Научная статья на тему 'Беременность и качество жизни'

Беременность и качество жизни Текст научной статьи по специальности «Психология»

364
78
Поделиться
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ГЕСТАЦИОННОЙ ДОМИНАНТЫ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Скрицкая Татьяна Владимировна

В статье говорится о проблемах адаптации женщины к состоянию беременности и о влиянии беременности на качество жизни.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Скрицкая Татьяна Владимировна,

PREGNANCY AND LIFE QUALITY

The problem of adaptation to the pregnancy and influence of pregnancy on life quality is considered

Текст научной работы на тему «Беременность и качество жизни»

БЕРЕМЕННОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Т. В. Скрицкая

ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения»

(г. Новосибирск)

В статье говорится о проблемах адаптации женщины к состоянию беременности и о влиянии беременности на качество жизни.

Ключевые слова: беременность, типы психологического компонента гестационной доминанты, психология здоровья

Психология здоровья - новая и быстро развивающаяся область психологии. Актуальность развития данного направления продиктована ориентацией практических психологов на профилактику возникновения тех или иных отклонений в физическом и психологическом состоянии человека. Также необходимо выделить факторы, являющиеся значимыми и оказывающими как негативное, так и позитивное воздействие на человека.

Учитывая, что психология здоровья активно развивается, специалистами, работающими в данной области, были сформулирован ряд аксиоматических положений.

1. В абсолютном смысле здоровья не существует. Абсолютное здоровье -это идеал.

2. Каждый человек здоров условно. Ни один человек не бывает на протяжении жизни вполне здоровым.

3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях (климат, пища, труд). Есть подходящие (нормальные) и неподходящие (вредные) жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого [5].

Здоровье является неотъемлемой составляющей качества жизни. Но абсолютного здоровья не существует, соответственно, возникает необходимость в детальном исследовании наиболее значимых жизненных событий с учетом их влияния на здоровье и качество жизни, как одно из составляющих здоровья.

В настоящее время в России существует проблема общей неудовлетворенности населения качеством медицинской помощи и низкого доверия официальной медицине. В такой ситуации становится актуальным национальный проект по увеличению рождаемости. По мнению О. С. Осиповой, уже на рубеже Х1Х-ХХ веков в США произошел спад рождаемости из-за изменения отношения к детям и их воспитания как высокоразвитых личностей. Рождение детей с потенциально низким уровнем образования и дохода было осуждаемо обществом [4]. О такой же тенденции можно говорить и в современной России, поскольку актуальным становится сознательное отношение к зачатию и рождению ребенка.

Беременность является кризисным периодом как в жизни женщины, так и семьи в целом [6]. По мнению К. В. Кулешовой (2007), в этот период необходимо обеспечивать женщине высокое качество жизни. На успешность адаптации женщины к своей беременности влияет уровень ее готовности к материнству. По данным некоторых исследований, современные молодые женщины находятся в состоянии хронического стресса [2].

В соответствии с принципом непрерывности психического развития, физиологическое и психологическое состояние беременной женщины оказывает непосредственное влияние на пренейта. По данным Ю. В. Ковалевой, женщины, вынашивающие ребенка без соматических осложнений, представляют родительское отношение к ним в детстве как доверяющее их возможностям. Дети таких женщин отличаются активностью, они ориентированы на контакт с человеком и предметной средой, оптимистичны и легко обучаются [1].

По мнению Е. В. Могилевской, первичное физическое и психическое здоровье закладывается от зачатия до конца первого года жизни ребенка [3].

Соответственно, интерес к беременности, как особому периоду в жизни женщины, объясним возможностями профилактики как состояния будущей матери, так и возможностью оптимизации состояния пренейта, а в последствии - профилактикой нарушений детско-родительских отношений.

При проведении пилотажного исследования в женской консультации при Новосибирском городском перинатальном центре методикой ТОБ («Тест отношений беременной» И. В. Добрякова) было обследовано 189 женщин со сроками беременности от 6 до 40 недель. Средний возраст женщин составил 26 лет.

Методика ТОБ позволяет выявлять пять типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД): оптимальный,

гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный [7].

Определение типа ПКГД помогает разобраться в психологической ситуации вынашивания ребенка, а также дает возможность прогноза на особенности течения родов и отношения в семье в связи с рождением ребенка. Тип ПКГД отражает личностные изменения и реакции женщины. В концепции В. Н. Мясищева выделяются следующие изменения в системе отношений беременной:

• отношение женщины к себе беременной;

• отношения женщины в формирующейся системе «мать-дитя»;

• отношения беременной женщины к отношениям окружающих.

В нашей выборке 50,9 % составили женщины с первой беременностью. Причем рождение первого ребенка ожидали 78,4 % будущих матерей. Именно первая беременность и рождение первого ребенка являются временем наибольшего стресса для женщины [6]; 21,6 % женщин выборки ожидали рождение 2-го и последующих детей. Эти данные демонстрируют преобладание семей с одним ребенком.

Оптимальный тип переживания беременности диагностирован у 54,6 % женщин, которые характеризуются ответственностью в отношении своей

беременности. У таких женщин, как правило, супружеские отношения зрелые, гармоничные, беременность ожидаема обоими супругами. Женщина продолжает вести активный образ жизни, она своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип в дальнейшем способствует формированию гармоничного типа семейного воспитания ребенка.

Эйфорический тип гестационной доминанты был диагностирован у 17,5 % беременных выборки. Данный тип ПКГД отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем рекомендациям пациентки прислушиваются, не все выполняется, многие рекомендации выполняются формально. В этой группы женщин чаще наблюдаются послеродовые аффективные расстройства.

Гипогестогнозический тип был выявлен у 8 % беременных. Такие женщины нередко встречаются среди не закончивших учебу или увлеченных работой, они не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» встать на учет в женскую консультацию, посещать врачей, выполнять их назначения. Женщины с данным типом ПКГД нередко скептически относятся к курсам дородовой подготовки, пренебрегают занятиями. После родов у них часто отмечается гипогалактия. Уход за детьми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери «очень заняты». Нередко этот тип ПКГД также встречается у многодетных матерей.

Тревожный тип был выявлен у 5,83 %. Он характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Беременные женщины с этим типом ПКГД нуждаются в психологической помощи. Став матерями, они отличаются повышенной моральной ответственностью, не уверены в своих силах и способностях воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего идет по типу доминирующей гиперпротекции или противоречивого воспитания.

У 14,3 % женщин выборки выявлен смешанный тип гестационной доминанты. В данной группе возможны различные осложнения беременности, родов и послеродового периода.

Женщины с депрессивным типом ПКГД не были выявлены.

При статистической обработке результатов было выявлено, что у женщин, имеющих в анамнезе прерывания беременности (как медицинские, так и самопроизвольные аборты), достоверно реже встречается оптимальный тип переживания беременности. Соответственно становится актуальной работа по планированию беременности не только врачами-акушерами -гинекологами, но и психологами. Осознанное отношение в супружеской паре к планированию беременности позволит существенно снизить ощущения психологического дискомфорта, который может возникать во время

беременности из-за физиологических изменений. Например, снижение памяти и внимания во время беременности может негативно влиять на качество жизни женщины в этот период.

Если наступившая беременность является досадным недоразумением, и партнеры психологически не готовы к роли родителей, то период ожидания ребенка и его первые годы жизни будут являться кризисным периодом в жизни семьи. Данная ситуация скажется на качестве жизни всех членов семейной системы.

Таким образом, 45,4 % женщин, прошедших психологическую диагностику методикой ТОБ, имеют разнообразные отклонения в типе ПКГД, соответственно у них выше риск развития осложнений течения беременности, родов и послеродового периода. Есть данные, что социальные условия и отношения со значимым окружением влияют на течение беременности и качество жизни как самой женщины, так и ее семьи.

Женщины из этой части выборки нуждаются в повышенном контроле соматического состояния из-за риска развития различных осложнений беременности и обострения хронических заболеваний. Им также необходимо психологическое сопровождение во время беременности и разработка программ психологической подготовки к родам с учетом результатов диагностики.

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания.

В условиях женских консультаций и родильных домов в настоящее время оказание своевременной психологической помощи затруднено, до сих пор психолог в этих учреждениях является редкостью. Даже если психолог и работает в медицинском учреждении, то очень часто ни у психолога, ни у администрации нет четко разработанных планов работы по диагностике, коррекционной работе с пациентками, практически невозможно оценить эффективность такой работы.

Таким образом, сегодня возникает необходимость в детальном исследовании на практике таких значимых жизненных событий, как вынашивание и рождение ребенка с учетом их влияния на здоровье и качество жизни всех членов семьи.

Список литературы

1. Ковалева Ю. В. Роль семьи в формировании основ саморегуляции / Ю. В. Ковалева // Материалы IV Всероссийского съезда РПО, 18-21 сентября 2007 года : в 3 т. - Т. 2. - С. 191-192.

2. Кулешова К. В. Эмоциональные состояния беременной женщины / К. В. Кулешова // Материалы IV Всероссийского съезда РПО, 18-21 сентября 2007 года : в 3 т. - Т. 2. - С. 220-221.

3. Могилевская Е. В. Открытия перинатальной психологии в контексте общественного здоровья / Е. В. Могилевская // Материалы IV

Всероссийского съезда РПО, 18-21 сентября 2007 года : в 3 т. - Т. 2. - С. 343.

4. Осипова О. С. Проблемы социальной интеграции молодежи в реалиях ХХ1 века / О. С. Осипова // Психологические проблемы современной Российской семьи : материалы II Всероссийской научной конференции : в 3 ч. - М., 2005. - Ч. 3. - С. 113-126.

5. Психология здоровья : учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб., 2003. - 607 с.

6. Скрицкая Т. В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности / Т. В. Скрицкая, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск, 2002. - 96 с.

7. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб., 2006. - 352 с.