Научная статья на тему 'Влияние экзаменационного стресса на адаптацию сердца к локальным нагрузкам у студентов вуза'

Влияние экзаменационного стресса на адаптацию сердца к локальным нагрузкам у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хаируллина А. Р.

Изучен характер адаптационных реакций сердца на локальную работу мышц у студентов во время сдачи экзаменов и в межсессионный период. Показано, что во время сессии повышается активность центральных, симпатических влияний у всех испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние экзаменационного стресса на адаптацию сердца к локальным нагрузкам у студентов вуза»

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА АДАПТАЦИЮ СЕРДЦА К ЛОКАЛЬНЫМ НАГРУЗКАМ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

А.Р. Хайруллина ЮУрГУ, г. Челябинск

Изучен характер адаптационных реакций сердца на локальную работу мышц у студентов во время сдачи экзаменов и в межсессионный период. Показано, что во время сессии повышается активность центральных, симпатических влияний у всех испытуемых.

Здоровье молодёжи, особенно обучающихся в образовательных учреждениях, составляет предмет внимания для современной медицины и физиологии. Нарушения здоровья обучающихся обусловлены комплексом факторов: информационные нагрузки и эмоциональное напряжение в процессе учебной деятельности, гиподинамия, нарушение режима питания, жизнь в экологически неблагоприятной среде обитания. Кроме того, преобладающие в двигательном режиме учащейся молодёжи локальные нагрузки способствуют нарушению кровообращения и опорно-двигательного аппарата [2].

Для школьников и студентов экзаменационная сессия является стрессовым фактором, поэтому изучение механизмов психофизиологических изменений во время экзаменов представляет научно-практический интерес для возрастной физиологии. Понимание таких механизмов необходимо для разработки средств психофизического оздоровления для обучающихся и привития навыков психогигиены, психопрофилактики, как неотъемлемой части здорового образа жизни

Цель работы заключалась в изучении характера адаптационных реакций сердца на локальную работу мышц у студентов во время сдачи экзаменов и в межсессионный период.

Методики исследования Были обследованы студенты первых курсов университета, занимающихся (I группа) и не занимающихся спортом (II группа). Исследование проводили в два этапа: I этап - начало учебного года;

II - этап - конец учебного года. До и после удержания кистью на динамометре усилия, равного 1/3 от максимального, регистрировали кардиоинтер-валограмму, проводили измерения ЧСС и АД по Короткову. Работа проводилась до утомления, т.е. невозможности удержания заданного усилия [2,4].

Оценивали три основные типа реакции сердечного ритма (СР) на локальные нагрузки по [1]. I тип характеризуется напряжением центральных, симпатических механизмов регуляции при исходном низком уровне - «удовлетворительная адаптация»; II тип характеризуется напряжением центрального контура регуляции как в состоянии покоя, так и при работе - «напряжение адаптации»;

III тип характеризуется снижением активности симпатических и усилением парасимпатических влияний после работы при высоком уровне напряжения центрального контура в состоянии покоя -«недостаточность адаптации».

Результаты исследования и обсуждение

Результаты исследований показали, что у юношей, не занимающихся спортом, как в межсессионный период, так и период сессии, показатели ЧСС были выше, чем у спортсменов (табл. 1). Показатели систолического и диастолического артериального давления в период сессии повышались у всех испытуемых, без достоверных различий между спортсменами и не занимающихсяБ спортом. Выявлены различия в характере адаптационных реакций сердца на локальные статические усилия в межсессионный период у представителей обеих групп. Так, у всех испытуемых при работе отмечалось достоверное увеличение показателей ЧСС и АД, однако у нетренированных юношей в абсолютных реакциях величина диастолического АД была выражена больше, чем у спортсменов.

В период сессии у девушек отмечался рост показателей ЧСС и систолического АД, причём ЧСС в большей степени изменялась у нетренированных, а систолическое АД у тренированных девушек. Показатели диастолического АД у нетренированных девушек были ниже, чем в межсесси-

Таблица1

Изменение показателей ЧСС и АД при локальной работе мышц статического характера во время экзаменов

Показатели

Группы ЧСС до ЧСС после АДс до АДс во время АДс после АДд до АДд во время АДд после СВ

Юноши Спортсмены 77±3,1 81±3,2 125±1,6 139±2,5* 129±2,2 73±3,9 83±2,7* 72±2,2 20±2,4

Девушки Спортсмены 70±1,4 73±5,2 107±2,5 116±2,3* 105±2,2 67±2,5 77±2,5* 68±2,8 28±0,5

Юноши нетренированные 76±3,5 76±3,3 124±2,2 130±2,7 126±2,2 68±2,2 78±2,7* 71 ±2,0 18±1,7

Девушки нетренированные 81±2,3** 88±2,8** 105±4,б 110±2,2 107±4,8 64±5,1 73±2,2 64±2,2 21 ±0,5

* Показаны достоверные различия с исходными показателями, ** - показаны достоверные различия между спортсменами и нетренированными.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 1

137

Физиология двигательной активности и спорта

онный период. У юношей и у девушек можно отметить достоверное снижение показателей статической выносливости кисти в период сессии. В реакции на локальную нагрузку можно отметить более выраженный рост диастолического АД, особенно в группе спортсменов, и менее выраженный рост ЧСС у нетренированных девушек при более высоких её исходных значениях (см. табл. 1).

В структуре сердечного ритма при локальной нагрузке, показатели Мо у юношей занимающихся спортом в покое были выше чем у нетренированных. При нагрузке Мо достоверно снижается у нетренированных юношей, а у занимающихся спортом имеет тенденцию к снижению. Показатели Дх у всех испытуемых изменялись незначительно. Показатели АМо при нагрузке в значительной мере увеличиваются у юношей занимающихся спортом, а ИН у испытуемых не занимающихся спортом. АМо и ИН у нетренированных девушек в покое и при нагрузке были выше, чем у занимающихся спортом.

Во время экзаменов в структуре сердечного ритма при локальной работе можно отметить неравномерное изменение показателей сердечного ритма. Большая степень увеличения АМо отмечена у юношей-спортсменов; у всех испытуемых «удовлетворительная реакция адаптации» в межсессионный период сменялась «реакцией напряжения» в период сессии [2]. У девушек в реакции на локальную нагрузку наблюдалась большая степень роста показателей АМо (табл. 2).

Таким образом, во время сессии можно отметить выраженную активность центральных, симпатических влияний у всех испытуемых, тенденцию к росту периферического сопротивления сосудов, судя по показателям АДд, и выраженное общее утомление, судя по достоверному сниже-

нию показателей статической выносливости кисти. Величина статической выносливости мышц снижается при состоянии физического и умственного утомления и может служить индикатором функционального состояния двигательного аппарата у лиц разного возраста [1].

Судя по изменению показателей структуры сердечного ритма, которые указывают на высокую степень напряжения механизмов адаптации, в учебном процессе необходимо использование средств психофизического оздоровления с целью

сохранения здоровья и повышения работоспособности студентов.

С целью психофизического оздоровления в группе студентов-добровольцев мы применяли микроволновую биорезонансную терапию (ММРТ), с помощью прибора, разработанного учёными Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов [5] в содружестве с учёными Челябинской государственной медицинской академии. Его отличительной способностями, являются диапазон частот, равный примерно 4 ГГц, и структура моделирующего сигнала, имитирующая вибрации электромагнитного поля земли, определённым образом связанных с частотными характеристиками биоэлектрической активностью коры головного мозга.

Результаты исследований показали, что после оздоровительного курса у юношей и девушек отмечалось снижение показателей ЧСС и АД, которое сохранялось и в сессионный период. Характерно, что увеличение показателей статической выносливости выявленные после окончания курса сохранялись и в период сессии (Р<0,05). Несмотря на большую продолжительность локальной работы в период сессии, характер реакции на локальную нагрузку у них не изменился, что может свидетельствовать о повышении устойчивости, как к утомлению, так и стрессовым ситуациям.

Литература

1. Алфёрова Т.В. Возрастные особенности локальной мышечной деятельности у спортсменов. — Омск, 1986. — 31 с.

2. Алферова Т.В. Возрастные особенности реакции кровообращения на локальную работу мышц статического и динамического характера // Успехи физиологических наук, 1988. - Т.19.-№ 4.-С. 54.

3. Баевский P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Наука, 1984.-221 с.

4. Городниченко Э.А. Оценка влияния изометрической нагрузки по показателям ритма сердца // Физиология человека. -1991. -17, №6.-С. 35-41.

5. Даровских С.Н., Узунова А.Н., Бойцов В.М. Информационные технологии в лечении заболеваний человека //Качинские чтения. - Вып. 5. - Волгоград: Изд-во Станица-2, 2000. - С. 91—92.

Таблица 2

Изменение показателей сердечного ритма при локальной работе мышц статического характера во время экзаменов

Группы Показатели

Мо Мо1 Дх Дх1 АМо АМо1 ИН ИН1

Юноши Спортсмены 0,6±0,2 0,5±0,2 0,2±0,09 0,4±0,08 51±2,8 59±2,8* 102±4,9 129±3,5*

Девушки Спортсмены 0,9±0,1 0,9±0,17 0,3±0,10 0,3±0,08 47±5,03 61±1,41* 78±0,70 103±12,7*

Юноши нетренированные 0,7±0,2 0,6±0,05 0,2±0,05 0,2±0,05 55±2,1 55±0,7 135±13,0** 158±3,5*

Девушки нетренированные 0,9±0,1 0,8±0,1 0,2±0,05 0,2±0,05 49±4,2 59±1,1* 97±3,5** 141±2,8*

* Показаны достоверные различия с исходными показателями, ** - показаны достоверные различия между спортсменами и нетренированными, индекс 1 - показатели после работы.

138

Вестник ЮУрГУ, № 3, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.