Научная статья на тему 'Эволюция и тенденции развития сферы туризма в провинции Хэйлунцзян (КНР)'

Эволюция и тенденции развития сферы туризма в провинции Хэйлунцзян (КНР) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
434
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИЯ ХЭЙЛУНЦЗЯН / ТУРИЗМ В КНР / ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROVINCE OF HEILONGJIANG / TOURISM IN THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA / INFLUENCE OF TOURISM ON THE REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сун Линьлинь

Cфера туризма считается наиболее развивающейся и перспективной в современном мире. Она ярко отражает тренды развития в мировом сообществе, а также является связующим звеном в культурном обмене и установлении дружественных связей между государствами, нациями и регионами. В течение 40 лет в КНР реализуется политика реформ и открытости, которая позитивно повлияла на развитие в стране туризма. Провинция Хэйлунцзян, с ее уникальным географическим расположением и необычными природными условиями, в полной мере раскрыла свой туристический потенциал. В последние годы туристическая индустрия продемонстрировала устойчивый и постоянный рост. В статье представлен детальный анализ развития туризма в провинции Хэйлунцзян, а также сформулированы предположения по перспективным направлениям развития туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution and trends of development of the sphere of tourism in the Province of Heilongjiang

The sphere of tourism is considered the most developing and perspective in the modern world. It brightly reflects development trends in the international community and also is a link in the cultural exchange and establishment of friendly relations between the states, nations and regions. Within 40 years in the People’s Republic of China the policy of reforms and openness which positively influenced development in the country of tourism is implemented. The Province of Heilongjiang, with its unique geographic location and an unusual environment, fully realized the tourist potential. In recent years the tourist industry showed steady and continuous growth. In this article the detailed analysis of development of tourism is presented to the Provinces of Heilongjiang and also the assumptions in the perspective directions of development of tourism in the region are formulated.

Текст научной работы на тему «Эволюция и тенденции развития сферы туризма в провинции Хэйлунцзян (КНР)»

ЕЮ1 10.22394/ 1818-4049-2019-87-2-29-35 УДК 338.48(510)

Сун Линьлинь

Эволюция и тенденции развития сферы туризма в провинции Хэйлунцзян (КНР)1

Сфера туризлш считается наиболее развивающейся и перспективной в совре-льенном мире. Она ярко отражает тренды развития в мировом сообществе, а также является с.вязующил1 звеноль в культурном обмене и установлении дружественных связей .между государствами, нациями и регионами. В течение 40 лет в КНР реализуется политика реформ и открытости, которая позитивно повлияла на развитие в стране туризма. Провинция Хэйлунцзян, с ее уникальным географическим расположением и необычными природными условиями, в полной .мере раскрыла свой туристический потенциал. В последние годы туристическая индустрия продемонстрировала устойчивый и постоянный рост. В статье представлен детальный анализ развития туризлш в провинции Хэйлунцзян, а также сформулированы предположения по перспективным направлениям развития туризма в регионе.

Ключевые слова: провинция Хэйлунцзян, туризм в КНР, влияние туризма на региональное развитие.

Туристическая отрасль в КНР имеет уникальные возможности для развития туризма: во-первых, это природные ресурсы, во-вторых, уникальный урбанизированный пейзаж. Цивилизация, история которой насчитывает без малого пять тысяч лет, огромная протяженность на десятки тысяч километров с севера на юг и с востока на запад - всё это превращает туристические ресурсы Китая в совершенно уникальный продукт. Однако эта сфера начала развиваться в стране сравнительно недавно. Незадолго до Третьего пленарного заседания 11-ого заседания Центрального комитета Коммунистической партии Китая, Дэн Сяопин сформировал основные тезисы, касающиеся туристической отрасли, далее они постепенно развивались и сыграли важнейшую роль в становлении современного туризма в Китае. Туризм - область, имеющая наиболее тесную взаимосвязь с проводимыми в стране преобразова-

ниями. С начала реализации политики реформ и открытости в 1970 г. до наступления новой эры в 2018 г. данная сфера достигла воистину впечатляющих результатов. Уникальный туристический потенциал, неповторимая природа и притягательный, ни с чем несравнимый пейзаж превратил Китай в одно из самых посещаемых мест на земном шаре, а индустрия туризма стала важнейшим направлением в экономике и политике страны.

40 лет политике реформ и открытости: анализ эволюции векторов развития туристической сферы в Китае.

Важнейшей стартовой точкой в развитии туризма в КНР стал переход от политической ориентации к экономической. Хотя после образования Китайской Народной Республики экономическая деятельность китайских международных туристических агентств была направлена на привлечение и прием иностранных

1 Статья подготовлена в рамках следующих проектов: Четвертая пленарная сессия 12-ого специального исследовательского проекта провинции Хэйлунцзян «.Исследования по построению новой модели всесторонней открытости в провинции Хэйлунцзян, № 180Л}786.; Изучение иРеформы предложения» в аспекте обучения иностранныль языкам» на фоне строительства новой модели открытости провинции Хэйлунцзян внешнему миру, № \VY2018004-A.

Суи Линьлинь — младший научный сотрудник, Институт Северо-Восточной Азии Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян (г. Харбин, КНР). Тел.: 045158670434

туристов, важное место в ней занимала политическая ориентация. Позиция властей ориентировала развитие туризма на использование в качестве политического инструмента, преимущественно для «пропаганды достижений социалистического Китая, распространение политического влияния на зарубежные страны и укрепление взаимопонимания и дружбы китайского народа с другими странами». Так, в 1965 г. Центральный комитет партии и Государственный Совет в своих указаниях к отчету Управления путешествий и туризма КНР указывали, что путь развития отрасли должен оставаться «политически подготовленным, идущим только вперед и постепенно развивающимся».

В середине и конце 1970-ых годов помимо политических задач постепенно начала проявляться тенденция к усилению экономической ориентации туристической отрасли. В период с октября 1978 г. по июль 1979 г. Дэн Сяопин сделал 5 важных обращений о развитии туризма, это отражало переход к экономической ориентации. Так, например, он указывал, что «в туристической отрасли есть много моментов, которые необходимо выполнить... Мы будем прилагать все усилия для ускорения процесса. Туризм приносит много денег, они приходят быстро. Почему это не может быть сделано?» На Третьей пленарной Сессии 11 -ого заседания Центрального комитета КПК внимание было сосредоточено на экономической ориентации, которая открыла дверь политике реформ и открытости и новую эру туризма.

На самом раннем этапе проведения политики реформ и открытости неэкономическая ориентация все еще оставалась, но решение экономических задач постепенно становилось основополагающим курсом. В 1981 г. «Решение Государственного Совета по укреплению развития туризма» постановило, что «индустрия туризма это дело не только экономики, но и часть иностранных дел КНР. Мы должны исходить из существующих реалий Китая и шаг за шагом выстраивать путь развития туристической сферы с китайской спецификой, которая бы удовлетворяла все национальные

требования и работала на благо экономики и политики нашего государства». В то же время Решение также четко указывало на то, что «туризм это современное экономическое начинание и важная часть национальной экономики, которая неизбежно связана с государственным экономическим курсом и источниками доходов людей».

После этого, в 1985 г. на Совещании Государственного совета было решено включить план развития туризма в государственный «седьмой пятилетний план». Таким образом, экономическая ориентация стала доминирующей. С 2003 г.туристическая отрасль перешла под контроль заместителя премьера Государственного Совета по вопросам экономики. Позже было основано Министерство культуры и туризма. И хотя на протяжении всей истории существовали и другие векторы развития в дополнении к экономическому, именно благодаря ему, туристическая сфера в КНР превратилась в преуспевающую и перспективную отрасль экономики.

В самом начале реализации политики реформ и открытости в китайской экономике ощущался острый недостаток иностранной валюты для приобретения за рубежом и внедрения новых современных технологий. По сравнению с другими отраслями сфера туризма определенно обладала явными преимуществами для привлечения валютных ресурсов. Именно поэтому на ранних стадиях реализации политики реформ и открытости, туризм наравне с торговлей стал важным инструментом для зарабатывания необходимых средств в иностранной валюте. По этой причине задачей номер один стало развитие въездного туризма. 9 октября 1978 г. товарищ Дэн Сяопин конкретно говорил об этом: «Чтобы вести дела с иностранцами, необходимо сначала все просчитать. Путешественник тратит тысячу долларов в стране, таким образом, приняв у себя 10 млн туристов, ежегодно мы можем зарабатывать 10 млрд долларов. Даже если вы примите только половину, доход составит 5 млрд долларов. Мы должны стремиться к этой цели, обеспечить приток иностранной валюты к концу столетия». Система органы

зации всей туристической отрасли была организована вокруг въездного туризма. Были отмечены единичные попытки развития внутреннего туризма, однако на государственном уровне он не пропагандировался. К примеру, в 1981 г. в «Решении Государственного Совета по укреплению развития туризма» было сказано, что «учитывая текущие малоблагоприятные условия, такие как условия проезда, проживания, организации туристических маршрутов, сейчас неуместно говорить о развитии внутреннего туризма». По причине того, что экономика была нацелена исключительно на въездной туризм, развитие туристических зон и маршрутов сконцентрировалось исключительно в определенных местах, таких как Пекин, Шанхай, Сиань, Ханчжоу, Гуйлинь и Ху-аншан. Только после того, как власти обратили внимание на внутренний туризм, ситуация резко поменялась.

По мере сокращения дефицита иностранной валюты в КНР, экономическая ориентация перешла на внутренний туризм. В частности, Азиатский финансовый кризис 1998 года привел к резкому сокращению внешнего спроса на туристические услуги. Увеличение внутреннего спроса, в особенности расширение потребительского спроса, стало приоритетным направлением национального экономического развития. Вследствие этого на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики в конце 1998 г. были обозначены три новые точки экономического роста: туризм, строительство жилья и информационные технологии. В соответствии с этими направленными на развитие корректировками, в 1999 г. в стране была внедрена система «Золотой недели», которая направлялась на расширение потребительского спроса, это позволило эффективно расширить потенциал внутреннего туризма. «Золотая неделя» обычно рассматривалась в обществе как «туризм во время Золотой недели». Наряду с этим процессом внутренний туризм стал основополагающей силой развития туристической отрасли в Китае, что непременно вело к увеличению туристических маршрутов и направлений, модернизации инфраструктуры. Отрасль успешно достигла

быстрых темпов роста во многом благодаря внутреннему туризму. В то же время туризм стал важной составляющей в системе национальной экономики.

В начале нового тысячелетия, в 2001 г. Государственный Совет провел совещание по развитию туризма и издал Замечание Государственного Совета по ускорению туристического развития. С этого момента экономическая ориентация окончательно перешла в ранг главной фундаментальной силы развития туристической сферы. В 2009 г. было обнародовано Заключение Государственного Совета об ускорении развития туристической области, в нем четко говорилось о том, что «сфера туризма должна вырасти в стратегически важную индустрию национальной экономики и современную сферу обслуживания, которая бы удовлетворяла потребности населения». Последовавшее затем принятие законодательных актов и государственных документов сделало экономическую ориентацию туризма более современной и более эффективной. Назовем наиболее важные из них: Закон КНР о путешествиях (2013 г.), Национальная программа туризма и отдыха, Заключение Государственного Совета по стимулированию реформ и развития в сфере туризма (2014 г.), План развития сферы туризма в 13-ом пятилетнем плане в 2016 г.

За 40 лет реализации политики реформ и открытости экономическая функция стала основополагающей в туристической сфере, но одновременно с этим расширялись и совершенствовались другие функции этой отрасли.

Что касается проблемы государственного строительства, то дипломатическая функция туризма, в особенности с молниеносным развитием въездного туризма в Китае и двусторонним туристическим обменом, продолжает играть позитивную роль в политике национальной открытости государства.

С точки зрения организации социума, роль туризма больше сосредоточена на предоставлении новых рабочих мест. В октябре 2002 г. Государственный плановый комитет и Управление по туризму также провели симпозиум по проблеме

расширения туристического сектора с целью найма сотрудников. Более того, в последние годы все чаще туристическая сфера играет огромную роль в сокращении числа бедных людей. Управление туризма осуществляет различные формы сотрудничества с департаментами по борьбе с бедностью с целью благотворительной помощи, поиска работы в туристической сфере, повышения уровня дохода людей с помощью туристического развития сельских регионов.

С позиции экологии туристический сектор и органы по делам защиты окружающей среды активно прорабатывают вопрос о создании особых зон эко-туризма.

С точки зрения культуры, «культура -это душа туризма, а туризм - это носитель культуры». В Заключении Государственного Совета по ускорению развития туристической отрасли в 2009 г. тоже было подробно развернута эта мысль, что «успешная деятельность в сфере туризма - это сопутствующее значение культуры». Затем государственные органы по делам культуры и туризма издали Заключение-рекомендацию о поддержке в объединении сферы культуры и туризма.

Туристическая отрасль сложная и многоуровневая. Рассматривая ее через призму дальнейшего перспективного развития, мы можем сказать, что для этого необходимо интегрировать ресурсы совершенно из разных отраслей и расширять тесное взаимодействие. С точки зрения функциональных признаков, следует отметить, что в будущем роль туризма будет отнюдь не ограничена только политическими и экономическими функциями, а наоборот станет общеинтеграционной площадкой для развития как страны в целом, так и регионов. Для такого большого государства как Китай доля туристического сектора в национальной экономике всегда ограничена, однако мощный эффект ничем не ограничен. Это требует постепенной трансформации экономической ориентации туризма и роста доли туристической сферы в государственной экономике. Организация Министерства культуры и туризма в 2018 г. еще более усовершенствовало институциональные механизмы,

направленные на интеграцию культуры и туризма. Разумно полагать, что при совместной работе этих двух отраслей всесторонняя, комплексная ориентация туризма станет основной силой, и этот сектор будет тесно взаимодействовать с другими отраслями государственного хозяйства, чем внесет огромный вклад в построение процветающего общества и благосостояния государства.

Анализ эволюционного пути ориентации туристического развития в провинции Хэйлунцзян.

В марте 1983 г. Государственный Совет Китая официально включил туризм в план социального развития национальной экономики. В 1985 г. Министр культуры КНР утвердил генеральный план по строительству пограничного культурного коридора КНР в девяти провинциях и автономных регионах. Вскоре в соответствии с этим планом в провинции Хэйлунцзян был создан туристический прир одно-культурный маршрут озеро Сникай - озеро Цзинбоху - Ябули - Цзи-ньюань. Общественная поддержка, всесторонняя поддержка со стороны Государственного Совета, а также активная реклама создала интерес тысяч туристов как жителей Китая, так и иностранцев. Образование культурного коридора на границах провинции с Россией означало активизацию регионального сотрудничества, занимающего важное место в современной политике.

Провинция Хэйлунцзян обладает и успешно использует богатые туристические ресурсы, формирует новую стратегию развития туризма, трансформирует преимущества в отрасли и играет ведущую роль в стране по турисТ1гческой привлекательности.

Туризм обладает преимуществами, которых нет в других отраслях. Во-первых, совместная работа с другими отраслями всегда хорошо развита, поэтому существует много возможностей продажи товаров в туристических живописных местах. Во-вторых, это очень трудоемкая отрасль, имеющая большое значение для развития местной экономики и трудоусгройств . В-третьих, туризм имеет большой потенциал для развития в бедных районах с определенными кон-

курентосиособными продуктами, а его инвестиционные требования невелики и эффективны. В-четвертых, развитие туризма в провинции Хэйлунцзян поможет региональному и международному сотрудничеству и коммуникации и расширит список возможностей для разнообразных обменов и контактов. Прибытие большого количества туристов может способствовать обмену опытом и знаниями, происходит обмен новой информацией и идеями, в свою очередь, регион также сможет распространять свою культуру и знакомить гостей провинции с культурой и обычаями Китая. Международный туризм укрепит взаимопонимание между странами и будет способствовать укреплению международного мира.

В 1999 г. Харбин презентовал новую достопримечательность — Фестиваль снега и льда, который сейчас каждый год впечатляет миллионов туристов своей красотой и яркостью.

В период реализации «Девятого пятилетнего плана» туристическая отрасль провинции Хэйлунцзян рассматривалась в качестве одной из ключевых. Уже во время «Десятого пятилетнего плана» туризм превратился в экономическую точку роста. Во время проведения конференции по развитию туризма в провинции 9 августа 2001 г. губернатор Сун Фатан подчеркнул, что необходимо придавать большое значение стратегическому положению туристической отрасли и ускорить темпы строительства привлекательного туристического региона.

Изучение и формирование стратегии развития туризма в провинции Хэйлунцзян может ускорить рациональное распределение ресурсов, будет способствовать реструктуризации отрасли и предоставлению возможности для трудоустройства. Ежегодный международный лыжный фестиваль в Хэйлунцзяне подарил миру новый спортивный бренд, превратив белый снег в умопомрачительную «Платиновую индустрию». Во время Фестиваля снега и льда в 2000 г. доход от горнолыжного туризма в провинции Хэйлунцзян достиг более 700 млн юаней, что составляет 10% от всех доходов

провинции. На каждый дополнительный доход от лыжного туризма в размере 1 юаня ценность других отраслей увеличивается на 6 — 7 юаней; каждое дополнительное рабочее место в лыжной отрасли обеспечивает 6-7 рабочих мест во всем обществе. Эксплуатация современного горнолыжного курорта приведет другие отрасли промышленности к формированию относительно независимого экономического существования - зона катания на лыжах, которая не только стимулирует экономику, но и способствует трудовой занятости среди населения.

С момента реализации «Тринадцатого пятилетнего плана» провинция Хэйлунцзян добросовестно реализовала важный руководящий принцип «Теории двух гор» Генерального секретаря Си Цзинь-пина и придала огромное значение развитию сферы туризма.

Власти провинции неоднократно предлагали программы развития туризма и разработки требований к ним на двух сессиях, а также на многих экономических конференциях. Велась активная работа по основанию Совместной конференции по стратегической работе в сфере туризме в провинции, пересматривалась комплексная оценка и показатели туристической сферы, издавались Заключения и специальные планы развития туризма. Произошли изменения и в системе управления. Администрацию туризма поменяли на Комитет по управлению туризма, горячую линию по вопросам туризма заменили на горячую линию мэра.

Важное место в стратегии развития туризма в провинции занимает качественное и масштабное строительство объектов туристической инфраструктуры.

Проведена оптимизация транспортного потока, был модернизирован и реконструирован международный аэропорт Таи пин, начато строительство второй и третьей линии метро. Провинция Хэйлунцзян активно продвигала план так называемой «Туалетной революции», предлагаемой Национальным управлением по туризму и сэкономила в общей сложности 3,4 млн юаней из государственных специальных фондов

для строительства 638 туристических туалетов. Были завершены и введены в эксплуатацию такие объекты как Царство Посейдона, культурный туристический город Ванда, зоопарк Лунша, ботанический сад. Очевидно, что масштабное строительство инфраструктуры, безусловно, будет способствовать развитию туризма в провинции Хэйлунцзян.

Значительная часть успехов провинции Хэйлунцзян связано с совершенствованием и развитием сферы ледового и лыжного туризма. «Экономика снега и льда — залог успеха и силы провинции» является основным тезисом, касающимся сферы ледового и снежного туризма. В последние годы провинция Хэйлунцзян представила серию планов развития индустрии ледового и снежного туризма, которые включают 20 декабря как дату «Государственного дня Снега и Льда», запуск прямых трансферов туристов во время праздников и фестивалей и организацию национального форума по вопросам ледового, снежного и горнолыжного туризма. В 2018 г. на Золотой неделе, приуроченной к Празднику Весны, провинция Хэйлунцзян приняла в общей сложности 11,2 млн китайских туристов, доход составил 13,632 млрд юаней с ростом на 11,21% и 13,16% соответственно. Туристический бренд «Ледовый фестиваль хорошо известен по всей стране, что способствует развитию туризма в провинции Хэйлунцзян.

Безусловным является вывод, что индустрия культурного туризма в провинции Хэйлунцзян, образованная в результате интеграции культуры и туризма, получила огромную пользу от реализации в Китае политики реформ и открытости, создала новые точки экономического роста и генерировала новые импульсы экономического и социального развития.

Заключение.

В современном обществе индустрия туризма быстро развивается, туризм стал жизненной концепцией и стилем жизни современных людей. В будущем он, несомненно, станет крупнейшей и наиболее эффективной индустрией в мире. КНР очень активно поддерживает политику развития туристической сферы. Политика реформ и открытости как жизненно

важный путь развития и прогресса Китая создала беспрецедентные условия в стране для развития туризма. Практическую значимость стимулирования развития туристической отрасли в стране можно отразить в шести пунктах.

Во-первых, сталкиваясь с неустойчивой экономической ситуацией на внешнем рынке, туризм помогает развитию экономики у себя в регионе, поиску новых экономических точек роста и поддерживает стабильную динамику.

Во-вторых, перед лицом внутренней экономической модернизации в Китае и на фоне структурных сдвигов, туризм как развивающаяся отрасль может создать новые потребительские точки для экономического развития.

В-третьих, бурное развитие любой отрасли экономики, в том числе и туризма, ведет за собой увеличение рабочих мест и решает глобальные и местные кадровые проблемы, что влечет за собой улучшение качества жизни людей.

В-четвертых, с позиции культурного развития туризм может открывать объекты материального и нематериального культурного наследия, тем самым усиливая местную культурную мягкую силу, международное влияние и этническую сплоченность.

В-пятых, развитие туризма в провинции Хэйлунцзян может способствовать улучшению общего качества жителей, проживающих на данной территории, и в определенной степени может способствовать прогрессу местного общества.

В-шестых, план провинции Хэйлунцзян предполагает революционную модернизацию северного пейзажа во всемирно известный туристический бренд, и превращение провинции в туристический центр мирового уровня. Это приведет к неизбежному укреплению отношений с другими странами СевероВосточной Азии.

Список литературы:

1. Рензин О. М. Региональное сотрудничество в контексте новых отношений России и Китая / / Власть и управление на Востоке России. 2019. № 1. С. 8-13.

2. Ва Duoxun.The 40th Anniversary of

Reform and Opening up:The Value and Heilongjiang Province. The Border Economy Trend of the Integration of Chinese Culture and Culture, 2018. No. 5. and Tourism and Development [J], Gansu 4.Zhangrui.ResearchontheDevelopment Social Sciences, 2018. No. 9. Process of Tourism Cooperation between

3. Zhaolei. Analyses and Counter- Eastern Russia and Heilongjiang Province measures of Tourism Development in of China. Tourism Overview, 2018. No. 9. Библиографическое описание статьи

Сун Линьлинь. Эволюция и тенденции развития сферы туризма в провинции Хэй-лунцзян (КНР) // Власть и управление на Востоке России. 2019. №2 (87). С. 29-35. DOI 10.22394/1818-4049-2019-87-2-29-35_

Sung Linlin - rjunior researcher of the Institute of the Northeastern Asia of the Academy of social sciences of the Province of Heilongjiang (Harbin, the People's Republic of China). Tel.: 0451-58670434

Evolution and trends of development of the sphere of tourism in the Province of Heilongjiang

The sphere of tourism is considered the most developing and perspective in the modem world. It brightly reflects development trends in the international community and also is a link in the cultural exchange and establishment of friendly relations between the states, nations and legions. Within 40 years in the People's Republic of China the policy of reforms and openness which positively influenced development in the country of tourism is implemented. The Pr ovince of Heilongjiang, with its unique geographic location and an unusual environment, fully realized the tourist potential. In recent years the tourist industry showed steady and continuous growth. In this article the detailed analysis of development of tourism is pr esented to the Pr ovinces of Heilongjiang and also the assumptions in the perspective directions of development of tourism in the r egion are formulated.

Keywords: Province of Heilongjiang; tourism in the People's Republic of China; influence of tourism on the regional development.

References: and Tourism and Development [J], Gansu

Social Sciences, 2018, no. 9. (In Chinese).

1. Renzin О. M. Regional cooperation in 3. Zhaolei. Analyses and Countermeasures the context of new relations between Russia of Tourism Development in Heilongjiang and China Vlast' i upravleniye na Vostoke Province. The Border Economy and Culture, Rossii [Power and Administration in the 2018, no. 5. (In Chinese).

East of Russia], 2019, no. 1, pp. 8-13.(In 4.Zhangrui.ResearchontheDevelopment

Russian). Process of Tourism Cooperation between

2. Ba Duoxun.The 40th Anniversary of Eastern Russia and Heilongjiang Province Reform and Opening up:The Value and of China. Tourism Overview, 2018, no. 9. Trend of the Integration of Chinese Culture (jn Chinese).

Reference to the article-

Sut;• Linlin. Evolution and trends of development of the sphere of tourism in the Province of Heilongjiang // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 2 (87). Pp. 29-35. DOI 10.22394/1818-4049-2019-87-2-29-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.