К.Д. УШИНСКИЙ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
175-летие со дня рождения выдающегося педагога и детского писателя Константина Дмитриевича Ушинского челябинская научная общественность отметила в конце октября 1999 года проведением межрегиональной научной конференции.
Творческое наследие великого гуманиста оказалось созвучным многим ученым, практическим работникам, преподавателям высших, средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, работникам культуры и искусства, поэтому организаторами конференции выступили одновременно Южно-Уральский научно-образовательный центр Российской академии образования, Главное управление образования и Главное управление профессионального образования и науки администрации Челябинской области, Челябинский государственный университет, Институт дополнительного профессионального образования педагогических работников.
В работе конференции приняли участие более 250 человек со всех городов и районов Челябинской области и ближайших регионов.
На пленарном заседании, проходившем в великолепном актовом зале Дворца творчества учащейся молодежи, говорилось о генезисе педагогических идей К.Д. Ушинского (чл.-корр. РАО, зав. кафедрой педагогики ЧелГУ С.Е. Матушкин), о значении творческого наследия знаменитого педагога в современном образовательном процессе (проф. С.А. Репин, начальник ГУО Челябинской области), в воспитании возрастающего поколения (действ, член РАО A.B. Усова), о роли личности учителя (проф. С.Т. Молчанов, ректор ИДПОПР).
Темой своего выступления чл.-корр. Петровской академии наук и искусств А.И. Лазарев избрал "Народность гражданского образования в школе", и слушатели стали свидетелями критического диахронического анализа принципа народности с середины XIX века до современности, сопоставления педагогических воззрений К.Д. Ушинского и JI.H. Толстого. А.И. Лазарев отметил, что в ходе работы над учебником по "Народоведению" (в 3 т, тома 1-2. Челябинск. Южно-Урал. кн. изд-во, 1997) пришел к заключению, что только сейчас наука готова ответить на большинство вопросов народоведения, и вопреки политической и экономической ситуации в стране "школа вполне созрела для решения проблем народности". В основе нового взгляда на проблему народности лежат успехи гуманитарных наук - педагогики, истории, этнографии, фольклористики и возрождение народных традиций, что в естественной для учащихся обстановке - для себя, для своего удовольствия, а не в театрализованной форме осуществляли на
уроках народоведения в школах, введших новую дисциплину в учебные планы и общеобразовательные комплексы.
Программа конференции, кроме пленарного заседания, включала работу восьми секций.
Гуманитарная направленность современного образовательного процесса предполагает развитие самостоятельности человека как одного из качеств, обеспечиваемых образованием, но анализ образовательных стандартов показывает, что они еще не в полной мере ориентированы на решение этой задачи. Поэтому "Методологические проблемы педагогики в трудах К.Д. Ушинского" и их решение в современных условиях были лейтмотивом работы первой секции, в которой с особой заинтересованностью участники прослушали доклады Худяковой H.JI. (ЧГПУ) "Актуальность идей К.Д. Ушинского о формировании содержания цели для современной педагогики" и Мале-вой З.П. (ИДПОПР) "Валеологизация образовательных систем в контексте "педагогической антропологии" К.Д. Ушинского".
В секциях "К.Д. Ушинский и современные проблемы воспитания", "Содержание образования и методы обучения в контексте идей К.Д. Ушинского", "К.Д. Ушинский о труде и его воспитательном значении в системе образования" большинство докладов и сообщений участников конференции были посвящены обобщению опыта работы с учениками в лицеях и муниципальных учреждениях, отстаиванию своих авторских концепций, вопросу перехода от поддерживающего типа обучения к инновационному. Запомнился доклад "Музыка как средство развития коммуникативности ребенка" Учителя года России - 1999 Шилова В.В. (МОУ №138). В нем развивалась мысль о том, что говорящий является не только источником информации, но и композитором, создающим интонации, через эмоциональный тон которых влияет на коммуникативную личность.
"Усваивая родной язык, ребенок усваивает множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.., - писал К.Д. Ушинский, - Таков этот великий педагог - родное слово!"
Идея о непреходящей образовательной и воспитательной ценности родного слова прозвучала в выступлениях Никитиной О.М. (МОУ №151) "Традиция уроков изящной словесности в современной школе", О.Б. Адаевой (ЧГПУ) "Вопросы развития речи в педагогической системе К.Д. Ушинского", О.Н. Семенищевой (МОУ №89) "Авторская концепция "Уроки словесности как пробуждение души".
Неожиданно много было выступлений о "проблемах коррекцион-ного образования" (А.И. Трушников, И.И. Ведерина, Г.С. Яркова и др.)
В секции "К.Д. Ушинский о народном образовании" доцент ЧелГУ В.И. Хажин остановился на проблеме приобщения учеников к
родной культуре в условиях билингвизма. Он подчеркнул, что "переориентация уроков родного языка в русскоязычных МОУ на этнокультурное образование становится важнейшим фактором в возрождении культуры, традиций и обычаев" не только русских учеников, но и детей других национальностей. Валеев Г.К. (ЧелГУ) в докладе "Педагогические идеи К.Д. Ушинского в преподавании лингвистических дисциплин исторического цикла в высшей школе" остановился на истоках идеи народности русской нации. К.Д. Ушинский видел одну из причин менталитета русских в их этнической синкретичности, когда славяне на восточноевропейской равнине взаимодействовали и ассимилировали огромное число балтийских, финно-угорских, иранских, тюркских племен, и поэтому русское народное мировоззрение, русская психология в целом не вызвали и не вызывают отторжения у других россиян, так как невозможно отказаться от самого себя. Докладчик призвал шире использовать этот феномен в педагогической работе, сопоставлять факты в перекличке и взаимовлиянии обычаев, традиций, культур, проживающих в России этносов с русским мировосприятием. Обоснованным примером могло бы служить инославянское влияние не только на лексику русского языка, но и на становление русской акцентуации, диалектного цоканья, шоканья и пр.
В речевой обиход учителей прочно вошли устойчивые сочетания "информационная технология", "педагогическая технология", "инновационное обучение" и другие. Поэтому доклады участников на секции "Развитие идей К.Д. Ушинского в современном образовательном процессе" были необычайно многообразными и вызвали острые дискуссии. Именно это направление современной педагогики представляли доклады ЩербовойЛ.А. (МОУ №93) "Совершенствование содержания билингвального образования и обучающих технологий как опыт педагогической антропологии", Е.В. Яковлева (ЧГПУ) "К вопросу о проектировании анторопоцентрированного педагогического процесса в контексте идеи К.Д. Ушинского, Сакович Н.И. (МОУ №124) "Взгляд на проблему системности обучения в трудах К.Д. Ушинского и ее современное развитие в условиях применения в образовании информационных технологий".
Конференция подытожила результаты творческих исканий большой армии учителей, преподавателей вузов и других образовательных учреждений Южного Урала, обнаружила интеллектуальный потенциал творческих работников, активно внедряющих педагогические идеи К.Д. Ушинского в практику.
Г.К. Валеев