Научная статья на тему 'Экзистенциально-культуральная рефлексия персонологии выдающейся личности Алексея Николаевича леонтьева и его роли в психологии и акмеологии творчества (к 115-летнему юбилею)'

Экзистенциально-культуральная рефлексия персонологии выдающейся личности Алексея Николаевича леонтьева и его роли в психологии и акмеологии творчества (к 115-летнему юбилею) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ / ALEXEY NIKOLAEVICH LEONTYEV / РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REFLEXIVE STUDY OF LIFE ACTIVITIES / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ACMEOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнов Игорь Никитович

Рефлексивная персонология выдающейся личности Алексея Николаевича Леонтьева, анализ его роли в становлении и развитии человекознания, отечественной психологии, акмеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL-CULTURAL REFLECTION OF PERSONOLOGY OF AN OUTSTANDING PERSONALITY - ALEXEI NIKOLAYEVICH LEONTYEV AND HIS ROLE IN PSYCHOLOGY AND ACMEOLOGY OF CREATIVITY (on the occasion of the 115th anniversary)

Reflexive personology of an outstanding personality Alexey Nikolaevich Leontyev, study of his role in establishment and development of human study, national psychology and acmeology.

Текст научной работы на тему «Экзистенциально-культуральная рефлексия персонологии выдающейся личности Алексея Николаевича леонтьева и его роли в психологии и акмеологии творчества (к 115-летнему юбилею)»

ОЧЕРКИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ

ESSAYS OF THE LIFE AND WORK OF GREAT PERSONS

УДК 159.9; 378

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПЕРСОНОЛОГИИ ВЫДАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА ЛЕОНТЬЕВА И ЕГО РОЛИ В ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

(к 115-летнему юбилею)

Семёнов Игорь Никитович — профессор, доктор психологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; e-mail: [email protected]

Введение: актуальность рефлексивной персонологии

и выдающейся личности А.Н. Леонтьева в контексте развития акмеологии Бурно развивающаяся на рубеже ХХ-ХХ1 вв. акмеология как интегра-тивная комплексная неклассическая наука (А.А. Деркач) возникла на трансдисциплинарном перекрёстке: возрастной (Н.А. Рыбников), педагогической (Н.В. Кузьмина) психологии профессиональной и управленческой деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова), психологии труда (Е.А. Климов) психологии творчества и рефлексивной культуры (А.А. Деркач, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов) выдающихся личностей (А.А. Бодалёв, Л.Я. Рудкевич, И.Н. Семёнов), социальной и политической психологии организаций (А.А. Де-ркач, В.Г. Зазыкин, Р.Л. Кричевский, Л.А. Степнова). Синергическое взаимодействие этих дисциплинарных компонентов комплексной акмеологии базируется на методологии человекознания (Б.Г. Ананьев), позволяющей ассимилировать достижения социальных и психологических знаний в целях акмеоло-гического обеспечения (А.А. Деркач, Г.С. Михайлов) социальной практики

проектирования и управления организациями (А.А. Деркач, Ю.В. Синягин), а также личностно-профессионально-го роста субъектов (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, Е.А. Климов, В.Н. Марков) разнотипных видов современной трудовой деятельности.

Одним из необходимых — для конструктивного развития акмеологии — направлений такой ассимиляции является использование (А.А. Деркач, 2004) фундаментального наследия одного из лидеров советской психологии ХХ века А.Н. Леонтьева. Ибо этот выдающийся в человекознании советский учёный с мировой известностью является создателем крупнейшей московской научной школы, развивающей и поныне в МГУ его общепсихологическую концепцию мотивационно-структурной организации предметной деятельности как важнейшего психологического условия формирования личности и её сознания в процессе социальных взаимодействий в общественных системах: производства, управления, образования, науки, культуры. Этим определяется целесообразность обращения к рефлексивно-персонологическому изучению творчества А.Н. Леонтьева в контексте развития современной акмеологии.

РЕЗЮМЕ

Рефлексивная персонология выдающейся личности Алексея Николаевича Леонтьева, анализ его роли в становлении и развитии человекознания, отечественной психологии, акмеологии.

Ключевые слова: Алексей Николаевич Леонтьев, рефлексивный анализ жизнедеятельности, акмеологический подход.

В связи со 115-летним юбилеем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) актуальным является исследование его жизненного пути и научно-профессиональной деятельности с учётом малоизученных креативно-науковедческих и рефлексивно-акмео-логическх аспектов. Фундаментальные достижения теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, учитывались в различных психологических концепциях, в том числе в научных школах психологии научного творчества М.Г. Ярошевского и психологии творческого мышления Я.А. Пономарёва, а также позднее — в общей и рефлексивной акмеологии развития профессионального мастерства (К.А. Абульханова, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Климов, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, И.Н. Семёнов, Ю.В. Синягин, Л.А. Степнова и др.). По инициативе создателя московской школы акмеологии А.А. Деркача, посвятившего специальную работу влиянию концепции деятельности А.Н. Леонтьева на развитие акмеологии, в РАГС в 2003 г. была проведена научная конференция в связи с его 100-летним юбилеем, где обсуждались различные аспекты влияния его идей на акмеологическую проблематику. В продолжение этого почина и в связи со 115-летием со дня рождения А.Н. Леонтьева охарактеризуем эволюцию его жизнедеятельности и сосредоточимся на изучении его роли в формировании отечественной психологии и акмеологии творчества и профессиональной деятельности выдающихся личностей.

Ключевые эпохи жизненного пути и профессиональной

деятельности А.Н. Леонтьева

Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева — как и развитие им психологической теории деятельности — многократно анализировались в отечественной психологии и философии (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова, 2005, с. 429-431; Семёнов, 2009, 2014; Юдин, 1978 и др.). Поэтому ограничимся выделением основных эпох жизнетворчества выдающейся личности А.Н. Леонтьева как акмео-лого-персонологической предпосылки науковедческого изучения его концепции креативного мышления и творческой деятельности, достижения которой оказали существенное влияние на развитие общей и рефлексивной акмеологии профессионального мастерства и рефлексивной культуры человека (Абульха-нова, Деркач, Семёнов и др., 1994; Де-ркач, Семёнов, Балаева, 2005; Деркач, Семёнов, Степанов, 1998). В целях пер-сонологической полноты анализа социокультурной панорамы инновационной деятельности А.Н. Леонтьева актуальным является исследование его жизнетворчества с учётом ряда до сих пор недостаточно изученных науковедческих, креативных, рефлексивных, эргономических, акмеологическх аспектов, аналогично тому, как ранее нами была эксплицирована логика зарождения акмеологии в трудах по психофизиологии творчества Н.Я. Пэрны (см.: Деркач, Семёнов, Балаева, 2005) и — становления эргономики при инженерно-психологическом изучении оперативной деятельности (Алексеев, Семёнов, 1977; Мунипов, Алексеев, Семёнов, 1979). При этом используем рефлексивно-акмеологичес-кий опыт изучения нами персонологии ряда российских выдающихся психологов: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.Г. Ярошевского, в том числе ряда создателей: эргономики — Н.Г. Алексеева, В.П. Зинченко, В.М. Му-нипова, методологии — И.С. Ладен-ко, В.М. Розина, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и акмеологии — В.Г. Асеева, А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Н.Я. Пэрны (Деркач, 2004; Деркач, Семёнов, Балаева, 2005; Семёнов, 2009, 2014, 2015). Обратимся к анализу жизненного пути А.Н. Леонтьева и эволюции его научной деятельности.

В целом жизненный путь и научно-организационная деятельность

А.Н. Леонтьева дифференцируется на следующие ключевые эпохи его лич-ностно-профессионального развития.

Первая — образовательная — эпоха (1903-1924) включает в себя допрофес-сиональное становление его личности: домашнее воспитание в семье крупного чиновника Н.В. Леонтьева (который работал по финансовой части в системе кинематографии) и учёбу в 1-м московском реальном училище для подготовки в будущем к инженерной деятельности, а также поступление на философское отделение факультета общественных наук МГУ, специализация у Г.И. Чел-панова в Психологическом институте при МГУ, где А.Н. Леонтьев рекомендован для подготовки к профессорскому званию и поступает в аспирантуру, при этом слушая лекции в других вузах Москвы.

Во второй — культурно-исторической — эпохе (1925-1931) он, работая в ряде московских вузов и в Психологическом институте, сотрудничает с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия в разработке культурно-исторической психологии, публикуя на её основе в 1931 г. фундаментальную монографию по развитию памяти как высшей психической функции (Леонтьев, 1983), которая удостоилась премии Главнауки. При этом А.Н. Леонтьев экспериментально исследует развитие памяти у 1200 испытуемых, охватывая все основные возрасты: дошкольников, школьников и студентов, что корреспондировало с высказанной в 1928 г. идеей Н.А. Рыбникова о необходимости создания акмеологии как науки о возрастном становлении взрослых.

Третья — раннедеятельностная — эпоха (1932-1936) состоит из руководимых А.Н. Леонтьевым поисковых теоретико-экспериментальных исследований психических действий (в восприятии, памяти, мышлении и т.д.) в Харьковской психоневрологической академии, что послужило эмпирическим заделом для ряда положений будущей теории деятельности. Работая в Москве во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ), он в 1936 г. по совокупности работ получает степень кандидата биологических наук и руководит диссертационными исследованиями познавательных процессов своих последователей в Харькове (В.И. Ас-нин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Г. Луков и др.).

В четвертую — психогенезную — эпоху (1937-1951) А.Н. Леонтьев заве-

дует лабораторией развития психики в Психологическом институте и читает — по приглашению С.Л. Рубинштейна — лекции в вузах Ленинграда, где в Педагогическом институте им. Н.К. Крупской заведует кафедрой психологии и защищает в 1940 г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена докторскую диссертацию по проблемам развития психики (оппоненты — ведущие учёные: Л.А. Орбели, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Во время войны профессор МГУ А.Н. Леонтьев участвует в обороне Москвы, организует эвакуацию в Ашхабад Психологического института и кафедры психологии МГУ. Затем он руководит в Свердловской области военным госпиталем, где вместе с майором медицинской службы П.Я. Гальпериным и А.В. Запорожцем проводит психофизиологические исследования по восстановлению функций после ранений. Их результаты в 1945 г. обобщены в совместной монографии А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца (Леонтьев, 1983, Т. 2. С. 31-42). После войны А.Н. Леонтьев, заведуя в Психологическом институте отделом детской психологии и преподавая в МГУ, ведёт исследования также в Академии педагогических наук РСФСР; в 1945 г. он был избран членом-корреспондентом и в 1950 г.-академиком), что обобщено в книгах «Очерк развития психики» (Леонтьев, 1947), «Умственное развитие ребёнка» (Леонтьев, 1950) и ряде фундаментальных статей (Леонтьев, 1983. Т. 1).

Пятая — общепсихологическая — эпоха (1951-1965) начинается с его перехода в 1951 г. (вместе с П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Ю.В. Котеловой, А.Р. Лурия, З.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной) из Психологического института в МГУ. Здесь он — после С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова (см. о них: Семёнов, 2009; 2016) — заведует кафедрой и отделением психологии на философском факультете, руководя исследованиями механизмов деятельности в экспериментах по ощущению, восприятию, мышлению, а также по инженерной психологии автоматизации управления (Леонтьев, 1954, 1955). Кульминацией этой эпохи является издание в 1959 г. его обобщающего труда «Проблемы развития психики» (1983, Т. 1), за который в 1963 г. он получил Ленинскую премию. Это позволило А.Н. Леонтьеву выстроить стратегию на полноценное институциональное строительство психологической науки в стране через

создание в обозримом будущем факультета психологии МГУ и Института психологии в системе АН СССР.

Шестая — факультетская — эпоха (1966-1971) начинается с научно-организационной деятельности А.Н. Леонтьева по открытию весной 1966 г. психологического факультета МГУ и по руководству подготовкой и проведением (с А.Р. Лурия, А.А. Смирновым, О.К. Тихомировым) первого в стране 18-го международного конгресса по психологии. Развивая эти институциональные достижения отечественной психологической науки, А.Н. Леонтьев становится также сотрудником — руководимого его бывшим аспирантом (а в то время уже крупным историком человекознания) М.Г. Ярошевским — сектора психологии научного творчества в Институте истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР. Параллельно А.Н. Леонтьев участвует в развитии инженерной психологии и нарождающейся в стране эргономики (Зинченко, Леонтьев, Ломов, Мунипов, 1972; Ерёменко и др., 1966).

Седьмая — интегративная — эпоха (1972-1979) начинается с того, что после открытия в конце 1971 г. во главе с Б.Ф. Ломовым Института психологии АН СССР (куда перешёл со своими сотрудниками доцент МГУ О.К. Тихомиров), А.Н. Леонтьев сосредоточивается на теоретическом обосновании в 1975 г. своей деятельностной концепции в фундаментальном труде «Деятельность. Сознание. Личность» (Леонтьев, 1983. Т. 2. С. 94-31). При этом он способствует развитию фундаментальной науки, поддерживая, например, организацию в 1978 г. его учениками Я.А. Пономарёвым, Н.Г. Алексеевым, И.Н. Семёновым Всесоюзной секции «Психология творчества» (Пономарёв, Алексеев, Семёнов, 1979) Общества психологов СССР, где А.Н. Леонтьев был членом Президиума, а также развитию прикладного человекознания, руководя с П.Я. Гальпериным разработкой сотрудниками факультета (Н.Н. Костюков, Н.Н. Нечаев, А.И. Подольский, З.А. Решетова и др.) эффективных психотехнологий профессионального обучения ракетчиков войск стратегического назначения в системе военной инженерной психологии. Помимо всего этого А.Н. Леонтьев заботился о популяризации психологических знаний, редактируя (Гиппенрей-тер, Леонтьев, 1974) переводы трудов зарубежных психологов (Бартлет, Валлон, Заззо, Пиаже, Фресс и др.), участвуя в энциклопедиях в качестве автора

ряда принципиальных статей (О человеке, Психология личности, Мышление, Научение, Речь, Психика, Психология и др.) в «Философской энциклопедии», «Детской энциклопедии», «Большой советской энциклопедии» и курируя в них психологию и педагогику.

Сосредоточимся на изучении некоторых недостаточно изученных аспектов творчества А.Н. Леонтьева, важных для анализа взаимодействия его научной школы с другими школами, в особенности со школой С.Л. Рубинштейна (разработавшего принцип деятельности на рубеже 1930-1940-х годов) и ряда последователей культурно-деятельнос-тного направления Л.С. Выготского —

A.Р. Лурия и А.Н. Леонтьева (А.Г. Ас-молов, Ф.Е. Василюк, П.Я. Гальперин,

B.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Иван-ников, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, А.А. Пузырей, В.В. Рубцов, И.Н. Семёнов, С.Д. Смирнов, Н.Ф. Талызина, О.К. Тихомиров, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский), которые не только теоретически развили его идеи в своих оригинальных концепциях, но и эффективно адаптировали де-ятельностный подход к образовательной и эргономической практике.

В связи с этим обратимся к анализу двух таких недостаточно изученных в историко-научной литературе направлений наследия А.Н. Леонтьева, как его оригинальные исследования мыслительной деятельности и научного творчества выдающихся личностей, а также их влияния на развитие общей и рефлексивной акмеологии профессионального мастерства, что оказало эвристическое воздействие на трансформацию классической психологии труда в современную акмеологию и организационную психологию. При этом будем опираться не только на литературные источники, но также и на опыт личного общения с А.Н. Леонтьевым по линии исследования и формирования продуктивного мышления в МГУ, изучения психологии научного творчества в ИИЕиТ, построении разработки методологии эргономики в ВНИИТЭ и изучении проблем акмеологии профессиональной деятельности и мастерства в РАНХиГС.

Экзистенциально-профессиональное

влияние А.Н. Леонтьева на развитие общей и рефлексивной психологии творчества

О выдающемся психологе, профессоре А.Н. Леонтьеве я впервые узнал в июне 1963 г., когда пришёл на фило-

софский факультет МГУ для поступления на отделение психологии. Здесь я увидел большой портрет корифея с сообщением о присуждении ему Ленинской премии за фундаментальный труд «Проблемы развития психики» (1959). Возможность познакомиться ближе с этим ярким, мудрым человеком и профессионалом в области человекознания представилась мне на 3-4-м курсах при еженедельном чтении им интереснейшего университетского курса лекций по общей психологии (Леонтьев, 2000).

Как лектор, он производил восхищающее и вдохновляющее впечатление. Его внешний облик, манера яркой и захватывающей публичной речи, интригующая логика изящных рассуждений и акцентирующая их смысл артистическая жестикуляция, умный пронизывающий взгляд, погружающий тебя в трепет перед раскрываемой панорамой таинственных и загадочных психических явлений, — всё это в моём сознании неофита ассоциировалось с загадочным образом Мефистофеля. Напористо начиная лекцию, проблемно по нарастающей её продолжая, аргументируя логику доказательств эмпирическими примерами, А.Н. Леонтьев подводил внимание слушателей к кульминации и вдруг делал многозначительную рефлексивную паузу для того, чтобы тихим-тихим голосом «инсайтно» сформулировать разрешение проблемного содержания всей лекции. От него исходила завораживающая магия всезнающего мудреца, который раскрывал — вместе с тобой в сотворчестве — врата в Храм Науки, побуждая тебя к открытиям загадок и тайн Психологии.

Теоретические положения лекций А.Н. Леонтьева были порой трудны для понимания юному неофиту в психологии. Поэтому студенты просили его ассистента О.К. Тихомирова и руководителей наших дипломов (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгар-ник, Ю.В. Котелова, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.) пояснять сложные и ключевые положения теории деятельности. Относительно теоретико-экспериментального изучения А.Н. Леонтьевым психологии продуктивного мышления и творческой деятельности пояснения нам давали приглашённые им в МГУ для чтения весной 1967 г. спецкурса «Психология научного творчества» М.Г. Ярошевский и его ассистенты Я.А. Пономарёв и Н.Г. Алексеев, которые также были студентами А.Н. Леонтьева на рубеже 1940-1950-х годов.

В отличие от широко известных фундаментальных трудов А.Н. Леонтьева (1983. Т. 1 и Т. 2) по общей, возрастной, социальной, инженерной, педагогической психологии недостаточно изучено его влияние на становление отечественной психологии научного творчества (М.Г. Ярошевский, Я.А. Пономарёв, Н.Г. Алексеев, Э.Г. Юдин) и рефлексивного мышления (В.В. Давыдов, А.З. Зак, В.А. Лефевр, И.Н. Семёнов, В.И. Слобод-чиков), а также методологии эргономики (Э.Г. Юдин, Н.Г. Алексеев, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, И.Н. Семёнов, Б.Г. Юдин). Историко-научное изучение этой проблематики опирается на социокультурный анализ нами профессиональной деятельности А.Н. Леонтьева в тех сферах, где он сотрудничал в науковед-ческих (БСЭ, ИИЕиТ) и эргономических (МГУ, ВНИИТЭ) институциях и где мне посчастливилось в то время участвовать в обсуждении его фундаментальных докладов (многие из которых, к сожалению, не были опубликованы). Поэтому в данном разделе статьи прибегнем к методологическому принципу дополнительности, согласно которому объективная науковедческая рефлексия деятельности А.Н. Леонтьева в этих — инновационных для того времени (1960-1970-е годы) — сферах человекознания дополняется моей авторской субъективной экзистенциальной рефлексией сотворческого общения с ним его коллег в этих передовых научных институциях.

Важно отметить, что проблематику психологии творчества А.Н. Леонтьев изучал в течение всей своей научной деятельности. В юности он интересовался творчеством в сфере техники, литературы, искусства, театра и кино. Среди книг по искусствознанию сильное впечатление на него произвели рукописи Л.С. Выготского о пьесе «Гамлет» и «Психологии искусства» (своё «Предисловие» к ним А.Н. Леонтьев опубликовал лишь в 1965 г.). Став в 1951 г. в МГУ заведующим кафедрой психологии (см. о ней: Семёнов, 2012), он поддержал поисковые эксперименты соратника по культурно-исторической школе П.Я. Гальперина (см. о нём: Семёнов, 2012, 2014, 217), который — в русле своего формирующего подхода к изучению психики — начал проводить вместе с коллегами (Я.А. Пономарёв, Ю.Б. Гип-пенрейтер) опыты по исследованию ориентировки в условиях решения задач «на смекалку» или «на соображение», что было им обобщено гораздо позже (Гальперин, Данилова, 1981).

Позднее А.Н. Леонтьев проанализировал проблематику творческого мышления (Леонтьев, 1954) и с этих теоретических позиций обобщил опыт экспериментального исследования решения нестандартных задач (Леонтьев, Пономарёв, Гиппенрейтер, 1981). В развитие этих исследований в 1960 г. под редакцией А.Н. Леонтьева была издана первая в стране теоретико-экспериментальная монография Я.А. Пономарёва «Психология творческого мышления». Свою же концепцию творческого мышления П.Я. Гальперин опубликовал в знаменитой статье о психологии мышления с позиций теории поэтапного формирования умственных действий в сборнике «Исследование мышления в советской психологии» (М.: Наука. 1966).

В середине 1960-х годов с учётом этих достижений в МГУ была начата работа двух групп экспериментальных исследований:

1) О.К. Тихомирова и Э.Д. Телегиной — по общепсихологическому изучению эвристического мышления под руководством А.Н. Леонтьева;

2) Л.Ф. Обуховой и И.Н. Семёнова — по психолого-педагогическому формированию творческого мышления под руководством П.Я. Гальперина, что послужило экспериментальной базой (Семёнов, 1979, 2012) для развёртывания мною позднее при поддержке его и А.Н. Леонтьева психологического изучения роли рефлексии в творческом мышлении методом нормативного анализа познавательной деятельности (Семёнов, 1977) на материале дискурсивного решения задач «на соображение».

Будучи учеником П.Я. Гальперина, я также работал лаборантом и вёл исследование эвристик у О.К. Тихомирова в его группе когнитивной инженерной психологии, курируемой А.Н. Леонтьевым, который живо интересовался нашими экспериментами по эвристике (Э.Д. Телегина, В.А. Терехов, Ю.В. Виноградов, Л.П. Гурьева, И.Н. Семёнов) и участвовал в их научном обсуждении. Свои идеи о творческом мышлении А.Н. Леонтьев развивал в 1960-1970-х годах в лекциях по общей психологии (Леонтьев, 2000), на которых сформировалось наше поколение Леон-тьевской школы специалистов по изучению мышления, деятельности и личности, ставших потом профессорами МГУ и ряда столичных вузов (М.К. Акимова, Н.А. Аминов, Т.Ф. Базылевич, Е.М. Борисова, Б.С. Братусь, И.А. Васильев,

Н.Н. Костюков, Л.М. Митина, А.К. Ос-ницкий, И.Н. Семёнов, С.Д. Смирнов, Е.Т. Соколова, Ю.К. Стрелков и др.). Позднее в русле идей А.Н. Леонтьева мышление как деятельность исследовалось О.К. Тихомировым с позиций концепции о её смысловой структуре (Тихомиров, 1975) в созданной им в МГУ научной школе (Ю.Д. Бабаева, Н.Б. Берё-занская, И.А. Васильев, Ю.Е. Виноградов, Л.П. Гурьева, В.В. Знаков, Т.В. Корнилова, В.Е. Клочко, Э.Д. Телегина, В.А. Терехов и др.)

В августе 1966 г. все студенты под руководством А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, О.К. Тихомирова участвовали вместе с преподавателями в подготовке и проведении 18-го Международного психологического конгресса, проходившего в МГУ, где обсуждались, в частности, актуальные проблемы психологии мышления и творчества, а также истории и методологии человекозна-ния. Откликаясь на интерес студентов к этой проблематике, А.Н. Леонтьев сообщил мне в декабре 1966 г. после заседания НСО, что он пригласил профессора М.Г. Ярошевского из Института истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР прочитать в МГУ спецкурс по психологии творчества весной 1967 г. На этом спецкурсе я познакомился также с ассистентами М.Г. Ярошевского, его сотрудниками по ИИЕиТ — классиком отечественной психологии творчества Я.А. Пономарёвым и методологом мыслительной деятельности Н.Г. Алексеевым, с которыми мы потом более 30 лет сотрудничали в области науковедения и методологии человекоз-нания, эргономики и педагогики (Алексеев, Семёнов, 1977; Пономарёв и др., 1979, 1988).

По рекомендации А.Н. Леонтьева и О.К. Тихомирова я поступил в 1968 г. стажёром-исследователем в аспирантуру руководимого М.Г. Ярошевским сектора психологии научного творчества ИИЕиТ АН СССР. Выстраивая стратегию создания в системе Академии наук самостоятельного института психологии, А.Н. Леонтьев (консультировавший во время войны в Ашхабаде диссертационное исследование М.Г. Ярошевского по психологии творчества А.А. Потеб-ни) вскоре стал также сотрудником этого сектора в ИИЕиТ по приглашению его директора, академика Б.М. Кедрова, который в качестве историка и методолога естествознания специально изучал психологию научных открытий и интересовался процессами решения

творческих проблем и задач. Запомнились энциклопедически фундаментальные и артистически яркие выступления А.Н. Леонтьева на заседаниях сектора и оригинальные доклады на учёном совете по проблематике научного и художественного творчества, лишь небольшая часть которых отражена в его немногих публикациях по психологии научно-творческой деятельности (Леонтьев, 1967, 1969, 1971, 1981 и др.).

В этот период А.Н. Леонтьев — автор ряда энциклопедических статей (Психика, Психология, Речь, Мотивы, Научение, Мышление, Парапсихология и др.) в 1940-1970-х годах и авторитетный консультант энциклопедий — оказал поддержку относительно публикации в БСЭ ряда заказанных мне Э.Г. Юдиным принципиальных статей («Вюрцбургская школа», «Душа», «Гениальность», «Желание», «Индивидуальность»), в том числе о творчестве его учителя и друга Л.С. Выготского и философа О. Кюльпе (БСЭ, Семёнов, 1972-1973).

Следует отметить глубокий фило-софско-методологический смысл на-уковедческого и искусствоведческого анализа А.Н. Леонтьевым проблем психологии творчества, что концептуально выходило за парадигматику предмет-но-деятельностного подхода (Семёнов, 2014) в более объёмный социокультурный контекст порождения и развития инноваций. Рефлексия этих идей позднее чувствуется в изучении М.Г. Яро-шевским (1971) категориального строя теоретической психологии, Я.А. Пономарёвым (1988) — методологии психологического знания, Н.Г. Алексеевым и И.Н. Семёновым (1977) — методологии инженерной психологии и эргономики оперативной деятельности (а также в 1990-2000-е годы — культурно-де-ятельностной методологии рефлексивно-творческого мышления и акмеологии оптимизации деятельности и развития профессионализма — см.: Деркач, Семёнов, Балаева, 2005).

Благодаря усилиям А.Н. Леонтьева и Б.Ф. Ломова, в конце 1971 г. открылся Институт психологии АН (ИПАН) СССР, куда по его приглашению перешёл Я.А. Пономарёв для общепсихологического изучения творчества. В это же время Н.Г. Алексеев перешёл в ГЦОЛИФК для исследования и развития шахматного творчества, а я — по приглашению Н.Ф. Талызиной — в МГУ для психолого-педагогического формирования творческого мышления. При этом М.Г. Яро-шевский взял в ИИЕиТ курс на развитие

социальной психологии научных коллективов, отталкиваясь от системной методологии творчества (Алексеев, Пономарёв, Юдин, 1971)) и онтопси-хологического развития А.В. Петровским (1982) концепции деятельности

A.Н. Леонтьева (см. о них: Семёнов, 2014, 2015) и его идей о научном и художественном творчестве (Леонтьев, 1969, 1991). В 1980-е годы это привело к созданию М.Г. Ярошевским в ИИЕиТ научной школы социальной психологии науки (П.П. Аллахвердян, Е.П. Белкин, Е.А. Володарская, М.С. Иванов,

B.П. Карцев, Т.Д. Марцинковская, В.В. Умрихин, А.В. Юревич и др.).

Вернувшись в МГУ на кафедру педагогики факультета психологии, которой руководила Н.Ф. Талызина, я получил возможность, выполняя поручения декана А.Н. Леонтьева, изучать стиль его эффективного руководства научным коллективом психологов и стратегического планирования развития университетских научных исследований в сфере педагогической и инженерной психологии.

В общепсихологическом аспекте в МГУ нами велось теоретико-экспериментальное исследование рефлексивных механизмов творческого мышления, с учётом которых в психолого-педагогическом плане разрабатывались приёмы формирования решения нестандартных задач «на соображение», в том числе в контексте программированного обучения (Подгорецкая, Семёнов, Черни-нилов, 1972), которое реализовывало инженерно-кибернетическую ориентацию в образовательной практике, что критиковалось с позиций психологии деятельности (Леонтьев, Гальперин, 1965). Полученный опыт был использован нами в организованной системным философом Э.Г. Юдиным лаборатории методологических исследований деятельности ВНИИ технической эстетики при разработке с ним и Н.Г. Алексеевым (Алексеев, Семёнов, 1977) проблем методологии эргономики, начало изучения которой было заложено А.Н. Леонтьевым с другими лидерами инженерной психологии (Зинченко, Леонтьев, Ломов, Мунипов, 1972). При этом нами продолжалось общепсихологическое изучение рефлексивности творческого мышления, в том числе на материале исследований поиска и принятия решений. Результаты этих пилотажных экспериментов публиковались в сборниках, формировавшихся под редакцией А.Н. Леонтьева в МГУ и ВНИИТЭ (Семёнов, 1976, 1977; Семёнов, Сиротина, Зарецкий, 1977). Участ-

вуя в стратегических разработках по инженерной психологии и эргономике, А.Н. Леонтьев тем самым использовал свой огромный авторитет для научно-организационного обеспечения развития в стране этих важных для практики инновационных направлений современной психологии труда. Параллельно с этим, на рубеже 1960-1970-х годов А.Н. Леонтьев участвовал также в организации ещё одного — науковедческого — инновационного направления в человекозна-нии, которое формировалось М.Г. Яро-щевским в секторе психологии научного творчества в ИИЕиТ АН СССР.

Наряду с этим А.Н. Леонтьев активно участвовал в развёртывании методологии инженерной психологии в МГУ (формируя группы В.Я. Дубровского, А.И. Назарова, О.К. Тихомирова, у которого я изучал эвристики человека — см.: Семёнов, 2013), а также методологии эргономики (Зинченко, Леонтьев, Ломов, Лурия, 1972). Следует отметить широту теоретических взглядов и стратегическую прозорливость А.Н. Леонтьева относительно грядущих перспектив дальнейшего развития проблематики психологии деятельности во взаимодействии с другими сферами человекоз-нания — философией, методологией, социологией, педагогикой, кибернетикой, информатикой, эргономикой.

Интенсивно разрабатывая в 1970-е годы общепсихологическую теорию деятельности в контексте обобщения проблем орудийно-знакового опосредования развития психики взаимодействием сознания и личности (Леонтьев, 1972), он поддерживал развитие других направлений изучения методологии деятельности. Одно из таких методологических направлений было связано с разработкой В.А. Лефевром (см. о нём: Семёнов, 2017) кибернетико-математи-ческих средств логико-психологического изучения рефлексии в контексте инженерной психологии, а другое — с разработкой теоретических основ изучения в секторе М.Г. Ярошевского научно-профессионального творчества в контексте науковедения.

Роль А.Н. Леонтьева в становлении

психологии творчества и изучении научной профессиональной деятельности

Проблематикой творчества А.Н. Леонтьев интересовался почти во все периоды своего пути в науке: от юношеских увлечений техникой и искусством до изучения в своём зрелом творчестве

продуктивного мышления и креативной деятельности в науке и искусстве. Однако на рубеже 1960-1970-х годов ему всё же довелось изучать эту проблематику на официальной службе в ИИЕиТ АН СССР, куда он был приглашён его директором — большим энтузиастом психологии творчества — академиком Б.М. Кедровым. В 1967 г. в ИИЕиТ был организован сектор психологии научного творчества бывшим (в военные годы) аспирантом А.Н. Леонтьева — а в то время уже крупным историком психологии и теоретиком науковедения — М.Г. Ярошевским. Имевший два высших образования (философско-пси-хологическое и биолого-медицинское) блестящий знаток истории естествознания и человекознания, А.Н. Леонтьев органично вписался своими исследованиями научного и художественного творчества в междисциплинарное и системно-методологическое изучение инновационных проблем науковедения. Его энтузиастами были: директор, академик Б.М. Кедров (интересовавшийся психологией решения творческих проблем); заместитель директора, историк биологии С.Р. Микулинский; историк психофизиологии М.Г. Ярошевский и сотрудники сектора: методолог Н.Г. Алексеев, психологи Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов, этнограф Б.А. Фролов. Работая в этом секторе, А.Н. Леонтьев вёл исто-рико-научные и теоретико-науковедчес-кие исследования по изучению научного и художественного творчества. С их интереснейшими (я как аспирант сектора — восхищенный тому свидетель!) фи-лософско-методологическими и истори-ко-культурологическими предпосылками и психолого-науковедческими обобщениями он выступал с докладами на заседаниях сектора и учёного совета ИИЕ-иТ. Их содержание, к сожалению, тогда не стенографировалось и лишь малой толикой отразилось в научной печати (Леонтьев, 1967, 1969, 1971, 1981 и др.), но всё-таки сумело оказать существенное влияние на становление в стране психологии творчества в последующих трудах М.Г. Ярошевского, Э.Г. Юдина, Я.А. Пономарёва, Н.Г. Алексеева, И.Н. Семёнова и др. (см. о них: Семёнов, 2014, 2015). Помимо теоретических проблем психологии творчества (Алексеев, Пономарёв, Юдин, 1971) А.Н. Леонтьев интересовался также проводимыми в ИИЕиТ и МГУ экспериментами по моделированию интуитивных (Я.А. Пономарёв) и рефлексивных (И.Н. Семёнов) механизмов творческого мышления

(Пономарёв, Алексеев, Семёнов 1979; Семёнов, 1977) с теоретическо-деятель-ностных позиций и в контексте проблематики моделирования в психологии (Леонтьев, Джафаров, 1973; Семёнов 1971 и др.). Эти исследования продуктивного мышления — начатые в МГУ в научных школах П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева — велись параллельно с логико-психологическим изучением мышления под руководством С.Л. Рубинштейна (1958, 1960).

В 1950-е годы в научной школе С.Л. Рубинштейна (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Бруш-линский, А.М. Матюшкин, В.Н. Пушкин, Д.Б. Богоявленская и др.) были проведены эксперименты по изучению мышления на материале решения учебных геометрических задач, отталкиваясь от работ гештальт-психолога М. Верт-гаймера. В отличие от этого, в развитие опытов по продуктивному мышлению гештальтистов М. Вертгаймера и К. Дункера, в школах П.Я. Гальперина и А.Н. Леонтьева их студенты Я.А. Пономарёв и Ю.Б. Гиппенрейтер стали проводить в 1950-х годах в МГУ эксперименты по изучению механизмов решения творческих задач (Леонтьев, Пономарёв, Гиппенрейтер, 1981). Эти опыты позднее были продолжены в школе П.Я. Гальперина (Гальперин, Данилова, 1981) его учениками: в 1960-е годы — Л.Ф. Обуховой и И.Н. Семёновым, в 1970-е годы — Б.Д. Элькониным, А.А. Веселовым, в 1980-е годы — В.Л. Даниловой, Н.Р. Котик и другими (см.: Семёнов, 2017).

В научной школе А.Н. Леонтьева под его редакцией выходит в 1960 г. первая в стране теоретико-экспериментальная монография по «Психологии творческого мышления» Я.А. Пономарёва. При этом А.Н. Леонтьев проявил гражданское мужество, ибо ветеран войны Я.А. Пономарёв пережил в ней плен и по идеологическим условиям того послевоенного времени смог устроиться лишь зоопсихологом в Уголке им. Дурова. При поддержке А.Н. Леонтьева с большим трудом Я.А. Пономарёва взял на работу директор Психологического института АПН РСФСР академик А.А. Смирнов — научным сотрудником в лабораторию психологии школьника во главе с Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Здесь, опираясь на труды А.Н. Леонтьева (1950, 1954), Я.А. Пономарёв стал исследовать закономерности умственного развития и формирования внутреннего плана действий, продолжая также изучать механизмы творческого

мышления (Пономарёв, 1960). По этой же идеологической причине — шлейфа «бывшего военнопленного» — приглашение Я.А. Пономарёва академиком Б.М. Кедровым в ИИЕиТ и М.Г. Яро-шевским в сектор психологии научного творчества также было для обоих связано с карьерным риском — как и для

A.Н. Леонтьева, который поддерживал защиты кандидатской и докторской диссертаций Я.А. Пономарёвым, изучавшим психологию не только научного, но и художественного творчества (см. о нём: Семёнов, 2014, 2015).

Традиция изучения психологии способностей и этих обоих видов творчества восходит к трудам Л.С. Выготского (Выготский, 1930) и к их дальнейшему развитию А.Н. Леонтьевым (Леонтьев, 1960, 1967, 1991 и др.). Это изучение велось им в нескольких направлениях:

1) восприятие киноискусства при сотрудничестве с С.М. Эйзенштейном до войны;

2) создание и восприятие литературных произведений, начало чему было положено сотрудничеством с Л.С. Выготским (см. предисловие А.Н. Леонтьева к его «Психологии искусства») и продолжено после войны при изучении художественного творчества (Леонтьев, 1983, 1991)

3) теоретико-экспериментальное исследование психологии продуктивного мышления (Леонтьев, 1954; Леонтьев, Пономарёв, Гиппенрейтер, 1981) в сравнении с логическим (Леонтьев, 2003);

4) теоретический анализ творческого мышления учёных, выдающихся креативных личностей и научной деятельности в контексте науковедения (Леонтьев, 1967, 1969; 1982) при сотрудничестве с сектором М.Г. Ярошев-ского (Н.Г. Алексеев, Я.А. Пономарёв, И.Н. Семёнов, Э.Г. Юдин);

5) методологический анализ логики развития человекознания и науковедчес-кая рефлексия теоретических основ психологического знания (Леонтьев, 1971; Семёнов, 2015);

6) теоретический анализ эвристического мышления в контексте автоматизации научно-технического прогресса и компьютеризации творческой деятельности в современной культуре (Леонтьев, 1961; Леонтьев, Панов, 1961) при сотрудничестве с Д.Ю. Пановым и О.К. Тихомировым и его научной школой (Е.Д. Телегина, В.А. Терехов, Ю.Е. Виноградов, Бабаева Л.П. Гурьева,

B.Е. Клочко, Т.В. Корнилова, В.В. Знаков, И.А. Васильев, И.Н. Семёнов и др.),

которая развивалась не только в МГУ (в инженерно-психологической группе по психологии эвристики), но также и в организованных им позднее лабораториях мышления в МГУ и интеллектуальной деятельности (Тихомиров, 1976) в открытом в 1971 г. Институте психологии АН СССР по приглашению его директора общего и инженерного психолога Б.Ф. Ломова.

Заключение: значение человекознания А.Н. Леонтьева

для психологии и акмеологии

На протяжении сорока лет А.Н. Леонтьев был не только крупным учёным-исследователем в области общей, возрастной, педагогической, инженерной психологии и педагогики, но и ведущим организатором психологической науки — одним из лидеров отечественного человекознания. За научную и общественную деятельность он был награждён: в 1963 г. Ленинской премией, в 1970 г. — Ломоносовской премией I степени, а также орденами и медалями СССР, медалью Министерства просвещения им. К.Д. Ушинского.

В историко-научном плане важно подчеркнуть, что наследие А.Н. Леонтьева плодотворно развивается его многочисленными учениками и последователями на факультете психологии МГУ при сменивших его деканах А.А. Бо-далёве, Е.А. Климове, А.И. Донцове, Ю.П. Зинченко. Фундаментальные труды А.Н. Леонтьева конструктивно используются в различных областях современного человекознания, в том числе в психологии творчества и акмеологии профессиональной деятельности и развития выдающихся личностей.

Завершая рефлексивную персоно-логию выдающейся личности Алексея Николаевича, следует подчеркнуть не только его творческие и лидерские способности, но и сильный и смелый характер. Так, в начале войны он уже 40-летним учёным записался добровольцем на фронт, где участвовал в обороне Москвы, а после войны с риском для карьеры спас опального С.Л. Рубинштейна от увольнения с кафедры психологии идеологического философского факультета МГУ. Руководя в течение 30 лет подготовкой психологических кадров в МГУ, А.Н. Леонтьев по-отечески заботился о студентах и аспирантах в непростое послевоенное время и взрастил крупнейшую в стране московскую психологическую школу. В этой школе А.Н. Леонтьева сформи-

ровался ряд ведущих учёных (Л.И. Бо-жович, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконин), в том числе академиков АПН СССР и РАО (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.Н. Ждан, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, Н.Н. Нечаев, Я.А. Пономарёв, В.В. Рубцов, Н.Ф. Талызина, М.Г. Ярошевский).

В целом в творческом наследии А.Н. Леонтьева дифференцируются все основные аспекты психологического познания: историко-научный, философско-методологический, концептуально-теоретический, инструментально-методический, познавательно-исследовательский, практико-прикладной, научно-организационный, учебно-образовательный и культурно-просветительский.

Созданная им концепция психологии деятельности реализуется в различных направлениях современного человекознания: как в психологии и акмеологии, так и в смежных науках (философия, методология, гносеология, этика, эстетика, лингвистика, социология, науковедение, искусствознание, педагогика, конфликтология, менеджмент, эргономика). Для ассимиляции акмеологией классического наследия А.Н. Леонтьева значимо формирование в нём представлений: о вершинности в развитии высших психических функций, о социокультурной детерминации этого развития и его ору-дийно-знаковой опосредованности, о мо-тивационно-операциональной структуре деятельности и её связи с функционированием сознания и рефлексии, о деятель-ностной природе возрастного развития личности и типах её ведущей деятельности, о роли профессиональной деятельности и самосовершенствовании мастерства в творческом становлении и успешной самореализации выдающихся личностей в науке и культуре.

А.Н. Леонтьев был избран: членом-корреспондентом (1945), академиком (1950), академиком-секретарём (1950), членом президиума (1956), вице-президентом (1959-1961) АПН РСФСР, в 1971 г. — академиком и членом Президиума АПН СССР, а также почётным членом ряда зарубежных ассоциаций, академий и университетов, профессором Сорбонны; вице-президентом и сопредседателем Общества Дружбы «СССР-Франция», членом президиума и председателем Общества психологов СССР, президентом Международной эргономической ассоциации.

Ему принадлежит основная заслуга в налаживании с 1954 г. профессиональных связей советских психологов с зарубежными коллегами в сфере человекознания. Акме-вершиной здесь стала организация А.Н. Леонтьевым в 1966 г. в МГУ 18-го Международного психологического конгресса в качестве его президента (совместно с председателем организационного комитета А.Р. Лурия, председателем программного комитета А.А. Смирновым, учёным секретарём О.К. Тихомировым) и создание факультета психологии в МГУ. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России и в зарубежных странах проводятся научные конференции и конгрессы по психологии деятельности, где обсуждаются исследования, ведущиеся на основе и в развитие Леонтьевской концепции предметной деятельности как оригинального вклада российской психологии в мировую науку современного че-ловекознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова К.А., Деркач А.А., Семёнов И.Н. Общая и прикладная ак-меология. / Под ред. А.А. Деркача. Ч. 1, 2. — М.: Изд-во РАГС, 2001.

2. Алексеев Н.Г., Пономарёв Я.А., Юдин Э.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии / Отв. ред. и автор вст. статьи М.Г. Ярошевский. — М.: Наука, 1971.

3. Алексеев Н.Г., Cемёнов И.Н. Типы системного представления оперативной деятельности // Техническая эстетика. — 1977. — № 4-5. — С. 23-26.

4. Байер И.В., Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Под ред. А.А. Деркача и Э.А. Манушина. — М.: Изд-во РАГС, 1997.

5. Балаева А.В., Семёнов И.Н. Реф-лексивно-акмеологический подход к изучению научно-профессионального творчества // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования / Под ред. А.В. Карпова, И.Н. Семёнова и др. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ-РПО, 2004. — С. 77-83.

6. Бодалёв А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.

7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб: СОЮЗ, 1997.

8. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. и с «Предисловием» А.Н. Леонтьева. — М.: Искусство, 1965.

9. Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. Предисловие / Развитие памяти: экспериментальное исследование высших психических функций. 2-е изд. — М.; Л.: Учпедгиз, 1932.

10. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. — 1981. — № 1.

11. Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. — М.: Изд-во РАГС, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Деркач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. — М.: Изд-во РАГС, 2001.

13. Деркач А.А. Деятельностный подход и акмеология // Развитие и саморазвитие личности: Материалы научной конференции к 100-летнему юбилею А.Н. Леонтьева / Под ред. А.А. Дерка-ча. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 300 с.

14. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Бала-ева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. — М.: Изд-во РАГС, 2005.

15. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. — М.: Изд-во РАГС,1998. — 248 с.

16. Дюков В.М., Орлова Е.В., Семёнов И.Н. Акмеологические проблемы развития инноваций в образовании. — Красноярск: Изд-во КРЦРО, 2007.

17. Ерёменко И., Зинченко В., Леонтьев А., Ломов Б., Рубахин В. Автоматизация и управление // Техника и вооружение. — 1966. — № 4. — С. 36-43.

18. Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мунипов В.М. Методологические проблемы эргономики // Методологические проблемы эргономики. Материалы 1-й Международной конференции стран-членов СЭВ по эргономике. — М. Изд-во ВНИИТЭ-СЭВ. 1972. — С. 5-26.

19. Кедров Б.М. Логико-психологический анализ научного открытия // Наука и жизнь. — 1965. — № 12. — C. 8-16.

20. Климов Е.А.Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1985.

21. Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2005. — 431 с.

22. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Проблемы психологии понимания. Известия АПН РСФСР. Вып. 7. 1947. — С. 3-40.

23. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка. — М.: Правда, 1950 (пер. на англ., нем., исп., болг. яз.).

24. Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады совещания по вопросам психологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — С. 5-12.

25. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. — 1960. — № 1. — С. 7-17; То же: 2003. № 2. -С. 20-30.

26. Леонтьев А.Н. Человек и культура (на рус., англ., фр., исп. яз.). — М.: Прогресс, 1961. — 115 с.

27. Леонтьев А.Н. О научном творчестве выдающегося советского учёного Н.А. Бернштейна // Вопросы философии. — 1967. — № 6. — С. 144.

28. Леонтьев А.Н. Как рождаются идеи // Неделя, 1969. № 17.

29. Леонтьев А.Н. Рецензия на книгу: Ярошевский М.Г. «Психология в ХХ столетии. Торетические проблемы развития психологической науки». — М.: Мысль, 1971.

30. Леонтьев А.Н. Психология искусства и художественная литература // Литературная учёба. — 1981. — № 2. — С. 177-185.

31. Леонтьев А.Н. О творческом пути Л.С. Выготского (Вступительная статья) // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982. — С. 9-41.

32. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983. Т. 1 — 391 с.; Т. 2 — 318 с.

33. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / Под ред. А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 287 с.

34. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000. — 560 с.

35. Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2003. № 2. — С. 5-18.

36. Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика. — 1964. — № 10. -С. 56-65.

37. Леонтьев А.Н., Джафаров Э.Н. К вопросу о моделировании и математи-

зации в психологии // Вопросы психологии. — 1973. — № 3. — С. 3-14.

38. Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс. — М.:Изд-во Института философии АН СССР, 1962. — 60 с.

39. Леонтьев А.Н., Пономарёв Я.А., Гиппенрейтер Ю.Б. Опыт экспериментального исследования творческого мышления // Общая психология. Психология мышления. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтери В.В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 269-280.

40. Орлов С.С., Семёнов И.Н. Оценка деятельности научных коллективов (опыт праксиологической рефлексики) // Человек в мире интеллектуальных систем / Под ред. И.С. Ладенко. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991.

41. Подгорецкая Н.А., Семёнов И.Н., Чернинилов В.И. Первый советско-французский семинар по программированному обучению // Советская педагогика. — 1972. — № 12.

42. Пономарёв Я.А, Алексеев Н.Г., Семёнов И.Н. Исследование проблем психологии творчества // Вопросы психологии. — 1979. — № 3. — С. 182186.

43. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Под ред. С.Ю. Степанова. — М.: Философское общество АН СССР, 1988 — 276 с.

44. Психологические проблемы профессионального обучения. / Под ред. З.А. Решетовой. — М.: Изд-во МГУ, 1979.

45. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его изучения. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.

46. Семёнов И.Н. Опыт экспериментального моделирования интеллектуально-личностных аспектов творческой деятельности // Материалы IV съезда Общества психологов. — Тбилиси,1971.

47. Семёнов И.Н. Опыт деятельнос-тного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 10 / Под. ред. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова, Э.Г. Юдина. — М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1976. — С. 148-188.

48. Семёнов И.Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при дискурсивном решении творческих задач // Психологические исследования. Вып. 7. / Под ред. А.Н. Леонтьева. — М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 39-49.

49. Семёнов И.Н.С.Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-куль-туральная рефлексия жизнетворчества. Панорама развития философско-психо-логической системы С.Л. Рубинштейна в современном человекознании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2009. — Т. 6. — № 3. — С. 6389, 106-116.

50. Семёнов И.Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2012. № 5-6. — С. 112-133.

51. Семёнов И.Н. Системодеятель-ностная методология и рефлексивная психология мышления: монография. — М.: Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2014. — 280 с.

52. Семёнов И.Н. Рефлексивная пер-сонология жизнетворчества Анатолия Алексеевича Деркача // Акмеология. — 2014. — № 4. — С. 8-11.

53. Семёнов И.Н. Рефлексия жизнедеятельности А.А. Бодалёва и развития психологии общения и акмеологии выдающихся личностей // Акмеология. — 2015. — № 2 и 4.

54. Семёнов И.Н. Влияние взаимодействия школ Я.А.Пономарёва и М.Г. Ярошевского на развитие рефлексивной психологии творчества // Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлёва, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. — М.: Изд-во ИП РАН, 2015. — С. 375409.

55. Семёнов И.Н. Развитие рефлексивной психологии творчества во взаимодействии с персонологией, акмео-логией и педагогикой // Психология одарённости и творчества / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. — М; СПб: Нестор-История, 2016. — С. 74-86.

56. Семёнов И.Н. Методологическая рефлексия параллелей развития научного творчества и школ Л.С. Выготского,

Б.М.Теплова, Г.И.Челпанова // Челпа-новские чтения — 1916. — М.: Изд-во ПИ РАО, 2016.

57. СемёновИ.Н.Развитие научно-педагогической деятельности П.Я. Гальперина (К 115-летию со дня рождения) // Мир психологии. — 2017. — № 4.

58. Семёнов И.Н. Полифоническая персонология В.А. Лефевра и фундаментальное развитие рефлексивных наук о человеке и вселенной // Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2017. — № 4. — С. 667-625.

59. Семёнов И.Н., Сиротина Е.А., Зарецкий В.К. Исследование рефлексивного аспекта поиска и принятия решения // Проблемы организации принятия решения. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 14 / Под ред. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипо-ва. — М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1977.

60. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. — М.: Наука. 1975.

EXISTENTIAL-CULTURAL REFLECTION OF PERSONOLOGY OF AN OUTSTANDING PERSONALITY — ALEXEI NIKOLAYEVICH LEONTYEV AND HIS ROLE IN PSYCHOLOGY AND ACMEOLOGY OF CREATIVITY (on the occasion of the 115th anniversary)

Igor N. Semenov — Professor, Doctor of Psychological Sciences, Higher School of Economics (National Research University);

e-mail: [email protected] ABSTRACT

Reflexive personology of an outstanding personality Alexey Nikolaevich Leontyev, study of his role in establishment and development

of human study, national psychology and acmeology. Keywords: Alexey Nikolaevich Leontyev, reflexive study of life activities, acmeological approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.