и методическое единство. Обзорные главы знакомят студентов с характером литературного процесса и идейной борьбой, монографические - с творчеством писателей, жанровой спецификой и образной системой отдельных произведений. Ясность формулировок, компактность изложения, методическая четкость сделали этот учебник популярным среди студентов.
Литературное образование в школе было всегда предметом его постоянного интереса. Николай Иванович любил посещать уроки студентов, охотно встречался и с начинающими, и с опытными учителями на кафедре и в школах. В стиле общения с учителями раскрывались редкие качества личности Николая Ивановича. Он учил, спорил, причем спорил горячо, но всегда как равный с равными, не подчеркивая своего интеллектуального превосходства.
Говоря о личности Николая Ивановича, нельзя не вспомнить вот о чем: он и его
супруга Мария Николаевна Морозова (заведующая кафедрой русского языка) любили приглашать преподавательскую молодежь в гости. Для нас такие приглашения всегда были праздником. И уже не было строгого метра, а был только обаятельный, остроумный, хлебосольный -наш Николай Иванович. Атмосферу этих вечеров хочется передать пушкинскими стихами: "Я люблю вечерний пир, Где веселье председатель, А свобода, мой кумир, За столом законодатель".
У Н.И.Кравцова было много творческих планов, смерть не позволила их осуществить.
Коллеги и ученики Николая Ивановича всегда хранят о нем светлую память.
С.Б.Прокудин
К 85-летию Б. Н. Двинянинова
1-го марта сего года исполнилось бы 85 лет Б.Н.Двинянинову.
Почти полвека отдал Борис Николаевич делу просвещения. Восемнадцатилетним юношей он становится преподавателем Ильинской школы крестьянской молодежи
(Уральская область). В тридцатые годы работает в Новороссийском и Тамбовском педучилищах. После войны Борис Николаевич - заведующий кафедрой литературы Грозненского пединститута. С 1950 года до ухода на пенсию в 1975 году Борис Николаевич работал доцентом, заведующим кафедрой литературы Тамбовского пединститута.
Но где бы и кем бы не работал Борис Николаевич, он, прежде всего, был учителем, оправдывая это высокое звание каждым своим шагом, всей своей жизнью.
На лекциях Бориса Николаевича не было скучающих, безучастных физиономий. Он входил в аудиторию - и вместе с ним
вплывала атмосфера некой тайны, которую нужно было разгадать. Он говорил - и не просто излагал материал, а становился вулканом, извергающим потоки горячей мысли и зажигающим этой мыслью своих слушателей. Заставлял каким-нибудь неожиданным, а то и парадоксальным вопросом задумываться, размышлять. Спрашивал, например: "Что такое Тулон?" - и от конкретной географической точки на юге Франции нити протягивались к точкам нравственного отсчета человеческой жизни - как жить? для чего жить? Из произведения искусства он учил извлекать нравственные уроки, а в нравственном учил видеть прекрасное. На его лекции шли и знали - обязательно будет встреча с прекрасным. И Борис Николаевич щедро делился удивительными образцами пре-
красного, хранившимися в запасниках его необъятной памяти. Учитель должен идти дальше пассивного созерцания прекрасного, он должен постигать механизм создания прекрасного - этому учились студенты на его лекциях по древней русской литературе, по русской литературе XIX века (вторая половина), и, особенно, по методике литературы.
Лекции Бориса Николаевича воспринимались как блестящая импровизация. Но каждая такая импровизация была не только заранее смоделирована - она имела под собой прочный научный фундамент: ученый в Борисе Николаевиче счастливо дополнял учителя.
Поразительна широта его научных интересов: "Слово о полку Игореве", Лермонтов, Тургенев, Горький, Есенин, Крюков -все эти явления он рассматривал не изолированно, а непременно в контексте той или иной литературной эпохи, а то и русской культуры в целом.
Едва ли не первым в нашем литературоведении Борис Николаевич обратился к изучению жизни и творчества П.Ф.Якубовича. Он подготовил и издал стихотворения поэта (Л., 1960) и его двухтомную книгу "В мире отверженных" (М.; Л., 1964). Этапной в разработке этой темы стала книга Бориса Николаевича "Меч и лира" (М., 1969).
Борис Николаевич является автором двух глав учебника "История русской литературы второй половины XIX века" (М., 1966).
Наконец, Борис Николаевич - один из авторов первой в нашем литературоведении персональной писательской энциклопедии - Лермонтовской Энциклопедии.
Борис Николаевич Двинянинов был интеллигентом не только по своему социальному происхождению и социальному положению, а по сути. В научном споре не снисходил до оппонента, а как бы изначально предполагал возможность другой точки зрения. Был демократичен: с рядовым студентом разговаривал так же, как с ректором. И очень заботлив - не в житейском, обыденном смысле, а в высоком, духовном смысле: "А это вы читали? Нет? Почитайте". - "Забытые слова Щедрина знаете? Обязательно найдите!" - "А вот возьмите пьесу Л.Н.Толстого "И свет во тьме светит", проанализируйте. Интересно!”
Отличало его еще одно коренное качество настоящего русского интеллигента: он не замыкался в узкопрофессиональных рамках, а выходил на широкий простор общественной деятельности. Был душой и организатором памятных литературных вечеров. Его общественный темперамент, разносторонние культурные интересы оказали благотворное влияние на творческую интеллигенцию Тамбова и области.
... На титульном листе личного дела Б.Н.Двинянинова с педантичностью указано: "Начато такого-то и такого-то... Окончено такого-то..." Врет канцелярская бумага: личное дело Бориса Николаевича продолжается - продолжается в благодарной памяти его коллег, многочисленных учеников, в их повседневной работе на ниве просвещения.
Ю.Э.Михеев
К 50-петию научно-педагогической деятельности профессора Н. А. Окатова
Николай .Александрович Окатов родился в мае 1922 года в Ленинграде. После окончания в сентябре 1941 года военноинженерного училища он отправился на фронт, где командовал сначала взводом, затем ротой инженерной бригады, участвовал в боях на Северном Кавказе. 9 апреля 1943 года был ранен. Позже врачи ему откровенно скажут, что он выжил чудом. Благодаря исключительной силе воли 20-летний молодой человек выдержал этот удар судьбы. Даже не успев как следует
залечить раны, он решил продолжить образование. В 1943-1946 годах Николай Александрович учился на историческом факультете Тамбовского пединститута. После окончания вуза приступил к работе в качестве ассистента, одновременно начал писать кандидатскую диссертацию. В 1950 году состоялась ее успешная защита в Институте повышения квалификации при МГУ. С марта 1953 года Николай Александрович принял заведование кафедрой истории КПСС и руководство аспирантурой.