В.В. Давыдов. ВЕХИ И ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
31.08. 1930 г. - родился в г. Москве
1948-1953 гг. - получает образование на психологическом отделении философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
В.П. Зинченко: «...Для него учение было естественным состоянием... Может быть, Вася Давыдов решил понять природу собственных способностей и поэтому сделал учебную деятельность главным предметом исследований Василия Васильевича Давыдова, чтобы поделиться этим секретом с другими. А успехи были удивительными. Любой из нас, его однокурсников, сильно бы удивился, вдруг узнав, что В. Давыдов не сумел ответить на семинаре, зачете или экзамене, будь то анатомия, цитоархитектоника мозга, антропология, история партии, языкознание или психология. Ему были незнакомы предэкзаменационные волнения, стрессы, лихорадочное перелистывание конспектов и вообще никакая суета».
1953-1956 гг. - проходит обучение в аспирантуре МГУ по кафедре психологии.
1956-1959 гг. - работает старшим редактором в издательстве Академии педагогических наук РСФСР.
В.П. Зинченко: «Редактором В.В. Давыдов был замечательным и превосходно переводил некоторых авторов с русского на русский язык».
1958 г. - под руководством П.Я. Гальперина защищает кандидатскую диссертацию «Основные этапы формирования умственных действий у ребенка (на примере формирования счета и понятия числа у дошкольников)».
В.П. Зинченко: «Учитель и ученик были очень разными, что, видимо, и сблизило их. Молодой задор Василия Васи-
льевича сдерживался скепсисом Петра Яковлевича. Эти его качества были основаны на превосходном знании истории нашей науки, на дисциплине ума и способности к укрощению собственной фантазии. После длительного латентного периода, спустя десятилетия, некоторые из черт учителя перешли к ученику».
В.Т. Кудрявцев: «На I съезде психологов СССР (1959) он вступил в острую дискуссию со своим учителем П.Я. Гальпериным по поводу определения природы умственного действия. [В докладе В.В. Давыдов излагал материалы своей кандидатской диссертации.] Гальперин, как известно, вкладывал в это определение две характеристики: во-первых, умственное действие совершается в словесной форме "про себя", а во-вторых, оно "сокращено" и "свернуто" в отличие от развернутых вовне предметных действий. ...Оба эти "параметра" - сугубо формально-общие и не отражают специфики умственных действий, возражает своему авторитетному учителю молодой Давыдов. ...Можно пересчитывать слагаемые сколь угодно "беззвучно", делая это в "свернутой" форме, но пока пересчитывание не сменится присчитыванием, т. е. прямым прибавлением одной группы слагаемых к другой ("3 и 2 будет 5"), нельзя говорить о том, что ребенок оперирует с числом как понятийным выражением количества, отмечает Давыдов. Переход от пересчитывания к присчитыванию знаменует собой продвижение на новый уровень овладения сложением, которое выполняется в собственно умственном (идеальном) плане».
1959 г. - зачислен в штат НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР на должность старшего научного сотрудника.
В.П. Зинченко: «Приходу в Институт В.В. Давыдов... обязан незабвенному А.А. Смирнову, который не дал пропасть талантливому молодому ученому в должности главного редактора Издательства АПН РСФСР Узнав о полученном В.В. Давыдовым предложении занять эту должность, Анатолий Александрович тут же пригласил в Институт своего будущего преемника».
1959 г. - начало эксперимента по изменению содержания начального образования на базе средней школы № 91 г. Москвы под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Й. Ломпшер: «Время от времени приезжая в Москву и ближе познакомившись с Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, я также имел возможность посещать уроки в школе № 91. Помнится урок математики в I классе: идет обсуждение и превращение математических выражений (соотношения величин, мер и чисел). Каково было мое удивление, когда один малыш протянул ручку к пожилой учительнице и указал на совершенную ею на доске ошибку, толково объясняя свою точку зрения. Отдельный случай, конечно, но очень впечатляющий».
1961-1973 гг. - заведующий лабораторией психологии детей младшего школьного возраста НИИ ОПП АПН СССР.
Ф.Т. Михайлов: «Однажды... В.В. Давыдов отчитывался на Ученом совете о работе своей лаборатории. Присутствовал на Совете и президент Академии - Столетов Всеволод Николаевич. В своем выступлении он сказал: если бы так работали все лаборатории Академии педагогических наук, то только тогда ее можно было бы смело называть академией, а не методическим кабинетом при министерстве образования. Но тут задала свой сакраментальный вопрос Н.А. Менчинская: "В.В., а наша школа примет Вашу концепцию и нормативы ее?" Вася очаровательно улыбнулся: "Если бы наша школа смогла её принять, то я бы решил, что моя чисто теоретическая концепция никуда не годится!" Вот ответ философа и психолога-теоретика!»
Г. А. Цукерман: «Заседания лаборатории оказались еще более захватывающим событием, нежели лекции [на факультете психологии в МГУ]. Здесь присутствовали собеседники и спорщики, поэтому рождение озорных и энергичных мыслей было нормой, а зевотно-ватной безличности и скуки, характерной для любых общественных бдений тех лет, не было в помине... Самым азартным весельчаком и самым дерзким генератором идей был в то герои-ко-романтическое десятилетие сам Василий Васильевич. Почти каждое заседание заканчивалось его долгим вы-
ступлением - импровизацией, возникшей в ответ на чью-нибудь реплику. Меня поражало, как пустяшная мысль, частное наблюдение, наивный вопрос могли породить колоссальную по напряженности и широте контекста идею...»
1970 г. - защищает докторскую диссертацию на тему «Виды обобщения в обучении» (логико-психологические основы построения учебных предметов).
Л.В. Берцфаи: «На защите большая аудитория Института психологии была заполнена настолько, что чуть опоздавший Петр Яковлевич Гальперин был вынужден занять место на ступеньках».
1972 г. - опубликована монография «Виды обобщения в обучении» (логико-психологические основы построения учебных предметов) (отмечена премией АПН СССР им. К.Д. Ушинского, переиздана в 2000 г.).
В.С. Лазарев: «Вышедшая первым изданием в 1972 г. эта книга открыла новую эпоху в педагогической психологии и, одновременно, стала вехой в развитии культурно-исторической теории деятельности. Она не оставляла равнодушным никого из тех, кто ее читал, вызывая у одних жесткое неприятие, а у других желание приобщиться к тому великому делу, программой которого по сути она стала».
К. Кумабаяши (переводчик «Видов обобщения в обучении» на японский язык): «Это - сенсация в мировой психологии».
1973 г. - назначен директором НИИ ОПП АПН СССР, возглавляет лабораторию психического развития и воспитания младших школьников того же Института.
В.П. Зинченко: «...Став директором, в трудное для Института психологии время он отстоял его право на фундаментальную науку. Это право чиновники от науки хотели у Института отнять и передоверить едва родившемуся Институту психологии Академии наук СССР».
В.С. Лазарев: «В бытность его директором Института общей и педагогической психологии АПН СССР на знаменитых "Давыдовских понедельниках" (семинарах, проводившихся раз в две недели по понедельникам) собирался цвет отечественной науки: В.С. Библер, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, В.А. Лекторский, Ф.Т. Михайлов, Г.П. Ще-дровицкий, Д.Б. Эльконин. Многим желающим не удавалось пробиться в зал, где сидели на всех ступенях и во всех углах. Люди приезжали из других городов специально на семинар. Для нас, молодых ученых, только еще определявшихся в науке, эти семинары стали главной школой, и то захватывающее действо, свидетелями и в какой-то степени участниками которого мы были, остается в памяти как незабываемое время пиршества мысли и духа».
1973 г. - присвоено ученое звание «профессор».
1975 г. - избран членом-корреспондентом АПН СССР.
1978 г. - избирается действительным членом АПН СССР
1983 г. - уходит с поста директора НИИ ОПП АПН ССР и переходит на работу в Институт дошкольного воспитания АПН СССР.
Ф.Т. Михайлов: «Естественно то, что свободно мыслящий и действующий Давыдов был бельмом на глазу партийного руководства наукой. Его необходимо было сменить на послушного партийного товарища».
В.Т. Кудрявцев: «Партии показалось мало просто отлучить В.В. от директорского кресла, а затем изгнать его из своих рядов (куда он и впрямь не вписывался, как и не вписывался в любые другие возможные "ряды"). Третьим, заключительным, аккордом стал перевод В.В. на работу в Институт дошкольного воспитания. Нужно отдать должное благородству директора этого Института Николая Николаевича Поддъякова - известного психолога, университетского товарища В.В. Он не только принял опального ученого на работу, но и передал ему бразды правления своей лабораторией умственного воспитания. Так - в пыльном институтском подвале, в котором размещалась лаборатория, - состоялась моя новая встреча
с Учителем. "Меньшиков в Березове", - шутили по поводу "ссылки" В.В. местные острословы, хотя самому "сосланному" было не до шуток. Сегодня, конечно, легко рассуждать о том, что титан Давыдов и партийные функционеры, которых поддерживали своим молчаливым, а иногда не молчаливым согласием функционеры от науки, перед лицом истории находились в несоизмеримых весовых категориях, что дух В.В. мужественно боролся и в итоге одержал победу и т. п. Однако остается только гадать, сколько драгоценного здоровья и жизни отнимал у В.В. каждый день такой борьбы... »
1983-1989 гг. - заведующий лабораторией умственного воспитания детей дошкольного возраста НИИ ДВ АПН СССР.
В.Т. Кудрявцев: «...И все же "березовский" период биографии В.В. оказался по-своему продуктивным. Вместе со своими новыми сотрудниками он приступил к разработке давно интересовавшей его проблемы творческого воображения ребенка, а также роли воображения в общем психическом развитии человека. Наряду с этим предметом размышлений выдающегося возрастного и педагогического психолога современности становится креативный потенциал учебной деятельности и ее субъекта. Последнее позволило существенно развить основные положения теории учебной деятельности школьников, которую В.В. создал вместе со своим учителем Даниилом Борисовичем Элько-ниным».
1986 г. - опубликована монография «Проблемы развивающего обучения (опыт теоретического и экспериментального исследования)» (переиздана в 2004 г. в виде учебного пособия).
1987 г. - избран иностранным членом Национальной Академии образования США.
1988-1989 гг. - руководит работой над Концепцией образования во Временном научно-исследовательском коллективе «Школа».
В.Т. Кудрявцев: «Работа ВНИКа не вылилась в создание новой школы. Но она взорвала и разрядила затхлую атмо-
сферу советского образования. И в результате многие "проснулись", взглянули на себя и стали изыскивать возможности для движения вперед. Образец такого движения для этих многих задал В.В. Давыдов, хотя пошли они самыми разными путями, в том числе и противоположными давыдовскому. Однако сегодня пыль от того взрыва не только осела, но и потихоньку начала окаменевать».
1989 г. - избирается вице-президентом АПН СССР.
1990 г. - работает академиком-секретарем отделения психологии, возрастной физиологии и дефектологии АПН СССР.
1990 г. - возвращается на должность директора НИИ ОПП АПН СССР (с 1992 г. - Психологический институт РАО), которую оставляет в 1992 г.
1992 г. - после реорганизации АПН СССР избирается вице-президентом РАО.
В.С. Лазарев: «В.В. Давыдов, не будучи директором института, не стал менее значительной фигурой - не кресло определяло его значительность. Руководящие должности, которые он в разное время занимал, тяготили его. Мотив власти не был для него сколько-нибудь значим. Но он шел на жертвы и занимался текучкой, с которой приходилось иметь дело каждому руководителю и которая отнимает уйму времени, поскольку это обеспечивало возможности для реализации его идей. После снятия с директорства, времени для занятия наукой стало значительно больше, ученики по кустам не разбежались и дело его, вопреки надеждам гонителей, не завяло.
Величие личности В.В. Давыдова ярко проявилось не только в тяжелые для него годы, но и когда в начале 90-х годов он стал вице-президентом Российской Академии образования и у него появились большие возможности отомстить всем тем, кто еще недавно торжествовал успех. Но никакой мести не было - это было ниже достоинства Давыдова. Да и сами бывшие гонители не очень опасались, поскольку знали, что презирать будет, а мстить - нет».
1992 г. - под руководством В.В.Давыдова начат эксперимент на базе школы с углубленным изучением английского языка № 368 г. Москвы (с 1996 г. - Школа-лаборатория «Лосиный остров»).
И.Ф. Романова: «Он был талантливым ученым, но в то же время добрым, чутким, отзывчивым человеком. С В.В. Давыдовым было очень легко общаться и взрослым и детям. Ребята всегда с радостью встречали его. Во время урока стирались грани между серьезным ученым и учениками. Дети спорили с ним, доказывали свою точку зрения, а он засыпал их вопросами-ловушками. Это не мешало учителю, наоборот, помогало рождению новых идей. Иногда можно было увидеть Василия Васильевича на уроке с закрытыми глазами, создавалась иллюзия, что он дремлет. Но в конце урока Василий Васильевич задавал такие вопросы, что было ясно: все в его памяти сохранялось до мелочей.
А как приятно было услышать "спасибо" за урок и получить теплое рукопожатие. Замечаний к уроку не было, давались рекомендации и пожелания. Очень внимательно относился В.В. Давыдов к вопросам и предложениям учителей по программам и учебникам РО. Если сразу не мог ответить на вопрос, просил время подумать. И никогда не забывал, при следующей встрече обязательно давал обстоятельные ответы. Таким он был: великим и в то же время простым и добрым».
1994 г. - учреждена Ассоциация развивающего обучения (с 1996 г. -Международная ассоциация развивающего обучения).
1996 г. - издана последняя прижизненная книга «Теория развивающего обучения».
А.В. Брушлинский: «...Существенно новое в работах позднего В.В.Давыдова состоит еще и в том, что свою теорию психического развития детей он поднял на высший уровень всей этой проблематики - на уровень самого субъекта такого развития».
1996 г. - решением Коллегии Министерства образования РФ система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова утверждена в качестве официальной системы начального образования (наряду с традиционной системой и системой Л.В. Занкова).
1996 г. - присвоено звание заслуженного деятеля науки РФ.
1997 г. - присвоена премия Президента Российской Федерации в области образования.
19.03.1998 г. - скончался в г. Когалыме Ханты-Мансийского АО во время рабочей поездки.
С. Веджетти: «Он ушел слишком рано для нас всех, ожидавших от него как выдающегося ученого решений сложных научных вопросов».
Б.А. Зельцерман: «Он ушел неожиданно. Для нас. Для самого себя. Так же неожиданно он должен вернуться. И я все пристальнее всматриваюсь в лица своих коллег, учеников... »
Примечание
Материал подготовил В.Т. Кудрявцев.