Научная статья на тему 'К анализу основных показателей профессиональной социализации курсантов военных вузов'

К анализу основных показателей профессиональной социализации курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
517
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дигин Сергей Николаевич

Анализируется понятийный аппарат и методики социологического исследования профессиональной социализации курсантов военных вузов, ряд типологий, характеризующих уровни профессиональной социализированности и военно-профессиональной ориентированности последних. Предложены система показателей и методики для выявления зависимости уровня профессионализма будущих офицеров от характера интенций в отношении военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К анализу основных показателей профессиональной социализации курсантов военных вузов»

C. Н. Дигин К АНАЛИЗУ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Анализируется понятийный аппарат и методики социологического исследования профессиональной социализации курсантов военных вузов, ряд типологий, характеризующих уровни профессиональной социализированности и военно-профессиональной ориентированности последних. Предложены система показателей и методики для выявления зависимости уровня профессионализма будущих офицеров от характера интенций в отношении военной службы.

Ключевые слова: социальные типы, профессиональные качества, личностные качества, курсанты, социализация.

На современном этапе проведения военной реформы в Российской Федерации отмечаются признаки перехода от социоцентристской концепции конструирования Вооруженных Сил к гуманитарной, ставящей во главу угла военнослужащего как главного субъекта вооруженной борьбы его интересы и потребности. Контуры именно такой «гуманитарной» концепции строительства Вооруженных Сил России прослеживаются, в частности, в положениях последних посланий Президента РФ Федеральному Собранию1. При этом человеческий фактор социальных отношений в военной организации и инерция недостаточного внимания к нему вновь и вновь проявляют себя в ряде деструктивных для армии и общества явлений. Реальные военно-профессиональные и моральные качества курсантов и выпускников военных вузов (ввузов), а также уровень мотивационной готовности к продолжению военной службы часто не соответствуют необходимым критериям. Неустойчивая ориентация по отношению к военной службе, итогом которой становится значительный отток курсантов и молодых офицеров из вузов и из состава ВС РФ, оборачивается для государства, общества и армии серьезными последствиями: возникает перманентное состояние недоукомплектованности офицерских должностей, особенно нижнего звена офицерского корпуса; государство несет огромные экономические потери2.

Является ли сложившаяся ситуация следствием действия негативных социальных факторов, падения социального престижа воинской службы, прагматико-индивидуалистических личностных установок курсантов или же связана преимущественно с недостатками организации профессиональной социализации в военных вузах, с несоответствием этой организации вызовам современности? Ответ на этот вопрос крайне важен для будущности российской армии.

Не менее важной проблемой, к решению которой мы намерены приложить усилия, является выработка системы показателей, индикаторов, позволяющих с достаточной степенью надежности проводить измерения уровня и характера военно-профессиональной социализированности курсантов, в особенности выпускников, военных вузов.

Необходимо отметить, что названная проблематика в последнее время стала предметом внимания и осмысления в ряде серьезных научных исследований. Прежде всего следует выделить работы современных военных социологов С. П. Антоневича, В. В. Шалупенко и А. В. Половнева, в которых предпринимаются попытки разработки понятийного аппарата, типологий, методик измерения военно-профессиональных качеств курсантов ввузов России3.

Выделим ряд положений и принципов, которые послужили отправными точками и ориентирами для нашего собственного исследования проблем военно-профессиональной социализации, почерпнутых как в названных источниках, так и самостоятельно сформулированных.

1. Двухаспектность, «двоичность» процесса и результата профессиональной социализации курсантов ввуза, в которых военно-профессиональные знания, умения, навыки, опыт («военно-профессиональная подготовленность» (ВПП), по В. В. Шалупенко) переплетаются с профессиональными намерениями, интенциями в отношении военной службы.

2. Детерминированность ВПП и военно-профессиональной социализированности (ВПС) в целом этими интенциями, а последних — уже сформировавшейся в ходе первичной социализации совокупностью ценностей и установок бытия личности в социуме (модусом социального бытия личности — МСБЛ).

3. Положение о том, что две главные составляющие военно-профессиональной социализации имеют различные векторы и характер развития. ВПП курсантов формируется поэтапно, с нарастающей интенсивностью, достигая пика на выпускном курсе (В. В. Шалупенко), поэтому ее измерение целесообразно именно у курсантов 5-го курса. Что же касается интенций по отношению к военной службе (военно-профессиональной ориентированности — ВПО), то представляется значимым и возможным анализ динамики изменений данного качества у курсантов различных лет обучения, в масштабах ввуза в целом.

4. Многопараметральность измерения ВПС курсантов вуза, использование различных тактик исследования.

Рассмотрим подробнее первое из выделенных выше положений и его обоснование, а также ряд типологий выпускников ввузов, предложенных военными социологами.

Так, С. П. Антоневич в качестве показателей функциональности социализации курсантов военного вуза выделяет уровень профессиональной готовности курсанта к выполнению обязанностей военной службы. При этом в готовности выделяются два аспекта: подготовленность и предрасположенность к профессиональной деятельности. Подготовленность предполагает наличие специфических знаний, навыков, умений, практического опыта (объективная сторона готовности). Предрасположенность (субъективная сторона) проявляется в ценностных ориентациях и установках притязаний личности курсанта4.

В результате исследований С. П. Антоневич предложил типологию курсантов по наличию у них функционально значимых качеств, выделив пять основных социальных типов (табл. 1)5.

Таблица 1

Социальные типы курсантов (по С. П. Антоневичу)

Военно- профессиональные качества* Специально- профессиональные качества** Личностные *** качества*** Социальный тип курсанта

+ + + 1. Готовый профессионал

+ + - 2. Подготовленный профессионал

+ - + 3. Готовый военный специалист

- + + 4. Готовый специалист

Военно- профессиональные качества* Специально- профессиональные качества** Личностные *** качества Социальный тип курсанта

+ - - 5. Ненадежный

- + - Ненадежный

- - + Ненадежный

- - - Ненадежный

* По С. П. Антоневичу, оценка военно-профессиональных качеств курсанта осуществляется, исходя из его подготовленности по основным военным дисциплинам (общим военным, тактическим, военно-техническим), дисциплинированности, функциональности в экстремальных условиях, умения оценить обстановку и спрогнозировать ее развитие, самостоятельно принимать решения, осуществлять контроль и самоконтроль, исполнительности и пр.

** Специально-профессиональные качества курсанта определяются, согласно С. П. Антоневичу, его компетентностью, т. е. знаниями, которыми курсант должен обладать для решения задач на порученном участке (образованность, глубина понимания роли и места военной организации, ее целей и задач, правовая грамотность, знание специфики применения профессиональных знаний в конкретных условиях военно-служебной деятельности).

*** Личностные качества курсанта определяются С. П. Антоневичем как совокупность психофизических и нравственных свойств его личности и включают способности и темперамент, волевые черты, потребности, мотивы, склонности и пр. По мнению исследователя, важнейшим из данной группы качеств является патриотизм, как основа успешной будущей военно-профессиональной деятельности.

Данная типология привлекает своей лапидарностью, однако менее убедительным представляется отделение друг от друга 1-го и 2-го оснований типологизации (см. сноски * и **).

Центральным понятием в работе другого военного социолога, В. В. Шалупенко, выступает категория военно-профессиональная готовность (ВПГ) выпускника высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ — системное социальное качество его личности, отражающее степень интериоризации предписанных институционально значимых ценностей и норм военной службы, а также видов профессиональной деятельности на первичной офицерской должности. Автор выделяет две интегральных составляющих ВПГ:

1) военно-профессиональная подготовленность — необходимый и достаточный уровень общевоенных и военно-специальных знаний, навыков, умений и опыта военно-профессиональной практической деятельности выпускника ввуза, обеспечивающих формирование профессионально значимых свойств и характеристик личности военнослужащего, ее соответствие статусу офицера ВС РФ, а также успешное выполнение функциональных задач в объеме первичной офицерской должности;

2) военно-профессиональная предрасположенность выпускника ввуза, определяемая как результат взаимодействия всех уровней диспозиционных образований личности, проявляющийся в сформированных у нее общих социальных и военно-профессиональных потребностях, установках и ценностных ориентациях, являющийся источником творческой

активности и профессионального развития выпускника как офицера Вооруженных сил6.

Как видим, названные выше исследователи в качестве одного из базовых критериев профессиональной состоятельности курсантов-выпускников военных вузов указывают на профессиональную (военно-профессиональную) предрасположенность. Действительно, ядром и важнейшей целью профессиональной социализации курсантов ввуза является формирование устойчивой военно-профессиональной ориентации, стремления к максимальному по продолжительности сроку военной службы. Понятия «военно-профессиональная ориентация» (ВПО) и «уровень военно-профессиональной ориентированности» весьма удачно, по нашему мнению, использует в своем исследовании военный социолог А. В. Половнев. Так, под военно-профессиональной ориентацией он понимает процесс и результат определения личностью военной профессии в качестве ведущей и долгосрочной трудовой деятельности, а под уровнем военно-профессиональной ориентированности — степень направленности и глубины профессиональных устремлений7. На основе методик и расчетов, предложенных А. В. Половневым для анализа состояния военно-профессиональной ориентированности молодых офицеров, нами была составлена таблица, фиксирующая основные типы военно-профессиональной ориентированности курсантов ввузов России (см. табл. 2).

Таблица 2

Характеристики типов групп с различным уровнем военно-профессиональной ориентированности

Условное название группы Направленность Ценности Намерения Процент

1. Курсанты с высокой ВПО На продолжение военной службы Очень важно продолжить службу Продление контракта и служба до предельного возраста Около 20

2. С умеренной ВПО На продолжение военной службы Важно продолжить службу Продление контракта и служба до пенсии 25

3. С неопределенной ВПО Неопределенная Неопределенные Увольнение в случае выгодного трудоустройства или продление контракта и служба до пенсии 22

4. С умеренной дезориентированностью Преимущественно на увольнение с военной службы Важно уволиться с военной службы Прекращение службы после окончания контракта 18

5. С высокой дезориентированностью На увольнение с военной службы Очень важно уволиться с военной службы Прекращение службы при любой возникшей возможности 15

По нашему убеждению, формирование (сохранение) устойчивой ориентации на военную службу как основную и долгосрочную трудовую деятельность, высокий уровень ВПО являются важнейшим итогом профессиональной социализации и критерием военно-профессиональной социализированности курсантов военных вузов. Отсутствие такой ориентации блокирует полноценную реализацию других механизмов военно-профессиональной социализации (адаптации, социальной идентификации, интериоризации), лишает смысла и ценности успехи в этих направлениях (например, овладение навыками профессии с целью применения их на «гражданке», в бизнес-структуре, а не в военной организации).

Анализ дефиниций и типологических схем, предложенных военными социологами в последние годы, послужил для нас начальным пунктом в процессе моделирования системы категорий, в операционализации последней в системе показателей, поддающихся исчислению, в разработке инструментария исследования. Ряд терминов, наиболее содержательных и удачных по форме, был взят нами на вооружение, включен в категориальный аппарат нашего исследования практически без изменений, иногда при минимальных поправках, нюансировке содержания (это в первую очередь ВПП и ВПО).

Ядром понятийного аппарата нашего исследования, ключевым понятием выступает «профессиональная социализация». Этот термин в последнее десятилетие используется достаточно активно в работах самого разного научного профиля и в различных контекстах. Однако активность его употребления явно не сочетается с активностью и глубиной научной разработки данного понятия. Серьезные социологические исследования по данной проблематике можно буквально пересчитать по пальцам8.

Если социализация — это совокупность всех социальных процессов, посредством которых индивид усваивает систему норм, правил, социальных ролей и ценностей, которые в дальнейшем позволят ему реализоваться в качестве члена общества, то под профессиональной социализацией большинство исследователей данной проблемы понимают процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями профессионального сообщества, активной реализации накапливаемого опыта. Специфику профессиональной социализации ряд авторов усматривает в том, что она осуществляется на стадии вторичной социализации: это процесс, «позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества. Вторичная социализация есть приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда»9

По степени достижения результата и завершенности процесса профессиональной социализации А. В. Морозова выделяет следующие ее стадии:

1) начальная (ранняя): заключается в возникновении и формировании профессиональных намерений, профессиональном обучении как освоении базовых основ выбранной профессии, включении в систему производственных и социальных отношений;

2) продолженная профессиональная социализация ассоциируется с выполнением или невыполнением ожиданий, связанных с профессиональным трудом, формированием индивидуального стиля профессиональной деятельности10.

Ясно, в данной связи, что период курсантства соответствует начальной стадии профессиональной (военно-профессиональной) социализации, однако именно в этой фазе закладываются основы профессиональной компетентности и отношения к военной службе будущего офицера.

Открытым остается вопрос о необходимости введения понятия «военно-профессиональная социализация». С одной стороны, речь как будто бы идет о применении общего понятия к одной из сфер профессиональной деятельности, и только. С другой, нельзя не отметить, что и военно-профессиональная деятельность, и процесс социализации курсантов в военных вузах имеют ряд специфических черт, отличающих их от различных форм профессиональной подготовки и деятельности на «гражданке».

Поскольку военный вуз является разновидностью военной организации, постольку он несет на себе печать ее специфики, а именно, согласно американскому социологу Ирвингу Гофману, специфики тотального института. Тотальный институт определяется Гофманом как «место проживания и работы, где большое число находящихся в сходной ситуации людей, исключенных из более широкого сообщества на заметный промежуток

времени, вместе проводят закрытый, формально администрируемый жизненный цикл»11. Анализируя положения теории И. Гофмана, российские военные социологи В. А. Луков и Д. Л. Агранат уточняют: в подобных институтах становятся практически неразрывными три места жизнедеятельности — места, где спят, развлекаются и работают. И если в обычной ситуации из-за разделения этих мест социальный контроль ослабляется, то их объединение создает такие возможности для контроля над личностью, предписания ей строгих границ и алгоритмов деятельности, что регуляция приобретает всеохватывающий, всепроникающий характер, почему И. Гофман и называет подобные институты «тотальными». Рядовые члены организации объединены подчиненным статусом и необходимостью действовать по строгим правилам, обычно с минимальными возможностями выбора12. Деятельность организации осуществляется на основе приказа, предписания, плана, идущих от целей данного института и мало соотносимых с целями и установками рядового состава, а нередко и руководящих кадров, которые также оказываются «заложниками» целей организации13. Отметим, что В. А. Луков и Д. Л. Агранат предлагают характеризовать военный вуз не как классический тотальный институт, а как императивный: во-первых, в отличие от тюрем, психбольниц и подобных учреждений, вхождение в состав военной организации осуществляется личностью не по принуждению, а добровольно. Более того, «тотальность скорее является выражением высокого уровня идентичности с системой, ее поддержки всем арсеналом личностных установок и поведенческих реакций как своей»14. Во-вторых, тотальность военных институтов ограничена, в системе всеобщей регламентации существуют бреши, что придает этим институтам жизненные силы15.

Как бы то ни было, выскажем предположение, что благодаря особым условиям протекания профессиональной социализации в военной организации для нее оказываются характерными большая интенсивность процесса, императивность, обязательность в процессе адаптации принятия как норм, так и ряда отклонений, установленных в военной организации. Это — во-первых. Во-вторых, как мы уже указывали, здесь существует теснейшее сопряжение профессионализма (ВПП) с намерениями в отношении военной службы (ВПО), обусловленность первого качества вторым. Если для большинства гражданских отраслей работа специалистов-выпускников не по профилю, нехватка кадров покрывается за счет использования людей со схожим образованием, обучения непрофессионалов на месте и т. п., то офицерский кадровый ресурс — это прежде всего курсанты ввузов. Поэтому для ввузов принципиально важно не работать вхолостую, готовить тех курсантов, которые действительно связывают свою судьбу с военной службой.

Итак, есть основания говорить не только о профессиональной социализации курсантов ввузов, но и о военно-профессиональной социализации, как особом типе профсоциализа-ции. Для характеристики результатов профессиональной социализации в военном высшем учебном заведении целесообразно использовать термин «профессиональная социализиро-ванность курсантов ввуза» (ПСКВ), фиксирующий степень, уровень обладания необходимыми качествами будущих офицеров у отдельного курсанта, курсантского подразделения (курса) либо курсантов ввуза (ввузов) в целом. Наши представления о структуре ПСКВ и его сложной составляющей — военно-профессиональной подготовленности (ВПП) — отражены на рис. 1 и 2.

Поскольку понятие военно-профессиональной подготовленности крайне многоаспектно, необходим отбор минимально достаточного количества показателей (переменных), которые будут заложены в действующий инструментарий социологических исследований. Здесь мы руководствуемся следующими рассуждениями таких авторитетных

Цели вуза как агента профессиональной социализации

Военнопрофессиональная ориентированность

сохранить

(УВЕЛИЧИТЬ)

Военнопрофессиональная подготовленность

сформировать

Рис. 1. Составляющие профессиональной социализированности курсанта вуза (ПСКВ)

Военно-профессиональные знания, умения, навыки (оценки по основным ВП дисциплинам)

ГОТОВНОСТЬ:

- к выполнению воинского долга (участию в боевых действиях);

- к управлению военным коллективом (подразделением)

КАЧЕСТВА:

- физические: сила, выносливость и др.;

- психологические: воля, мужество, стойкость и т.п.;

■ социальные: патриотизм, коллективизм, дисциплинированность, терпимость

Рис. 2. Составляющие военно-профессиональной подготовленности

специалистов-методологов, как Д. Б. Мангейм и Р. К. Рич: «Операционализация почти неизбежно ведет к некоторому упрощению или частичной утрате смысла, поскольку показатели редко передают всё, что мы вкладываем в понятие... Необходимо проводить операционализацию так, чтобы минимизировать этот недостаток. Нужно подыскивать такие показатели, которые передают возможно большую часть содержания понятий или отдельные его аспекты настолько точно, насколько это возможно»16. Подобный подход, в частности, приходится применять при операционализации такого многопараметраль-ного понятия, как ВПП; в противном случае нам пришлось бы проводить огромное число измерений и вычислений, в ущерб оперативности и актуальности анализа.

Поэтому ВПО в дальнейшем мы будем рассматривать как целостный показатель, а в качестве операциональных составляющих ВПП выделим следующие, наиболее значимые:

1) военно-профессиональные знания, умения, навыки (ЗУНы); 2) готовность к выполнению воинского долга (участию в боевых действиях) (ГВВД); 3) готовность к управлению военным коллективом (подразделением) (ГУВК); 4) уровень патриотизма (УП); 5) профессиональный опыт (стажировки) (ПО).

В качестве интегрального показателя уровня ВПП курсанта или подразделения нами предлагается индекс ВПП (/впп), рассчитываемый по формуле

I = (I + I , + I + I + I ) : 5.

впп ' зун гввд гувк уп по/

Предельно общий показатель ПСКВ — индекс ПСКВ (I ) — рассчитывается тогда

по формуле

На эмпирическом уровне попытка применения данной методики, как и ряда других, была предпринята в мае 2007 г., когда с целью изучения современного состояния ПСКВ и его основных составляющих (ВПО и ВПП) автором в сотрудничестве со специалистами лаборатории прикладной социологии и политологии Челябинского института (филиала) Уральской академии государственной службы был проведен социологический опрос курсантов Челябинского военного автомобильного института (ЧВАИ). Было опрошено 853 респондента (что составляет около 70 % от общей численности контингента учащихся). Для обеспечения более высокого уровня репрезентативности социологической информации при опросе использован метод фронтального опроса курсантов ЧВАИ с элементом квотной (по долевому соотношению курсантов пяти курсов) выборки. При этом статистическая погрешность по институту в целом составляет ±2,0 %. Опрос осуществлен по единому анкетному инструментарию — Анкете курсанта.

Однако предложенная схема изучения ПСКВ является лишь одной из возможных форм исследований, при этом достаточно трудоемкой. Существует и другая исследовательская тактика, апробированная автором, которая может рассматриваться и как альтернатива, и как дополнение к первой тактике, и как проверочный инструмент надежности полученных результатов.

Для ее иллюстрации составим таблицу типов курсантов-выпускников, включающую и часть опросного инструментария.

Таблица 3

Типология курсантов-выпускников по уровню ПСКВ

Уровень ПСКВ Характеристика типа (из инструментария опроса) Коэффициент ПСКВ Процент курсантов по результатам опроса (174 чел.)

1. Высокий Хорошо подготовлен как офицер-профессионал, намерен служить до достижения предельного возраста 1 (ВПО — 1, ВПП -1) 54 (94 чел.)

2. Средневысокий Профессиональные офицерские качества средние, намерен служить до достижения предельного возраста 0,75 (ВПО — 1, ВПП — 0,5) 20,7 (36 чел.)

3. Средний (неопределенный) Хорошо подготовлен как офицер-профессионал, по поводу военной карьеры до конца не определился, не исключен переход на «гражданку» 0,5 (ВПО — 0,5, ВПП — 1) 12,1 (21 чел.)

4. Низкий А. Профессиональные офицерские качества ниже среднего уровня, намерен служить до достижения предельного возраста. Б. Профессиональные офицерские качества средние, по поводу военной карьеры до конца не определился, не исключен переход на «гражданку» 0,25 (ВПО — 1, ВПП — 0,25) (ВПО — 0,5, ВПП — 0,5) 6,3 (11 чел.)

Уровень ПСКВ Характеристика типа (из инструментария опроса) Коэффициент Пскв Процент курсантов по результатам опроса (174 чел.)

5. Очень низкий Профессиональные офицерские качества ниже среднего уровня, по поводу военной карьеры до конца не определился, не исключен переход на «гражданку» 0,125 (ВПО — 0,5, ВПП — 0,25) 1,2 (2 чел.)

6. Не социализированные в рамках военной профессии (ненадежные) A. Хорошо подготовлен как офицер-профессионал, но не намерен посвящать жизнь военной карьере. Б. Ппрофессиональные офицерские качества средние, не намерен посвящать жизнь военной карьере. B. Профессиональные офицерские качества ниже среднего уровня, не намерен посвящать жизнь военной карьере 0 (ВПО — 0, ВПП — 1 или 0,5, или 0,25) 5,7 (10 чел.)

В данном случае индекс ПСКВ подсчитывается по формуле

I = (1 • п, + 0,75 • п, + 0,5 • п, + 0,25 • п, + 0,125 • п<- + 0 • пЛ) : п,

пскв 4 1 ’ 2^3^ 4’ 5 О'

где п — общее число респондентов;

п1, П2, п3, п4, п5, п6 — число курсантов, относящихся к различным по уровню ПСКВ группам (см. столбец «Уровень ПСКВ» табл. 3).

Руководствуясь данными опроса курсантов-выпускников 2007 г. ЧВАИ, получаем следующую картину (при п = 174)'.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1пскв = (1 • 94 + 0,75 • 36 + 0,5 • 21 + 0,25 • 11 + 0,125 • 2 + 0 • 10) : 174 = 0,773.

Данный индекс отражает «коэффициент полезного действия» ввуза как агента военно-профессиональной социализации. Индекс дисфункциональности, «холостой работы» ввуза в этом случае составляет 0,227. Это означает, что потенциально около 23 % нынешних выпускников данного ввуза либо сразу по выпуску, либо в ближайшее время покинут ряды военной организации или же станут офицерами с крайне низким уровнем профессионализма, бедой и обузой для армии.

В отличие от измерения уровня ПСКВ, которое с достаточной степенью надежности можно производить лишь на выпускном курсе, уровень военно-профессиональной ориентированности (ВПО) возможно выявлять и анализировать применительно ко всем курсам и курсантам ввуза в целом. Проанализируем данные указанного опроса в этом отношении (см. табл. 4).

Таблица 4

Суммарный уровень ВПО курсантов ЧВАИ (по курсам)

Намерения курсантов после окончании вуза Уровень ВПО, коэффициент Всего, % Курс

1 2 3 4 5

Военная служба до достижения предельного возраста Высокий 1 54,7 61,0 39,3 53,4 43,5 74,5

Продление контракта и служба до пенсии

Намерения курсантов после окончании вуза Уровень ВПО, коэффициент Всего, % Курс

1 2 3 4 5

По поводу военной карьеры до конца не определился, не исключен переход на «гражданку» Средний (неопределен) 0,5 36,2 36,0 48,1 39,4 38,6 22,9

Увольнение в случае выгодного трудоустройства или продление контракта и служба до пенсии

Прекращение службы после окончания контракта Низкий 0 8,3 3,0 11,1 7,2 16,0 2,1

Прекращение военной службы при первой возможности

Замена военной профессии на «мирную»

Другие намерения 0,8 - 1,5 - 1,9 0,5

Подсчитаем индекс ВПО по ввузу (1впо):

I = (54,7 • 1 + 36,2 • 0,5 + 8,3 • 0) : 100 = 0, 728.

впо ' ’ ■>■>■>! ?

По курсам эти показатели (индексы ВПО) выглядят следующим образом: 1-й курс — 0,790; 2-й — 0,634; 3-й — 0,731; 4-й — 0,628; 5-й — 0,860.

Таким образом, суммарный положительный интенциональный потенциал курсантов ЧВАИ в отношении военной службы составляет около 73 % (почти три четверти курсантов ориентированы на военную службу как долгосрочную трудовую деятельность). Заметим, что эта цифра практически совпадает с данными, представленными в уже упомянутой ранее работе А. В. Половнева (среди выпускников ввузов доля позитивно ориентированных составляет, согласно его расчетам, 75 %)17.

Не вызывает опасений состояние ВПО на 1-м и выпускном курсах, близок к среднестатистическому для ввуза показатель 3-го курса. Вызывают тревогу и требуют вдумчивого анализа более низкие показатели ВПО на 2-м и — особенно — 4-м курсах.

Анализ двумерных наложений показал, что ведущими факторами, негативно повлиявшими на военно-профессиональную социализацию, стали для курсантов 2-го курса трудности адаптации к военно-профессиональной среде и социально-демографические факторы, для курсантов 4-го курса — социально-демографические (особенно — социальное происхождение, уровень достатка) и культурно-ценностные факторы (прагматико-индивидуалистические установки, «модус обладания»).

Подводя итоги данной работы, заметим, что социологический анализ ПСКВ представляет определенную сложность. Согласно заявленным нами ранее принципам:

1) полномасштабное измерение уровня ПСКВ целесообразно только у курсантов-выпускников, потенциально получивших знания, навыки и опыт стажировок в объеме, достаточном для обладания ВПП;

2) возможно измерение ПСКВ курсантов всех возрастов на основе использования упрощенных методик, при осознании значительной условности полученных результатов. Г ипотетически показатель ПСКВ должен возрастать от курса к курсу, в то же время он в большой степени определяется общим уровнем ВПО на данном курсе;

3) военно-профессиональная ориентированность (ВПО) — составляющая ПСКВ, поддающаяся измерению и сравнению в динамике, у учащихся ввузов на всех курсах.

Особый интерес представляет выявление факторов положительной и отрицательной динамики ВПО курсантов;

4) в ходе эмпирического исследования ПСКВ и ВПО могут использоваться как тактика выбора множественности показателей, так и выбора «сильных» показателей18.

Автор постарался внести посильный вклад в разработку понятийного аппарата исследования избранной проблематики, полагая, что понятия военно-профессиональной социализации и ПСКВ являются более «социологическими», нежели ВПГ (В. В. Шалупенко) или уровень профессиональной готовности курсанта к выполнению обязанностей военной службы (по С. П. Антоневичу), тяготеющим более к системам дефиниций военной науки и педагогики; были предложены типологии ПСКВ и ВПО и некоторые методики расчетов по этим показателям. В эмпирическом плане начато исследование состояния ПСКВ в одном из военных ввузов страны (ЧВАИ), при всей его специфике служащем моделью военно-образовательного заведения Министерства обороны РФ. И это исследование, предпринятое на новом этапе строительства вооруженных сил, требует своего продолжения. Проблемы современной российской армии, особенно молодежной части ее офицерского корпуса, многие из которых вызревают уже на стадии обучения курсантов в военном вузе, требуют пристального внимания, что вызывает необходимость дальнейшего, более глубокого социологического анализа процессов профессиональной социализации курсантов военных высших учебных заведений.

Примечания

1 См., напр.: Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.kremlin.Ru/text/ appears/2006/05/105546.shtml

2 См.: Половнев, А. В. Молодые офицеры: военно-профессиональная ориентация / А. В. Половнев // Социол. исслед. 2005. № 11. С. 62-68.

3 См.: Антоневич, С. П. Социализация курсантов военного вуза : дис. ... канд. социол. наук / С. П. Антоневич. М., 2002. 146 с.; Половнев, А. В. Молодые офицеры: военно-профессиональная ориентация / А. В. Половнев // Социол. исслед. 2005. № 11. С. 62-68; Шалупенко, В. В. Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ: сущность, состояние, пути формирования дис. ... канд. социол. наук / В. В. Шалупенко. М., 2005. 275 с.

4 См.: Антоневич, С. П. Указ. соч. С. 45.

5 Там же. С. 41.

6 См.: Шалупенко, В. В. Указ. соч. С. 34, 44, 54-55.

7 См.: Половнев, А. В. Указ. соч. С. 63.

8 См.: Жанчипова, Ц. Б. Профессиональная социализация молодых государственных служащих как фактор развития кадрового потенциала государственной службы : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Ц. Б. Жанчипова. М., 2001. 25 с.; Морозова, А. В. Профессиональная социализация студентов ссузов в условиях модернизации институтов образования : дис. ... канд. социол. наук / А. В. Морозова. Тула, 2004. 237 с.; Новиков, С. В. Профессиональная социализация как основа карьеры государственных служащих : дис. ... канд. социол. наук / С. В. Новиков. М., 1999. 151 с.; Пробст, Л. Э. Профессиональная социализация школьной молодежи в современной России : дис. ... д-ра социол. наук / Л. Э. Пробст. Екатеринбург, 2004. 354 с.

9 Бергер, П. Конструирование социальной реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман / Моск. филос. фонд. М. : Academia-Центр : Медиум, 1995. С. 213.

10 См.: Морозова, А. В. Указ. соч. С. 27-28.

11 Goffman, E. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients & Other Inmates / E. Goffman 152

9th ed. Harmondsworth: Penguin Books, 1978. P. 10.

12 См.: Луков, В. А. Курсанты: плац, быт, секс: социол. и социал.-психол. исслед. / В. А. Луков, Д. Л. Агранат / Моск. гуманитар. ун-т. М. : Флинта : Наука, 2005. С. 26.

13 Goffman, E. The Characteristics of Total Institutions / E. Goffman // Etzioni A. (ed.) A Sociological Reader in Complex Organizations. London, 1970. P. 314.

14 См.: Луков, В. А. Указ. соч. С. 30.

15 Там же. С. 261.

16 Мангейм, Д. Б. Политология. Методы исследования / Д. Б. Мангейм, Р. К. Рич ; пер. с англ. М. : Весь мир, 1999. С. 76.

17 См.: Половнев, А. В. Указ. соч. С. 67.

18 См.: Зборовский, Г Е. Прикладная социология : учеб. пособие / Г Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. М. : Гардарики, 2004. С. 78; Половнев, А. В. Указ. соч. С. 63.

О. И. Стуль ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ МОЛОДЁЖНОМУ НАСЕЛЕНИЮ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Анализируются итоги социологического исследования корпоративной культуры муниципальных учреждений социальной сферы. Используя методику конкурирующих ценностей, разработанную американскими учеными К. Камероном и Р. Куинном, возможно определить имеющееся состояние корпоративной культуры и потенциальные возможности ее влияния на организационную эффективность. Предложенная модель позволяет диагностировать и способствовать изменениям корпоративной культуры муниципальных учреждений, предоставляющих социальные услуги молодежному населению городского округа.

Ключевые слова: корпоративная культура, муниципальные учреждения.

Социальная активность молодежи является индикатором эффективности политических, экономических, социальных процессов, происходящих в обществе. Молодежная социальная активность находится в прямой зависимости от доминирующих механизмов социализации, поэтому одной из основных задач молодежной политики является создание условий для успешной адаптации и социализации детей и молодежи.

Для организации целенаправленной социально-досуговой работы с детьми и подростками по месту жительства, профилактики правонарушений, наркомании и токсикомании среди молодых людей и подростков существует сеть учреждений социального обслуживания молодежи. 1 ноября 2000 г. принято постановление Правительства Свердловской области № 902-ПП «О системе учреждений органов по делам молодежи», которое создает предпосылки для формирования целостной системы социальных учреждений органов по делам молодежи. Сегодня в эту систему входят детские подростковые клубы, социально-психологические службы, молодежные досуговые центры, центры по профориентации и трудоустройству молодежи. Но ресурсов только этих ведомственных учреждений не достаточно для качественного и всеобщего охвата молодежной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.