Научный вестник ЮИМ №4' 2015
Философия и культура в контексте времени
УДК 7.0 ББК 63.3-7 Х 88
К 50-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ КРАСНОДАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ
(Рецензирована)
Храброва Екатерина Вячеславовна,
старший преподаватель кафедры гуманитарных и математических дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 946 56 22, е-mail: sleptcovakatrin@mail
Аннотация. Статья посвящена 50-летнему юбилею Краснодарского государственного института культуры, первому году его становления и деятельности, особенностям организации учебного процесса. Итоги первого года существования показали, что вновь организованный институт успешно провел организацию учебного процесса и уверенно шел по предназначенному пути.
Ключевые слова: институт, партийная организация, комсомол, культурно-просветительская работа, студенческие клубы.
TO THE 50TH ANNIVERSARY OF THE KRASNODAR STATE INSTITUTE OF CULTURE
Khrabrova Ekaterina Vyacheslavovna,
senior lecturer in the Department of Humanities and mathematical Sciences of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 946 22 56, e-mail: sleptcovakatrin@mail
Summary. Xhe Article is devoted to the 50th anniversary of the Krasnodar state Institute of culture, the first year of its formation and activities, the features of organization of educational process. The results of the first year of existence showed that the newly organized Institute successfully undertook the organization of educational process and confidently walked down the intended path.
Keywords: institute, party organization, the Komsomol, cultural and educational work, student clubs.
Становление системы высшего образования на Кубани было сложным. Начиная уже с 1903 года Екатеринодарская городская дума ходатайствовала об открытии в городе сельскохозяйственного вуза, но неудачно. Попытки повторялись и в 1905, 1906, 1908, 1911 гг., однако терпели неудачу. В 1914 г., после начала первой мировой войны, городская дума несколько раз ходатайствовала о переводе в Екатеринодар эвакуируемых из западных районов империи вузов - Ново-Александрийского сельскохозяйственного, Варшавского политехнического институтов, Юрьевского университета и ветеринарного института. Но все было безуспешно, до революции открыть вуз на Кубани не получилось. Удалось его открыть, как ни странно, в самые лихие времена, в 1918 году [6]. Нынешний его наследник, Кубанский государственный технологический университет. Кубанский высший педагогический институт был открыт в Краснодаре 5 (19) сентября 1920 года. Сложным делом была организация
и сельскохозяйственного института на Кубани. 12 марта 1922 г. постановлением Наркомпроса СССР из состава Кубанского политехнического института был выделен агрономический факультет, на основе которого создавался Кубанский сельскохозяйственный институт (КСХИ) [8]. В 1920-1930-е гг. на Кубани было открыто много вузов, техникумов, училищ. А вот вузов, имевших культурно-просветительскую направленность, на Кубани длительное время не было.
В СССР, в 1950 - 1960 гг. основным типом средних культурно-просветительных учебных заведений стали Культурно-просветительные училища и школы. Подготовка культпросветработников была организована также в ряде библиотечных техникумов, музыкально-педагогических и педагогических училищ, в некоторых институтах искусств, консерваториях, театральных и педагогических вузах, а также в высших школах профдвижения в Москве и Ленинграде.
79
Проблемы лингвистики
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
В 1972/73 учебном году в высших и средних специальных учебных заведениях по специальности «культурно-просветительная работа» обучалось 73,4 тыс. человек (в т. ч. 18,8 тыс. человек в вузах), на 1-й курс принято 24,5 тыс. человек (4,9 в вузы), выпущено 15,7 тыс. специалистов (2,7 тыс. из вузов); подготовку специалистов осуществляли 11 институтов культуры, 14 факультетов в других вузах, 129 средних специальных учебных заведений. Всего в СССР, в 1973 году было одиннадцать институтов культуры: Ленинградский им. Н. К. Крупской (создан в 1964 г. на базе Библиотечного института, преобразованного в 1941 г. из факультета Коммунистического политико-просветительного института, открытого в 1918 г.). Московский (основан в 1964 г. на базе Библиотечного института, созданного в 1930 г.). Харьковский (основан в 1964 г. на базе Библиотечного института, открытого в 1935 г.), Восточносибирский (основан в 1964 г. в Улан-Удэ на базе Библиотечного института, созданного в 1960 г.), Краснодарский и Чимкентский (оба в 1967 г.), Хабаровский, Челябинский, Киевский (все в 1968 г.), Кемеровский (1969 г.), Куйбышевский (1971 г.) [10].
Если вернуться к предъистории образования Краснодаре государственного института культуры, то 5 ноября 1966 г., постановлением Совета Министров СССР № 863 было принято к действию совместное предложение Совета Министров РСФСР, Министерства высшего и среднего специального образ ования СССР и Министерства культуры СССР об организации в г. Краснодаре государственного института культуры.
Первоначально в Краснодарском институте культуры было организовано два факультета: факультет культурно-просветительной работы (КПР) и библиотечный факультет. Из доклада по итогам работы института культуры за 1967-1968 гг. можно почерпнуть следующие сведенья. В докладе по итогам прошедшего учебного года говорилось, что преподавательский состав всех кафедр добросовестно, с инициативой относился к вопросам организации и проведения лекций, консультаций, семинарских и лабораторных занятий, политико-воспитательной работы студентов [9].
За год в институте были проведены три научно-теоретические конференции: «К 150-летию со дня рождения К. Маркса»; «Ленинский план библиотечного строительства»; «К 50-летию ленинского комсомола». Были подготовлены к изданию сборники: «Вопросы теории и эстетики Советской музыки» и «Произведения о партии, Родине, революции» [1].
Развивалась и студенческая наука. В первый учебный год работы института было создано студенческое научное общество. Были проведены две
студенческие научные конференции «О 150-летии со дня рождения К. Маркса» и «Ленинский план библиотечного строительства в действии».
В качестве одной из своеобразных форм политучебы, в институте был создан студенческий клуб «Лира», организация работы которого была поручена старшему преподавателю кафедры хорового дирижирования, С.Ф. Грдличке. Занятия клуба проводились два раза в месяц для студентов библиотечного факультета и факультета культурно-просветительской работы. Для студентов преподавателями читались лекции и доклады - о роли искусства в формировании коммунистического мировоззрения, о творческом пути русских и советских композиторов, прогрессивных художников запада. Занятия в клубе проводились живо и увлекательно, исполнялись новые произведения советских композиторов, поэтов, читались либретто новых опер и оперетт. Замечательно, что к занятиям в клубе привлекались не только преподаватели института, но и композиторы, поэты Кубани, участники художественных коллективов, преподаватели музыкально-педагогического факультета Краснодарского педагогического института и Краснодарского музыкального училища [6].
Разумеется, в организации и руководстве всех студенческих обществ, кружков и клубов очень важной была организующая и направляющая сила их руководителей и участников их работы - преподавателей вуза.
Партийные организации представляли собой эффективный механизм регулирования всех сторон университетской жизни: на партийных собраниях обсуждались проблемы успеваемости студентов и показатели научной деятельности профессорскопреподавательского состава, через партийные комитеты решались различные административные вопросы, проблемы материально-технического обеспечения учебной и научно-исследовательской работы. В ведении комсомольских организаций находилась сфера досуга студентов [7].
О работе ректората, партийного бюро Краснодарского государственного института культуры по коммунистическому воспитанию студентов имеются следующие сведения.
Краснодарский государственный институт культуры закончил свой первый учебный год. Как отмечал ректорат института, в 1967-1968 учебном году и ректоратом, и партийной организацией КПСС института была проделана некоторая работа по коммунистическому воспитанию студенчества.
В связи с тем, что институт работал первый год, внимание партийного бюро, прежде всего, было направлено на создание и укрепление руководящих органов комсомольских, профсоюзных и других общественных организаций.
80
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
Философия и культура в контексте времени
Уже в первые дни работы института был избран комитет ВЛКСМ, созданы комсомольские организации и избраны комсомольские бюро на культурно-просветительном и библиотечном факультетах. Были избраны комсорги во всех восьми учебных группах, набранных на первый курс. Вскоре в институте был избран местный комитет, созданы профсоюзные группы на кафедрах, организации ДОСААФ, лекторская группа и другие.
Партийное бюро в своей работе уделяло постоянное внимание работе общественных организаций, направляло их деятельность на решение задач коммунистического воспитания студенчества. Все члены партийного бюро отвечали за определенный участок работы и были закреплены за различными общественными организациями. Следовало отметить, что в течение 1967-1968 учебного года регулярно проводились комсомольские собрания института, факультетских организаций и в комсомольских группах.
На комсомольские собрания выносились вопросы, связанные с духовным и идейным ростом молодежи, учебой и бытом.
К примеру, такие вопросы: «Дисциплина - залог отличной учебы». «О задачах комсомольской организации института в связи с подготовкой к 50-летию ВЛКСМ», Об итогах 1УПленума ЦК ВЛКСМ и о работе комсомольских организаций музея по коммунистическому воспитания студенчества», «О повышении роли комсомольских групп в политическом просвещении студенчества», «Шефская работа - важная задача комсомольской организации» и другие вопросы [2].
На комсомольских собраниях, заседаниях комитетов ВЛКСМ присутствовали члены партийного бюро, коммунисты, которые выступали перед молодежью, давали советы и рекомендации.
Партийное бюро в течение учебного года дважды проводили семинары с членами комитета ВЛКСМ, бюро комсомольских организаций о практике комсомольской работы.
В качестве одной из своеобразных форм политучебы, в институте был создан студенческий клуб «Лира», организация работы которого была поручена старшему преподавателю кафедры хорового дирижирования, С.Ф. Грдличке. Занятия клуба проводились два раза в месяц для студентов библиотечного факультета и факультета культурно-просветительской работы. Для студентов преподавателями читались лекции и доклады - о роли искусства в формировании коммунистического мировоззрения, о творческом пути русских и советских композиторов, прогрессивных художников запада. Занятия в клубе проводились живо и увлекательно, исполнялись новые произведения советских композиторов, поэтов, читались либретто
новых опер и оперетт. Замечательно, что к занятиям в клубе привлекались не только преподаватели института, но и композиторы, поэты Кубани, участники художественных коллективов, преподаватели музыкально-педагогического факультета Краснодарского педагогического института и Краснодарского музыкального училища.
Партийное бюро и ректорат серьезное внимание уделяли организации в институте политической информации о внутренней, международной и культурной жизни советского народа.
По решению партийного бюро и ректората, для проведения политических информаций был специально установлен один день в неделю (среда - 1 час). Политинформации проводились для всего коллектива, в актовом зале, а так же по учебным группам. На общеинститутские политинформации выносились вопросы: Международный вопрос; итоги XIV съезда профсоюзов; об итогах консультативной встречи коммунистических и рабочих партий в Будапеште; об участии краевого отделения Союза художников в пропаганде изобразительного института; международное положение СССР; агрессивная политика Израиля против {рабского народа [3]; повышение роли общественности в борьбе с преступностью; шаги пятилетки; космос в планах Пентагона; новое в поэзии; советские спортсмены за рубежом и другие вопросы.
Информации общеинститутского масштаба проводились лекторами, старыми большевиками и комсомольцами, писателями, поэтами и художниками, специалистами промышленности и сельского хозяйства, партийными и комсомольскими работниками. Политические информации по учебным группам проводились кураторами, преподавателями, политинформаторами из числа комсомольцев-студентов. Нужно прямо сказать, что хорошо организованная политинформация является одной из удачных форм политической работы, которая наиболее эффективно воздействует на мысли и чувства студентов института, помогает им идейно закаляться, расширять свой политический кругозор и расти духовно.
Еженедельная, без срывов, политическая информация прочно вошла в практику работы ректората, партийной организации института культуры.
Комсомольская организация института проявляет большую активность в организации тематических вечеров, оказывает помощь партийной организации в проведении торжественных вечеров, посвященных знаменательным датам. Учитывая то, что торжественные собрания являются важным средством идейного, политического, художественного воспитания коллектива, особенно студентов. Партбюро уделяет серьезное внимание их подготовке и проведению. Они заранее планируются,
81
Проблемы лингвистики
Научный вестник ЮИМ №4' 2015
готовится наглядная агитация, тематическая художественная часть.
Кроме вечеров, посвященных знаменательным датам, в институте проводились творческие вечера, КВН, было открыто литературное кафе. Мероприятия, проводимые в институте, полюбились молодежи и других институтов, организаций и предприятий города Краснодара. С ними устанавливались крепкие шефские связи.
Коллектив института культуры взял постоянное шефство над воинами в/ч 26265. В течение года воины, преподаватели и студенты не раз были гостями друг у друга, обменивались концертами, выступали с лекциями и докладами. К концу учебного года в институте был создан студенческий художественный ансамбль, который на общественных началах, на период [4] летних каникул был направлен ректоратом в сельские районы края для обслуживания строителей рисовых систем, колхозников и рабочих совхозов.
Отзывы, поступавшие из районов, говорили о том, что данный коллектив приносил большую пользу местным, партийным, комсомольским организациям, органам культуры в деле художественного обслуживания трудящихся.
При активном участии коммунистов, комсомольцев и преподавателей, в институте был проведен ряд студенческих диспутов и устных журналов на темы:
1. «Как ты представляешь свою будущую работу?».
2. «В чем смысл жизни?».
3. «Что важнее для моей работы - призвание, способности, воля?».
4. «Что значит быть интеллигентным человеком?».
5. «Дорогой отцов».
Подготовка и проведение устных журналов и диспутов охватывала большое количество студентов, приучало их к самостоятельному мышлению и работе, что само по себе имело большое воспитательное значение.
Комсомольцы и молодежь библиотечного факультета принимали участие в проведении читательской конференции в библиотеке краснодарского гарнизонного «Дома офицеров» по книге Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир». В краевой библиотеке им. А.С. Пушкина они приняли участие в литературном вечере на тему: Кубанские поэты и писатели к 50-летию Великого Октября», и в проведении вечера, посвященного 100-летию со дня рождения А.М. Горького.
Большое воспитательное значение имели мероприятия, проведенные по линии физического воспитания и спорта. Всего было проведено более сорока соревнований. В том числе знаменатель-
ными явились состязания - розыгрыш кубка по волейболу, посвященные 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, где переходящий кубок выиграли, среди женских команд, коллектив VII группы библиотечного факультета, а среди мужских V группа факультета КПР. С подготовленными спортивными номерами спортсмены института выступили на вечере художественной самодеятельности, посвященном 50-летию Октября, и на спортивном вечере института. Впервые молодой коллектив спортсменов института участвовал в городской спартакиаде вузов Краснодара и завоевал переходящий Кубок спартакиады. Работа по коммунистическому воспитанию студентов, проводимая ректоратом и партбюро дает положительные результаты [5].
Успешно был закончен 1967-1968 учебный год. В течение года не было серьезных нарушений со стороны учащихся, заметно стал повышаться идейный уровень студентов. Таким образом, ценой больших усилий подлинных энтузиастов и патриотов своей страны, старт существованию КГИК был дан. В дальнейшем первый на Северном Кавказе институт культуры справился со своим предназначением и уже почти 50 лет обеспечивает соответствующими кадрами все учреждения и организации региона.
ИСТОЧНИКИ:
1. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф.Р-1784. Оп.1. Д.9. Л.38-39.
2. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф.Р-1784. Оп.1. Д.2. Л.2.
3. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф.Р-1784. Оп.1. Д.2. Л.3.
4. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф.Р-1784. Оп.1. Д.2. Л.4.
5. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф.Р-1784. Оп.1. Д.2. Л.5.
6. Иванцов И.Г. Из истории создания Кубанского государственного технологического университета // Университеты юга России: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 15 февраля 2011 г.). - Ростов н/Д.: Foundation, 2011. - С. 117-122.
7. Иванцов И.Г. Из истории формирования преподавательского корпуса Краснодарского государственного института культуры. 1967-1968 гг. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10 - С. 373-376.
8. Иванцов И.Г. Начальные страницы истории Кубанского сельскохозяйственного института в документах партийных организаций РКП (б) - ВКП (б). 1922-1927 гг. // Научный Вестник Южного института менеджмента. - 2014. - № 2 (6). - С. 106-110.
9. Иванцов И.Г. Краснодарский государственный институт культуры. Первые шаги. // Международный журнал экспериментального образования. -2015. - № 11 - С. 253-256.
10. Полисов Г.А.Большая советская энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
82