Научная статья на тему 'Половые особенности изменений в регуляции сердечного ритма у студентов в течение семестра'

Половые особенности изменений в регуляции сердечного ритма у студентов в течение семестра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / АДАПТАЦИЯ / ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / HEART RATE VARIABILITY / CARDIOVASCULAR SYSTEM / ADAPTATION / EXAMINATIONS / PSYCHO-EMOTIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гулин Александр Владимирович, Шутова Светлана Владимировна, Белов Роман Николаевич

Были изучены половые особенности изменений в регуляции сердечного ритма у студентов в течение семестра. Выявлено, что у девушек в сессионный период наблюдается более выраженная адаптационная реакция, после сдачи экзаменационной сессии происходит некоторое улучшение состояния организма. У юношей адаптация является пролонгированной, с низкой эффективностью регуляторных механизмов на начальном этапе и значительным их перенапряжением в конце семестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гулин Александр Владимирович, Шутова Светлана Владимировна, Белов Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEXUAL PECULIARITIES OF CHANGES IN HEART RATE REGULATION IN STUDENTS DURING SEMESTER

Sexual characteristics changes in the regulation of heart rate in students during the semester have been studied. It is revealed that the girls in the session period have more pronounced adaptive response, after passing examinations there is some improvement in the body. The young men adaptation is prolonged with the low efficiency of the regulatory mechanisms at the initial stage and a significant surge at the end of the semester.

Текст научной работы на тему «Половые особенности изменений в регуляции сердечного ритма у студентов в течение семестра»

УДК 57.042+612.1

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА

© A.B. Гулин, C.B. Шутова, Р.Н. Белов

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма; сердечно-сосудистая система; адаптация; экзаменационная сессия; психоэмоциональное напряжение.

Были изучены половые особенности изменений в рефляции сердечного ритма у студентов в течение семестра. Выявлено, что у девушек в сессионный период наблюдается более выраженная адаптационная реакция, после сдачи экзаменационной сессии происходит некоторое улучшение состояния организма. У юношей адаптация является пролонгированной, с низкой эффективностью pei-уляторных механизмов на начальном этапе и значительным их перенапряжением в конце семестра.

Проблема здоровья учащейся молодежи является актуальной для общества. Обучение в вузе сопряжено с постоянным умственным и психоэмоциональным напряжением, необходимостью выполнения учебных программ в ограниченные сроки, погоней за рейтингом, гипокинезией и нарушением режима труда, отдыха и питания. Длительное или частое напряжение го-меостатических систем, особенно в периоды зачетной и экзаменационной учебной деятельности, характеризуется повышенными энергетическими затратами, изменениями биоритмов показателей физиологических функций [1-3].

Стресс, вызванный сдачей экзаменов, занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся как средней, так и высшей школы. Последние научные исследования убедительно доказывают, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечнососудистую, дыхательную и иммунную системы студентов [4-6].

Согласно данным научной литературы, период сдачи экзаменационной сессии характеризуется ростом ЬИ волн и активацией симпатической нервной системы. Однако в некоторых случаях происходит увеличение активности парасимпатической нервной системы. Объяснением данного феномена может быть явление «запредельного торможения», возникающее у лиц со слабым типом нервной системы при сверхсильных психических нагрузках [5].

После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме. Например, показано, что обычно требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам [5, 6].

Проведенные ранее нами исследования выявили, что сессионный период вызывает у студентов значительное напряжение механизмов регуляции сердечного ритма, а в послесессионный период наблюдается еше более выраженная стрессорная реакция организма [7].

Целью данной работы было изучение половых особенностей изменений в регуляции сердечного ритма у студентов в течение семест ра.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие студенты 2-4 курсов ТГУ им. Г.Р. Державина (121 человек, 26 юношей и 95 девушек). Были проведены исследования хроно-тропной функции сердца в течение семестра, а именно: межсессионный период, период сдачи экзаменационной сессии и послесессионный период. Показатели вариабельности сердечного ритма регистрировали в состоянии спокойного бодрствования с помощью программно-аппаратного комплекса «Мицар». Сердечный ритм был проанализирован во временной области (по показателям ЧСС (уд.-мин '); Мо (с), АМо (%)) и частотной (по показателям нормализованной (н. е.) мощности спектра в диапазонах НР, 1Л\ Были оценены ЬИ/НР (у. е.), ИН - индекс напряжения.

- индекс централизации (ИЦ, у. е.). Полученные результаты обрабатывали стандартными статистическими методами.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Исходя из рис. 1 видно, что численные значения индекса напряжения в обеих половых группах имели тенденцию к увеличению по сравнению с фоновым состоянием. Для юношей были характерны более высокие значения изучаемого показателя на всех этапах исследования, чем для девушек, что свидетельствует о большем влиянии высших эрготропных структур в процессе адаптации к сдаче экзаменационной сессии, а также о большем напряжении механизмов рефляции.

ЧСС в исходном состоянии юношей и девушек имеют близкие значения. В период сдачи сессии для девушек характерен резкий подъем ЧСС (р < 0,05), в то время как у юношей наблюдается менее выраженное

■ межсессионный

■ сессионный

' послесессионный

Рис. 1. Динамика индекса напряжения, ЧСС, Мо и АМо. Обозначения: * - различия по сравнению с межсессионным этапом достоверны (р < 0,05). Примечание: для удобства отображения показатели Мо кратно увеличены в 100 раз

Рис. 2. Динамика НГпогт, ЬНпогт, ЬЯ/НР и ИЦ. Обозначения: * различия по сравнению с межсессионным этапом достоверны (р < 0,05), Д - достоверность межгрупповых различий. Примечание: для удобства отображения показатели ШНР крато увеличены в 10 раз, ИЦ - в 5 раз

■ межсессионный

■ сессионный послесессионный

н^огт

юноши

юноши девушки

увеличение этого показателя. В послесессионный период у юношей показатели ЧСС продолжают увеличиваться, у девушек же снижаются. Исходя из этого, можно предполаг ать отсроченный характер адшггаци-онных изменений ЧСС у юношей и большую реактивность системы адаптации у девушек.

Показатели Мо при сходных фоновых значениях во время экзаменационной сессии в группе девушек снижаются намного более выражено, чем в группе юношей. После завершения сессии среднегрупновые величины Мо у девушек возрастают, хотя и не достигают исходных величин, а у юношей продолжают снижаться. Подобная динамика, согласно вышеприведенным данным, закономерна, т. к. указывает на поэтапное усиление напряжения механизмов регуляции в группе юношей, а также более выраженную срочную симпатическую реакцию у девушек во время сдачи экзаменационной сессии.

Динамика АМо в обеих половых группах имеет различные тенденции. Для девушек было характерно некоторое увеличение показателей в сессионный период и их небольшое снижение после сессии, у юношей наблюдалось постепенное, незначительное снижение АМо. В группе девушек подобная динамика, согласно другим показателям сердечного ритма, закономерна.

Таким образом, были выявлены некоторые половые отличия в динамике вариабельности сердечного ритма в течение учебного семестра. В целом, при общем усилении централизованных влияний у юношей во время экзаменационной сессии адаптационные реакции имеют отсроченный характер, у девушек адаптационная система характеризуется большей реактивностью.

Рассмотрим далее динамику спектральных характеристик показателей вариабельности сердечного ритма.

Как видно из рис. 2, исходные значения спектральных составляющих сердечного ритма имеют выраженные тендерные отличия, которые в некоторых случаях были достоверны. Для юношей были характерны более низкие значения НРпогтп и более высокие величины ЬРпогт, ЬР/НР и ИЦ. Следовательно, в фоновом состоянии механизмы регуляции хронотропной функции сердца характеризовались у юношей усилением централизации и напряжением механизмов регуляции.

Динамика показателей нормализованных величин сердечного ритма в изучаемых половых фуппах имела некоторые отличия. Для девушек было характерно поэтапное уменьшение НРпогтп и согласуемое вместе с этим увеличение ЬРпопп. У юношей наблюдалась обратная динамика, наибольшие изменения происходили в период сдачи экзаменационной сессии.

При рассмотрении отношения 1.Р/НР, у юношей были выявлены его более высокие изначальные значения, свидетельствующие о преобладании симпатических модуляций в обшей структуре регуляции сердечного ритма, В фоновом состоянии в группе девушек характерен больший вклад парасимпатической системы. В сессионный период вегетативный индекс в исследуемых группах имел очень близкие численные показатели Вероятно, такая динамика соотношения ЬГ НР может быть объяснена различными стратегиями приспособления, которые зависят от иола, У юношей большая часть ресурсов организма расходуется быстрыми темпами и тратится на приспособление непосредственно к самому периоду сдачи экзаменационной сессии. У девушек же процесс адаптации является более экономичным, в результате чего приспособление к адаптогенному фактору проходит успешнее. Следовательно, у юношей цена адаптации к такому длительному психоэмоциональному напряжению, как сдача экзаменационной сессии, значительно выше.

Динамика ИЦ в обеих половых группах характеризуется ростом значений а течение всего учебного семестра. Для юношей были характерны значительно более высокие численные характеристики изучаемого показателя. В период после сдачи экзаменационной сессии в группе юношей были зафиксированы значения ИЦ, которые превышают норму более чем в 5 раз. Это свидетельствует о чрезмерном перенапряжении регуля-торных механизмов. У девушек ИЦ возрастает к последнему этапу исследования, но за пределы нормы не выходит.

Таким образом, нами были выявлены половые особенности изменений в регуляции сердечного ритма у студентов в течение семестра. Полученные данные имеют большую практическую значимость и могут быть использованы в физиологии труда и восстановительной медицине, т. к. определяют стратегию и методы научнообоснованной оптимизации функций сердечно-сосудистой системы студентов с учетом и\ биологической индивидуальности.

ВЫВОДЫ

1. В процессе адаптации к различным условиям обучения ы течение учебного семестра имеется ряд отличий, связанных с полом. Так, у юношей реакция адаптации к сессионным испытаниям является пролон-

гированной, вызывающей значительное напряжение регуляторных механизмов. Реакция адаптации у девушек проходит несколько иначе: в сессионный иериод наблюдается бурная стрессорная реакция, а период после сдачи сессии характеризуется некоторыми улучшениями функционального состояния организма,

2. При оценке половых особенностей эффективности адаптации выявлено, что для девушек характерна удовлетворительная адаптационная реакция к концу учебного семестра. В группе юношей адаптационные реакции в целом являются неудовлетворительными с развитием перенапряжения регуляторных механизмов в послесессионный период.

ЛИТЕРАТУРА

]. Кикшов А И Учтенный трул и эмоции. М ; Медицина, 1978. 366 С.

2. Урумсма Л.Т.. fcmncea Н.К., Хетагурава Л.Г. Н Вестник новых медицински*, технологий. 2009 Т. XVI № 3. С. 16R-172.

3. УяппмскибДЛ II Ж. неврол. и психиатрии 2006. №5 С. 42

4. Алексеева Э.4., Шанттюаа Л.Н., Петунова А.Н. Ияанта U.K. Опенка фуккцн онапыюго состояния организма с гулен: Си в период экзаменационного стресса // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 12 С. 10К-Ш.

5. Деваев НП Влияние экзаменационного стресса па регуляцию сердечного ритма и Оисплектрнческую активность головного мозга у студенток // Весгннк Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010 № 2(2). С. 622-626.

6 ЩсрСштт Ю.В. Экзаменационный стресс, Воронеж. 2000. 120 с. 7. Бенов Р.Н., ШутоваС.В, Особенности вариабельности сердечного ритма у студентов в сессионный н послесесс ионный периоды Н Актуальные вопроси прлкттпеското здравоохранения: материалы Международной конференции, посвященной 200-легию со дня рождения Н.И. Пирогова. Тамбов: Изднт. дом ТГУ им Г.Р. Державина, 2010. С 63-65. Я. Гткнанишнцчи И.Д. Периферическое кровообращение и особенности его регуляции М.; Медицина, 1967. 124 с

Поступила в редакцию 1 октября 201! г,

Gulin A.V„ Shutova S.V., Bclov R.N. SEXUAL PECULIARITIES OF CHANGES IN HEART RATE REGULATION IN STUDENTS DURING SEMESTER

Sexual characteristics changes in the regulation of heart rate in students during the semester have been studied. It is revealed that the girts in the session period have more pronouneed adaptive response, after passing examinations there is some improvement in the body. The young men adaptation is prolonged with the low efficiency of the regulatory mechanisms at the initial stage and a significant surge at the end of the semester.

Key words: heart rate variability; cardiovascular system, adaptation; examinations; psycho-emotional stress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.