Научная статья на тему '«ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ» (1Кор. 4,16). ПОНЯТИЕ«μίμησις» (ПОДРАЖАНИЕ) В АНТИЧНОМ МИРЕ И У СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА'

«ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ» (1Кор. 4,16). ПОНЯТИЕ«μίμησις» (ПОДРАЖАНИЕ) В АНТИЧНОМ МИРЕ И У СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
963
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
апостол Павел / образец для подражания / Церковь / античность / Платон / Аристотель / стоики / Apostle Paul / role model / Church / antiquity / Plato / Aristotle / Stoics

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Священник Андрей Андрианов

На примере античной философии и посланий святого апостола Павла в статье затрагивается один из важнейших аспектов эстетики – понятие «подражание». Предлагается краткая характеристика термина в философских направлениях древности и Священного Писания Нового Завета. В заключении делается вывод о значимости православного понимания подражания в добродетелях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“IMPRESS ME, HOW I AM CHRIST” (1 Corinthians 4:16). THE CONCEPT OF “μίμησις ” (IMMUNITY) IN THE ANCIENT WORLD AND THE HOLY APOSTLES OF PAUL

The article brings one of the most important aspects of aesthetics in an example of ancient philosophy and messages of the holy Apostle Paul – there is mentioned the concept of «imitation». There is offered a brief description of the term in the philosophical directions of antiquity and the Holy Scripture of the New Testament. There is made a conclusion about the significance of the Orthodox understanding of imitation in virtues.

Текст научной работы на тему ««ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ» (1Кор. 4,16). ПОНЯТИЕ«μίμησις» (ПОДРАЖАНИЕ) В АНТИЧНОМ МИРЕ И У СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА»

УДК 227:292

Священник Андрей Андрианов

«ПОДРАЖАЙТЕ МНЕ, КАК Я ХРИСТУ» (1Кор. 4,16). ПОНЯТИЕ<^поц» (ПОДРАЖАНИЕ) В АНТИЧНОМ МИРЕ И У СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

На примере античной философии и посланий святого апостола Павла в статье затрагивается один из важнейших аспектов эстетики - понятие «подражание». Предлагается краткая характеристика термина в философских направлениях древности и Священного Писания Нового Завета. В заключении делается вывод о значимости православного понимания подражания в добродетелях.

Ключевые слова: апостол Павел, образец для подражания, Церковь, античность, Платон, Аристотель, стоики.

Краткая характеристика понятия в античном мире и у святого апостола Павла. Слово ^Пок;, получившее в античном мире широкое распространение, и, вместе с тем, обретшее многостороннее осмысление, является одним из важнейших терминов в истории эстетики - науке о творческом отношении человека к действительности. Античная литература предлагает широкий спектр понимания данного слова. При этом его значение может несколько отличаться от того, которое имеется в наше время. Порой подражание у философов представляется как неосознанное копирование объекта, к чему, например, способны некоторые животные. Сама характеристика принципа подражания, какова она была у древних мыслителей, может подвергаться неверному истолкованию. По этому поводу признанный эксперт по древнегреческой философии профессор А. Ф. Лосев (1893-1988) обращал внимание, насколько «глубоко в античности понимался принцип подражания и как он был непохож на то, что в последующие времена говорили об античной теории подражания».1 Для того чтобы дать представление о том, какую же «нагрузку» имел рассматриваемый термин в древних теориях, исследователь кратко указывал на три его основных оттенка. Во первых - это «возвышенное понимание предмета подражания»; во вторых - «представление о подражании

1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.11., М., 1994. - С. 57.

Священник Андрей Андрианов, проректор по учебной работе КоДС, кандидат богословия

как о реальном отождествлении подражающего с подражаемым» и, наконец, последнее - «танцевально-театральный характер подлинного подражания».2

Содержательность понятия радок; обнаруживается не только у языческих авторов. Так св. апостол Павел неоднократно использует термин в своих посланиях к основанным им Церквям. При этом цфпог; может иметь то или иное понимание. Выделяют три типа употребления рассматриваемой лексической единицы. Но об этом речь будет идти ниже.

Пока следует указать на то, что Павлово осмысление термина заслуживает особого рассмотрения. Ведь если не считать посланий апостола Павла, окажется, что в Новом Завете нигде более не встречается цф/пок; кроме как в Третьем соборном послании апостола и евангелиста Иоанна Богослова (III Ин.11). А если учитывать вероятность приобщения Павла к философии, то изучение понятия «подражание» не только у него, но также и у древних языческих авторов приобретает ещё больший интерес. Отечественный богослов Глубоковский Н. Н. (1863-1937) писал, что у апостола языков «этические доктрины... обосновываются с философской обстоятельностью».3 К тому же язык четырнадцати новозаветных посланий говорит о высоком эллинском развитии апостола.4

Появление термина. До IV в. до Р. Х. слово цфпог; еще не было в ходу. У античных авторов, Гомера (VIII в. до Р. Х.) и Гесиода СУШ^П вв. до Р. Х.), -оно совершенно отсутствует. Только в эпоху средней классики (V в. до Р. Х.) цфПок; постепенно входит в употребление среди поэтов и философов. Не все мыслители вкладывали в понятие тот глубокий смысл, который станет характерен уже для Горгия, Ксенофонта, Сократа. И даже в связи с интеллектуальным подъёмом эллинистической цивилизации, бытовало рационально-обывательское понимание подражания, сводившееся к следующему умозаключению: «Я вижу другого и делаю со своей стороны то же».5 Так, Демокрит Абдерский начало культуры связывал с тем, что люди брали животных в качестве образца для своих действий. Именно от них человек научился «от паука - ткачеству и штопке, от ласточки - постройке домов, от певчих птиц - у лебедя и соловья - пению».6

Однако уже в рассуждениях софиста Горгия и Сократа содержится довольно интересная мысль, касающаяся проблематики «духовного волнения». Это качество личности возникает как результат различных проявлений объекта на психику субъекта, пытающегося подражать воспринимаемому.

Учение Платона об иерархии подражания. Данное «духовное волнение» присутствует в наследии выдающегося философа Платона, правда оно именуется несколько иначе - «субъективным переживанием человека». Античный мыслитель исходил из следующей посылки - подражание мыслится в плане

2 Там же. - С. 59.

3 Глубоковский Н. Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу. kh.ii., СПб., 1910. - С. 976-977.

4 См.: тамже. - С. 980.

5 Kittel, G, TheologischesWörterbuchzumNeuenTestament. Bd. 4.Stuttgart, 1966, s.662-663.

6 Освянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984. - С. 20.

абсолютно-субстанционального совпадения подражаемой идеи и подражающей материи. У Платона субъективное переживание образуется в результате художественного подражания. Но это есть подражание подражанию и оно есть самый низкий тип подражания в иерархии восхождения к идеальному первообразу. Выше находится «деятельность мастера», изготавливающего предмет с целью реализации определенной идеи. И, наконец, высшая степень подражания - это так называемый «е15о;», подражающий божественному космосу. Сказать что-то более определенное по отношению к философским взглядам Платона по данному вопросу представляется сложной задачей. Это не удалось сделать даже знатоку античной эстетики. «За анализ этого сумбура едва ли кто-нибудь может поручиться, до того он труден для филологического исследования».7

Проблема истолкования наследия Платона в данном аспекте состоит не в том, что античный автор сложно выразился, и не в том, что он не прост в восприятии, а в задаче самой философии, состоящей не в том, чтобы дать ответ на жизненно важный вопрос, а в том, чтобы ограничиваться лишь рассуждениями по проблеме. Ответы даёт только Божественное Откровение.

«Подражающие искусства» Аристотеля. Подобно Платону и Аристотель разносторонне подходит к проблеме. Но он более ясно обозначает термином цфпог; сущность и назначение искусства как способа воспроизведения действительности. Доктор философских наук Шестаков отмечал: «согласно Аристотелю продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи. Художник не творит самих форм и лишь подражает красоте космоса».8 Исходя из этого умозаключения, оказывается, что искусство не самый важный элемент онтологии в целом. «Ум-перводвигатель для него (Аристотеля - А. А.) гораздо выше и объективнее всякого искусства».9 Но если пребывать только на эстетической позиции, выходит, что искусство как подражание выполняет весьма заметные функции в жизни человека. В первую очередь речь идет о познавательной её стороне - приобретения с помощью подражания первых знаний о внешнем мире. Кроме того, есть и эстетическая его функция - получение удовольствия от образа, который есть воспроизведение первообраза. Последний сам по себе может вызывать и отвращение.

Для Аристотеля очевидна способность человека к подражанию потому что, в отличие от животного, он производит искусственные предметы. В такой заботе люди, однако, воспроизводят природу. Это копирование является, в свою очередь, началом искусства и знания. «Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифираибическая (прославляющая - А. А.)... всё это вообще говоря, искусства подражательные»10 - пишет Аристотель. Ограниченным для подражания нравственного мира остаётся изобразитель-

7 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.11., М., 1994. - С. 62.

8 Шестаков В.П. Подражание / Большая Советская Энциклопедия. Т.20, М., 1975. - С. 132.

9 Лосев А.Ф. История. - С. 63.

10 Цит. по Лившиц М. Поэтическая справедливость. Идея эстетического восприятия в истории общественной мысли. М., 1993. - С. 73

ное искусство, поскольку оно определяет лишь внешние этические свойства личности.

В этом отношении учитель Александра Македонского особенно расходится с Платоном. Для последнего цфпок; представляется чем-то сомнительным, потому что искусство может содействовать нравственному упадку. В «Республике» Платона отмечается: «Человек, обладающий безусловной переимчивостью, заслуживает удивления, но должен быть изгнан из государства как моральный хамелеон».11

Искусство, рассматриваемое как воспроизведение обманчивой видимости, не имеет воспитательного значения. Но Аристотель, напротив, утверждает, что подражание, являющееся сущностью искусства, не безразлично проблеме воспитания личности. По нему «природа связала все части души воедино, поэтому и в воспитании мы должны следовать природе и заботиться о всестороннем и гармоничном воспитании личности».12

Цель подражания у стоиков. История эстетики нашла своих преемников в лице стоиков. Они продолжают, намеченную античной классикой, линию в вопросе сущности подражания. Она характеризуется материализмом. Стоики большей частью ориентируются не на сам метод подражания, а скорее только на предмет подражания. Это и понятно, ведь они «всегда реалисты, если не прямо материалисты».13 Значит принцип подражания даётся с другим уклоном. Он рассматривается теперь отдельно от общественной жизни. Главное внимание уделяется самосовершенствованию; прежняя роль искусства отходит на второй план.

Так, самосовершенствование у Луция Аннея Сенеки (4 до Р. Х. - 65) необходимо для достижения внутренней свободы от всего внешнего. Своё совершенствование человек должен достичь посредством упражнения в добродетелях. Чтобы успешнее осуществить задачу, важно иметь перед собой моральный образец для подражания. В письме Сенека указывает: «пример может действовать гораздо более плодотворно, чем тысяча наставников».14 Такой образец должен производить чарующее впечатление для того, чтобы возбудить в окружающих стремление подражать ему. Достойнейшим по мнению стоика в этом плане является учитель основоположника стоицизма Зе-нона Киттийского (ок. 334-262 до Р. Х.) Стильбон Мегарский (ок. 360-280 до Р. Х.) «у которого., ни один фибр душевный не шевельнётся при пожаре родного города и при потере своих дочерей».15

Стоический мудрец сам должен подражать. Объектом для этого должна быть природа; подражающий ей становится одним с природой. Мудрец не становится копией природы, но уже есть субстанция. Таким образом, у Сенеки назначение бытия человека осмысляется в контексте нравственного со-

11 Цит. по: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984. - С. 30.

12 Овсянников М.Ф. История. - С. 36.

13 Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика Ш вв. н.э. М., 1979. - С. 133.

14 Цит. по: Флоринский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. Киев, 1906. - С.183.

15 Там же. - С. 173.

вершенствования субъекта через подражание. При этом мудрец, чтобы достичь бесстрастия, подражает непосредственно природе. Одновременно с тем он показывает себя образцом для подражания людям. Подобных взглядов придерживался и Эпиктет (ок. 50-138). «Грек Эпиктет и римлянин Сенека называют стоического мудреца "педагогом человеческого рода"».16

Поэтому в сочинении стоика Эпиктета «Энхиридион», хотя и получившего впоследствии от преподобного Нила Синайского обработку, содержится призыв к подражанию. Христианский редактор приурочил его к апостолу Павлу: «Хотя ты не Павел, но должен жить так, как желал бы быть Павлом».17

Три типа употребления термина в посланиях апостола Павла. Впрочем и сам апостол в своих посланиях неоднократно говорит о подражании. При этом можно даже различить три типа употребления цф/пок;. Обычно речь идёт о простом сопоставлении (когда более старый пример выходит на вид подражающим). Так, в «Первом послании к Фессалоникийцам» говорится: «вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе» (1Фес. 2,14). Здесь, как и в I Фес. 1,6, Павел не считает нужным дать образец для подражания, поскольку это излишне ввиду уже имеющегося - «церкви Бо-жии». К тому же апостол обращается в данных стихах к верующим как уже сделавшимися подражателями.

В других местах (II Фес. 3;7,9 и Флп. 3;17) образец следования присутствует в лице самого Павла и тех «которые поступают по образу, какой имеется в нас» (Флп. 3;17). В этих изречениях ещё нет того преобладания элемента повиновения заповеди к подражанию, какой встречается в Еф. 5,1 и особенно в I Кор. 4,16.

В последнем стихе автор послания в качестве образца предлагает только самого себя. Коринфяне должны подражать ему в следовании злоключениям, упоминаемым ранее (I Кор. 4,16), - дословно повторяет (I Кор. 11,1). В первом случае выражение «как я Христу» отсутствует в древних новозаветных текстах. Наказ автора послания, таким образом, звучит диссонансом в сравнении с прочими местами содержащими ^адок;. В критическом тексте стих выглядит так: «ларакаМюйто^афщгра ^оиу^Еобе18 («итак прошу вас, подражайте мне»).19 Подобным образом добавление «как я Христу» отсутствует в рукописях славянского «Апостола» вплоть до ХУ^. Если оно где и присутствует, то только в качестве глоссы. Например в «Толковом Апостоле» 1220 г. после императива бываите позднейшей рукой приписано якоже азъ Христу.20

16 Овсянников М.Ф. История... - С. 81.

17 Бронзов А.А. Охриастианизированный «Энхиридион» стоика Эпиктета // Христианское чтение. СПб., 1904. б/c.

18 The Greec New Testament, edited by Kurt Aland. Third Edition (Corrected). Stuttgart, 1983.

19 Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Перевод с греческого подлинника под ред. еп. Кассиана (Безобразова). РБО, М., 2001.

20 См.: Воскресенский Г. Древлеславянский Апостол. Послание святого апостола Павла к Коринфянам 1-е по основным спискам четырёх редакций рукописного славянского апостольского текста с разночтениями из пятидесяти семи рукописей Апостола XII-XVI вв. Вып. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра; 1906, с.42. Для удобства прочтения древний текст приводится без титл.

Тем не менее разбираемый стих рассматривается многими экзегетами со вставкой, поскольку она не искажает контекста и находится в соответствии призывом из I Кор. 11,1. Не отходя от этой традиции, следует выяснить, какой же смысл вкладывал апостол Павел в слово цфпок;.

Просьба апостола. На первый взгляд может показаться, что автор «Первого послания к Коринфянам» не лишен завышенной самооценки. Значит ли это, что его наставление может быть принято без благоговения к апостольскому авторитету? Речь идёт не о гордыни, но об уверенности святого апостола, что он должен своих духовных детей уговорить следовать ему.21 Если принять во внимание душевное состояние Павла, то предполагаемый вопрос в его адрес святого окажется неуместным. «Душа совлекшаяся самой себя настолько удалена от самолюбия и собственного уважения, что она говорит просто всё то, что может быть полезным ближнему».22 Кроме того, слово паракоЛй означает «уговаривание» или «предложение», но не «повеление». Просьбе высказанной с любовью, «кто противиться может?»23

Апостол Павел как моральный образец для подражания. Почему тогда Павел, уговаривая подражать, в качестве образца предлагает не непосредственно Бога, как в послании к Ефесянам (Еф.5,1), а самого себя? Дело в том, что Коринфянам нужно было иметь перед собой образец, которым следует руководствоваться в христианской жизни. Они не были свидетелями земной жизни Спасителя, и в сравнении с ефесянами были «немощными». Когда апостол Павел «пишет к Ефесеям, то не предлагает в посредники самого себя, но прямо руководит всеми к Нему: «бывайте, говорит, подражателями Богу (Еф.5,1), а здесь, так как обращает речь свою к немощным, представляет посредствующим себя. С другой стороны, апостол показывает, что и таким образом можно подражать Христу».24 Согласно мысли свт. Иоанна Златоуста, Павел предстаёт для подражания тем, кто не видел Христа и тем, кто немощен. С этим единодушен и преподобный Ефрем Сирин. В своём толковании на подобное место (I Кор. 11,1) он пишет: «Поелику вы не видели Христа, так чтобы Он был для вас примером, то нам подражайте, - так как мы подвизаемся в подражании Христу».25 При этом коринфяне не должны смущаться величиной учителя. Ведь между Павлом и пасомыми «расстояние» не то, что между ним и Христом. Апостол имеет право быть примером для прочих, поскольку сам подражает примеру Спасителя. Но обстоятельства его жизни и жизни коринфской общины различны. Это прекрасно понимает автор послания, и поэтому «не требует от христиан рабского подражания»26, а лишь уговаривает следовать ему, как он, в свою очередь, следует Господу.

21 См.: Баркли У. Толкование послания к Коринфянам. США, 1981. - С. 47.

22 Де ла Мот-Гион. Изъяснения и размышления на деяния и послания святых Апостол, руководящие ко внутренней жизни. ЧЛ., М., 1820. - С. 309.

23 Свт. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. М., 1998. - С. 183.

24 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. ЧЛ., СПб., 1863. - С. 230.

25 Св. Ефрем Сирин. Творения. Ч^П., Сергиев Посад, 1913. - С.86.

26 Толковая Библия на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Т.3., Стокгольм, 1987. - С. 77.

Итак, в чём же заключается подражание по Павлу? Богослов евангели-ческо-лютеранской церкви Вернер де Боор (1899-1976) полагал, что «Павел не объясняет здесь коринфянам, что он подразумевает под этим».27 Однако контекст (I Кор. 4, 6-13) даёт повод другим экзегетам понимать в данном случае следование апостолу в добродетелях. Он видится им как моральный образец. Павел, будучи «отцом», «имеет право ожидать от них (коринфян - А.А.) следования в смирении и готовности к страданию - пишет другой учёный.28 Отец просит от порождённых им подражания в «смирении и терпении»29 -считает отечественный комментатор А. Иванов.

Понимание цфпок; в смысле следования добродетелям находит себе основание у святых отцов и древних церковных писателей. Блаженный Феодо-рит рассматривал изречение апостола как призыв к смирению и терпению. «Смиряйтесь,- поучает экзегет,- как смиряюсь я, терпите, что я терплю, хвалитесь страданиями, а не дарованиями».30 Пожалуй такое осмысление (I Кор. 4, 16) наиболее отвечает контексту и является следствием из него. Не выходя за рамки данного понимания вопроса, также и святитель Иоанн Златоуст предлагает поучение. Христиане должны подражать в смысле заботы о ближних более, чем о подвигах аскезы. «Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних: постишься ли ты, спишь ли на земле,., и при всём ещё далеко отстоишь от образца».31

Следование Христу в сострадании. Позиция, занимаемая святителем Иоанном Златоустом, блаженным Феодоритом и др., представляет собой раскрытие нравственно-назидательного аспекта апостольского призыва. Экзегеты в доступной форме указывают христианам в чём следует подражать. При этом верующие понимают, что только Сын Божий есть единственный совершенный образец подражания. «Все другие - лишь Его отражение. Павлу надо подражать только потому, что он подражает Христу».32

Ряд западных толкователей «Первого послания к Коринфянам» подходят к решению проблемы с иной позиции, полагая, что апостол Павел не является моральным образцом. Подражать нужно не его добродетелям, а простому существованию под знамением Креста. «Коринфяне должны следовать ему (Павлу - А.А.), потому, что он сам ориентируется на Крест Христов. Они должны брать за образец меру страждущего апостола».33 Разумеется, Павел не занимается агитацией своей личности и уж тем более партии Павлини-стов, но просто хочет предложить общине сделать со своей стороны выводы из вести о Кресте. Здесь не может идти речь о Павле как моральном образце. Для него главное - пребывать в единении со Христом, к чему он и призывает. Такое единение «состоит в следовании и в повиновении Христу, заключаю-

27 Вернер де Боор. Первое послание к Коринфянам. Wupperlat, 1968. - С. 187.

28 Balke S. Pastor Erster Brief an die Korinther. EinevolkstümlicheErklärung.Hamburg, 1968. s.41.

29 Иванов А. Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета. Обозрение посланий Апостольских и Апокалипсиса. СПб., 1886. - С. 199.

30 Бл. Феодорит Кирский. Творения. 4.VII., М., 1861. - С. 196.

31 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. 4.I., СПб., 1863. - С. 49.

32 Словарь Библейского Богословия. Брюссель, 1974. - С. 900.

33 Ortkemper F.J. 1. Korintherbrief.Stuttgart, 2001. s.55.

щегося прежде всего в сострадании».34 Только во Христе обретается «образцовость и апостола».

По всей видимости оба комментария имеют здесь в виду не искусственное подражание Иисусу. Это не соответствует характеру апостольского убеждения. В противном случае это уводило бы от подлинного следования образу. Сострадающий не должен замыкаться в себе. Он не может не стремиться наставить других на путь преобразования. Как замечает Вернер де Боор, здесь речь «идёт о "смысле Христа", который мы имеем в Духе Святом... , о том осмыслении, которое ничего не хочет удерживать насильно, но стремится отречься себя и может выразиться в виде "рабства",чтобы служить другим и способствовать их спасению».35

Суждения, выраженные рядом западных новозаветчиков о сострадании Христу, не имеют ничего общего с пониманием подражания как следования апостолу в добродетелях, как об этом учат отцы Церкви.

Заключение. Античное философское наследие, начиная с Демокрита и заканчивая в предложенном обзоре стоиками, включает в себя понятие цф/пок; как один из основных элементов этики и эстетики. При всём богатстве мыслей по данной проблематике можно усмотреть общую их черту в космологизме, представленного языческой мудростью в виде сложной конструкции. Она поражает своей глубиной и содержательностью. Согласно исследователю А. Ф. Лосеву, она имеет следующий вид: «Вну-трикосмические вещи подражают космосу в целом, космос в целом есть подражание надкосмическому уму, а этот ум, в свою очередь, есть подражание сверхбытийномупервоединству».36

Широко используемый термин цфпок; используется и христианским автором - апостолом Павлом. Он важен «для верного понимания новозаветной УогЫЫе1Ык (этический образец - А.А.)».37 Правда Павел ставит другие акценты. Наиболее показательным в этом отношении служит различие понимания образца подражания у него и у стоиков. Последним он видится мудрецом, который достигает путём самосовершенствования безразличия ко всему окружающему. Христианский образец лишен такого «бесстрастия». Он любит Господа и ближних, ожидая того же и от христиан. Слова Феофилакта здесь как нельзя кстати: «подражайте мне во всём, и не разрывайтесь с братьями, но и мудростию, и богатством считайте одно то, чтобы любить Христа и бра-тий о Христе,.»38

Понимание термина цфпок; в различных философских направлениях античности наполнено либо усложняющими компонентами (Платон, Аристотель), лишающими возможность на практике применить то, что излага-

34 Heinz-Dietrich Wenland. Die Briefean die Korinthener. Übersetzt und Erklärt. Göttingen, 1968. s.41.

35 Вернер де Боор. Первоепослание к Коринфянам. Wupperlat, 1968. - С. 187.

36 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн.11., М., 1994. - С. 70.

37 Schulz A. Nachfolge Christi» / Lexikonfür Theologie und Kirche. Bd.7. Freiburg im Breisgau, 1962. s.759.

38 Цит. по: Свт. Феофан Затворник. Толкование посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. М., 1998. - С. 183.

ет мыслитель, либо ограничены утилитарным материализмом (стоики). Что касается понимания проблемы апостолом Павлом, то здесь намечается два аспекта - христианского Запада и православной традиции. Западные исследователи эпистолярного наследия апостола обнаруживают здесь точку пересечения со специфическим стремлением сострадания Христу, не находящего поддержку в аскетике восточных отцов Церкви.

Для православных богословов характерно следование примеру добродетели. Это заслуживает особого внимания, поскольку «выражение: "по подобию" (изреченное Богом при творении человека - А. А.) — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека».39

Для такого уподобления и нужен пример, который может предложить человек, ведущий благочестивый образ жизни, ведь он, в свою очередь, подражает Христу. Православная традиция не только воспринимает образ подвижничества, но также посредством святых Таинств даёт силы совершить назначенный путь спасения.

Priest Andrei Andrianov "IMPRESS ME, HOW I AM CHRIST" (1 CORINTHIANS 4:16). THE CONCEPT OF "MIMHEE" (IMMUNITY) IN THE ANCIENT WORLD AND THE HOLY APOSTLES OF PAUL

The article brings one of the most important aspects of aesthetics in an example of ancient philosophy and messages of the holy Apostle Paul - there is mentioned the concept of «imitation». There is offered a brief description of the term in the philosophical directions of antiquity and the Holy Scripture of the New Testament. There is made a conclusion about the significance of the Orthodox understanding of imitation in virtues.

Key words: Apostle Paul, role model, Church, antiquity, Plato, Aristotle, Stoics.

39 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. (Кн. II, гл.11 «О рае»). / Сайт: Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.