Научная статья на тему '"опасности юности": к вопросу о взаимоотношениях полов в наследии свт. Феофана Затворника'

"опасности юности": к вопросу о взаимоотношениях полов в наследии свт. Феофана Затворника Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
4
Поделиться
Ключевые слова
ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА / ST. THEOPHAN'S THE RECLUSE AGE PEDAGOGY / ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮНОСТИ / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF YOUNG AGE / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ЮНОСТИ / COMMUNICATION PROBLEMS IN YOUNG AGE / ВЛЮБЛЕННОСТЬ / ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ (α͗ γάπη) / CHRISTIAN LOVE (CγCπη) / AGE PERIODISATION / INFATUATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никулина Елена Николаевна

Святитель Феофан Затворник разработал оригинальную концепцию христианской возрастной педагогики, яркой особенностью которой является психологическая характеристика юности возраста, которому в отечественной педагогической теории XIX в. практически не уделялось внимание. Статья посвящена одной из «опасностей» юности (в представлении свт. Феофана) общению с противоположным полом. Это общение свт. Феофан рассматривал не столько в традиционном для святоотеческой мысли контексте сохранения телесного целомудрия, сколько в психологическом ракурсе как возникновение душевной привязанности (влюбленности) и противодействие ей. В статье рассмотрены возможные причины отрицательного отношения святителя Феофана к влюбленности, отраженные в корпусе его произведений. В числе этих причин принципиальное отличие влюбленности, страстного состояния, сопровождаемого «потерей себя» как «лица», от бесстрастной христианской любви-α͗ γάπη плода Святого Духа и вершины христианского совершенства; практика заключения браков в XIX в., не приветствовавшая добрачные романтические отношения; личный опыт самого святителя как монаха (что косвенно подтверждено биографами) и запросы адресатов. С позиций христианской аскетики и современной ему психологии свт. Феофан анализировал различные этапы влюбленности и предлагал способы борьбы с ней. Автор предполагает, что вероятной причиной пристального внимания святителя к данной теме могло послужить пережитое в юности увлечение.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Никулина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

“DANGERS OF YOUTH”: RELATIONS WITH THE OPPOSITE SEX IN ST. THEOPHAN’S THE RECLUSE WRITINGS

St. Theophan the Recluse created an original concept of Christian age pedagogy, a prominent feature of which is psychological characterisation of young age, the age to which Russian pedagogical theory of the 19th century paid little attention. This article deals with one of the “dangers” of youth (in St. Theophan’s conception), namely relations with the opposite sex. These relations were considered by St. Theophan not only in the context of chastity, traditional for the patristic thought, but rather from a psychological point of view, as an emergence of emotional attachment (the state of being in love) and resistance to it. The article looks at possible reasons for St. Theophan’s negative attitude to being in love reflected in his writings. Among these is an essential difference of the state of being in love, a passionate state accompanied by the “loss of self” as a person, from emotionless Christian love (cγcπη), the fruit of Holy Spirit and the pinnacle of Christian perfection. Other reasons are the practice of arranging marriages in the 19th century which discouraged premarital romance, St. Theophan’s personal experience as a monk (which is indirectly confirmed by the biographers) as well as his addressees’ requests. St. Theophan analysed various stages of infatuation from the viewpoint of Christian asceticism and contemporaneous psychology and proposed ways of struggling with it. The author of the paper assumes that a possible reason for the strident attention to this theme might have been a love affair experienced in youth.

Текст научной работы на тему «"опасности юности": к вопросу о взаимоотношениях полов в наследии свт. Феофана Затворника»

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2018. Вып. 49. С. 103-118

Никулина Елена Николаевна канд. пед. наук, доцент кафедры теологии ПСТГУ Российская Федерация, 117463, г. Москва, Новоясеневский просп., д. 38/1, кв. 410 nikulina-e-n@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-9954-2501

«Опасности юности»: к вопросу о взаимоотношениях полов в наследии свт. Феофана Затворника

Е. Н. Никулина

Святитель Феофан Затворник разработал оригинальную концепцию христианской возрастной педагогики, яркой особенностью которой является психологическая характеристика юности — возраста, которому в отечественной педагогической теории XIX в. практически не уделялось внимание. Статья посвящена одной из «опасностей» юности (в представлении свт. Феофана) — общению с противоположным полом. Это общение свт. Феофан рассматривал не столько в традиционном для святоотеческой мысли контексте сохранения телесного целомудрия, сколько в психологическом ракурсе — как возникновение душевной привязанности (влюбленности) и противодействие ей. В статье рассмотрены возможные причины отрицательного отношения святителя Феофана к влюбленности, отраженные в корпусе его произведений. В числе этих причин — принципиальное отличие влюбленности, страстного состояния, сопровождаемого «потерей себя» как «лица», от бесстрастной христианской любви-ауйлп — плода Святого Духа и вершины христианского совершенства; практика заключения браков в XIX в., не приветствовавшая добрачные романтические отношения; личный опыт самого святителя как монаха (что косвенно подтверждено биографами) и запросы адресатов. С позиций христианской аскетики и современной ему психологии свт. Феофан анализировал различные этапы влюбленности и предлагал способы борьбы с ней. Автор предполагает, что вероятной причиной пристального внимания святителя к данной теме могло послужить пережитое в юности увлечение.

* В статье использованы материалы диссертации автора, защищенной 20 октября 2016 г. на базе Института стратегии развития образования РАО, URL: http://www.instrao.ru/: Никулина Е. Н. Антрополого-педагогические воззрения свт. Феофана Затворника: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2016. Автор выражает признательность чл.-корр. РАО д-ру пед. наук В. Г. Безрогову и доценту ПСТГУ канд. геол. наук диак. Н. Серебрякову за ценные советы по содержанию статьи.

Святитель Феофан Затворник (Георгий Васильевич Говоров) (1815-1894), один из известных архиереев-подвижников XIX в., разработал оригинальную концепцию христианской возрастной педагогики. Ее яркой особенностью является психологическая характеристика юности. Этому возрасту в отечественных педагогических трудах практически не уделялось внимание. По свидетельству современника свт. Феофана, известного русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, в российской педагогике его времени «особенности детства разработаны довольно подробно», тогда как «о воспитании юности думали у нас очень мало; я, по крайней мере, не знаю ни одной статьи, где бы особенности юношеского возраста были исследованы, а вместе с тем выставлены и необходимые особенности юношеского воспитания»1. Эта оценка представляется небезосновательной: в произведениях отечественных авторов — предшественников и современников свт. Феофана — встречаются лишь отдельные указания на свойства возраста и направления воспитания в этот период (И. И. Давыдов2, архиеп. Евсевий [Орлинский]3, П. З. Тимошенко4, К. Д. Ушинский5). Первые медицинские, психологические и педагогические издания, посвященные именно юности, появляются уже в ХХ в.6

А в наследии свт. Феофана содержится подробная характеристика юношеского возраста как полного «великих соблазнов», особенно опасных для юноши в силу общего «вскипения телесно-духовной жизни»7. Во внутреннем строе юноши святитель выделял два типа явлений: одни связаны с деятельностью мышления («своеволие мысли», «сомнительность»), другие более относятся к сфере чувств («возбуждение страстей», «увлечение чувств»)8. «Соблазны», «опасности» или «влечения, от которых юношеские возбуждения сильнее разгораются и приобретают большую силу и опасность»9 это «жажда впечатлений», «светскость»,

1 Ушинский. К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948-1952. Т. 10. С. 616.

2Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Библиотека для чтения. СПб. 1834. Т. 6. С. 62-64.

3 Евсевий (Орлинский), архиеп. О средствах к сохранению благонравия в детях // Прибавления к Творениям св. отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 2. С. 130, 133.

4 Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866. С. 70.

5 Ушинский К. Д. Педагогическая антропология // Собрание сочинений... Т. 8. С. 387; Т. 9. С. 292; Он же. Педагогическая поездка по Швейцарии // Там же. Т. 3. С. 208; Он же. Проект учительской семинарии // Там же. Т. 2. С. 519.

6 Карницкий А. О. Пища ребенка как источник его здоровья и силы: (Детство, отрочество, юность): Настол. кн. для матерей / [Соч.] д-ра мед. А. О. Карницкого, прив.-доц. Ун-та св. Владимира. 1-е изд. Вып. 1. Киев, 1909; Воронцов А. А., свящ. Христианская юность: (Слово на день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова). Казань, 1911; Дивильковский А. А. Воспитание детей у народа: (Отрочество и юность) / [Ред.] А. А. Чарушин. Архангельск, 1917; Детство и юность, их психология и педагогика: Педолог. сб / [Под ред. проф. К. Н. Корнилова и Н. А. Рыбникова]; М., 1922; Карницкий А. О. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество и юность). Баку, 1927; Рубинштейн М. М. Психология и педагогика юности. М., 1927; Рубинштейн М. М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928; Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.; Л., 1929.

7 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2000. С. 88.

8 Там же. С. 90.

9 Там же. С. 88, 106, 93.

«склонность к общению» и «настроение, по которому до небес возносится знание рассудочное, или свое личное постижение»10.

Настоящая статья посвящена одному из аспектов «склонности к общению», а именно — юношеской влюбленности. Саму «склонность к общению» еп. Феофан связывал с областью чувств, с особенно сильным их действием в юности («юношеский возраст есть время живых чувств»). Поскольку «чувства не любят быть скрытыми в себе, юноша хочет делиться ими». На этом основаны его «потребности в товариществе, дружбе и любви».11

Представления свт. Феофана о рассматриваемой «опасности» изложены преимущественно в «Пути ко спасению» издания 1868 г. В предыдущем издании «Пути ко спасению» (Тамбов, 1861-1863), в разделе о юности (Тамбовские епархиальные ведомости. 1863. № 11. С. 289—298), часть материала об этой проблеме отсутствует. Отдельные мысли по данной теме встречаются в «Начертании христианского нравоучения»12, письмах, проповедях, толкованиях на апостольские послания и других произведениях святителя Феофана.

В вопросе общения с противоположным полом свт. Феофана интересовал не столько традиционный для святоотеческой письменности вопрос сохранения телесного целомудрия, сколько психологическое состояние человека. Святитель анализировал процесс возникновения душевной привязанности и способы противодействия ей. О том, что могло побудить свт. Феофана обратить внимание именно на этот аспект взаимоотношения полов и почему он настаивал на необходимости борьбы с возникающим чувством, мы и попытаемся ответить в данной статье на основании содержащегося в источниках материала.

Прежде всего следует сказать о том, что свт. Феофан указывал на принципиальное отличие влюбленности от христианской любви к ближнему13. Термин «влюбленность» встречается в нескольких его сочинениях и письмах14. Данное состояние/чувство святитель называл также «язвой» и «уязвлением»15, «злой болезнью сердца»16, «лютой болезнью» и «болезнью тем опаснейшей, что больному хочется болеть до безумия»17, «глупым чувством»18, «страстной любовью к одному лицу»19. В «Начертании христианского нравоучения» упоминаются не толь-

10 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 93, 106—107.

11 Там же. С. 99.

12 Интересующий нас текст первоначально был опубликован в четвертом выпуске «Писем о христианской жизни» епископа Феофана (Говорова), послуживших основой «Начертания...» (СПб., 1860. Письмо № 143).

13 «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13.34—35).

14 См.: Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. М., 2000. Вып. 1. С. 259. Письмо № 203; Вып. 4. С. 84. Письмо № 608, Вып. 6. С. 27. Письмо № 949; Вып. 6. С. 199. Письмо № 1038.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Он же. Путь ко спасению... С. 102.

16 Он же. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 1. С. 259. Письмо № 203; Он же. Начертание христианского нравоучения. М., 2005. С. 638.

17 Он же. Путь ко спасению... С. 104.

18 Он же. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 6. С. 84. Письмо № 608.

19 Он же. Начертание. С. 638.

ко эпизодические чувства, но и устойчивое внутреннее устроение — «характер влюбчивости, мучительный и убийственный» как первопричина нецеломудрия душевного и телесного — «беды, которая угрожает преимущественно юношам, но небезопасны от нее и мужи со старцами»20.

Из перечисленных терминов наиболее важным для цели нашего исследования является термин «страстная любовь». В толкованиях на послания апостола Павла к Коринфянам и Колосянам21 свт. Феофан утверждает, что наличие страстей несовместимо с любовью: «Любовь есть отрицание всех страстей и вселяется в сердце по изгнании их»22; «Где страсть, там нет места любви»23, «Страсти же противоположны любви. Победи страсти, — придет любовь»24. В приведенных цитатах святитель употреблял термин «любовь» без пояснений, в других текстах он использует выражения «полная любовь»25, «любовь в своем истинном виде», «любовь истинная»26, «христианская любовь» или «истинная любовь к Богу и людям»27.

Термин «истинная любовь» встречается в толковании свт. Феофана на «гимн христианской любви» в 1 Кор 13.4—7 со ссылкой на свт. Иоанна Златоуста: «Святой Златоуст говорит: «Любы (любовь. — Е. Н.) не превозносится (не заносится), т. е. не поступает легкомысленно... Заносчивое легкомыслие свойственно людям, любящим плотскою любовию, а любящий любовию истинною совершенно свободен от этого»»28. В полном собрании сочинений свт. Иоанна Златоуста последняя фраза цитаты переведена как «Безрассудство свойственно людям, любящим постыдно (aioxpffiQ ф^о'Оугш'у); а любящий истинной любовью (ayánnv) совершенно свободен от этого»29. В греческом тексте выражения «истинной любовью» нет, там используется только термин a^á^n, означающий высшую форму любви30. Он переведен с прилагательным «истинный» в силу отсутствия в русском языке аналога слову a^ánn. Любящему любвью-агапе у свт. Иоанна Зла-

20 Феофан Затворник, свт. Начертание. С. 639.

21 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.» (1 Кор 13. 4—8); «более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол 3.14).

22 Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998. С. 481.

23 Он же. Любовь — венец жизни христианской. Цит. по: Созерцание и размышление. М., 2001. С. 226.

24 Он же. Слово при посещении города Коврова, в соборе. 1 сентября 1864 г. // Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869. С. 426.

25 Он же. Толкования. Первое послание к коринфянам. С. 481.

26 Он же. Любовь — венец жизни христианской... С. 225, 228.

27 Он же. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 2006. С. 115, 199.

28 Он же. Толкования. Первое послание к коринфянам. С. 479—480.

29 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на первое послание к коринфянам // Творения: в 12 т. СПб., 1895—1906. Т. 10. Кн. 1. С. 330—333; PG 61. Col. 277.

30 Термин aYánn использован в заповедях о любви к ближнему: «любите врагов ваших» (Мф 5.44), «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин 13.34).

тоуста противопоставляется носитель другой «любви» — постыдной, позорной (аюхрбс;) привязанности. Здесь для обозначения «любви» используется другой термин — фШа (дружба, привязанность)31, означающий чувство менее возвышенное, чем а^йял. Свт. Феофан мыслил в едином понятийном пространстве со свт. Иоанном Златоустом и, безусловно, был знаком с разным значениями слова «любовь». Епископ Феофан упоминал в своих текстах разными «степени» любви: «О любви сказано, что она николиже отпадет (никогда не перестает. — Е. Н), а при ней неотлучна и вера с упованием. Но такая любовь — верх христианского совершенства, для всех достижимого, но не всеми достигаемого. Не о всякой любви так можно сказать. Наша обычная любовь такова большею частию, что покажи только чечевицу, которая повкуснее, и мы готовы бываем отступить от своего любимого, хоть не навсегда, а только на этот случай»32. Говоря об «истинной любви», свт. Феофан, скорее всего, имел в виду христианскую любовь

а^йял33.

«Истинная любовь» в творениях свт. Феофана рассматривается в двух ракурсах: 1) как «верх христианского совершенства»34, «венец жизни христианской»35 и ее «плод», которому предшествует «много труда, много подвигов»36; 2) как дар Святого Духа: «Желание, искание и труд наш, а плод Дух Божий сокровенно, под прикрытием бесплодного по себе труда нашего, производит в сердце... Вот почему святой Павел озаглавливает этот список добрых расположений37 так: плод духовный есть. Духовный — по-гречески: яугицато;, — Духа, т. е. плод Духа»38.

Характеристики свт. Феофаном «истинной любви» и страстного состояния, «уязвления»39, существенно отличаются друг от друга. «Любовь, в своем истинном виде, есть рай духовный. Она есть теплое, мирное, благожелательное, живое, приснодвижущееся и радостотворное расположение. постоянное, твердое, глубоко укорененное, существенно неотъемлемое, как, например, дыхание или биение сердца. В ком внедрено это чувство, или эта сила, тот блаженствует в себе глубоким, невозмутимым блаженством»40. Тогда как у юноши, «уязвленного» увлечением, «сердце начинает снедаться тоскою; юноша уныл, погружен в себя, занят чем-то важным, ищет, как будто что потерял, и что ни делает, делает для одного лица и как бы в присутствии его. Он точно потерянный, сон и еда нейдут

31 Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / И. Х. Дворецкий, сост. М., 1958. Т. 2. С. 1727.

32 Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах жизни веры. М., 2007. С. 340.

33 Значение греческих терминов ачаял и фШа подробно анализируется в статье Р. Г. Апресяна «Слова любви: eros, philia, agape» (Философия и культура. 2012. № 8. С. 27-40). В частности, на с. 36 автор отмечает, что термин ачаял свой высший смысл приобрел в Новом Завете: «Слово "agape" в значении любви, причем особой любви, обретается в греческом (языке. — Е. Н.) Нового Завета».

34 Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам. С. 340.

35 Он же. Любовь — венец жизни христианской... С. 223.

36 Там же. С. 224-225.

37 Имеется в виду фрагмент Послания к галатам: «Плод же духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5. 22-23).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Феофан Затворник, свт. Толкование. Послание к галатам. С. 404.

39 Он же. Путь ко спасению. С. 102.

40 Он же. Любовь — венец жизни христианской... С. 224-225.

ему на ум, обычные дела забыты и приходят в расстройство; ему ничто не дорого. Он болен лютою болезнию, которая щемит сердце, стесняет дыхание, сушит самые источники жизни»41. «Любовь страстная есть болезнь души, ее истощающая и съедающая»42. В одном из писем святитель прямо противопоставляет два чувства: «Это не любовь, а болезнь сердца — злая»43.

Итак, первая причина, по которой свт. Феофан предлагал бороться с влюбленностью, связана с тем, что это состояние является страстным и потому причиняет человеку глубокие страдания. Оно коренным образом отличается от бесстрастной «истинной любви» (агапе) — дара Святого Духа и «венца» жизни христианина, «стяжать» которую святитель призывает вслед за апостолом Павлом (см.: Кол 3.14).

Второй момент, на который следует обратить внимание, это замечание из «Начертания христианского нравоучения» о «страстной любви к другому лицу» как проявлении «душевного нецеломудрия», в котором «страждет личность человеческая». Судя по текстам источников, свт. Феофан имел в виду страдание не эмоционального характера, а антропологического, когда человек «выходит из себя и живет в другом, что иногда простирается до восприятия и лица его, или до сознания себя им»44. То есть, по свт. Феофану, в состоянии влюбленности человек сознает себя не самим собой, а другим лицом — предметом своей привязанности. Об этом же еп. Феофан писал применительно к юноше: «Самый верх опасностей для юноши — от обращения с другим полом. Тогда как в первых соблазнах юноша только сбивается с прямого пути, здесь он, кроме того, теряет себя»45. Сложно сказать, почему «восприятие лица» другого человека, «сознание себя им», сопровождаемое «потерей себя», трактуется епископом Феофаном как страдание «личности человеческой» и представляет «опасность» для юноши. Не исключено, что эти рассуждения восходят к антропологической модели святителя, в которой отражено соотношение лица и природы в человеке. В антропологии свт. Феофана личность (лицо) мыслится как «точка соединения» всех сил тела, души и духа46, которые «в нем сцентрированы и исходят из него, как из фокуса»47 (вершина пирамиды на рисунке 1). Лицо должно возвышаться над ними и контролировать их: человек призван быть «владыкой всего внутри его происходящего, владыкой своих сил»48.

Возможно, святитель считал, что вовлеченность в другого человека «до сознания себя им»49 отделяет лицо человека от его собственной природы (тела, души и духа), разрывает их связь и искусственно «присоединяет» лицо одного

41 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению... С. 104.

42 Он же. Начертание. С. 638.

43 Он же. Собрание писем: в 8 вып... Вып. 1. С. 259. Письмо № 203.

44 Он же. Начертание. С. 638.

45 Он же. Путь ко спасению... С. 101.

46 Он же. Начертание. С. 264.

47 Там же. С. 264, 253—254. Подробнее см.: Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 2. С. 165—178.

48 Там же. С. 270.

49 Там же. С. 638.

человека к природе другого, т. е. привносит глубокий дисбаланс в само существо человека как неразрывного единства лица и природы.

Лицо (личность)

как точка соединения всех си л и способностей человека

познаюшая ! желаюшая / чувствующая силы

Рис. 1. Соотношение лица (личности) и природы в антропологической модели свт. Феофана Затворника

Рассуждения свт. Феофана о «сознании себя» иным лицом — предметом привязанности, как и многие другие педагогические идеи святителя, возможно, восходят к воззрениям Г. Гегеля на семью50. В «Философии права» («Grundlinien der Philosophie des Rechts», 1821, §158) Гегель писал о любви (die Liebe) как «обретении себя в лице другого» и «недостаточности и неполноте» бытия человека как «самостоятельного лица для себя»51 (в подлиннике — «eine Person für sich»)52. Для Гегеля «обретение себя в лице другого» — это положительное явление, это именно «обретение», восполнение «недостаточности и неполноты бытия» человека как лица «для себя», тогда как у свт. Феофана «выход из себя и жизнь в другом», вплоть до «восприятия» его лица, «сознание себя» другим лицом53 — предметом своей привязанности, это «потеря себя» 54.

Возможно, данное отличие связано с тем, что Гегель пишет о семейной любви (die Liebe), а не о влюбленности (die Verliebtheit). Также возможно, что свт.

50 См. Никулина Е. Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 81—90.

51 Гегель Г. Философия права / Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц, ред. и сост. М., 1990. С. 209.

52 Hegel G. Grundlinien der Philosophie des Rechts. Leipzig, 1911. S. 140.

53 Феофан Затворник, свт. Начертание. С. 638.

54 Он же. Путь ко спасению... С. 101.

Феофану как монаху, в принципе не была близка мысль о «недостаточности и неполноте»55 человека вне его общения с любимым. Для святителя «полнота» и цельность («целость») человека — это не наличие в его жизни другого, а подчинение себе как лицу всех своих сил и способностей: когда они «действуют совместно, устремлены на одно, состоят в подчинении ему как лицу, почему и приписываются ему целость, полнота, здравие»56. Видимо, поэтому описываемое Гегелем желание «не быть самостоятельным лицом для себя», гегелевское «обретение себя в лице другого»57 у свт. Феофана представлено как неправильное устроение человека, не «обретение», а «потеря» им самого себя и страдание личности, от чего святитель хотел избавить молодых людей.

На взгляды свт. Феофана могли также оказать влияние семейные традиции его времени. По сведениям известного культуролога Ю. М. Лотмана, в XVIII — начале XIX в. браки заключались преимущественно волей родителей, а «предварительное объяснение в любви, да и вообще романтические отношения между молодыми людьми хотя и вторгались в практику, но по нормам приличия считались необязательными или даже нежелательными»58. Эта практика нашла свое отражение в творениях свт. Феофана. Он считал, что «худо» «оставлять детей влечению сердца в сем важном деле» и отмечал, что устроение брачного союза детей является обязанностью родителей: «Воспитанное дитя нужно пристроить: дочь отдать прилично замуж, сыну достать место.»59. По мнению святителя, «капризы, рождающиеся от соблазна блеском и видимостью» могут быть препятствием к осуществлению того, что родителям «разумно видится прочным и полезным». «При выборе второй половины, — писал он, — можно иметь в виду расположение, но не должно уважать капризов»60. Антитезой «капризам» является «разумно» «прочное и полезное» решение или выбор родителей, значит, судя по тексту, «каприз» — это нечто неразумное, непрочное и неполезное. Выражения «капризы, рождающиеся от соблазна блеском и видимостью», «влечение сердца» в данном месте используются как синонимы и вполне могут подразумевать состояние влюбленности сына или дочери, на которое святитель призывал не ориентироваться, и даже «не уважать» при выборе детям «второй половины».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цитируемый отзыв был опубликован в 1860 г. в составе Прибавления к четвертому выпуску «Писем о христианской жизни» «Обязанности христиан относительные» и в 1891 г. включен еп. Феофаном в «Начертание христианского нравоучения». Видимо, описанная Ю. М. Лотманом практика заключения браков представлялась свт. Феофану желательной и в конце XIX столетия.

Внимание к теме влюбленности, как и отрицательное отношение к ней, могло быть обусловлено личным опытом епископа Феофана. Сохранилось письмо святителя к страдающему от неразделенного чувства офицеру. Епископ Феофан

55 Гегель Г. Философия права... С. 209.

56 Феофан Затворник, свт. Начертание... С. 269.

57 Гегель Г. Философия права... С. 209.

58 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX в.). СПб., 1994. С. 103, 111.

59 Феофан Затворник, свт. Начертание. С. 657.

60 Там же; Он же. Письма о христианской жизни. Приложения 1858—1860 // Полное собрание творений: в 40 т. М., 2011. Т. 7. С. 470.

уговаривает офицера потерпеть и признается, что сам когда-то пережил это состояние: «Пройдет; будет налетать, но не жгуче. Мне не было еще 20 лет, когда я это переиспытал. Но скомандовал, и пошло на поворот. Были припадки, но перетерпелись: ибо имелась в виду другая цель»61. Что это за цель, побудившая будущего епископа бороться с влюбленностью, мы можем только догадываться. Свт. Феофан отмечает, что тогда ему «не было еще 20 лет»62, т. е. он учился в Орловской семинарии (1829-1837 гг.). Зная о склонности Георгия Говорова к уединению еще в годы учебы (что отмечалось в семинарских ведомостях63), можно предположить, что это связано не только с обетом жить по-христиански, чему семейная жизнь не препятствует, но и со стремлением к монашеству, может быть, с данным уже обещанием посвятить всего себя Богу, хотя неоспоримых доказательств этой версии у нас нет.

Предположение о личном опыте как причине отрицательного отношения к влюбленности находит косвенное подтверждение в отзывах дореволюционных биографов свт. Феофана. Как отмечал И. Н. Корсунский, все нравоучительные творения свт. Феофана «писаны по личному опыту», «взяты из доброго опыта собственной жизни»64, и педагогические тексты, являющиеся составной частью этих сочинений, также имеют основанием пережитое самим святителем. По словам Корсунского, то, что еп. Феофан писал о детстве, имело отношение к его собственному детству, в юности он «со всей искренностью пытался осуществить то, что после писал о юношеском возрасте, именно, что "как в естественной жизни юноше предлежит труд образовать себя, так и в духовной" (Письма о христианской жизни. СПб., 1860. Вып. 3. С. 153)»65. О том, что сочинения свт. Феофана «не есть только плод отвлеченной умственной работы, но и явно носят печать глубоко чувствующего сердца и пережитого внутреннего опыта», свидетельствовал биограф П. А. Смирнов66.

По сведениям племянника свт. Феофана Ивана Крутикова, во время учебы в семинарии Георгий Говоров считал священническое служение слишком ответственным, планировал жениться и служить диаконом на сельском приходе. Его избранницей была Анна Алексеевна Тимофеева, дочь диакона из родного села Чернава (ранее города Чернавска) в Липецкой области67. Раннюю смерть Анны Тимофеевой Георгий принял «за указание свыше»68. Но по мнению митр. Калужского Климента (Капалина), причины несостоявшегося брака Георгия могли

61 Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 1. С. 260. Письмо № 203.

62 Там же.

63 Корсунский И. Н. Смысл жизни и деятельности преосвященного Феофана (Говорова): к годовщине кончины его // Богословский вестник. 1895. Т. 1. № 1. С. 85.

64 Там же. С. 84, 104.

65 Там же. С. 85.

66 Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915. С. 29.

67 Крутиков И. А. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни // Душеполезное чтение. 1897. Ч. 1. С. 58. Цит. по: Климент (Капалин), митр. Святитель Феофан, Затворник Вышенский: юность в Орловской духовной семинарии. URL: http://www.bogoslov. ru/text/print/5065084.html

68 Воспоминание о преосвященном Феофане // ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 1968. Л. 28. Цит. по: Там же.

быть и другие: «и отказ со стороны невесты, и результат его осознанного выбора своей дальнейшей судьбы: между приходским служением женатого клирика и продолжением обучения в академии. Как бы то ни было, эту глубокую душевную драму юному выпускнику семинарии удалось пережить, по его свидетельству, имея в виду другую цель69 своей жизни» — служение Богу и Церкви70.

Если тема борьбы с влюбленностью присутствовала в петербургских конспектах по нравственному богословию конца 1840-х гг.71, основы «Пути ко спасению», то вполне понятно желание 30-летнего преподавателя-монаха оградить воспитанников академии от страданий, которые были не так давно пережиты им самим. С монашеством святителя, возможно, связано и «белое пятно» в вопросе отношения полов (выпадание темы взаимоотношений юноши и девушки, предшествующих браку): он многое писал по личному опыту, который состоял только в борьбе с чувством72.

Отрицательная оценка влюбленности может быть объяснена также нуждами адресатов — свт. Феофан откликался на те вопросы, с которыми к нему обращались. Например, в письме к офицеру Льву содержится явное указание на безнадежность ожидания взаимности: «Какой в этом (переживаниях. — Е. Н.) толк? Если бы была надежда, можно бы разумно подождать; а то ждать того, чего не дождешь, и несомненно не дождешь, толку нет!»73 При благополучном развитии событий у свт. Феофана просили благословения на брак, его письма содержат благословения и поздравления с венчанием; в целом ряде произведений святитель дает советы по выстраиванию добрых отношений между супругами74.

Этапы появления и развития увлечения («путь до уязвления») свт. Феофан описывает в «Пути ко спасению» со ссылкой на «одну психологию»75, название и автора которой, к сожалению, выяснить не удалось. В тамбовском издании «Пути ко спасению» (1861—1863) описание «пути к уязвлению», как и рекомен-

69 См. упоминавшееся выше письмо № 203 (Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 1. С. 260).

70 Климент (Капалин), митр. Указ. соч.

71 По сведениям ответственного секретаря Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений свт. Феофана С. В. Лизунова, данный конспект не найден. О том, что он был основой «Пути ко спасению», еп. Феофан писал в 1888 г.: «Прочитали "Путь ко спасению". Добре... И еще прочитайте когда-нибудь. Тут все, что мною писалось, пишется и будет писаться. Это мои уроки студентам С.-Петербургской Академии. Конспект пересмотрен с о. архимандритом Игнатием, после бывшим архиереем Брянчаниновым, и им одобрен. Это было в 46—47 гг.» (Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 1. С. 222. Письмо № 188). Еще одно свидетельство о написании «Пути ко спасению» в 1840-х гг. содержится в письме от 12 марта 1888 г.: «Шлю вам книгу. В ней увидите себя, как были в отрочестве, как испортились,— и как исправились, и что предлежит. Она писана более 40 лет назад, но не устарела» (Там же. Вып. 1. С. 213. Письмо № 185)

72 Там же. Вып. 1. С. 259-260. Письмо № 203.

73 Там же. С. 259.

74 Феофан Затворник, свт. Начертание... С. 635—666. Он же. Толкования посланий апостола Павла. Послание к ефесянам. М., 1998. С. 415—437; Он же. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998. С. 247—263; Он же. Собрание писем: в 8 вып. М., 2000. Письма № 51, 67, 145—148, 176, 201, 288, 301, 756 и др.; Он же. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001. С. 92.

75 Он же. Путь ко спасению... С. 102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дации по противодействию возникшему чувству, отсутствуют и выделены многоточием (Тамбовские епархиальные ведомости. 1863. № 11. С. 297). Это может свидетельствовать как о сознательном пропуске автором или издателями данного фрагмента текста, так и о том, что на момент публикации он еще не был окончательно проработан свт. Феофаном.

«Путь до уязвления» имеет «три поворота»: 1) «первое движение соблазна к себе» — это появление «горестного чувства» — «чувства одиночества», от которого рождается «некоторая жалось» и «внимание к себе»; юноша начинает «нравиться себе» и «обращается к внешнему миру»; 2) «вступление в внешний мир», стремление нравиться и «поиск знакомств» «по тайному влечению чего-то ищущего сердца»; при этом юноша дает волю «премущественному органу душе-общения — глазу»76; 3) собственно «уязвление», т. е. встреча юноши «с своей болезнью», когда созданный «потребностью прекрасного» образ «носится в голове юноши» олицетворяется в «дщери человеческой»77.

В соответствии с данными этапами свт. Феофан формулирует правила борьбы с чувством: «прогонять предвестников — неопределенную грусть и чувство одиночества», «делать им наперекор» (вместо мечтаний «делать что-нибудь серьезное со вниманием», жалость прогонять «жестокостью к себе» и пр.). «Строгая дисциплина во всем», «труд телесный и еще более головной», «сидение дома», отсутствие развлечений, «хранение чувств», избегание «другого пола», молитва — такие средства указаны в «Пути ко спасению»78. На данные приемы свт. Феофан ссылался в одном из писем, возможно, к молодой девушке: «Так бывает, когда влюбляются в первый раз. Извольте держать сердце свое на привязи», «У вас ведь есть книжка: «Путь ко спасению». Найдите там, где говорится о сохранении благодати св. крещения и направлении к сему воспитания, и делаются особые замечания о юношеском возрасте. Это, примерно, между 40 или 50 страницами начинается. Прочитайте повнимательней, и может быть вы увидите себя там. Если увидите, то потрудитесь взять на себя и исполнение предостережений, там прописанных»79.

Советы к «исполнению предостережений» из «Пути ко спасению» в расширенном виде встречаются и в других письмах. Так, более подробно говорится о «выталкивании» чувства молитвой: «Вот что: вы влюбляетесь в N. и если не возьмете предосторожностей, то влюбитесь и будете страдать много и глубоко. Главное — до сердца не допускать; мысли приходят — прогонять их молитвою. Сходите в сердце с молитвою к Господу, и все твердите и твердите молитву, пока не вытолкаете чувства совсем»80; «Так бывает, когда влюбляются в первый раз. Вы хорошо делаете, что бросаетесь на колена и молитесь. И делайте так. Опять нападки, — и опять бросайтесь на колена. Вы написали: "наконец успокоюсь".

76 «Взор» как «точка встречи одной души с другой» рассматривался святителем и как средство влияния родителей на духовную жизнь младенца (Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению... С. 50).

77 Там же. С. 104, 102.

78 Там же. С. 107.

79 Он же. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 6. С. 27. Письмо № 949.

80 Там же. Вып. 4. С. 84. Письмо № 608.

Так всегда и бывает»81. Говорится о значении труда («дела»): «Хорошо бы дело иметь на руках. Если нет его, — изобресть. — Камни ворочать в горе»82. Появляются новые средства борьбы: удаление всех напоминаний («перестать думать об оной, — забросить подальше все напоминающее») и призыв трезво посмотреть на предмет привязанности — «поискать пятен на сем солнце, — и на них больше смотреть»83, «откройте недостатки в нем умственные, нравственные, служебные и житейские. И ими заслоняйте его лицо. Но этот прием едва ли удастся. Во-первых, заметить трудно; во-вторых, лукавый будет все в нем представлять в наилучшем свете»84.

Последняя цитата свидетельствует не только о глубоком понимании святителем психологического состояния влюбленного, но и об использовании им в педагогике элементов аскетики, в частности знаний о действии лукавых духов85.

«Враг» упоминается и в других письмах о противодействии влюбленности: «Это не любовь, а болезнь сердца — злая, к которой подседает враг и раздувает. Страсть ослепляет, а враг туману подпускает»86; «Враг видимо хочет закружить вам голову, чтобы потом наткнуть на что-нибудь не должное, или вредное. Так бывает, когда влюбляются в первый раз»87; «Только смотрите не влюбитесь. Враг не упустит случая подсолить вам»88. «Сначала-то у Вас как все легко шло?! А потом туго — и томление и щемление сердца. Посему и знайте, что тут вражеское дело. Любовь есть блаженное и ублажающее чувство — когда она есть настоящая любовь к Богу. Любовь мучающая, щемящая есть дело сатаны. который подделаться хочет под Божие, да не может и свое адское жжение воспаляет в сердце.. Ах, как жаль, что враг возмутил стезю ног Ваших и дорожку Вам пересек и перекопал»89. Приведенные цитаты вносят еще большую ясность в представления свт. Феофана о данном состоянии как не только страстном, но и усиленном действием злого духа («врага»); объясняют уверенность святителя в необходимости борьбы с этим чувством и склонение к ней своих адресатов ради прекращения их страданий.

Рассмотренные материалы приводят к выводу, что пристальное внимание к теме борьбы с влюбленностью, скорее всего, обусловлено личными переживаниями святителя, осмысленными через призму его монашества и увлечения психологией. В зрелом возрасте он, видимо, уже опытно знал о христианской любви как «теплом, мирном. радостотворном расположении», «глубоком, не-

81 Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 6. С. 27. Письмо № 949

82 Там же. Вып. 1. С. 260. Письмо № 203.

83 Там же. Вып. 1. С. 259. Письмо № 203.

84 Там же. Вып. 4. С. 84-85. Письмо № 608.

85 См.: Еф 6.12. Подробный анализ этой темы, основанный на творениях древних отцов-аскетов, представлен, например, в «Приношении современному монашеству» свт. Игнатия (Брянчанинова): глава 43 «О падших ангелах», глава 44 «Первый образ борьбы с падшими ангелами», глава 45 «Второй образ борьбы с падшими ангелами» (Игнатий [Брянчанинов], свт. Приношение современному монашеству. М., 2002. С. 488-528).

86 Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 1. С. 259. Письмо № 203.

87 Там же. Вып. 6. С. 27. Письмо № 949.

88 Там же. С. 199. Письмо № 1038.

89 Он же. Собрание писем. Из неопубликованного. С. 341. Письмо № 335. А. А. Унжен-ской.

возмутимом блаженстве»90. Данный отзыв содержится в одной из проповедей к Владимирской пастве (Слово в Неделю 25-ю, 10 ноября 1863 г.91), когда еп. Феофану было 48 лет: через девять лет он опубликован в журнале «Домашняя беседа» (1872 г., вып. 32, с. 740-742)92. Пребывая в мирном устроении духа, еп. Феофан мог вспоминать и анализировать свое юношеское увлечение и сопровождающие его страдания (видимо, оставившие глубокий след в душе) с позиций аскетики и психологии, а также ясно видел начало зарождения чувства влюбленности у своих адресатов. Чем-то иным вряд ли можно объяснить, почему тема влюбленности проходит через всю жизнь святителя: пережив это состояние семинаристом (до 20-ти лет93), в 45 лет (1860) он упоминал его в 4-м выпуске «Писем о христианской жизни»94, отделяя от традиционной для христианской мысли темы телесного целомудрия; в 53 года опубликовал «Путь ко спасению» с «предостережениями»95, в 77 лет (1892) упоминал о своем увлечении в письме и давал советы по преодолению привязанности96.

Изложенные в данной статье сведения являются яркой иллюстрацией того, как органично в представлениях свт. Феофана соединялись идеи современной ему психологии и аскетическое предание Церкви, как легко святитель пользовался плодами психологического знания своего времени, оставаясь при этом в строгих рамках православной традиции и восполняя наблюдения психологов собственным и общецерковным опытом духовной жизни.

Ключевые слова: возрастная педагогика свт. Феофана Затворника, возрастная периодизация, психологическая характеристика юности, проблемы общения в юности, влюбленность, христианская любовь (оуйяп).

Список литературы

Апресяна Р. Г. Слова любви: eros, philia, agape // Философия и культура. 2012. № 8. С. 27-40.

Воронцов А. А., свящ. Христианская юность: (Слово на день св. апостола и евангелиста

Иоанна Богослова). Казань, 1911. Гегель Г. Философия права / Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц, ред. и сост. М., 1990. Давыдов И. И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей //

Библиотека для чтения. СПб., 1834. Т. 6. С. 62-64. Детство и юность, их психология и педагогика: Педолог. сб. / [Под ред. проф. К. Н. Корнилова и Н. А. Рыбникова]. М., 1922.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

90 Феофан Затворник, свт. Любовь — венец жизни христианской. Цит. по: Он же. Созерцание и размышление... С. 224-225.

91 Он же. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869. С. 88.

92 Заметки епископа Феофана, публиковавшиеся в журнале «Домашняя беседа» с 1869 по 1877 г., составляют современный сборник «Созерцание и размышление» (М., 2007).

93 Он же. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 1. С. 260. Письмо № 203.

94 Он же. Письма о христианской жизни 1858-1860 // Полное собрание творений: в 40 т. Т. 6. С. 483.

95 Он же. Путь ко спасению. С. 88.

96 Он же. Собрание писем: в 8 вып. Вып. 1. С. 259—260. Письмо № 203; Там же. Вып. 6. С. 27. Письмо № 949.

Дивильковский А. А. Воспитание детей у народа: (Отрочество и юность) / [Ред.] А. А. Чарушин. Архангельск, 1917.

Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / И. Х. Дворецкий, сост. М., 1958. Т. 2.

Евсевий (Орлинский), архиеп. О средствах к сохранению благонравия в детях // Прибавления к Творениям св. отцов. 1843. Ч. 1. Кн. 2.

Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. М., 2002.

Иоанн Златоуст, свт. Толкование на первое послание к коринфянам // Творения: в 12 т. СПб., 1895-1906. Т. 10. Кн. 1.

Карницкий А. О. Пища ребенка как источник его здоровья и силы: (Детство, отрочество, юность): Настол. кн. для матерей / [Соч.] д-ра мед. А. О. Карницкого, прив.-доц. Ун-та св. Владимира. 1-е изд. Вып. 1. Киев, 1909.

Карницкий А. О. Развитие ребенка и особенности его возрастов (детство, отрочество и юность). Баку, 1927.

Климент (Капалин), митр. Святитель Феофан, Затворник Вышенский: юность в Орловской духовной семинарии. URL: http://www.bogoslov.ru/text/print/5065084.html

Корсунский И. Н. Смысл жизни и деятельности преосвященного Феофана (Говорова): к годовщине кончины его // Богословский вестник. 1895. Т. 1. № 1. С. 85.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX в.). СПб., 1994.

Никулина Е. Н. Антрополого-педагогические воззрения свт. Феофана Затворника: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2016.

Никулина Е. Н. Идеи Г. Гегеля в педагогическом наследии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. № 4. С. 81-90.

Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 2. С. 165—178.

Рубинштейн М. М. Психология и педагогика юности. М., 1927.

Рубинштейн М. М. Юность по дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.

Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.; Л., 1929.

Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915.

Тимошенко П. З. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.

Ушинский К. Д. Педагогическая антропология // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Стру-минский, сост. М.; Л., 1948-1952. Т. 8; Т. 9.

Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948-1952. Т. 3.

Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948-1952. Т. 2.

Ушинский. К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений: в 11 т. / В. Я. Струминский, сост. М.; Л., 1948-1952. Т. 10.

Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года. М., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М., 2005.

Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах жизни веры. М., 2007.

Феофан Затворник, свт. Письма о христианской жизни. Приложения 1858—1860 // Полное собрание творений: в 40 т. М., 2011. Т. 7.

Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2000.

Феофан Затворник, свт. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869.

Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001.

Феофан Затворник, свт. Собрание писем: в 8 вып. М., 2000.

Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М., 2001.

Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998.

Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Послание к ефесянам. М., 1998.

Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла. Послание к галатам. М., 1995.

Hegel G. Grundlinien der Philosophie des Rechts. Leipzig, 1911.

St. Tikhons University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.

2018. Vol. 49. P. 103-118

Nikulina Elena, Candidate of Sciences in Education, Associate Professor,

Department of Theology, Faculty of Supplementary Education, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities, 38/1—410, Novoiasenevskii prosp., Moscow 117463, Russian Federation nikulina-e-n@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-9954-2501

"Dangers of Youth": Relations with the Opposite Sex in St. Theophan's the Recluse Writings

E. Nikulina

St. Theophan the Recluse created an original concept of Christian age pedagogy, a prominent feature of which is psychological characterisation of young age, the age to which Russian pedagogical theory of the 19th century paid little attention. This article deals with one ofthe "dangers" ofyouth (in St. Theophan's conception), namely relations with the opposite sex. These relations were considered by St. Theophan not only in the context of chastity, traditional for the patristic thought, but rather from a psychological point of view, as an emergence of emotional attachment (the state of being in love) and resistance to it. The article looks at possible reasons for St. Theophan's negative attitude to being in love reflected in his writings. Among these is an essential difference of the state of being in love, a passionate state accompanied by the "loss of self" as a person, from emotionless Christian love (ay6nn), the fruit of Holy Spirit and the pinnacle of Christian perfection. Other reasons are the practice of arranging marriages in the 19th century which discouraged premarital romance, St. Theophan's personal experience as a monk (which is indirectly confirmed by the biographers) as well as his addressees' requests. St. Theophan analysed various stages of infatuation from the viewpoint of Christian asceticism and contemporaneous psychology and proposed ways of struggling with it. The author of the paper assumes that a possible reason for the strident attention to this theme might have been a love affair experienced in youth.

Keywords: St. Theophan's the Recluse age pedagogy, age periodisation, psychological characteristic of young age, communication problems in young age, infatuation, Christian love (aY&rcn).

References

Apresjana R. G., "Slova ljubvi: eros, philia, agape", in: Filosofija i kul'tura, 8, 2012, 27-40.

Gegel' G., Filosofija prava, Moscow, 1990.

Detstvo i junost', ih psihologja i pedagogika: Pedolog. sb., Moscow, 1922.

Drevnegrechesko-russkjslovar': v 21., Moscow, 1958, 2.

Ignatij (Brjanchaninov), svt., Prinoshenie sov-remennomu monashestvu, Moscow, 2002.

Karnickij A. O., Razvitie rebenka i osobennosti ego vozrastov (detstvo, otrochestvo i junost), Baku, 1927.

Kliment (Kapalin), mitr., Svjatitel' Feofan, Zatvornik Vyshenskj: junost' v Orlovskoj duhovnojseminarii, available at: http://www. bogoslov.ru/text/print/5065084.html

Lotman Ju. M., Besedy o russkoj kul'ture. Byt i tradicii russkogo dvorjanstva (XVIII — nach. XIXv.), St. Petersburg, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nikulina E. N., "Idei G. Gegelja v pedago-gicheskom nasledii svjatitelja Feofana Zat-vornika", in: Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologja, 4, 2016,81-90.

Nikulina E. N., "Ponjatie lichnosti v antrop ologii svj atitelja Feofana Zatvornika", in: Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologja, 2, 2007, 165-178.

Rubinshtejn M. M., Psihologja i pedagogika junosti, Moscow, 1927.

Rubinshtejn M. M., Junost'po dnevnikam i avto-biograficheskim zapisjam, Moscow, 1928.

Smirnov V. E., Psihologja junosheskogo voz-rasta, Moscow-Leningrad, 1929.

Ushinskij K. D., "Pedagogicheskaja an-tropologija", in: Sobranie sochinenij: v 11 t. / V. Ja. Struminskj, sost. M.; L., 1948-1952. T. 8; T. 9.

Ushinskij K. D., "Pedagogicheskaja poezdka po Shvejcarii", in: Sobranie sochinenij: v 111., Moscow-Leningrad, 1948-1952, 3.

Ushinskij K. D., "Proekt uchitel'skoj seminarii", in: Sobranie sochinenij: v 111. Moscow-Leningrad, 1948-1952, 2.

Ushinskij. K. D., "Materialy k 3-mu tomu «Pedagogicheskoj antropologii»", in: Sobranie sochinenij: v 11 t. Moscow-Leningrad, 1948-1952, 10.

Feofan Zatvornik, svt., Mysli na kazhdyj den' goda, Moscow, 2006.

Feofan Zatvornik, svt., Nachertanie hristianskogo nravouchenja, Moscow, 2005.

Feofan Zatvornik, svt., Pis 'ma k raznym licam o raznyh predmetah zhizni very, M., 2007.

Feofan Zatvornik, svt., "Pis'ma o hristianskoj zhizni. Prilozhenija 1858—1860", in: Polnoe sobranie tvorenj: v 401., Moscow, 2011, 7.

Feofan Zatvornik, svt., Put' ko spasenju, Moscow, 2000.

Feofan Zatvornik, svt., Sobranie pisem. Iz ne-opublikovannogo, Moscow, 2001.

Feofan Zatvornik, svt., Sobranie pisem: v 8 vyp., Moscow, 2000.

Feofan Zatvornik, svt., Sozercanie i razmyshle-nie, Moscow, 2001.

Feofan Zatvornik, svt., Tolkovanja poslanj apostola Pavla. Pervoe poslanie k korinfjan-am, Moscow, 1998.

Feofan Zatvornik, svt., Tolkovanja poslanj apostola Pavla. Poslanie k efesjanam, Moscow, 1998.

Feofan Zatvornik, svt., Tolkovanja poslanj apostola Pavla. Poslanie kgalatam, Moscow, 1995.