Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.М. Белостсцкая, М.А. Шарова, Е.А. Гельтищева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC EVALUATION OF PRACTICAL LESSONS ON THE EXPERIMENTAL LOT OF A VILLAGE SCHOOL

The practical lessons on an experimental lot are one of the forms of polytechnical training in a middle school. The investigation was carried out in order to determine the effect of practical lessons on the experimental lot on separate physiological functions of pupils during the lesson and their general working capacity and feeling of fitness throughout the time at school. The analysis of the obtained data has shown that practical lessons on the experimental lot are carried out quite efficiently and do not have any unfavorable effect on the physiological functions, the working capacity and the feeling of fitness of pupils during the day at school.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

Не менее важное гигиеническое значение приобретает в настоящее время осуществление систематического текущего санитарного надзора за условиями труда механизаторов при использовании в сельском хозяйстве многочисленной и разнообразной машинной техники. При таком надзоре многие санитарные дефекты могут быть устранены на МТС в период ремонта этих машин.

Поступила 15/IX 1956 г.

INDUSTRIAL HYGIENE IN MECHANIZED CULTIVATION OF POTATOES

A. V. Sakharova, scientific collaborator

Hygienic evaluation of the machine used for cultivation of potatoes has shown that, although the machine is highly productive and economical, the conditions of its use do not fully conform with the hygienic requirements. The author proposes a way of eliminating the constructive defects of the machine.

T?r -¿r

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Кандидат медицинских наук Е. М. Белостоцкая, кандидат медицинских наук М. А. Шарова, научный сотрудник Е. А. Геяьтищева

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

В условиях сельской школы в настоящее время наиболее распространенным видом политехнического обучения являются практические занятия «а учебно-опытном участке. Эти занятия, осуществляемые в тесной связи с изучением в V—VII классах ботаники и зоологии, входят в систему трудовой подготовки учащихся. Наряду с этим они имеют большое образовательно-воспитательное значение.

Задачей настоящей работы явилась гигиеническая характеристика практических занятий на учебно-опытном участке сельской школы. Работа проводилась в сельской средней школе Чернского района Тульской области. Под нашим наблюдением в течение 1954/55 учебного года находились все учащиеся двух пятых и одного шестого классов. Для более детальных физиологических исследований была отобрана группа в 20 учащихся. Наблюдения ставились методом естественного гигиенического эксперимента непосредственно на школьном учебно-опытном участке в весенний и осенний сезоны года. Площадь учебно-опытного участка составляла 0,7 га и была занята фруктовым садом и огородом, где имелись посевы кукурузы, посадки картофеля и разнообразных семенников овощных растений. Практические занятия на учебно-опытном участке для учащихся V—VII классов проводились по 2 часа в неделю, согласно программе средней школы на 1955/56 учебный год, утвержденной Министерством просвещения РСФСР.

Урок на учебно-опытном участке во время наших наблюдений строился следующим образом: в течение 7—10 минут учитель в классе, а чаще непосредственно на участке разъяснял учащимся биологическую основу данного агротехнического приема, показывал технику отдельных приемов работы. После объяснения учителя учащиеся приступали к работе, которая продолжалась 20—25 минут. После работы в течение 10 минут преподаватель производил опрос учащихся по заданному материалу и объяснял новый материал. Это проводилось непосредственно на школьном учебно-опытном участке и сопровождалось демонстрацией отдельных видов растений. Характер работы для мальчиков и девочек был различным. Мальчики в весенний сезон чаще всего вскапывали землю, но-

сили землю и камни на носилках и т. д., т. е. выполняли более тяжелую рабо-пу, чем девочки. В это же время девочки очищали граблями дорожки, делали грядки, пололи и т. д.

Представляло интерес изучить с гигиенических позиций вопрос о правильности организации практических занятий на учебно-опытном участке и о месте данного урока в режиме учебного дня.

В связи с этим наша работа проводилась в двух направлениях: 1) изучение непосредственного влияния практических занятий на учебно-опытном участке на отдельные физиологические функции учащихся в течение урока; 2) изучение влияния практических занятий на общую работоспособность и самочувствие учащихся в течение всего учебного дня.

Для изучения непосредственного влияния практических занятий на физиологические функции учащихся Проводилось исследование пульса, определение силы мышц кисти (динамометрия) и определение координации движения руки методом тремо-метрии Исследования пульса и динамометрия проводились 3 раза в течение урока: первый раз — до начала работы на участке, второй раз — после 25 минут работы на нем, третий раз— в конце урока. Третье исследование представляло интерес для выявления быстроты восстановления физиологических реакций. Это должно было позволить установить, находятся ли колебания физиологических реакций в пределах нормы. Исследование координации движений руки проводилось 2 раза в течение урока.

Как видно из рис. 1, до урока в подавляющем большинстве случаев (71%) встречается до 9 касаний. Иная картина наблюдается у тех же учащихся после 25 минут работы на школьном учебно-опытном участке. После работы количество касаний до 9 встречается реже (45%), наибольший процент случаев (26) падает на число касаний от 10 до 19, причем в небольшом проценте случаев встречается количество касаний 30—44, которые совершенно не имело места до начала практических занятий. Повышение количества касаний у учащихся после 25-минутной работы на участке можно, по-видимому, объяснить появлением незначительного тремора мышц руки, т. е. нарастающим мышечным утомлением.

Исследование пульса, как видно из рис. 2, показало, что до работы пульс у учащихся в большинстве случаев (40%) был равен 70—79 ударам в минуту. После 25 минут работы на участке частота пульса увеличивается в основном на 20—30 ударов и быстро восстанавливается после

1 Тремометр состоит из металлического диска с шестью отверстиями различного диаметра, укрепленного в деревянной ручке, металлического стержня, счетчика и сухих гальванических элементов. Детям предлагалось надеть одно из отверстий диска на стержень и в течение полминуты удерживать его в таком положении, чтобы край отверстия не прикасался к стержню. При каждом касании цепь замыкалась и количество касаний регистрировалось счетчиком.

%

50 40 30 20 10

0-4 5-9 10-14 15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 Число касаний

Рис. 1. Распределение показателей тремометрии до и после практических занятий на учебно-опытном участке.

I — до практических занятий; 2 — после практических занятий.

окончания работы. Это указывает на функциональный характер изменений пульса.

Исследования силы мышц кисти у учащихся, проведенные с помощью ручного динамометра, повторяют те же закономерности, что и данные

Рис. 2. Распределение показателей пульса при работе на учебно-опытном участке. I — до работы; 2 — после работы; 3 — через 10 минут после окончания

работы.

Рис. 3. Распределение показателей динамометрии при

работе на учебно-опытном участке. 1—до работы; 2 — после работы; 3— период восстановления.

Одновременно с физиологическими исследованиями проводилось наблюдение за поведением учащихся в течение урока практических занятий на учебно-опытном участке. Наблюдения показали, что все учащиеся в течение 25 минут работают активно, с интересом, не отвлекаясь, что свидетельствует о хорошей работоспособности их.

Наши наблюдения расходятся с наблюдениями за работой учащихся на школьном учебно-опытном участке в городской школе (С. М. Тромбах)1. По его данным, весь класс активно работал только в течение первых 15 минут, затем темп работы ослабевал, а к концу урока работали лишь некоторые учащиеся. Различный темп работы на участке у учащих-

1 Педиатрия, 1955, № 5, стр. 63—68.

ся городской и сельской школы можно объяснить неодинаковой организацией урока, а также различной степенью тренировки к сельскохозяйственному труду сельских и городских школьников. Изучение режима школьника сельской местности показало, что каждый ученик сельской школы почти ежедневно по 2 часа работает у себя на огороде, помимо работы в колхозе. Вследствие этого работа на участке для учащихся сельской школы не представляет особых трудностей и не вызывает заметного утомления в течение урока, как это имеет место у учащихся городской школы.

Было изучено также влияние практических занятий на общую работоспособность и самочувствие учащихся в течение всего учебного дня. С этой целью изучались скорость зрительно-моторной реакции, а также скорость и точность выполнения дозированных во времени заданий, характеризующих работоспособность и позволяющих выявить утомляемость учащихся в течение всего учебного дня.

Исследования проводились 3 раза на протяжении учебного дня: первый раз — до уроков, второй — после 3-го урока и третий раз — после 5-го урока. Было проведено ¡40 исследований. Практические занятия на учебно-опытном участке были предусмотрены расписанием в разные часы учебного дня — на 2-м, 3-м и 4-м уроках, вследствие чего можно было проверить влияние их на общую работоспособность учащихся при разном их размещении в режиме учебного дня.

Исследования скорости зрительно-моторной реакции производились при помощи прибора «реакциомера» (конструкции инженера В. М. Аба-лакова). Этот прибор служит для определения скорости двигательной реакции в ответ на предъявляемое зрительное раздражение. В основу конструкции прибора положен принцип свободного падения маятника-стрелки, которая останавливается от простого нажатия пальцем на диск. Отсчет времени наступления реакции производится в тысячных долях секунды на особо калиброванной шкале раскладного циферблата, по дуге которого движется падающая стрелка — маятник. С помощью этого прибора определялась скорость не только простой, но и усложненной реакции, а также и скорость при последующей переделке этой реакции. Таким образом, исследуя время реакций на протяжении дня в динамике, можно получить суждение о степени функциональной подвижности нервных процессов у наблюдаемого. Преимущество этого прибора состоит в его большой простоте и портативности, а главное в малой длительности самого исследования. В условиях нашей работы на школьном участке этот прибор был особенно удобен.

На рис. 4 представлены результаты исследования скорости зритель-но-моторной реакции у учащихся V—VI классов в дни с практическими занятиями на учебно-опытном участке и в дни без них. Приведены только данные переделки усложненной реакции, так как она в большей степени выявляет подвижность нервных процессов. Чем быстрее наступает ответная реакция, тем больше подвижность нервных процессов, что свидетельствует о меньшем утомлении и наоборот.

Как видно из рис. 4, показатели скорости реакции одинаковы у учащихся в дни с практическими занятиями на участке и в дни без них и не зависят от места урока в режиме учебного дня.

Исследования работоспособности проводились при помощи дозированных арифметических заданий. Как показали исследования работоспособности (точности работы), у учащихся в дни с практическими занятиями на участке и в дни без таких занятий никакой разницы в распределении количества работ с ошибками не обнаружено, что повторяет результаты исследований скорости зрительно-моторной реакции. Отмечается только общеизвестная закономерность — понижение работоспособности от 1-го к 5-му уроку, что свидетельствует о появившемся утомлении. Таким образом, практические занятия на учебно-опытном участке не ока-

зывают заметного влияния на общую работоспособность учащихся в течение дня.

В заключение можно сказать, что практические занятия на учебно-опытном участке при такой организации урока, как это имело место в

Дни с практическими занятиями на участке

Дни без практических занятий на ¡/частке

Рис. 4 Распределение показателей скорости зрительно-моторной реакции (переделка усложненной реакции). /—0,15—0.199 секунды; i—0,2—0.249 секунды; 3 — 0,25—0,299 секунды; 4 — 0,3—0,349 секунды; 5 — 0,35—0,399 секунды.

условиях нашего наблюдения, являются благоприятными для учащихся, что подтверждается проведенными наблюдениями и физиологическими исследованиями

Поступила 11/1V 1956 г.

HYGIENIC EVALUATION OF PRACTICAL LESSONS ON THE EXPERIMENTAL

LOT OF A VILLAGE SCHOOL

E. M. Belostotskaya, candidate of medical sciences, M. A. Sharova, candidate of medical sciences, E. A. Geltischeva, scientific collaborator

The practical lessons on an experimental lot are one of the forms of polytechnical training in a middle school. The investigation was carried out in order to determine the effect of practical lessons on the experimental lot on separate physiological functions of pupils during the lesson and their general working capacity and feeling of fitness throughout the time at school.

The analysis of the obtained data has shown that practical lessons on the experimental lot are carried out quite efficiently and do not have any unfavorable effect on the physiological functions, the working capacity and the feeling of fitness of pupils during the day at school.

ir ir iV

1 Необходимо проведение дальнейших исследований по изучению труда школьников на учебно-опытных участках школ в колхозах и совхозах. — Ред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.