ЮБИЛЕИ
anniversaries
К 135-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА СТРАЖЕСКО
Беляева В.С.
Николай Дмитриевич Стражеско — один из крупнейших терапевтов нашей страны, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Академии наук СССР, УССР и Академии медицинских наук СССР.
Он родился 17 (29) декабря 1876 г. в Одессе, в 1899 г. окончил мед. факультет Киевского университета и начал работать в клинике В.П. Образцова, став его ближайшим учеником и многолетним помощником.
Свою научную деятельность Н.Д. Стражеско начал еще будучи студентом под руководством В.П. Образцова. Как и его учитель Образцов, прежде всего он занимался кардиологией, но он был терапевтом широкого профиля, и его исследования касались практически всех аспектов терапии. А.Л. Мясников писал о нем: «Деятельность Стражеско была примером того, насколько широким должен быть диапазон научных интересов клинициста: он одинаково интенсивно и продуктивно разрабатывал проблемы кардиологии, желудочно-кишечной патологии, обмена и т.п.».
И хотя прежде всего Стражеско кардиолог, один из основоположников советской кардиологии, у него много работ было посвящено гастроэнтерологии.
Огромную роль в формировании Стражеско-ученого сыграли годы работы с И.П. Павловым, под непосредственным руководством которого он выполнил экспериментальные исследования в области физиологии толстых кишок и защитил в 1904 г. диссертацию «К физиологии кишок». Результаты этой работы имели большое практическое значение и послужили основой для рекомендаций по лечебному и рациональному питанию при заболеваниях кишечника.
Более двух лет проработал Стражеско у Павлова, проводя исследования в области физиологии пищеварения. Он писал: «По совету В.П. Образцова я поехал к нашему знаменитому И.П. Павлову. Под обаянием его как ученого, восприняв у него методику научной работы и страсть к науке, я проработал всю свою жизнь...»
Изучал он также биологическую химию под руководством М.Я. Зибер-Шумовой. Для Н.Д.
Стражеско характерен физиологический подход к изучению клинических проблем, глубокое знание вопросов теоретической медицины. Он всегда проводил глубокий анализ клинических проблем на основе изучения патофизиологических и биохимических механизмов патологических процессов.
Много занимался Стражеско язвенной болезнью. В своей работе «К патогенезу язвенной болезни» он писал: «Экспериментальные исследования последних лет показали, что как моторная, так и секреторная функция пищеварительного аппарата находятся под сложным рефлекторным влиянием, когда условная часть, связанная с деятельностью коры головного мозга, зависит от типа нервной системы индивидуума. Последняя постоянно стимулируется раздражениями из внутренних органов и меняющимися факторами внешнего мира. Эти же исследования школы Быкова обнаружили, что всякий процесс в организме может меняться под влиянием корковых импульсов, и в то же время весь "внутренний мир организма", информируя кору мозга о своем состоянии в каждый данный момент, оказывает глубокое и многообразное влияние на кортикальные процессы, сводящееся к регулированию всех физиологических систем и к управлению соматическими процессами организма вообще, в том числе и трофикой тканей. Отсюда понятно, что, всякое длительное и часто повторяющееся раздражение экстеро- или интероре-цепторов и всякие часто повторяющиеся душевные эмоции могут дать повод к нарушению двигательных и секреторных процессов в желудке или двенадцатиперстной кишке, а также к нарушению в них кровообращения и трофики. Несомненно, этому способствует наличие притока в брюшную полость постоянного раздражения из других ее органов, которые связаны с желудком и двенадцатиперстной кишкой афферентными путями».
В 1925 г. он впервые провозгласил язву желудка и двенадцатиперстной кишки болезнями всего организма (язвенная болезнь) и соответственно обосновал свои принципы лечения этой патологии с воздействием на весь организм при строго индивидуальном подходе к каждому больному.
Во II томе избранных трудов Стражеско большой раздел посвящен физиологии и патологии органов пищеварения. Наилучшим методом при диагностике заболеваний органов брюшной полости он считал пальпацию. Стражеско подчеркивал, что при физическом исследовании нужно пользоваться главным образом методичной пальпацией по методу Гленара-Образцова-Гаусмана, перкуссией и рентгенографией в различных положениях.
В 1931 г. вышла монография Стражеско «Основы физической диагностики заболеваний брюшной полости», а ранее, в 1927 г., вышла под редакцией Г.Ф. Ланга и Д.Д. Плетнева «Русская частная патология и терапия», в которой Н.Д. Стражеско был написан большой раздел «Желудок» — т. II с. 95-212.
В лаборатории же Павлова им была выполнена экспериментальная работа по физиологии пищеварения о действии горьких средств на отделительную работу желудочных желез. В этой работе Стражеско показал, что горечи вызывают усиленную секрецию, способствуя улучшению пищеварения, если принимаются в растворенном состоянии перед едой (в «психическую» фазу желудочной секреции). При введении же их в больших дозах прямо в желудок горечи вызывают обратную реакцию желудочных желез. И Стражеско указывает:
1. обязательно нужно давать небольшие количества горечи, так как при употреблении больших очень легко вызвать обратное желаемому действие, а при неоднократном применении их получить длительную гипосекрецию;
2. необходимо назначать горечи в такой форме, чтобы при приемах их обязательно раздражались вкусовые нервы; другими словами, назначение горьких средств в пилюлях крайне нецелесообразно;
3. прием горьких средств обязательно должен предшествовать еде; лучше всего давать их за 10-15 мин. до еды.
Он описал клинику перигастрита и перидуоде-нита, различные формы колита.
Разбирая патологию желчных путей, Стражеско указывает, что основными факторами патогенеза желчных путей являются инфекция, застой желчи и расстройства обмена, и Стражеско подчеркивает необходимость и после операций систематически промывать желчные ходы до тех пор, пока не будет устранен стаз желчи и она не станет стерильной.
Но все-таки прежде всего Стражеско — кардиолог. В.П. Образцов и Н.Д. Стражеско впервые в России при жизни поставили диагноз инфаркта миокарда. Вот как это описывает Н.Д. Стражеско: «Во второй барак Александровской больницы поступил больной с жестокими болями в области грудины. Боли тянулись уже два дня; больной был в тяжелом состоянии, почти без сознания, почти без пульса. Привычка у В.П. Образцова была такая: являясь в Александровскую больницу, он у интерна прежде всего спрашивал, сколько новых больных, чем они больны, и сейчас же шел к ним для осмотра, исследования и назначения лечения. Он подошел
к этому больному, сел на табурет возле него, стал наблюдать, потом исследовать, слушать. Потом спросил интерна: "Как вы думаете, что у больного?" Последний, что называется, ляпнул: "Ревматизм грудины". Образцов зажмурил левый глаз (это была его привычка) и продолжал сидеть около больного, ничего не говоря. Скепсис на его лице был нарисован ясно. Я стоял тут же, как и другие ординаторы, и также думал, что у этого больного может быть? Как бы про себя я заметил: "А не есть ли это закупорка венечных артерий сердца?" Образцов обернулся, удивленно посмотрел и сказал: "Он, вероятно, прав". Через день больной погиб. На секции оказалось — действительно, закупорка венечных артерий сердца с последовательным инфарктом. Здесь я замечу, что до этого случая никто при жизни инфаркта миокарда не диагностировал — это был диагноз секции».
В 1909 г. на 1-м съезде российских терапевтов В.П. Образцов и Н.Д. Стражеско доложили о нескольких случаях инфаркта миокарда в докладе «К симптоматологии и диагностике тромбоза венечных артерий сердца», в котором авторы дали характеристику всех классических форм этого заболевания и провели дифференциальную диагностику с приступами стенокардии, подчеркнув, что при типичном течении инфаркта болевые приступы в отличие от стенокардических могут продолжаться более суток, несмотря на введение обезболивающих средств. После их описаний клиническая диагностика инфаркта миокарда стала доступна практическим врачам.
В дальнейшем, в 20-х годах, Д.Д. Плетнев впервые дал описание клинической картины тромбоза правой венечной артерии и дифференцирования его от тромбоза левой венечной артерии (еще до ЭКГ-исследований).
Образцов и Стражеско описали клиническую картину острой сердечной недостаточности и попытались объяснить механизм ее возникновения.
Как на одну из характерных особенностей инфаркта миокарда они указывали на всевозможные проявления поражения периферических сосудов.
Н.Д. Стражеско в дальнейшем развивал положение о том, что патогенетической основой инфаркта миокарда является атеросклероз коронарных сосудов. Страженко работал также над исследованием двух сходных по клинике патологических состояний — грудной жабы и сердечной астмы. В 1926 г. вышла его монография «Грудная жаба и сердечная астма».
В 1901 г., через 2 года после окончания университета, Образцов послал Стражеско в заграничную командировку в Париж в клинику П. Потена,
5
6
Ш 2
|-Л
О
о о
известного работами в области физиологии и патологии сердца, и в клиники Германии, где Стражеско овладел современными для того времени методиками исследования сердца и сосудов. После этой командировки Н.Д. Стражеско возглавил у Образцова клинико-экспериментальные исследования в области физиологии и патологии органов сердечнососудистой системы. Занимаясь этими работами, Стражеско разработал физиологическую методику одновременной регистрации артериального давления и деятельности всех отделов сердца. Стражеско описал и объяснил значение трехчленного ритма сердца при неврозах, звуковые явления при полной атриовентрикулярной блокаде («пушечный тон Стражеско»).
Стражеско выявил три категории периодических колебаний кровяного давления:
1. колебания, точно соответствующие сердечному ритму;
2. колебания, соответствующие ритму дыхания и состоящие из нескольких сердечных колебаний [1];
3. колебания более продолжительные, соответствующие нескольким дыхательным движениям и состоящие из колебаний второго рода [2].
Стражеско изучал различные вопросы внутренней патологии в свете физиологического учения И.П. Павлова, проводя наблюдения у постели больного параллельно с физиологическим экспериментом, что позволило ему открыть ряд новых, раннее неизвестных физиологических фактов и подводить прочную научную базу под клинические наблюдения.
В 1925 г. на I Украинском съезде терапевтов Стражеско сделал программный доклад о функциональной недостаточности сердечно-сосудистой системы. Он подчеркнул роль нарушения обменных процессов в различных стадиях и клинических формах недостаточности кровообращения и роль капилляров в развитии сердечно-сосудистой недостаточности. Говоря о патогенезе недостаточности сердечно-сосудистой системы, он указывал, что в основном обмен осуществляется в прекапиллярных артериолах и капиллярах. При нормальных условиях значительная часть капилляров закрыта. Каждый «капилляр то открывается, то закрывается, что зависит от сокращений и расслаблений капиллярной стенки, подчиненных не столько влиянию нервов, оканчивающихся в стенках капилляров, сколько действию различных веществ, циркулирующих в тканях (гипофизин, адреналин, гистамин и другие вещества неизвестной природы), а также от рН и напряжения тканей .
При патологическом нарушении функций капиллярной системы, естественно, могут наступать расстройства в общем кровообращении при сохраненной нормальной функции главного фактора кровообращения, именно — сердца и сосудов». Он выделил особую дистрофическую форму недостаточности кровообращения. Совместно с В.Х. Василенко Н.Д. Стражеско разработал классификацию недостаточности кровообращения, которая
была им представлена и принята на XII Всесоюзном съезде терапевтов в 1935 г.
Изучал Стражеско также проблемы эндокардита и ревматизма. В 1926 г. на IX Всесоюзном съезде терапевтов им был сделан программный доклад о затяжном септическом эндокардите. Он создал собственную оригинальную теорию ревматизма, которую представил на IV Международном конгрессе по борьбе с ревматизмом (1934 г.) и V Международном антиревматическом конгрессе в Осло. На основании своих клинических наблюдений и проведенных бактериологических исследований Стражеско установил существенную связь между сепсисом, эндокардитом и ревматизмом, рассматривая их как отдельные клинические формы стрептококковой инфекции.
Работал он и в области гематологии. Одна из первых его работ была посвящена эритремии, в дальнейшем он проводит исследования по изучению клинической симптоматики и патогенезу анемий. Он обосновал положение об иммунном происхождении гемолитической анемии. Изучал он и лейкозы, и лимфогрануломатоз, и геморрагический диатез. В 1940 г. Н.Д. Стражеско в соавторстве с Д.Н. Яновским впервые в СССР издал гематологический атлас, уже после его смерти был издан в соавторстве с Д.Н. Яновским и М.А. Виноградской атлас пунктатов лимфатических узлов. На основе проведенных им и его учениками исследований Стражеско выдвинул концепцию о гематопаренхиматозном барьере, им было создано учение о клинических синдромах в гематологии, изучалось значение обмена веществ при заболеваниях крови.
Н.Д. Стражеско был выдающимся общим патологом, о чем свидетельствуют его работы: «Об особенностях течения внутренних болезней у стариков» 1938 г., «Физиологические основания утомления» 1939 г., «О гематопаренхиматозном барьере во внутренней патологии» 1942 г. и др.
Все наблюдающиеся в клинике патологические явления он рассматривал в динамике их развития, в их связи между собой и со всем организмом, учитывая при этом руководящую роль нервной системы. Начав свою научную деятельность с тесного сотрудничества с физиологами (его диссертация «К физиологии кишок»), он на всю жизнь остался приверженцем физиологии, патофизиологии, биохимии как основ клинической медицины, без знания которых невозможно понять сущность происходящих в организме патологических процессов, на всю жизнь сохранил любовь и приверженность к эксперименту.
Н.Д. Стражеско был представителем патофизиологического направления в отечественной медицине. Он был блестящим диагностом, терапевтом. Сущность патологических процессов он стремился познать с помощью клинико-экспериментального метода. Его глубокие теоретические знания физиологии, патофизиологии, биохимии давали ему возможность подвести прочную научную базу под клинические наблюдения.
С 1907 г. Стражеско — профессор Киевских женских мед. курсов, с 1919 г. — Новороссийского университета в Одессе, а с 1922 г. он вновь в Киеве, в мединституте, где до 1936 г. возглавляет различные клиники (пропедевтическую, госпитальную, факультетскую). На базе этих клиник он создал большие, хорошо оснащенные клиники. В 1936 г. Стражеско создал и возглавил уникальное научно-исследовательское учреждение — Украинский институт клинической медицины (который в настоящее время носит его имя). При организации этого института в числе первоочередных проблем Стражеско выдвинул вопрос об изучении проблемы «внутренняя патология и беременность», в связи с чем была начата совместная работа акушеров и терапевтов.
Занимался Стражеско и вопросами истории медицины. Этому вопросу посвящены его работы: «История киевской терапевтической школы за 100 лет», «Влияние И.П. Павлова на направление внутренней медицины» и др.
Стражеско был почетным членом многих научных обществ: Всесоюзного, Московского, Крымского обществ терапевтов, Всесоюзного общества патологов и физиологов. Много лет он был председателем Киевского терапевтического общества. Он принимал активное участие в организации научных конференций, съездов, издании руководств и учебников.
Большую работу Н.Д. Стражеско осуществлял в период Великой Отечественной войны. Вместе с Академией наук УССР он был эвакуирован в Уфу, где проводил большую консультативную работу в военных госпиталях. С самого начала войны он занимался изучением проблемы раневого сепсиса, руководил группой ученых, которые занимались изучением этой проблемы, в итоге были выработаны рациональные методы патогенетического лечения раневого сепсиса, что способствовало снижению смертности от него.
Стражеско был прекрасным педагогом и создал большую школу терапевтов. 32 его ученика — руководители кафедр и доценты в различных городах нашей страны.
В день 75-летия Н.Д. Стражеско в приветствии Академии наук СССР было сказано: «В лаборатории
великого Павлова, где Вы начали свою научную деятельность, Вы блестяще овладели методами физиологического эксперимента и исследования, являющимися образцом применения точных методов в медицине.
Своими работами Вы доказали роль и значение нервной системы в ряде заболеваний внутренних органов. В Ваших исследованиях сочетается высокое искусство физиологического эксперимента с огромной эрудицией и тонкой наблюдательностью клинициста и диагноста.
Созданные Вами методы изучения кровяного давления и сердечных ритмов — ценнейший вклад в область диагностики и патогенеза заболеваний сердца и кровообращения. Усовершенствованная Вами методика исследования органов брюшной полости стала достоянием всей советской медицины.
Вы теоретически и экспериментально обосновали применение строфантина при лечении сердечной недостаточности и разработали первую научную теорию ревматизма, в которой показали тесную связь этого заболевания с сепсисом и эндокардитом.
Во время Великой Отечественной войны Ваши открытия сыграли выдающуюся роль в борьбе с раневой инфекцией и раневым сепсисом и способствовали значительному снижению смертности воинов Советской армии.
Вы создали замечательную терапевтическую школу, успешно разработавшую и решившую ряд труднейших вопросов физиологии, патологии и терапии болезней сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения.
В результате полувековой преподавательской деятельности Ваши знания и опыт стали достоянием тысяч специалистов, применяющих на практике достижения Вашей терапевтической школы».
5
6
Ш 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Бревнов В.П. Роль Н.Д. Стражеско и В.П. Образцова в развитии отечественной кардиологии // Тер.архив. — 1977. — № 10. — С. 150-153.
2. Бревнов В.П. Вклад Н.Д. Стражеско и его школы в развитие советской гематологии // Клин.медицина. — 1978. — № 2. — С. 142-144.
3. Бурчинский Г.И. Вклад акад. Н.Д. Стражеско в отечественную клинику внутренних болезней // Клин.медицина. — 1986. — № 8. — С. 142-145.
4. Стражеско Н.Д. Избранные труды. Т. I и II. — Киев, 1955.
о