Научная статья на тему 'К адаптации методики «Тест отношений беременной» для диагностики «Стиля проживания отцовства на этапе ожидания рождения ребенка в семье»'

К адаптации методики «Тест отношений беременной» для диагностики «Стиля проживания отцовства на этапе ожидания рождения ребенка в семье» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
938
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гладких Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К адаптации методики «Тест отношений беременной» для диагностики «Стиля проживания отцовства на этапе ожидания рождения ребенка в семье»»

практика, подтверждающая то, что выходя на пенсию люди остаются полезными обществу. Поэтому в настоящее время становится актуальной тема мотивации трудовой деятельности лиц пенсионного возраста.

Таким образом, можно отметить, что пенсионный возраст можно охарактеризовать различными изменениями в жизни человека. Это и перемены в состоянии здоровья, социальном статусе, ближайшем окружении. Но нельзя сказать, что это период только потерь, открываются также новые стороны в развитии лиц пожилого возраста, и во многом это зависит от социальной ситуации, в которой находится человек.

Е. С. Гладких

К адаптации методики «Тест отношений беременной» для диагностики «Стиля проживания отцовства на этапе ожидания рождения ребенка в семье»

В настоящее время в нашей стране медицина и здравоохранение становятся все более ориентированными на биопсихосоциальную модель лечения (Карвасарский Б.Д., 2008), которая

распространяется и на учреждения акушерско-гинекологической помощи. Все чаще заостряется вопрос о соотношении биологических, психологических и социальных воздействий в системе подготовки к зачатию, профилактики и лечения бесплодия, ведения беременности и родоразрешения. Социальные и психологические факторы, влияющие на становление и реализацию репродуктивной функции человека, тесно переплетены, что находит отражение в теоретических положениях, которые предлагаются для разработки биопсихосоциальной модели перинатальной психологии и психотерапии (Добряков И.В., 2010). Биопсихосоциальная модель в системе акушерско-гинекологической помощи предполагает взаимодействие не только с женщиной, решившей стать матерью, но и с ее супругом, ближайшим окружением, со всей семьей в целом.

Так как все стадии репродуктивного процесса связаны с эмоционально значимыми межличностными взаимодействиями, наиболее отвечающей цели и задачам перинатальной психологии представляется теория отношений В.Н. Мясищева (1995), позволяющая рассматривать зачатие, беременность, роды через призму динамической системы отношений беременной к самой себе, супругу, семье, окружающему миру. Исходя из этого положения большую практическую роль в психологическом сопровождении семьи, готовящейся к рождению ребенка, приобретает семейное консультиро-

256

вание (супружеское, детско-родительское, системное) и системная семейная психотерапия.

Поддержать супругов, решивших стать родителями, оказать психологическую поддержку, помочь сформировать доверие к себе, подойти осознанно к беременности и родительству - цель психопрофилактической подготовки будущих родителей.

Первым и очень важным этапом психологического сопровождения семьи в период ожидания ребенка является диагностика родительской сферы будущих родителей, определения готовности «быть родителем». Перинатальному психологу необходимо определить, каким образом происходит «вхождение в родительство». Так, например, исследования Г.Г. Филипповой показывают, что момент идентификации беременности очень хорошо помнится, все связанные с ним переживания актуализируются очень точно, вне зависимости от его давности. Содержание и интенсивность этих переживаний непосредственно отражают значение этой беременности для матери и многие особенности ее материнской сферы. В связи с этим Г.Г. Филлиповой были выделены варианты самовосприятия идентификации беременности: тревожное отношение, эйфорическое состояние, амбивалентное отношение, аффективно-отрицательное переживание идентификации беременности.

Для реализации диагностических задач, позволяющих оценить состояние беременной женщины и ее готовности к материнству, применяется целый ряд методов и методик, включающих клиническую беседу, многие опросники эмоциональной сферы, тесты супружеских отношений, проективные методики в отношении будущего родительства. Одним из наиболее информативных методов, позволяющих оценить отношение женщины к беременности, материнству, кормлению и другим сферам отношений является «Тест отношений беременной», разработанный И.В. Добряковым (1996). В основе данного теста лежит понятие о психологическом компоненте гестационной доминанты (ПКГД), который представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.

Тип ПКГД отражает прежде всего личностные изменения и реакции женщины, т. е. изменения в системе ее отношений. О типе ПКГД можно судить, основываясь на результатах исследования значимых отношений беременной. Тест отношений беременной (ТОБ) позволяет разделить женщин на группы, в зависимости от типа ПКГД. Всего определяют пять типов: оптимальный, гипогестогно-зический, эйфорический, тревожный и депрессивный.

257

Взаимоотношения, складывающиеся в семье, ожидающей ребенка, во многом определяют формирование психологического компонента гестационной доминанты. Важную роль здесь играет и отношение мужа к беременности супруги, и готовность его «быть отцом». Ведь каждый мужчина также по-разному переживает такой новый этап в развитии супружеских и семейных отношений, как ожидание ребенка. Восприятие мужчиной того, что у него родится ребенок, отлично от восприятия женщины, потому что он физиологически не связан с ребенком, ему неведомы изменения, которые происходят в организме. Для мужчины необходимо время, чтобы осознать и принять свой статус, особенно если речь идет о появлении первого ребенка. И здесь представляется необходимым более пристальное внимание уделить отцовской сфере, идентификации мужчины с отцовством, изучить систему отношений с собой, беременной супругой, будущим ребенком и окружающим миром в целом. Поэтому актуальна разработка опросника, диагностирующего родительскую сферу мужчины и его систему отношений, определяющего стиль проживания отцовства на данном этапе жизненного цикла семьи. Необходима адаптация опросника ОПКГД И.В. Добрякова для изучения отцовской сферы мужчины. По аналогии с «Тестом отношений беременной», включающим такие сферы отношений, как: А. Отношение женщины к себе беременной (1) отношение к беременности, 2) отношение к образу жизни во время беременности, 3) отношение во время беременности к предстоящим родам). Б. Отношения женщины в системе «мать-дитя» (1) к себе - матери, 2) к ребенку, 3) к грудному вскармливанию). В. Отношение к отношению окружающих (1) к мужу, 2) к близким, 3) к посторонним), опросник отцовской сферы должен включать следующие аспекты отношений будущих отцов:

Блок А - отношение мужчины к актуальному состоянию «будущего отцовства», включающего такие пункты, как: 1) отношение к себе на этапе ожидания рождения ребенка; 2) отношение к образу жизни; 3) отношение к предстоящему моменту появления ребенка на свет (родам).

Блок Б - отношение мужчины в формирующейся в течение девяти месяцев системе «мать - дитя - отец», рассматривающего:

1) отношение к себе как к отцу; 2) отношение к своему ребенку; 3) отношение к обязанностям отца по уходу за ребенком в течение первого года жизни.

Блок В - отношение будущего отца к беременной жене и отношений к нему окружающих: 1) отношение к беременной супруге;

2) отношение «ко мне как к будущему отцу» родственников и близких; 3) отношение «ко мне - будущему отцу» посторонних людей.

258

Изучение различных сфер отношений мужчины в данный период позволит нам выявить стиль проживания отцовства. Сопоставление стиля отцовства и психологического компонента гестационной доминанты позволит нам подойти к диагностике супружеской диады системно, учитывать взаимовляияние состояния готовности к родительству и сферы отношений обоих супругов. Подобная системная диагностика позволит наиболее конструктивно решать задачи семейного консультирования и системной семейной терапии в период ожидания рождения ребенка в семье.

О. В. Захватошина Психология счастливого долголетия

В современной отечественной психологии всё более утверждается точка зрения, согласно которой старение не может рассматриваться как простая инволюция, угасание или регресс; это, скорее, продолжающееся становление человека, включающее многие приспособительные и компенсаторные механизмы. В последние годы специалисты основываются в своей практике на следующих теоретических представлениях о природе старости и старения:

• социально-психологическое развитие не ограничено какими-то определёнными периодами, оно осуществляется на протяжении всей жизни; к старости человек не исчерпывает свои резервные возможности, потенциал своего развития;

• процесс развития не сводится к поступательному движению, росту, повышению эффективности субъекта во всех областях жизни; развитие есть единство разных типов изменений, одиночных и системных, преходящих и стабильных, позитивных и негативных;

• одновременно с уменьшением психических возможностей происходит и их обогащение; инволюционные изменения сочетаются с новообразованиями прогрессивного характера, направленными на преодоление деструктивных явлений в геронтогенезе;

• психическое развитие человека настолько многомерно, многоформно и многонаправлено, что практически невозможно выявить все его проявления качества и возможности;

• личностно-психологическое развитие человека происходит разными темпами и достигает разного уровня в различных областях социальной действительности;

• соотношение утрат и приспособлений оказывается различным в различные периоды жизни, и особенно в поздние годы, и зависит от того, насколько он сам выступает субъектом, создателем условий своей жизни;

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.