Научная статья на тему 'Приамурье - Хэйлунцзян: проекты и перспективы международного туризма'

Приамурье - Хэйлунцзян: проекты и перспективы международного туризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОСТЬ ТУРИЗМА / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПОРУБЕЖЬЕ / РЕКА АМУР / МАНЬЧЖУРИЯ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОД РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬ- НЫЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / RUSSIAN-CHINESE ПОРУБЕЖЬЕ / A TOURISM TRANSGRANICHNOST / THE RIVER AMUR / MANCHURIA / THE TOURISM INDUSTRY / JOINT PROJECTS / YEAR OF THE RUSSIAN TOURISM IN CHINA / GEOGRAPHICAL / HISTORICAL / SOCIAL / ECONOMIC AND POLITICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуб Маргарита Александровна

Статья посвящена истокам зарождения туризма в районе российско-китайского порубежья, его сегодняшнему состоянию и перспек- тивам развития. Автор делает вывод, что сотрудничество России и Китая позволяет надеяться на устойчивый характер положительной динамики в сфере туризма и трансграничных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priamurye - Cheyluntszyan: projects and prospects of the international tou

Article is devoted to sources of origin of tourism around Russian- Chinese frontier, to its todays condition and development prospects. The author draws a conclusion that cooperation of Russia and China allows to hope for steady nature of positive dynamics in the sphere of tourism and the cross-border relations.

Текст научной работы на тему «Приамурье - Хэйлунцзян: проекты и перспективы международного туризма»



М.А. Чуб

Приамурье - Хэйлунцзян: проекты и перспективы международного туризма

Priamurye - Cheyluntszyan: projects and prospects of the international tourism

Аннотация: Статья посвящена истокам зарождения туризма в районе российско-китайского порубежья, его сегодняшнему состоянию и перспективам развития. Автор делает вывод, что сотрудничество России и Китая позволяет надеяться на устойчивый характер положительной динамики в сфере туризма и трансграничных отношений.

Summary: Article is devoted to sources of origin of tourism around Russian-Chinese frontier, to its today's condition and development prospects. The author draws a conclusion that cooperation of Russia and China allows to hope for steady nature of positive dynamics in the sphere of tourism and the cross-border relations. Ключевые слова: трансграничность туризма; российско-китайское пору-бежье; река Амур; Маньчжурия; индустрия туризма; совместные проекты; год российского туризма в Китае; географические, исторические, социальные, экономические и политические факторы.

Keywords: a tourism transgranichnost; Russian-Chinese порубежье; the river Amur, Manchuria, the tourism industry, joint projects, year of the Russian tourism in China; geographical; historical; social; economic and political factors.

Чуб Маргарита Александровна

Благовещенск, Российская Федерация Доцент кафедры географии Благовещенского

государственного педагогического университета,

кандидат географических наук Chub_AV@mail.ru

Chub Margarita Aleksandrovna

Blagoveshchensk, the Russian Federation Associate professor of geography of natural and geographical faculty of the Blagoveshchensk state pedagogical university, сandidate of geographical sciences Chub_AV@mail.ru

Одним из наиболее динамично растущих направлений развития приграничных территорий в России в конце ХХ века становится туризм. Этот рост был определен как особенностями самой туриндустрии, так и социально-экономическими условиями приграничных субъектов. Территория российско-китайского порубежья, расположенная в бассейне реки Амур, превращается в один из быстро развивающихся регионов приграничного туризма.

Объединяющей географической основой этих территорий служит речная система Амура. Река Амур (китайское название Хэйлунцзян - «река рыжего дракона»), как туристский объект, давно привлекала любителей путешествий. Большая азиатская река, с прекрасными ландшафтами, с обширными природными богатствами, по которой проводят границу цивилизаций, представлялась как привлекательный речной туристский маршрут. Одна из первых книг, в названии которой сочетаются слова «путешествие» и «река Амур», вышла в свет в Москве уже в 1860 году [6]. Но путешествия в основном имели, как сейчас принято говорить, деловой характер.

Собственно развитие туризма как вида деятельности на Амуре начинается в период создания первых массовых туристских организаций в России на рубеже XIX и ХХ веков. Центром туризма Приамурья становится город Благовещенск. Комитет Благовещенского представительства Русского туринг-клуба, одной из наиболее массовых общественных туристских организаций того времени, был организован 14 февраля 1899 года [11]. В 1903 году Благовещенский комитет Российского общества туристов (РОТ) был самым многочисленным - 562 человека. Здесь же, в Амурской области в аналогичной структуре г. Зея - Пристань насчитывалось от 30 до 70 участников, что в совокупности в 6 раз больше, чем в петербургском комитете РОТ [11, с. 204]. Членами общества были весьма влиятельные и состоятельные жители Благовещенска. Трудами общества и на средства общества построены ряд, как сейчас говорят, объектов туристской инфраструктуры и организовывались экскурсии и различные массовые мероприятия. Общество разрабатывало и организовывало различные туристские маршруты, часть которых проходили и по территории Маньчжурии. А по окончании учебного года для всех образовательных заведений города проводилась бесплатная экскурсия по Амуру с отдыхом на берегу с оркестром и играми. Остались фотографии, запечатлевшие школьников Благовещенска, отдыхающих в роще недалеко от поселения Сахалян, т.е на китайском берегу. Был организован даже детский туристский речной маршрут для учащихся Благовещенска до города Харбина [3]. Следует, конечно, помнить, что Харбин в тот период был центром КВЖД, русским городом.

С учетом социально-экономических условий начала ХХ века понятно, что туризм на Амуре имел российский и некоммерческий характер. Состоятельность граждан Приамурья не вызывала сомнений, так как обязательное приобретение велосипеда и весьма значительного взноса денежных средств, ежегодного или ещё более значительного разового взно-

са при вступлении мог позволить не каждый. А активность, жажда освоения и знакомства с новообретённой родиной была изначальна.

В 1913 году была отменена беспошлинная приграничная торговля с Маньчжурией. Исторические события в России и Китае первой половины ХХ века привели к абсолютизации «барьерной» функции государственной границы между ними. Последующие исторические события в Приамурье до середины ХХ века не способствовали развитию туризма на Амуре. Сам Амур превратился в непреодолимый барьер. В 1970-1980-е годы по Амуру ходили советские круизные теплоходы, носящие имена отечественных первопроходцев и путешественников - «Василий Поярков», «Ерофей Павлович», «Г.И. Невельской», «Н.Н. Миклухо-Маклай». Самый протяженный маршрут пролегал из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре и обратно. Продолжительность его составляла 14 дней. Туризм носил приграничный характер на левобережной российской части бассейна р. Амур. Туристская деятельность на противоположном берегу не была заметна. Да она и не могла быть по существующим тогда в КНР социально-экономическим условиям. Вся трансграничность туризма того периода заключалась в аттрактивном использовании единого природного комплекса. Граждане одной страны могли любоваться красотами ландшафтов по обе стороны границы.

В конце 80-х годов в связи с изменением внешней политики СССР, улучшением отношений с соседними странами, развитием международного туризма появились экскурсионные маршруты между двумя городами, расположенными на противоположных берегах Амура - Благовещенском и Хэй-хэ. В первое время это были действительно экскурсионные маршруты, постепенно перешедшие в двухсторонние шоп-туры, во многом определявшие рекреационно туристскую деятельность в Приамурье с 1991 года и возродив трансграничность раннего периода взаимоотношений. В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Росси-

ей города - Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь - «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска. Кроме этих городов стали возникать и дополнительные пункты пропуска. В объеме международных услуг, например, по г. Благовещенску в 1996 году туристские услуги составили 69,5%. В этот показатель не включены гостиничные услуги, значительная часть которых формируется за счет туристов. В общем объеме экспорта туристские услуги в том же году в 2,6 раза превысили такой традиционный экспортный продукт Амурской области, как соя. С 2002 года начала действовать упрощенная схема пересечения границы для амурчан, посещающих остров Большой Хэй-хэ, с января 2004 года эти правила были распространены и на город Хэйхэ.

В настоящее время в России на федеральном и региональном уровне приняты ряд документов, определяющих развитие приграничных отношений. В целях координации усилий по реализации стратегий регионального развития России и Китая и действий по осуществлению федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Программы по возрождению районов Северо-Востока Китая», а также в соответствии с пунктом 8 раздела I Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 26 марта 2007 года (Москва) и в соответствии с Планом действий по реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (на 2009-2012 гг.) была разработана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы. Каждый субъект Дальневосточного Федерального округа Российской Федерации, по терри-

тории которого проходит государственная граница с КНР, имеет свою программу приграничного сотрудничества. На сайтах региональных администраций представлена информация на китайском и английском языках. Разрабатываются программы с учётом интересов всех государств бассейна р. Амур. Реализуется проект «Истоки Амура» для эко-туризма с участием Монголии, Китая и России.

Развитие индустрии туризма в конце ХХ века на Амуре получило «китайский акцент». Количество российских туристов, пересекающих р. Амур, намного превышает число китайских туристов, перемещающихся на встречном направлении. Российские турфирмы ориентированы на выездной туризм, главным образом, китайского направления. Импорт туруслуг существенно превышает экспорт, что способствует экономическому росту противоположного берега. Туризм существенно меняет и социокультурный облик территории. Наиболее зримо это просматривается в Благовещенске. Меняется его архитектура, в которой все ярче проявляется влияние Китая. Главной туристской достопримечательностью Благовещенска уже давно стал вид на противоположный через р. Амур г. Хэйхэ. Название гостиниц и кафе, магазинов, торговых и строительных компаний в Благовещенске не только дублируются на русском и китайском языках, но зачастую уже и звучат по-китайски. Одной из недавних претензий части китайских туристов было недостаточное число кафе с русской кухней. Под эмблемой туризма и приграничного экономического сотрудничества возможны контрабанда и случаи занятия трудовой деятельностью китайских граждан, посетивших Приамурье по туристским визам. Проникновение преступных элементов на территорию сопредельных государств создают проблемы с безопасностью приграничного туризма, но иногда являются следствием простого недопонимания в силу мировоззрения и недостаточной воспитанности. Следует помнить и об идеологическом потенциа-

ле туризма, с весьма разным наполнением с обеих сторон на одну ту же ситуацию, точнее историческое событие.

Действующие в настоящее время основные пограничные переходы Забайкальск -Маньчжурия, Благовещенск - Хэйхэ, Хабаровск - Фуюань, Покровка - Жаохэ, Пограничный - Суйфэньхэ являются теми «скрепами», которые формируют трансграничный туристский регион Приамурья-Хэйлунцзяна. Существуют и другие переходы, которые выполняют в основном грузовые перевозки, а в программах развития заложено их совершенствование и обустройство для пассажирских пунктов пропуска. Из планируемых к созданию пограничных переходов с позиций туризма интересен переход Джалинда - Мохэ. Он уже действовал ранее в рамках туризма между муниципальными образованиями, но был закрыт. Китайское село Мохэ расположено напротив села Игнашино, чуть ниже места слияния рек Шилка и Аргунь. За последнее десятилетие Мохе превратился в современный туристский центр с соответствующей инфраструктурой. Мохэ находится на широте 53°33" с.ш. и является самым северным населенным пунктом в Китае и значится как «Арктика Поднебесной», где рекламный путеводитель предлагает туристам из Поднебесной ознакомится с бытом и традиционным природопользованием северного народа - эвенков, покататься на северных оленях и даже наблюдать северное полярное сияние [11].

Организация туристских маршрутов по российско-китайским пограничным рекам, а также других совместных трансграничных туристических маршрутов, реализация семейного туризма между жителями муниципальных образований, на территории которых располагаются пункты пропуска российско-китайской границы, содействие и организация участия в международных туристических выставках на территории двух стран, проведение международных туристских форумов в пограничных городах двух стран и целый ряд других направлений прописаны в разделе «Сотрудниче-

ство в сфере туризма» Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы) [5].

Развитие приграничного туризма служит мощным экономическим инструментом. В настоящее время в рамках развития трансграничных отношений намечено к реализации два крупных проекта по созданию туристских центров регионального, а в перспективе и мирового уровня. Один из них уже реализуется на острове Большой Уссурийский - Хэйсяцзы. Примерно 1/3 часть территории этого острова, вместе с островом Тарабаров, по дополнению к соглашению о российско-китайской государственной границе была передана Китаю. Документ был подписан Президентом России Владимиром Путиным и руководством КНР 14 октября 2004 года. Официальная церемония демаркации границы спорной территории острова была проведена 14 октября 2008 года. В ноябре 2010 году в качестве одного из итогов 15-й регулярной встречи премьер-министров Китая и России был обнародован протокол, в котором отмечено, что стороны готовы совместно комплексно осваивать остров Большой Уссурийский. Разработкой проекта создания свободной экономической зоны на острове занимались правительственные органы Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян. По сообщениям СМИ, сайта правительства Хабаровского края, к 2015 году на острове будет построен целый ряд объектов: парк развлечений, гостиничный комплекс, торгово-развлекательный и культурный центр, аквапарк, бизнес-центр, конно-спортивный комплекс, восточно-азиатский центр делового сотрудничества, логистический центр, а также 470 таун-хаусов. Суммарные инвестиции в остров с российской стороны в концепции оценены в 20 млрд руб. К 2020 году турпоток на острове должен достигнуть 2,1 млн человек (сегодня это численность населения Хабаровского края), а ежегодные доходы от туризма благодаря освоению Большого Уссурийского должны вырасти в крае на 2,1 млрд руб. [1, 4].

На китайской части острова уже строится мост и обустраивается зона беспошлинной торговли, где будут размещены гостиницы, рестораны и торговый комплекс. Реконструируются автомобильные и железные дороги, прилегающие к будущей зоне взаимного освоения, планируется организация производства на острове товаров, ориентированных на российского потребителя. В 2012 году в близлежащем уезде Фуюань китайцы планируют завершить строительство аэропорта международного класса, сооружение которого обойдется в 44 млн долларов. В планах строительство Диснейленда и создание курортно-лечебной зоны. Хабаровча-не воочию уже могут убедиться в серьезности намерений соседа. В июле 2011 года первая группа китайских эко туристов открыла туристские посещения острова. Благодаря тому, что остров Большой Уссурийский находился в пределах пограничной зоны, он во многом сохранил девственную природу. Именно она, а также умелые рекламные образы - «один остров - две страны», «самая восточная точка Китая» уже влекут сюда китайских туристов [4].

Другим значительным по замыслу, объему инвестиций и ожидаемому результату проектом является совместный проект городов Хэйхэ и Благовещенска [2]. Проекты туристского центра двух городов имеют уже некоторую историю развития и представлялись на международных конференциях, на выставка-ярмарках в Благовещенске, Хабаровске, Хэйхэ и Харбине с 2006 года. В 2011 году проект был представлен на международной конференции, прошедшей в городе Маньчжурия, министром внешнеэкономических связей Амурской области И. Горевым и Председателем собрания народных представителей округа Хэйхэ Лю Ган под названием «Города-близнецы Благовещенск и Хэй-хэ». Эти города, расположенные друг напротив друга на берегах «Амура-батюшки», наверное, более правильно называть «братьями». Согласно проекту туристская зона городов займет 120 га, 2/3 из которых придётся

на Хэйхэ и 1/3 на Благовещенск. На этой территории будут сооружены гостиничный, водный, развлекательный комплексы, ледовый, туристский, информационный и торгово-развлекательный центр. В пригородной зоне Благовещенска планируется сооружение русской этнической деревни с соответствующими туристскими атрибутами.

Кроме этого, на основе уникального Верхнеблаговещенского «кладбища динозавров», проектируется «Парк Мелового периода», где будет представлена экспозиция уникальных находок амурских палеонтологов, в том числе скелеты новых видов динозавров, открытых в Приамурье. Музей динозавров уже функционирует в Благовещенске в здании Института геологии и природопользования ДВО РАН. На окраине Благовещенска предполагается построить парк «Космическая одиссея», в котором будут показаны макеты аэрокосмической техники, представляющие всю историю мирового освоения воздушного и космического пространства. Реализуются туристские проекты в Амурской области по созданию этнического эвенкийского поселения, казачьих станиц, с космодромом «Восточный», с крупнейшей на Дальнем Востоке Бурейской ГЭС, объектами экологического туризма, с проведением ярмарок и фестивалей. В планах Правительства Амурской области сделать туризм одной из четырёх крупнейших отраслей экономики. Годовой оборот туристического бизнеса планируется довести до 25-30 миллиардов рублей с 0,7 миллиарда рублей в 2010 году [8].

Очень перспективным может стать международный речной маршрут по реке Амур с заходами в реки Уссури, Сунгари и Зея (российско-китайский туристический проект «Амур-Хэйлунцзян») [5]. Этот маршрут требует значительных вложений на техническое, инфраструктурное, методическое обеспечение, организационную, экономическую и научную проработку. Маршрут может быть как кольцевой, так и линейный. Его основными центрами могут стать Мохэ, Черняево, Благовещенск, Хэйхэ, Цзя-инь, Б.Уссурийский. Другую часть кольца

могут играть железнодорожные или автомагистральные звенья. Одной из привлекательных сторон может стать этнографическая составляющая. При реализации этого проекта приграничный туризм на Амуре образно приобретает вид «жемчужного ожерелья», а не разлома, который скрепляется отдельными звеньями международных переходов.

В августе 2011 года проведён первый фестиваль «Хэйлунцзянское лето» в г. Хэйхэ. На совместных выставках и концертах в его рамках было занято несколько сотен только прямых участников, в том числе солисты Пекинской оперы. В Амурской области с 2003 года проводится Всероссийский кинофорум «Амурская осень», зарубежная часть которого традиционно проводится в г. Харбине. Одним из значимых событий в регионе на протяжении двух последних десятилетий стала Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка. На прошедшей в марте этого года пресс-конференции в Пекине, посвященной подготовке 23-й Харбинской ярмарки, заместитель председателя Народного правительства провинции Хэйлунц-зян Сунь Яо отметил, что в 2011 году количество посетивших Китай туристов из России составило 2,536 млн человек, более 1,46 млн человек или 57,7 % из них въехали на территорию Китая через провинцию Хэйлунц-зян. При этом 427 тыс. китайских туристов совершили турпоездки в Россию через провинцию Хэйлунцзян, и это составило более половины от общего количества китайских туристов, посетивших Россию [9].

Текущий 2012 год объявлен «Годом российского туризма в Китае», а следующий 2013 год «Годом китайского туризма в России». Определение таких «тематических» лет стало своеобразной традицией. Как показывает опыт двух последних десятилетий, взаимодействие приграничных субъектов в туристской сфере быстро реагирует на любые институциональные изменения и принятие межгосударственных соглашений, нормативных и законодательных актов в обеих странах. В связи с эти предполагается и рост

международного российско-китайского туризма. Рекреационно-туристский вид хозяйственного взаимодействия в большей степени обеспечивает тактические и стратегические интересы обеих сторон в развитии сла-боосвоенных регионов. Взаимное познание культур позволяет надеяться на устойчивый характер положительной динамики трансграничных отношений. Перспективы развития международного туризма на Амуре определяют географические, исторические, социальные, экономические и политические факторы. Влияние на туриндустрию и формирование рынка туруслуг в приграничном взаимодействии окажет и вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию), активизации участия иностранных (для Приамурья китайских) инвесторов в турбизнесе. Китайские туристические компании адаптированы к требованиям UNWTO, а российским ещё предстоит это пройти.

Использованная литература:

1. Большой Уссурийский — один на двоих — [электронный ресурс]. — URL: www.toz.khv.ru/newspaper/poslednie_ novosti/bolshoy_ussuriyskiy_odin_na_dvoikh.

2. Из Благовещенска в Хэйхэ [электронный ресурс]. — URL: www.vheihe.ru/blagoveshhensk-i-heihe.html.

3. Кашуба С. А. Становление физкультуры и спорта во второй половине XIX — начале ХХ века. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. - C. 331.

4. Китай открыл для туристов свою половину Большого Уссурийского острова [электронный ресурс]. — URL: www. infox.ru/tourism/asia/2011/07/20/Kitay_otkryyl_dlya_t.phtml.

5. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы) — [электронный ресурс]. — URL: www. minregion.ru/upload/exp_sovet/news/100521-programm.doc.

6. Путешествие по Амуру на пароходе Аргунь. Описание народов, городов и сел приамурского края, нравов и их обычаев, а также естественных произведений и промышленности этой страны. - М.: Тип. Н. Эрнста, 1860. - С. 48.

7. Туризм в Амурской области. - Благовещенск: Амур-стат, 2005. - С. 78.

8. Туризм в Приамурье к 2025 году должен войти в четвёрку главных отраслей экономики региона [электронный ресурс]. — URL: www.amur.info/news/2011/08/09.

9. Харбинская торгово-экономическая ярмарка [электронный ресурс]. — URL: www.russian.people.com. cn/31518/7766473.html.

10. Хэйлунцзян. Туристическая карта. - Харбин: ГУТ, 2010.

11. Шаповал Г. Ф. История туризма. - Минск: Экопер-спектива, 1999. - С. 303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.