Научная статья на тему 'К 80-летию со дня рождения В. В. Давыдова'

К 80-летию со дня рождения В. В. Давыдова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 80-летию со дня рождения В. В. Давыдова»

Памятные даты

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.В. ДАВЫДОВА1

80 лет назад, 31 августа, накануне нового учебного года, родился Василий Васильевич Давыдов (1930-1998), российский психолог, педагог, мыслитель с мировым именем. Доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ. Создатель оригинальной концепции типов человеческого мышления, один из основоположников теории развивающего обучения, выдающийся продолжатель традиций культурно-исторического и деятельностного подходов к пониманию законов психической жизни, вставший в один ряд с родоначальниками и лидерами этих направлений - Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем.

Далеко не любой крупный психолог прославил себя тем, что совершил одно из самых выдающихся открытий XX столетия, вполне сопоставимое с успехами ядерной физики, космонавтики, генетики, компьютерных наук. В.В. Давыдов совершил такое открытие, проникнув в тайну генезиса современного типа человеческого мышления - мышления разумного, теоретического, без которого не смогла бы исторически сложиться развитая культура и цивилизация. Более того, он сделал свое открытие достоянием широкой практики образования, решительно изменив господствующий на протяжении трех столетий способ жизни детей и взрослых в стенах школы. Собственно, он вдохнул саму жизнь в эти стены.

Мысль писателя Уильяма Сомерсета Моэма о том, что талант -это норма, не просто созвучна научным представлениям В.В. Давыдова. В ней - ключ к портрету самого ученого и его главного творения - уникальной системы развивающего образования, ставшей признанным общенациональным достоянием.

История научного творчества и практического подвижничества В.В. Давыдова может быть рассмотрена в логике движения от раз-

вивающего обучения (с которого он начинал в конце 1950-х годов вместе со своим учителем Даниилом Борисовичем Элькониным) к развивающему образованию. Это характеризует и порядок возникновения и формирования исследовательских приоритетов Василия Васильевича: идеальные действия (вторая половина 50 -начало 60-х годов), учебные действия, учебная деятельность, содержательное обобщение, теоретические понятия, теоретическое мышление (начало 60 - первая половина 70-х), рефлексия, теоретическое сознание, учебная совместность (70-е - первая половина 80-х годов), субъект деятельности, личность и ее креативный потенциал, прежде всего - воображение (80-90-е гг.). Видимо, отчасти в соответствии с этим в семейство учебных предметов РО вливаются все новые дисциплины, последовательность в разработке которых было бы интересно проследить специально. Но факт таков: начиналось все с развивающего обучения математике и родному языку, а сегодня мы можем говорить о наличии в ряде школ РО полноценного художественно-эстетического образования по «системе Эльконина-Давыдова», внутри которой к тому же разработана дошкольная ступень, и т. д.

Свободное мышление (впрочем, бывает ли другое?) выступало смыслообразующей ценностью как для самого В.В. Давыдова, так и для созданной им модели инновационной школы - не только общеобразовательной, но и научной. Эта модель стала не просто произведением, но подлинным живым alter ego своего творца. И сегодня Василий Васильевич живет не столько в написанных им трудах, сколько в учителях, обучающих «по Давыдову», и детях, обучающихся по нему же. Первые по тем или иным причинам могут быть плохо знакомы с научными текстами Давыдова, а вторые, возможно, вообще не подозревают о его существовании. Но главное не в этом, а в обретенной ими свободе понимания сути вещей и друг друга.

И эта свобода дарована им одним из выдающихся ученых-гуманитариев XX столетия, счастье быть современником которого выпало нам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.