояние на одной ноге выполнялось на 56,73 балла, в начале сессии выполнение изменилось и составило 57,28 балла, т. е. выполнение улучшилось на 1 %, в середине сессии тест выполнялся на 48,39 балла, т. е. выполнение ухудшилось на 14,7 %, после сессии тест выполнялся на 51,25 балла, т. е. выполнение ухудшилось на 9,7 %.

Ходьба по прямой в семестре (контроль) выполнялась на 78,61 балла, в начале сессии выполнение теста изменилось и составило 79,36 балла, т. е. выполнение улучшилось на 1 %, в середине сессии выполнение пробы составило 67,92 балла, т. е. выполнение ухудшилось на 13,6 %, после сессии тест выполнялся на 72,39 балла, т. е. выполнение ухудшилось на 7,9 %.

Тест Фукудо в семестре (контроль) выполнялся на 81,53 балла, в начале сессии выполнение теста изменилось и составило 78,82 балла, т. е. ухудшилось на 3,3 %, в середине сессии тест выполнялся на 71,37 балла, т. е. выполнение ухудшилось на 12,5 %, после сессии тест выполнялся на 82,36 балла, т. е. выполнение улучшилось на 1 %.

Усиленная поза Ромберга в семестре (контроль) выполнялась на 69,27 балла, в начале сессии выполнение изменилось и составило 67,72 балла, т. е. ухудшилось на 2,2 %, в середине сессии тест выполнялся на 57,82 балла, т. е. ухудшение составило 22,6 %, после сессии тест выполнялся на 66,44 балла, т. е. ухудшение составило 4,1 %.

Показатель возбудимости корковых процессов, определяемый через время латентного периода простой сенсомоторной реакции, по выборке в семестре (контроль) в среднем составлял 23,62 %, в начале сессии снизился до отрицательной величины □ 11,18 %, в середине сессии восстановился до 0 % и только после сессии вернулся в границы нормы 14,65 %. Время латентного периода простой зрительно-моторной реакции при движении на неустойчивой опоре увеличилось в начале сес-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 28

27

Интегративная физиология

сии на 8,47 %, в середине сессии увеличилось на 21,53 %, после сессии уменьшилось на 0,77 %.

Сложная зрительно-моторная реакция перед сессией ухудшилась на 2,85 %, в середине сессии ухудшилась на 6,13 % и осталась на том же уровне после сессии. Сложная зрительно-моторная реакция при движении на неустойчивой опоре перед сессией ухудшилась на 9,51 %, в середине сессии ухудшилась на 21,01 %, после сессии восстановилась и была меньше контроля на 1,56 %.

ЧСС покоя в период сессии возросла на 11-12 %, однако осталась в пределах физиологической нормы здорового человека. ЧСС при движении на неустойчивой опоре в начале сессии возросла на 10,24 %, в середине сессии возросла на 26,77 %, после сессии возросла на 25,72 %. ЧСС при простой зрительно-моторной реакции в начале сессии возросла на 15,16 %, в середине сессии возросла на 41,94 %, после сессии возросла на 5,81 %. ЧСС при выполнении простой зрительно-моторной реакции на неустойчивой опоре в начале сессии возросла на 36,91 %, в середине сессии возросла на 61,09 %, после сессии возросла на 7,31 %. ЧСС при сложной зрительно-моторной реакции в начале сессии возросла на 28,09 %, в середине сессии возросла на 53,51 %, после сессии возросла на 3,14 %. ЧСС при выполнении сложной зрительно-моторной реакции на неустойчивой опоре в начале сессии возросла на 15,04 %, в середине сессии возросла на 40,86 %, после сессии возросла на 3,06 %.

При визуальном анализе варианты нормы амплитуды ЭМГ в семестре (контроль) отмечены у 87,5 % обследованных, варианты нормы частоты □ у 93,75 % обследованных. При визуальном анализе варианты нормы амплитуды ЭМГ в начале сессии отмечены у 75 % обследованных, варианты нормы частоты □ у 87,5 % обследованных. При визуальном анализе варианты нормы амплитуды ЭМГ в середине сессии отмечены у 75 % обследованных, варианты нормы частоты □ у 68,75 % обследованных. При визуальном анализе варианты нормы амплитуды ЭМГ после сессии отмечены у 87,5 % обследованных, варианты нормы частоты у 81,25 % обследованных.

Выводы

1. Комплексная оценка физиологических, нейродинамических и вегетативных особенностей системы сенсомоторной интеграции организма

студентов в динамике процесса адаптации в условиях обучения в вузе может служить маркером экзаменационного стресса у студентов.

2. Система сенсомоторной интеграции по показателям вариабельности нервных процессов и вариабельности сердечного ритма у студентов в межсессионный период и в условиях экзаменационного стресса реагирует, опережая биохимические показатели.

3. Методика исследования лабильности нервных процессов при сенсорных конфликтах у студентов в условиях функционального эмоционального напряжения в период сессии проста и не требует особых затрат.

4. Показатели ПОЛ и ферментов антиокси-дантной защиты не дают 100 % достоверности развития эмоционального напряжения и переходных функциональных состояний.

5. У студентов учебная нагрузка вызывает развитие переходных функциональных состояний. Индивидуальная функциональная ассиметрия амплитуды и частоты электронейромиограммы парных скелетных мышц достоверно подтверждает наличие переходных функциональных состояний и развитие эмоционального стресса.

Литература

1. Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. □ М.: Медицина, 1981. □ 198 с.

2. Роль цитокинов в адаптационных процессах организма студентов к психоэмоциональному стрессу / В.В. Лазаренко, В.И. Павлова, Я.В. Латю-шин и др. □ Троицк: Изд-во ИП Н.И. Кузнецова, 2010. □ 226 с.

3. Системная физиология в интеграции семантики здоровья, адаптации, стресса, доминанты функционального состояния человека / А.П. Исаев, Р. У. Гаттаров, А.В. Ненашева и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура□ □ 2007. □ Вып. 10. □ № 2 (74). □ С. 125Н42.

4. Шаров. Б.Б. Вестибулярная устойчивость в структуре функциональной подготовленности / Б.Б. Шаров. □ Челябинск, 2009. □ 102 с.

5. Шаров, Б.Б. Основы теории функциональных систем в физиологии экстремальных состояний /Б.Б. Шаров. □ Челябинск, 2003. □ 84 с.

Поступила в редакцию 21 февраля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.