Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ЭЛЕМЕНТ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ЭЛЕМЕНТ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4286
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВА / ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / RULE OF LAW / HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / STATE-LEGAL MECHANISM FOR ENSURING RIGHTS AND FREEDOMS / LEGAL STATE / RESTRICTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / ABSOLUTE RIGHTS / GUARANTEES OF HUMAN RIGHTS IMPLEMENTATION / INTERNATIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Игорь Владимирович

Актуальность: положения Конституции Российской Федерации определяют особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигают защиту его прав и свобод в качестве важнейшего принципа, действующего в обществе и государстве. Данный подход опирается на уже общепризнанные международные нормы о правах и свободах человека и гражданина. Провозглашение Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью накладывает особые требования к деятельности органов государственной власти. Постановка проблемы: формирование Российской Федерации как демократического правового государства объективно предполагает создание в стране эффективно действующего механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Действие этого механизма весьма многогранно и затрагивает практически все сферы жизни общества. Важнейшим элементом этого механизма является институт ограничений прав человека, так как именно правомерные ограничения прав и свобод человека и гражданина позволяют найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами индивида, а также во взаимоотношениях конкретного индивида с государством. Институт ограничений прав и свобод человека и гражданина является конституционным институтом такой подотрасли конституционного права, как права человека и их использование, - это нормальная практика практически всех государств мира. Причем эта практика весьма разнообразна, многое определяется историческими, правовыми, ментальными, религиозными традициями той или иной страны, зачастую, к сожалению, это всегда происходит в правовых рамках. Тем не менее этот институт правомерного ограничения тех или иных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законом государства создает возможности для большинства членов общества беспрепятственной реализации принадлежащих им прав и свобод. Соответственно, ограничивая права человека, государство тем самым их обеспечивает. Цель исследования: раскрыть юридическое содержание ограничений прав человека, их место в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, показать социальные и юридические цели применения ограничений органами государственной власти. Методы исследования: методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов: юридико-технический анализ, диалектический, исторический, сравнительно-правовой, оценочный, статистический и др. Результаты и ключевые выводы: в результате исследования автор делает вывод, что институт ограничений прав человека является важнейшим элементом государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод граждан. Проведенный в работе анализ механизма реализации ограничений прав человека показывает, что существующие в любом цивилизованном обществе правомерные ограничения прав граждан во всех случаях должны преследовать одну цель: найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами обладателя права - субъекта объективно существующих в обществе правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTIONS ON HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS AS AN ELEMENT OF ENSURING THEM

The relevance: the provisions of the Constitution of the Russian Federation define the special place of a person, his rights and freedoms in the system of constitutional relations, and put forward the protection of his rights and freedoms as the most important principle operating in society and the state. This approach is based on already generally recognized international norms on human and civil rights and freedoms. The Declaration of human and civil rights and freedoms as the highest value by the Constitution of the Russian Federation imposes special requirements on the activities of state authorities. The problem statement: the formation of the Russian Federation as a democratic legal state objectively implies the creation of an effective mechanism for ensuring human and civil rights and freedoms in the country. The operation of this mechanism is very multifaceted and affects almost all spheres of society. The most important element of this mechanism is the institution of restrictions on human rights, since it is legitimate restrictions on human and civil rights and freedoms that allow us to find a reasonable compromise between social necessity and the interests of the individual, as well as in the relationship of a particular individual with the state. The institution of restrictions on human and civil rights and freedoms is a constitutional institution of such a sub-branch of constitutional law as human rights and their use - this is the normal practice of almost all States of the world. Moreover, this practice is very diverse, much is determined by the historical, legal, mental, and religious traditions of a particular country.unfortunately, this often happens within the legal framework. Nevertheless, this institution of lawful restriction of certain human and civil rights and freedoms in accordance with the law of the state creates opportunities for the majority of members of society to freely exercise their rights and freedoms. Accordingly, by limiting human rights, the state ensures them. The purpose of the study: to reveal the legal content of restrictions on human rights, their place in the state-legal mechanism for ensuring human and civil rights and freedoms, to show the social and legal goals of applying restrictions by state authorities. The research methods: the methodological basis of the research is a set of General scientific and private scientific methods: legal and technical analysis, dialectical, historical, comparative legal, evaluative, statistical, etc. The results and key conclusions: as a result of the research, the author concludes that the institution of restrictions on human rights is an important element of the state-legal mechanism for ensuring the rights and freedoms of citizens. The analysis of the mechanism of implementation of restrictions on human rights shows that existing in any civilized society legitimate restrictions on the rights of citizens in all cases should pursue one goal: to find a reasonable compromise between public necessity and the interests of the owner of the right - the subject of objectively existing legal relations in society.

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА КАК ЭЛЕМЕНТ ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

методология, правовое обеспечение

И. В. ГОНЧАРОВ,

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;

муниципальное право.

УДК 342.7:343.263

Дата поступления: 9 апреля 2020 г.

Дата принятия статьи в печать: 25 сентября 2020 г.

I. V. GONCHAROV

Doctor of law, Professor, Professor at the Department of State and Legal Disciplines Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]

Scientific speciality: 12.00.02 — Constitutional Law; Constitutional Litigation; Municipal Law.

Ограничения прав и свобод человека и гражданина как элемент их обеспечения

Restrictions on human and civil rights and freedoms as an element of ensuring them

Аннотация

Актуальность: положения Конституции Российской Федерации определяют особое место человека, его прав и свобод в системе конституционных отношений, выдвигают защиту его прав и свобод в качестве важнейшего принципа, действующего в обществе и государстве. Данный подход опирается на уже общепризнанные международные нормы о правах и свободах человека и гражданина. Провозглашение Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью накладывает особые требования к деятельности органов государственной власти.

Постановка проблемы: формирование Российской Федерации как демократического правового государства объективно предполагает создание в стране эффективно действующего механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Действие этого механизма весьма многогранно и затрагивает практически все сферы жизни общества. Важнейшим

Annotation

The relevance: the provisions of the Constitution of the Russian Federation define the special place of a person, his rights and freedoms in the system of constitutional relations, and put forward the protection of his rights and freedoms as the most important principle operating in society and the state. This approach is based on already generally recognized international norms on human and civil rights and freedoms. The Declaration of human and civil rights and freedoms as the highest value by the Constitution of the Russian Federation imposes special requirements on the activities of state authorities.

The problem statement: the formation of the Russian Federation as a democratic legal state objectively implies the creation of an effective mechanism for ensuring human and civil rights and freedoms in the country. The operation of this mechanism is very multifaceted and affects almost all spheres of society. The most important element of this mechanism is the institution of restrictions

112

элементом этого механизма является институт ограничений прав человека, так как именно правомерные ограничения прав и свобод человека и гражданина позволяют найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами индивида, а также во взаимоотношениях конкретного индивида с государством.

Институт ограничений прав и свобод человека и гражданина является конституционным институтом такой подотрасли конституционного права, как права человека и их использование, -это нормальная практика практически всех государств мира. Причем эта практика весьма разнообразна, многое определяется историческими, правовыми, ментальными, религиозными традициями той или иной страны, зачастую, к сожалению, это всегда происходит в правовых рамках. Тем не менее этот институт правомерного ограничения тех или иных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законом государства создает возможности для большинства членов общества беспрепятственной реализации принадлежащих им прав и свобод. Соответственно, ограничивая права человека, государство тем самым их обеспечивает.

Цель исследования: раскрыть юридическое содержание ограничений прав человека, их место в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина, показать социальные и юридические цели применения ограничений органами государственной власти.

Методы исследования: методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов: юридико-техни-ческий анализ, диалектический, исторический, сравнительно-правовой, оценочный, статистический и др.

Результаты и ключевые выводы: в результате исследования автор делает вывод, что институт ограничений прав человека является важнейшим элементом государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод граждан. Проведенный в работе анализ механизма реализации ограничений прав человека показывает, что существующие в любом цивилизованном обществе правомерные ограничения прав граждан во всех случаях должны преследовать одну цель: найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами обладателя права - субъекта объективно существующих в обществе правоотношений.

Ключевые слова: верховенство права; права и свободы человека и гражданина; государ -ственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод; правовое государство; ограничение прав и свобод человека и гражданина; абсолютные права; гарантии реализации прав человека; международные стандарты в области прав человека.

on human rights, since it is legitimate restrictions on human and civil rights and freedoms that allow us to find a reasonable compromise between social necessity and the interests of the individual, as well as in the relationship of a particular individual with the state.

The institution of restrictions on human and civil rights and freedoms is a constitutional institution of such a sub-branch of constitutional law as human rights and their use - this is the normal practice of almost all States of the world. Moreover, this practice is very diverse, much is determined by the historical, legal, mental, and religious traditions of a particular country.unfortunately, this often happens within the legal framework. Nevertheless, this institution of lawful restriction of certain human and civil rights and freedoms in accordance with the law of the state creates opportunities for the majority of members of society to freely exercise their rights and freedoms. Accordingly, by limiting human rights, the state ensures them.

The purpose of the study: to reveal the legal content of restrictions on human rights, their place in the state-legal mechanism for ensuring human and civil rights and freedoms, to show the social and legal goals of applying restrictions by state authorities.

The research methods: the methodological basis of the research is a set of General scientific and private scientific methods: legal and technical analysis, dialectical, historical, comparative legal, evaluative, statistical, etc.

The results and key conclusions: as a result of the research, the author concludes that the institution of restrictions on human rights is an important element of the state-legal mechanism for ensuring the rights and freedoms of citizens. The analysis of the mechanism of implementation of restrictions on human rights shows that existing in any civilized society legitimate restrictions on the rights of citizens in all cases should pursue one goal: to find a reasonable compromise between public necessity and the interests of the owner of the right - the subject of objectively existing legal relations in society.

Keywords: rule of law; human and civil rights and freedoms; state-legal mechanism for ensuring rights and freedoms; legal state; restriction of human and civil rights and freedoms; absolute rights; guarantees of human rights implementation; international standards in the field of human rights.

Российская Федерация в Основном законе страны заявляет о себе как о правовом демократическом государстве, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью и определяют важнейшие принципы деятельности органов государственной власти. Конституционные положения об особом месте человека, его прав и свобод в системе объективно существующих правоотношений определяют принцип обеспечения прав и свобод, действующий в обществе и государстве, определяющий смысл деятельности всех органов публичной власти в стране и их должностных лиц. Причем «действие этого основополагающего принципа предполагает защиту всей системы прав и свобод человека и гражданина: личных (гражданских), политических, социальных, экономических, культурных и др.» [4, с. 5].

Соответственно, важнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед Российской Федерацией, является создание реального механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина, действие которого реализуется через систему комплекса гарантий прав человека (политических, социально-экономических, духовных, юридических) [2]. Провозглашение государства правовым, т. е. государством, обеспечивающим верховенство права и его действие в отношении всех субъектов общественных отношений, предполагает реальные, а не фиктивные гарантии прав человека. Политические гарантии прав человека определяются видом политического режима в стране. Только демократические государства могут реально обеспечивать права и свободы своих граждан. И наоборот. О каких правах человека можно говорить, если методы и способы осуществления государственной власти в стране явно незаконны, даже при наличии соответствующего законодательства. Исторические традиции России в этом плане на отдельных этапах ее развития могут служить ярким подтверждением этого.

Экономические гарантии также являются важнейшим фактором, влияющим на реализацию человеком своих прав и свобод. И это естественно. Только развитое в экономическом плана государство, имеющее соответствующие возможности, реально обеспечивает реализацию гражданами своих прав и свобод, и не только социально-экономических.

Роль духовных гарантий также нельзя преуменьшать. Чем выше уровень общей и правовой культуры большинства членов общества, тем в большей степени чувствует себя защищенным человек как часть этого общества.

Юридические гарантии прав человека — важнейший элемент механизма обеспечения прав человека, так как закрепленные в соответствующих нормативных актах, в том числе

в Конституции Российской Федерации, юридические средства дают возможность гражданам реализовать принадлежащие им права и свободы, а в необходимых случаях — и обеспечивать их защиту (если эти права нарушаются). Одним их элементов системы юридических гарантий являются правовые ограни -чения прав и свобод человека и гражданина. Это объективно. Права человека невозможно рассматривать как абсолютные или не подлежащими никакому ограничению, даже несмотря на естественно-правовую природу их происхождения [5, с. 9—12]. Не зря же говорится, что права человека заканчиваются там, где нарушаются права другого человека. И поэтому предусмотренные законодательством государства ограничения прав человека позволяют в целом выстраивать нормальные отношения в обществе, в государстве.

В то же время в науке конституционного права выделяют такую категорию прав человека, как абсолютные права — права, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах. И это тоже абсолютно справедливо. Это, прежде всего, право на неприкосновенность, честь, достоинство, право не подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и др. Однако, как представляется, в основе этих прав, выделяющихся из системы личных, неотчуждаемых прав человека, лежит то, что реализация этих прав не предполагает ограничение или нарушение прав других субъектов правоотношений. Наоборот, важнейшими признаками этих прав являются их неотделимость от личности; неограниченный характер; противостояние носителям данного права неопределенного числа обязанных лиц; обязательность для соблюдения неограниченным кругом лиц.

Существуют разные подходы к пониманию сущности этих прав. Так, К. К. Гасанов и А. В. Стремоухов выделяют следующие признаки абсолютных прав: «принадлежность человеку от рождения; неотчуждаемость, невозможность отделения от человека; неприоста-навливаемость, неограничиваемость действия прав; монопольная возможность человека действовать в своих законных интересах, с которой напрямую связана обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от деяний, ущемляющих абсолютные права» [3, с. 164—173].

По мнению А. А Троицкой, «абсолютные права — это права, реализация которых не может быть поставлена в зависимость от результатов балансирования их с аналогичными или другими социальными благами... права, не подлежащие ограничению на основе требований принципа пропорциональности независимо от того, какие цели противостоят им» [8, с. 45—69].

114

Тем не менее это никоим образом не противоречит тому, что существующие в любом цивилизованном обществе правомерные ограничения прав граждан во всех случаях должны преследовать цель: найти разумный компромисс между общественной необходимостью и интересами обладателя права. Безусловно, ограничение прав возможно до тех пределов, при которых оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права. Ведь человек, реализуя принадлежащие ему права и свободы, признаваемые и охраняемые государством, взаимодействует с социумом, частью которого он сам является. Соответственно, использование этих прав и свобод любым субъектом правоотношений должно быть в первую очередь правомерным, не наносящим ущерба другим участникам правоотношений, в пределах, установленных законом страны. Данное положение находит свое юридическое подтверждение в ст. 55 Конституции Российской Федерации1.

Ограничения прав человека — это не то, что придумано и реализуется совсем недавно. Это то, что всегда объективно было соответствующим правовым регулятором общественных отношений на всех этапах развития человеческого общества [7].

Рассматривая ограничения прав человека как элемент обеспечения правомерного поведения человека, необходимо выделить социальную и юридическую цель их применения. Социальные цели вводимых ограничений — это прежде всего основанные на законе правомерные действия государства, в основе которых лежит необходимость обеспечения стабильного функционирования и развития общества и государства, предназначенные в том числе не допустить возникновения каких-либо угроз основам конституционного строя государства, жизни, здоровью, правам, свободам и законным интересам большинства членов общества. И это совершенно не противоречит «праву человека определять смысл и форму своей жизни» [1, с. 57-62].

Юридические цели ограничений прав человека преследуют решение двух взаимосвязанных задач. Во-первых, это профилактика, предупреждение и устранение (снижение) негативной мотивации или противоправного поведения тех или иных членов общества. В то же время определенные ограничения прав человека служат фактором поощрения и стимулирования социально-полезного поведения индивида.

Ограничения прав человека являются необходимым элементом государственной практики почти всех государствах мира. Право-

мерные ограничения прав человека как элемент их обеспечения предусматриваются и международными стандартами в области прав человека, являющимися частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Так, Всеобщая декларация прав человека предусматривает именно законодательный уровень ограничения прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом...» (п. 2 ст. 29)2.

Соответствующие международные стандарты в области прав человека предусматривают исчерпывающие цели вводимых ограничений прав человека:

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: «Ограничения должны осуществляться исключительно с целью способствования общему благосостоянию, определяться законом и не могут противоречить природе ограничиваемых прав»3;

— Международный пакт о гражданских и политических правах: «Ограничения прав и свобод человека и гражданина могут применяться, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц»4.

— Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: «Ограничения прав и свобод человека и гражданина могут применяться в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности, или для защиты прав и свобод других лиц»5;

— Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека: «...ограничения прав и свобод человека и гражданина могут применяться в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны

1 Конституция Российской Федерации: офиц. текст // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.

2 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 20.04.2020).

3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принята 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 20.04.2020) (ст. 4) .

4 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс]. URL: https: // www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml(дата обращения: 20.04.2020) (ст. 12, 18, 19, 21, 22).

5 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г._ [Электронный ресурс]. URL: https:// www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf (дата обращения: 20.04.2020) (ст. 8-10).

здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» (ст. 9, 10, 11, 12, 22, 26 Конвенции)6.

В Российской Федерации правовую основу ограничений прав человека составляют:

Конституция Российской Федерации (ст. 13, 19, 29, 55, 56);

— Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

— Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»;

— Федеральный конституционный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

— Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1994 г. № 8-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Конституционное закрепление ограничений является юридической основой для установления соответствующих ограничений прав и свобод человека и гражданина в федеральном законодательстве [6, с. 62—66].

Федеральные законы закрепляют различные ограничения прав человека. Все определяется обстоятельствами, вызвавшими необходимость применения этих законов. Эти обстоятельства предопределяют различные формы реализации тех или иных ограничений. Это могут быть обязанности, накладываемые на граждан, прямые запреты на совершение тех или иных действий, приостановление реализации определенного объема прав и свобод, применяемые меры пресечения, защиты, привлечение к ответственности и др.

Вообще классификации какого-либо правового явления всегда носят достаточно субъективный и условный характер. В самом общем виде в Российской Федерации можно классифицировать следующую определенную систему ограничений прав и свобод:

— конституционные ограничения правового статуса граждан в виде обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общие ограничения в форме запретов, обусловленных важнейшими принципами или основами функционирования Российского государства (например, ст. 13 Конституции Российской Федерации);

— ограничения прав и свобод человека и гражданина, применяемые в условиях введения конституционных правовых режимов военного и чрезвычайного положения, правово-

6 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900703 (дата обращения: 20.04.2020).

го режима контртеррористической операции, правового режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

— ограничения некоторых прав и свобод отдельных категорий граждан, предусмотренные соответствующими законами, обусловленные особенностями их правового статуса (должностные лица органов государственной власти, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, осужденные и др.).

В рамках этих трех групп ограничений выделяются общие и специальные ограничения прав и свобод человека. К общим ограничениям относятся ограничения, накладываемые на конкретных субъектов правоотношений в обычных (нормальных) условиях функционирования общества и государства. Формой реализации таких ограничений являются прежде всего конституционные обязанности граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранцев, находящихся или проживающих на территории Российской Федерации. Кроме того, к общим ограничениям прав человека необходимо отнести правоограничения, предусмотренные отраслевым законодательством: ограничение судебным решением дееспособности человека в силу умственной или душевной болезни либо в случае совершения им противозаконных противоправных действий; ограничения, накладываемые на лиц, которые занимают определенные должности (носителей специального правого статуса).

К специальным ограничениям прав человека относятся ограничения, накладываемые на права и свободы граждан в условиях введения специальных правовых режимов военного, чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, правового режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Каждый правовой режим предполагает различные по объему и по видам ограничения прав человека, но независимо от обстоятельств его введения эти режимы объединяет общее:

— во-первых, в основе введения особых правовых режимов лежит необходимость ликвидации негативных последствий тех или иных чрезвычайных ситуаций. А это возможно только при расширении полномочий органов государственной власти и соответствующих должностных лиц при ограничении прав граждан, проживающих или находящихся на данной территории, и возложении на них дополнительных обязанностей;

— во-вторых, социальная ситуация может складываться таким образом, что граждане, проживающие на данной территории, фактически не смогут реализовать многие права и свободы, а также выполнять возложенные на них

116

законом обязанности. Это особенно характерно при возникновении прежде всего чрезвычайных ситуаций природно-техногенного либо эпидемиологического характера7. Для создания правовой основы поведения участников данных общественных отношений введение особого правового режима нормативно закрепляет временное ограничение основных прав и свобод граждан и возложение на них дополнительных обязанностей. Правомерное ограничение в данном случае выступает и как элемент юридического механизма управления чрезвычайной ситуацией. Его цель — скорейшая нормализация обстановки, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

Однако независимо от целей введения ограничений прав человека все они должны соответствовать важнейшим принципам законности и соразмерности. Это нашло свое отражение в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, заявившего, что «ограничения могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы»8.

Это очень важно, так как введение даже небольших по объему ограничений прав человека крайне неоднозначно воспринимается обществом или его частью, тем более в России с ее историческими традициями, которые очень часто были несовместимы с идеями свободы и справедливости.

Кроме того, при введении конкретных ограничений прав человека должно быть четкое понимание узкой грани между ограничением прав человека и их нарушением, и эта грань очень легко может быть преодолена, учитывая исторический характер взаимоотношений Российского государства со своим гражданами. К со-

7 События в мире и в Российской Федерации весной 2020 г., связанные с пандемией, вызванной короновирусом, когда в некоторых странах использовались чрезвычайные меры борьбы с эпидемией, а в некоторых субъектах РФ вводился правовой режим повышенной готовности, служат только подтверждением этому.

8 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2008 г. № 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 82 УПК РФ в связи с жалобой гражданина В. В. Косты-лева [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_78731/92d969e (дата обращения: 20.04. 2020).

Список литературы:

1. Бабурин С. Н. Международно-правовое и конституционное отражение нарастающего кризиса гуманизма // Международные

жалению, российская практика показывает, что необходимого равновесного баланса этих взаимоотношений нет и до настоящего времени. Как правило, взаимоотношения человека и чиновника, даже наделенного малым объемом полномочий, выстраиваются с позиции силы последнего. И это, несомненно, должно учитываться в условиях использования государством ограничений прав человека даже в целях их обеспечения.

Конечно, патерналистские отношения в российском обществе еще достаточно сильные, и значительная часть наших граждан привыкла и считает, что именно государство должно решать все существующие проблемы, в том числе применительно к приватной жизни значительной части членов общества. В такой же степени это касается и возможных ограничений прав и свобод, которые ментально считаются естественной прерогативой государства. Однако патернализм государства не должен использоваться для неправомерных ограничений прав человека, какие бы благие цели их введения не позиционировались государством.

Хотя при этом не может не учитываться и другой, прямо противоположный фактор. Ведь не зря же Н. М. Карамзин или М. Е. Щедрин сказали, что «строгость законов Российской империи компенсируется необязательностью исполнения таковых». В полной мере это можно отнести и к современным российским реалиям. Правой нигилизм многих членов общества — это тоже реалии современной России. В полной мере это касается и выполнения ограничений, накладываемых на тех или иных субъектов правоотношений. А так быть не должно. О каком правовом государстве в этом случае можно говорить? Ведь даже в XIX в. было сказано, что «самое развращенное сочетание — это сочетание жестокого закона с благодушием исполнения» (Жермене де Сталь) [9].

В связи с этим нахождение разумного баланса между обеспечением, охраной, защитой прав человека и их возможным ограничением в силу самых разных обстоятельств — это важнейшая задача, стоящая как перед законодательными, так и перед правоприменительными органами государственной власти. Это достаточно сложная задача, но ее необходимо решать, учитывая те обязательства, которые приняло на себя Российское государство, закрепив их в Основном законе страны.

References:

1. Baburin S. N. Mezhdunarodno-pravovoe i konstitucionnoe otrazhenie narastayushche-go krizisa gumanizma // Mezhdunarodnye pa-

пакты о правах человека: ценностные характеристики: матер. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Т. А. Сошникова, Н. В. Ко-лотова. М., 2016.

2. Бутылин В. Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Право и власть. 2002. № 2.

3. Гасанов К. К., Стремоухов А. В. Абсолютные права человека и ограничения прав // Известия высших учебных заведений. Серия: Правоведение. 2004. № 1 (252).

4. Лукашева Е. А. Эффективность защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994.

5. Малахов В. П., Лановая Г. М. Естественное право как источник конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5.

6. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (72).

7. Права человека: учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева. 3-е изд., перераб. М., 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Троицкая А. А. Пределы прав и абсолютные права: за рамками принципа пропорциональности? Теоретические вопросы и практика Конституционного Суда РФ // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 2.

9. Энциклопедия ума, или Словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков: сост. по фр. источникам и пер. Н. П. Макарова. СПб., 1878 г.

kty o pravah cheloveka: cennostnye harakte-ristiki: mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. T. A. Soshnikova, N. V. Kolotova. M., 2016.

2. Butylin V. N. Institut gosudarstvenno-pravovoj ohrany konstitucionnyh prav i svobod grazh-dan // Pravo i vlast'. 2002. № 2.

3. Gasanov K. K, Stremouhov A. V. Absolyutnye prava cheloveka i ogranicheniya prav // Izves-tiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: Pravo-vedenie. 2004. № 1 (252).

4. Lukasheva E. A. Effektivnost' zashchity prav cheloveka: politicheskie, ekonomichesk-ie, social'no-psihologicheskie aspekty // Kon-stituciya Rossijskoj Federacii i sovershenstvo-vanie mekhanizmov zashchity prav cheloveka. M., 1994.

5. Malahov V. P., Lanovaya G. M. Estestvennoe pravo kak istochnik konstitucionnogo prava // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2017. № 5.

6. Podma^v A. A. Rights and freedoms restriction of the person and citizen: constitutional bases and legal positions of the Constitutional Court of Russia // Vestnik of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. 2016. № 4 (72).

7. Prava cheloveka: uchebnik / otv. red. E. A. Lukasheva. 3-e izd., pererab. M., 2015.

8. Troickaya A. A. Predely prav i absolyutnye prava: za ramkami principa proporcional'nosti? Teoreticheskie voprosy i praktika Konstitucion-nogo Suda RF // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2015. № 2.

9. Enciklopediya uma, ili Slovar' izbrannyh myslej avtorov vsekh narodov i vsekh vekov: sost. po fr. istochnikam i per. N. P. Makarova. SPb., 1878 g.

Для цитирования:

Гончаров И. В. Ограничения прав и свобод человека и гражданина как элемент их обеспечения // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3 (55). С. 111-117.

For citation:

Goncharov I. V. Restrictions on human and civil rights and freedoms as an element of their maintenance // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. No 3 (55). P. 111-117.

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.