Научная статья на тему 'К гармонизации «Евразийского законодательства» сквозь призму технического регулирования и стандартизации (на примере России и Армении)'

К гармонизации «Евразийского законодательства» сквозь призму технического регулирования и стандартизации (на примере России и Армении) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
евразийское законодательство / техническое регулирование / стандартизация / гармонизация договорно-правовой базы / цифровая трансформация / the Eurasian legislation / technical regulation / standardization / legal framework harmonization / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Донченко Анна В.

The article analyzes the issues of the Eurasian integration in the context of the applicable technical regulation standards, including standardization, accreditation, conformity assessment, state control (supervision) over compliance with the EAEU technical regulations. One of the main article’s endpoints is that the development of uniform standards for the Union member states will lead to a reduction in import of goods and positively effect on the import substitution programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Донченко Анна В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Way to Harmonization of «Eaurasian Legislation» Through Technical Regulation and Standardization (Russia and Armenia Overview)

Սույն հոդվածում վերլուծվում է ինտեգրման գործունեության խնդիրները ԵՏՄ-ի նորմերում, տեխնիկական վերահսկման շրջանակներում, այդ թվում նաև չափորոշման, հավատարմագրման, պետական վերահսկման, ԵՏՄ-ի տեխնիկական կանոնակարգման համապատասխանատվության, միանման փոփոխությունների ապահովման, ինչպես նաև էլեկտրոնային անձնագրերի և տրանսպորտային միջոցների գործունեության: Հոդվածում առտացոլված հիմնական դրույթնորից մեկն է` միաջև չափորոշչի մշակումը բոլոր ինտեգրված մասնակիցների համար, որը կբերի ներմուծվող ապրանքների կրճատման և ներմուծման փոխարինման ծրագրի դրական փոփոխության:

Текст научной работы на тему «К гармонизации «Евразийского законодательства» сквозь призму технического регулирования и стандартизации (на примере России и Армении)»

К гармонизации «Евразийского законодательства» сквозь призму технического регулирования и стандартизации (на примере России и Армении)

Донченко Анна В.

Торговый представитель Российской Федерации в Республике Армения (Москва, РФ)

https://orcid.org/0009-0006-5815-9024 anna.donchenko@hotmail.com

УДК: 33; EDN: ИШБТКЯ

DOI: 10.58587/18292437-2024.1-111

Ключевые слова: евразийское законодательство, техническое регулирование, стандартизация, гармонизация договорно-правовой базы, цифровая трансформация

«bi||iiuu|iiul|iiiii 0|ihiiiiij|iiiLp|iuii» inh|iiii|il|iul|iiiii l|iuiiniiiul|iii|iqihiiii k ^шфпрп2йшЬ (<щ)шитшЬ| siuii|iiuiiihiniiLpjiuii k Л^ишитшЬ|

0|I|IIIIUI||I 1|Ш)

^пй^кйЦп Пййш .

Ыпкшрш/^й йЬрЦш/шдтд^ П-пшшитшй^ Ч-ш2йпщ/шй ^ш]шитшй^ ^шйршщЬтпгрпйпгй (Unutytfm, П-^-)

ийЧфифинрирй. ШцЬ hnq^&mtf ^bppL&^nLtf t ^ЬшЬдр^шЬ qnp&nLЬЬnLpJшЬ ^bq^pbhpp bSU-fr frnprthprntf, тЬ^Ь^ш^шЬ ЦЬршИи^^шЬ 2P2шЬш^ЬhpnLJ, щщ p^nLtf Ьшк ^шф^щ^шЬ, hш4шmшptfшqptfшЬ, щЬтш^шЬ ЦЬршИи^шЬ, bSU-fr шЬ^Ь^^ш^шЬ ^шЬnЬш^шpqJшЬ hшtfшщшmшufaшЬшm4nLpJшЬ, фшШшЬ фnфnfanLpJnLЬЬЬpfr шщшИп^^шЬ, ^ЬщЬи Ьшк tlb^mpnbuyfrb шЬйЬшqpЬpfr к mpшЬuщnpmщфЬ tf^ng^pfr qnp&nLbhmp^b: шnmшgnl_4ш& qpnLjpfrnp^g tfh^b t фш2к ¿шф^щ^ фшЦт-гёр pqnp

^m^p^ft ^ш^ш^дЬ^^ hшtfшp, npp ^pbpfr bhp^nL&^nq шщpшЬgЬЬpfr ^бшт^шЬ к bhptfnL&tob фnfaшpfrЬtfшЬ &pшqpfr вдш^шЬ фифи^трдшЬ:

^шЬqnLgшpшnbpп, Ь^ши^ш^шЬ ophbuqpnLpjnLb, шЬ^Ь^^ш^шЬ ^шpqш4npnLJ, ^шф^щт^, frpш4шщщ|tfшЬшqpuфЬ h^tfpfr ЬЬpqш2Ьш^ЬgnLJ, р^шфЬ фи^ш^^щт^

On the Way to Harmonization of «Eaurasian Legislation» Through Technical Regulation and

Standardization (Russia and Armenia Overview)

DonchenkoAnna V.

Trade representative of Russia in Armenia (Moscow, RF)

Abstract. The article analyzes the issues of the Eurasian integration in the context of the applicable technical regulation standards, including standardization, accreditation, conformity assessment, state control (supervision) over compliance with the EAEU technical regulations. One of the main article's endpoints is that the development of uniform standards for the Union member states will lead to a reduction in import of goods and positively effect on the import substitution programs.

Keywords: the Eurasian legislation, technical regulation, standardization, legal framework harmonization, digital transformation

Введение

Евразийский экономический союз в настоящее время существует и развивается в сложных условиях глобальной нестабильности и обострения геополитической конъюнктуры. Для адекватного реагирования на результаты научно-технического прогресса, следует задуматься об использовании эффективной системы технического регулирования и стандартизации. В контексте общей инфраструктуры экономики такая система сможет обеспечить общество основной базой актуальных и новейших технических требований к продукции, различным

техническим системам и услугам, будет способствовать формированию и реализации правил их выхода на рынок.

Важно, чтобы в каждой стране на пространстве ЕАЭС эффективно работала прозрачная актуальная модель в сфере технического регулирования, основными специфическими особенностями которой должны быть гибкий и адаптивный характер такой системы, транспарентность, баланс интересов всех акторов, полное обеспечение безопасности, поощрение проведения экспериментов в высокотехнологичной и инновационной сферах, опережающее регули-

рование, основанное в том числе на риск-ориентированном подходе.

Приоритетным направлением развития ЕАЭС является расширение научно-технической и производственно-технологической кооперации, которое является основой для последовательного наращивания объемов взаимной торговли и совместных инвестиций, поступательного экономического и социального развития ЕАЭС. Повышению связанности национальных экономик будет содействовать также реализация совместных проектов развития инфраструктуры, повышающих транспортную доступность и способствующих выстраиванию логистических сетей.

В системе постоянно развивающихся интеграционных связей на евразийском контуре выделяют два так называемых уровня взаимодействия: кооперация на двусторонней основе и многостороннее сотрудничество в рамках реализации интеграционных проектов. В качестве первого уровня это хорошо видно на примере взаимодействия двух государств, направленного на сотрудничество и заключение паритетных договоров. Второй уровень представляется интересным рассматривать в контексте ЕАЭС.

Проходя перманентное развитие, данное интеграционное объединение выглядит весьма конкурентоспособным и привлекает государства в экономическом плане. Для защиты внутреннего рынка на территории ЕАЭС вводятся системы технического регулирования в экономике, инструменты защиты внутреннего рынка от монополии, разрабатываются методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Договорно-правовая основа технического регулирования в ЕАЭС представлена рядом соглашений, куда входят решения, принятые Евразийской экономической комиссией, которые подлежат непосредственному применению государствами, на территориях которых был заключен договор. В каждом государстве функционирует закон о техническом регулировании на уровне национального законодательства, что что может стать причиной конфликта интересов при несоответствиях в сопоставлении норм и правил техрегулирования как на уровне международных договоров, так и на уровне национального законодательства.

Таким образом, законодатель разработал и внес в Договор о Евразийском экономическом союзе и в текст Таможенного кодекса Союза соответственно особые наднациональные правовые нормы. Большинство предписаний Закона о техрегулировании применяются при условии, что такие положения не противоречат действу-

ющему законодательству Таможенного союза и ЕАЭС.

Единообразие стандартов и гармонизация законодательства стран-участниц в области технического регулирования и приведение их в соответствие с международными договорами упростят передвижение товаров и услуг по всей территории ЕАЭС, приведут к ликвидации недобросовестной конкуренции и улучшению качества жизни общества, сокращению импорта из третьих стран товаров несоответствующего качества и росту экспорта из стран-участниц ЕАЭС [1].

Практические шаги по гармонизации сферы технического регулирования на пространстве ЕАЭС

С 12 февраля этого года вступили в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2023 г. № 67 «О порядке координации работ по стандартизации в рамках Евразийского экономического союза» и Решение Совета ЕЭК от 27 сентября 2023 г. № 100 «О порядке проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов Евразийского экономического союза и перечней стандартов к ним». Данные законодательные инициативы обусловлены вступлением в силу Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС, подписанного 31 марта 2022 года.

Общие принципы работы по стандартизации в Союзе направлены на повышение результативности кооперации национальных органов по стандартизации государств-членов ЕАЭС в отношении подготовки и дальнейшего применении межгосударственных стандартов в части исполнения техрегламентов, а также гарантии свободного товарооборота внутри евразийского объединения. В то же время общий порядок закладывает основу для разработки тех стандартов, которые призваны обеспечить промышленную кооперацию государств-членов, решить транспортно-логистические проблемы, выйти на новый уровень взаимодействия в иных сферах.

Документ предусматривает координацию усилий по развитию стандартизации в части техрегулирования, в том числе его действие направлено на создание новых возможностей по производству и выпуску государствами-членами высокотехнологичной и инновационной продукции.

Что касается общих правил, регулирующих необходимость проведения периодической обязательной оценки научно-технического уровня техрегламентов ЕАЭС, которые уже вступили в силу, а также перечней стандартов в отношении, то они предусматривают прохождение поэтап-

ного порядка организации и проведения оценки научно-технического уровня техрегламентов, имеющих цель приведения в соответствие их требований с современным развитием новых технологий, научных исследований, испытательной базы и производств. Кроме того, это позволяет создавать хорошие условия для повышения уровня конкурентоспособности, экспортного потенциала продукции, которая относится непосредственно к применению соответствующих технических регламентов внутри Союза.

Оценка научно-технического уровня технических регламентов ЕАЭС будет проводиться с периодичностью не реже одного раза в пять лет в соответствии с планом, утверждаемым распоряжением Совета ЕЭК.

На сегодняшний день принято 52 техрегла-мента в рамках ЕАЭС, 47 из них уже вступили в законную силу. Разрабатываются еще 10 технических регламентов [2].

Приоритетными задачами в области техре-гулирования на пространстве ЕАЭС всегда были повышение качества и конкурентоспособности продукции, защита рынка от некачественной и опасной продукции, снятие барьеров в торговле, в том числе с третьими странами. Первое влечет за собой внедрение современных инструментов и технологий обеспечения качества, включая применение перспективных международных стандартов, а также скоординированное развитие национальных инфраструктур качества. В рамках защиты рынка целесообразно создание мощного механизма выдачи и регистрации документов оценки соответствия и внедрение эффективного механизма взаимодействия надзорных органов всех членов ЕАЭС. Что касается снятия барьеров, здесь на первый план выходит гармонизация требований к продукции и процедуре выпуска товара на рынок, а также обеспечение соответствующего доверия к результатам оценки соответствия.

Техническое регулирование является по сути одной из наиболее эффективных практик выстраивания наднационального регулирования и драйвером интеграционных процессов.

На сегодняшний день накоплен уникальный опыт применения стандартов, разработанных в рамках одного интеграционного образования -СНГ, для целей обеспечения качества, безопасности продукции в рамках ЕАЭС. При этом в этих странах действуют разные законодательные принципы в сфере стандартизации, метрологии, есть свои особенности в системах оценки соответствия. Сейчас определены основополагающие векторы развития евразийской системы стандартизации до 2025 года. Сегодня Межгосу-

дарственный совет по стандартизации является одной из самых эффективных площадок в СНГ.

Однако, существует еще ряд именно технических проблем, которые необходимо решить в ближайшее время для более эффективного функционирования и внедрения общих норм и правил в части гармонизации законодательства ЕАЭС в отношении техрегулирования продукции. Сегодня в области техрегулирования информация о продукции, к которой предъявляются обязательные требования, прописаны в разных документах: в международных договорах, а также актах в рамках правовой базы ЕАЭС, в техрегламентах Союза, международных и национальных стандартах, которые применяются добровольно в целях соблюдения соответствующих требований, в международных справочниках и классификаторах, классификаторах единой системы НСИ ЕАЭС, национальных классификаторах и нормативных правовых актах государств-членов [3].

Помимо того, что сведения разрозненные, они поделены на сегменты в зависимости от назначения документа и не дают полноценного представления о номенклатуре продукции, в отношении которой введены обязательные требования, в привязке к правоустанавливающим их документам по техрегулированию. Кроме того, на сегодняшний день нет и конкретной взаимосвязи между различными справочниками. На территории ЕАЭС не существует специфического классификатора, который должен иметь место в сфере технического регулирования. Именно поэтому в сфере технического регулирования следует создать собственную базу по идентификации продукции, которая позволит развивать потенциал цифрового пространства, будет способствовать сопоставимости и прослеживаемости информационных данных.

Цифровая трансформация системы техрегу-лирования Евразийского экономического Союза является приоритетным направлением цифровой повестки ЕАЭС на 2021-2024 годы. Такая модель необходима, прежде всего, для оптимизации координации и взаимодополняемости наднациональных органов, уполномоченных органов государств-членов и всех частников рынка техрегулирования, которая способствует быстроте процедуре в части проектной деятельности, выпуску и свободе передвижения продукции на территории ЕАЭС, в том числе продукции, которая импортируется из третьих стран и отвечает обязательным требованиям.

Основной целью проекта является цифро-визация процессов формирования обязательных требований к продукции; разработки техничес-

ких регламентов и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, необходимых для применения и исполнения требований техрегламентов ЕАЭС, осуществления оценки соответствия; подготовки предложений в программы разработки таких стандартов, а также создания единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза.

Задачей «Цифровое техническое регулирование» в рамках является создание цифровой среды разработки технических регламентов и всех взаимосвязанных с ними документов (перечней взаимосвязанных стандартов, программ их разработки, перечней продукции с кодами ТН ВЭД). Решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов сферы технического регулирования, систематизировать массивы данных. Кроме того, формируемые в рамках данного проекта сведения об обязательных требованиях к продукции и формах оценки соответствия могут стать источником информации для органов государственного надзора при проведении идентификации продукции в рамках надзорных мероприятий.

Тем не менее требуется определение статуса информации, которую будут получать пользователи сервисов, чтобы исключить разногласия. В рамках возможных рисков - различное толкование в государствах-членах того, что является обязательными требованиями к продукции. Принятие пользователем решения об оценке соответствия продукции на основании информации может вызвать разногласия между надзорными органами, либо органами по оценке соответствия в отношении его корректности.

Особый риск представляет ситуация, когда пользователь сервиса на основании полученной информации сделает вывод, что на его продукцию отсутствуют обязательные требования, и она будет выпущена в обращение без проведения необходимых процедур оценки соответствия.

Цифровая повестка ЕАЭС в настоящее время является исключительно актуальной и полезной для совместного уверенного развития его государств-членов, как приоритетная возможность создания глобально конкурентной цифровой экосистемы с дополнительной ценностью для всех ее потенциальных участников

[4].

Техническое регулирование и стандартизация в России и Армении. Правовые нормы.

Ежегодно в Российской Федерации разрабатывается более 1600 стандартов, больше

половины из которых - по инициативе бизнеса, что является важным индикатором востребованности стандартов.

По имеющимся сводным данным в части исполнения Программы национальной стандартизации, более 52% стандартов, которые впоследствии были утверждены (1706 стандартов всего было утверждено в 2023 году), были предложены и разработаны именно бизнес сообществом. Более того, по отчетным данным 2023 года средний срок разработки одного стандарта составил всего 7,5 месяца. Основной вектор направлен на сохранении тенденции активного участия России в работе по международной стандартизации. В течение 2023 года на основании инициатив Российской Федерации было утверждено и опубликовано 7 международных стандартов, что явилось новым рекордным достижением. В настоящее время обсуждается проект федерального закона № 51744-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» в части включения в Федеральный информационный фонд стандартов организаций и технических условий, что способствует широкому продвижению инновационной продукции на рынки, а также в части предоставления свободного доступа к национальным стандартам.

Российская Федерация принимает активное участие в международных работах по стандартизации как в рамках международных организаций, так и программ двустороннего сотрудничества. Отдельное внимание уделяется роли стандартизации в формировании технологического суверенитета страны, глобальной цифровой трансформации.

Нарастающие темпы цифровой трансформации требуют широкого внедрения цифровых технологий, в том числе и в стандартизацию. В целом цифровая трансформация - это более широкое понятие, чем цифровизация. Она представляет собой интеграцию цифровых технологий во все сферы деятельности организации, коренным образом изменяя методы работы и способы предоставления преимуществ клиентам или заинтересованным сторонам [5]. В контексте цифровой трансформации своевременное и согласованное внедрение стандартов играет ключевую роль, как средство усиления взаимодействия, производительности и инноваций, а также обеспечения эффективного расширения масштабов решений для реализации на глобальном уровне. Стандартизация может предложить ряд преимуществ и возможностей для цифровых технологий. Эти перспективы могут быть особенно благотворны для восстановления

прежней жизнеспособности международного производства и торговли.

Техническое регулирование - эффективный механизм формирования унифицированного товарного рынка, создания благоприятной среды для внедрения инноваций, развития экспорта.

К тенденциям развития техрегулирования в России можно отнести обеспечение единства измерений (метрология), установление требований к продукции (стандартизация), госконтроль (надзор), аккредитация и оценка соответствия. В части направления комплексной работы по совершенствованию инструментов технического регулирования следует обратить внимание на реализацию антикризисных мер, обеспечение прослеживаемости единицы продукции к документу об оценке соответствия, восстановление надзора за техрегламентами, взаимное признание результатов метрологических работ на территории ЕАЭС, защиту рынка и повышение конкурентоспособности продукции, перезагрузку сферы добровольного подтверждения, установление требований ко всем видам взаимообращаемой продукции, утверждению концепции обеспечения качества продукции и запуску проекта «Цифровое техническое регулирование ЕАЭС» [6].

Начиная приблизительно с 2019 года в Республике Армения вступили в силу почти все евразийские техрегламенты. Национальные требования к качеству экспортируемых товаров регулируются Законом Республики Армения № 603-11 «О техническом регулировании». Основной орган, который осуществляет государственный надзор, - Национальный институт стандартов при Министерстве экономики Республики Армения [7]. За период своей деятельности техническими комитетами по стандартизации, созданными при институте, совместно с организациями РА, разработаны для отраслей экономики и внедрены 1015 национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами (ИСО) и европейскими стандартами (ЕН). Институтом также разработано 120 организационно-методических и терминологических стандартов в соответствии с международными требованиями.

В целях выполнения требований Всемирной торговой организации и обеспечения безопасности населения по заданию Министерства экономики республики Институтом подготовлено свыше 45 технических регламентов. Кроме указанных институтов в Армении функционирует также Национальный орган по аккредитации.

Заключение

Одним из ключевых приоритетов внешнеэкономической дипломатии на евразийском кон-

туре является создание механизма поддержки совместных кооперационных проектов. В 2023 году было принято важное решение о запуске механизма субсидирования процентных ставок по кредитам на кооперационные промышленные проекты, в которых принимают участие предприятия трех и более стран ЕАЭС. Финансирование теперь должно осуществляться за счет средств бюджета Союза. Источником данных средств станут отчисления государств-членов от специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в размере 10 процентов. Новый механизм рассчитан на пять лет с возможностью его пролонгации. Согласно предварительным расчетам, будет сформирован фонд в размере около 20 млн долл. США в год.

В настоящее время в рамках ЕАЭС активно продолжается работа по внедрению цифровых инструментов функционирования общего рынка, в скором времени в силу должно вступить соглашение о гармонизированной системе определения страны происхождения товаров, которые вывозятся с таможенной территории ЕАЭС; формирование рейтингового агентства Союза гарантирует повышение уровня независимости государств-членов ЕАЭС от иных международных финансовых институтов и поможет стимулировать взаимные инвестиции.

При ключевой роли ЕАБР в Армении реализуется программа по финансированию проектов в таких отраслях, как электротехническое производство, малая генерация на возобновляемых источниках энергии, сельскохозяйственное производство, переработка и ряд других.

Среди успешно реализуемых примеров таких проектов можно отметить, например, строительство молочно-товарной фермы и свинофермы, расширение с/х площадей, модернизацию активов ГК «Еремян Проджектс», строительство 11 солнечных электростанций общей мощностью 55 МВт в Гегаркуникской и Арагацотнской областях (проект ЗАО «Нью Энерджи»), модернизацию завода инновационного оборудования приборов учета потребления электроэнергии (ООО «Каскад Энерго»), модернизацию всей энергетической системы Армении (совместно с ГК «Ташир»). По предварительным оценкам, объем инвестиций Евразийского банка развития в Республику Армения в 2023 году составил около 100 млн долл. США.

Экономическая интеграция и внедрение единых стандартов для всех участников интеграционного блока послужит стимулом к сокращению импорта товаров и позитивному развитию программы, направленной на импортозамещение. Этот процесс повлечет за

собой открытие новых возможностей в части представления товаров и услуг, произведенных на территории ЕАЭС, их конкурентоспособности на мировом рынке.

Наличие единых стандартов также послужит в качестве антидемпинговых мер для защиты внутреннего рынка, запустит новый этап его развития. Так или иначе, но для защиты интересов добросовестных производителей стран ЕАЭС необходимо обеспечение единообразного контроля исполнения обязательных требований техрегламентов во всех государствах-членах ЕАЭС, а также создание системы оперативного информирования о выявленных несоответствиях.

Следует отметить, что развитие социальных и экономических отношений напрямую связано с прогрессом в сфере цифровых и информационных технологий. К основным чертам экономики 21 века можно отнести утверждение концепции и модели информационного общества, развитие цифры в экономике, быстрая и глобальная трансформация цифровых решений почти во всех сферах деятельности. Под цифровой экономикой здесь подразумевается система экономических и социокультурных отношений, в основе которой лежит повсеместное внедрение цифровых технологий и переход качества на новый уровень в социальной и экономической сферах [9]. «Цифровое техническое регулирование» -это масштабный проект, направленный на оцифровку тысяч документов. Его основной целью является цифровизация процессов формирования обязательных требований к продукции, разработке технических регламентов, а также перечней международных и национальных стандартов в сфере техрегулирования.

Перечень использованной литературы

1. Техническое регулирование экономической деятельности Евразийского экономического союза [режим доступа: https://u.to/ИN1tIA (ссылка сокращена)].

2. Вступили в силу Прядок координации работ в сфере стандартизации в рамках ЕАЭС и Порядок оценки научно-технического уровня технических регламентов ЕАЭС [режим доступа: https://u.to/vt1tIA (ссылка сокращена)].

3. Сухецкий Д. В., Олигер М. А. Методология создания единой цифровой среды ЕАЭС [режим доступа: https://fsa.gov.ru/press-center/press/20789].

4. Бианкина А. О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике // Экономика и социум: современные модели развития. 2017. №16. С.12-19.

5. Стандарты и цифровая трансформация: эффективное управление в цифровую эпоху [режим доступа: https://lnnk.in/jqgp].

6. Юрин М. Н. Основные направления развития технического регулирования в 2024 году [режим доступа:

http://www.rgtr.ru/data/events/2024/НРБ_06-02-2024/Юрин%20М.Н.^.

7. По данным Национального органа по стандартизации и метрологии Республики Армения [режим доступа: https://www.metrology.am].

8. По данным Национального органа по аккредитации Республики Армения [режим доступа: https://www.armnab.am].

9. Цифровизация экономических систем: теория и практика: монография / под ред. А. В. Бабкина. -СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - 796 с.

10. Бурмистров В. А., Солнцева Е. А. Развитие технического регулирования в условиях санкционного давления // Стандарты и качество. 2022. № 8. С. 14-18.

11. Верхнеуровневый план мероприятий («дорожная карта») по реализации проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» утвержден Решением Совета ЕЭК от 14.07.2021 г. № 63.

12. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014.) (ред. от 08.05.2015) [режим доступа: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_do-c_LAW_163855].

13. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009. N 17 [режим доступа: https://lnnk.in/f8gP].

14. П. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

15. Паспорт проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического Союза» утвержден Решением Совета ЕЭК от 14.07.2021 г. № 63.

16. Пугачев С. В., Павлов Д. В. Система технического регулирования в РФ: проблемы и перспективы развития // Стандарты и качество. 2022. № 2. С. 26-32.

17. Решение Коллегии ЕЭК от 06.09.2022 г. № 125 «О техническом задании на развитие интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза».

18. Решение Совета ЕЭК от 14.07.2021 г. № 63 «О реализации проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза».

19. ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Сдана/^шЫйф1 £ 22.02.2024 Рецензирована/0-рш^пиф1 £ 25.02.2024 Принята/£йцтйф1 £ 28.02.202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.