Научная статья на тему 'Физическая культура человека в свете Священного Писания Ветхого и Нового Завета'

Физическая культура человека в свете Священного Писания Ветхого и Нового Завета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / НОВЫЙ ЗАВЕТ / ДУХ / ДУША / ТЕЛО / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кусакин Никита Сергеевич

Статья посвящена разбору феномена физической культуры человека в свете православной традиций. В данной статье произведен анализ соответствующих мест из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, помогающих верно оценить возможность качественного включения физической культуры в повседневную жизнь верующего человека без преуменьшения его духовной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура человека в свете Священного Писания Ветхого и Нового Завета»

Кусакин Никита Сергеевич «Физическая культура человека в свете Священного Писания Ветхого и Нового Завета»

удК 23/28

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА

Кусакин Никита Сергеевич, студент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, факультет теологии, философии и мировых культур

Аннотация. Статья посвящена разбору феномена физической культуры человека в свете православной традиции. В данной статье произведен анализ соответствующих мест из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, помогающих верно оценить возможность качественного включения физической культуры в повседневную жизнь верующего человека без преуменьшения его духовной составляющей. Ключевые слова: православие, физическая культура, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, дух, душа, тело, здоровье.

PHYSICAL CULTURE OF MAN IN THE LIGHT OF THE SCRIPTURE OF THE OLD AND NEW TESTAMENT

Kusakin Nikita Sergeevich Student of Omsk State University named after F.M. Dostoevsky Faculty of Theology, Philosophy and World Cultures

Abstract. The article is devoted to an analysis of a phenomenon of physical culture of man in the light of orthodox traditions. The article presents an analysis of the appropriate places from the Scriptures of the Old and New Testament helping to estimate truly a possibility of high-quality inclusion of physical culture in everyday life of a believer without underestimating its spiritual component.

Key words: Orthodox, physical culture, Scripture, Old Testament, New Testament, spirit, soul, body, health.

a

■ изическая культура - сложный и неоднозначный феномен в русле православной традиции, который вызывает в свою очередь много неясностей и противоречий как для общества в целом, так и для православного верующего в частности. Остро стоит вопрос о том, что именно может представлять собой физическая культура человека в церковном лоне. Оправдана ли данная культура в жизни православного христианина как вполне разрешимое явление его повседневной жизни.

Отвечая на данные вопросы, необходимо для начала представить ясное определение понятию «физическая культура». Во многих соответствующих работах по истории и развитию физической культуры последнему даются примерно одинаковые определения. Например, наиболее типичным вариантом является следующее: «Физическая культура - это специфическая часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития (физического воспитания) человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательных способностей»1. Спорт же принято во многом считать самой популяр-

'Никифоров Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру. -тельство Душепопечительного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. - С. 70.

М.: Изда-

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

ной составной частью физической культуры, имеющей помимо физического развития нацеленность на достижение определенного высокого результата за счет соревновательности и состязательности его участников2.

Что же касается православного взгляда на феномен физической культуры, то здесь попробуем представить основные тезисы, касающиеся данного вопроса. Становится ясным, что тело человека является основным объектом в лоне физической культуры: человек его совершенствует, развивает и формирует в соответствии со своими потребностями. Главный вопрос может состоять в том, является ли оно самоценным инструментарием для его максимального физического использования (что больше характерно для профессионального спорта) или же является тем звеном в составе человеческого естества, которое хоть и требует определенного позитивного развития, но не является основной фазой, определяющей и направляющей человеческую жизнь как таковую. Развивая дальше эти рассуждения и направляя их в сферу православной мысли, необходимо отметить тот важный факт, что тело в составе человеческого естества наравне с духом и душой является составной и неотъемлемой ее частью. Этому есть подтверждения и в Священном Писании. Так, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о том, что тело является храмом живущего в нем Святого Духа (1 Кор. 6:19). Святитель Иоанн Златоуст (ум. 407), толкуя3 эти слова, присовокупляет ту важную мысль, что тело человека - не его собственное, а Христово. От человека же требуется ответственное и целомудренное его использование на протяжении всей жизни. В другом своем послании апостол Павел говорит о трихотомии человеческой сущности - духе, душе и теле и указывает на их непорочную цельность и единство во славу Бога (1 Фес. 5,23). Святитель Иоанн Златоуст здесь поясняет то, что дух в этой трихотомии являет собой дар Святого Духа. И если человек сохранит это дарование невредимым, то и душу, и тело не коснется никакое зло.

Как видно, дух, душа и тело строго иерархичны в своем расположении, и тело замыкает эту строгую цепочку. В христианской трихотомии на человеческое тело возложена ответственная функция, так сказать, целомудренного носителя и хранителя двух других высших проявлений человеческого естества. Как говорит все тот же апостол Павел в послании к Римлянам, что попечения о плоти не стоит превращать в похоти (Рим. 13:14). Обращаясь к толкованию святителя Иоанна Златоуста4, мы находим у него, что попечение о плоти нужно для поддержания здоровья, а не для удовлетворения чувственности. Далее он дополняет и развивает свою мысль, говоря о том, что нужно стремиться иметь здоровое тело, при этом чрезмерно о нем не заботясь, а направляя главные свои силы на поддержание духовного начала.

Таким образом, из этих соображений становится понятным, что физическая культура человека в контексте православной традиции имеет место быть. Тело, как было показано выше, представляет для православного христианина определенную значимость и ценность. Оно является вместилищем и орудием для духа, который призван управлять всеми движениями тела как главенствующая над ним субстанция человеческого есте-

2Чертов Н.В. Физическая культура: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2012. С. 13.

3Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа 18 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbvka.ru/otechnik/Ioann 71а1:ои$1:Л:о1к 64/18 (дата обращения: 20.03.2018).

4Иоанн Златоуст, святитель Беседы на послание к Римлянам. Глава 24 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbvka.ru/otechnik/Ioann 71а:ош:Ло!к 63/24 (дата обращения: 20.03.2018).

№ 1, 2018 (4)

Кусакин Никита Сергеевич «Физическая культура человека в свете Священного Писания Ветхого и Нового Завета»

ства. Физическое развитие и совершенствование не должно замыкаться, так сказать, в пределах одной телесной субстанции, а иметь своей целью позитивное воздействие на силы души и духа. Вместе с тем можно сказать, что православная традиция не отвергает физического совершенствования тела как такого, но призывает пользоваться этим совершенствованием в разумных пределах, не делая из тела самоценного основного инструмента в противовес духовной составляющей человеческой личности.

В Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета можно найти места, которые так или иначе могут дать определенное представление об отношении к физической культуре человека применимо к тому времени, о котором повествуют Священные тексты. Разберем соответствующие места подробным образом.

В неканонических книгах Ветхого Завета имеются сведения по данному вопросу. Например, во Второй книге Макковеев (4, 7-20) рассказывается про царя Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до Р.Х.), насаждавшего среди израильского народа эллинское язычество, в котором весьма нескромное место отводилось, естественно, и физической культуре5. Под его водительством первосвященником стал Иасон, который построил училище для физического (телесного) воспитания молодого поколения. Также он посылал израильтян на Тирские игры с поручением принести определенную сумму денег на жертву Геркулесу (2 Мак. 4, 19-20). Определенным апогеем всего этого стало то, что и священники перестали быть ревностными служителями алтаря, увлекаясь эллинской физической культурой: «Священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска. Ни во что они ставили отечественный почет; только эллинские почести признавали наилучшими. За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями. Ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее затем время» (2 Мак. 4, 14-17). Из этого становится ясным, что эллинская физическая культура расценивалась частью израильтян как противное Божественным законом дело, достойное даже и наказания.

Вторым местом из Священного Писания Ветхого Завета, которое упоминает про физическую (телесную) культуру человека, является стих из тридцатой главы Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной» (Сир. 30, 14-16).

Об отношении Нового Завета к физической культуре человека могут определенным образом служить места из посланий апостола Павла. В Первом послании к Коринфянам, написанном около 58-59 гг. по Р.Х. в Ефесе6, апостол упоминает про спортсменов, соревнующихся на ристалище: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как, на неверное, бьюсь, не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9, 24-27). Достаточ-

5Никифоров Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру. - М.: Издательство Душепопечительного Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. - С. 29.

6Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - С. 583.

№ 1, 2018 (4)

но обстоятельно это место толкует святитель Иоанн Златоуст. Он объясняет7, что апостол привел эти слова в образном смысле, подразумевая под подвижниками тех христиан, которые в течение жизни должны приложить все свои усилия для получения «нетленного венца», олицетворяющего Царствие Небесное. Святитель говорит в этом толковании о деятельной вере христианина. Подобно тому, как борцу или атлету недостаточно для победы только лишь выйти и соревноваться, но главной его целью является победа, также и христианину недостаточно лишь уверовать в Бога, но подобает пройти весь земной путь в великом и безукоризненном тщании, показывая деятельной любовью свою верность Богу посредством преодоления различных препятствий и искушений.

Сравнивая далее «атлета земного» и «атлета небесного», святитель заявляет о необходимости определенного воздержания для получения соответствующих победных венков. Говоря про атлетов-подвижников, святитель Иоанн Златоуст замечает8, что они воздерживаются от пьянства, прелюбодеяния, чревоугодия и т.п., для того чтобы, занимаясь только телесными упражнениями, идти к своей главной цели, о которой было сказано выше. Духовную деятельность христианина в сравнении с подвижнической деятельностью атлета святитель ставит намного выше, говоря о том, что в духовных упражнениях намного больше щедрости, ибо «здесь не один только увенчивается, и самые награды гораздо выше подвигов»9.

С.М. Зарин в своем труде под названием «Аскетизм по православно-христианскому учению» высказывает мысль о том, что апостол Павел телесную сторону своей личности подчиняет здесь, безусловно, стороне духовной. Автор говорит о принципе воздержания, благодаря которому апостол осуществлял главную цель своей жизни - благовествование Христово и апостольское служение, обязательно проходившее под различными телесными трудностями, лишениями и препятствиями10.

Коснемся другого послания апостола Павла, касающегося темы физической (телесной) культуры человека. В Первом послании к Тимофею, написанным около 63-64 гг. по Р.Х.11, апостол повелевает ему упражнять себя в благочестии, «ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4, 7-8). Обращаясь к толкованию того же святителя Иоанна Златоуста12, заметим, что он концентрирует свое внимание на телесном посте. Оговаривая, что пост по большей части является не телесным упражнением, а духовным, заключает: «Итак, нам нужно духовное упражнение. Первого рода упражнение не приносит выгоды и только несколько пользы доставляет телу, а упражнение в благочестии приносит плод и в будущей жизни: и здесь, и там доставляет утешение. Верно слово»13.

7Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа 23 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbvka.ru/otechnik/Ioann 71а1:ои$1:Л:о1к 64/23 (дата обращения: 21.03.2018).

8Там же.

9Там же.

10Цит. по: Никифоров Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру. - М.: Издательство Душепопечительного Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. - С. 30-31.

"Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - С. 688.

12Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа 12 // [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://azbvka.ru/otechnik/Ioann Zlatoust/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-timofe¡u/12 (дата обращения: 21.03.2018).

Кусакин Никита Сергеевич «Физическая культура человека в свете Священного Писания Ветхого и Нового Завета»

Преподобный Ефрем Сирин (306-373) здесь также солидарен со святителем, говоря о том, что дела праведности, в которых упражняется человеческая душа, оказываются весьма полезными как для настоящей (земной) жизни, так и для жизни будущей (небесной). А телесные упражнения применяются до тех пор, пока, собственно, живет само тело14.

Протоиерей Василий Зеньковский, комментируя данные слова Священного Писания, высказывает свое мнение о том, что в изречениях апостола нет осуждения телесных упражнений в строго-категорическом ключе, но присутствует предупреждение насчет сильного увлечения спортом и непристойного его использования15.

Автор статьи считает очень важным подробно затронуть поучительные труды святителя Василия Великого (330-379), в которых затрагивается тема обязательного физического (телесного) труда для христианина. Прежде чем излагать мысли святителя о важности физического труда для человека, отметим тот важный факт, что он не считает тело некой злой субстанцией человеческого естества, что и пытается доказать в своей беседе, именующейся «о бдительности над помыслами и о том, что тело не есть зло, как предполагают некоторые»16. Святитель Василий Великий строит свои мысли по поводу движений человеческого естества, исходя из логики соподчинения субстанции тела - субстанции души. Если душа человеческая будет пребывать в нерадивом и беспечном состоянии, то и тело станет таким же. Более того, оно обязательным образом станет проводником различных страстей и соблазнов: душа, «надзирая за безмятежием тела, уцеломудривает и утишает его страсти. Если же, возлюбив леность, оставит созерцательную силу в недеятельности, то телесные страсти, нашедши жизненную силу праздною и разделив ее между собою, так как никто ими не правит и никто их не останавливает, увлекают душу к своим стремлениям и действованиям. Посему телесные страсти в нас сильны, когда ум бездействен, благопокорны же, когда ум управляет и владеет телом».17 Таким образом, отсюда становится ясным то, что физическое созидание тела и его направленность на созидание сил духовных напрямую зависит от его первичного фактора, коим является бодрственное состояние душевных сил человека. Если душа оскудеет в добродетели, то и телесную природу человека рано или поздно ждет падение в пучину страстей и пороков.

Далее в соответствующей беседе под названием «о том, что воздержание должно измерять телесною силою, и о том, что телесный труд есть дело прекрасное и законное»18, предназначенной специально для монашествующих, святитель Василий Великий говорит о важности деятельного и равномерного физического труда для человека, являющегося для него необходимым средством созидания душевных сил.

14Ефрем Сирин, преподобный. Толкования на Священное Писание. Первое послание к Тимофею. Глава 4 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbvka.ru/otechnik/Efrem Sirin/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-timofeju/4 (дата обращения: 22.03.2018).

15Цит. по: Никифоров Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру. - М.: Издательство Душепопечительного Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. - С. 31.

"Василий Великий, святитель. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbvka.ru/otechnik/Vasilij Velikij/ustavv podvizhn/2 (дата обращения: 23.03.2018).

17Там же.

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

И первое, на что обращает внимание святитель, это мысль о недопустимости чрезмерного переутомления собственного тела. Необходимо, чтобы «чрезмерностью воздержания ослабив телесную силу, не сделать тела ленивым и недеятельным для важнейших занятий»19. То есть тело всегда должно быть деятельным, но при этом не переутомленным большой физической нагрузкой. О том, что тело человека всегда должно быть этаким «деятельным и качественным инструментом жизнедеятельности», святитель находит подтверждение в Священном Писании Нового Завета со ссылкой на апостола Павла: «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою день и ночь, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Сол. 3: 7-12). Также и другое место Писания у Павла увещевает людей к физическому труду: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Сол. 4: 10-12).

Далее святитель со всей очевидностью говорит о безусловной двоякости человеческого естества: о естестве душевном и о естестве телесном. И поскольку человек является носителем и души, и тела, то и попечение о них должно быть равноценным и равноправным: «Упражнение в добродетели должно быть двоякое, состоящее и в телесных трудах, и в душевных подвигах. Трудами же телесными назвать должно не праздность, а работу»20.

Важнейшей частью его рассуждений являются мысли, касающиеся нравственных, в том числе телесных подвигов Господа Иисуса Христа. Говоря про Его физические (телесные) труды, святитель подразделяет их на два периода: период детства Иисуса Христа и период Его физической взрослости21. Касательно детства, он делает необходимое замечание про его родителей - Иосифа и Марию, которые жили в бедности и снискивали себе пропитание непрестанными телесными трудами, помощником в которых был и Сам Господь: «и был в повиновении у них» (Лк. 2:51). Касательно же периода взрослости Иисуса, Василий Великий дает нам представления о непрестанном Его служении и путешествиях во имя проповеди Царствия Небесного: «Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

Также и про святых Апостолов не преминул упомянуть святитель. Ставя в пример Павла, он говорит о его непрерывной работе в деле проповедования Слова Божьего; говорит о его тяжелых путешествиях, плаваниях, бедствиях и избиениях. Все эти напасти он терпит душевным усердием и телесною силою. Подытоживая, свя-

19Василий Великий, святитель. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/ustavy_podvizhn/2 (дата обращения: 23.03.2018).

20Там же.

№ 1, 2018 (4)

■тж.

БОГОСЛОВИЕ, ФИЛОСОФИЯ, ПАтрОЛОГИЯ

Кусакин Никита Сергеевич «Физическая культура человека в свете Священного Писания Ветхого и Нового Завета»

титель замечает: «А если бы расслабил он телесные силы неумеренностью, то не был бы за сие увенчан»22.

Делая определенный вывод всему сказанному, считается нужным привести пространную цитату святителя о равноправном соответствии души - телу и наоборот: «Поэтому хорошо, душевными добродетелями и телесными подвигами подражая жизни Владыки и Его учеников и Апостолов, употреблять тело на службу самым добрым деяниям. Ибо душе принадлежит избирать из добрых дел и такие, которые совершаются при содействии тела, а телу приводить в действие то, что избрала душа. Если же тело бессильно для приведения сего в действие, то доброе дело, сокрытое еще в произведении, остановилось на полпути, подобно какому-нибудь ростку, увядающему в земных недрах и не поступающему в употребление тем, для кого он зародился»23. Эти слова святителя представляют определенную ценность, ибо здесь явным образом говорится о важной роли человеческого тела как орудии добрых дел и вместе с тем указывается на тот нюанс, что при бездействии тела человеческая душа не способна в полной мере принести добрый плод. Таким образом, тело наравне с духовной составляющей играет определенную важную роль.

Таким образом, исходя из рассмотренных нами текстов Священного Писания, можно сделать определенные выводы касательно вопроса физической культуры человека.

Во-первых, приведенные нами тексты Ветхого Завета говорят о двояком отношении к физической культуре. В первом приведенном нами примере из Второй книги Маковеев (4, 7-20), где повествуется о царе Антиохе IV Епифане (175-164 гг. до Р.Х.), распространявшего в свое время среди израильского народа эллинское язычество, видно отрицательное отношение к спортивным играм того периода, так как они содержали в себе языческий смысл, что и видно из текста при повествовании о принесении Геркулесу во время игр определенной жертвы в виде денег. С другой стороны, в Книге Премудрости Сираховой (Сир. 30, 14-16) речь идет о том, что телесное здоровье человека, его физическая сила являются определенной ценностью для последнего, что, безусловно, не может говорить об отрицательном отношении к телесности вообще и деятельности по совершенствованию собственного здоровья при помощи физических упражнений в частности. Речь идет только о том, носит ли данная деятельность явный языческий смысл или нет. Во втором случае она является позволительной и даже необходимой.

Во-вторых, коснувшись соответствующих текстов Нового Завета по вопросу физической культуры, отношение к ней, как это видно из посланий апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 9, 24-27) и к Тимофею (1 Кор. 4, 7-8), также носит двоякий смысл. Апостол в основном делал сравнение между атлетами (подвижниками) и христианами. Подобно тому, как первые совершенствуют свою физическую мощь ради побед в соревнованиях, также и верующий человек должен напрягать все свои духовные силы на пути к Божественному созерцанию. Духовную деятельность, по словам святителя Иоанна Златоуста, апостол считает более важной, нежели физическую, но и последнюю он не отвергает в категорическом смысле, называя ее лишь мало полезной по отношению к духовности. Это можно подтвердить другим местом из посланий

22Василий Великий, святитель. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/ustavy_podvizhn/2 (дата

обращения: 23.03.2018).

№ 1, 2018 (4)

апостола Павла, где он говорил о том, что попечения о плоти не нужно превращать в похоти (Рим. 13:14). Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к толкованию данного отрывка, сказал о том, что заботиться о теле следует с целью поддержания его здоровья, но главные силы направлять на созидание духовной составляющей24. Итак, здесь не говорится о безусловном отвержении тела. Даже наоборот: необходимо за ним следить и поддерживать его в здравом состоянии, с важной оговоркой, что забота о духе является приоритетнее. В данном случае нет противоречия с упомянутым ранее местом Ветхого Завета из Книги Премудрости Сираховой (Сир. 30, 14-16).

Также очень важным моментом исследования стали мысли святителя Василия Великого, считающего, что тело наравне с человеческим духом играет очень значимую роль в процессе жизнедеятельности. В подтверждение этого он приводит в пример жизнь апостола Павла и самого Господа Иисуса Христа.

Библиографический список:

1. Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - С. 846.

2. Василий Великий, святитель. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka. ru/otechnik/Vasilij_Velikij/ustavv_podvizhn/2 (дата обращения: 23.03.2018).

3. Ефрем Сирин, преподобный. Толкования на Священное Писание. Первое послание к Тимофею. Глава 4 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka. ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-timofeju/4 (дата обращения: 22.03.2018).

4. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа 18 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ tolk_64/18 (дата обращения: 20.03.2018).

5. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на первое послание к Коринфянам. Беседа 23 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ tolk_64/23 (дата обращения: 21.03.2018).

6. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Римлянам. Глава 24 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ tolk_63/24 (дата обращения: 20.03.2018).

7. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа 12 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/ tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-timofeju/12 (дата обращения: 21.03.2018).

8. Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на первое послание к Фессалоникий-цам. Беседа 11 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/ Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-fessalonikijtsam/11 (дата обращения: 20.03.2018).

9. Никифоров Ю.Б. Будь крепок духом и телом. Православный взгляд на физическую культуру. Москва: Издательство Душепопечительного Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003. С. 308.

10. Чертов Н.В. Физическая культура: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2012. С. 118.

24Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Римлянам. Глава 24 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann Zlatoust/tolk 63/24 (дата обращения: 20.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.