Научная статья на тему 'К 40-Й ГОДОВЩИНЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН'

К 40-Й ГОДОВЩИНЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
74
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПОЛИТИКА РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ / ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ОРИЕНТАЦИЯ НА РАЗВИТИЕ / CHINA / POLICY OF REFORMS AND OPENNESS / HEILONGJIANG PROVINCE / TOURISM INDUSTRY / ORIENTATION TO DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сонг Линлин

Туризм является развивающейся отраслью экономики современного мира, является важным звеном распространения цивилизации, культурного обмена и укрепления доверия между различными странами, народами и регионами. За 40 лет реформ из-за многопрофильного позиционирования страны в разные периоды, индустрия туризма показывала различную динамику и направления развития на различных исторических этапах. Это, в свою очередь, оказало серьезное влияние на развитии туризма провинции Хэйлунцзян. В связи с уникальным географическим положением, провинция Хэйлунцзян, имея все необходимые возможности, внесла в общую копилку туристской отрасли страны существенный вклад. В последние годы индустрия туризма демонстрирует устойчивую тенденцию роста. С учетом складывающейся благоприятной госуарственной политики, провинция Хэйлунцзян продолжает содействовать развитию китайской туристической индустрии. В статье проводится подробный анализ развития туризма в провинции Хэйлунцзян, предпринята попытка прогнозирования будущих тенденций развития регионального туризма страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE 40TH ANNIVERSARY OF REFORM AND OPENING UP: THE ORIENTATION EVOLUTION AND TRENDS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE HEILONGJIANG PROVINCE

Tourism is the developing branch of economy of modern world, is the important element of spread civilization, exchange culture and enhance friendship between different countries, nations and regions. For 40 years of reform and openness, due to the different positioning of the country in different development periods, the tourism industry has shown different development orientations at various historical stages, which has also had a profound impact on the tourism development of Heilongjiang Province. With regard to its unique geographical location and location conditions, Heilongjiang Province has given its unique tourism resources and tourism characteristics. In recent years, the tourism industry has shown a steady growth trend. Under the guidance of Heilongjiang Province’s favorable policies for promoting tourism development in the past 40 years of reform and opening up, this paper makes a detailed analysis of promoting the development of tourism in Heilongjiang Province and further predicts the future development trend of Heilongjiang Province.

Текст научной работы на тему «К 40-Й ГОДОВЩИНЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН»

создания школ, центров обучения китайскому языку, подготовки русских талантов, улучшения механизмов взаимного обмена между экспертами-исследователями, научными и технологическими работниками, углубления взаимодействия в сфере организации медицинской помощи и т.д. В частности, в плане сотрудничества в сфере медицины, планируется создать совместное китайско-российское учреждение, чтобы опробовать модель «одна больница, два места» и регулярно проводить обмен медицинским персоналом.

Особенно важно совершенствовать механизмы регулярного обмена между средствами массовой информации в китайско-российских приграничных районах, еще больше укреплять связи с российскими СМИ, организовывать взаимодействие и использование российских СМИ для широкой пропаганды успешных примеров китайско-российского сотрудничества. Дальнейшему укреплению сотрудничества в области научных исследований будут способствовать исследовательские институты. Реализация совместных исследовательских проектов по вопросам, представляющим общий интерес, позволит определить ориентиры для принятия решений правительств двух стран.

Литература и источники

1. ймдтшпбуй^даад.мхвй, 2019-02-17.

2. Ш1 ^a^x^^n,£jt^1159^[EB/OL]http://ww.csjm.cn2017/1228/76187.shtml

3. World Bank forecasts higher commodity prices in 2018 [EB/OL] // http://www.chinadaily.com.cn/business/2017-10/27/content_33763714.htm

4. ^Mf&^MS^^EB/OL] // http://www.hljagri.gov.cn/nydt/nydtsn/201705/t20170509_716760.htm

5. 2018-10-02

6. 2018-02-08.

7. 2018^ 1-8 В^^М&Щт^-^ШШ [EB/OL // http://www.hljswt.gov.cn/newsshow.php?cid= 171&id= 1803

8. E^iP'KSi5[EB/OL] // http://hlj.people.com.cn/n2/2017/0711 /c220024-30456907.html

ЧЖАН МЭЙ - старший научный сотрудник Российского института Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян (КНР) (42576682@qq.com).

ZHANG MEI - Senior Researcher at the Russian Institute of the Academy of Social Sciences of Heilongjiang Province (China)

УДК 379.85(510)

СОНГ ЛИНЛИН К 40-Й ГОДОВЩИНЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН2

Ключевые слова: Китай, политика реформ и открытости, провинция Хэйлунцзян, индустрия туризма, ориентация на развитие.

Туризм является развивающейся отраслью экономики современного мира, является важным звеном распространения цивилизации, культурного обмена и укрепления доверия между различными странами, народами и регионами. За 40 лет реформ из-за многопрофильного позиционирования страны в разные периоды, индустрия туризма показывала различную динамику и направления развития на различных исторических этапах. Это, в свою очередь, оказало серьезное влияние на развитии туризма провинции Хэйлунцзян. В связи с уникальным географическим положением, провинция Хэйлунцзян, имея все необходимые возможности, внесла в общую копилку туристской отрасли страны существенный вклад. В последние годы индустрия туризма демонстрирует устойчивую тенденцию роста. С учетом складывающейся благоприятной госуарственной политики, провинция Хэйлунцзян продолжает содействовать развитию китайской туристической индустрии. В статье проводится подробный анализ развития туризма в провинции Хэйлунцзян, предпринята попытка прогнозирования будущих тенденций развития регионального туризма страны.

SONG LINLIN

TO THE 40TH ANNIVERSARY OF REFORM AND OPENING UP: THE ORIENTATION EVOLUTION AND TRENDS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE HEILONGJIANG PROVINCE

Keywords: China, policy of reforms and openness, Heilongjiang Province; tourism industry; orientation to development.

2 Project: Heilongjiang Province's 12th Fourth Plenary Session Special Research Project "The Research on the Construction of a New Pattern of All-dimensional Opening-up in Heilongjiang Province, No. 18GJH786; Study on "Supply-side Reform" of Foreign Language Talents Training under the Background of Constructing a New Pattern of Opening to the Outside world in Heilongjiang Province, No.WY2018004-A.

Tourism is the developing branch of economy of modern world, is the important element of spread civilization, exchange culture and enhance friendship between different countries, nations and regions. For 40 years of reform and openness, due to the different positioning of the country in different development periods, the tourism industry has shown different development orientations at various historical stages, which has also had a profound impact on the tourism development of Heilongjiang Province. With regard to its unique geographical location and location conditions, Heilongjiang Province has given its unique tourism resources and tourism characteristics. In recent years, the tourism industry has shown a steady growth trend. Under the guidance of Heilongjiang Province's favorable policies for promoting tourism development in the past 40 years of reform and opening up, this paper makes a detailed analysis of promoting the development of tourism in Heilongjiang Province and further predicts the future development trend of Heilongjiang Province.

Индустрия туризма Китая имеет уникальные преимущества, обусловленные в основном природными ресурсами, ландшафтом и человеческим потенциалом. Тысячелетние традиции китайской цивилизации, большие территориальные просторы делают туристические ресурсы Китая беспрецедентными. Следует отметить, что туристическая индустрия Китая является относительно молодой. В сравнении с зарубежными странами, она стала развиваться значительно позже. До начала реформ иностранный туризм был относительно закрытой сферой и, в целом, рассматривался и осуществлялся в КНР как часть дипломатической работы. Тем не менее, и до, и после третьего пленума ЦК КПК XI созыва (18 декабря 1978 г. - ред.) в стране стала формироваться и постепенно развиваться сформулированная Дэн Сяопином туристическая экономическая мысль, которая сыграла важную руководящую роль в развитии туристической индустрии Китая. Туризм - это отрасль с самой высокой корреляцией в условиях реформ.

Для индустрии туризма Китая за прошедшие 40 лет стало характерным проведение реформ, нацеленных на раскрытие потенциала отрасли, ее относительно стабильное развитие на различных исторических этапах. Четко расставленные федеральным правительством ориентиры оказали серьезное влияние на развитие туристской отрасли и в провинции Хэйлунцзян. С начала проведения политики реформ и открытости, с 1970-х годов по настоящее время, индустрия туризма провинции Хэйлунцзян добилась больших успехов, а ее уникальное географическое положение и условия размещения дали ей уникальные туристические ресурсы и туристические характеристики, которые способствовали превращению провинции в важное туристическое направление Китая.

I. 40-я годовщина политики реформ и открытости: анализ эволюционного развития туризма Китая

1. Важная отправная точка политики реформ и открытости - переход от политических приоритетов к экономическим.

После основания Китайской Народной Республики экономическая деятельность китайских международных туристических агентств по приему зарубежных туристов стала осуществляться беспрерывно. В настоящее время политические ориентиры развития отрасли, в целом, по-прежнему остаются неизменными и нацелены на активизацию процесса. В начале создания китайской ассоциации путешествий и туризма (1964) в основе экономических ориентиров развития отрасли стояла задача привлечения для страны иностранной валюты. Кроме того, ставилась задача «пропаганды достижений социалистического строительства в Китае и укрепления взаимопонимания и дружбы китайцев с другими народами». Стратегические установки по осуществлению работы в сфере организации туристического обмена были сформулированы в соответствующем Постановлении ЦК КПК 1965 г. и Госсовета КНР «О руководящих принципах работы», а также в докладе Управления по туризму Китая «О работе первой конференции по туризму».

Во второй половине 70-х годов прошлого века, помимо политической ориентации туризма, стала проявляться тенденция экономической ориентации, на которую все больше нацеливалась отрасль. Кроме того, туристической отрасли стало уделяться все большее внимание со стороны государства. В феврале 1978 года в докладе о работе правительства, принятом пятым Всекитайским собранием народных представителей, четко говорилось: «Мы

должны активно развивать туризм». После третьего пленума ЦК КПК XI созыва превалирование политической ориентации в туризме стало угасать, а экономическая ориентация непрерывно укреплялась. В пяти важных тезисах товарища Дэн Сяопина по развитию туризма, сформулированных в период с октября 1978 года по июль 1979 года, отражены основные экономические направления в развитии индустрии туризма. Дэн Сяопин, в частности, отметил, что «в индустрии туризма есть много проблем, которые нужно решать, причем в ускоренном порядке. Туризм приносит значительные доходы, он может развиваться быстрее, и нет никаких проблем в том, чтобы, благодаря туризму, мы могли делать внешние заимствования». Кроме того, в этот период товарищ Чэнь Юнь также особо отметил, что «необходимо уделять внимание развитию туризма. Доходы от туризма фактически являются "поступлениями от экспорта", что гораздо эффективнее, чем отдача от экспорта товаров». В то же время, третий пленум ЦК КПК XI созыва сфокусировал работу партии на экономическом строительстве, которое открыло путь реформ и открытости, что обусловило экономическую направленность новой эры туризма.

2. Важная движущая сила для быстрого развития туризма - непрерывное укрепление и углубление экономической ориентации.

На заре проведения политики реформ и открытости политическая ориентация туризма все еще существовала, но экономическая ориентация начала становиться основной. В 1981 году в решении Государственного совета «Об усилении работы в сфере туризма» говорилось, что «индустрия туризма является не только экономическим предприятием, но и частью внешнеполитической деятельности Китая. Мы должны исходить из реалий Китая и постепенно развивать туризм в соответствии с китайскими традициями, которые наиболее подходят для национальных условий, и дадут хорошие результаты во внешней политике и экономике». В то же время, было также четко указано, что «индустрия туризма является комплексным экономическим предприятием, важной частью национальной экономической политики, составной частью национальной экономики, призванной решать социальные проблемы населения».

В декабре 1985 года исполком Государственного Совета постановил включить развитие туризма в Седьмой национальный пятилетний план. С этого времени экономическая ориентация туризма стала основным направлением развития отрасли. О том, что государство повысило свою заинтересованность в развитии отрасли, говорит тот факт, что в функции вице-премьера страны стала входить обязанность организовывать и контролировать деятельность всей туристской отрасли страны. Такая практика сохранялась вплоть до того момента, когда туристская отрасль была переподчинена Министерству культуры страны.

Хотя в индустрии туризма, помимо экономической ориентации, есть и другие ориентиры, в целом, история развития туристической отрасли Китая за 40 лет «реформ и открытости» показала, что экономическая ориентация в отрасли превалирует. На разных этапах развития экономическая направленность функционирования отрасли имела различные характеристики.

2.1 Зависимость валютных поступлений страны от быстрого развитии туризма.

На начальном этапе политики реформ и открытости валютная биржа страны испытывала существенный дефицит средств, в связи с чем было необходимо срочно совершенствовать ее деятельность для внедрения передовых международных технологий и соответствующего оборудования. По сравнению с другими отраслями, индустрия туризма Китая имеет очевидные сравнительные преимущества в вопросе привлечения иностранной валюты. Поэтому на ранней стадии политики реформ и открытости, наряду с торговлей, индустрия туризма стала одним из трех столпов валютных поступлений в страну Из-за этого основной экономической целью туризма в то время было зарабатывание иностранной валюты, что сделало задачей номер один развитие въездного туризма в общей системе туризма. 9 октября 1978 года товарищ Дэн Сяопин в своем выступлении особо отметил, что «для ведения бизнеса с иностранцами необходимо сформировать специальные счета. Так, если путешественник тратит в стране тысячу долларов, то при статистике 10 миллионов

244

путешественников в год Китай может заработать 10 миллиардов долларов. Даже, если турпоток будет вполовину меньше, вы можете заработать для страны $5 миллиардов. Мы должны стремиться к достижению этой цели - заработать этот объем иностранной валюты к концу века». В то же время, именно вокруг въездного туризма была организована система материально-технического снабжения всей туристической отрасли страны. В то время, несмотря на спорадический внутренний туризм, он не пропагандировался на национальном уровне. Например, в 1981 году в Решении Государственного совета «Об укреплении работы в сфере туризма» четко говорилось, что «в последние годы внутренний туризм Китая значительно развился». Но из-за нынешних плохих условий, таких, как транспорт, плохо оснащенные места размещения туристов, поощрение развития внутреннего туризма оказывалось нецелесообразным. Ориентирование туризма в первую очередь на экономическую составляющую дало толчок развитию направлений туристической отрасли Китая, в основном сосредоточенных в нескольких ключевых туристических районах - Пекин, Шанхай, Сиань, Ханчжоу, Гуйлинь и Хуаншань.

2.2. Туризм определяется как новая точка экономического роста.

По мере ослабления дефицита иностранной валюты, экономическая ориентация туризма в стране стала тесно увязываться с внутренним туризмом. В частности, Азиатский финансовый кризис 1998 года привел к резкому сокращению внешнеэкономического спроса. Расширение внутреннего спроса, особенно потребительского, стало в этих условиях главной задачей Национального экономического развития. На конференции 1998 г. «Работа экономических центров Китая» в качестве новых точек экономического роста были определены туризм, жилищная и информационная индустрия. В рамках этой политики, в 1999 году была официально введена в действие программа «Золотая неделя», ориентированная на расширение потребительского спроса, что позволило увеличить свободное время трудящихся масс и направить их на потребление услуг внутреннего туризма. Наряду с этим, внутренний туризм стал основой развития всего туризма Китая, что привело к созданию и развитию новых туристических направлений внутреннего туризма, рассматриваемого уже в качестве основного рынка туристических услуг страны.

2.3 Становление туризма как стратегической отрасли.

Состоявшийся в 2001 году Государственный совет провел Национальную рабочую конференцию по развитию туризма и опубликовал Уведомление Государственного совета «О дальнейшем ускорении развития туризма». С тех пор положение туристической отрасли в экономическом развитии страны стало неуклонно укрепляться, а значение, придаваемое развитию туризма на всей территории страны, значительно возросло. В 2009 году были обнародованы «Мнения» Государственного совета «Об ускорении развития индустрии туризма». В документе четко говорилось, что «индустрия туризма будет культивироваться в стратегическую опорную отрасль национальной экономики и современную сферу услуг, которая в большей степени будет ориентирована на широкие трудящиеся массы». С тех пор почти все провинции и большинство городов позиционируют туризм как стратегическую опору всей экономики. На данный момент статус туристической отрасли в развитии национальной экономики закреплен в Законе Китайской Народной Республики «О туризме» от 2013 года, «Национальной программе туризма и досуга», подготовленной Генеральной канцелярией Государственного Совета, Докладной записке Госсовета «О содействии реформе и развитию индустрии туризма» 2014 года, а также в материалах 13-го пятилетнего плана развития туризма. Благодаря сформулированной Государственным Советом программе развития, экономическая ориентация туризма стала более всеобъемлющей.

3. Основной приоритет сферы туризма - комплексное развитие.

За 40 лет политики реформ и открытости экономическая функция стала основным направлением развития туризма, хотя с точки зрения политического строительства, дипломатическая функция туризма и сегодня продолжает играть позитивную роль в содействии Национальной открытости. Что касается социального строительства, то роль туризма в сфере занятости в большей степени обусловлена его характеристиками, как

245

относительно трудоемкой отрасли. В октябре 2002 года Государственная комиссия «По планированию и национальному управлению в сфере туризма» провела специальный симпозиум по развитию отрасли в целях расширения занятости, а местные районы также рассмотрели развитие туризма как инструмент создания дополнительных рабочих мест.

Наряду с этим, в последние годы индустрия туризма продемонстрировала свои уникальные преимущества в деле сокращения масштабов бедности. Административный департамент туризма осуществляет совместную работу с другими госструктурами, нацеленную на борьбу с бедностью, с тем, чтобы помочь большему числу людей избавиться от нищеты и увеличить доходы за счет развития сельского туризма. С точки зрения культурного строительства, была реализована программа «культура - душа туризма, а туризм - носитель культуры». В Решении Госсовета «Об ускорении развития туристической отрасли в 2009 году», был сделан особый акцент на «богатой туристической культуре». А затем органы культуры и туризма также выпустили руководящие указания о содействии усилению связи культуры и туризма. С точки зрения экологического строительства, сектор туризма и Департамент охраны окружающей среды активно продвигают проект строительства национальной демонстрационной зоны экотуризма. В то же время, в процессе реализации программы «теории двух гор», индустрия туризма стала продвигаться в экологическом направлении, нацеленном на «прозрачные воды и пышные горы», являющиеся бесценными активами.

Туризм - это комплексная отрасль. С точки зрения содействия развитию отрасли, необходимо интегрировать различные ресурсы и усилить синергизм для достижения основных целей развития. С точки зрения функциональных атрибутов, это означает, что роль туризма в будущем не будет ограничиваться ранее известными политическими или экономическими функциями, но и станет важным направлением для общего развития страны. Для такой большой страны, как Китай, доля туризма в национальной экономике всегда будет ограничена, но всеобъемлющий движущий эффект туризма не ограничен. Это требует постепенной трансформации экономической ориентации туризма и постоянного контроля за удельным весом доли туризма в экономике страны. При этом перспектива развития ориентирована на удовлетворение потребностей людей. Создание Министерства культуры и туризма в 2018 году дополнительно рационализировало институциональные механизмы интеграции культуры и туризма. Разумно полагать, что с интеграцией культурного туризма, возможности всесторонней ориентации туризма станут всеобъемлющими, а сам туризм будет более активно участвовать в различных областях национального и местного развития, что может внести новый больший вклад в национальное процветание и счастье людей.

II. 40-я годовщина политики реформ и открытости: анализ эволюции развития туризма в провинции Хэйлунцзян.

1. Экономическая ориентация туризма открывает путь к реформам и открытости в провинции Хэйлунцзян.

В марте 1983 года Госсовет официально включил туризм в план социального развития национальной экономики, реализовал отдельный план и определил статус туризма в национальной экономике. В 1985 году Министерство культуры Китая приняло генеральный план строительства пограничного культурного коридора Китая в девяти провинциях и автономных районах. Вскоре в провинции Хэйлунцзян был организован пояс ландшафтного туризма «озеро Синкай - озеро Цзинбоху - Ябули - Цзиньюань». В этот период политика, сформулированная в документах провинции Хэйлунцзян в области развития туризма, позволила привлечь тысячи отечественных и иностранных туристов. Общественная поддержка Госсовета, а также активная и эффективная реклама привлекли внимание отечественных и иностранных путешественников к туристическим достопримечательностям провинции Хэйлунцзян. Создание культурного коридора в приграничной зоне означало создание единого общекитайского культурного коридора, открытого для внешнего мира [1].

В начале 1980-х годов такие достопримечательности, как Солнечный остров и Парк Чжаолин, были еще редкостью в Харбине. В 1998 году Центральная экономическая рабочая конференция определила туризм, жилищное строительство и информационные отрасли в

246

качестве новых точек экономического роста. В рамках этой ориентации, с целью развития отрасли, в 1999 году была официально введена в действие программа «Золотая неделя», ориентированная на расширение потребления. В этом году Харбин показал еще одну достопримечательность - «Ледяной и Снежный мир», в котором отразились ледяная и снежная культура и туристический шарм, где тысячи туристов приветствуют Новый век.

2. Туризм является одной из важных отраслей экономики провинции Хэйлунцзян и новой точкой экономического роста.

Провинция Хэйлунцзян, используя богатые туристические ресурсы, формулирует стратегию развития туризма, трансформирует преимущества в отрасли и занимает достойное место в региональной конкурентной рыночной экономике. В период девятой пятилетки провинция Хэйлунцзян рассматривала туризм как одну из ключевых отраслей развития. В период 10-й пятилетки туризм стал ключевой точкой экономического роста. На рабочей конференции по развитию туризма в провинции 9 августа 2001 года губернатор Сон Фатанг подчеркнул, что необходимо придавать большое значение стратегическому положению туристической отрасли и ускорить темпы строительства сильной туристической провинции.

Как показал опыт, стратегию развития туризма провинции Хэйлунцзян может ускорить рациональное распределение ресурсов, что будет также способствовать и реструктуризации промышленности, и обеспечению занятости. Ежегодный международный лыжный фестиваль Хэйлунцзян способствовал созданию совершенно нового (лыжного) направления в индустрии туризма, превратив белый снег в «платиновую индустрию». Во время фестиваля льда и снега в 2000 году доход от так называемого лыжного туризма в провинции Хэйлунцзян достиг более 700 миллионов юаней, что составляет 10% доходов от всего туризма провинции. Мультипликативный эффект от этого состоял в следующем - каждый дополнительный юань, полученный от лыжного туризма, способствует получению в других отраслях экономики провинции 6-7 юаней, а каждое дополнительное рабочее место в туризме создает 6-7 новых рабочих мест для всего общества. Функционирование современного горнолыжного курорта ведет к тому, что другие отрасли промышленности формируют собственную независимую экономическую политику в отношении «лыжной зоны», которая не только стимулирует экономику, но и способствует занятости.

Стратегия развития туризма в провинции Хэйлунцзян может способствовать развитию всего туризма Китая. Туризм имеет преимущества в развитии, которых нет в других отраслях. Во-первых, он стимулирует рост сопутствующих продаж. Во-вторых, это трудоемкая отрасль, которая имеет большое значение для развития местной экономики и может переварить избыток рабочей силы. В-третьих, туризм имеет наибольшой потенциал для развития в бедных районах с определенной конкурентоспособной продукцией, а его инвестиционные потребности невелики и эффективны, что делает туризм ведущей отраслью местной экономической структуры. В-четвертых, развитие туризма именно в провинции Хэйлунцзян будет способствовать региональному и международному сотрудничеству, формированию новых коммуникаций и расширению возможностей для разнообразных обменов и контактов. Международный туризм может способствовать укреплению взаимопонимания между странами и укреплению мира между народами.

III. Тенденции развития туризма в провинции Хэйлунцзян.

1. Стратегическое значение туризма постоянно растет.

В годы 13-ой пятилетки (2016-2020 гг. - ред.) провинция Хэйлунцзян добросовестно реализует стратегию «теории двух гор» Генерального секретаря Си и придает большое значение развитию индустрии туризма. Руководители провинции неоднократно акцентировали внимание на развитии туризма, в связи с чем были пересмотрены комплексные подходы и показатели туристической отрасли, издан ряд постановлений о реализации программ и специальных планов развития туризма, в результате проведенной реструктуризации заменены туристическое бюро городов на Комитеты по управлению туризмом, созданы горячие линии мэров, оперативно регулирующие сферу туристских услуг [2].

2. Инфраструктура становится все лучше в соответствии с требованиями развивающейся индустрии туризма.

Провинция Хэйлунцзян, развивая туризм, активно продвигает план «туалетной революции». При этом она накопила в общей сложности 3,4 миллиона юаней национальных специальных фондов для строительства 638 туристических туалетов. Постоянно оптимизируется транспортная среда, ремонтируется и расширяется Международный аэропорт Тайпин, железнодорожный вокзал Харбина, построены 4 линии метро. В 2016 году провинция Хэйлунцзян инвестировала 29,8 млрд. юаней в строительство более 70 проектов. Было завершено и введено в эксплуатацию большое количество специальных туристических проектов, таких как «Королевство океана Посейдона», «Город культурного туризма Ванды», «Зоопарк Лонгша» и аквапарк «Ботанический сад». Очевидно, что улучшение инфраструктурного строительства, безусловно, будет способствовать развитию туризма в провинции Хэйлунцзян.

3. Продолжается модернизация индустрии зимнего туризма.

«Экономика льда и снега» направлена на усиление экономического положения провинции Хэйлунцзян. В последние годы провинция Хэйлунцзян представила ряд планов развития индустрии зимнего туризма, которые реализованы в соответствии с Определением от 20 декабря «Национальный день активного льда и снега», предусматривающей запуск прямой телевизионной трансляции и организация Национального форума по ледовому и снежному туризму. В 2018 году в рамках Весеннего фестиваля «Золотая неделя» провинция Хэйлунцзян привлекла в общей сложности 11,2 миллионов внутренних туристов, в результате чего доход составил 13,632 миллиарда юаней, что на 13,16% больше предыдущего периода. Бренд «лед и снег» хорошо известен по всей стране, что обязательно будет способствовать развитию туризма в провинции Хэйлунцзян [2].

4. Интеграция культуры и туризма становится важным хозяйственным подходом к построению открытой экономики/

Современная индустрия культурного туризма - это естественная, типичная и открытая индустрия. В развитой экономике торговля услугами въездного и выездного туризма составляет более половины общего объема поступлений от всего туризма. В докладе XIX съезду КПК отмечалось, что реформы и открытость являются жизненно важным путем для развития и прогресса Китая, а также жизненно важным способом реализации китайской мечты: «Мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы отпраздновать 40-ю годовщину реформ и открыть для себя путь через горы и построить мосты через реки». Индустрия культурного туризма, сформированная в результате интеграции культуры и туризма, выиграла от политики реформ и открытости. Провинция Хэйлунцзян будет и далее сосредоточиваться на «интеграциях» и «инновациях», будет стремиться содействовать интеграции концепций, функциональной интеграции, промышленной интеграции [3].

IV. Заключение.

В современном обществе индустрия туризма стремительно развивается. Туризм стал жизненной потребностью и образом жизни современных людей. В будущем он, несомненно, станет крупнейшей индустрией в мире. Наша страна поддерживает развитие туристической отрасли и политически. Реализуя свои планы, провинция Хэйлунцзян предлагает создать на своей территории всемирно известный бренд туризма. С точки зрения устойчивого научного развития, мы поддерживаем развитие туризма в провинции Хэйлунцзян для адаптации к цели построения умеренно процветающего общества и гармоничного развития человека и самой природы. Практическая значимость создания мощной туристической провинции в основном отражена в шести аспектах. Во-первых, в условиях текущей международной экономической ситуации, развитие туризма может способствовать экономическому развитию, поиску новых точек экономического роста. Во-вторых, в условиях внутренних экономических преобразований и развития Китая и на фоне корректировки структуры туризма, как развивающейся отрасли, могут возникать новые точки потребления для экономического развития. В-третьих, подъем индустрии туризма нового типа неизбежно приведет к появлению

248

большего количества рабочих мест, что может расширить занятость и улучшить качество жизни людей. В-четвертых, с культурной точки зрения развитие туризма может способствовать тому, чтобы регион открывал для себя больше материального и нематериального культурного наследия, тем самым усиливая мягкую культурную власть на местах. В-пятых, развитие туризма в провинции Хэйлунцзян может способствовать повышению общего качества жизни жителей и, в определенной степени, прогрессу местного общества. В-шестых, уникальное географическое положение провинции Хэйлунцзян неизбежно укрепит отношения с другими странами Северо-Восточной Азии. Поэтому превосходное природное географическое положение и социальные условия неизбежно станут основными условиями развития туризма в провинции Хэйлунцзян.

Литература и источники

1. Zhangrui. Research on the Development Process of Tourism Cooperation between Eastern Russia and Heilongjiang Province of China [J]. Tourism Overview, 2018.9

2. Zhaolei. Analyses and Countermeasures of Tourism Development in Heilongjiang Province [J]. The Border Economy and Culture, 2018.5

3. BaDuoxun. The 40th Anniversary of Reform and Opening up: The Value and Trend of the Integration of Chinese Culture and Tourism and Development [J]. Gansu Social Sciences, 2018.9

СОНГ ЛИНЛИН - научный сотрудник Института исследований Северо-Восточной Азии Академии Общественных Наук провинции Хэйлунцзян (Китай).

SONG LINLIN - Associate Researcher in Institute of Northeast Asian Studies of Heilongjiang Provincial Academy of Social Sciences (China) (info@helri.com).

УДК 338.436(510)

СУН ЦЕ

40-Я ГОДОВЩИНА ПОЛИТИКИ «РЕФОРМ И ОТКРЫТОСТИ»: СОВРЕМЕННОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН СТАНОВИТСЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛЬЮ

Ключевые слова: провинция Хэйлунцзян, сельскохозяйственное производство, мелиоративный район Хэйлунцзяна, национальная модель экономики.

С момента перехода к реализации программы мелиорации провинции Хэйлунцзян в 1947 году, произведено более 700 миллионов тонн зерна и реализовано более 600 миллионов тонн товарного зерна, что является важным вкладом в обеспечение национальной продовольственной безопасности страны. Проведение политики реформ и открытости позволило достигнуть серьезных результатов в строительстве и развитии Великой северной пустыни. В преддверии главного Национального праздника 2018 года Си Цзиньпин при проведении инспекции работ по сельскохозяйственной мелиорации провинции Хэйлунцзян подчеркнул, что снабжение китайских трудящихся продовольственными товарами должно быть стабильным и устойчиво высоким. Эти слова определяют перспективу Великой северной пустыни. По мере своего развития, Великая северная пустыня должна вывести китайский народ на новые передовые рубежи. В статье дан общий анализ развития сельского хозяйства провинции Хэйлунцзян, с учетом достижений Великой северной пустыни, показаны причины достигнутых успехов.

SUN CE

THE 40TH ANNIVERSARY OF REFORM AND OPENING UP: HEILONGJIANG MODERN AGRICULTURE BECOMING A NATIONAL MODEL RELYING ON HEILONGJIANG RECLAMATION

AREA

Keywords: Heilongjiang Province, agricultural Production, Heilongjiang Reclamation Area, national economy model.

Since the establishment of the Heilongjiang Reclamation Area in 1947, it has produced more than 700 billion kilograms of grain and sold more than 600 billion kilograms of commercial grain to the country, which make a major contribution to safeguarding national food security, support national construction, and maintain frontier stability. Since the reform and opening up for 40 years, especially since the 18th National Congress of the Communist Party of China, the construction and development of the Great Northern Wilderness has made historic achievements. "China Food! Chinese Rice Bowl!" On the eve of the National Day of 2018, President Xi emphasized in the investigation and research of the Jiansanjiang Administration of Heilongjiang Agricultural Reclamation that the Chinese people's rice bowls should be firmly in their hands at all times. Meaningful words have pointed out the way forward for the Great Northern Wilderness. On the new journey, the Great Northern Wilderness, which leads the way with green development and reform thinking, will continue

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.