Научная статья на тему 'К 200-ЛЕТИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА: УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ ХРАМЕ'

К 200-ЛЕТИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА: УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ ХРАМЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК / УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННЕ ХРАМЕ / АСКЕТИКА / БОГОСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тибанов Иван

В 2015 году Русская Православная Церковь торжественно празднует 200 лет со дня рождения святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. Подвижник, одновременно воплощая в своей жизни научную деятельность и сочетая с ней аскетическое делание, на своем опыте проникал в глубинные богословские тайны Церкви Христовой. Святитель основывал свои взгляды, запечатленные во множестве его творений, не только на фундаментальных знаниях в области православного богословия и аскетики, но прежде всего - на воплощении этих знаний в своем духовном опыте. Святитель Феофан, будучи священником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и настоятелем посольской церкви в Константинополе, вел активную работу со святоотеческими рукописями и непосредственно общался со многими подвижниками. Все эти сокровища духовной мудрости легли в основу последующего творчества святителя и способствовали его постепенному разрыву со схоластическими принципами, на которых основывалась система духовного образования России в XIX в. В связи с этим, в нашей статье мы вкратце отметим особенности понимания дефиниции «внутреннего храма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE 200TH ANNIVERSARY OF ST. THEOPHAN THE RECLUSE: THE DOCTRINE OF THE INNER TEMPLE

In 2015, the Russian Orthodox Church solemnly celebrates the 200th anniversary of the birth of St. Theophan (Govorov), a Recluse of Vyshensky. The ascetic, at the same time embodying scientific activity in his life and combining ascetic work with it, penetrated the deep theological secrets of the Church of Christ on his own experience. The saint based his views, imprinted in many of his creations, not only on fundamental knowledge in the field of Orthodox theology and asceticism, but above all on the embodiment of this knowledge in his spiritual experience. Saint Theophan, being a priest of the Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem and rector of the embassy church in Constantinople, actively worked with patristic manuscripts and directly communicated with many ascetics. All these treasures of spiritual wisdom formed the basis of the subsequent work of the saint and contributed to his gradual break with the scholastic principles on which the system of spiritual education in Russia was based in the XIX century. In this regard, in our article we will briefly note the peculiarities of understanding the definition of the "inner temple".

Текст научной работы на тему «К 200-ЛЕТИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА: УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ ХРАМЕ»

Тибанов Иван,

магистр богословия, аспирант Московской духовной академии, выпускник Костромской духовной семинарии

К 200-ЛЕТИЮ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА: УЧЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ ХРАМЕ

В 2015 году Русская Православная Церковь торжественно празднует 200 лет со дня рождения святителя Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. Подвижник, одновременно воплощая в своей жизни научную деятельность и сочетая с ней аскетическое делание, на своем опыте проникал в глубинные богословские тайны Церкви Христовой. Святитель основывал свои взгляды, запечатленные во множестве его творений, не только на фундаментальных знаниях в области православного богословия и аскетики, но прежде всего - на воплощении этих знаний в своем духовном опыте.

Святитель Феофан, будучи священником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и настоятелем посольской церкви в Константинополе, вел активную работу со святоотеческими рукописями и непосредственно общался со многими подвижниками.

Все эти сокровища духовной мудрости легли в основу последующего творчества святителя и способствовали его постепенному разрыву со схоластическими принципами, на которых основывалась система духовного образования России в XIX в. В связи с этим, в нашей статье мы вкратце отметим особенности понимания дефиниции «внутреннего храма» как святителем Феофаном Затворником, так и авторами классических богословских систем XIX века: митрополитом Макарием (Булгаковым, 1816-1882) и архиепископом Антонием (Амфитеатровым, 1815-1879).

Существует ряд научных работ и исследований, обращенных к различным темам творчества Вышенского подвижника, которые специализируются на систематизации православной аскетики, изучении вопросов библеистики, гомилетики. Читателям предоставляется подробный обзор воспитательной и педагогической тематики. Но, несмотря на это разнообразие, наследие святителя до сего дня по-прежнему ожидает «научного исследования, комментирования и публикации в соответствии с современными академическими требованиями»26.

Наш исследовательский труд в рамках настоящей статьи будет направлен на тему «внутреннего храма» в наследии Вышенского Затворника. В настоящей статье автором будет

26 Ювеналий (Поярков), митр. Слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Оргкомитета по проведению празднования 200-летия со дня рождения святителя Феофана Затворника [Электронный ресурс]. - http://svtheofan.ru/item/1215-slovo-mitpopoИta-kputitskogo-i-kolomenskogo-yuvenaИya-ppedsedatelya-opgkomiteta-po-ppovedeniyu-ppazdnovaniya-200-letiya-so-dnya-pozhdeniya-svyatitelya-feofana-zatvopnika.html (24.02.2015).

представлен обзор аллегорий внутреннего храма человека и внешнего, видимого храма и ветхозаветной скинии27.

Данная тема является весьма актуальной в наши дни, ибо, с одной стороны, дух вестернизации предлагает нам раскрепостить свои телесные инстинкты и тем самым размыть грань между понятиями греха и свободного образа жизни. С другой стороны, мы знаем, что наше тело искажено первородным грехом и, соответственно этому, оно может пагубно влиять на нашу душу греховными помыслами28, в результате чего человек может погибнуть как телесно, так и духовно.

Именно поэтому мы обращаемся к трудам святителя, как к опытному знатоку духовной жизни, ибо, руководствуясь его наследием, мы сможем пользоваться нашим телом как орудием души и вместе с блаженным Августином будем говорить, что тело - это мой друг осел, который несет все мои жизненные тяготы, приводя меня в Царствие Небесное29

27 У святителя Феофана довольно часто встречаются такие словесные выражения:

- «каждый верующий есть храм Божий и жилище Божие». (Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Ефесянам. - М., 2004. - С.254.);

- «Всякий христианин есть храм Божий, и Дух Божий живет в нем, созидая в нем все ко спасению». (Там же. С.459.);

- «каждый христианин тоже церковь Бога жива» (Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия [Текст]. - М., 2009. - С.267.);

- «Только тот человек является настоящим христианином, кто «не храм только вещественный чтит, но созидается сам для Бога в храм духовен». (Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Римлянам (главы 1-8) - М., 2006. 0 С.243)

- «Христианин - храм Духа Святого, жилище Отчее и Сыновнее. Следовательно, он сосуд Божества. Прими же его, как принесшего к тебе Бога в себе» (Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения [Текст]. - М., 2010. - С.585).

28 Согласно аскетической антропологии, помыслы человека имеют три источника. Первый принадлежит Богу и ангелам, второй - человеку, третий - бесам.

29 Подробнее см.: Августин, блж. Труды. [Электронный ресурс]. -http://azbyka.ru^techшУAvreИj_Avgustin/(24.02.2015).

История вопроса.

Итак, комментируя Священное Писание, Феофан Затворник подробно останавливается на теме антропологии, акцентируя внимание на психосоматической составляющей человека. Архипастырь пишет: «тело есть орудие, посредством которого душа обнаруживает свои внутренние действия»30, поэтому знание человеческой природы является основным помощником в духовном преуспеянии, ибо «слава вечная не совне приходит, а извнутри раскрывается»31.

Дефиниция «внутреннего храма» у святителя Феофана не является оригинальной и берет свое начало из богословия апостола Павла. Данная тематика, столь характерная для многих святых отцов, обретает у него свое особое экклезиологическое наполнение. Так, у святителя Афанасия Великого есть слова о том, что подобно тому, как Бог стал «плотоносцем»32, так христиане, живя жизнью Христовой в Церкви, по словам священномученика. Игнатия Богоносца, должны быть «богоносцами и храмоносцами»33. Святитель Феофан продолжает эту мысль, переводя ее в пневматологический аспект, говоря, что «тело - это жилище духа человеческого. Дух Божий нисходит в дух человека и обитает в нем, а чрез него и в теле <...> (через это - И.Т.) все духоносцы»34. Св. Дух «изготовляет в нас обитель»35, но «вместе с Богом Отцом и Богом Сыном»36.

Рассуждая на эту тему, стоит отметить, что известный богослов митрополит Макарий (Булгаков), вместе с которым 15

30 Феофан Затворник, свт. Двери покаяния [Текст]. - М.,2007. - С.446.

31 Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла [Текст]: К Титу, к Тимофею (пастырские послания). - М., 2005. -С.698.

32 Афанасий Великий, свт. О явлении во плоти, 8 [Текст]: PG. 26, 996.

33 Игнатий Богоносец, свмч. Послание к Ефесянам. - Глава IX. [Электронный ресурс]. - http://aleteia.narod.ru/ignat/efes.htm (24.02.2015).

34 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Коринфянам первого. - М., 2006. - С.310.

35 Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? [Текст]. - М., 2009. - С.95.

36 Там же.

февраля 1841 года37 святитель Феофан принял монашеский постриг и с которым он вел переписку, в своих трудах весьма кратко выражается по данной теме: «Одни люди и по жизни святы и служат постоянным храмом Св. Духа (1 Кор. 6:19), а другие, хотя подвержены грехопадениям и провождают жизнь порочную, но кроме того, что призваны и обязаны быть святыми (Рим. 1:7; 1 Петр. 1:15-16)»38

Сравнение внутреннего храма с внешним

Святитель Феофан, приступая к изложению затронутой темы в своих толкованиях и письмах, комментирует цитаты Евангелия и посланий апостола Павла39. Одно из первых упоминаний сего учения, по мнению святителя, мы находим в словах Спасителя: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19), имея в виду, конечно же, не Иерусалимский храм, а «храм тела Своего (церкви тела)»40, «а под разорением его -

37 Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 1816-1882): Жизнь и богословская деятельность [Электронный оптический диск (CD-ROM)]: классические богословские системы XIX в. - СПб., 2006. - С.6.

38 Макарий (Булгаков), митр. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия [Текст]. - СПб, 1997. - С.237.

39 При раскрытии учения о внутреннем храме святитель Феофан ссылается на следующие места Священного Писания: Бог Отец обетовал: вселюся в них и похожду (2 Кор. 6:16). Бог Сын удостоверил: се Аз с вами есмь во вся дни (ср.: Мф. 28:20). О Духе Святом дано свидетельство: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (ср.: 1 Кор. 3:16)». (Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла [Текст]: К Титу, к Тимофею (пастырские послания). -М., 2005. - С.399); «Дух Божий живет в вас (см.: 1 Кор. 3:16), прибавляя: вы есте церкви Бога жива (ср.: 2 Кор. 6:16), храм живущаго в вас Святаго Духа (1 Кор. 6:19). То же напоминал он и галатам, говоря, что Бог посла в сердца их Духа Сына Своего (ср.: Гал. 4:6). И ефесянам говорил, что они, веровавше, знаменаны Духом обетования Святым (ср.: Еф. 1:13), Которого и заповедует им не оскорблять (ср.: Еф. 4:30) и комментирует, что это апостол делает для того, чтобы акцентировать внимание христианина «к себе самому, как носителю, жилищу и храму Духа». (Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Римлянам (главы 1-8) - М., 2006. - С.629-639.).

40 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Галатам. - М., 2005. - С.561.

страдания Свои и смерть»41. Другая составляющая, которая используется святителем Феофаном, основывается на словах Христа: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Вышенский подвижник говорит, что нужно отдать Господу сердце и «Он Сам устроит из него храм Себе»42, для открытия сердечной двери необходим ключ - «огненная ревность и безжалостное самоотвержение»43. Следует помнить, что Христос в нас рождается, но это Божественное действие происходит не без нашей воли, не механически, ибо «действия благодати, обращенные на разумно-свободную тварь, не могут быть таковыми»44.

Как Сын Божий вошел в общение с нашим человеческим «естеством, которое Он после назвал храмом, так и нам должно вступить в Церковь, которая есть тело Его»45. В событии Благовещения, на вопрос Богородицы как Она сможет вместить в Себе Бога, архангел отвечал ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя (Лк. 1:35). Поэтому, как говорит святитель Феофан, «Дух Святый только и нас может ввесть в живое общение с Царством Христовым, которое и состоит <...> в силе Духа»46. Как ранее от Богородицы, так и от каждого из нас требуется свободная воля, направленная к Богу и исполнению евангельского идеала. Оставив наше человеческое мудрование, нужно отдать волю в послушание Богу, ибо «внутреннего человека Бог созидает»47.

Святитель Феофан ссылается на святого Исаака Сирина, который говорит: «Старайся войти в храмину, находящуюся

41 Феофан Затворник, свт. Рукописи из кельи [Текст]. - М., 2008. -С.218.

42 Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия [Текст]. - М., 2009. - С. 107.

43 Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск четвертый. - М., 1899. - С.26.

44Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни [Текст]. - М., 2008. - С.302.

45 Феофан Затворник, свт. Любовью назидая [Текст]: Слова и проповеди. - М., 2008. - С. 143.

46 Там же.

47 Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни [Текст]. - М., 2007. - С.547.

внутри тебя, и увидишь храмину небесную»48. Действительно, вступивший внутрь себя видит «иной некоторый мир, подобный необъятной храмине, невидимый и невоображаемый, но печатлеющийся в сознании, в коем, однако ж, не себя зрит человек и не то, что происходит в нем, ибо все это должно замолчать»49.

Последовательно проводимое святителем Феофаном сравнение видимого храма с человеком позволяет перейти нашей мысли в плоскость другой экклезиологической темы отношения внутреннего и внешнего в Церкви. Святой первомученик Стефан говорит: Соломон создал Богу Храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет (Деян. 7:49)50. Объясняя эти слова, святитель Феофан акцентирует, что это не означает ненужность «рукотворенного храма», но показывает, что «на созидании его одного не должно успокаиваться, а надобно приложить к нему еще и другое здание - духовное, из умов и сердец сложенное <...> коль скоро нет сего последнего, то и первое теряет свою цену»51.

Бог повелел строить храмы и дал обетование, что «будут очи Его в них, чтобы видеть молящихся, и уши, чтоб внимать молитвам их»52 (3 Цар. 9:3. 2 Пар.7:15). Этим Господь показывает, что «если Он и являет в них особое Свое присутствие, то не ради их самих, а ради тех, в коих чает чрез них устроить Себе храмы нерукотворенные»53. Внешние храмы учат нас «созидаться в жилище Божие Духом»54, и каждый христианин должен «исполнить на себе и в себе их значение, преложив видимое на невидимое, вещественное на духовное, внешнее на внутреннее»55. Эту мысль святитель развивает в проповеди на освящение Крестового Христорождественского

48 Цит. по: Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению [Текст]. - М., 2008. - С.368.

49 Там же. - С.368-369.

50 Цит. по: Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]. - М., 1900. - С.3.

51 Там же. - С.3-4.

52 Там же. - С.62.

53 Там же. - С.62-63.

54 Там же. - С.63.

55Там же.

храма: «Начните только созидаться в жилище Божие Духом, и сами тотчас увидите, что без внешних храмов никакого не будете иметь успеха в созидании внутренних»56.

Но если этого не будет происходить? И архипастырь переключает наше внимание на ветхозаветный храм, который не сохранился до наших дней. «Здание ли было виновно? -спрашивает святитель Феофан своих корреспондентов и отвечает: - Нет. Но то, что народ уклонен был от истинного пути и неверием <...> Не стало у народа Истинной Церкви, ненужным сделался и внешний символ ее»57. Ибо человек, по мысли архипастыря, устроен так, «что внутреннее наше требует своего выражения вовне, и само требует внешнего для своего возбуждения и укрепления»58. Внешнее устройство храма «есть только выражение внутреннего христианского настроения душ и ведет к возбуждению и укреплению сего внутреннего»59.

56 Процитируем проповедь святителя, чтобы более точно передать его мысли: «Боюсь, однако же, не пришел бы кто от слов моих к мысли, что если существо дела в сих храмах нерукотворенных, то рукотворенные храмы составляют излишек, ненужный и стеснительный. Скажу из опасения сего про случай: начните только созидаться в жилище Божие Духом, и сами тотчас увидите, что без внешних храмов никакого не будете иметь успеха в созидании внутренних. Нужно будет ведение истины, а она здесь проповедуется; нужна будет благодать Божия, а она здесь получается в Таинствах; нужно будет опытное руководство, а оно преподается служителями видимых алтарей. Да и самая мысль о созидании в себе жилища Богу здесь западает на сердце, - здесь потом зреет и крепость получает -прийти к исполнению». (Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]. - М., 1900. - С.65-66.).

57 Там же. - С.6-7.

58 Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни [Текст]. - М., 2007. - С.352.

59 Там же.

Поэтому, через разрушение внутреннего храма, наступают те внешние бедствия, которые мы увидели в годы революции60.

Богомудрый епископ Феофан не ограничивается вышеприведенными мыслями. На протяжении письменных трудов тема взаимоотношения внутреннего и внешнего весьма ярко выражена в контексте христианской антропологии61.

Действия человека, направленные на созидание внутреннего храма

Первое, что нужно сделать человеку, входящему внутрь себя, - это подавить «тамошнее смятение, собрать свои мысли»62, так как через это действие «связывается своеволие

60 В одной из своих проповедей святитель предупреждает, что утрата внутреннего «влечет за собой и разрушение внешнее - разрушение и поругание храмов, пленение и неустройства» (Феофан Затворник, свт. На освящение придела. - С.289. / Цит. по: Легеев М.В. Учение о Церкви святителя Феофана Затворника в контексте святоотеческого предания и экклезиологической проблематики XIX-XXI веков [Электронный ресурс]. - http://svtheofan.ru/item/1250-legeev-mihail-viktopovich.html (24.02.2015).

61 Рассмотрим несколько ярких примеров:

- «Ходя в церковь, надобно отображать ее в себе» (Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]. - М., 1900. - С.43)

- «Но избави вас Господи останавливаться на одном внешнем приметаний» (Там же. - С.42-43)

- «Кто будет усердным делателем на Ниве Христовой, тот будет иметь храм в себе «Войди теперь в него и священнодействуй» (Там же. -С.64)

- «Хвалите новое жилье: чисто, опрятно. Теперь и в середке тоже все таким же образом наладьте. Внешнее да напоминает и указует на внутреннее» (Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск шестой. - М., 1899. - С.185)

- «Вместо рукотворенного храма, в себе самой и из себя самой устроить храм духовный, святительство святое, чтоб приносить в нем Богу жертвы живы из сердца, благоприятный Богу, Иисус Христом (1 Пет. 2:5)» (Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск второй. - М., 1898. - С.238; Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни [Текст]. - Изд-во Московского Патриархата, 1994. - С.184)

62 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения [Текст]. - М., 2010. - С.350.

фантазии»63. Далее нужно направить все свои силы «к сооружению в себе духовного храма»64 и, совершив искреннее покаяние, необходимо «не позволять себе не только нечистых дел, но и мыслей и каких-либо недобрых движений внутри»65.

Несмотря на такие ограничения, греховные падения по-прежнему совершаются и через страсти мы «оскверняем внутреннюю храмину»66, но Господь не требует от нас «непрерывной святости <...>, а очищения грехов в Покаянии и Исповедании <...> ибо грехи <...> оставленные неоплаканными и неисповеданными <...> мешают <...> общению с нами Господа»67.

Господь сподобит нас великого дара благодати, но только в том случае, «если не помешаем Ему сподобить»68. Тем самым, поддерживаемые благодатной силой, мы «будем с терпением возводить здание»69 внутреннего храма.

63 Там же.

64 Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]. - М., 1900. - С.4.

65 Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла [Текст]: К Коринфянам второго. - М., 2006. - С.310.

66Феофан Затворник, свт. Семь слов в недели, приготовительные к Великому посту, и на первую неделю поста [Текст]. - М., 1912. - С.29.

67 Там же. - С.30.

68Феофан Затворник, свт. Семь слов в недели, приготовительные к Великому посту, и на первую неделю поста [Текст]. - М., 1912. - С.29.

69 Святитель Феофан пишет не только о том, что нам необходимо возводить в себе здание духовного храма, но говорит еще и о том, как это нужно делать: «Полагая, как камень на камень, добродетель на добродетель, связуя их любовию и уравнивая рассуждением и руководством пастырей; прикроем все, как кровлею, глубоким смирением и возглавим преданностию в волю Божию, которою, как на кресте, распинается самоличное устроение дел и путей жизни; оградим потом все непоколебимою верностию всем уставам и предписаниям Святой Божией Церкви, за которыми, как за крепкою оградою, укроемся от всех бурь и волнений, воздвигаемых духом века, суемудрием и страстями; наконец, вошедши внутрь вниманием и трезвением, украсим сей храм сердца благими помышлениями, осветим невозмутимым созерцанием Бога Вездесущего и облагоухаем фимиамом непрестанной молитвы, в болезненном припадании к Богу Спасителю нашему» (Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]. - М., 1900. - С.5)

В этом духовном делании человек должен все отдать Богу, если же что-то останется не освященным благодатью, то внутренний храм будет не целым, «ибо одно будет гнило, другое разбито - и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение»70.

Если же духовная жизнь будет развиваться гармонично, то нужно «всего себя приносить в жертву Богу в Иисусе Христе <...> Возобладать над своим внутренним и внешним»71. Впоследствии эту мысль дополнил протоиерей Евгений Аквилонов72: «Чем в большей степени тело является послушливым орудием духа, тем и большим совершенством отличается жизнь известного индивида»73.

Архиепископ Антоний (Амфитеатров), который был знаком со свт. Феофаном и любил читать его труды в журнале «Домашняя беседа»74, использует образ внутреннего храма для выражения мысли о способе сохранения Церкви во время гонений: «В Евангелии <...> также говорится о царстве Божием внутреннем, сокровенном внутри каждого истинного христианина, частью разумеются особенные обстоятельства

70 Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия [Текст]. - М., 2009. - С. 107.

71 Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения [Текст]. - М., 2010. - С.624-625.

72 Протоиерей Евгений Аквилонов (1861-1911), доктор богословия, трудился в СПбДА. Ректором академии в 1857-1859 гг. был свт. Феофан Затворник.

73 Протоиерей Евгений Аквилонов показывает обратную сторону этого пути. Если человек духовно гибнет, если в нем будут преобладать «чувственно-животные страсти и наклонности над духовными стремлениями в человеке, то и жизнь его будет понижаться сообразно со степенью данного преобладания» (Аквилонов Е.П. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом [Текст]. - СПб, 1894. - С.232)

74 Архиепископ Антоний говорил, что он «с удовольствием теперь прочитывает в "Беседе" по преимуществу только статьи преосвященнейшего Феофана». Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский [Текст]. - Казань, 1885. - Т.П. - С.453.

Церкви, в которых она может как бы скрываться, например во время гонений»75.

В свою очередь, святитель Феофан, как практик аскетической жизни, расширяет значение этого образа, говоря не только о внутреннем храме, но и о внутренней обители или монастыре. Если архиеп. Антоний рассматривает его как способ существования Церкви в тяжелые для христианства времена, то Вышенский подвижник часто применяет эти образы для утешения тех духовных чад, которые по каким-либо причинам не могут посетить храм. Святитель Феофан пишет: «Что храма будете лишены, когда обезножите, - ничего. Бог везде есть. Тогда поневоле навыкнете быть с Богом мыслью и сердцем. И когда навыкнете; то это с полною удовлетворительностью заменит для вас храм»76. Но напоминает, что «никак нельзя так хорошо помолиться дома, как в церкви. Но уж коли нельзя бывать в церкви, молитесь дома»77.

Далее, в одном из писем святитель, обращая внимание на окружающую обстановку своей духовной дочери, пишет ей: «Стало быть, о чем же горевать? Дело все ведь в том, чтоб быть с Господом. Ну и будьте. Он везде есть, где бы кто ни был. Коль скоро душа к Нему воззовет и обратится, - Он к ней или в нее. Вот и храм, - вот и обитель!»78. Важно, что через 40 лет эти мысли будут развиты в труде протоиерея Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру», где автор уделяет внимание как внешним действиям, так и внутренним состояниям души.

По своему назначению мы «должны быть храмами, как учит св. ап. Павел (1 Кор. 3:16)»79, и поэтому святитель Феофан напутствует всех своих корреспондентов такими словами: «от души желаю, чтоб вы созиждились в такой духовный храм»80.

75 Антоний (Амфитеатров), архим. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви с присовокуплением общаго введения в курс богословских наук [Текст]. - СПб., 1862. -С.198.

76 Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск восьмой. - М., 1902. - С.135.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

77 Там же. - Выпуск первый. - М., 1898. - С. 120.

78 Там же. - Выпуск пятый. - М., 1899. - С. 128.

79 Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: Выпуск второй. - М., 1898. - С.239.

80 Там же.

Богослужение в телесном храме

После того, как святитель Феофан изложил свои мысли о внутреннем храме, он переходит к важной теме, а именно: о богослужении во внутреннем храме. Как во внешнем храме совершается богослужение, так и во внутреннем храме, по слову ап. Петра, нужно возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Пет. 2:5).

Но, как замечает архипастырь, прежде чем приступить к духовному служению, необходимо «поупражняться во внешнем, и затем, достигши духовного, если кому Бог даст»81, укреплять и развивать это состояние «тем же внешним»82. Таким образом, святитель Феофан синхронизирует внешнее и внутреннее делание, ибо одно без другого не может развиваться должным образом.

Прежде чем приступить к такому служению, необходимо очистить свой храм от «идолов», и святитель Феофан, вспоминая священную историю, обращает внимание на те события, когда народ Божий забывал истинного Бога. В это время везде появлялись идолы, в том числе и в храме. Видя это, Господь «воздвигал царя по сердцу Своему, как, например, Иосафата, Езекию, Иосию и других»83, они очищали храм и все царство от языческого засилия.

Нечто подобное происходит и в нашем внутреннем храме, ибо «каждый из нас есть малое царство. Царь - мы сами - наше сознание и самодеятельность. Подданные - силы нашего существа, силы тела, души и духа. Святилище Божие в нас -сердце»84. Если наша свобода и сознание склоняются к греху и страстям, то мы наполняем ими наше существо, как когда-то ветхозаветное государство, различными идолами. Мы служим в теле «сластолюбию, лености, похоти, сну, <...> как язычник служил Венере, Бахусу и другим»85.

81 Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни [Текст]. - М., 2007. - С.353.

82 Там же.

83 Феофан Затворник, свт. Любовью назидая [Текст]: Слова и проповеди. - М., 2008. - С.86.

84 Там же.

85 Там же. - С.87.

Данную мысль святителя Феофана Затворника привел в своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл, обратив внимание на то, что когда «не было Божьего храма - и люди могли жить как язычники и поклоняться рукотворным богам, либо искусственно созданным учениям, идеологиям, либо богатству, либо власти»86. Действительно, мы поклоняемся этим благам так, как не поклоняемся Богу. Во имя приобретения материальных благ мы ни перед чем не останавливаемся, готовы пойти на любое беззаконие, чтобы была возможность поклоняться идолу, которого сами создали в своем сознании87.

Но когда человек услышит Божий призыв, то тотчас «пробуждается наш царь - сознание и свобода и, к Богу обратившись, он ревностно начинает очищать царство свое от всех идолов, прогоняет страсти из всех сил своих и вместо их напечатлевает соответственные добродетели, чтоб ими угождать Богу»88.

Используя образ Израильского царства, святитель Феофан конкретизирует образ внутреннего храма на примере ветхозаветной скинии. Как она в своем составе имела три части: двор - святилище - святое святых, так и в человеке эти части соответствуют: телу - души - духу. Как в скинии совершалось жертвоприношение, так и в нашей природной триаде необходимо их совершать, принося «себя самого <...> Ему (Богу - И.Т.) в жертву»89.

86 Кирилл (Гундяев), патр. Храните веру в сердцах [Текст]. - Минск, 2011. - С.246-248.

87 См.: Там же.

88 Через это действие «.Бог воцаряется в нас; все же богопротивное, Богу не угодное - и малое, и великое, внутри и вне - прогоняется и истребляется» (Феофан Затворник, свт. Любовью назидая [Текст]: Слова и проповеди. - М., 2008. - С.87-88)

89 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Римлянам (главы 1-8) - М., 2006. - С.243. Святитель Феофан дает ответ на вопрос, какие жертвы нам нужно приносить. Прежде всего, это «жертвы духовные: жертву хвалы - в созерцании славы Божией и великих дел Его; жертву всесожжения - в совершенной богопреданности; жертву очищения - в сокрушении и умилении; жертву тука - в чувстве любви, теплой и всех питающей; фимиам - в непрестанном возношении ума и сердца к Богу» (Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]. - М., 1900. - С.43)

Первую часть ветхозаветной скинии составлял двор, который символически соответствует нашему телу. Двор содержал в себе необходимые функции для службы Богу: «имел особые места для закалания жертв, бассейн для омовения их, жертвенник для принесения жертв»90. Как во дворе ветхозаветной скинии, так и в нашем теле находится ряд устремлений, которые мы можем направить к Богу, как указывает святитель Феофан: «Удовлетворение потребностей телесных может быть так устроено, что сим будет постоянно совершаться приятное Богу жертвоприношение»91. Например, «зрение и слух - и умертви уединением <...> возьми вкус - и умертви его воздержанием <...> возьми потребность сна - и умертви ее бдением <...> труд, бдение, пост, молчание, уединение, чистота и прочее - вот жертвы, Богу на дворе плоти

92

нашей приносимые» .

После двора в скинии располагалось святилище. В нем находился светильник, стол с хлебами предложения и кадильница. Святилищу в нашем естестве, по мысли святителя Феофана, соответствует душа. Поэтому христианину необходимо направить все усилия к тому, чтобы «душа со своими способностями похожа была то на семисвечный светильник, то на стол с хлебами предложения, то на фимиамник»93. Подобно тому как на светильнике горят лампады, так и душевные способности - «воображение, память, понимание, суждение, исследование, наведение, созерцание и обозрение»94 должны светить всем и быть похожими на светильники, «кои не стыдно поставить в алтаре»95. Как в святилище находятся столы с хлебами предложения, так и волевая составляющая души должна быть «деятельная <...> со своими разнообразными желаниями, расположениями и делами <...> в отношении к Богу - это ревность о Богоугождении и

90 Там же. - С.68.

91 Там же.

92 Там же. - С.69.

93 Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]. - М., 1900. - С.69.

94 Там же.

95 Там же. - С.69-70.

славе Божией, исповедничество»96. Если человек примет такой настрой, то у него будет «стол с двенадцатью хлебами -двенадцатью расположениями, соответственно двенадцати направлениям движений воли»97.

Благоухающему фимиаму в нашем естестве соответствует «сердце»98, которое необходимо наполнить «нравственно-религиозными чувствами, коим нет числа»99. Благодаря этому мы имеем прямую возможность через молитву приносить Богу благоухание от «мыслей благих или дел богоугодных»100.

Далее за святилищем в скинии располагалась святое святых, которое в нашем естестве соответствует духу. Как в давире (3 Цар. 6:23) находились златая кадильница и ковчег завета, так у нас под этими предметами «должны быть вера, надежда и любовь»101. Их действие проходит следующим образом: «дух сосредоточивается в молитве, возносится горе, как дым от златой кадильницы, и оттоле привлекает Божественное осенение, в коем Бог печатлеет Свои руководительные богопреданному духу внушения или изрекает ему Свои определения»102. Если человек реализует слова святителя Феофана, то его дух будет «святое святых естества его»103.

Предложив нашему вниманию ветхозаветные образы, святитель Феофан приступает к изложению новозаветных предметов. Всё, что мы видим в нашем материализованном и созерцаемом здании храма, то же самое человек должен воздвигать и осуществлять в своем естестве104. В храме «есть престол - и там (во внутреннем храме - И.Т.) надо его

96 Там же. - С.70.

97 Там же.

98 Там же.

99 Там же.

100 Там же. - С.71.

101 Там же. - С.72.

102 Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]. - М., 1900. - С.72.

103 Там же.

104 Если это будет так, то «тогда святилищем станет дух, жертвенником - сердце, священником - ум» (Там же. - С.43)

воздвигнуть. Здесь есть Жертвы - и там следует совершать

их»105.

Завершив обзор наиболее встречающихся примеров образов внешнего и внутреннего храма, святитель Феофан разъясняет, что мы все должны «совершать такое богослужение <...> приноси Богу в жертву тело <...> Тело станет и жертвою, и храмом»106.

Если у нас по какой-либо весомой причине не получается приходить в храм, то у нас имеется свой "храм", «который мы видим каждый день, но пренебрегаем им»107, и можем в любое время приносить в нем жертвы Богу: «стены у сего храма вашего - терпение, престол - благодарное Богу сердце, песни -все религиозные чувства к Богу <...> регент в сем хоре -благоумный дух, слагающий песни и выполняющий их в непрестанном богомыслии»108

Заключение

Говоря о внутреннем храме, невозможно переоценить и личный опыт святителя Феофана. Пробыв в затворе 22 года, Вышенский подвижник опытно рассказывает другим особенность этого служения и строго предупреждает желающих вступить на этот подвиг: «нечего загадывать о затворе! Когда молитва твоя до того укрепится, что все будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор <...> Можно и при затворенных дверях по миру шататься или целый мир напустить в свою комнату»109. Также и во время

105 Там же. - С.63.

106 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Римлянам (главы 9-16) - М., 2006. - С.263.

107 Константин (Горянов), архиеп. Церковь и Евхаристия // Православное учение о церкви: Богословская конференция Русской Православной Церкви [Текст]. - М., 2004. - С.171.

108 Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск второй. - М., 1898. - С.239. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни [Текст]. - Изд-во Московского Патриархата, 1994. - С.185.

109 Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни [Текст]. - М., 2007. - С.372.

богослужения: «Началась утреня. Ну и пусть душа в утрени будет, не пускайте ее за церковь»110.

Рассуждая в эсхатологической перспективе о временном бытии земного тела, которое есть внутренний храм и «есть дом души, но земной только, <...> на время поставляемый, подобно скинии»111, святитель подводит своего читателя к мысли ап. Павла, что мы имеем храмину нерукотворену вечну, на небесех (2 Кор. 5:1). Святитель Феофан понимает под этими апостольскими словами «не обители вечные, а будущее наше тело»112. Если физическое тело создается естественным путем рождения, то «будущее же тело будет жилище, зиждительною силою Божиею устрояемое, потому свободное от всего, от чего так тяжелым бывает настоящее тело»113.

Таким образом, если митрополит Макарий указывает только на пример некоторых христиан, которые уже стали храмами Святого Духа, а архимандрит Антоний говорит об учении о внутреннем храме как о способе, благодаря которому Церковь может сохраниться во время гонений, то у святителя Феофана как выразителя православной аскетики это учение детально разобрано и отражает самые глубинные аспекты подвижнической жизни, так как знание человеческой природы является основным помощником в духовном преуспеянии.

В духовной жизни необходимо быть внимательным, ибо, как Адам потерял свой первозданный образ, так и мы, по слову святителя, можем потерять образ, воссозданный Христом. Нам необходима сверхъестественная помощь Бога посредством Церкви. Святитель Феофан продолжает рассуждать о том, что

110 Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск первый. - М., 1898. - С.20.

111 Более того, святитель замечает, что наше тело «.самым видом своим дает разуметь, что <.> чрез несколько дней и даже часов ее не будет здесь» (Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла [Текст]: К Коринфянам второго. - М., 2006. - С.213)

112 Там же. - С.214.

113 Святитель Феофан рассуждает о нашем будущем нашем теле. Он говорит, что оно «.будет вечно, ибо будет составлено не из грубых стихий, самым образом сочетания своего предрекающих разрушение и разложение, а из элементов нетленных <.> С таким телом уже нельзя жить на земле; приличное ему место есть небо; или землю надо будет превратить в небо» (Там же. - С.214)

без внешних храмов не будет никакого успеха в созидании внутреннего храма. Наше внутреннее состояние требует своего выражения во внешнем мире, и далее требует внешнего порядка для своего внутреннего укрепления.

Святитель дает образы и символы, в которых говорит о «богослужении» во внутреннем храме. Сравнивает наше тело с языческим государством, которое нерадивый правитель - ум -заполонил различными идолами.

Каждый человек является Божиим храмом, потому что внутри него Божественный образ - бессмертная душа. И Бог дал нам наше тело как храм, как вместилище этой вечной и бессмертной души, для того чтобы внутри этого храма совершалось богослужение, чтобы мы жили в общении с Богом, чтобы мы обращались к Нему с молитвой, чтобы мы помнили Его закон.

Из вышесказанного мы видим, что богослужение - это не только молитва в храме. Богослужением является вся земная человеческая жизнь. Если христианин, проводя свою жизнь по Божьему закону, посвящает свою жизнь жертвенному служению ближнему, то тогда вся его жизнь становится прославлением Бога. Эта деятельность может охватывать все сферы человеческой жизни, и такое мировоззрение соответствует Божиему замыслу, такая жизнедеятельность человека угодна Богу, и Господь, видя доброе произволение человека, приклоняет к нему Свою милость и благословение.

Список использованной литературы и источников Источники

1. Библия [Текст]: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / на русском языке, синодальный перевод. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. - 1338 с.

2. Феофан Затворник, свт. Двери покаяния [Текст]: Слова и проповеди. - М.: Правило веры, 2007. - 600 с. - 4000 экз. -ISBN 5-94759-004-2.

3. Феофан Затворник, свт. Любовью назидая [Текст]: Слова и проповеди. - М.: Правило веры, 2008. - 668 с. - 4000

экз. - ISBN 978-5-94759-075-3. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия [Текст]: Краткие поучения. - Изд.4-е. - М.: Правило веры, 2009. - 398 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-94759-103-3.

4. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни [Текст]. - Изд-во Московского Патриархата, 1994. - 187 с. -20000 экз. - ISBN5-86809-079-9

5. Феофан Затворник, свт. Наши отношения к храмам [Текст]: из слов к тамбовской и владимирской паствам, 1859,1861, 1867, 1869 гг. - Изд. 2-е. - М.: Типо-литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1900. - 73 с.

6. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения [Текст]. - Изд.2-е. - М.: Правило веры, 2010. - 686 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-94759-106-4.

7. Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни [Текст]: Собрание писем. - М.: Правило веры, 2008. - 479 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-94759-031-Х.

8. Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни [Текст]: Собрание писем. - М.: Правило веры, 2007. - 591 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-7533-0082-0.

9. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению [Текст]: Краткий очерк аскетики. Начертания христианского нравоучения. - М.: Правило веры, 2008. - 606 с. - 4000 экз. -ISBN 978-5-94759-077-7.

10. Феофан Затворник, свт. Рукописи из кельи [Текст]. -М.: Правило веры, 2008. - 702 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-94759073-9.

11. Феофан Затворник, свт. Семь слов в недели, приготовительные к Великому посту, и на первую неделю поста [Текст]. - Изд. 4-е. - М.: Типо-литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1912. - 40 с.

12. Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск первый. - М.: Типо-литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1898. - 260 с.

13. Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск второй. - М.: Типо-литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1898. - 240 с.

14. Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск четвертый. - М.: Типо-литография И.

Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1899. - 256 с.

15. Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск пятый. - М.: Типо-литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1899. - 232 с.

16. Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск шестой. - М.: Типо-литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1899. - 216 с.

17. Феофан Затворник, свт. Собрание писем святителя Феофана [Текст]: выпуск восьмой. - М.: Типо-литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом, 1902. - 228 с.

18. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Галатам. - М.: Правило веры, 2005. - 605 с. -4500 экз. - ISBN 5-94759-030-1.

19. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Ефесянам. - М.: Правило веры, 2004. - 643 с. -5000 экз. - ISBN 5-94759-028-Х.

20. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Коринфянам первого. - М.: Правило веры, 2006. - 805 с. - 4000 экз. - ISBN 5-94759-042-5.

21. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла [Текст]: К Коринфянам второго. - М.: Правило веры, 2006. - 579 с. - 4000 экз. - ISBN 5-94759-044-1.

22. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Римлянам (главы 1-8) - М.: Правило веры, 2006. - 743 с. - 4000 экз. - ISBN 5-94759-09-2.

23. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла [Текст]: К Римлянам (главы 9-16) - М.: Правило веры, 2006. - 544 с. - 4000 экз. - ISBN 5-94759-09-2.

24. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла [Текст]: К Титу, к Тимофею (пастырские послания). - М.: Правило веры, 2005. - 859 с. - 4500 экз. - ISBN 5-94759-038-7.

25. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? [Текст]: Собрание писем. - М.: Правило веры, 2009. - 335 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-94759-086-9.

Литература

26. Августин, блж. Труды. [Электронный ресурс]. -http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/(дата обращения 24.02.2015).

27. Аквилонов Е.П. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом [Текст]. - СПб: типография А. Катанского и Ко, 1894. - 90 с.

28. Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский [Текст] / сост. по личным воспоминаниям и по печатным и письменным документам архим. Сергия (Василевского). - Казань: Типография Окружного Штаба, 1885. - Т.П. - 560 с.

29. Антоний (Амфитеатров), архим. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви с присовокуплением общаго введения в курс богословских наук [Текст]. - Изд.8-е. - СПб.: В типографии Александра Яковсона, 1862. - 279 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Афанасий Великий, свт. О явлении во плоти, 8 [Текст]: PG 26, 996.

31. Игнатий Богоносец, свмч. Послание к Ефесянам. - Глава IX. [Электронный ресурс]. - http://aleteia.narod.ru/ignat/efes.htm (дата обращения 24.02.2015).

32. Кирилл (Гундяев), патр. Храните веру в сердцах [Текст]: Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла / сост. А.В. Велько. - Минск: Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви, 2011. - 528 с. -10000 экз. - ISBN 978-985-511-406-3.

33. Константин (Горянов), архиеп. Церковь и Евхаристия // Православное учение о церкви: Богословская Конференция Русской Православной Церкви [Текст]. - М., 2004. - С.171.

34. Легеев М.В. Учение о Церкви святителя Феофана Затворника в контексте святоотеческого предания и экклезиологической проблематики XIX-XXI веков [Электронный ресурс]. - http://svtheofan.ru/item/1250-legeev-mihail-viktopovich.html (дата обращения 24.02.2015)).

35. Макарий (Булгаков), митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия [Текст]. - СПб, 1997 [Репринт 1913]. - 368 с. - ISBN 5-73020873-1.

36. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков Михаил Петрович; 1816-1882): Жизнь и богословская деятельность [Электронный оптический диск (CD-ROM)]: классические богословские системы XIX в. - СПб: Аксион

эстин, 2006. - 645 с.

37. Ювеналий (Поярков), митр. Слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Оргкомитета по проведению празднования 200-летия со дня рождения святителя Феофана Затворника [Электронный ресурс]. - http://svtheofan.ru/item/1215 -slovo-mitpopoПta-kputitskogo-i-kolomenskogo-yuveraПya-ppedsedatelya-opgkomiteta-po-ppovedeniyu-ppazdnovaniya-200-letiya-so-dnya-pozhdeniya-svyatitelya-feofana-zatvopnika.html (дата обращения 24.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.