Научная статья на тему 'Слово святителя феофана Затворника и образ ребенка в проповедях к детям и трудах о воспитании'

Слово святителя феофана Затворника и образ ребенка в проповедях к детям и трудах о воспитании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК / ПРОПОВЕДИ / ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОБРАЗ РЕБЕНКА / ДЕТСКАЯ ТЕМА / ПСИХОЛОГИЗМ / THEOPHAN THE RECLUSE / SERMONS / ORTHODOX UPBRINGING / RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE / CHILD IMAGE / CHILDREN'S THEME / PSYCHOLOGISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Творогов Константин Викторович (Питирим)

В статье анализируются четыре проповеди святителя Феофана Затворника, обращенные к детям, а также его труды о воспитании. Автор обнаруживает параллели и идейные сходства наследия свт. Феофана и русской литературы XIX в., отмечает, что проповеди свт. Феофана имеют своей целью укрепление духа детей и подростков, воспитание их в любви к Богу. В статье рассматривается ряд идей и положений о духовно-нравственной жизни человека, общих для проповедей свт. Феофана и русских писателей-классиков. В наследии Феофана Затворника и большинства писателей XIX в. мы видим представление правильного пути человека, обоснование тех ценностей, которые формируют духовно развитую личность. Отдельное внимание уделяется в статье композиционному построению проповедей свт. Феофана. Общность духовно-нравственной проблематики, близость задач наследия святителя и русской классики говорят о невозможности изучения последней вне православной святоотеческой традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Words of Saint Theophan the Recluse and childish image in epistles to children and in manuscripts on upbringing

Four sermons of Saint Theophan the Recluse addressed to children as well as his writings on upbringing are analysed in the article. The author discovers the parallels and ideological similarities of heritage of Saint Theophan and the 19th-century Russian literature, and he notes that Saint Theophan's sermons are intended to strengthen the spirit of children and adolescents, and to upbringing in love for God. A number of ideas and provisions on the spiritual and moral life of man, that sermons of Saint Theophan and Russian classical writers have in common, are discussed in the article. In the heritage of Saint Theophan the Recluse and most 19th-century writers, we see a representation of the correct path of man, a rationale for the values that shape a spiritually developed personality. Special attention in the article is paid to the compositional construction of Saint Theophan's sermons. The commonality of spiritual and moral problems, the proximity of the tasks of the heritage of the saint and the Russian classic suggest that it is impossible to study the latter outside Orthodox patristic tradition.

Текст научной работы на тему «Слово святителя феофана Затворника и образ ребенка в проповедях к детям и трудах о воспитании»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-4-100-105 УДК 271.2-475

Епископ Звенигородский Питирим (Творогов Константин Викторович)

Московская духовная академия, г. Москва rektor.pr@gmail.com

СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА И ОБРАЗ РЕБЕНКА В ПРОПОВЕДЯХ К ДЕТЯМ И ТРУДАХ О ВОСПИТАНИИ

В статье анализируются четыре проповеди святителя Феофана Затворника, обращенные к детям, а также его труды о воспитании. Автор обнаруживает параллели и идейные сходства наследия свт. Феофана и русской литературы XIX в., отмечает, что проповеди свт. Феофана имеют своей целью укрепление духа детей и подростков, воспитание их в любви к Богу. В статье рассматривается ряд идей и положений о духовно-нравственной жизни человека, общих для проповедей свт. Феофана и русских писателей-классиков. В наследии Феофана Затворника и большинства писателей XIX в. мы видим представление правильного пути человека, обоснование тех ценностей, которые формируют духовно развитую личность. Отдельное внимание уделяется в статье композиционному построению проповедей свт. Феофана. Общность духовно-нравственной проблематики, близость задач наследия святителя и русской классики говорят о невозможности изучения последней вне православной святоотеческой традиции.

Ключевые слова: Феофан Затворник, проповеди, православное воспитание, русская классическая литература, образ ребенка, детская тема, психологизм.

Святитель Феофан - представитель золотого века русской культуры, вобравшей в себя не только литературу, живопись, музыку и т. д., но и русское богословие и проповедничество. В духовном наследии свт. Феофана есть уникальные страницы: проповеди, адресованные детям, и труды об основах православного воспитания. Несколько таких проповедей свт. Феофан произнес в годы своего архипастырского окормле-ния Владимирской епархии (1863-1866 гг.) в созданном им училище для девиц духовного звания. В данной статье мы остановимся на них подробнее, постараемся понять основную идею проповедей, проследить за их изменением в зависимости от возраста слушателей и стадии их духовного развития. Кроме того, мы обратимся к книге свт. Феофана «Путь ко спасению» (1868-1869). Одной из глобальных задач статьи является выявление общих духовных основ гомилетического наследия свт. Феофана и православной по своей сути русской литературы XIX в.

Как правящий архиерей свт. Феофан оказал большое влияние на духовное и нравственное развитие одной из крупнейших епархий России. И хотя пребывание преосвященного на этой кафедре было не столь продолжительно, его просветительская деятельность как выдающегося богослова и самобытного философа оставила бесценный след. Убедительный пример тому - Владимирское училище для девиц духовного звания. Оно было открыто в феврале 1865 г. и предназначалось для девочек-сирот из семей духовенства или бедных родителей. «Владимирские епархиальные ведомости» сообщали об открытии училища как о важном для города событии: «Освящение храма и открытие училища предположено было 12 февраля, в день празднования святителю Алексию, Митрополиту Московскому и всея России Чудотворцу. Но как ныне этот праздник пришелся в сырную пятницу,

отчего и перенесен был на четверг - 11 число, то и освящение храма с открытием училища совершено 11 числа. Вспоминать же свое открытие училище будет ежегодно 12 февраля в день празднества святителю Алексию» [3, с. 280].

Присущая всем проповедям свт. Феофана особая спокойная и молитвенная атмосфера, в которую пастырь всегда погружал слушателей своих проповедей (или читателей), раскрывала сердца, подготавливала их к восприятию евангельского слова. Между тем важен адресат проповеди, ее слушатель. В случае с детской гомилетикой - это ребенок, внимающий пастырю; он должен проникнуться главной мыслью сказанного с амвона, впитать ее всем своим сердцем и настолько прочно закрепить в душе, чтобы еще долго нести заповеданное, не расплескав и не растеряв в присущей детям круговерти каждодневных мелких событий. Опыт подсказывал свт. Феофану необходимость найти для детей новые слова, новые образы, новые интонации, что и было сделано преосвященным в его детской гомилетике.

Н.Е. Никулина справедливо отметила, что свт. Феофан особенно выделял такое свойство личности, как жизненность, которое «отражает известную характеристику личности как данности и за-данности одновременно» [4, с. 168].

Несомненно, проповеди свт. Феофана имеют своей целью укрепление духа детей и подростков, воспитание их в любви к Господу. Чрезвычайно важными видятся нам утверждения свт. Феофана об одиночестве человека, лишенного Божественной поддержки, также высказанные многими русскими писателями XIX в.

Одна из любимых параллелей свт. Феофана связана с сопоставлением внутреннего мира человека и мира природы, происходящих в них изменений. Так, книга «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики» начинается с развернутого сравнения,

100

Вестник КГУ ^ № 4. 2019

© Епископ Звенигородский Питирим, 2019

построенного на основе евангельских образов: «Как в семени растительная жизнь пробуждается тогда, как к сокрытому в нем ростку проникает влага и теплота, и чрез них - всевосстановляющая сила жизни, так и в нас жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия» [5, с. 14]. Вспомним теперь эпиграф Ф.М. Достоевского к роману «Братья Карамазовы», взятый из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пад-ши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан., 12:24). Обращение к Евангелию, к его образам и символам пришло в русскую классическую литературу от святых отцов, чья проповедь была по своей природе и задачам открыто предлагаемым пред многими учением о Христе.

Проповеди и творения свт. Феофана о воспитании детей отличаются легкостью слога. Их цель -преображение душ человеческих, духовно-нравственные и воспитательные уроки. «Обращаясь к сочинениям святителя Феофана, мы видим, насколько внимателен он именно к внутреннему миру человека», - отмечает М.И. Щербакова [9, с. 21]. Действительно, пастырское слово свт. Феофана проникает глубоко в душу; ему присуща та образность и сила, которой обладают вершинные творения русских писателей-классиков; оно укрепляет веру в христианские идеалы, ведет за собой.

С таинством крещения свт. Феофан связывает духовное преображение человека: «Он изъемлется из-под владычества сатаны, который теперь теряет власть над ним и силу самовольно действовать в нем. <...> Сила благодати проникает внутрь и восстановляет здесь Божественный порядок во всей его красоте, врачует расстройство как в составе и отношении сил и частей, так и в главном направлении от себя к Богу» [5, с. 18]. О том же самом говорит читателям И.А. Гончаров в романе «Обрыв», показывая, что истинный прогресс человечества заключается не в развитии цивилизации, а в приближении к богооткровенным истинам. Героиня Гончарова Вера мечется между обрывом и старой часовней с изображением лика Спасителя. И она рвется и убегает к Марку Волохову, в котором ясно прослеживаются сатанинские начала.

Первая из четырех рассматриваемых нами проповедей была произнесена при освящении храма. При публикации в 1869 г. проповедь получила название «Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, на освящение храма в училище для девиц духовного звания и на открытие сего училища». По этому же образцу поименованы и другие проповеди епископа Феофана, обращенные к ученицам Владимирского училища для девиц духовного зва-

ния: «Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, произнесенное в церкви училища девиц духовного звания, по причащении Св. Таин» (21 февраля 1865 г.), «Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, по причащении воспитанниц девического духовного училища в Успенский пост» (14 августа 1865 г.), «Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, в Великий Четверток по причащении воспитанниц в училище девиц духовного звания» (24 марта 1866 г.). А девицам, стоявшим перед архипастырем, было 8-10 лет от роду. Во многом именно поэтому «Слово на освящение храма» отличается простотой формы, ясностью выводов и доступностью речевых оборотов, намеренно выбираемых епископом Феофаном для детского понимания.

С первых слов владыка обозначил две главные задачи воспитанниц и указал на два мира, устроенных под одной крышей училищного здания: «Вот, дети, освящена для вас и церковь, которая отныне стала святою. Внизу будете вы учиться, а сюда будут приводить вас молиться Богу. Смотрите, всякий раз, как приходить будете сюда, держите себя здесь так, как требует святость места» [3, с. 268]. Как видим, каждая из трех фраз лаконично и прямо ведет внимание малолетнего слушателя, как по ступеням, к пониманию истины: святость данного места требует от тебя устремления к Богу. Следующий шаг - разъяснение только что совершившегося таинства освящения храма: «Отныне это дом Божий и Господь стал обитать здесь особенным Своим благоволением. Господь везде есть; но о храмах освященных Он Сам сказал: будут очи Мои ту и уши, чтоб внимать молитвам рабов Моих.» [3, с. 269]. Преосвященный Феофан напоминает детям о поведении в Божием храме, поучая с любовью, но твердо. Конечно, особенное значение имеет тут упоминание о молитве. Позднее этот опыт молитвенного общения с детьми войдет в книгу «Путь ко спасению»: «Страх Божий рождает молитву и просвежает совесть. Нет нужды, что все это обращается к иному, невидимому миру. У детей есть к тому предрасположение, и они скоро усваивают себе эти чувства. Особенно молитва прививается очень легко и действует не языком, а сердцем. Оттого они охотно и без устали участвуют в домашних молитвах и церковном Богослужении, и рады этому» [5, с. 42]. Из достаточно большого списка примеров сердечных молитв детей, изображенных русскими писателями-классиками, вспомним молитву Нико-леньки Иртеньева в повести «Детство» Л.Н. Толстого: «После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халат-це, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, Господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и лю-

бовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство» [7, т. 1, с. 44].

К личности ребенка в трудах свт. Феофана и в произведениях русских классиков особое отношение. С ним связываются надежды на лучшее, на Божественную помощь. Так, сглаживая строгость слов, которая может обескуражить малолетнюю паству, свт. Феофан убеждает: «Господь всех любит, а детей больше всех любит, и всем Он помогает, а детям больше всех готов помогать. Когда еще был Он на земле, в одном месте, матери стали приносить к Нему детей, чтоб Он благословил их. Господь благословлял их, возлагал на них руки и на руки брал к Себе. Другие, думая, что это беспокоит Господа, не хотели допускать до Него более детей. Но Господь не велел им это делать, говоря: не мешайте детям приходить ко Мне. Видите, как Он милостив к детям» [3, с. 269]. Отметим, как непринужденно введен Евангельский текст в структуру проповеди, обращенной к детям. Слова «будут очи Мои ту и уши, чтоб внимать молитвам рабов Моих» епископ Феофан, повторив мысль Евангелия, перевел так: «Помните, что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его». Далее в проповеди выстроен мост между тогда и теперь: «Но как тогда, так и теперь все Он тот же. И теперь Он так же любит детей, как и тогда. И вас любит. И когда вы будете приходить сюда, Он верно будет приближаться к вам, хоть невидимо, но действительно. И если вы будете держать себя, как следует, и душевно и телесно, верно благословит вас, и руки Свои возложит на вас и обымет вас, и душе вашей даст почувствовать это Свое приближение и прикосновение» [3, с. 270].

Вторую часть своего слова епископ Феофан посвятил Пресвятой Богородице и празднику Ее Введения во храм как престольному. «Божией Матери посвящаем мы храм сей и Ее покрову и заступлению поручаем вместе с храмом и училище, и вас» [3, с. 270-271]. Святитель обращает внимание детей на икону праздника: «Божия Матерь восходит по ступеням, а по бокам стоят маленькие девочки с свечами. Это они провожали Ее до храма.» [3, с. 271]. Свт. Феофан говорит далее детям о символичности лестницы, ведущей к их храму, о духовной сущности Божией Матери, могущей негласно сопровождать их.

Третья часть проповеди содержит наставление о покаянной молитве к Господу и Богородице. «Всякую свою нужду откровенно сказывайте и просите о ней» [3, с. 272]. Завершил епископ Феофан свою проповедь к детям повторением главной мысли, призывом исполнять услышанные наставления, увещеванием помнить, что Господь и Богородица рядом, все видят и слышат.

Тема ребенка, его воспитания и духовного взросления, чистого восприятия окружающего мира, сопротивления злу, борьбы с грехом, пра-

вильного движения по жизни является постоянной в творениях свт. Феофана, что сближает его со многими русскими классиками, большое внимание уделявшими образу заблудшего героя, впоследствии находившего путь к изменению и преображению. Таковы герои Л.Н. Толстого. Не случайно Платон Каратаев при встрече с Пьером Безуховым сразу же интересуется, есть ли у него хозяйка и живы ли его родители. Семейная сущность человека чрезвычайно много значила не только для Толстого, но и всех русских классиков. Путь из семьи в общество всегда был и остается самым правильным и счастливым для ребенка. Свт. Феофан не раз отмечал важность направления ребенка родителями: «После крещения младенца очень важное дело принадлежит родителям и восприемникам: так вести крещенного, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряженные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни» [5, с. 60]. Большинство примеров жизненного становления человека в русской литературе связано, в том числе, и с этой мыслью о правильном воспитании. Иногда мысль эта подана от противного: так случается в романе «Господа Головлевы», где история распада семьи перерастает в ее крах на фоне тирании Иудушки Головлева. Наглядным примером искушения юной души и унижения человеческого достоинства является отношение Федора Павловича Карамазова к своим сыновьям в романе «Браться Карамазовы» Ф.М. Достоевского.

Углубление в духовный мир человека - «сторона, отличающая преосвященного Феофана от других церковных писателей и сообщающая его системе нравоучения оригинальный характер», -пишет М.И. Щербакова [9, с. 21]. Свт. Феофан проницательно рассуждает о первых чувствах и впечатлениях, имеющих особенную силу и хорошо запоминающихся ребенку. Уместно вспомнить тут чистоту нравственного чувства, которой обладает герой «Детства» Л.Н. Толстого. Именно это чувство, обретенное в детстве, становится залогом возможности выйти к свету даже после ошибок и помрачений.

Н.М. Аверин точно подметил, что свт. Феофан «не разделяет, как это довольно часто бывает, мораль на религиозную и мирскую, светскую, общественную. Для него христианское начало и есть подлинно нравственное, а морально доброе в свою очередь есть воплощение христианского духа» [1, с. 8]. Обратим внимание, что проповеди свт. Феофана, обращенные к детям, и его практические поучения для родителей и воспитателей ориентированы на сохранение живой души, ее преображение.

О соотнесенности ума, воли и души пишет Г.З. Агафонова, основываясь на толковании свт. Феофана: «С возрастом следует развивать все силы души: ум, волю и сердце, а также научиться

следить за их развитием. Ум наполняется здравыми рассуждениями и понятиями, различением добра и зла. Это достигается, по мнению святителя, посредством бесед и вопросов. Волю укрепляют через послушание, через отсечение своеволия, через приучение ребенка делать добро, используя его "любоподражательность" (любознательность)» [2, с. 194-195]. Свт. Феофан большое внимание уделяет и различным внешним факторам, влияющим на развитие ребенка. Тут первостепенными оказываются мудрое воздержание от излишеств, укрепление тела и воли.

На родителей, по мнению свт. Феофана, ложится большая ответственность за душу ребенка, которая потом, в определенный момент, обретет самостоятельность. И в этой самостоятельной жизни окрепшей души очень важны те вехи, которые были оставлены духовными наставлениями в детстве. Главным содержанием христианской проповеди, начиная с апостольских времен, всегда оставалось провозглашение Царства Божия; в них открывались новые истины. В Послании к Колос-сянам апостол Павел дал точное и емкое определение как самой проповеди, так и ее назначению: проповедь обозначена как ключевое событие на пути человека к Богу. Этому важному предназначению проповеди свт. Феофан всегда отдавал предпочтение в своем архипастырском служении.

Спустя неделю после открытия училища и освящения храма епископ Феофан служил в нем литургию и сам приобщал учениц Св. Таин. Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского, произнесенное 21 февраля 1865 г. в церкви училища девиц духовного звания, по причащении Св. Таин - еще один образец детской проповеди в гомилетическом наследии святителя [6, с. 571-574].

Как и в первой проповеди, преосвященный облекает глубокие мысли о таинстве святого причащения в краткие и четко выстроенные синтаксические конструкции, которые без труда воспринимаются ребенком. «То, что вы приняли, есть тело и кровь Господа; а где тело и кровь Господа, там и Сам Он. По виду вы приняли хлеб и вино; а самым делом это есть тело и кровь Господня! Когда Господь в первый раз причащал св. Апостолов, то Он тоже подавал им хлеб и вино; но, подавая хлеб и вино, к хлебу сказал: сие есть тело Мое! а к вину: сия есть кровь Моя! И как Он есть Бог - то, как сказал, так и сделалось: хлеб стал телом, а вино -кровью. <...> И вас Он Сам причащал истинным Своим телом и истинною Своею кровью! И вместе с сим Сам вселился в вас и стал обитать в вас!» [6, с. 571]. Для проповеди характерна невероятная простота и прозрачность в объяснении детям величайшего таинства причастия. Основной задачей святителя было то, чтобы эти простые уроки дети усвоили и запомнили на всю жизнь.

Божественная высота совершившегося передается в проповедях в точных образах, доступных детскому пониманию. «Может быть, вам робко думать, что Господь в вас, или вы затрудняетесь думать, как это Он в вас? Но так есть... <...> Господь есть в каждом из вас, не частью какою, а весь; так, однако ж, что хотя Он есть в каждом из вас, все же Сам не разделяется и не размножается, а цел и неразделен пребывает!» [6, с. 572]. Чтобы утвердить понимание этого таинства в детском сознании, епископ Феофан обращается к сравнению: «Все одно, как теперь вот я говорю какое-либо слово: каждый из вас слышит сие слово и принимает его все; слово мое одно и один раз я говорю его; а входит оно в каждого из вас, и входит все - не часть какая его, а целое слово. И хоть бы тут тысяча народа стояло, все услышали бы и приняли все мое слово, а не часть какую! Так и в св. Причастии: сколько бы ни причащалось людей, все причащаются от единого тела, и все имеют его все, а не часть какую! И Господа имеют они в себе всего, а не часть какую! Сам же Господь чрез сие не разделяется, а цел и неразделен пребывает» [6, с. 572-573].

В числе приятного Господу названы посильные для детей поступки: перестать серчать и браниться, быть тихим и кротким; перестать лежать и лениться, начать усердно работать и трудиться; не гордиться и не презирать других, а смиряться и почитать себя хуже всех.

Через полгода, 14 августа 1865 г., в Успенский пост, епископ Феофан также причащал воспитанниц училища и обратился к ним с проповедью. Сравнивая оба слова, можно видеть тот духовный путь, который, как полагал преосвященный, должен был быть уже пройден детьми под руководством наставниц.

Начинается проповедь с прямого цитирования Евангелия от Иоанна: «Сам Господь говорит, что кто будет вкушать Его плоть и кровь, тот будет жив Его ради, или будет иметь живот в себе; а кто не будет вкушать Его плоти и крови, тот живота не будет иметь в себе» (Иоан. 6:50, 54, 57). Для пояснения этих слов епископ Феофан выбирает пример дерева, ветка которого, отломившись, не может получать из него сока, «а тот, который был в ней, то вытекает, то высыхает; без соку же нечем ей питаться и жить; вот она и умирает». «Так и мы, - продолжает свою мысль епископ Феофан, - когда соединены с Господом, приемлем от Него силы и жизнь, и живем; а когда не соединены с Господом - не живем, хоть и кажемся живущими!» [6, с. 618].

Опираясь на уже имеющийся у детей, пусть и небольшой, опыт, преосвященный напоминает им, как прививают деревья. Следует сказать, что программа обучения девочек включала, наряду с классными занятиями, работы в саду и огороде. «Видали вы, как прививают дерева? Берут веточку, влагают ее под кожу другому дереву и завязывают;

она начинает брать соки из того дерева и сроста-ется с ним: так и мы чрез св. Причастие берем от Господа силы, как бы соки из дерева, и срастаемся с Ним, или соединяемся и начинаем жить Его жизнью; жизнью истинной, которая из Него!» [6, с. 619]. И заключение проповеди вполне понятно ребенку. Перед нами пример, перерастающий в воспитательную беседу с молодым поколением. Примечателен тут мотив труда, дела, исполняемого хорошо, по совести. Не случайно таинство причастия, обряд и молитвы оказываются в одном ряду с работой: «Чем чаще кто причащается, тем ближе бывает к Господу; тем ему лучше бывает, и сам он лучше становится. Работающий - лучше работает; хозяин - лучше хозяйничает; начальник - лучше начальствует; всякому лучше бывает, и всякий лучше становится от св. причащения; становится живее, добрее, умнее!» [6, с. 620].

Образ труженика, верующего человека из народа станет одним из центральных в произведениях Н.А. Некрасова. Для любого честного и совестливого героя русской литературы жизнь немыслима без работы: наоборот, эти герои ищут работу, преображающую душу человеческую. Так, Константин Левин, герой романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», даже изобрел особый термин - «лечение работой».

Четвертая проповедь святителя, обращенная к «девицам духовного звания», прозвучала по прошествии еще семи месяцев, 24 марта 1866 г., в Великий Четверток [6, с. 676-680]. Тема проповеди осталась та же: значение Таинства Причастия. Но пастырь теперь уверенно обращается к слушающим, как ко взрослым: «Радуйтесь, христиане православные, что сподобились причаститься Святых Христовых Таин; и тем паче радуйтесь, что сподобились вы сего ныне, когда установлено самое Таинство» [6, с. 676]. Лексический ряд проповеди заметно приближен к традиционному возвышенному стилю гомилетики (храмина для Господа, неверные иудеи, прискорбно, почтить, охранение, благоговейное чествование, благоухание, возыметь благообразное поведение и пр.).

Пример для уяснения главной мысли взят уже не из жизни самих детей или деревьев, как в двух предыдущих проповедях; епископ Феофан пересказывает случай, бывший с одним раскольником из молокан: историю его раскаяния, разрыва с молоканством и обращения в лоно православной церкви. Этот человек по какой-то причине приступил к Святым Тайнам вместе с православными христианами, но частицу Святых Даров спрятал в платок, а потом положил в улей к пчелам - он был пчеловод. Пчелы «тотчас бросили свою обычную работу, перестали строить соты, а со всею заботою и скоростью начали строить приличное помещение для Святого тела Господня: устроили малый престол, потом дискос, и на сей дискос положили святую частицу и все оградили сводом, как

бы храм устроили или алтарь. Затем сели кругом в порядке и жужжали потихоньку, будто хвалу Богу воссылали и молились» [6, с. 679-680]. Хозяин пасеки, заметив, что пчелы не летают, «открыл улей и ужаснулся, видя, как пчелы отдают благоговейное чествование телу Господа, которое он презрел». За назидательным рассказом в составе проповеди следует образное сравнение высокого духовного смысла и назидание: «Уподобьтесь пчелам тем и всякое благоговение покажите к принятому вами Дару» [6, с. 680].

Немногим более года разделяет первую и последнюю проповеди, обращенные к девочкам из Владимирского училища. В них отразились результаты энергичной духовно-просветительской деятельности свт. Феофана, его пастырского внимания, педагогического и наставнического опыта; воплощены не только итоги первого года обучения девочек, но и предначертанный залог их будущей жизни.

От наставлений, обращенных к родителям детей, свт. Феофан переходит собственно к педагогической системе, основную роль в которой играет православное воспитание. А.Б. Хохлова справедливо отметила, что свт. Феофан Затворник предложил «новое системное видение духовно-нравственного развития человека» [7, с. 121]. Таким образом, и проповеди свт. Феофана Затворника, и его труды о детях и их воспитании проникнуты мыслью о том, что единственно верный и гармоничный путь становления человека немыслим без веры в Бога. Как мы показали на ряде примеров, об этом же писали и многие русские классики XIX в. Сравнение проповедей и учения святителя Феофана с лучшими образцами русской классической литературы, выявление их генетического родства говорит о невозможности изучения русской литературы вне православной святоотеческой традиции.

Библиографический список

1. Аверин Н.М. Феофан Затворник - православный моралист и жизнеучитель // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. -2002. - № 1 (25). - С. 3-8.

2. Агафонова Г.З. Воспитание духовности в святоотеческом наследии святителей Феофана, Вышенского затворника, и Фаддея (Успенского) // Вестник Чувашского университета. - 2006. -№ 5. - С. 192-197.

3. Владимирские епархиальные ведомости. -1865. - № 5. - 1 марта.

4. Никулина Н.Е. Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. -2007. - № 2 (5). - С. 165-176.

5. Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. - Минск.: Изд. Свято-Елисаветинского монастыря, 2005. - 320 с.

6. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. - Владимир: Тип. губернского правления, 1869. - 684 с.

7. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. - М.: Худ. лит., 1928-1958.

8. Хохлова А.Б. Проблема духовно-нравственного воспитания человека в трудах Феофана Затворника // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3. - С. 117-122.

9. ЩербаковаМ.И. Святитель Феофан - наставник психологии в Новгородской духовной семинарии // Святитель Феофан Затворник - основатель христианской психологии. - СПб.: Изд. Русской христианской гуманитарной академии, 2018. -С. 17-41.

References

1. Averin N.M. Feofan Zatvornik - pravoslavnyj moralist i zhizneuchitel' // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. - 2002. -№ 1 (25). - S. 3-8.

2. Agafonova G.Z. Vospitanie duhovnosti v svyatootecheskom nasledii svyatitelej Feofana, Vyshenskogo zatvornika, i Faddeya (Uspenskogo) // Vestnik CHuvashskogo universiteta. - 2006. - № 5. -S. 192-197.

3. Vladimirskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. -№ 5. - 1 marta.

4. Nikulina N.E. Ponyatie lichnosti v antropologii svyatitelya Feofana Zatvornika // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. 4: Pedagogika. Psihologiya. - 2007. -№ 2 (5). - S. 165-176.

5. Svt. Feofan Zatvornik. Put' ko spaseniyu. Kratkij ocherk asketiki. - Minsk.: Izd. Svyato-Elisavetinskogo monastyrya, 2005. - 320 s.

6. Slova k Vladimirskoj pastve preosvyashchennogo Feofana. - Vladimir: Tip. gubernskogo pravleniya, 1869. - 684 s.

7. Tolstoj L.N. Poln. sobr. soch.: v 90 t. - M.: Hud. lit., 1928-1958.

8. Hohlova A.B. Problema duhovno-nravstvennogo vospitaniya cheloveka v trudah Feofana Zatvornika // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2014. - № 3. -S. 117-122.

9. SHCHerbakova M.I. Svyatitel' Feofan -nastavnik psihologii v Novgorodskoj duhovnoj seminarii // Svyatitel' Feofan Zatvornik - osnovatel' hristianskoj psihologii. - SPb.: Izd. Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, 2018. - S. 17-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.