ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 39. 13-31
20-лЕтию
регентского отделения екатеринбургской духовной семинарии посвящается
УДК 2-47
Б01: 10.24412/2224-5391-2022-39-13-31
Иеромонах Корнилий (Зайцев), О. Е. Шелудякова
к 20-летнему юбилею регентского отделения екатеринбургской духовной семинарии
Аннотация. Статья посвящена 20-летнему юбилею регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии. В ней рассмотрена история отделения, определена цель регентского образования на Урале — подготовка высококвалифицированных регентов и певчих для служения в Русской Православной Церкви. Выявлены первоочередные задачи, которые должны решаться в обучении регентов и певчих: профессиональные, воспитательные, эстетические. Подчеркнута необходимость подготовки учащихся не только к регентской, но и к концертной и педагогической деятельности в воскресных церковно-при-ходских школах. Названы организаторы и вдохновители регентской школы, ведущие педагоги, проанализированы дисциплины, определяемые образовательным стандартом, проанализирован учебный план.
Авторами выявляются ключевые направления обучения и внеучебной деятельности начиная с 2002 г., основные учебные дисциплины, основной педагогический состав. В качестве профильных дисциплин рассматриваются церковное пение, церковный обиход, клиросная практика, дирижирование. Отмечена ведущая роль предметов богословского и дирижерского модулей, богослужебной и регентской практик, различных послушаний в воспитании регентов. Подчеркнуто традиционное участие хора регентского отделения в ежегодных городских праздниках, посвященных святой великомученице Екатерине, в днях памяти святых Царственных страстотерпцев, святого праведного Симеона Вер-хотурского. В 2009 г. были открыты вечерние двухгодичные певческие курсы, которые с 2018 г. преобразованы в вечернее отделение для подготовки певчих.
© А. А. Зайцев, О. Е. Шелудякова, 2022
13
В результате исследования авторами делается вывод, что все специальные музыкальные дисциплины имеют направленность на регентскую специализацию. Классические музыкальные дисциплины изучаются в контексте богатого духовного музыкального наследия, на материале отечественной духовной музыки и тесно взаимосвязаны с профилирующими предметами. Названы авторские программы педагогов регентского отделения, ставшие типовыми для всех регентских отделений России. Рассмотрены курсы и фестивали, проводимые на базе Екатеринбургской духовной семинарии, и определены ближайшие планы развития регентской школы.
Ключевые слова: Екатеринбургская духовная семинария, духовное образование, церковно-певческое образование, регент, певчий.
Цитирование. Зайцев А. А., Шелудякова О. Е. К 20-летнему юбилею регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. № 39. С. 13-31. DOI: 10.24412/2224-53912022-39-13-31
сведения об авторах. Корнилий (Зайцев Алексей Александрович), иеромонах — кандидат богословия, ректор Екатеринбургской духовной семинарии (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]
Шелудякова Оксана Евгеньевна — доктор искусствоведения, профессор, заведующая регентским отделением Екатеринбургской духовной семинарии, профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, ORCID: 0000-0001-5862-536X (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 01.07.2022 Принята к публикации 09.09.2022
В 2022 г. исполняется 20 лет со дня основания регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии (в дальнейшем — ЕДС). За это время произошли большие изменения как в количественном, так и в качественном отношении. ЕДС совершает весьма значимое служение, внося важный вклад в развитие христианского просвещения на Урале, талантливая молодежь имеет возможность получить качественное богословское и музыкальное образование. Профессора и преподаватели семинарии известны по всей России, а выпускники востребованы как на территории Екатеринбургской митрополии, так и далеко за ее пределами.
В данной статье нам хотелось бы вспомнить основные события этого пути, отметить важнейшие вехи в развитии процесса регентского образования на Среднем Урале.
В выступлении на торжественном открытии XX Международных Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: забота
Церкви, общества и государства» 23 января 2012 г. в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «...именно за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. От того, как все мы будем сегодня служить высокой миссии православного просвещения, выстраивать соработничество в этом направлении между церковными, государственными, общественными институтами, зависит нравственный климат в странах, в которых мы живем, и благополучие в обществе в целом. Духовно сильная, нравственно здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь — важнейшая цель наших совместных молитв и трудов»1.
Именно в этом направлении были предприняты основные усилия, когда в 2002 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II осуществлялся первый набор на певческо-регентское (впоследствии регентское) отделение ЕДС. 17 июля 2002 г. соответствующий указ был подписан архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием (Морарём).
Необходимость открытия регентского отделения семинарии была обусловлена недостаточным количеством грамотных регентов, уставщиков, певчих богослужебного хора в имеющихся храмах; острой необходимостью этого рода служений во вновь открываемых храмах; отсутствием на Среднем Урале специального учебного заведения, готовящего регентов, уставщиков, певчих.
Целью создания регентского отделения семинарии стала подготовка высококвалифицированных регентов и певчих Русской Православной Церкви.
Цель обусловила постановку следующих задач:
• теоретическая и практическая профессиональная подготовка для клирос-ного служения (на базе церковного хора Свято-Троицкого кафедрального собора, в отдельных случаях и других храмов по благословению священноначалия);
• духовно-нравственное воспитание православных регентов, уставщиков, певчих церковно-богослужебного хора;
• формирование музыкантов, владеющих знаниями как в области церковной, так и русской классической музыки;
• подготовка регентов, способных вести воспитательно-организационную работу в церковно-богослужебном хоре, создать взрослый или детский церковный хор;
• подготовка преподавателей церковного пения в воскресных и церковноприходских школах.
Организаторами регентского отделения стали проректор по воспитательной работе ЕДС иеромонах Аркадий (Логинов) и заслуженная артистка России
1 Высокая миссия православного просвещения: Из вступительного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XX Международных Рождественских образовательных чтений // ЖМП. 2012. № 3. С. 39.
Лидия Александровна Громыко-Титовская2. Первые преподаватели — протоиерей Петр Мангилёв, проректор по учебной работе ЕДС, преподаватель дисциплины «Общая церковная история»; иеромонах Аркадий (Логинов), преподаватель дисциплины «Литургика»; иерей Георгий Юранёв, преподаватель дисциплин «Катехизис», «Нравственное богословие»; Оксана Анатольевна Бондарец3 — преподаватель дисциплин «Церковное пение», «Церковный обиход», «Богослужебный хор»; Лариса Михайловна Никольская4 — преподаватель дисциплин «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хороведе-ние», «Учебный хор»; Оксана Евгеньевна Шелудякова5 — преподаватель дисциплин «История церковного пения», «Гармония», «Сольфеджио», «История русской музыки», «Анализ музыкальных форм»; Лидия Александровна Титов-ская — преподаватель дисциплин «Постановка голоса», «Церковное чтение», «Основы голосообразования»; Ольга Аркадьевна Алябьева, преподаватель предмета «Фортепиано»; Татьяна Петровна Александрова — концертмейстер. В дальнейшем число преподавателей значительно увеличилось, в профессорско-преподавательскую корпорацию вошли доктора наук, профессора, доценты, регенты ведущих храмов Екатеринбурга6.
При выработке концепции воспитания специалистов на регентском отделении ЕДС изначально была поставлена задача — не ограничиваться изучением только отечественной духовной музыки, но познакомить учащихся с лучшими образцами русской и зарубежной духовной и светской музыки различных этапов. Все музыкальные дисциплины имеют направленность на специализацию. Классические музыкальные дисциплины изучаются в контексте богатейшего духовного музыкального наследия, на материале отечественной духовной музыки, и тесно взаимосвязаны с профилирующими предметами.
При этом очень важно сохранение канонических традиций церковного воспитания и церковного пения. По мысли святителя Иоанна Златоуста, духовное пение должно быть назидательным, утешительным, благодатным и чинным, «духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освя-
2 О ней см.: Юбилей Лидии Александровны Титовской // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. № 1 (5). С. 304-308; Юбилей преподавателя // Там же. 2018. № 1 (21). С. 467-468. Э01: 10.24411/2224-5391-2018-10111.
3 О ней см.: К 50-летию Оксаны Анатольевны Бондарец // Там же. 2020. № 1 (29). С. 354-357. Э01: 10.24411/2224-5391-2020-10116.
4 О ней см.: Юбилей Ларисы Михайловны Никольской // Там же. 2013. № 1 (5). С. 309-316; Юбилей Л. М. Никольской // Там же. 2018. № 1 (21). С. 465-466. Э01: 10.24411/2224-5391-2018-10110.
5 О ней см.: К 55-летию Оксаны Евгеньевны Шелудяковой // Там же. 2018. № 3 (23). С. 401-416. Э01: 10.24411/2224-5391-2018-10313.
6 Более подробно об этом см.: ТитовскаяЛ. А., Шелудякова О. Е. К 10-летию певческо-регент-ского отделения Екатеринбургской духовной семинарии // Там же. 2012. № 1 (3). С. 125-144.
щение, и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни»7.
Во всех установлениях Церкви и творениях святых отцов подчеркивается, что чистота, святость поведения и мыслей обязательны для написания иконы или распева и исполнения богослужебного текста. Поэтому обучение происходит в контексте духовного воспитания будущих регентов и певчих, приобщения к таинствам Святой Церкви.
За время обучения студенты изучают 39 дисциплин и практик: богословские, музыкально-теоретические, дирижерско-хоровые, церковно-певческие и педагогические дисциплины.
Профильными дисциплинами стали церковное пение, церковный обиход, клиросная практика, дирижирование-регентование. Именно умение руководить хором во время службы, создать и сохранить во время богослужения молитвенный настрой певчих, знание богослужебного репертуара — основные результаты обучения. Поэтому практически ежедневно в расписание включены либо учебный, либо богослужебный хор, на спевках работают как педагоги, так и учащиеся.
В музыкально-теоретический модуль входят дисциплины, создающие необходимую базу знаний по теории и истории музыки: «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)», «Гармония», «Анализ музыкальных форм».
В дирижерско-хоровой модуль входят профилирующие дисциплины, непосредственно направленные на специализацию «Регент церковного хора»: «Дирижирование», «Чтение хоровых партитур», «Хороведение», «Фортепиано», «Практика работы с хором», «Постановка голоса», «Вокальный ансамбль» и «Хоровая аранжировка».
Важное место в учебном плане регентского отделения занимают церковно-певческий и церковно-исторический модули, дисциплины которых направлены на глубокое изучение устава и обихода Русской Православной Церкви: «Церковный устав», «Церковное пение (обиход)», «История церковной музыки». Изучаются исторические этапы развития церковного пения в России, биографии и творчество композиторов.
Основополагающий раздел в обучении — богословский модуль. Его дисциплины формируют представление о вероучении Церкви: «Введение в догматическое богословие», «Введение в Священное Писание Ветхого и Нового Заветов», «История христианской Церкви», «История Русской Православной Церкви», «Нравственное богословие», «Церковнославянский язык».
Педагогический модуль направлен на обучение студентов работе с детьми и включает 2 дисциплины — «Основы педагогики и психологии» и «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».
7 О церковном пении: сб. ст. / сост. О. В. Лада. М., 1997. С. 4.
Вариативный модуль позволяет учесть региональный компонент преподавания — изучаются дисциплины «Духовная и музыкальная культура Урала», «Региональные клиросные традиции». Широко представлен и модуль практик, что подчеркивает практическую ориентацию процесса обучения. Богослужебная практика учащихся проходит в различных храмах: в Иоанно-Предтечен-ском соборе, в кафедральном Свято-Троицком соборе Екатеринбурга, в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Верхней Пышмы.
За 20 лет деятельности на регентском и певческом отделениях обучалось более 200 человек. На сегодня наши воспитанники и выпускники охватывают своим служением более 70 храмов Екатеринбургской митрополии.
На всем протяжении существования регентское отделение ощущало особое духовное попечение со стороны правящих архиереев епархии. Хор регентского отделения часто сопровождал архиерейские богослужения, многократно участвовал в самых заметных духовных событиях жизни Екатеринбургской епархии, в богослужебной и концертной жизни митрополии. Особые слова благодарности за всемерную поддержку и неустанную архипастырскую заботу о регентском отделении ЕДС хотелось бы высказать митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому, а ныне Казанскому и Татарстанскому Кириллу.
31 августа 2017 г. Учебным комитетом Русской Православной Церкви было утверждено решение о присвоении регентскому отделению ЕДС статуса «Общецерковная апробационная площадка по реализации программ подготовки регентов». Создан новый четырехлетний учебный план, разработаны новые учебные программы дисциплин и практик, создаются новые локальные акты и положения. Происходит сложнейший процесс выработки единых критериев и стандартов обучения регентов в России.
19-20 марта 2018 г. во главе с председателем рабочей группы по регентскому стандарту Е. М. Гундяевой состоялась инспекция регентского отделения ЕДС. По ее результатам Учебный комитет Русской Православной Церкви выдал свидетельство о церковной аккредитации программы подготовки регентов ЕДС сроком на 6 лет (2018-2024 гг.). Согласован и подписан учебный план подготовки регентов.
9 рабочих программ по дисциплинам музыкально-теоретического и дирижерского модулей учебного плана, разработанных заведующей регентским отделением Оксаной Евгеньевной Шелудяковой, были рекомендованы регентским отделениям духовных учебных заведений России в качестве типовых программ. Кроме того, регентское отделение ЕДС рекомендовано в качестве центра повышения квалификации преподавателей музыкально-теоретических дисциплин аналогичных отделений иных духовных школ.
20-22 декабря 2018 г. на базе ЕДС были проведены первые курсы повышения квалификации для преподавателей музыкально-теоретического модуля церков-
Сводный хор регентского и пастырского отделений после сдачи выпускного концерта-экзамена. 2013 г.
О. А. Бондарец на клиросе Свято-Троицкого кафедрального собора. 2011 г.
ных программ подготовки регентов, реализуемых в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Курсы включали лекции, открытые уроки, мастер-классы, дискуссионные площадки и рабочие совещания. 22 декабря прошла экскурсия «Царский маршрут». Проведенные занятия получили высокую оценку представителя Учебного комитета Н. В. Леонтьевой и всех слушателей.
Наиболее важным событием для ЕДС стал прошедший 1-3 мая 2019 г. в Екатеринбургской епархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всероссийский хоровой фестиваль имени священника Василия Зиновьева для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, посвященный творчеству замечательного педагога, духовного композитора священника Василия Зиновьева, регента Архиерейского хора г. Ярославля, преподавателя Ярославской духовной семинарии, организатора ряда замечательных церковных хоровых коллективов, создателя множества ярких церковных песнопений и более 100 детских хоровых песен.
В фестивале участвовали 10 хоровых коллективов из духовных академий и семинарий всей России: Санкт-Петербургской духовной академии, Московской духовной академии, Воронежской, Екатеринбургской, Казанской, Кузбасской, Пензенской, Самарской, Саранской, Ярославской семинарий. Это был первый фестиваль хоров регентских отделений в России. Прежде всего он был направлен на сохранение и развитие певческой православной культуры, повышение исполнительского уровня хоров духовных учебных заведений.
Первоочередными задачами фестиваля стали: популяризация, сохранение, преемственность и развитие отечественных традиций православного хорового искусства; расширение репертуара и активизация творческой деятельности хоров регентских отделений духовных учебных заведений; расширение межрегионального культурного сотрудничества.
В программе фестиваля была архиерейская литургия в Храме-Памятнике на Крови, выставка «Священник Василий Зиновьев», прослушивание хоровых коллективов и гала-концерт в СГАФ, запись диска с сочинениями священника Василия Зиновьева для детей, паломническая поездка хоровых коллективов в Невьянск, курсы повышения квалификации для преподавателей регентских отделений духовных академий и семинарий.
Безусловно, подобные проекты способствуют сближению регентских духовных учебных заведений, вносят большой вклад в укрепление дружбы и со-работничества регентов и певчих, укрепление культурных связей между регионами и взаимное духовное обогащение всех участников. Исполнение высоких образцов русской церковной хоровой музыки — ценная возможность еще глубже воспринять русскую церковно-певческую традицию, а это — залог развития и продвижения творческих инициатив в области многогранной красоты церковного искусства, культурно-творческий обмен прошлого и настоящего.
В 2018 г. регентское отделение ЕДС было рекомендовано Учебным комитетом в качестве центра повышения квалификации преподавателей по разработке и внедрению нового стандарта «Певчий церковного хора». 19-20 февраля 2020 г. на базе ЕДС проведены первые курсы повышения квалификации для преподавателей церковной программы подготовки певчих, реализуемой в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. В проведении курсов участвовали преподаватели О. Е. Шелудякова, О. А. Бондарец, И. В. Тверякова, Г. С. Денисова, слушателями стали преподаватели и руководители регентских отделений из Москвы, Пензы, Вологды, Самары, Саранска, Тулы, Красноярска, Оренбурга, Нижнего Новгорода.
Курсы 20-21 декабря 2019 г. включали лекции, открытые уроки, мастер-классы, дискуссионные площадки. И. В. Тверякова провела в рамках курсов экскурсию «Царский маршрут», экскурсии по Храму-Памятнику на Крови и духовному центру «Царский». Кроме того, состоялась лекция-спектакль «Рождественская драма святителя Димитрия Ростовского» в исполнении студентов Уральской консерватории и студии «Лествица» (руководитель О. Е. Шелудякова). Все мероприятия получили высокую оценку представителя Учебного комитета и всех участников. 20 слушателей курсов получили удостоверения о пройденных курсах повышения квалификации.
Жизнь воспитанниц состоит не только из учебных занятий. Самое важное место в ней занимают богослужения, многообразные послушания, паломнические поездки по России, культурно-образовательные мероприятия (концерты, спектакли, литературно-музыкальные вечера).
Стало доброй традицией участие хора в ежегодных городских праздниках, посвященных святой великомученице Екатерине, в днях памяти святых Царственных страстотерпцев, святого праведного Симеона Верхотурского, праздновании годовщин Дня Победы, в Пасхальных и Рождественских концертах, в различных мероприятиях в монастыре на Ганиной Яме, в семинарии, в записи песнопений и концертах у Храма-Памятника на Крови в составе сводного епархиального хора.
Хор регентского отделения участвовал в трех опНие-конкурсах хоровой музыки, два из которых — с международным жюри. На всех трех конкурсах коллектив под руководством Оксаны Анатольевны Бондарец завоевал Гран-при.
Особо хотелось бы выделить совместные проекты регентского отделения ЕДС и отделения древнерусского певческого искусства Уральской консерватории. Наши учебные заведения связывает прочная дружба — многие выпускники Уральской консерватории стали профессорами и преподавателями ЕДС, а выпускники регентского отделения продолжают обучение в стенах консерватории.
Первый проект — «Пещное действо» — показал воплощение ветхозаветного сюжета в широком историческом контексте: от элементов действа и
«росных стихов» Древней Руси до авторского сочинения начала ХХ столетия А. Д. Кастальского «Пещное действо». Это позволило увидеть интереснейший путь русского искусства, выявить в нем ключевые моменты. В результате возникла возможность познакомиться с процессом трансформации сюжета Пещ-ного действа — от религиозного обряда до пьесы школьного театра, скоморошьего балаганного действа и концертного хорового сочинения.
Чин «Заздравной чаши» («За приливок о здравии государя») объединил различные жанры молений за царя: 1) песнопения, в том числе Многолетие; 2) молитву «Владыко многомилостиве»; 3) заздравную речь при поднятии чаши. Первое действие было посвящено древнерусскому обряду с песнопениями заздравной чаши. Во втором действии были исполнены виваты и многолетия позднейшего времени, а также сохранившиеся возглашения в честь российских государей ХУН-ХУШ столетий.
Третий важнейший проект — «Ростовское действо» — уникальный образец русского театрального искусства начала XVIII столетия. Это своеобразная театральная мистерия с элементами сакральности. Ее автором стал митрополит Димитрий Ростовский (Даниил Туптало; 1651-1709) — выдающийся деятель Русской Православной Церкви, просветитель, философ и драматург. В постановке прозвучали большой и малый знаменный распевы, колядки, псальмы, в том числе авторства самого святителя Димитрия Ростовского, кант, плач, элементы обедни, фрагмент партесного концерта. Этот музыкальный ряд представляет собой панораму музыкального искусства (причем не только духовного, но и светского) рубежа XVII-XVIII вв.
В процессе подготовки мероприятий О. Е. Шелудяковой и О. А. Бондарец подготовлены компакт-диски «Священник Василий Зиновьев. Хоровые сочинения для детей», «Музыкальное приношение святым Царственным страстотерпцам», «Заздравная чаша», в записи которых участвовал хор регентского отделения.
Преподаватели регентского отделения активно занимаются научной деятельностью. За 20-летний период существования отделения ими создано более чем 100 публикаций (в том числе в изданиях ВАК), 4 монографии.
К юбилею регентского отделения приурочены издание книги О. Е. Шелудяковой «Вопросы истории, теории и практики клиросного воспитания», получившей гриф Учебного комитета Патриархии, новое издание трех выпусков «Хрестоматии по церковному пению», составленных О. А. Бондарец.
Сейчас начат проект по описанию и анализу архива Иоанно-Предтеченско-го собора: часть архива, хранящегося в крипте собора, уже описана и подготовлена к научному изучению.
Завершить статью хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на Первом Международном съезде регентов и
певчих Русской Православной Церкви 1 декабря 2016 г. сказал: «...церковный регент должен быть катехизатором, должен знать богословские дисциплины. Он должен знать историю Церкви, конечно, догматическое богословие, должен быть богословски просвещенным человеком. Тогда, соприкасаясь с таким регентом, будут меняться и певчие, в том числе и те, которые из мира придут и будут петь в наших хорах»8. Мы видим в этих словах Его Святейшества указание и пожелание того, каким должно быть регентское образование, каким должен быть сегодня регент и певчий.
Главное состоит в том, что обучение и воспитание регента — это сложнейший путь приближения к идеалу, на котором требуются не только серьезность, добросовестность и творческое отношение, но и немалые нравственные усилия. Регентское и певческое послушания — благодатное и благодарное дело, это, по слову свт. Иоанна Златоуста, «служение самое лучшее, достойное ангельской жизни»9.
Пусть юбилейная дата станет для всех профессоров, преподавателей, сотрудников и студентов регентского отделения ЕДС источником силы и духовной крепости, утешения, доброго здравия и благополучия, успеха во всех трудах и начинаниях, пусть радость и свет всегда живут в сердцах, служат неиссякаемым родником живой веры, надежды и любви на многая и благая лета!
источники
1. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений: в 2 кн. Кн. 1. М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006.
литература
1. Высокая миссия православного просвещения: Из вступительного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XX Международных Рождественских образовательных чтений // ЖМП. 2012. № 3. С. 38-42.
2. К 50-летию Оксаны Анатольевны Бондарец // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 354-357. 001: 10.24411/2224-5391-2020-10116.
3. К 55-летию Оксаны Евгеньевны Шелудяковой // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 3 (23). С. 401-416. 001: 10.24411/2224-5391-2018-10313.
4. Кирилл (Гундяев), патр. Настоятельно призывая возрождать в храме народное пение: слово к участникам I Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви // ЖМП. 2017. № 1. С. 18-22.
8 Кирилл (Гундяев), патр. Настоятельно призывая возрождать в храме народное пение: Слово к участникам I Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви // ЖМП. 2017. № 1. С. 22.
9 Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений: в 2 кн. Кн. 1. М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006. С. 263.
5. О церковном пении: сб. ст. / сост. О. В. Лада. М., 1997.
6. Титовская Л. А., Шелудякова О. Е. К 10-летию певческо-регентского отделения Екатеринбургской духовной семинарии // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 1 (3). С. 125-144.
7. Юбилей Л. А. Титовской // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 1 (21). С. 467-468. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10111.
8. Юбилей Л. М. Никольской // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 1 (21). С. 465-466. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10110.
9. Юбилей Ларисы Михайловны Никольской // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. № 1 (5). С. 309-316.
10. Юбилей Лидии Александровны Титовской // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. № 1 (5). С. 304-308.
Hieromonk Korniliy (Zaytcev), Oksana E. Sheludyakova
main activities of the шшш choirmaster
department of the ekaterinburg theological seminary (for the 20th anniversary)
Abstract. The article is devoted to the jubilee of the choir-conducting department. It examines the history of the department and defines a goal of regency education in the Urals — to prepare qualified choirmasters and choristers for the Russian Orthodox Church. Identified are the primary tasks that should be solved in the training process: professional, educational and aesthetic. The necessity of preparing students not only for choir-conducting, but also for concert and pedagogical activities in Sunday parochial schools is emphasized. The article contains names of the organizers and inspirers of the church choirmaster school, and its leading teachers; the disciplines defined by the educational Standard, as well as Curriculum are analyzed. The authors reveal the key areas of study and extracurricular activities since 2002, and also identify core disciplines and the main teaching staff. Singing and Rules of Church Singing, as well as Choir Practice and Conducting are considered as major disciplines. In the education of church choirmasters emphasized is the leading role of the subjects of theological and conducting modules, liturgical and choirmaster practices, and various obediences also. The authors highlight traditional participation of this department in the annual city holidays dedicated to the Holy Great Martyr Catherine, and in the days of remembrance of the Holy Royal Passion-Bearers, and Holy Righteous Simeon of Ver^ota^. Opened in 2009, the two-year evening courses of singing have been successfully transformed into the evening department for church choristers since 2018. It is concluded that all core musical disciplines are focused on regent specialization. Classical musical disciplines are studied in the context of a rich religious music heritage, based on the Russian sacred music, and are closely interrelated with the core subjects. The article indicates the author's programs of the department teachers, which have become standard for all Church Choirmaster departments of Russia. The courses and festivals held on the basis of
the Ekaterinburg Theological Seminary, as well as the immediate plans for the development of the choirmaster school, are considered.
Keywords: theological seminary, religious education, church singing education, choirmaster, regent, chorister.
Citation. Zaytcev A. A., Sheludyakova O. E. K 20-letnemu iubileiu regentskogo otdeleniia Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii [Main Activities of the Church Choirmaster Department of the Ekaterinburg Theological Seminary (For the 20th Anniversary)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2022, no. 39, pp. 13-31. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-39-13-31
About the authors. Korniliy (Zaytcev Aleksei Aleksandrovich), Hieromonk — PhD (Theology), Rector of Ekaterinburg Theological Seminary (Russia, Ekaterinburg). E-mail: [email protected] Sheludyakova Oksana Evgenyevna — Dr. hab. (Arts), Professor, Head of the Church Choirmaster Department of Ekaterinburg Theological Seminary, Professor at the Music Theory Department of Urals State Conservatory of M. P. Mussorgsky, ORCID: 0000-0001-5862-536X (Russia, Ekaterinburg). E-mail: [email protected]
Submitted on 1 July, 2022 Accepted on 09 September, 2022
References
1. Ioann Zlatoust, svt. Polnoe sobranie sochinenii: v 2 kn. [Complete Works: in 2 books]. Book 1. Moscow, 1991.
2. Iubilei L. A. Titovskoi [Anniversary of L. A. Titovskaya]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2018, no 1 (21), pp. 467468. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10111.
3. Iubilei L. M. Nikol'skoi [Anniversary of L M. Nikolskaya]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2018, no 1 (21), pp. 465-466. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10110.
4. Iubilei Larisy Mikhailovny Nikol'skoi [Anniversary of Larissa Mikhailovna Nikolskaya]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2013, no 1 (5), pp. 309-316.
5. Iubilei Lidii Aleksandrovny Titovskoi [Anniversary of Lidiia Aleksandrovna Titovskaya]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2013, no 1 (5), pp. 304-308.
6. K 50-letiiu Oksany Anatol'evny Bondarets [To the 50th Anniversary of Oksana Anatoliev-na Bondarets]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 1 (29), pp. 354-357. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10116.
7. K 55-letiiu Oksany Evgen'evny Sheludiakovoi [To the 55th Anniversary of Oksana Evgenyevna Sheludyakova]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2018, no. 3 (23), pp. 401-416. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10313.
8. Kirill (Gundiaev), patr. Nastoiatel'no prizyvaia vozrozhdat' v khrame narodnoe penie: slovo k uchastnikam I Mezhdunarodnogo s"ezda regentov i pevchikh Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Urgent Appeal to the Revival of Folk Singing in the Church: Message to the Participants of the First International Congress of Choirmasters and Choristers of the Russian Orthodox Church]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate, 2017, no 1, pp. 18-22.
9. Lada O. V. (ed.). O tserkovnom penii: sb. st. [On Church Singing: Collection of articles]. Moscow, 1997.
10. Titovskaia L. A., Sheludiakova O. E. K 10-letiiu pevchesko-regentskogo otdeleniia Ekater-inburgskoi dukhovnoi seminarii [To the 10th Anniversary of the Church Choirmaster Department of the Ekaterinburg Theological Seminary]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2012, no 1, pp. 125-144.
11. Vysokaia missiia pravoslavnogo prosveshcheniia: Iz vstupitel'nogo slova Sviateishego Patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla na otkrytii XX Mezhdunarodnykh Rozhdest-venskikh obrazovatel'nykh chtenii [The Noble Mission of Orthodox Education: Introductory Speech of His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia at the Opening of the 20th International Educational Christmas Readings]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate, 2012, no. 3, pp. 38-42.