УДК 327.82+379.83(571.62+518.3) DOI 10.24411/9999-056А-2020-10017
РОЛЬ ТУРИЗМА МЕЖДУ АМУРСКОЙ ОБЛАСТЬЮ И ПРОВИНЦИЕЙ ХЭЙЛУНЦЗЯН В РАЗВИТИИ НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПРИГРАНИЧЬЯ
Янь Мэйвэй,
аспирант (КНР), Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск E-mail:[email protected]
Статья посвящена исследованию туризма между Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян как формы народной дипломатии. Дан экскурс в историю туристического обмена между двумя регионами. Охарактеризованы направления международного туризма — шоп-туры, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм. Рассмотрены перспективные проекты международного приграничного сотрудничества.
Ключевые слова: народная дипломатия, туризм, дальневосточное приграничье, Амурская область, провинция Хэйлунцзян.
THE ROLE OF TOURISM BETWEEN THE AMUR REGION AND HEILONGJIANG PROVINCE IN THE DEVELOPMENT OF PEOPLE'S DIPLOMACY IN THE FAR EASTERN BORDER REGION
Yan Meiwei, PhD student (China), Blagoveshchensk State Pedagogical University, Russia. E-mail:[email protected]
The article is devoted to the study of tourism between the Amur region and Heilongjiang province as a form of people's diplomacy. An excursion into the history of tourist exchange between the two regions is given. The article describes the directions of international tourism-shop tours, health and cultural tourism. The prospective projects of international cross-border cooperation are considered. Keywords: people's diplomacy, tourism, far Eastern border area, Amur region, Heilongjiang province.
Международное сотрудничество — сложное, комплексное явление. Одним из его аспектов является сотрудничество в области туризма, причём именно в этой сфере отношения между странами могут развиваться наиболее благоприятным образом, соединяя и взаимные интересы,
и взаимную выгоду, становясь «не просто путешествием ради получения наслаждения от общения с природой», но выходя «на передовую линию дипломатии» [8]. Описание туристических практик в таком контексте неслучайно: отдельные учёные даже настаивают на самостоятельном термине «туристская дипломатия», понимая под ней инструмент, помогающий государству рассказать миру о себе [10, с. 94], определённым образом сформировать общественное мнение.
Народная дипломатия (и туристская как её форма) определяет имидж страны и формы её международного признания, способствует реализации стратегии взаимовыгодной открытости. Знакомство путешественников с культурой других стран способствует формированию толерантности. В конечном счёте, именно туризм позволяет на паритетных началах сформировать глобальное коммуникативное пространство: «бренд территории посылает своеобразный месседж об открытости данного общества для бизнеса и туризма» [6, с. 245], «брендинг туристических территорий, мягко воздействуя на общественное мнение, способствует повышению эффективности народной дипломатии» [10, с. 93]. Мировой опыт говорит о том, что страны, практикующие широкий туристический обмен, ориентированы на конструктивное решение и политических вопросов: таковы отношения между Россией и Турцией, Россией и Италией, Россией и Грецией [7].
Важную стратегическую роль в укреплении международного сотрудничества туризм играет и в российско-китайских отношениях. В настоящее время эти отношения развиваются весьма динамично, а пограничное положение Северо-восточного Китая и Дальнего Востока России определило преимущества этих регионов в отношениях между странами. Ключевую роль в закладывании основ народной дипломатии сыграл переход Китая в 1978 г. к политике реформ и открытости и начало перестройки в СССР: культурные связи между странами начали восстанавливаться уже в середине 1980-х гг. В конце десятилетия появились экскурсионные маршруты между двумя городами, расположенными на противоположных берегах Амура, — Благовещенском и Хэйхэ. Началом новых туристических отношений между странами считается 24 сентября 1988 г., когда СССР и КНР обменялись первыми туристическими группами. Из Благовещенска в Хэйхэ и в обратном направлении однодневную поездку по безвизовому обмену совершили две встречные группы по 40 чел. в каждой. В 1989 г. эти города обменялись 389 туристическими группами: с китайской стороны Россию посетило 7858 чел., с российской — 8138 чел. [12, с. 12]. Первоначально это были действительно экскурсионные маршруты, позже они трансформировались в двухсторонние шоп-туры. В 1992 г. Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города — Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хунь-чунь — «городами приграничного сотрудничества» [11, с. 70]. В 1994 г. между
КНР и РФ было подписано соглашение о культурном сотрудничестве, актуальное до сего дня. В России шёл процесс реформирования туристической отрасли. С 2002 г. начала действовать упрощённая схема пересечения границы для амурчан, посещающих о. Большой Хэйхэ, с января 2004 г. эти правила были распространены и на город Хэйхэ.
Сегодня приграничные отношения регулируются рядом документов, принятых и на региональном, и на федеральном уровнях РФ. Так, в целях координации усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая и действий по осуществлению федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая», а также в соответствии с пунктом 8 раздела I Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 2007 г. и с Планом действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР (на 2009—2012 гг.) была разработана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока Китая на 2009—2018 гг. Каждый субъект Дальневосточного Федерального округа РФ, по территории которого проходит государственная граница с КНР, имеет свою программу приграничного сотрудничества. На сайтах региональных администраций представлена информация на китайском и английском языках. Реализуется проект «Истоки Амура» для экотуризма с участием Монголии, Китая и России.
Итоги многолетнего сотрудничества Амурской области и провинции Хэйлунцзян положительно оценили Президент РФ В.В. Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин во время посещения павильона Амурской области на Восточном экономическом форуме в сентябре 2018 г. [3]. По данным, приведённым на VI Саммите Российско-Китайского туристического форума в Москве (2018) главой дипломатического представительства Государственного управления туризма КНР в Москве Ван Сяося и зам. руководителя российского Федерального агентства по туризму Н. Королёвым, взаимный туристический поток между РФ и Китаем составляет почти 4 млн чел. [4]. При этом число российских туристов, пересекающих Амур, намного выше числа китайских туристов, перемещающихся в обратном направлении. Российские турфирмы в Амурской области ориентированы на выездной туризм (главным образом, китайского направления).
Можно выделить несколько видов туризма, популярных в российско-китайском приграничье — шоп-туры, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм.
Во всех направлениях обе страны развивают свои туристические маршруты. Так, со стороны Китая туристические фирмы предлагают большое количество туров с целью покупки мебели, одежды, украшений, шуб и пр.
Особенно популярны шоп-туры в ближайший к Амурской области г. Хэй-хэ, так как для жителей области разрешён безвизовый въезд на его территорию до 30 дней.
Востребованным является это направление туризма и в Китае — шоп-туры в Благовещенск с целью покупки золота, драгоценных и полудрагоценных камней, мёда, сладостей (шоколада) и пр., популярность которых значительно возросла после кризиса 2014 г., когда курс юаня к рублю вырос в несколько раз.
Обратной стороной такой «программы лояльности» является нелегальный ввоз товаров для последующей продажи как российскими, так и китайскими предпринимателями. Активный туристический обмен, превратившись в особое быстро развивающееся явление, со временем обнаружил не только позитивные свойства. Возможности туристического бизнеса открывают простор для нелегальной миграции китайцев на Дальний Восток — настолько активной, что это привело к решению российских властей пересмотреть ряд соглашений, допускающих безвизовый въезд для туристов из Китая [5, с. 401].
Что касается лечебно-оздоровительного туризма, то у российских туристов пользуется популярностью финансово доступные курорты в г. Уда-лянчи. Лечебно-оздоровительный туризм в Амурской области находится на стадии становления: так, китайские инвесторы планируют организовать для китайских пенсионеров оздоровительные туры в санаторий в п. Бузули [9]. Уже состоялось несколько ознакомительных поездок пожилых людей России и Китая: так, 26 октября 2015 г. 35 российских пенсионеров прибыли в Хэйхэ. Министерством социальной защиты населения Амурской области совместно с управлением гражданской администрации г. Хэйхэ для них был организован трёхдневный курс китайского массажа и иглоукалывания. Это была первая подобная поездка пенсионеров Благовещенска в Хэйхэ. В свою очередь, в 2016 и 2017 гг. делегации в составе 35 китайских пенсионеров из провинций Чжэцзян, Хубэй, Шаньдун, Хэйлунцзян и из г. Шанхая в течение трёх дней отдыхали в пансионате «Приозёрье» в с. Козьмодемьяновка. Они не только увидели прекрасные российские пейзажи, но и прошли курс соляной и магнитной терапии и других оздоровительных процедур. В марте 2016 г. состоялась встреча министерства социальной защиты правительства Амурской области с правительством г. Хэйхэ, где было принято решение развивать приграничные обмены с участием российских и китайских пенсионеров, расширять возможности их взаимных контактов, проводить спортивные и оздоровительные мероприятия для пожилых людей. В октябре 2018 г. Амурская область и пров. Хэйлунцзян вновь обменялись делегациями пожилых людей — для россиян был организован тур в Удаляньчи, а китайские граждане посетили Благовещенск, где побывали в Доме ремёсел, на кондитерской фабрике
«Зея», в Амурском краеведческом музее им. Г.С. Новикова-Даурского, совместно с амурскими пенсионерами провели творческий вечер двух культур [13].
Активно развивается культурно-познавательный туризм: в обоих направлениях формируются новые интересные маршруты, прежде всего, вглубь регионов. Например, на окраине г. Харбина привлекает большой гостиничный комплекс — усадьба «Волга», построенный в 2006 г. и сочетающий в себе и отель, и музей, и базу отдыха в русском стиле. Интересный проект — «Русская деревня», она построена специально для китайско-российской версии фильма «А зори здесь тихие» в качестве декораций, который снимали в г. Хэй-хэ в 2006 г. Сейчас это туристический комплекс, представляющий собой деревню в русском стиле — с избами, колодцами и даже небольшой церковью. Кроме того, в районах, граничащих с Россией на севере пров. Хэйлунцзян, местные власти активно развивают туристическую отрасль, создавая «русские деревни». Например, в деревне Бяньцзян (уезд Сюнькэ) живут потомки эмигрировавших в Китай русских. Местные жители активно используют «русский колорит» — национальную русскую одежду, предметы быта и пр. [2].
С российской стороны также предпринимается много усилий для развития именно культурно-познавательного туризма. Разработан тур на космодром «Восточный» (технотуризм). В 2017 г. впервые были организованы пилотные маршруты для китайских экспертов и туристов в южные районы региона в рамках Международного туристического форума AMUR TRAVEL.
Кроме того, проводятся мероприятия, специально направленные на развитие и поддержку добрососедских отношений. Амурская область использует туристический потенциал региона, проводя уже ставшие традиционными мероприятия, такие как Российско-Китайская ярмарка культуры и искусства, заплыв «Дружба» через р. Амур, Российско-Китайская ярмарка приграничных городов, Международный хоккейный матч на льду пограничной р. Амур (с 2016 г.). С 2017 г. при поддержке администрации г. Благовещенска, Генерального консульства КНР в г. Хабаровске и Народного Правительства г. Хэйхэ организуются праздничные мероприятия в рамках акции «Приграничные города России и Китая — Праздник Весны 2019». В 2019 г. управлением культуры г. Благовещенска в столице Приамурья был организован V Международный писательско-издательский форум.
В 2020 г. прошла всероссийская туристическая онлайн-выставка «Знай наше», на которой Амурская область презентовала возможности отдыха в регионе [1]. Туристам предложили туры-конструкторы (индивидуальное наполнение тура), эко-маршруты, экзотическую кухню (космическое питание, сало в шоколаде, чай-сливан и пр.), а также новое для региона направление digital-детокс: «курс перезагрузки в амурской тайге». Все эти туристические направления рассчитаны как на внутренний (российский), так и на въездной (преимущественно китайский) туризм.
Туризм способствует не только экономическому росту, но и значительно трансформирует социокультурный облик регионов. Например, въездной китайский туризм влияет в первую очередь на столицу Амурской области Благовещенск, в том числе на его архитектурный облик. Так, с 1986 по 1995 г. во втором микрорайоне Благовещенска китайские рабочие возводили парк Дружбы, который символизировал сотрудничество пограничных стран. В архитектурном плане парк представляет собой стилизованные под пагоды здания, искусственные озёра, мост-«горбун», фигурки панд. В городе около 50 кафе/ресторанов китайской кухни, популярных среди горожан: «<Панда», «<Мистер Джеки», «Циндао», «Санья», «Сунгари», «Гонконг», «Пекинская утка» и пр., отражающие топонимы или культурную специфику соседнего государства. Интерьеры, как правило, представлены в традиционном китайском стиле, многие оформляют так и прилегающую территорию: красные фонари, иероглифы счастья и прочие атрибуты китайской культуры. Для сравнения: число кафе, предлагающих традиционные русские блюда, в Благовещенске в разы меньше, что осложняет работу туристических фирм, занимающихся турами из Китая.
Итак, туристская дипломатия как форма народной дипломатии активно развивается на постсоветском пространстве и стала эффективным механизмом формирования как имиджа России за рубежом, так и «образа соседа» в сознании россиян. Реформы в России, экономические и общественные трансформации оказали непосредственное влияние на развитие туризма как важного связующего звена между государствами, смягчающего кризисные явления и предотвращающего их превращение в конфликты. Контакты на уровне этносов, реализующиеся посредством туристических поездок, способствуют эффективному сотрудничеству между двумя государствами, развитию позитивных форм культурного взаимодействия. Большое значение туристская дипломатия приобретает в дальневосточном приграничье, где формирование и сохранение толерантной среды является необходимым условием взаимовыгодного сосуществования представителей двух цивилизаций. При этом успешность народной дипломатии в сфере туризма зависит от представительной функции региона, реализуемой стратегии в области туристических контактов.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. В Приамурье туристов будут завлекать вечной мерзлотой и салом в шоколаде. URL: https://www.amur.info/news/2020/05/26/173377 (дата обращения: 26.05.2020).
2. В провинции Хэйлунцзян из бедных уездов делают деревни «с русским колоритом». URL: https://www.amur.info/news/2019/08/12/l58324 (дата обращения: 21.05.2020).
3. Губернатор Амурской области: развитие межрегиональных контактов с провинцией Хэйлунцзян позволяет решать серьёзные задачи по экономическому развитию области // Партнёры. 2019. 29 янв. URL: https://russian.dbw.cn/ system /2019/01/29/001317483.shtml (дата обращения: 20.05.2020).
4. Итоги выездного туризма в России в 2018 // ТурСтат. 2019. 20 февр. URL: http:// turstat.com/outboundtravelrussia9month2018 (дата обращения: 20.05.2020).
5. Матвиенко В.В. Народная (общественная) дипломатия в китайско-российских отношениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 8. С. 400-403.
6. Можаева Л.А. Пространство народной дипломатии: туризм // Россия и современный мир. 2019. № 2 (103). С. 243-250.
7. Трофимов Е. Туризм как бизнес и народная дипломатия // Междунар. жизнь. 2010. № 2. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/191 (дата обращения: 20.05.2020).
8. Туристическая дипломатия: дополнительные очки для имиджа страны. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-12/29/content_37415856.htm (дата обращения: 20.05.2020).
9. Турфирмы провинции Хэйлунцзян изучают, насколько привлекательны амурские курорты для китайских пенсионеров. URL: https://www.amur.info/ news/2016/01/11/105491 (дата обращения: 20.05.2020).
10. Черевичко ТВ. Туризм как инструмент публичной дипломатии // Известия Саратовского гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. 2014. Сер. История. Междунар. отношения. Вып. 4. С. 93—95.
11. Чуб М.А. Приамурье — Хэйлунцзян: проекты и перспективы международного туризма // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2012. № 12. С. 69—74.
12. ^сМ, . ШШЙ^ЙШ^МШ = Сун Куй, Чэнь Цюцзе. Прошлое и будущее сотрудничества России и Китая в сфере туризма // 2001. № 5. С. 11—16.
13. Открытие новой модели трансграничных поездок пожилых людей // М^ДйЖ..2017. 11 июля. URL: http://www.hlj.gov.cn/zwfb/ system/2017/07/11/010837510.shtml (дата обращения: 26.05.2020).