Научная статья на тему 'К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АВТОРУЧКИ КАК СРЕДСТВА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ I—IV КЛАССОВ'

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АВТОРУЧКИ КАК СРЕДСТВА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ I—IV КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF FOUNTAIN PENS BY STUDENTS OF I—IV TH FORMS

After writing with school pens of various sizes and weight and with fountain pens, students from the 1st, 2nd and 4th forms were examined with the aid of apparatus registering any changes in the accuracy of hand movement and in. the working capacity of muscles. An analysis of the results of physiological investigations has shown that fountains with 10—12 mm in diameter, weighing 10—18, have no significant effect when used for a short time, however, writing with them for a period of 20 minutes tired the? students from primary form to a greater extent than the use of an ordinary wooden school penholder (7—8 mm in diameter, weighing 8 g). A better type of writing was obtained by the use of a school fountain pen (10 mm in diameter, 142 mm long, weighing 10,4 g) with an open nib. The school children preferred this fountain pen, since writing with it was easier and more convenient. The above makes it advisable to recommend for the children of primary forms the use of a school fountain pe?n, with an opening of moderate hardness.

Текст научной работы на тему «К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АВТОРУЧКИ КАК СРЕДСТВА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ I—IV КЛАССОВ»

2. Жесткость низа свыше 4 кг у обуви для детей дошкольного возраста приводит: а) к затруднению в механике ходьбы, что выражается в ограничении угла изгиба обуви на 30% по сравнению с обувью жесткостью ниже 4 кг и к стягиванию задника с пятки; б) к понижению работоспособности мышц голеностопного сустава (по данным эргографии) в 3 раза больше, чем в обуви жесткостью ниже 4 кг; в) к значительному повышению температуры кожи ноги и заметному потоотделению; г) к субъективным жалобам детей.

3. Следует рекомендовать жесткость низа обуви для детей дошкольного возраста не выше 4 кг.

ЛИТЕРАТУРА

Авилов А. А., Бружес А. П., Гучкова Н. Н. Труды Центрального науч-но-исслед. ин-та заменителей кожи. М., 1951, сб. 3, стр. 50. — Куслик М. И Нов. хир. арх., 1928, т. 15, № 2—3, стр. 394. — Хоменкова Н. Г., Горшков С. И. В кн.: Научно-исслед. труды Центрального научно-исслед. ин та кожевенно-обувной промышленности. М„ 1957, сб. 28, стр. 131. — Basler A., Med. Klin., 1936, Bd 32, S. 1557. — Heidenreich H., Schuh. u. Leder, 1954, Bd. 8, N 4. — N о rd en-felt P. J., Acta paediatr., 1939, v. 25, p. 220. — T h о m s e n W., Kampf. der Fuss-schwache. Berlin, 1944.

Поступила 28/VIII 1939 r.

HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING THE MAXIMUM PERMISSIBLE HARDNESS OF SHOE SOLES FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

V. V. Litvinenkova

The maximum permissible handness of shoe soles for the children of preschool age was determined by investigating the mechanism of walking, the working capacity of the muscles of the leg and of the foot articulation, the skin temperature of the big toe and the extent of perspiration, depending of the stiffness of the shoes. On the basis of the results obtained the author recommends that the maximum hardness of shoe soles for children of preschool age be not over 4 kg.

-A" it -Й:

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АВТОРУЧКИ КАК СРЕДСТВА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ I—IV КЛАССОВ

Кандидат медицинских наук М. В. Антропова, кандидат медицинских

наук Л. И. Александрова

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной

гигиены АПН РСФСР

Многие педагоги полагают, что обучать учащихся письму необходимо тем средством письма, которым они будут пользоваться в средних и старших классах, а затем всю жизнь [В. В. Андриевская, Вит (Wheat), Коуль (Cole), Ваилз (Whiles)]. Эти авторы отмечают, что перевод учащихся в средних и старших классах на скоростное письмо приводит к «ломке» почерка, его ухудшению.

Надо полагать, что в основе указанной «ломки» почерка лежит «ломка» у учащихся динамического стереотипа, установившегося за время четырехлетнего пользования обычной ученической ручкой. Письмо учащихся обычной ученической ручкой связано со значительной бесполезной затратой времени, уходящего на обмакивание пера в чернильницу и промокание написанного. Это замедляет письмо и не дает возможности обращать должного внимания на орфографию.

Судя по литературным данным, пользование авторучками в начальных классах школ различных стран введено примерно с 1936—1938 гг., а в Советском Союзе первые попытки в этом отношении относятся к 1958 г.

Задачей настоящей работы являлось изучить с гигиенической точки зрения возможности письма учащихся I—IV классов авторучками.

Наблюдения проводили над учащимися I—II и IV классов школы № 630 Москворецкого района Москвы. Учащимся этих классов для постоянного пользования были розданы школьные авторучки, изготовленные Ярославским заводом и отвечающие гигиеническим требованиям. Учащиеся параллельных классов постоянно писали ученическими деревянными ручками.

У учащихся наблюдаемых классов изучали всегда в одно и то же время дня сдвиги в некоторых физиологических реакциях при дозированном письме различными по размерам и весу ученическими деревянными и автоматическими ручками (табл. 1).

Хронометраж уроков письма в I, II и IV классах показал, что учащиеся пишут максимум 20 минут. На основании этого и была установлена продолжительность дозированного задания. Предполагалось, что ручка, не соответствующая по своим размерам и весу возрастному развитию кисти руки, потребует большего напряжения и вызовет при прочих равных условиях большее утомление учащихся. Это утомление должно выразиться в снижении качества письма, в большем или меньшем понижении точности движения правой руки, в снижении показаний мышечной работоспособности.

Точность движения определяли с помощью тремографа.

Мышечную работоспособность определяли эргографом на указательном пальце. Для учащихся I и II классов вес груза составлял 2 кг, а IV класса 3 кг.

Исследования учащихся указанными физиологическими методами проводили до и после выполнения ими дозированных заданий по письму.

Ручками, указанными в табл. 1, каждый из учащихся трех наблюдаемых классов (105 человек) выполнял дозированное задание по письму 3—4 раза (140—150 исследований на вид ручки), а параллельных— 1 —2 раза (по 35—50 исследований на вид ручки).

Анализ результатов показал, что среднее количество касаний, допускаемых учащимися I—IV классов за 30 секунд работы на тремографе до письма различными ручками, не выявляет существенных возрастных отличий в изменении точности движений рук и свидетельствует о значительной вариабильности показателя во всех классах (табл. 2).

Коэффициент вариации равняется 22—39°/о. Эта вариабильность показателя существенно не увеличивается и не уменьшается после письма любой из ручек. Количество касаний больше всего увеличивается у учащихся IV класса «Б» после письма ученическими деревянными ручками и школьными авторучками и меньше — после письма китайскими авто-

Таблица 1

Характеристика основных параметров изучаемых ручек

Параметры

Наименование диаметр длина вес Перо

(в мм) (в мм) (в г)

Ученическая дере- Открытое

вянная ручка 7—8 190 7,8 средней

жесткос-

ти № 86

Авторучка Ярослав- Открытое

ского завода средней

(школьная) 10 142 10,4 жесткос-

ти

Китайская авторуч- Закрытое

ка 12 157 18,8 соедней

жесткос-

ти

Таблица 2

Изменения показателей физиологических реакций у учащихся I, II и IV классов «Б» до и после письма в зависимости от применения различных ручек (средние величины)

Класс Наименование ручки Количество касаний за 30 секунд работы на тремографе Время работы на эргографе (выносливость) (в секундах) Максимальная высота эрго-грамм (сила в мм) Количество работы (в кгм)

ДО после ДО после ДО после ДО после

I «Б» Ученическая деревянная ручка ........ 32,2 33,3 36,8 37,1 15,1 15 0,8 0,8

Школьная авторучка . . 29,7 29,2 33,9 35,1 14,8 15,6 0,6 0.6

Китайская авторучка . . 41,6 41,3 35,1 36,7 17,1 17,1 0,8 0,9

II «Б» Ученическая деревянная ручка.......• 31,2 32,4 40,3 40,8 16,6 16,7 1,1 0,97

Школьная авторучка . . 25,5 25,9 42,1 39,7 18,8 18,9 0,9 0,95

Китайская авторучка . . 34,8 34,7 41 40,5 18,2 18,4 0,98 0,98

V «Б» Ученическая деревянная ручка ........ 31 33,3 43,9 43,6 20,9 21,4 1.7 1.8

Школьная авторучка . . 30,3 32,5 40,1 41,8 20,9 20,7 1,6 1,8

Китайская авторучка . . 36,4 38,3 38 39 22,6 22,1 1,8 1.9

ручками. Однако во всех случаях разница в средних величинах значительно меньше ее тройной средней ошибки, а следовательно, не является достоверной. Отсутствие достоверности в разности средних не позволяет говорить об уменьшении у учащихся IV класса «Б» точности движений рук после письма какой-либо из ручек.

У учащихся I класса «Б» и II класса «Б» также отмечается большее увеличение количества касаний на тремограммах после письма ученическими деревянными ручками. Количество же касаний на тремограммах после письма школьной авторучкой и китайской авторучкой фактически не изменяется. Так, учащиеся I класса «Б» до письма школьной авторучкой за 30 секунд делали в среднем 29,7 касаний, а после письма — 2У,2 касания; учащиеся II класса «Б» до письма допускали 25,5 касаний, а после письма—25,9 касания.

Более высокое по сравнению с двумя другими случаями среднее количество касаний у учащихся всех трех классов до письма китайскими авторучками, видимо, объясняется тем, что исследования выполнения заданий этими ручками пришлось на последнюю декаду первой половины учебного года. Известно, что после напряженной учебной работы в течение двух четвертей учебного года работоспособность и показатели различных физиологических реакций организма ухудшаются, что свидетельствует об утомлении учащихся. Различие, отмеченное в данном случае, отражает подобное изменение организма детей под влиянием учебной работы, причем более всего это изменение выражено у учащихся первого года обучения.

Таким образом, анализ данных тремограмм не дает оснований сказать, что применение одного из трех изучаемых средств письма отрицательно сказывается на точности движений руки учащихся I—IV классов. На эргограммах в отдельности подвергались анализу три показателя: время, максимальная высота кривой, количество выполненной работы. Как и во всех предыдущих исследованиях, время работы на эргографе расценивалось как показатель, характеризующий выносливость, а максимальная высота кривой—силу.

Время работы на эргографе у учащихся II и IV классов выше, чем у учащихся I класса «Б», и выражает в данном случае увеличение вы-

носливости с возрастом (см. табл. 2). Такая же направленность отмечается у учащихся II—IV классов ® изменении максимальной высоты эргограмм и количестве выполняемой мышечной работы. Эта направленность указывает на нарастание силы и способности организма с возрастом увеличивать объем мышечной работы. Так же, как и показатель точности движений, показатели выносливости и объема выполненной мышечной работы у учащихся I, II и IV классов «Б» весьма вариабиль-ны. Коэффициенты вариации по первому показателю колеблются от 2! до 42%, а в второму — от 33 до 58%.

Менее всего вариабилен показатель силы. Он колеблется от 21 до 35°/о. В зависимости от выполнения дозированного письма различными ручками коэффициенты вариации всех трех показателей (выносливости, силы, качества работы) у учащихся I—IV классов в большинстве случаев изменяются в большую или меньшую сторону в пределах 5%>. Подобные же незначительные изменения в большую или меньшую сторону в зависимости от используемого средства письма проявляют средние величины всех трех показателей мышечной работоспособности (см. табл. 2). Во всех случаях уменьшение или увеличение средней величины каждого из показателей после письма учащихся той или иной ручкой оказывается недостоверным, так как разность в средних не превышает их тройную среднюю ошибку.

Дозированные письменные задания различными 'ручками выполняли, как указывалось выше, и учащиеся параллельных классов, которые постоянно пользовались обычными ученическими деревянными ручками. Эти исследования проводили для того, чтобы исключать влияние упражняемости на величину и направленность сдвигов в изучаемых физиологических показателях.

Полученные данные были обработаны статистическим методом при помощи формул «малой выработки». Сопоставление показателей точности движения руки и мышечной работоспособности не выявляет однонаправленных сдвигов в этих физиологических реакциях у учащихся I класса «А» и IV класса «А» после письма той или иной ручкой (табл. 3). Некоторое уменьшение средних показателей физиологических

Таблица 3

Изменение показателей физиологических реакций у учащихся I класса «А» и IV класса «А» до и после письма в зависимости от применения различных ручек

(средние величины)

Класс Наименование ручки Количество касаний ла 30 секунд работы на тремографе Время работы на ьргографе выносливость (в секундах) Максимальная высота эргограмм (сила в мм) Количество работы (в кгм)

ДО после ДО после ДО после ДО после

I «А» Ученическая ручка . . . 34,3 38,1 29,2 33,15 15,6 14,7 0,53 0,56

Школьная ручка .... 29,7 24,3 25,2 24,9 15,4 13,3 0,38 0,41

Китайская авторучка . . 32,8 33,9 28,8 34,5 15,8 14,8 0,36 0,48

IV «А» Школьная авторучка . . 23,6 28,2 36,8 40,5 18,8 15,5 1,26 1,33

Китайская авторучка . . 33,4 36,8 24,3 26,1 20,8 19,7 1,02 1,24

реакций у учащихся после письма в одних случаях или, наоборот, некоторое повышение их в других не является достоверным, так как возможная ошибка составляет 5*>/о и более. Таким образом, характер и величина сдвигов в показателях физиологической реакции у учащихся I класса «А» и IV класса «А» аналогична таковым у учащихся I класса «Б», II класса «Б» и IV класса «Б» (опытных).

-

Данные физиологических исследований показывают, что размеры автоматических ручек при непродолжительной работе не имеют существенного значения и что письмо авторучкой в течение 20 минут не утомляет учащихся начальных классов в большей мере, чем письмо обычными ученическими ручками.

Результаты настоящего исследования в некоторой степени созвучны работе Ваилза (Whiles), который специально изучал влияние средств письма различного диаметра (7,4; 8,6; 9,8 мм) на почерк учащихся I классов и их физические реакции (положение тела, напряженность мышц, неправильность положения кисти руки). Автор пришел к выводу, что размеры средств письма не имеют особого влияния на почерк учащихся и положение их тела при письме.

Вместе с тем нельзя не учитывать оценку, которую давали авторучкам сами учащиеся. Большинство учащихся I, II и даже IV классов на вопрос, какой авторучкой лучше писать, — отвечали, что школьной авторучкой писать легче и удобнее.

Учителя наблюдаемых классов дали письму учащихся авторучками высокую оценку. Они отметили, что применение авторучки повысило скорость письма учащихся в Р/г— 2 раза (по сравнению со скоростью письма ученической деревянной ручкой), благодаря чему создалась реальная возможность увеличить количество упражнений на уроках. Последнее сказалось положительно на грамотности учащихся и позволило в I классе отменить на дом задания по письму. Отмечено также, что тетради с момента применения авторучек стали у учащихся I, II и IV классов чище.

Таким образом, анализ данных специально поставленного эксперимента, обобщение опыта, а также знакомство с литературой позволяют рекомендовать школьные авторучки с открытым пером средней жесткости для использования их учащимися начальных классов общеобразовательных школ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Cole L., Elementary school J., 1956, v. 57, p. 95. — 2. Wheat L. В., School Executive, 1938, v. 57, p. 278. — 3. Whiles M. E., Elementary school. J., 1943, v. 43, p. 412—414.

Поступила 21/X 1959 r.

THE USE OF FOUNTAIN PENS BY STUDENTS OF I—IV TH FORMS

Af, V. Antropova, candidate of medical sciences, L. I. Alexandrova, candidate of

medical science

After writing with school pens of various sizes and weight and with fountain pens, students from the 1st, 2nd and 4th forms were examined with the aid of apparatus registering any changes in the accuracy of hand movement and in the working capacity of muscles. An analysis of the results of physiological investigations has shown that fountains with 10—12 mm in diameter, weighing 10—18, have no significant effect when used for a short time, however, writing with them for a period of 20 minutes tired tht< students from primary form to a greater extent than the use of an ordinary wooden school penholder (7—8 mm in diameter, weighng 8 g). A better type of writing was obtained by the use of a school fountain pen (10 mm in diameter, 142 mm long, weighing 10,4 g) with an open nib. The school children preferred this fountain pen, since writing with it was easier and more convenient. The above makes it advisable to recommend for the children of primary forms the use of a school fountain peVi, with an opening of moderate hardness.

•A it

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.