Научная статья на тему 'К 90-летию профессора Н. И. Кравцова'

К 90-летию профессора Н. И. Кравцова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 90-летию профессора Н. И. Кравцова»

ПЕРСОНАЛИИ

К 90-летию профессора Н. И. Кравцова

Имя Николая Ивановича Кравцова (1906-1980) - сына донских казаков - невольно вызывает в памяти известные слова Н. А.

Некрасова: "Лишь бог помог бы русской груди Вздохнуть пошире, повольней - Покажет Русь, что есть в ней люди, Что есть грядущее у ней". Русский человек, он до конца своей жизни сохранил сыновнюю любовь к России, чувство своеобразия родного народа. Он мог бы сказать о себе: "Я душевно люблю православный русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе".

Крупнейший советский ученый, известный славист, литератор, фольклорист, он никогда не увлекался скороспелыми теориями, методиками, модной фразеологией. Главным для него были истина, ее поиски.

С 1966 года он был председателем Научного совета по фольклору при Отделении литературы и языка АН СССР.

В течение 16 лет (1962-1978) Н.И.Кравцов возглавлял кафедру русского народного творчества филологического факультета МГУ. С его именем связано утверждение в советской фольклористике направления "Фольклор как искусство слова". Под редакцией Н.И.Кравцова и при его участии издано четыре сборника "Фольклор как искусство слова"; программы курса "Русское устное народное творчество". Им подготовлены учебное пособие и хрестоматия по этому курсу, написан (совместно с С.ГЛазутиным) учебник по фольклору.

Как фольклорист Н.И.Кравцов известен со второй половины 20-х годов. Международную известность его имя получило после выхода в свет книги "Сербский эпос" (1933), в которой представлен материал, впервые в науке исследованный столь глу-

боко и многосторонне. Следует отметить, что здесь Н.И.Кравцов выступил и как мастер адекватно-поэтического перевода сербских эпических песен на русский язык. Эта книга вошла в золотой фонд советской фольклористики. Поставленные в ней проблемы генезиса, истории, поэтики и международных связей сербского эпоса стали основными в докторской диссертации, защищенной им в 1947 году.

В центре внимания Н.И.Кравцова постоянно находились наиболее актуальные научные темы народного творчества. Он выступал на конференциях и писал работы по вопросам теории, о принципах исторического изучения и построения истории фольклора, предложил одну из наиболее рациональных классификаций фольклорных жанров. Сравнительное изучение фольклора, особенно интенсивное в русской науке во второй половине XIX - начале XX веков, в 30-40-е годы стало затухать. Одним из инициаторов возрождения сравнительной фольклористики явился Н.И.Кравцов. В числе пяти основных докладов на Всесоюзном совещании по славянскому эпосу (Киев, 1955) был его доклад "Историко-сравнительное изучение эпоса славянских народов". В 1973 году вышла книга Н.И.Кравцова "Проблемы славянского фольклора". Он является также автором учебника "Славянский фольклор" (1976).

В последние годы жизни Н.И.Кравцов усиленно занимался сравнительным изучением лирических песен славянских народов.

Будучи одним из крупнейших славистов, Н.И.Кравцов в течение многих лет состоял членом Советского комитета славистов. Он хорошо знал все славянские языки и литературы, особо интересовался литератур но-художестве нн ым творчеством

народов Болгарии и Югославии. Н.И.Кравцов - один из авторов "Очерков по истории болгарской литературы" (М., 1959). В этом издании ему принадлежат главы о творчестве Петко Славейкова, Елина Пелина, Георги Караславова, Николы Вапцарова, общий обзор литературы 1918-1947 годов. Для первого тома академической "Истории Югославии" (М., 1963) Н.И.Кравцовым написаны разделы по истории югославских народов от начала письменности до 1917 года. Десятки статей, посвященных отдельным болгарским, сербским, словенским, хорватским писателям и критикам, свидетельствуют об огромной эрудиции Николая Ивановича и его большой творческой энергии.

Специальная область научных интересов Н.И.Кравцова - это взаимосвязи славянских литератур, их типологическое сходство и национальное своеобразие. В своей книге "Проблемы сравнительного изучения славянских литератур" (М., 1973) он показал значение Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Некрасова (а в позднейших работах - и Достоевского) для литературного развития южных и западных славян.

Н. И. Кравцова привлекали проблемы, возникающие на стыке смежных областей. Одна из таких проблем - взаимоотношения фольклора и литературы. Написанная в 1926 году и опубликованная в 1929 году статья "Есенин и народное творчество" была первой печатной работой молодого ученого. Она является одним из ранних глубоких исследований творчества С.Есенина и находится в числе первых работ, созданных в советское время на тему "Литература и фольклор". Эта тема стала постоянной в исследованиях Н.И.Кравцова, о чем свидетельствуют его труды, опубликованные в последние годы ("Русская проза второй половины XIX века и народное творчество", "Романтизм в славянских литературах и фольклор" и другие).

Поражала необычайная широта научных интересов Николая Ивановича. Занимаясь проблемами русского и славянского фольклора, истории славянских литератур, он много внимания уделял изучению творчества как русских и советских, так и зарубежных писателей: Крылова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, Тургенева, Л.Толстого, Достоевского, Есенина, Гладкова, Макаренко, Данте, Скаррона, Жорж Санд, Бальзака. В частности, ему принадлежит перевод на русский язык самого известного произведения Скаррона "Комический

роман". Предисловие к изданию романа написал также Николай Иванович.

Профессор Н.И.Кравцов был блестящим лектором. На филологическом факультете МГУ он читал курсы русского фольклора, славянского фольклора, истории литературы Югославии, вел спецсеминар "Славянские литературы и устное народное творчество", руководил аспирантами, подготовкой дипломных работ. Его ученики трудятся во многих вузах страны.

Лекции и доклады профессора Н.И.Кравцова слушали также студенты и преподаватели университетов Софии, Белграда, Люблян, Загреба. Болгарское правительство наградило его орденом Кирилла и Мефодия I степени.

Семнадцать лет (1943-1960) профессор Н.И.Кравцов возглавлял кафедру литературы Тамбовского пединститута. Тогда сформировались лучшие традиции в учебной, научной и методической работе преподавателей. Ныне, продолжая и развивая эти традиции, кафедрой руководит одна из учениц Н.И.Кравцова профессор, доктор филологических наук Л.В.Полякова.

При Н.И.Кравцове на кафедре впервые была открыта аспирантура. Доцент

A.А.Сухарев, старший преподаватель

B.И.Антоненко, имена которых известны многим выпускникам факультета, были аспирантами Николая Ивановича. Его аспирантами были профессор Тверского университета А.Огнев, доцент Тюменского пединститута Н.Гридасова и многие другие. Кафедра стала фактическим центром изучения болгарской литературы. Доцент Ю.АЛевшина занималась творчеством прозаика Елина Пелина и поэзией Младе-на Исаева, старший преподаватель В.И.Антоненко - прозой Георги Караславова, доцент К.В.Шенкер - современной болгарской поэзией, доцент Н.Гридасова -болгарским фольклором. Их труды публиковались в периодической печати, в сборниках статей как в Советском Союзе, так и в Болгарии.

Много сил отдавал профессор Н.И.Кравцов организации научно-методической работы. Важнейшим итогом стало создание коллективом преподавателей кафедры вузовского учебника по истории русской литературы второй половины XIX века. Книга появилась в 1966 году в московском издательстве "Просвещение". Она стала первым опытом создания вузовского учебника по литературе кафедрой провинциального института. Являясь главным редактором книги и автором ряда центральных ее глав, Николай Иванович сумел придать учебнику четкую композицию

и методическое единство. Обзорные главы знакомят студентов с характером литературного процесса и идейной борьбой, монографические - с творчеством писателей, жанровой спецификой и образной системой отдельных произведений. Ясность формулировок, компактность изложения, методическая четкость сделали этот учебник популярным среди студентов.

Литературное образование в школе было всегда предметом его постоянного интереса. Николай Иванович любил посещать уроки студентов, охотно встречался и с начинающими, и с опытными учителями на кафедре и в школах. В стиле общения с учителями раскрывались редкие качества личности Николая Ивановича. Он учил, спорил, причем спорил горячо, но всегда как равный с равными, не подчеркивая своего интеллектуального превосходства.

Говоря о личности Николая Ивановича, нельзя не вспомнить вот о чем: он и его

супруга Мария Николаевна Морозова (заведующая кафедрой русского языка) любили приглашать преподавательскую молодежь в гости. Для нас такие приглашения всегда были праздником. И уже не было строгого метра, а был только обаятельный, остроумный, хлебосольный -наш Николай Иванович. Атмосферу этих вечеров хочется передать пушкинскими стихами: "Я люблю вечерний пир, Где веселье председатель, А свобода, мой кумир, За столом законодатель”.

У Н.И.Кравцова было много творческих планов, смерть не позволила их осуществить.

Коллеги и ученики Николая Ивановича всегда хранят о нем светлую память.

С.Б.Прокудин

К 85-летию Б. Н. Лвинянинова

1-го марта сего года исполнилось бы 85 лет Б. Н .Двинянинову.

Почти полвека отдал Борис Николаевич делу просвещения. Восемнадцатилетним юношей он становится преподавателем Ильинской школы крестьянской молодежи

(Уральская область). В тридцатые годы работает в Новороссийском и Тамбовском педучилищах. После войны Борис Николаевич - заведующий кафедрой литературы Грозненского пединститута. С 1950 года до ухода на пенсию в 1975 году Борис Николаевич работал доцентом, заведующим кафедрой литературы Тамбовского пединститута.

Но где бы и кем бы не работал Борис Николаевич, он, прежде всего, был учителем, оправдывая это высокое звание каждым своим шагом, всей своей жизнью.

На лекциях Бориса Николаевича не было скучающих, безучастных физиономий. Он входил в аудиторию - и вместе с ним

вплывала атмосфера некой тайны, которую нужно было разгадать. Он говорил - и не просто излагал материал, а становился вулканом, извергающим потоки горячей мысли и зажигающим этой мыслью своих слушателей. Заставлял каким-нибудь неожиданным, а то и парадоксальным вопросом задумываться, размышлять. Спрашивал, например: "Что такое Тулон?" - и от конкретной географической точки на юге Франции нити протягивались к точкам нравственного отсчета человеческой жизни - как жить? для чего жить? Из произведения искусства он учил извлекать нравственные уроки, а в нравственном учил видеть прекрасное. На его лекции шли и знали - обязательно будет встреча с прекрасным. И Борис Николаевич щедро делился удивительными образцами пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.