Научная статья на тему 'СЕМЕЙНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ В ЭКЗЕГЕТИКЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО'

СЕМЕЙНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ В ЭКЗЕГЕТИКЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПАВЕЛ / СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК ВЫШЕНСКИЙ / БИБЛЕИСТИКА / ЭКЗЕГЕЗА / ХРИСТИАНСКИЙ БРАК / ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ / СПАСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сорокина И.Л.

В данной статье дается характеристика святителя Феофана Затворника Вышенского как духовного писателя. Рассматривается его учение о христианском браке в аспекте толкований на Послания святого апостола Павла. Рассказывается о значении истолковательных трудов Феофана Затворника для библеистики, об особенностях экзегезы на примере толкования Послания к Ефесянам апостола Павла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЕЙНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ В ЭКЗЕГЕТИКЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО»

Ф И Л О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК22.07+227.5

И.Л. Сорокина

СЕМЕЙНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ В ЭКЗЕГЕТИКЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА ВЫШЕНСКОГО

В данной статье дается характеристика святителя Феофана Затворника Вышенского как духовного писателя. Рассматривается его учение о христианском браке в аспекте толкований на Послания святого апостола Павла. Рассказывается о значении истолковательных трудов Феофана Затворника для библеистики, об особенностях экзегезы на примере толкования Послания к Ефесянам апостола Павла.

Ключевые слова: Священное Писание, Святая Церковь, святой апостол Павел, святитель Феофан Затворник Вышенский, библеистика, экзегеза, христианский брак, домашняя Церковь, спасение во Христе.

Для христианских супругов семья - малая, домашняя Церковь, в которой совершается труд по стяжанию Царства Небесного. О домашней Церкви неоднократно писал апостол Павел (1 Кор. 16:19; Кол. 4:15 и т. д.).

В силу определенных обстоятельств, тема семьи и христианского брака была недостаточно широко представлена в патристике.

За десять лет, с 1872 по 1882 г.г., святитель Феофан Затворник Вышенский впервые в отечественной библеистике составил толкования на все Послания святого апостола Павла, обращая особенное внимание на проблемы семьи, осмысливая причины кризисов института брака.

Великий подвижник благочестия, монах, аскет, находившийся 22 года в затворе, впервые в корпусе патристики создает стройное, подробное учение о семье и браке, выстраивает иерархию семейных отношений, необходимых для спасения во Христе, в аспекте экзегезы Посланий святого апостола Павла.

Как литературный деятель, святитель, безусловно, занимает первое место среди духовных писателей России. Труды святителя Феофана универсальны: его творчество охватывает огромное количество

© Сорокина И.Л., 2016.

жанров и видов церковной письменности. Сюда входят и догматические, и аскетические, и экзегетические, и духовно-нравственные, и гомилетические сочинения, не говоря уже о переводах и эпистолярном наследии.

Феофан Затворник может рассматриваться как глубокий библеист, знаток святоотеческих подходов к толкованию Священного Писания.

«Живший в эпоху стремительно набирающего обороты агрессивного секуляризма и нравственной деградации, он видел состояние окружающего общества, его духовные и семейные проблемы, осмысливал причины и последствия кризисных ситуаций, возникающих перед супругами и другими членами семьи» [8, с. 350].

Православному обществу того времени не хватало истинного, практического богословия, которое содержалось в экзегезе древних отцов. Необходимо было актуализировать эти древние труды, адаптировать их к сознанию современного образованного общества.

Святитель Феофан именно для этого переводил и толковал книги Священного Писания. Протоиерей Георгий Флоровский, однако, обращает внимание, что святитель «не строил системы ни догматической, ни нравоучительной. Он хотел только очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути, и в этом его несравненное историческое значение» [9, с. 400].

В реализации писательских способностей святитель Феофан видел свой духовный путь и служение Церкви Божией. Так, в одном из писем он говорит: «Писать - это служба Церкви или нет? Если служба - подручная, а между тем Церкви нужная, то, на что же искать или желать другой?» [5, с. 457].

Духовно-нравственный писательский талант особенно развивается у преосвященного Феофана во время пребывания его в Вышенской пустыни.

После 1871 года научная деятельность святителя Феофана сводится, в основном, к изъяснению Священного Писания и к переводу святоотеческих творений. «Святителем Феофаном Затворником были подготовлены толкования на все 14 посланий апостола Павла. Толкования 13-ти Посланий были при жизни Феофаном завершены и содержат как частные введения, так и толкования текста, а 14-е (на послание к Евреям) содержит только вводную часть, это толкование было опубликовано уже после смерти святителя» [2, с. 218].

Поскольку главным делом жизни каждого христианина, как и собственной литературной деятельности, святитель считал дело спасения человека, он пользовался Словом Божиим, как опорой и высшим авторитетом при решении этого вопроса.

Как замечает сам святитель Феофан, руководством при толковании для него служили исключительно древние толковники: свт. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит, Августин, прп. Иоанн Дамаскин, Экумений, Феофилакт Болгарский. Наиболее широко цитируется свт. Иоанн Златоуст. Святитель Феофан не только перенимает его основные экзегетические идеи, но и сам план ведения толкования.

Истолковательные труды Феофана Затворника не отрешены от жизни его современников. На всем протяжении толкований Преосвященный старается изъяснить сложные богословские идеи апостола Павла на доступном людям XIX века понятийном уровне. С этой целью он пишет языком простым, ясным, хотя и несколько устарелым для читателей XXI века.

Многочисленные экзегетические труды епископа Феофана без затруднения можно назвать проповедями. Он сам указывает на беседовательное толкование, как на главную цель своих опытов по объяснению апостольских посланий святого Павла и некоторых псалмов.

В письме к протоиерею В. П. Нечаеву святитель Феофан пишет о характерных особенностях своих толкований на послания святого апостола Павла: «Прошлый раз я забыл сказать вам, почему толкование называю беседовательным. Потому что вношу многое, что не ожидается от толкования, а скорее от беседы. А это затем, чтоб чем-нибудь размочить неизбежную в толковании сухость. Зачем нет филологических заметок? - Дело вкуса. Пересматриваю все немецкие знаменитости, - и их хлам учености до того опротивел, что не хочется даже греческого слова внести в текст. К тому же, ученые не станут нас читать; некогда, и сами все знают. А для неученых греческие каракульки только досаду возбуждать будут» [3, с.429].

Преосвященный Феофан стремился написать толкование на все Священное Писание. «Священное Писание у нас совсем не тронуто, - писал владыка протоиерею Михаилу Хераскову. - Иностранные толковники, как они есть, негожи. Надо самим обдумывать и переделывать. Я хотел бы заниматься этим предметом и занимаюсь... Но, увы! Как тяжело» [7, с. 129].

«Глубокий, пытливый, желавший довести все понятия свои до полной ясности, строгий и отточенный ум святителя Феофана никогда не стремился к схоластике, но всегда сохранял самобытность. Святитель отличался простотою, естественностью, ясностью, как в постановке вопросов, так и в изложении мысли, что позволяло его богословским сочинениям быть доступными самым разным слоям общества. При этом весьма живое воображение в сочетании с обширной начитанностью, зоркой наблюдательно-

стью и огромным опытом доставляло ему богатство образов, живость и наглядность их даже в тех случаях, когда речь шла о самых отвлеченных понятиях» [1, с .47].

В Посланиях святого апостола Павла мы видим первохристианское отношение к браку. Наставления, советы апостола являются порождением христианского вероучения; в них определяется иерархический строй семьи, необходимый для спасения во Христе.

«Что значит христианская благочестивая жизнь? Жизнь в единении с Богом в Господе Иисусе Христе в Святой Церкви, или по домостроительству спасения нашего.

Отсюда очевидно, что жизнь христианская, благочестная деятельно, выражается в восхождении к Богу через Иисуса Христа, в пребывании в Нем чрез Него и притом не иначе как в доме, устроенном для нашего спасения, или Церкви Соответственно сему и обязанности благочестия имеют три класса, из коих 1) первым определяются чувства и расположения, вытекающие из воссоединения с Богом в Иисусе Христе, 2) вторым - чувства и расположения, вытекающие из пребывания в общении с Богом, 3) третьим -чувства и расположения, вытекающие из общения с домом спасения, Церковью» [4].

Так, апостол Павел в Послании обращается к ефесянам и говорит о должных взаимоотношениях мужчины и женщины, находящихся в брачных узах: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5:22-28,31-33).

Святитель Феофан Затворник полагает, что в 5 главе Послания к Ефесянам святого апостола Павла даны частные правила христианской жизни по состояниям. Далее он так истолковывает слова Апостола: «Берет во внимание святой Павел только отношения членов семейства и определяет христианский образ действования для каждого класса их. Может быть, потому так, что ефесяне, составлявшие Церковь, ни в каких других соотношениях и не состояли; или, может быть, потому, что эти отношения - главные между людьми, и никого не найдешь, кто бы не состоял в них какою-либо стороною; или еще и потому, что исправный здесь будет исправен и везде.

Сначала определяет Апостол отношения главных членов, на коих стоит само семейство, - мужа и жены; потом - детей и родителей. Так как весь сей семейный союз держится на повиновении одних другим, то он поставляет урок повиновения во главу; а далее прилагает его к тем членам семейства, которые должны особенно исполнять его, именно: к женам - «жены мужам повинуйтеся»; к детям - «чада послушайте родителей». Вслед за уроками этим членам указывает он образ действования и соответствующих им лиц, коим принадлежит преобладающее достоинство, мужей и отцов. Казалось бы, что со стороны сих последних не повиновение оказывается, а власть упражняется, но когда им предписывается любовно внимать нуждам соответствующих им низших и всячески устроять их благосостояние, то этим без слов говорится то же, что Господь сказал: больший - будь всем слуга (блаженный Иероним). И Апостол изображает образ служения сих больших меньшим в семействе, характеризуя власть их возможностию к ширшему деланию добра.

Взаимных обязанностей членов семейства касается святой Павел и в других посланиях. В послании к Ефесянам та особенность, что здесь существеннее определено значение брачного союза. Нигде он так высоко не поставлен, и на достоинство его нигде так глубоко не воззрено, как здесь, когда идеал союза сего указан в союзе Господа Иисуса Христа с Церковию» [6, с. 318].

Так, главные аспекты христианского учения о браке, которые разбираются апостолом Павлом в Послании к Ефесянам, следующие: освященный Богом в Таинстве Брак является «тайной великой»; христианский брак подобен духовному союзу Господа Иисуса Христа и Церкви.

Таким образом, святитель Феофан Затворник развивает и утверждает мысль о необходимости соответствия жизни христианских супругов тем взаимоотношениям, которые существуют между Господом Иисусом Христом и основанной Им Церковью, в свете толкований на Послания святого апостола Павла.

Библиографический список

1 .Георгий (Тертышников), архимандрит. Душепопечительная и литературная деятельность свт. Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни // Богословские труды. - М.: Издание Московской Патриархии. -1991. - Сб.31. - с.34-61

2.Ириней (Пиковский), иеромонах. Толкование посланий святого апостола Павла святителем Феофаном, затворником Вышенским // Феофановские чтения: сб. науч. ст. / под ред. д-ра филол. наук В.В. Кашириной; Ряз. Гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2012. - Вып.5. - с.218-227

3.Письма епископа Феофана к протоиерею В.П. Нечаеву // Душеполезное чтение. - 1909. - ч.3. - с.429

4.Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. Часть 2. Отдел 1. - Режим доступа: http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/86160-nachertanie-hristianskogo-nravoucheniya/#toc53(дата обраще-ния:28.10.2016).

5.Феофан Затворник, святитель. Собрание писем. В 5-ти т. Т.5. О церковной жизни. Об издании своих трудов. Тематический указатель. - М.: Правило веры, 2012. - 608с.

6.Феофан Затворник, святитель. Тайна воли Божией. Мысли святителя Феофана Затворника, выбранные из его Толкования Послания апостола Павла к Ефесянам. - М.: Правило веры, 2010. - 384с.

7.Феофан Затворник, святитель. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Выпуск первый. - М.: Правило веры, 2000. - 260с.

8.Фетисов Д.М. Взгляд Свт. Феофана Затворника на некоторые проблемы семейной жизни и воспитания детей в контексте православной антропологии и аскетики // Слово. Словесность. Словесник: материалы Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов, 18 апреля 2014 года/ отв. ред. Ю.А. Южакова; Ряз. Гос. ун-т имени С.А. Есенина. - Рязань, 2014. - с.350-355

9.Флоровский Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. - 602с.

СОРОКИНА ИРИНА ЛЕОНИДОВНА - магистрант кафедры теологии, факультет русской филологии и национальной культуры, Рязанский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.