Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО ПРЕДЕЛА ЖЕСТКОСТИ ОБУВИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО ПРЕДЕЛА ЖЕСТКОСТИ ОБУВИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING THE MAXIMUM PERMISSIBLE HARDNESS OF SHOE SOLES FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The maximum permissible handness of shoe soles for the children of preschool age was determined by investigating the mechanism of walking, the working capacity of the muscles of the leg and of the foot articulation, the skin temperature of the big toe and the extent of perspiration, depending of the stiffness of the shoes. On the basis of the results obtained the author recommends that the maximum hardness of shoe soles for children of preschool age be not over 4 kg.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО ПРЕДЕЛА ЖЕСТКОСТИ ОБУВИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

гов, биохимиков, фармакологов, М., 1955, стр. 363. — Сидоренков И. В. Фарма-кол. и токсикол., 1950, № 3 ,стр. 5. — Сумцов Б. М. Биохимия, 1950, т. 15, № 2, стр. 112.— Тит ае в А. А. Там же, 1948, т. 13, № 3, стр. 197.

Поступила 5/V 1959 г.

THE EFFECT OF SULFUR DIOXIDE GAS ON VITAMIN C BALANCE IN

ANIMALS

A. S. An, health officer

The vitamin "C" content of the blood was determined in experimental animals both before and after ths?ir poisoning with sulfur dioxide gas. After 3 hrs of poisoning there was a rapid fall in the level of Vitamin "C" in the blood. The poisoning for a period of 4 to 9 days, for 3—6 hrs a day, first, produced a rise in the vitamin "C" content, but then it decreased 4—5 times with the original level recovered only on the 10—15 days. The administration of ascorbic acid or thiamine before and during the poisoning produced a sharp fall of the vitamin "C" content. Similar results obtained in experiments with rabbits and guinea pigs show that a rise in the vitamin "C" content after a prolonged poisoning is not the result of its high synthesis but is due to the hydrolysis of the combined ascorbic acid.

-£r "¡Sr

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДОПУСТИМОГО ПРЕДЕЛА ЖЕСТКОСТИ ОБУВИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В. В. Литвиненкова

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

Важной задачей гигиены детей и подростков является нормирование предметов детского обихода. Гигиеническому нормированию подлежит и обувь. Неправильно изготовленная обувь оказывает вредное влияние не только на стопу, но и на весь организм. Острота этого вопроса особенно значительна в детском возрасте из-за большой восприимчивости детей к влияниям внешней среды. Увеличивающееся с возрастом количество разного рода деформаций и ослаблений мышц стопы заставляет работников здравоохранения и всю общественность уделять большое .внимание вопросам рационализации обуви детей.

В настоящее время одним из важнейших гигиенических требований к детской обуви является гибкость подошвы, или вернее жесткость низа, под которой понимается совместная жесткость подошвы, стельки, про-стилки и других деталей, обусловливающих общую Жесткость низа. Это нашло отражение и в решении научно-технической конференции, организованной в 1957 г. по вопросам детской обуви. В этом решении отмечено, что необходимо разработать нормы верхнего предела жесткости обуви в области пучков В литературе подчеркивается необходимость изготовления мягкой обуви для взрослых и особенно для детей [П. П. Вреден, Н. О. Фридлянд, М. И. Куслик, Н. А. Петров, О. С. Доб-рова, Ю. П. Зыбин, Н. Г. Хоменкова, С. И. Горшков, К. Ю. Ченцова, Шеде (Schede), Томсен (Thomsen), Гайденрайх (Heidenreich), Мюллер (Miihler), Базлер (Basler), Пуш (Pusch), Норденфелт (Nordenfeit), Ярош (Jaros)]. Вместе с тем работ, научно-обосновывающих допустимую жесткость низа обуви, очень мало. Известны только работы А. А. Авилова, А. П. Бружеса, Н. Н. Гучковой и Н. Г. Хоменковой и С. И. Горшкова, которые исследовали влияние обуви с разной жесткостью низа

1 Под областью пучков подразумевается место изгиба обуви, соответствующее илюсне-фаланговому суставу стопы.

на физиологические функции организма у взрослых. Работ, посвященных гигиеническому обоснованию нормы жесткости низа детской обуви, почти нет. Нам известна лишь неопубликованная работа, проводившаяся в 1958 г. в Центральном научно-исследовательском институте ко-жевенно-обувной промышленности (Н. Г. Хоменкова).

Нашей задачей было обосновать нормы верхнего предела жесткости низа обуви для детей дошкольного возраста. Под жесткостью низа в технической литературе понимают сопротивление изгибу в пучковой части до 25°. Оно измеряется в килограммах соответственно усилию, которое нужно применить для совершения этого изгиба. Обувь для детей дошкольного возраста, отличающаяся жесткостью низа, была нам представлена Центральным научно-исследовательским институтом кожевен-но-обувной промышленности.

Исследованная обувь разделена нами на 2 группы: 1) обувь с жесткостью от 1 до 4 кг и 2) обувь с жесткостью от 4 до 9 кг. Опыты проводились в экспериментальных лабораторных условиях и в естественных условиях дошкольного детского дома. Наблюдения велись над детьми 6—7 лет, воспитанниками дошкольного детского дома и детского сада, здоровыми, без отклонений в опорно-двигательном аппарате.

Исследовалось влияние обуви разной жесткости на детский организм и в первую очередь на стопу. Исследования велись следующими методами: учет в лабораторных условиях биомеханики ходьбы путем киносъемки с последующим измерением максимального угла изгиба в пучковой части обуви; исследование при помощи эргографии работоспособности мышц голеностопного сустава до и после дозированной нагрузки при ходьбе в естественных условиях; измерение температуры кожи большого пальца ноги и потоотделения; наблюдения за самочувствием детей; субъективная оценка обуви детьми.

Средние данные измерения максимального угла изгиба приведены в табл. 1.

Таблица 1

Максимальный угол изгиба в пучковой части обуви

Жесткость обуви (в кг)

1- —2 2.1—4 4,1-5 5.1-6 8—9

Наблю- угол изгиба (в градусах)

даемый средний минимальный— максимальный средний минимальный—максимальный средний минимальный—максимальный средний минимальный—максимальный средний минимальный—максимальный

М. П. 29 24—34 24 19—33 23,4 17—29 22,6 16—29

Т. А. 39,3 34—43 31,7 27—37 24 21—27

Т. Б. 24,8 20—30 22,5 19—28

П. П. 40,3 36—45 28,8 24—35 25,2 20—30

Н. С. 34,6 31—40 29,0 23—36 26,5 20—31 26,5 21—29

В. Г. 36,8 30—43 24,7 21—28

Средний 35,3; минимальный 24; максимальный 45

Средний 25,5; минимальный 16; максимальный 36

Из табл. 1 видно, что у всех детей с увеличением жесткости низа обуви угол изгиба уменьшается, причем это уменьшение особенно выражено при увеличении жесткости свыше 4 кг.

При наблюдении за ходьбой детей в обуви с разной жесткостью низа обнаружено, что во время переката стопы жесткая обувь снимается с пятки, чего при мягкой обуви не наблюдается. Этот факт повторяет

наблюдения авторов над взрослыми наблюдаемыми (А. А. Авилов, А. П. Бружес, Н. Н. Гучкова) (рис. 1). Жесткая обувь при изгибе менее гнется, а более напружинивается, стягивая задник с пятки; работа подошвы напоминает катание пресс-папье по бумаге: при ограниченном угле изгиба .в плюсне-фаланговом суставе, чтобы совершать перекат стопы, организм вынужден вовлекать в работу механизмы другого порядка — нерациональную работу других суставов, вытягивание пятки из обуви, причем стопа изгибается вне зависимости от изгиба обуви. В жесткой обуви увеличивается скольжение стопы в направлении к носочной части.

Необходимо отметить, что для полного развития мышц стопы необходимы не только сгибание и разгибание стопы, но и пронаторные и супинаторные движения. В обуви эти движения вообще очень ограничены: при обуви жесткостью 8—9 кг изгиб в поперечном направлении нередко не превышает 20°, а о продольном изгибе, сопровождающем пронацию и супинацию, в таком случае уже и речи нет. Между тем необходимость изгиба подошвы в продольном направлении подчеркивается рядом авторов.

Приведенные изменения в механике ходьбы характеризуют изменения внешней стороны исследованного нами явления. С целью более точной характеристики влияния жесткости обуви на организм ребенка мы в условиях детского дома дополнили наши исследования изучением работоспособности мышц голеностопного сустава путем эргографии, приспособив пальцевой эргограф Моссо к регистрации движений голеностопного сустава.

Шести наблюдаемым мы давали постоянную дозированную нагрузку в виде прогулки по одной и той же асфальтированной дороге протяженностью 1,5 км, меняя ежедневно жесткость низа обуви (до 4 кг и выше 4 кг). До и после прогулки определяли работоспособность мышц голеностопного сустава. При обработке эргограмм определяли амплитуду и количество движений при постоянном ритме— 60 движений в ми-нуту— и высчитывали общий проделанный путь.

Результаты исследований приведены в табл. 2.

Таблица 2

Изменение рабэтоспоссбности мышц голеностопного сустава (по данным эргографии) в зависимости от жесткости низа сбуви

Понижение Повышение

Вариант жесткости Количество исследований число % степень (в процентах к исходному) число % степень "(в процентах к исходному)

Первый (ниже 4 кг) . . . 51 13 27 6,06 38 73 22,22

Второй (выше 4 кг) . . . 54 44 81 13,36 10 19 9,18

Как видно из табл. 2, количество случаев понижения работоспособности после дозированной ходьбы при варианте с большей жесткостью в 3 раза превышает это количество при варианте с меньшей жесткостью. Степень понижения работоспособности по сравнению с исходными дан-

Рис. 1. Угол изгиба в пучковой части обуви.

ными при втором варианте значительно больше, чем при первом варианте (рис. 2).

Наряду с определением работоспособности мышц мы измеряли температуру кожи большого пальца правой ноги и потоотделение. Их измерение служило косвенным показателем интенсивности мышечной работы в зависимости от жесткости обуви.

rooe/roSa f/. Ебар. п.х 58г. Горелова н. Пвар. л.х58г.

do нагрузки после нагрузки

Рис. 2. Эргограмма мышц голеностопного сустава до и после ходьбы в жесткой обуви.

Данные измерений температуры кожи приведены в табл. 3.

Эти данные показывают, что после ходьбы в более жесткой обуви температура кожи повышается в большей степени. Это указывает на большее мышечное напряжение. Измерение потоотделения также показало повышение потоотделения при обуви с большей жесткостью.

Таблица 3

Изменение температуры кожи бэльшэго пальца ноги после дозированнэй ходьбы в зависимости от жесткости низа обуви (средние данные)

Первая группа жесткости Вторая группа жесткости

Температура воздуха количество наблюдений температура кожи до нагрузки температура кожи после нагрузки сдвиг количество наблюдений температура кожи до нагрузки температура кожи после нагрузки сдвиг

16—18° 28 23,8° 26,3° 2,5° 28 23,4° 29,6° 6,2"

19—20° 10 26,5° 25,6° —0,9° 13 26,1° 29,4° 3,3°

Наконец, необходимо отметить субъективную оценку удобства обури детьми. В нескольких случаях, в основном пока обувь была новой, дети жаловались, что обувь второй группы жесткости неудобна, тогда как при обуви первой группы жесткости при таком же ее размере жалоб не отмечалось.

Выводы

1. На основании литературных данных и наших исследований очевидна необходимость нормирования верхнего предела жесткости низа детской обуви.

2. Жесткость низа свыше 4 кг у обуви для детей дошкольного возраста приводит: а) к затруднению в механике ходьбы, что выражается в ограничении угла изгиба обуви на 30% по сравнению с обувью жесткостью ниже 4 кг и к стягиванию задника с пятки; б) к понижению работоспособности мышц голеностопного сустава (по данным эргографии) в 3 раза больше, чем в обуви жесткостью ниже 4 кг; в) к значительному повышению температуры кожи ноги и заметному потоотделению; г) к субъективным жалобам детей.

3. Следует рекомендовать жесткость низа обуви для детей дошкольного возраста не выше 4 кг.

ЛИТЕРАТУРА

Авилов А. А., Бружес А. П., Гучкова Н. Н. Труды Центрального науч-но-исслед. ин-та заменителей кожи. М., 1951, сб. 3, стр. 50. — Куслик М. И Нов. хир. арх., 1928, т. 15, № 2—3, стр. 394. — Хоменкова Н. Г., Горшков С. И. В кн.: Научно-исслед. труды Центрального научно-исслед. ин та кожевенно-обувной промышленности. М„ 1957, сб. 28, стр. 131. — Basler A., Med. Klin., 1936, Bd 32, S. 1557. — Heidenreich H., Schuh. u. Leder, 1954, Bd. 8, N 4. — N о rd en-felt P. J., Acta paediatr., 1939, v. 25, p. 220. — T h о m s e n W., Kampf. der Fuss-schwache. Berlin, 1944.

Поступила 28/VIII 1939 r.

HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING THE MAXIMUM PERMISSIBLE HARDNESS OF SHOE SOLES FOR CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

V. V. Litvinenkova

The maximum permissible handness of shoe soles for the children of preschool age was determined by investigating the mechanism of walking, the working capacity of the muscles of the leg and of the foot articulation, the skin temperature of the big toe and the extent of perspiration, depending of the stiffness of the shoes. On the basis of the results obtained the author recommends that the maximum hardness of shoe soles for children of preschool age be not over 4 kg.

-A" it -Й:

К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ АВТОРУЧКИ КАК СРЕДСТВА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ I—IV КЛАССОВ

Кандидат медицинских наук М. В. Антропова, кандидат медицинских

наук Л. И. Александрова

Из Научно-исследовательского института физического воспитания и школьной

гигиены АПН РСФСР

Многие педагоги полагают, что обучать учащихся письму необходимо тем средством письма, которым они будут пользоваться в средних и старших классах, а затем всю жизнь [В. В. Андриевская, Вит (Wheat), Коуль (Cole), Ваилз (Whiles)]. Эти авторы отмечают, что перевод учащихся в средних и старших классах на скоростное письмо приводит к «ломке» почерка, его ухудшению.

Надо полагать, что в основе указанной «ломки» почерка лежит «ломка» у учащихся динамического стереотипа, установившегося за время четырехлетнего пользования обычной ученической ручкой. Письмо учащихся обычной ученической ручкой связано со значительной бесполезной затратой времени, уходящего на обмакивание пера в чернильницу и промокание написанного. Это замедляет письмо и не дает возможности обращать должного внимания на орфографию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.