Научная статья на тему 'К ДИСКУССИИ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

К ДИСКУССИИ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
665
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ / ПАНДЕМИЯ / INTERNATIONAL LAW / NATIONAL LAW / THE CONSTI-TUTION / HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / RESTRICTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / LEGAL REGULATION / STATE OF EMERGENCY / EMERGENCY / HIGH ALERT / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Михаил Юрьевич, Самыгин Петр Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

Статья посвящена проблеме ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях пандемии. Авторы анализируют институт ограничения прав и свобод человека, его сущность и основные принципы, рассматривают различные ограничительные мероприятия, осуществленные в разных странах мира в 2020 г. в связи с пандемией коронавируса, в том числе, юридическое обоснование ряда ограничений прав и свобод граждан, введенных на территории Российской Федерации. Авторами делается вывод о том, что установленные ограничения являются соразмерными тем целям, ради которых данные ограничительные меры были введены, а также являются пропорциональными возникшей проблеме и законными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE DISCUSSION ON THE RESTRICTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

The article is devoted to the problem of restricting human and civil rights and freedoms in the context of a pandemic. The authors analyze the institution of restriction of human rights and freedoms, its essence and basic principles, and consider various restrictive measures implemented in different countries of the world in 2020 in connection with the coronavirus pandemic, including the legal justification for a number of restrictions on the rights and freedoms of citizens imposed on the territory of the Russian Federation. It is concluded that the restrictions imposed are proportionate to the purposes for which these restrictive measures were introduced, as well as proportional to the problem and legitimate.

Текст научной работы на тему «К ДИСКУССИИ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 340

DOI 10.23672/SAE.2020.2020.61568

Попов Михаил Юрьевич

доктор социологических наук,

профессор

popov-52@ mail.ru

Mihail Yu. Popov

Doctor of Sociological Sciences,

Professor

popov-52@ mail.ru

Самыгин Петр Сергеевич

доктор социологических наук, доцент,

профессор кафедры теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет samygin78@yandex.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук,

профессор,

профессор кафедры

управления персоналом и социологии,

Ростовский государственный

экономический университет

serq1952@mail.ru

К дискуссии об ограничении прав и свобод человека в условиях пандемии

Petr S. Samygin

Doctor of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Professor of Department of the Theory

and the History of the State and the Law,

Rostov State Economic University

samygin78@yandex.ru

Sergei I. Samygin

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of Department Personnel Management and Sociology, Rostov State Economic University serq1952@mail.ru

To the discussion

on the restriction of human

rights and freedoms

in the context of a pandemic

Аннотация. Статья посвящена проблеме ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях пандемии. Авторы анализируют институт ограничения прав и свобод человека, его сущность и основные принципы, рассматривают различные ограничительные мероприятия, осуществленные в разных странах мира в 2020 г. в связи с пандемией ко-ронавируса, в том числе, юридическое обоснование ряда ограничений прав и свобод граждан, введенных на территории Российской Федерации. Авторами делается вывод о том, что установленные ограничения являются соразмерными тем целям, ради которых данные ограничительные меры были введены, а также являются пропорциональными возникшей проблеме и законными.

Ключевые слова: международное право, национальное право, конституция, права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод человека и гражданина, правовое регулирование, чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация, режим повышенной готовности, пандемия.

Annotation. The article is devoted to the problem of restricting human and civil rights and freedoms in the context of a pandemic. The authors analyze the institution of restriction of human rights and freedoms, its essence and basic principles, and consider various restrictive measures implemented in different countries of the world in 2020 in connection with the coronavirus pandemic, including the legal justification for a number of restrictions on the rights and freedoms of citizens imposed on the territory of the Russian Federation. It is concluded that the restrictions imposed are proportionate to the purposes for which these restrictive measures were introduced, as well as proportional to the problem and legitimate.

Keywords: international law, national law, the Constitution, human and civil rights and freedoms, restriction of human and civil rights and freedoms, legal regulation, state of emergency, emergency, high alert, pandemic.

Под ограничением прав и свобод человека и гражданина понимаются установленные федеральными законами в конституционных целях определенные границы, рамки или пределы реализации человеком или гражданином прав и

свобод, являющиеся соразмерными этим целям. Как следует из данного определения, существуют два основных признака ограничения прав или свобод, в том числе, существование установленного предела человеческой свободы, конкретных

рамок или границ поведения, и наличие определенных целей, на достижение которых направлено данное ограничение. Актуальность исследования ограничения прав обусловлена проблемой правомерности или неправомерности ограничения конкретных прав и свобод, целесообразности и эффективности подобных ограничений применительно к отдельным случаям, а также необходимостью определения четких критериев и пределов данных ограничений. В противном случае, с точки зрения А. А. Подмарева, возможны ошибки в правоприменительной деятельности, а также различные нарушения прав и свобод граждан теми или иными неконституционными ограничениями [1, с. 130]. Как справедливо отмечает А.В. Сим, институт ограничения прав и свобод человека нуждается в обстоятельном изучении с целью определения оптимального баланса между индивидуальными интересами и интересами общественными и государственными [2, с. 56].

Особую актуальность в настоящее время приобретает изучение ограничения прав и свобод человека в условиях пандемии, предполагающей массовое распространение инфекционных заболеваний, затрагивающее различные страны мира. В 2020 г. человечество столкнулось с пандемией коронавируса, сопровождающейся различными ограничениями прав и свобод граждан в тех странах, в которых получило распространение данное заболевание. Данные ограничения неоднозначно оцениваются гражданами данных государств и нередко рассматриваются ими как чрезмерные, не соответствующие степени опасности корона-вируса, данных угроз, возникающих в процессе распространения указанного заболевания. Здесь, в первую очередь, необходимо обратиться к нормам международного права, в которых закреплены положения об ограничениях прав и свобод человека и гражданина. Наиболее важным из международных нормативно-правовых актов в сфере прав человека относится Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В тексте Декларации, в частности, отмечается, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [3].

Необходимо отметить, что данная норма носит довольно общий характер, и может по этой причине, как считает Р.А. Мюллерсон, «таить в себе угрозу если не злоупотреблений, то, во всяком случае, принятия несоразмерных охраняемому общественному интересу ограничительных мер» [4, с. 86]. При этом следует подчеркнуть, что рассматриваемые нормы можно характеризовать как нормы-принципы или нормы-цели, которые определяют лишь вектор развития правового регулирования в области ограничения прав и свобод граждан в системах внутреннего, национального законодательства. По справедливому замечанию А.А. Умаровой, идеи Декларации должны конкретизироваться в нормативно-правовых актах

отдельных национальных государств, в рамках которых должны быть установлены четкие основания, критерии и конкретные меры ограничения прав и свобод граждан. Следует согласиться с оценкой рассматриваемого положения Всеобщей декларации прав человека, сформулированной Умаровой: в соответствии с выводами данного автора, подобного рода ограничения являются допустимыми в условиях подлинно демократического общества, в рамках которого указанные ограничения используются как крайняя мера, когда другие средства оказываются исчерпанными [5, с. 41].

В другом значимом международном документе, Международном пакте о гражданских и политических правах, допускаются ограничения относительно конкретных прав с установлением пределов их осуществления: речь идет, в частности, о п раве на свободу передвижения и свободу выбора местожительства (ст. 12), свободу исповедовать религию или убеждения (ст. 18), праве беспрепятственно придерживаться своих мнений (ст. 19) [6]. В соответствии с Пактом, ограничения данных прав являются допустимыми в строго ограниченных целях, к числу которых относятся охрана государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также, прав и свобод других лиц. В тексте Международного пакта о гражданских и политических правах содержится ряд особенных положений об ограничениях прав и свобод, которые выходят за рамки стандартных ограничений и являются допустимыми в чрезвычайных ситуациях, предусматривая принятия особенных мер для сохранения жизни граждан. Национальные государства в условиях чрезвычайного положения, характеризующегося угрозой существования нации, могут применять соответствующие меры в такой степени, в какой это диктуется остротой этого положения. Отметим, что в соответствии с международными нормативными актами, принятыми Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), допускаются ограничения прав граждан, в том числе, прав на свободу передвижения, с целью защиты населения в случаях опасности массового распространения инфекционных заболеваний или пандемий (в соответствии с сообщением Генерального директора ВОЗ от 11.03.2020 г., распространение коронавирусной инфекции СОУЮ-19 можно охарактеризовать как пандемию) [7].

В настоящее время во многих государствах мира введены различные ограничения прав и свобод граждан, связанные с распространением пандемии коронавируса. Так, экстренные меры были осуществлены в большинстве европейских стран, ограничивших свободу граждан на передвижения и свободу собраний в комплексе с отменой традиционных выборных процедур (параллельно при этом осуществляется внедрение абсолютно новых механизмов управления, включая дистанционные голосования в национальных парламентах). В соответствии с оценкой, данной председателем Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) Линосом-Александром Сицилианосом, введенные в мире ограничения на передвижения в связи с пандемией коронавируса, в целом,

являются пропорциональными проблеме и законными, однако, по окончании кризиса они должны быть отменены. Как было отмечено председателем ЕСПЧ, «государства ввели ограничения на свободу передвижения. Учитывая масштабность этого кризиса, такие ограничения имеют законную цель и (...) в большинстве случаев эти ограничения были пропорциональны преследуемой цели, были необходимы и соответствовали основам демократического общества». При этом, как было подчеркнуто Сицилианосом, все ограничения должны носить временный характер и «должны быть отменены после того, как закончится кризис» [8].

Следует отметить, что в настоящее время многие крупные международные деятели высказывают опасения в связи с чрезмерными ограничениями прав и свобод граждан в условиях пандемии ко-ронавируса. Так, о негативных последствиях данной пандемии для прав человека высказалась Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет. По её мнению, правительствам национальных государств следует действовать, руководствуясь принципами справедливости и гуманности в рамках введения тех или иных ограничений прав и свобод граждан в целях сдерживания распространения коронавируса. Так, М. Бачелет высказала обеспокоенность в связи с «принятием в некоторых странах чрезвычайных полномочий, являющихся неограниченными и не предусматривающими их пересмотра». В ряде случаев, в соответствии с замечанием Верховного комиссара по правам человека, «эпидемия используется для оправдания репрессивных перемен в обычном законодательстве» (в качестве примеров таких репрессивных мер М. Бачелет указала имеющиеся случая наказания журналистов за сообщения о нехватке медицинских масок и иных средств защиты, а также, арест жителей некоторых стран за сообщения о коронавирусе в социальных сетях) [9].

Многими представителями отечественного юридического сообщества также высказываются опасения, связанные с возможными негативными последствиями ограничений прав и свобод российских граждан, вводящихся в Российской Федерации в условиях пандемии коронавируса. Так, в соответствии с выводами, сделанными участниками круглого стола «Пандемия коронавируса и соблюдение прав человека», в настоящее время в нашей стране существует угроза того, что «под угрозой борьбы с коронавирусом могут совершаться действия, которые, лишь имитируя активную борьбу с ним, угрожают правам и свободам человека, но не дадут необходимого эффекта в борьбе с этим заболеванием». Участниками данного круглого стола, в частности были выделены следующие ограничения прав и свобод человека в ходе борьбы с пандемией или под предлогом такой борьбы:

- отмена сообщения между странами, сокращение перемещений людей через государственные границы (от себя добавим, что такие ограничения вводятся и в рамках отдельных субъектов Российской Федерации);

- отмена различных массовых, в том числе, и политических мероприятий;

- ограничение свободы передвижения граждан в ходе реализации карантинных мер и режима самоизоляции;

- усиление видеонаблюдения за гражданами, введение цифровых и других пропусков с целью контроля за передвижениями;

- закрытие для посещения гражданами судов, что имеет следствием нарушение принципа гласности судопроизводства и т.д. [10].

Ряд авторитетных российских юристов и правозащитников в настоящее время утверждают, что эти и другие ограничения прав и свобод граждан являются незаконными, противоречат основополагающим конституционным нормам и принципам.

В тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. термин «ограничение» применительно к правам и свободам человека и гражданина используется несколько раз (речь, в частности идет о статьях 19, 23, 55, 74, 79, 133). Здесь основополагающее значение имеет ч. 3. ст. 55 Конституции в соответствии с которой, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [11]. Данное конституционное положение, в соответствии с замечанием А.А. Подмарева, представляет собой, своего рода, «общую часть» института ограничения прав и свобод человека и гражданина, или определенные условия общего, принципиального характера, на основе которых устанавливаются ограничения различных прав и свобод в федеральных законах [1, с. 131]. Ст. 56 Конституции уточняет, что отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока их действия могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя [11].

Содержание понятия «чрезвычайное положение» раскрывается в ФКЗ-З «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 г. [12]. В тексте данного закона отмечается, что чрезвычайное положение представляет собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой, которая применяется исключительно в целях обеспечения безопасности граждан (рассматриваемое положение вводится при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, к числу которых относятся, в том числе, и эпидемии). В соответствии с законодательством о чрезвычайном положении, оно вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях указом Президента России, а затем передается для утверждения в Совет Федерации. При этом режим

чрезвычайного положения имеет одну характерную особенность, закрепленную в ч. 2 ст. 29.2 ФКЗ-З «О чрезвычайном положении»: «лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации». Можно предположить, что именно данное обстоятельство, связанное с обязанностью государства возмещать материальный ущерб от введения данного режима, выступает в качестве причины отказа главы государства от его введения в связи с пандемией коронавируса (с учетом приостановки деятельности ряда хозяйствующих субъектов, введение чрезвычайного положения на практике означало бы колоссальную финансовую нагрузку на государственный бюджет).

При этом Федеральным собранием РФ были внесены изменения в Закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [13]. Так, действующая редакция данного закона относит к категории чрезвычайных ситуаций «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих». В соответствии с поправками к Закону о чрезвычайных ситуациях, правительство получило дополнительные полномочия, включающие принятие решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, установлении обязательных для граждан и организаций правил поведения при введении данного режима. В целом, внесенными изменениями была создана возможность для юридического обоснования ряда ограничений прав и свобод граждан, введенных на территории Российской Федерации. Различные ограничительные мероприятия в отдельных регионах страны в настоящее время реализуются на основе Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемио-

Литература:

1. Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: определение конституционного понятия // Правовая культура. 2011. № 1(10).

2. Сим А.В. Проблема ограничения прав и свобод человека // Юридическая техника. 2018. № 2.

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) URL : https://www. СопэиКагй.ги^оситегй/сог^ doc_LAW_120805

4. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

5. Умарова А.А. Стандарты ограничений прав и свобод в актах современного международного права // Пробелы в российском законода-тель-стве. 2011 № 2.

логического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)» [14]. Данный Указ, в частности, предписывает высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой ко-ронавирусной инфекции (СОУЮ-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий .

Введенные на территории Российской Федерации меры, связанные с ограничением прав и свобод граждан в условиях пандемии коронавируса, в целом, на наш взгляд, соответствуют сложившейся сложной ситуации, возникшей вследствие массового распространения указанного заболевания, представляющего объективную опасность и угрозу для населения страны. Установленные ограничения, включающие, в частности, ограничение свободы передвижения, являются соразмерными тем целям, ради которых данные ограничительные меры были введены, а также - пропорциональными возникшей проблеме и законными. Также, очевидно, что в условиях различной санитарно-эпидемиологической обстановки, складывающейся в разных регионах нашей страны, не может быть единого подхода к ограничению прав и свобод человека, введению соответствующих ограничительных мер в отдельных регионах России. При этом рассматриваемые ограничения прав и свобод граждан должны носить временный характер и не рассматриваться в качестве постоянных практик, поскольку это может создавать угрозу для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. Также, для того, чтобы избежать нарушения конституционных прав российских граждан, мы считаем необходимым, чтобы каждое из решений о введении подобного рода ограничений сопровождалось гласным заключением надзорного органа (в данном случае, прокуратуры).

Literature:

1. Podmarev A.A. Restriction of human and civil rights and freedoms: definition of the constitutional concept // Legal culture. 2011. № 1 (10).

2. Sim A.V. The Problem of restriction of human rights and freedoms // Legal technique. 2018. № 2.

3. Universal Declaration of human rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948). URL : https://www.Сonsultant.ru/document/cons_doc_ LAW_120805

4. Mullerson R.A. Human rights: ideas, norms, reality. M., 1991.

5. Umarova A.A. Standards of restrictions of rights and freedoms in acts of modern international law // Gaps in Russian legislation. 2011. № 2.

6. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. URL : https://www. Con-sultant.ru>document/cons_doc_LAW_5531

7) Документ: Информация с сайта Всемирной организации здравоохранения. URL : https:// www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11 -march-2020

8. Ограничения на свободу передвижения из-за пандемии признали законными в ЕСПЧ. URL : https://www.polit.info>.. .ogranicheniya-na.. .pered vizheniya...espch

9. Комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет выразила обеспокоенность последствиями пандемии для прав человека // Европейский омбудсман. 9 апреля. 2020 г. URL : https:// www.euro-ombudsman.org>

10. Бабушкин А. Актуальные проблемы соблюдения прав человека в условиях борьбы с эпидемией. URL : https://www.7x7-journal.ru>posts/ 2020/03/27...prav-cheloveka-v

11. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

12. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении». URL : www. Consultant . ru>document/cons_doc_LAW_31866

13. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ (последняя редакция) URL : https:// www.Consultant.ru>document/cons_doc_LAW_5295

14. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». URL : https://www. Consultant.ru>docu-ment/cons doc LAW 349217

6. The international Covenant on civil and political rights (Adopted on 16.12.1966 by Resolution 2200 (XXI) at the 1496th plenary meeting of the UN General Assembly. URL : https://www. Consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_5531

7. Document: Information from the website of the world health organization. URL : https://www.who.int/ ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-open-ing-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11 -march-2020

8. Restrictions on freedom of movement due to the pandemic recognized as legal in the ECHR. URL : https://www.polit.info...ogranicheniya-na...pered vizheniya...espch

9. UN Commissioner for human rights Michelle Bachelet expressed concern about the impact of the pandemic on human rights // The European Ombudsman. April 9. Two thousand twenty URL : https://www.euro-ombudsman.org.

10. Babushkin A. Actual problems of human rights observance in the fight against the epidemic. URL : https ://www.7x7-journal. ru/posts/2020/03/27.. .prav-cheloveka-v

11. The Constitution of the Russian Federation of 1993 (in the last ed. Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation from 21.07.2014 № 11-FKZ) // Collection of legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

12.Federal constitutional law of 30.05.2001 № 3-FKZ (ed. from 03.07.2016) «On the state of emergency». URL https://www.Consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_31866

13. Federal law «On protection of the population and territories from emergency situations of natural and technogenic character» of 21.12.1994 № 68-FZ (last edition). URL https://www.Consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_5295

14. Decree of the President of the Russian Federation of 02.04.2020 № 239 «On measures to ensure the sanitary and epidemiological welfare of the population on the territory of the Russian Federation in connection with the spread of a new coronavirus infection (COVID-19)». URL : https://www. Consult-ant.ru/document/cons doc LAW 349217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.